И плюсы не имеет в. Что лучше: частный дом или квартира, ставим плюсы и минусы

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.

Формирование памяти как основной психической функции

Ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

В первые годы жизни память формируется как составная функция . Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

– процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается . В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

Дошкольный возраст - время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Память - когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти - образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  • непроизвольная - впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  • произвольная - подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная - запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная - откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  • зрительная - запоминание видимых образов;
  • слуховая - запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) - запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная - запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая - усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача - все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй - картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных - посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание - посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде - дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я - знаю - пять - имен - мальчиков: Коля - раз, Петя - два, Ваня - три, Леша - четыре, Игорь - пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота - нарисовать второго кота. Два дерева - нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы - последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия - ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия - выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой - улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование - проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  • слуховая - больше читать вслух;
  • зрительная - использовать наглядные средства;
  • моторная - записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

Группировка материала

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку - во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  • Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  • Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  • Физическая активность - стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  • Сон - его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  • Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы - самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

Дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6 лет. В это время практически все познавательные процессы интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на принципиально новый уровень. Наиболее важную роль при этом начинают играть мышление и восприятие: ребенок познает мир, окружающий его. Причем, делает это целенаправленно, выделяя из общей массы предметы и явления, которые ему интересны. Однако приобрести значимый опыт и сохранить усвоенный материал надолго ему поможет память. Рассмотрим развитие различных видов памяти в дошкольном возрасте кратко.

Каковы отличительные особенности памяти в дошкольном возрасте?

Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:

Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.

Из-за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.

Эти особенности во многом объясняют то, почему именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы. Запоминая движения, ребёнок может выполнять их последовательно, осознано и контролируя происходящее с ним. Более высокий уровень развития этого вида памяти также очень хорошо прослеживается и в игровой деятельности: стараясь придерживаться установленных правил, ребенок следит и за тем, чтобы их соблюдали другие.

Благодаря развитию памяти детей многие действия, выполняемые ребенком, доводятся до автоматизма и не требуют усиленного контроля со стороны сознания.

Ребенок усваивает образцы, которые впоследствии самостоятельно преобразует в более сложные. Причем со временем это правило распространяется не только на элементарные процессы, но виды активности, требующие участия мелкой моторики.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.

Как правило, ребенок запоминает события, играющие заметную роль в его жизни и наполненные яркими эмоциями. Ребенок начинает сохранять запоминающиеся ему праздники, путешествия; но в то же время – помнить обиды, боль и т.д.

Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном периоде достигается также за счет становления произвольного внимания.

Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами или явлениями, ребенок начинает запоминать и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.

Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников

Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде – научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности – для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.

Таким образом, еще одной приоритетной задачей развивающих занятий является усвоение ребенком элементарных логических закономерностей.

Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.

Развивать память ребенка необходимо в процессе специально организованной деятельности и использую специальные методики. Они позволяют успешно развивать разнообразные виды и формы памяти, а также закреплять их и позволяя ребенку успешно применять их на практике.

Оценка возможностей памяти ребенка

Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком информации, предоставляемой ему на занятиях, а также вовремя заметить недостатки развития памяти, мнемические способности ребенка необходимо регулярно оценивать. В качестве основного критерия можно взять уровень развития кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Процедура проверки проста: нужно просто попросить ребенка сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).

Долговременная память оценивается по возможности ребенка вспоминать материал, который давался ему некоторое время назад. Однако не стоит забывать, что из-за тех или иных индивидуальных особенностей, дети могут отличаться неодинаковым уровнем развития различных видов памяти. Например, легко пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, не воспринимая при этом бытовые указания и т.д.

Нарушения памяти у дошкольников

Учитывая то, что развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

Дидактические игры для развития памяти

Для того, чтобы успешно развивать у ребенка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:

  1. Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит запоминать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе.
  2. Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
  3. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен достаточно четко понимать, для чего именно ему нужен запоминаемый материал и как именно он сможет использовать его в будущем.
  4. Для того чтобы убеждаться в том, что ребенок действительно усвоил предложенный материал, нужно периодически проверять результаты запоминания.

Упражнения на развитие кратко- и долговременной памяти, должны учить ребенка находить сходства и различия предметов, выстраивать ассоциации, находить причинно-следственные связи, находить отличительные особенности каждого объекта окружающего его мира. Также необходимо уделять внимание развитию всех видов этого процесса.

  1. Для того, чтобы у ребенка развивалась кратковременная память, ему можно предлагать последовательно воспроизводить произнесенные слова, либо обозначить показанные ему картинки или игрушки.
  2. Для развития долговременной памяти полезно предлагать ребенку упорядочивать предметы или явления, искать между ними связи и запоминать их.

