Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. Игры по сенсорике своими руками

Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор педагогического блога. Как и обещала, сегодня поговорим о том, как сделать игрушки для развития сенсорики своими руками. По каждому возрасту дошкольника я отдельно дам «рецепты» создания атрибутов, тренажеров для тренировки зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Постараюсь привести примеры самых нетрудоемких, но полезных изделий.

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

  • Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.


  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

В средней группе продолжаем развивать чувствительность, начинаем обучать счету, более широкому спектру цветов, звуков, разным геометрическим фигурам. Подробней об этом можно прочесть в пособии«Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста: 16 дидактических карт» .

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.


Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.


  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?

Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты» .

А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры» .

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.


  • Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!


  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы» : здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.


Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т.п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.

В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

В альбоме представлены игры: “Найди такой же”, “Угадай звук”, игры с прищепками, игры с мозаикой, игры с сухим бассейном.

Дидактическое пособие “Цветочная поляна”

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

“Подбери серединку к цветку”

“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

“Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

  • формировать умение различать цвета;
  • учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Важный период для формирования правильного восприятия окружающего мира у детей – 3-4 года. Главный кирпичик в «здании» формирования интеллекта закладывается именно в этот период. Ребенок уже хорошо умеет общаться, его словарный запас весьма обширный. Теперь ему легче на этой основе узнавать о формах, структурах и величинах предметов, понимать их положение в пространстве. От родителей зависит, насколько своевременно будет оказано воздействие на совершенствование детского организма, его психических и физических навыков, а также полноценное раскрытие заложенных потенциалов.

Для воспитания сенсорного восприятия и воображения дорогие игрушки не обязательны - иногда подручные материалы даже удобнее и интереснее

Важно вовремя показать широкую дорогу, ведущую к познанию. При помощи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста это сделать проще всего. Путь к практической деятельности открывается именно посредством совершенствования системы ощущений и восприятий. Самый оптимальный способ для этого – обучающие и развивающие упражнения и занятия. Материал для таких игр можно найти абсолютно везде - и дома, и на улице. Небольшой кусочек материи, с помощью которого ваша дочка одевает свою принцессу, представляя, что это бальное платье – тоже способ познания мира. Это может быть и бутылочная пробка, в которую кроха посадил жука для путешествия по ручейку-реке у дома.

Развитие сенсорики у детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплексные обучающие и развивающие меры по улучшению органов чувств, способствующие более быстрому и эффективному познавательному процессу. С помощью тактильного, слухового или зрительного воздействия предметов на ребенка осуществляется процесс, называемый ощущения. Ощущения являются основным источником получения информации в этом возрасте. Они помогают лучше познать себя и мир вокруг.

Перечислим 4 вида ощущений:

  1. Слух – ощущение звука.
  2. Обоняние – способность различать запахи.
  3. Вкус – умение чувствовать разнообразные вкусы: сладость, горечь, кислоту и соленость. Остальные вкусовые вариации будут являться их всевозможными сочетаниями.
  4. Осязание – чувства, помогающие различать осязательные характеристики предметов, а также способность кожи чувствовать различные воздействия (болевые, тепловые, холодящие, давящие).

Есть ли разница между ощущениями и восприятиями? Их отличие в том, что в основе восприятий лежат ощущения. Действуя целенаправленно на органы чувств, они помогают понимать целостность каждого предмета и в то же время осознавать разницу свойств.

Перечислим задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: обучение ребенка основным навыкам познания предметов - осязанию, синтезированию, сравниванию и обобщению. Детям крайне важно освоить базовые сенсорные знания, которые подразумевают под собой весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Благодаря этим знаниям сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более согласованно.


Осязание - очень важный для ребенка навык, который дополняет картину целостного восприятия мира через физический контакт

Сенсорные эталоны

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

  1. система мер веса;
  2. система величины;
  3. система цвета;
  4. система геометрических фигур (подробнее в статье: );
  5. система мер длины;
  6. система направлений;
  7. система звуков;
  8. система запахов;
  9. система фактуры.

Осваивание данных знаний требует длительного времени. Процесс воспитания должен совершенствовать юный организм во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное дидактическое развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

Этапы освоения эталонов

К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:

I. Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.


Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того, как ребенок учится перемещаться самостоятельно

II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч - на круг, окно - на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.

III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка - как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.

Что должен знать дошкольник?

Каким образом ребенок может усвоить все общепринятые эталоны? Разумеется, через игру и активное взаимодействие с предметами. Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них:

  • цвета;
  • величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
  • основные геометрические формы;
  • вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
  • запах;
  • фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
  • вес (легкий – тяжелый);
  • звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
  • время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы - 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам);
  • речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова);
  • музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
  • пространственное ориентирование (впереди – сзади, внизу – вверху, под – над).

Направления развития

На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика (см. также: ). Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.

Система Марии Монтессори

В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя. Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес.

Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.

Создательница метода предполагала научить ребенка тактильному восприятию через работу с различными видами тканей, дощечек, металлических пластин - гладких и шершавых. Все действия с предметами ребенок должен осуществлять самостоятельно.


