Конспект занятия c использованием сказкотерапии по сказке К. И

Конспект занятия использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:

    Формировать представления о насекомых в среде обитания.

    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.

    Учить интонационно-выразительному подражанию.

    Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.

    Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.

    Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.

    Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Речевые задачи:

    Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.

    Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.

    Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.

    Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать любовь к сказкам.

    Учить сопереживать. Сочувствовать.

    Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.

1. Орг. момент. Настрой детей на занятие.

2. Вступительная беседа.

Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.

3. Вхождение в сказку.

Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается. (Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых. Дети надевают шапочки с изображением насекомых)

Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых.

Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла».

Как интересно, как повезло мухе.

А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье).

А когда у вас возникают такие чувства?

Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.

4. Упражнение «Счастье» . (Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)

Ведущая:

«Пошла Муха на базар,

И купила самовар».

Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.

Ребенок :

«Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали».

5. Упражнение на дыхание «Дуем на чай».

Ребенок:

«А букашечки- по три чашечки,

С молоком и крендельком:

6. Словарная работа.

Кто такая именинница?

7. Упражнение «Любование» (Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки»).

Ребенок:

«Приходили к мухе блошки

Приносили сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

«Приходила к мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла».

Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе?

8. Пальчиковая гимнастика:

Прилетала к нам вчера (Машут руками)

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелёк, (Загибаем пальцы)

И весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Показываем глазки)

Полетали, пожужжали, (Машут руками)

От усталости упали. (Руки вниз)

А кому ещё Муха приготовила угощение?

Ребёнок:

«Бабочки-красавицы,

Кушаёте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощение?»

9. Словарная работа.

Ведущая:

Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?

Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины?

А какое ваше любимое варенье?

10. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Ведущая:

«Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.»

Ребенок :

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!»

11. Упражнение «Сочувствие» (Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач).

Какие мысли у вас возникли?

Ведущая:

«Но жуки, червяки испугались,

По углам, по щелям разбежалися.

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай, именинница!»

Почему разбежались гости?

А какое лицо у страха?

Найдите его среди рисунков. (Показ пиктограмм).

12. Упражнение «Страх» . (Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха).

А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях.

Ребята, а вы бы помогли Мухе?

13. Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде.

Ведущий:

«Вдруг, откуда не возьмись

Маленький Комарик,

И в руке его горит,

Маленький фонарик».

Ребенок:

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Вы помните, что произошло дальше в сказке?

Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть.

14. Упражнение «Поглаживание». (Дети гладят друг друга, расслабляются)

Вам было приятно?

А когда можно погладить кого-нибудь?

Ребенок:

«Я злодея зарубил, я тебя освободил.

И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»

15. Упражнение «Встреча». (Дети обнимаются друг с другом, радуются).

Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев.

16. Все танцуют под слова :

«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые – мужики богатые

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Веселиться народ, Муха замуж идет».

Ведущая:

«За лихого, удалого, Молодого Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра,

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

17. Выход из сказки.

Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.

Подведение итога. - Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились?


Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе
«В гости к Мухе-Цокотухе»
Воспитатель Н.В. Старкова