Чтобы у ребенка могло активно формироваться логическое запоминание, необходимо также уделить внимание развитию также ассоциативному мышлению. Эти особенности позволят ребенку устанавливать связь между объектами по различным параметрам (чаще всего по смежности, сходству, различию, контрасту). Родителям необходимо предлагать ребенку самостоятельно находить сходства и различия между предметами, а также объяснять их опираясь, в частности, на формирующийся в этом периоде, личном опыте. Хорошим упражнением может стать подбор ассоциаций: выбрав любое слово, родитель предлагает ребенку построить ряд других слов, на его взгляд определенным образом связанных с ним. Очень желательно, чтобы ребенок объяснял построенные ими связи: помимо развития памяти это даст ребенку возможность развивать в себе нестандартное мышление, творческие навыки.

Каждое использованное для детей упражнение лучше всего повторять с определенной периодичностью для того, чтобы информация закреплялась в памяти ребенка как можно прочнее. Со временем можно усложнять задания, предлагая ребенку решение все более сложных и разнообразных задач.

Другие аспекты развития памяти ребенка

К числу условий, необходимых для нормального развития памяти ребенка, относятся:

Правильное питание. Замечено что, если ребенок не будет получать достаточного количества витаминов и минералов, его интеллектуальное развитие, в частности – развитие процессов памяти, будет существенно заторможено. Для того, чтобы головной мозг ребенка получал нужные ему питательные вещества, в рационе обязательно должны присутствовать белковая пища, свежие фрукты и овощи, сахар в умеренном количестве.

Очень важно контролировать длительность и интенсивность интеллектуальной деятельности детей. Особенности дошкольников таковы, что они еще не отличаются усидчивостью; концентрация внимания быстро падает, качества усвоения материала сходит на нет. Оптимальная продолжительность занятия составляет 15-20 минут. После этого очень желательно переключить внимание ребенка, предложив ему другой вид деятельности.

Отвлечься от утомляющей интеллектуальной деятельности ребенку дошкольного возраста поможет физическая активность. Регулярные спортивные занятия, игры на свежем воздухе также способствуют налаживанию кровоснабжению мозга и служат профилактикой кислородного голодания.

Заключение

Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.

память психологический ассоциация дошкольный

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Так, если в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие, то важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является новая система психических функций, в центре которых становится память .

Память заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека. Запоминание, как и воспроизведение, бывает непроизвольным (при нём отсутствует сознательно поставленная цель) и произвольным: оно отличается целенаправленностью и наличием специальных способов запоминания и воспроизведения. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на непроизвольную и произвольную. Память детей носит в основном непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли ребёнка, и он чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребёнка, могут непроизвольно запечатляться в его памяти. Непроизвольно запоминается то, что интересно ребёнку, что многократно повторяется: дорога, по которой он много раз ходил в детский сад; строение цветов и деревьев, которые неоднократно рассматривал на прогулке; содержание сказки, которую внимательно слушал дома и в саду. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает их героям.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причём чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Главными условиями продуктивности непроизвольного запоминания являются выполняемые ребёнком действия (в том числе и умственные) с предметами или материалом, подлежащим запоминанию. Качество непроизвольного запоминания, например, картинок, зависит от того, что он с ними делает: при простом рассматривании картинок дошкольник запоминает значительно хуже, чем если он группирует их по определённому признаку, то есть сравнивает между собой, находит общие признаки и на этой основе объединяет их. Большое значение имеет речевая деятельность детей. Ребёнок лучше запоминает предметы, когда он их называет.

Непроизвольная память, являясь господствующей в дошкольном возрасте, особенно на ранних его этапах, не утрачивает своего значения и во все последующие годы, но в детском возрасте именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребёнку разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу, способствует овладению речью, формированию навыков поведения.

Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребёнка дошкольного возраста, -- это переход от непроизвольных к произвольным её процессам .

Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами), причём наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически.

На протяжении дошкольного возраста под руководством взрослого произвольная память совершенствуется. У ребёнка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Это закономерно, поскольку во всех видах своей деятельности (в игре, конструировании, рисовании, выполнении поручений), при общении ребёнок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действий с предметами, он должен использовать знания, полученные им ранее.

Необходимость вспомнить приводит ребёнка к выделению цели запомнить, однако недостаточно поставить перед ним мнемическую задачу, нужно научить ребёнка, как запоминать, то есть научить его способам запоминания. С точки зрения способов произвольное запоминание делится на механическое и логическое. Механическое запоминание основано на многократном повторении. Ребёнок запоминает считалку, слова стихотворения, иногда недоступного для его понимания, потому что неоднократно сам повторил их или слышал. Некоторые психологи считают, что детская память - механическая. Один из известных исследователей этой проблемы, А. А. Смирнов, выделяет три группы фактов, которые обычно приводятся в пользу тезиса о механическом характере запоминания у дошкольников и младших школьников:

1) лёгкое запоминание детьми непонятного им и даже бессмысленного материала;

2) тенденция запоминать, не вникая в смысл того, что заучивается;

3) буквальность заучивания.

