Лфк при заболеваниях нервной системы. Растягивание плеч и спины сидя

Нервная система представляет собой сложную систему, регулирующую и координирующую деятельность организма человека. Ее основу составляют центральная нервная система (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС), в которую входят остальные нейронные элементы.
Кроме головного и спинного мозга, к важнейшим органам нервной системы относятся глаза, уши, органы, которые отвечают за вкус и обоняние, а также сенсорные рецепторы, расположенные на коже, в суставах, мышцах и других частях тела.
В наше время заболевания и повреждения нервной системы встречаются довольно часто. Они могут произойти в результате травмы, инфекции, дегенерации, структурных дефектов, опухолей, нарушения кровотока, а также вследствие аутоимунных заболеваний (когда организм начинает атаковать сам себя).
Заболевания нервной системы могут привести к расстройствам движений, таким, как параличи, парезы, гиперкинезы.
Паралич (или плегия) - это полное выпадение мышечного сокращения. Парез - частичное выпадение двигательной функции орагнизма. Паралич или парез одной конечности называются - моноплегия или монопарез, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегия или гемипарез, трех конечностей - триплегия или трипарез и четырех конечностей - тетраплегия или тетрапарез.
Различают два вида параличей и парезов: спастические и вялые. При спастическом параличе наблюдается отсутствие только произвольных движений, а также повышение мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Вялый паралич характеризуется отсутствием как произвольных, так и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, а также низким тонусом и атрофией мышц.
Гиперкинезы - это измененные движения, которые лишены физиологического значения и возникают непроизвольно. К гиперкинезам относятся судороги, атетоз, дрожание.
Судороги бывают двух видов: клонические, представляющие собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические, которые представляют собой длительные сокращения мышц. Судороги возникают в результате раздражения коры или ствола головного мозга.
Атетоз - это медленные червеобразные движения пальцев, кистей туловища, которые приводят к тому, что при ходьбе туловище закручивается штопорообразно. Это заболевание образуется при поражении подкорковых узлов.
Дрожание характеризуется непроизвольными ритмическими колебаниями конечностей или головы. Оно возникает как следствие поражения мозжечка и подкорковых образований.
Атаксия - это нарушение координации движений. Атаксия бывает двух видов: статическая (нарушение равновесия при стоянии) и динамическая (нарушение координации движений, характеризующееся несоразмерностью двигательных актов). Как правило, атаксия образуется в результате поражения мозжечка и вестибулярного аппарата.

Очень часто при заболеваниях нервной системы возникают расстройства чувствительности. Бывает полное выпадение чувствительности, которое называется - анастезия, а также бывает понижение чувствительности - гипостезия и повышение чувствительности - гиперстезия. Если у больного наблюдаются нарушения поверхностной чувствительности, то в этом случае он не различает тепло и холод, не чувствует уколов. Если наблюдается расстройство глубокой чувствительности, тогда больной теряет представление о положении конечностей в пространстве, что приводит к неуправляемости его движений. К нарушениям чувствительности приводят повреждения периферических нервов, корешков, приводящих путей и спинного мозга, а также приводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.
В результате многих заболеваний нервной системы в организме возникают трофические нарушения, а именно: кожа делается сухой, на ней появляются трещины, образуются пролежни, которые захватывают и подлежащие ткани, кости делаются хрупкими и ломкими. Особенно тяжелые пролежни наблюдаются, когда повреждается спинной мозг.

Все вышеперечисленные заболевания нервной системы являются очень актуальными в наше время, и с помощью современной медицины, имеющей в своем арсенале широкий круг лечебных средств, вполне поддаются лечению. Особую роль в лечении и реабилитации больных с различными заболеваниями и травмами центральной и переферической нервной системы играет лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы.

