Какие вы знаете литературные произведения где разум берет верх над чувствами? Должна ли любовь быть разумной.

Жизнь без любви невозможна. «Любовь - это сердце всего» - как близка мне эта мысль моего любимого поэта Владимира Маяковского. Не только он, но и многие русские и зарубежные писатели размышляли об этом чувстве. В русской классике любовью проверяли авторы своих героев: насколько они человечны, сильны, искренни. Любовь многолика: нежна и жестока, своевольна и ревнива, ранима и безжалостна. Но может ли это чувство быть разумным? На этот вопрос я ищу ответ на страницах любимых книг.

Вот, например, в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» показано, что любовь может появиться совсем неожиданно. Писательница детально изображает перерождение неприязни, вражды, даже ненависти самое чистое и возвышенное чувство. В начале романа мистер Дарен и Элизабет Беннет, испытывая взаимную неприязнь, довольно нелестно отзываются друг о друге: «Что ж, она как будто мила. И всё же не настолько хороша, чтобы нарушить мой душевный покой». Дарен ведёт себя отчуждённо и высокомерно, он горд и не намерен проявлять дружеские чувства по отношению к Элизабет, которая также не смогла найти в новом знакомом того, что в дальнейшем станет смыслом её жизни. «Это было бы самым большим несчастьем: найти приятным человека, которого решила ненавидеть!» Джейн Остин проводит героев через тяжёлые испытания, и только после этого она снова переплетает их судьбы. На этот раз навсегда. В конце романа Элизабет восклицает: «Быть может, я не всегда любила его так, как сейчас. Но хорошая память при таких обстоятельствах непростительна». Я думаю, что эти слова и есть доказательство мысли, что любовь неразумна, можно любить вопреки рассудку, только сердцем.

Но, может быть, к такому выводу можно прийти, читая женский роман начала XIX века? А если обратиться к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»? В этой книге тоже есть история любви. Уинстон и Джулия полюбили друг друга вопреки всем правилам и законам. Любая их встреча считалась тяжким преступлением, да и само чувство приравнивалось к измене. Они совершали поступки, о которых другие боялись даже подумать. Словами своего персонажа Оруэлл утверждает: «Когда любишь кого-то, ты его любишь, и, если ничего больше не можешь ему дать, ты всё-таки даёшь ему любовь». Писатель рассуждает о любви как о чём-то самодостаточном, но при этом охватывающем всего человека и всю его жизнь. Любовь заставляет людей рисковать всем. не задумываться о последствиях, даже забывать о том, что час расплаты неизбежен. Любви не нужна посторонняя помощь, чтобы проникнуть в душу человека, она заставляет сердце биться чаще и запирает разум на замок. В романе «1984» любовь показана в виде всё разрушающего вихря, исцеляющего растерзанные несправедливостью мира души.

Ещё одним примером того, что любовь не может быть разумной, является трагическая судьба Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений привык жить, полагаясь лишь на рассудок, доверяя лишь практическому опыту. «Мы знаем физиологию глаза, - говорит он Аркадию Кирсанову, - откуда тут взяться таинственному взгляду?» Но когда на него обрушилась любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, его убеждения поколебались под порывами страсти: «он с ужасом осознавал романтика в самом себе». В душе Базарова бушуют непримиримые противоречия, разум не может совладать с чувством. Базаров оказывается сломленным и впоследствии умирает. Перед смертью, прощаясь с Одинцовой, непримиримый нигилист говорит: «Дуньте на угасающую лампаду…» Это ли не доказательство того, что любовь побеждает всегда?

Возможно, когда я повзрослею, прочитаю ещё больше умных книг, влюблюсь по-настоящему, я стану думать по-другому. Но сейчас я убеждена в том, что любовь разумной быть не может.

Никогда это таинственное, великое, неукротимое, неосознанное чувство не будет подвластно воле разума.