Причины же этих особенностей запоминания А. А. Смирнов видит, во-первых, в том, что такой материал привлекает, удивляет детей своей необычностью, своей звуковой стороной, ритмом (считалки, например) и поэтому запечатлевается в памяти; во-вторых, далеко не всякий материал доступен ребёнку, поддается осмыслению, а значит, вызывает у него стремление к буквальному заучиванию. К причинам преобладания в памяти ребёнка механического запоминания относится и отношение его к этому процессу. Для маленьких детей задача запомнить нередко означает воспроизвести материал во всех деталях. Это порождает стремление к копированию, в частности, дети часто исправляют взрослых, если сказку, например, папа или мама начинают «своими словами». Ограничены ещё и речевые возможности ребёнка.

Механическое запоминание - это особая форма запоминания, а не просто ступень в развитии памяти.

Формирование логической памяти у дошкольников предполагает развитие их мыслительной деятельности, их умения анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, обобщать и классифицировать их.

Каковы же основные способы логического запоминания, доступные детям дошкольного возраста? Важным приёмом является повторение материала. Оно выступает в разнообразных формах: повторное восприятие предметов, повторное их называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Важно распределить повторения во времени. Если, например, для заучивания стихотворения надо 8 повторений, то наиболее рационально дать детям повторить его в 1-ый день 2-3 раза. На следующий день - ещё 2-3 раза и т.д. Разнообразие повторений имеет значение как для запоминания, так и сохранения материала в памяти.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности . Третий и четвёртый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Детям дошкольного возраста доступен и такой приём логического запоминания, как смысловое соотнесение .

Классификация является так же одним из способов логического запоминания.

В дошкольном возрасте у ребёнка начинают развиваться сложные виды памяти: произвольная и смысловая (логическая). Однако это происходит в условиях специального обучения.

Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е. лёгкой запечатлеваемостью действующих раздражений.

Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста интересовала многих отечественных психологов. К примеру, А.А.Смирнов изучал внутренние природы глобальной зависимости протекания и развития психических процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности и механизмов формирования психического отражения в человеческом онтогенезе. П.И.Зинченко проводил интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие памяти. Л.С. Выготский рассматривал память как сложную деятельность ребёнка, формирующуюся под влиянием общения со взрослыми в процессе активной мыслительной деятельности ребёнка. Эти идеи были развиты в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова - их работы создали необходимые психологические основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, которые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий,которые ранее считались малодоступными.

Наиболее широко рассматривается проблема значения и развития различных сторон памяти детей в дошкольном возрасте в исследовании З.М.Истоминой, которой установлена зависимость процессов памяти (запоминания и воспроизведения) в дошкольном возрасте от той деятельности, в составе которой они осуществляются, изучены возрастные и индивидуальные различия процессов памяти у детей разного дошкольного возраста, выявлены различные уровни и стадии развития мнемонических процессов у дошкольников, установлены соотношения уровней развития различных сторон процессов памяти (быстроты и точности запоминания), между различными видами памяти (произвольным и непроизвольным), выявлены пути успешного формирования логической памяти у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Она обеспечивает запоминание наглядных образцов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.д. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящих в различных сферах психической деятельности ребёнка, и, прежде всего в познавательных процессах: восприятии и мышлении. На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход:

От единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщёнными образами;

От «нелогичного», эмоционального, нейтрального, часто смутного расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несуществующие детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, чётко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определённые отношения к нему ребёнка;

От нерасчленённого, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разных видах деятельности;

От оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, т.е. отражающие предметы в многообразии связей.

Роль памяти в развитии ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно.

Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.

Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание . Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательное впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.

Особенно богата память дошкольника образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного дома, у отдельного животного и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность . Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.

В течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти - эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты.

Есть один факт, который называется фактом амнезии - младенческий возраст и раннее детство всеми забывается.

Связных воспоминаний из эпохи раннего детства обычно в сознании не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало участвует она во всей деятельности сознания. Память выдвигается на первый план в последующих возрастах.

Память у ребёнка в раннем детстве проявляется всегда в активном восприятии-узнавании.

Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но уже в возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно - образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов.

Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике ребёнка появляется важное новообразование - постепенный переход от непроизвольного, непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним психологическим признаком является стремление ребёнка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. В ходе детского развития складывается новая функциональная система, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память и внимание, которые при формировании специальных действий приобретают произвольный и преднамеренный характер. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижения в общем умственном развитии внимание приобретает большое значение в развитии познавательной деятельности.

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память - что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс - осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое "хорошая память"? Это когда ребенок без труда может , который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций - они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации - она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Этапы развития памяти у детей

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап - возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно , которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап - с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию - один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде - все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, - важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.