Благодаря ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы происходит растормаживание участков нерва, которые находятся в состоянии угнетения, а также стимуляция процессов регенерации, что в свою очередь способствует восстановлению проводимости нерва, улучшению движений и других функций, которые были нарушены в результате патологического процесса. Физические упражнения при заболеваниях нервной системы способствуют улучшению трофики в месте повреждения нерва, а также предупреждают образование сращений и рубцовых изменений, то есть - вторичных деформаций. Если поражения периферических нервов являются необратимыми, то в этом случае специальные упражнения при заболеваниях нервной системы обеспечивают формирование двигательных компенсаций. Лечебная физкультура и лечебная гимнастика при болезнях нервной системы применяются как при травмах периферических нервов, так и при воспалительных процессах в них. ЛФК и ЛГ при заболеваниях нервной системы противопоказаны только в том случае, если у больного тяжелое общее состояние и имеются сильные боли.

Занятия ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы способствуют восстановлению нарушенных функций головного и спинного мозга и являются лечебно-воспитательным процессом, который осуществляется с помощью сознательного и активного (насколько это позволяет) участия больного. Лечебные упражнения при заболеваниях нервной системы, которые к тому же сочетаются с психотерапевтическим воздействием, прежде всего направлены на то, чтобы повысить общий жизненный тонус больного, что в свою очередь создает благоприятные предпосылки для восстановления и компенсации утраченных функций.

ЛФК при неврозах является естественным биологическим методом, при котором применение физических упражнений и естественных факторов природы физиологически обосновано. Благодаря ЛФК и ЛГ при неврозах оказывается непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления, которые наблюдаются при этом заболевании, физические упражнения при неврозах способствуют выравниванию динамики основных нервных процессов, а также координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д.

Таким образом, лечебная физкультура и (регулярное их использование) занимают очень важное место в восстановительных процессах и комплексном лечении.

Комплекс ЛФК при заболеваниях нервной системы:
(перед занятием нужно подсчитать пульс)
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, затем ходьба с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
2. Ходьба по кругу на носках, на пятках поочередно в одну и другую сторону, затем - с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
3. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. И. П - то же самое. Попеременно поднимать руки вверх (сначала правую руку, затем - левую), движения постепенно ускорять. Выполнить от 60 до 120 раз в 1 минуту.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки опустить через стороны вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 минуту. Выполнять 20-30 секунд.
7. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки резко опустить вниз между ногами - выдох. Повторить 3-4 раза.
8. И. П. - ноги вместе, руки на поясе. Сделать приседание - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 4-5 раз.
9. И. П. - стоя на носках. Опуститься на пятки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Данное упражнение выполняется в парах - на преодоление сопротивления:
а) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, которые согнуты в локтях. Поочередно каждый из пары оказывает сопротивление одной рукой, а другую руку при этом выпрямляет. Повторить 3-4 раза.
б) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, сделать приседание (руки выпрямить), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
в) И. П. - то же самое. Поднять руки вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза.
г) И. П. - то же самое. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (в танцевальном темпе), затем руки разъединить и хлопнуть в ладони 3 раза. Повторить то же самое левой ногой. Сделать 3-4 раза каждой ногой.
11. И. П. - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками в стенку и поймать его. Повторить 5-6 раз.
12. И. П. - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения, выполняемые на снарядах:
а) пройти по гимнастической скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза.
б) выполнять прыжки с гимнастической скамейки. Сделать 3-4 раза.
в) И. П. - стоя у гимнастической стенки, вытянутыми руками держаться за концы рейки на уровне плеч. Руки согнуть в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Подняться на носки - сделать вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. И. П. - то же самое. По очереди расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После выполнения всех упражнений вновь подсчитать пульс.