Валерия Петрова, 11-Г класс, Академическая гимназия №56.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Наверное, каждый человек, живущий на планете, хоть раз задавался вопросом: что такое любовь? Что ей движет? Подчинена ли она сердцу? Или же разуму?

Конечно, человека от животного отличает разум, именно он помог развитию научных отраслей и искусства. Но, несмотря на это, я думаю, что любовь – это чувство, не поддающееся голосу рассудка. Как много каждый из нас слышал историй о том, что мужчина делал для любимой женщины! Как много ежедневно делает мама для своей ребенка!

В качестве примера любви, не поддающейся голосу рассудка, хочется воспользоваться биографией Владимира Маяковского. Не каждый нашел бы в себе силы жить вместе со своей возлюбленной и ее мужем. Владимиром Владимировичем, несомненно, двигала слепая безрассудная любовь, которая одновременно мучила его и делала счастливым.

И, конечно же, вспоминая о любви, подчиненной лишь голосу сердца, хочется упомянуть о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Главная героиня, желая быть со своим возлюбленным, уходит от дома. Анна понимает, что ее супруг не даст видеться с сыном, но она действует на поводу своих чувств. В дальнейшем героиня не может решить, что для нее важнее – желание быть со своим ребенком, делить с ним радостные моменты его взросления, или же поглощающая ее страсть. Это нелегкое решение Анна так и не смогла принять, что закончилось трагедией.

Думаю, что в душе человека, испытывающего любовь, всегда разум борется с чувством. И не всегда то, что рассудок говорит человеку, является верным. Как много даже в повседневной жизни поступков, которыми восхищаются, были созданы благодаря чувству. Именно оно помогло выиграть нашей стране в Великой Отечественной войне. Ведь люди сражались за счастье своих любимых, не жалея себя.

В заключение мне хотелось бы сказать, что стоит прислушиваться и к разуму. Ведь порой он защищает людей от ошибок.

Итоговое сочинение.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Алоизий Могарыч в романе Мастер и Маргарита

    Ещё один типаж предателя. Алоизий Магарыч. Этот человек не дрожит за свою жизнь. Наоборот. Он желает получить от этой жизни максимум, на который способен сработать его изворотливый ум. Внешне похож чёрт знает на что.

  • В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.

  • Сочинение Мой любимый герой сказки Царевна-лягушка 5 класс
  • Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.

  • Образ и характеристика Глеба Капустина в рассказе Срезал Шукшина

    Ключевым персонажем произведения является Капустин Глеб, представленный писателем в образе деревенского жителя, работающего на пилораме.

ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ. АЛГОРИТМ. КОММЕНТАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ (вопрос+тезис): (60-70 слов) Задача: ввести в тему, дать общие сведения по проблеме, обозначенной в теме; дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления , связанные с темой или ключевыми словами

Этапы работы:1.Анализ темы. Формулирование определений ключевых слов. (Разум-это...)2.Формулирование вопроса к теме 3.Формулирование одного конкретного ответа , который и будет являться ТЕЗИСОМ – ИДЕЕЙ (ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ) сочинения, т.е. выражать точку зрения пишущего. Размышления, связанные с темой, ключевыми словами. Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают

Вопрос (задаем главный вопрос темы, затем в основной части на него отвечаем).

Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина...? Невольно задаешься вопросом: зачем...? Как мы должны относиться к...? Задумаемся: должны ли мы...? Почему же нужно …? Что же самое главное …?

Тезис (главная мысль, которую следует доказать)

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Клише (=общие рассуждения о предмете речи) :

1.С давних времен человек размышлял о… 2.Каждый из нас сталкивался с… 3.Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…. 4.Никто не станет отрицать важности… в жизни людей.5.Как часто мы слышим о.... 6.Мы знаем о... из книг и фильмов, рассказов близких. 7. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. 8. Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… 9.Могу предположить, что …(тезис) 10. Позволю себе высказать свою точку зрения

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ-АРГУМЕНТЫ. (200-250 слов-1 аргумент или 2 аргумента)

Задача: ответить на главный вопрос темы или последовательно доказать главную мысль сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении

В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

Произведени я одной эпохи или периода в хронологическом порядке. Прозаические произведения - не менее одного. Лирические произведения - не менее двух. Использовано не менее пяти литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Важно: Обращение к произведению (указаны автор, название); Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!) Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме; Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)

Клише (Как переходить от одной части к другой части сочинения?)