Обучение тактильному восприятию по Монтессори включает в себя взаимодействие с предметами различных фактур и форм

Система Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» - материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.

Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.

Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.

Играем с младшими дошкольниками

Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.


Чтобы облегчить малышу задание, мозаику из пуговиц можно выложить на уже готовый рисунок или раскраску

«Солнечный зайчик»

Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.

«Разложи по цвету»

Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.

«Где звонят?»

Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук. В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их.

«Что звенело?»

Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.

«Собери игрушки»

Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.


Самостоятельное взаимодействие с музыкальными инструментами помогает ребенку научиться различать их на слух

Играем с дошкольниками

«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.

«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.

«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.

«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться. Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку. Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.

Заключение

Ребенок раннего и дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры малыш учится познавать мир вокруг себя. Кроха получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорика направлена на гармоничное и целостное развитие личности ребенка.

Инна Блинова

Дидактические задачи : формировать сенсорные эталоны цвета , развивать мелкую моторику, внимание, ловкость рук, глазомер, учить узнавать, называть и соотносить основные цвета.

Форма организации : подгруппа детей или индивидуальное занятие.

Описание игры «Спрячь мышку» . Взрослый вместе с ребенок раскладывает на столе перед собой, в произвольном порядке сначала домики, затем двери от домиков. Взрослый прячет под столом кошку (игрушку) . «Кошка» мяучит и проговаривает фразу. «Ах, какая я голодная, сейчас выйду на охоту и переловлю всех мышей!» (импровизация) . Услышав мяуканье ребенок закрывает домики соответствующего цвета дверьми. Обращать внимание ребенка, на то чтобы дверь точно легла на белый прямоугольник, надежно спрятав мышку, иначе кошка просунет лапку в дверь и схватит мышку. Кошка появляется на столе, когда все двери закрыты. Когда животное убедится, что никого поймать не удастся, оно удаляется под стол. Взрослый хвалит ребенка, что хорошо спрятал мышек. Теперь они могут выйти погулять. Назвать цвет домика, который ребенок может открыть. Когда все домики открыты игру можно повторить. Ведущим может быть и ребенок.


Описание игры «Воздушные шары» . Ребенок должен подобрать шарик по цвету и форме ориентируясь на контур. Выложить его так, чтобы он совпал с контуром.



Игры легки в изготовлении и нравятся малышам.

Публикации по теме:

Цель: развитие мелкой моторики, формирование умения различать и правильно называть цвета, форму предмета. Материалы: картонная коробка средних.

«РИСУЕМ ПУГОВИЦАМИ» Цель: развивать у детей мелкую моторику и тактильное восприятие, зрительно –моторную координацию, точность движений.

Уважаемые коллеги,предоставляю Вашему вниманию многофункциональную дидактическую игру Волшебные палочки. Дидактическая игра Волшебные палочки.

Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики. Оборудование: капельки с изображением символов артикуляционной гимнастики,.

Игра - одно из самых важных средств воспитания, игру принято считать основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются.

Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного воспитания. Таким образом он познает окружающий мир. Ярким примером является стремление в младенческом возрасте все испробовать на вкус. Позже это переходит в желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются сенсорные детские игры.

В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного восприятия мира

Понятие сенсорики

Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное расположение, размер. До трехлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи - как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет (подробнее в статье: )? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста - это:

  • базовый фундамент для умственного развития;
  • развитие наблюдательности и внимания;
  • положительное влияние на эстетические чувства;
  • расширение воображения;
  • возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
  • приобретение сенсорных эталонов;
  • постижение навыков учиться и изучать;
  • помощь в увеличении словарного запаса;
  • влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.

Деятельность по сенсорному воспитанию поможет проявить творческие способности ребенка

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет (см. также: ). Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок - это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:

  • знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
  • способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
  • умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.

Поэтапное формирование сенсорного восприятия

В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:

  1. Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
  2. Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
  3. Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант - сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.

Собирание «пирамидки» помогает ребенку познакомиться с понятием формы и размера

В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:

  1. Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
  2. Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
  3. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
  4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
  5. Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
  6. Еще одна из задач сенсорного воспитания - умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.

Развитие сенсорики у ребенка

Приобретение малышом знаний о формах, размерах, цветах, расположении и других признаках предметов, а также накапливание подобного опыта требует создания необходимых условий, которые позволят ему это делать. Полезной будет консультация со специалистом, который проведет диагностику и выявит особенности сенсорного развития ребенка.


Чтобы ребенок мог исследовать окружающий мир, необходимо создать для него гармоничные условия

Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков движения. В раннем возрасте малыши стремятся все повторять за взрослыми и подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить сенсорное воспитание крохи. Например, показывать как обращаться с интересующими его предметами, как держать карандаш, рисовать и лепить.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает основополагающее место в познании мира, ведь практически все о нем ребенок узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечет внимание крохи.

Развивающие игрушки

В целях сенсорного воспитания детей раннего возраста используют игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции - например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают малышу возможность изучать всевозможные цвета, формы, структуры и габариты. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.

Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания:

  • Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойствам и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
  • Сортеры, пирамидки, матрешки, деревянные или мягкие кубики и другие конструкторы подобного типа.
  • Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов.

Сортеры помогают крошке больше узнать о формах и их соотношении

Развивающие игры с малышами

Уже с годовалого возраста для сенсорного воспитания в играх используются тематические картинки. Они есть в магазинах детских товаров, а можно сделать их дома своими руками. Для изготовления потребуется распечатать изображения на различную тематику: животные, предметы быта, транспорт, фрукты. Затем раскрасить и наклеить их на картон.

Ниже представлены несколько вариантов дидактических игр с рисунками:

  • «Ежики собирают грибочки». Для этого потребуется рисунки ежиков и грибочков. Задача ребенка -прикреплять грибы на иголочки к животным.
  • «Дерево с листочками» или «Фруктовое дерево». На картинке с изображением дерева крохе нужно расположить нарисованные листочки или фрукты.
  • «Картинки из частей». Рисунки, на которых изображены овощи, одежда, транспорт или другие предметы, следует разрезать на 2-3 части. Перед ребенком стоит увлекательное задание отыскать и соединить части морковки, самолета, платья.
  • «Колеса для машинки». Сделать 5-6 картинок с автомобилями разных цветов и отдельными колесами тех же цветов. Ребенок должен подобрать к каждой машинке ее колеса.

Игровая деятельность, в которой принимают участие картинки, доставляет малышу не только удовольствие от интересного занятия. Это огромная польза для развития мелкой моторики и ведущих каналов восприятия, а также значительный вклад в его сенсорное воспитание.


Составление коллажей и аппликаций - один из самых интересных видов взаимодействия с картинками для детей

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Для более эффективного сенсорного воспитания идеально подходят такие материалы как:

  • Фольга. Малышу обязательно понравится мять и шуршать кусочком фольги в ручках. После того как он прекратит деятельность, можно вместе разгладить ее обратно.
  • Крупы, каштаны, фасоль, орехи. Такой подручный материал как нельзя лучше поможет малышу изучать формы, размеры, структуру и развивать воображение.
  • Песок и вода. Летом стоит поощрять игры с песком и водой на улице, тем более пребывание на свежем воздухе очень полезно для здоровья. Зимой дома аналогом песку может послужить манная крупа.

Примеры игр с детьми старшего возраста

  1. Раскладывание предметов по группам в соответствии с цветом, формой или величиной. Для этого необходимо вырезать из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Ребенок должен разложить их по цвету, форме или величине (рекомендуем прочитать: ).
  2. Заниматься сенсорным воспитанием стоит не только дома, но и на улице. К примеру, во время прогулки можно начать поиск вещей, форма которых напоминает круг. Это могут быть люк, лужа или вывеска на магазине. Также можно выбирать только большие или только маленькие предметы и параллельно учить малыша их сравнивать.
  3. Игра «Большой и маленький». Она помогает крохе почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребенок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.
  4. Игра «Что поменялось?». Сначала следует расставить перед ребенком игрушки, после чего, пока он отвернется или выйдет из комнаты на пару минут, поменять их последовательность. Малыш должен указать на произошедшие изменения. Подобная дидактическая игра развивает логическое мышление, внимание и память.

Сенсорные игры на основе органов чувств

  • Игра «Что звучало?». Для нее понадобится ложка, колокольчик и погремушка. Сначала надо постучать ими по очереди при ребенке, после чего он должен отвернуться или закрыть глаза, а взрослый выбрать предмет и постучать им снова. Крохе нужно угадать, что это был за предмет. Эта дидактическая игра развивает память, внимание и воображение.
  • Музыкальные игры, основная задача которых - развить в ребенке чувство ритма и такта и научить его сосредотачивать внимание на чем-то одном. Например, в то время как один из родителей хлопает в ладоши, при этом изменяя скорость и громкость, малыш топает ногами согласно тому, что он слышит. Когда мама прекращает хлопать, кроха должен остановиться.
  • Определение запаха. Вместе с крохой исследуйте запахи продуктов или вещей, например, хлеба, цветов или новой книги. Следует сказать, какие пахнут плохо, какие хорошо или какие обладают сильным ароматом, а какие практически не пахнут.
  • Игры на тактильное восприятие. В них ребенок должен трогать как можно больше различных предметов: твердых, мягких, шершавых, скользких, меховых. Прекрасно подходит разрывание бумаги или пересыпание крупы в руках.
  • Игра «Угадай, что в мешочке?». Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок смог отгадать все предметы, которые вслепую достает из мешка. Это могут быть ракушки, камни, каштаны, монеты, овощи и все что придет в голову.
  • Игра «Угадай, кто?». С закрытыми глазами кроха по очереди трогает руки родственников и пытается угадать, кто это.
  • Играть можно даже во время приема пищи. За завтраком, обедом или ужином обращайте внимание малыша на то, что он кушает. Какая еда по запаху, вкусу. Какие продукты горячие, а какие холодные.