Интеграция областей:
Развитие речи, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познание
Цель: закреплять навыки лепки, передавая формы и характерные особенности кондитерских изделий.
Задачи
закреплять знания детей о насекомых;
закреплять знакомые способы лепки, передавая формы и характерные особенности кондитерских изделий, развивать мелкие движения пальцев.
развивать познавательные способности, творческое воображение, конструктивные навыки, эстетическое восприятие;
создавать радостное эмоциональное настроение.
Продолжать развивать у детей зрительно- моторные координации.
Развивать мыслительные операции, внимание, память, фантазию, пространственные представления, речь детей.
Совершенствование звукопроизношения
Предварительная работа:
Изучение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»,
изготовление шапочек насекомых,
лепка посуды из пластилина,
проект «Хлеб»,
сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие», «Мы идём в гости».
Ход занятия:
Дети стоят у входа в группу. Воспитатель обращает внимание на письмо, лежащее на подоконнике.
-Воспитатель:
«Кто-то бросил нам в окошко,посмотрите письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот, письмо как мышку на окошко заманил?»
-Ребята давайте прочитаем и узнаем от кого это письмо?
(открывают и читают письмо)
«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости на свою полянку». Муха- Цокотуха
-Воспитатель: Ребята вы согласны отправится в гости к Мухе-Цокотухе?
(ответы детей).
А кто такая Муха Цокотуха? (Насекомое)
Вот и мы с вами сначала превратимся в насекомых – друзей Мухи – Цокотухи. Для этого на нужно отгадать волшебные загадки.
Загадки
Всех жуков она милей
Спинка алая у ней
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка)
У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее. (стрекоза)
В темноте летает кто-то,издавая громкий звук.Кто там спорит с самолётом?Ну, конечно, майский... (Жук)
Спал цветок, и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх, и улетел. .(бабочка)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее. .(пчела)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
(дети надевают шапочки с изображением насекомых)
Воспитатель:
А теперь вы готовы отправиться на волшебную полянку? Садимся на коврик, игра «Топ-топ» (звукоподражание)
-Вот мы с вами и пришли. Появляется Муха- Цокотуха (я надеваю шапочку Мухи Цокотухи)
Муха:
Я Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо,
Крылышки свои раскрыла, в гости вас я пригласила!
Здравствуйте, гости дорогие!
Дети встают на ноги.
Самомассаж
Гости к мухе собирались
Лапки вымыли, старались,Ушки протирали, щёчки намывали,И про носик не забыли,Его дружно покрутили.Лапок ласково коснулись, улыбнулись,Друг за другом повернулись.(идут шагом – дорожка с препятствиями)
Муха:
-Проходите, Вот и моя полянка. Проходите к столу.
Ой, пока я вас встречала, здесь кто-то был, здесь что-то произошло.
Самовар на месте, чашечки тоже. А где же угощенье? Кто мог его унести? Что же теперь делать? Чем же мне вас угостить? (муха переживает, суетится)
Может мы с вами приготовим угощение?
Лепка из солёного теста с использованием кондитерских украшений.
-А какое угощение мы с вами можем приготовить? (пряники, сушки, пироги, тортик и т.д.) Что мы можем испечь?
Сначала давайте мы с вами разомнём пальчики (пальчиковая гимнастика)
(основную форму предмета лепить всей кистью обеими руками, а детали прорабатывать пальцами)
Дети лепят кондитерские изделия по своему замыслу.
- Какие вы у меня молодцы! Смотрите сколько вы всего приготовили.
А пока мы с вами трудились, паук вернул нам угощение. Ему очень понравилась наша игра про паучка.
Наше путешествие в гости к Мухе- Цокотухе подходит к концу.- Глазки закрывайте,Немного помечтайтеВетерок нас подхватил,В детский сад переместил.Воспитатель:- Где мы были? Что вам больше всего понравилось?- Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!!!


Приложенные файлы

Общеразвивающие задачи:

  1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.
  2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
  3. Учить интонационно-выразительному подражанию.
  4. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
  5. Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
  6. Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
  7. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Речевые задачи:

  1. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
  2. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
  3. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
  4. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к сказкам.
  2. Учить сопереживать. Сочувствовать.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.

1. Орг. момент. Настрой детей на занятие.

2. Вступительная беседа.

Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.

3. Вхождение в сказку.

Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается. (Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых. Дети надевают шапочки с изображением насекомых)

Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых.

Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла».

Как интересно, как повезло мухе.

А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье).

А когда у вас возникают такие чувства?

Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.

4. Упражнение «Счастье» . (Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)

«Пошла Муха на базар,

И купила самовар».

Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.

Ребенок :

«Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали».

5. Упражнение на дыхание «Дуем на чай».

«А букашечки- по три чашечки,

С молоком и крендельком:

6. Словарная работа.

Кто такая именинница?

7. Упражнение «Любование» (Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки»).

Ребенок:

«Приходили к мухе блошки

Приносили сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

«Приходила к мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла».

Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе?

8. Пальчиковая гимнастика:

Прилетала к нам вчера (Машут руками)

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелёк, (Загибаем пальцы)

И весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Показываем глазки)

Полетали, пожужжали, (Машут руками)

От усталости упали. (Руки вниз)

А кому ещё Муха приготовила угощение?

«Бабочки-красавицы,

Кушаёте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощение?»

9. Словарная работа.

Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?

Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины?

А какое ваше любимое варенье?

10. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

«Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.»

Ребенок :

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!»

11. Упражнение «Сочувствие» (Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач).

Какие мысли у вас возникли?

«Но жуки, червяки испугались,

По углам, по щелям разбежалися.

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай, именинница!»

Почему разбежались гости?

А какое лицо у страха?

Найдите его среди рисунков. (Показ пиктограмм).

12. Упражнение «Страх» . (Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха).

А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях.

Ребята, а вы бы помогли Мухе?

13. Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде.

«Вдруг, откуда не возьмись

Маленький Комарик,

И в руке его горит,

Маленький фонарик».

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть.