1.Тема разума и чувства интересна для многих писателей... затрагивается во многих произведениях... 2.Читая произведения мировой художественной литературы, в том числе и русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. 3.Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 4.Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы…. 5.Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.... 6. Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Есть. Так в произведении…показан…. -Именно… (один из этих вариантов!) 7.За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы 8.В доказательство своих слов я приведу несколько примеров. 9.Вспомним героя повести … (автор, название).10.Обратимся к роману… (автор, название).11.Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Аргумент № 1. Название конкретного произведения и автора. Подтезис (аспект доказательства)

Клише (Как переходить от одного аргумента к другому внутри основной части ?)

1. Еще одно произведение, где поднимается тема…. 2. О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении….3.Об этом же писал… 5.Это же волновало…. 6.Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… 7.Можно привести и другой пример. 8.В качестве второго аргумента обратимся к произведению… 9.Эта же тема рассматривается и в произведении... 10.На примере- судьбы-жизни- поступков- героев произведения автор заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воле сердца или холодный расчет все-таки лучше?

Аргумент № 2. Название конкретного произведения и автора. Подтезис (аспект доказательства)

Размышления о произведении (тема-идея – проблема – главные герои как носители идеи, представители темы)

Анализ эпизода. Промежуточный вывод

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора): Писатель считает, что… Автор хочет донести до нас мысль о…. Автор повествует о… описывает… показывает…Писатель размышляет о…

Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на …Он акцентирует внимание читателя на…Он осуждает….Он ставит нам в пример…..Автор подчеркивает…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ = ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ= ВЫВОД, ПРИЗЫВ, ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ (60-70 слов) Задача: дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить)

Вывод - обобщенное высказывание, соединяющее промежуточные выводы с тезисом может быть выражено при помощи афоризмов и должно являться кратким ответом на вопрос.

Личное отношение к теме, проблеме. Вопрос превращается в утверждение

Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении

Подводя итог, хочется сказать:…-Таким образом, мы понимаем, что….- Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) +Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

Клише

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…Невольно напрашивается вывод…

Таким образом, …Итак, можно сделать вывод, что…В заключение хочется призвать людей к…

Думаю, надо… И в заключение мне хотелось бы сказать, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … Все приведенные мной примеры убеждают нас в том, что… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

ВАЖНО: Перечитываем сочинение, проверяем орфографию, пунктуацию, ищем речевые и грамматические ошибки; проверяем правильность абзацного членения. Переписываем работу в чистовик. Следим за почерком!!! Проверяем чистовик

Темы сочинений.

Разум и чувство

Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов)

Есть совесть – есть и стыд.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель)

Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

`Готов ли разум подыграть,

Когда душе открыто буйство?` (О.Василенко)

Чего больше в любви: чувства или разума?

Бывает ли любовь разумной?

Что руководит поступками человек в экстремальной ситуации: чувства или разум?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Вступление (60-70 слов)

1.Чувства и разум – что важнее? Этот вопрос во все времена занимал людей. А ответ простой, и он на поверхности: и чувства, и разум одинаково важны. Необходимо прислушиваться к ним в равной степени.

2.Нужно ли разделять чувства и разум? ...Уже много лет люди спорят о том, что есть разум без чувств или чувства без разума? Одни считают, что можно отбросить чувства и положиться на разум, другие же напротив отдают предпочтение чувствам, а не разуму. Есть и третьи, кто говорит, что разум и чувства должны жить в гармонии.

3.Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы равно нуждаются друг в друге.

4.А давайте поговорим про чувства . Про то, как вообще жить – опираясь на разум или на чувства? Как лучше? Как «правильнее»?

5.Что важнее: чувства или разум?

Если человек прислушивается исключительно к уму, он рискует подавить свои чувства, разучиться чувствовать, растерять свою интуицию. Такой человек вынужден жить в тисках «должен» и «правильно». Такие же требования он начинает предъявлять к окружающим, осуждать их и наказывать за «избыток» чувств, которых лишен сам.

Если человек прислушивается только к чувствам, он рискует быть захваченным своими страстями, заблудиться в своих желаниях, перестать различать «хочу» и «надо». Слепое следование чувствам ведет к тому, что человек потакает себе. И очень сложно потом вернуть себе волю.

6.Чувства и разум – что важнее? Каждый человек знает, что разум и чувства взаимосвязаны. Одни люди выбирают для себя опору на разум, а к чувствам прислушиваются – как к ориентиру. Другие люди считают свои чувства более важными, а свой разум используют в качестве ориентира. Оценивают, как не сделать глупость и не потерять землю под ногами, следуя своим желаниям. Однако между первым и вторым путем разница не существенна. Не столь важно, первичны чувства или разум. Важно, чтобы они были уравновешены.

Тезис

  • Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
  • Наши чувства и разум не всегда находятся в ладу. Очень часто приходится слышать: живите сердцем! Жить сердцем – значит, жить чувствами. Но чувства по своей природе очень противоречивы и двойственны . Ну, например, любовь . Она приносит счастье. И она же – приносит страдания. Или зависть : может сжирать человека изнутри, а может – активизировать и сподвигать на поступки.
    Отсюда можно сделать вывод, что жить чувствами сложно.
  • Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
  • Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
  • Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
  • Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
  • Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.
  • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся вдруг друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», - утверждал В.Г. Белинский. И я с ним согласен. Ведь согласитесь, что без чувств, руководствуясь лишь логикой, мы перестанем понимать других людей, и жизнь потеряет всякие краски. Мы будем влачить жалкое существование, не в состоянии даже выразить любовь, привязанность, радость, сострадание, печаль, гнев, ревность, отчаяние и многие другие чувства. Но, с другой стороны, только чувствами жить тоже нельзя. Ведь как бы прекрасно ни расписывали их поэты всех времен, именно из-за чувств человечество совершает большинство ошибок. И если чувства не будут ограничены разумом, то может случиться непоправимое. Стоит лишь представить, что случится, если каждый человек в мире будет действовать на чистом порыве чувств, забыв о всякой логике и здравомыслии. Поэтому чувства и разум должны гармонировать внутри человека, ведь они именно то, что делает нас людьми. В доказательство своих слов я приведу несколько примеров.
  • Любовь - самое теплое и нежное чувство. Она преображает человека и вдохновляет его на красивые поступки. Это чувство знакомо каждому из нас. Что же касается страсти? Я считаю, что это высшая степень любви, когда избранник становится смыслом жизни, а все остальное кажется мелким и незначительным. К сожалению, это чувство не всегда напоняет сердце человека счастьем. Оно способно разрушить жизнь и нанести неизлечимые душевные раны. Самое страшное, что такая любовь затмевает людям разум. Испытывая страсть, человек видит в своем избраннике только хорошее, игнорирует все его недостатки и отказывается верить в отсутствие взаимности, придумывая оправдания для любимого человека.
  • Когда к человеку приходит настоящая любовь, он готов ради нее на все. Искренне любящий бескорыстен в своих поступках и счастлив просто быть рядом с самым дорогим человеком. Я считаю, что быть любимым - великий подарок судьбы, который она преподносит далеко не каждому. Очень жаль, что не все способны оценить эту роскошь и предпочитают любви высокий статус и материальные блага.
  • Чувство любви прекрасно, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.
  • Нередко от людей можно услышать о том, что они сомневаются между какими-то определенными желаниями, выбирая, чему именно отдать предпочтения – уму или чувствам. Чаще всего с таким выбором сталкиваются те, у кого проблемы на личном фронте – сердцем хочется быть вместе с кем-то, но ум подсказывает, что, скорее всего, ничего хорошего от такого союза ждать не придется (Олеся)