14. Упражнение «Поглаживание». (Дети гладят друг друга, расслабляются)

Вам было приятно?

А когда можно погладить кого-нибудь?

«Я злодея зарубил, я тебя освободил.

И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»

15. Упражнение «Встреча». (Дети обнимаются друг с другом, радуются).

Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев.

16. Все танцуют под слова:

«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые – мужики богатые

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Веселиться народ, Муха замуж идет».

«За лихого, удалого, Молодого Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра,

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

17. Выход из сказки.

Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.

Подведение итога.

Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились?

Использовалась литература :

Тренинг по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.

»; формировать представление о таких понятиях, как: рынок, товар, деньги;

  • дать представление о некоторых основных функциях и принципах рынка.
  • Словарная работа: базар, экономика, цена, товар.

    Ход занятия

    Развивающее занятие проводится в форме инсценированной беседы с детьми.

    Звучит музыка.

    У дедушки за печкою компания сидит

    И напевает песенку,

    Усами шевелит.

    Приходят звери разные

    В компанию к сверчку,

    Здесь рады будут каждому

    Любому новичку. (Появляется Сверчок.)

    Здравствуйте, ребята! Я - хозяин домика за печкой. Сверчок.

    Но ведь за печкою тесно и темно?

    Ничего подобного - здесь тепло, уютно и вполне достаточно места для меня и моих гостей. У меня в гостях, на посиделках, собираются друзья насекомые для того, чтобы рассказывать друг другу интересные истории. О чем? О том, как живут, какими делами заняты, в общем, об экономике. Дети, а вы знаете, что такое экономика? (Нет.) Это - хозяйство. Любое хозяйство - даже самое маленькое, как в моем домике за печкой, или в квартире, где живете вы со своими родителями, или очень большое - как в нашей республике Беларусь. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Раскрыть некоторые экономические тайны вам помогут рассказы моих гостей. Знакомьтесь!

    Муха - хозяйка дома, домашняя хозяйка. У нее большая семья, много детей - мушат. Всех их нужно одеть, обуть, накормить. Очень сложная работа. Итак, послушаем, что же нам сегодня расскажет Муха-Цокотуха (рассказ мухи).

    Пошла Муха на базар.

    Наверняка, дети, вы знаете историю о том, как одна Муха, т. е. я, не совсем правда обычная, а с позолоченным брюхом, нашла однажды денежку. (Воспитатель предлагает вспомнить отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».)

    Но прежде чем я купила самовар, произошло вот что. Пошла я на базар и вижу: чего только на том базаре нет, глаза разбегаются. А очередей нигде не видно. Вот красота, - подумала я, - наверное, изобилие настало и теперь никогда не будет очередей. Но тут я вспомнила, что еще вчера залетела в магазин со своими маленькими мушатами по пути из детского сада, и в каждом отделе стояла большая очередь за продуктами. Ведь не могло же за один день все так быстро измениться. Это меня несколько озадачило, и если бы не Комарик, неожиданно оказавшийся рядом, я так бы и стояла в задумчивости неизвестно сколько времени.

    Ну что, соседка, на базар пришла, наверное, денежки у тебя завелись?

    А почему ты про денежки спрашиваешь?

    Ну, как же, без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все дороже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает. Действительно, подумала я, как это я раньше не догадалась? А Комарик продолжил:

    Я тут каждый день летаю, знаю, как торговаться. Я ничего не поняла, но очень обрадовалась, что у меня появился такой хороший попутчик, и стала опять задавать вопросы Комару:

    А что значит торговаться?

    У каждого товара есть своя цена. Дети, цена - это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). У каждого товара она своя. А торговаться - это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает. Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.

    И что, получается?

    По-разному бывает, если продавец чувствует, что его товар немножко хуже, чем у соседа, он обязательно снизит цену. Если он уверен, что у него самые хрустящие огурцы или самая сладкая малина, то и цена остается высокой.

    А если покупать по этой цене никто не будет? Молоко прокиснет, клубника сгниет, яйца протухнут? В чем тогда выгода держать большую цену?

    Все правильно. Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца - получить побольше денег, побыстрее продать товар, для покупателя - получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается. Я вижу, что ребята немного устали и хотят отдохнуть. (Муха предлагает детям физкультминутку.)

    В следующей части занятия дети применяют полученные знания в сюжетно-ролевой игре «Базар».

    По окончании игры Муха-Цокотуха прощается с детьми и обещает рассказать продолжение истории при следующей встрече.

    Воспитатель подводит итог и обобщает знания, полученные в ходе занятия.

    Глазырина Л., Зайцева Н., Подолинская Л.