Переход к основной части

  • Размышляя на данную тему, автор сопоставляет героев произведения
  • Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым. Каждый должен решить и выбрать для себя один путь.
  • Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к...
  • В данном произведении... смог передать душевные терзания главной героини. .
  • Читая «...» мы убеждаемся в том, что «разум и чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».
  • Первым моим примером станет книга «...», автором которой является... В ней повествуется о... Герой произведения руководствуется только разумом
  • Эта книга - яркий пример холодного разума и горячих чувств, пробивающихся через толщу запретов в мучительной борьбе героя с самим собой.
  • В этих произведениях повествуется о герое, у которого разум преобладает над чувствами. Главный герой расчетлив, умен и умеет любую ситуацию повернуть в свою пользу.
  • Хотя он руководствуется всегда лишь разумом, в его поступках часто просматриваются порывы чувств.
  • Но в нем явно начинает прослеживаться преобладание чувств над разумом. Эту серию я также считаю хорошим примером того, как в одном человеке есть и расчетливый разум, и порывистые чувства.

Заключение.

  • Подводя итог, я утверждаю, что в каждом человеке должна быть гармония чувств и разума. Ведь только в их гармонии лежит дорога к процветанию человеческой души.
  • Я же думаю, что человек должен быть гармоничным и воспринимать мир по-разному, в зависимости от ситуации. Конечно, в большинстве случаев следует использовать ум – так вы добьетесь большего успеха в серьезных делах с серьезными людьми, получите их уважение и признание. Но нельзя отказываться и от использования других средств восприятия. Человек быстро устанет, если будет использовать один лишь ум, забывая о чувствах и интуиции. Важно давать себе волю, возможность экспериментировать по жизни, иногда даже ценой ошибок. Также иногда очень важно использовать интуицию, в особенности это касается тех случаев, когда человеку не помогают разум и чувства или когда он не может между ними выбрать. В целом же, подбивая итоги, я хочу сказать, что, наверное, обычно сильнее всего ум. Это хорошо и нормально, благодаря этому мир вокруг и развивается. Но человеку не зря даны чувства и интуиция, иногда им можно давать волю и использовать вдоволь
  • Те, кто скептически относится к жизни сердцем, предлагают «включать голову», т.е. жить разумом. Однако «разумное поведение» вовсе не гарантирует успехов и не исключает ошибок. Потому что чистый разум без подсказок сердца неспособен распознать и удовлетворить наши желания, неспособен верно понять окружающих и много на что еще неспособен. «Правильная» жизнь, где все логично, продумано и взвешено, никогда не сделает нас полностью счастливыми.
  • Поэтому можно с уверенностью говорить, что великой русский писатель хотел донести до сердец читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.
  • Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы произведений... я прихожу к выводу о том, что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт: чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства «человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств».
  • Конечно, мир человеческих чувств действительно интересен и по-своему прекрасен , чувства всегда будут неотъемлемой частью гармонии нашей жизни, главное, верно расставлять приоритеты и не потонуть в пучине чувств. +_ цитата
  • Гармония чувств и разума возможна только тогда, когда чувства разуму подчинены. Человек живущий чувствами, будь то влюбленность, страх, зависть, жадность и т.д. – человек, совершенно не свободный и зависящий от окружающего мира. Человек, живущий чувствами, – управляем и ненадежен. Конечно, не идет речь, чтобы полностью исключить чувства из жизни, это было бы невозможно и глупо. Но верховенство несомненно должно оставаться за разумом.

ПОРАССУЖДАЕМ...

  • Любое чувство является порождением любви или ненависти. Ненависть – чувство, противоположное любви. Она разрушает, уничтожает и разрывает. Ненависть заставляет нас испытывать эмоции гнева, злости, ярости и раздражения.
  • Эстетические чувства. Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.
  • Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.
  • В нравственных чувствах выражается отношение человека к окружающим людям, к коллективу, к своим общественным обязанностям, к себе как личности. Исходя из присущих ему принципов морали, человек оценивает как свое собственное поведение, так и поступки, а также нравственные качества других людей, переживает те или иные эмоции в зависимости от того, насколько эти поступки или качества соответствуют нормам морали. Положительные оценки окружающими поступков человека вызывают у него чувство удовлетворения, отрицательные – переживаются как стыд, муки совести.
  • Нравственные чувства условно можно разделить на три вида. Это, во-первых, чувства, отражающие наше отношение к социальным условиям, в которых мы живем – чувство любви к Родине, чувство интернационализма, чувство гуманизма. Во-вторых, это чувства, проявляющиеся в нашем отношении к окружающим людям, к коллективу, – чувства товарищества, долга, взаимопонимания, ответственности, симпатии, дружбы, привязанности, сострадания, сопереживания. Третий вид – это чувства, выражающие наше отношение к самому себе, к своим поступкам: совесть, стыд, честь, достоинство. Источником нравственных чувств является общественная жизнь людей, их взаимоотношения, общая борьба за достижение поставленных целей. Конкретное содержание нравственных чувств определяется теми оценками, нравственными принципами, которые присущи реальным общественным отношениям в данной общественно-исторической формации.
  • Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание - осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.
  • Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.
  • Чувство чести . Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь - это признание обществом достижений личности.
  • Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.
  • Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.
  • Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью . Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.
  • Нередко в интернете, фильмах и книгах мы встречаем рассуждения на тему «разум и чувства». Цитаты из многих произведений убеждают нас, что « разум и чувства должны быть в гармонии », другие цитаты утверждают, что мир человеческих чувств интересен, а мир разума – скучен , а потому, « человек, дай волю чувствам !». Короче говоря, в вопросе здорового соотношения разума и чувств мы не всегда можем правильно оценить, что над чем должно главенствовать, разум над чувствами или чувства над разумом.
  • Наверное, у человека, связанного с литературой, слова «Чувство и разум» вызовут по крайней мере несколько ассоциаций: бедная Лиза Карамзина, чувства которой пробили брешь в сухом и правильном классицизме XVIII века («И крестьянки любить умеют!»), Правдины, Милоны, Стародумы - честная компания молодых и не очень людей, которые показали всему миру, что долг, разум побеждает чувства всегда, когда дело касается чести и справедливости

Высказывания о чувствах

  • Великие мысли исходят из сердца, великие чувства - из разума. Луи-Габриель-Амбруаз де Бональд
  • Жить - значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем. Николай Иванович Лобачевский
  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга. Иван Сергеевич Тургенев
  • Высота чувств - в прямом соотношении с глубиной мыслей. Виктор-Мари Гюго
  • Слишком тонкая чувствительность есть истинное несчастье. Карл Юлиус Вебер
  • Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее. Федор Михайлович Достоевский
  • Всякая мысль, родившаяся из нравственной идеи, есть чувство. Пьер-Симон Балланш
  • Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд
  • Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства. Жан-Жак Руссо
  • Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций (Тит Лукреций Кар)
  • Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет
  • …Кто покорил свои чувства, стойко того сознанье. «Бхагавад-гита»
  • Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. Петр Яковлевич Чаадаев
  • Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни. Оноре де Бальзак
  • Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
    Михаил Михайлович Пришвин
  • Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери. Лев Николаевич Толстой
  • То, что мы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств - чувства лишь сопровождают наши действия.
    Альфред Адлер
  • Чувство - огонь, мысль - масло. Белинский В. Г.
  • Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувственный не может быть личностью. Грасиан-и-Моралес
  • Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред. Честерфилд Ф.

Казалось бы, причем тут разум к любви, это два несовместимые понятия? Разум холоден и расчетлив, а любовь – это эмоции в чистом виде. На самом деле, основа разума – любовь, так как она созидательна. Это ум расчетлив и он может служить как добру, так и злу, а разум – это светлый ум, основанный на любви к миру, в котором человек живет. Ум обслуживает интересы ЭГО, животности или альтруизма, а разум обслуживает интересы целого и частного в нем. Разум – это объединение интересов ЭГО и альтруизма. Почему разум оказывается слабей интересов животности, ЭГО, от чего постоянно возникают конфликты, войны не только на местечковом, но и на государственном уровне? Человеку все время хочется властвовать и грабить более слабых, ради своих животных удовольствий. И человечность в виде совести, часто бывает не способна противостоять этому. Эго первично, но разумным животную сущность человека делает человечность, любовь. Без любви, человеческий род обречен на вымирание. ЭГО в чистом виде – это потребление. Оно уподобляется раковой опухоли, которая съедает среду обитания, а потом погибает сама. Любовь же стремится сохранить среду обитания, частью которой является она сама. Чтобы быть человеком, надо постоянно трудиться, прилагать душевные усилия. Чтобы быть животным, достаточно лишь следовать требованиям животных инстинктов, обслуживающих интересы ЭГО. Стремление к потреблению, развивает ум, стремление к достижению гармонии, развивает разум. Как уловить эту тонкую грань и следовать интересам разума, а не ума? Для этого, надо разобраться в движущих механизмах ума и разума. Что двигает ум и принуждает его развиваться? Страх, который приходится постоянно подавлять, чтобы найти способ его преодоления. Вам хочется есть и включается страх, который принуждает вас изыскивать способы добывания пищи. Чем сильней давит страх, тем меньше сдерживает мораль, тем больший хаос наступает в обществе (вспомните лихие девяностые или примеры из более давней истории). Капитализм в чистом виде, какими бы высокими идеалами он ни прикрывался, в основе своей – хищник, лишенный морали, человечности. Для него главное – материальная выгода любой ценой. Поэтому, он всегда будет нести войны и человеческие страдания. Итог капитализма – это самоуничтожение. Но развитие человечества не стоит на месте и разум будет все больше завоевывать свои позиции. Он более привлекателен для человека, так как способствует развитию и процветанию не только отдельно взятого человека, но и всего общества. Разум созидателен и нацелен на постоянное самосовершенствование. Если этого не будет, то разрушительные процессы возьмут верх и наступит разруха, хаос. Но ведь страх принуждает развиваться не только ум, но и разум, почему же их развитие так отличается друг от друга? При развитии ума, обслуживающего интересы ЭГО, происходит подавление страха и постоянное убегание от него за счет подстегивания, взвинчивания нервной системы, переводу ее на более возбудимый уровень. Это задает движению одностороннюю, линейную направленность. Пластинка жизни проигрывается только в одном направлении. Подавление раздражений ведет к накоплению ошибок, возникновению болезней и сокращению продолжительности жизни. Ученые ломают голову, как увеличить продолжительность жизни человека, повысить его стрессоустойчивость, чтобы противостоять все увеличивающимся психологическим нагрузкам, но сдвиговое мышление ответа на этот вопрос не дает. Ответ дает равновесное мышление, на котором основан разум. Как разум справляется со страхом? В отличие от сдвигового мышления, при котором страх подавляется, при равновесном мышлении происходит обратный процесс – разум принуждает смотреть страху в глаза. В этом случае, автоматически активизируется сильное «Я», которое противостоит страху и заставляет решать проблемы, породившие страх, а не убегать от них. Устойчивое внимание (видение) включает иной способ восприятия и осмысления окружающего мира. Мир начинает восприниматься объемно, целостно, он начинает чувствоваться, а не вычисляться. В его осмысление включается любовь. Она активизирует такие чувства, как гордость, самоуважение, чувство собственного достоинства, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие…. Линейное развитие ума уступает место расширению сознания, при котором развитие эмоционального чувствования стремится к бесконечности (мир, чтобы понимать, надо чувствовать), равно как и проникновение сознанием в суть вещей и явлений. Чем шире охват, тем глубже проникновение. Самообновление происходит за счет постоянного переосмысления прошлого. При сдвиговом мышлении, стрела времени направлена только вперед. При равновесном мышлении, время становится единым и возможно перемещение мысли в нем в любых направлениях. Именно через поворот времени вспять происходит переосмысление прошлого (эти процессы хорошо просматриваются в сновидениях). Человеческий мозг создан по аналогии с космосом – все в природе разумно. Возможно, расширение Вселенной связано с ее совершенствованием, развитием. Развитие заключается не в ускорении карусели жизни, куда сейчас устремился весь мир, а в ее торможении, постоянном снижении возбудимости, позволяющем расширять сознание и сохранять человеческие ценности в первозданном виде (ускорение их вымывает, разрушает). Каждые десять лет объем информации, которую вынужден перерабатывать человек, удваивается. Психологические нагрузки для мозга человека становятся запредельными. Люди научаются быстро, но поверхностно мыслить и при этом, чувственная сфера у них страдает. Это сказывается на семейных отношениях, на способности полноценно воспитывать своих детей. Потребление берет верх над духовностью, а бездуховное государство очень легко раскачать и разрушить. Какая сила может остановить разрушительные процессы, в которые сейчас устремился весь мир? РАЗУМ, в основе которого ЛЮБОВЬ. Без ее присутствия разум не работает. Как активизировать разум, чтобы противостоять разрушительным процессам? Для этого надо сделать внимание устойчивым. Когда внимание направлено в реальность, вы видите и понимаете происходящие вокруг процессы. И контролируете их. У вас, при оценке реальности, работает не часть мозга, как это происходит при сдвиговом мышлении, при котором мысль следует за возбуждением, а весь мозг, затрачивая при этом минимум усилий, так как осмысление реальности происходит через чувствование, при котором эмоциональное возбуждение сводится к минимуму. Чистое сознание сочетается с полностью раскрепощенными эмоциями, которые взаимно уравновешивают друг друга. Подавление страха активизирует жестокость, как защитную реакцию на угрозу. Видение страха, активизирует любовь и разум, направленный не на то, чтобы обвинить и наказать, как это происходит, когда подавляется страх, а на то, чтобы понять и помочь справиться с трудностями. В сновидениях именно любовь нейтрализует подавленные раздражения. Лишь с ее активизацией восстанавливается нарушенное равновесие и начинают происходить полноценные восстановительные процессы. Любовь поднимает мысли «наверх», к свету, богу. Происходит расширение сознания, его развитие, сопровождающееся очисткой подсознания от застрявших раздражений через их осмысление. Подавление страха, как это происходит при сдвиговом мышлении, сваливает мысли «вниз», в раздражения и способствует накоплению ошибок. Обвинить всегда легче, чем понять и помочь. Но, всматриваясь и понимая, вы приобретаете не только любовь, а постоянное самообновление и улучшение качества жизни. Кроме того, это повышает выживаемость не только отдельно взятого человека, но и всего человечества, так как созидание, основанное на любви, будет стремится беречь и сохранять среду обитания, частью которой является сам человек…. Любовь в семье будет сохраняться до тех пор, пока вы будете внимательны друг к друг. Стоит вам поддаться раздражению и пойти у него на поводу, как отношения начнут рушиться, разум покинет вас и любовь уйдет. 3.09.2014 г.