ЛФК при неврозах .
Комплекс физических упражнений при неврозах №1:
1. И. П. - стоя, ноги врозь. Закрыть глаза, руки поднять до уровня плеч, затем соединить выпрямленные указательные пальцы перед грудью, при этом открыв глаза. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Повторить 4-6 раз.
2. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делать руками движения, имитирующие лазание по канату. Дыхание равномерное. Сделать 2-4 раза.
3. И. П. - ноги врозь, руки на пояс. По очереди отводить ноги в стороны до отказа. Дыхание равномерное. Выполнить 2-6 раз.
4. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх и одновременно поднять и согнуть в колене левую ногу. При поднимании рук сделать вдох, при опускании - выдох. Затем то же самое повторить с другой ногой. Выполнить каждой ногой по 2-4 раза.
5. И. П. - то же самое. На счет "раз" - сделать прыжок на месте, ноги врозь. Сделать хлопок руками вверху над головой. На счет "два" - возвращаемся прыжком в исходное положение. Выполнить 2-6 раз.
6. И. П. - то же самое. Выполнять прыжки на носках, при этом туловище вперед не наклонять, руки внизу. Сделать 5-10 раз.
7. И. П. - ноги врозь, руки внизу. Выполнять руками движения, имитирующие движения пловца. Дыхание равномерное. Выполнить 5-10 раз.
8. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднимать по очереди левую и правую ногу вперед, при этом делать хлопки руками под поднятой ногой и за спиной. Дыхание равномерное. Сделать 3-6 раз.
9. И. П. - ноги врозь, руки вдоль туловища. Подбросить маленький мячик вверх перед собой, сделать хлопок руками за спиной и поймать мяч. Дыхание равномерное. Сделать 5-10 раз.
10. И. П. - то же самое. Руки поднять, согнуть в локтях и привести к плечам. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Сделать 4-6 раз.

Комплекс упражнений при неврозах №2:
1. Сесть на стул, руки вытянуть перед собой. Сделать вдох - отвести руки в стороны, прогнуться в области грудной клетки. Сделать выдох - вернуть руки в исходное положение и опустить голову. Темп медленный. Сделать 6-8 раз.
2. Сесть на коврик (ноги прямые), в руках двухкилограммовые гантели. Сделать вдох - коснуться гантелями носков ног, выдох - притянуть гантели к себе. Сделать 12 раз.
3. Встать, руки опустить, левую ногу поставить вперед (пяткой к носку правой ноги). Стоя на месте, сохраняя равновесие, руками имитировать движения крыльев мельницы. Потеряв равновесие, вернуться в исходное положение и начать упражнение сначала.
4. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать вдох - сделать два шага (с левой ноги), выдох - два подскока на левой ноге и два подскока на правой, при этом двигаясь вперед. Сделать 8 раз.
5. И. П. - то же самое. Сделать вдох - поднять руки в стороны, выдох - поставить левую ногу вплотную перед правой и, закрыв глаза, сохранять равновесие. Сделать вдох - вернуться в исходное положение. Выполнить 8 раз.
6. Поставить стул на расстоянии 4 шагов от стены, затем встать перед стулом. Бросить теннисный мяч в стену, сесть на стул и поймать мяч после того, как он отскочет от пола. Сделать 10 раз.
7. Лечь на спину, расслабиться. Сделать вдох - напрячь мышцы рук и ног (по очереди), выдох - расслабиться. Сделать 3-4 раза.
8. Ноги вместе, руки внизу. Ритмично шагать по комнате, при этом меняя положение рук: сначала положить их на бедра, потом поднять к плечам, затем - на голову и сделать перед собой хлопок. Повторить 3 раза.
9. Сесть на стул, ноги согнуть, руки положить на край стула. Сделать вдох, затем длинный выдох и подтянуть согнутые ноги к груди, затем выпрямить их, развести в стороны, согнуть и поставить на пол. Сделать 8 раз.
10. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать два шага - вдох, руки поднять в стороны, затем сделать третий шаг - присесть и руки вытянуть вперед. Затем встаньте, руки опустите. Сделайте 4 раза.
11. Встать на брусок одной ногой, взять в руки теннисный мяч. Стоять на одной ноге (на левой, затем на правой), ударяя мячом об пол одной рукой и ловя другой. Сделать 15 раз.

Стеснительность – это периодическое состояние психики, вызываемое сочетанием внешних факторов и внутреннего самоощущения, проявляется поведенческими реакциями и свойственно, как человеку, так и животным. Стеснительность включает в себя целый набор черт, которые в совокупности формируют данную черту характера. К ним относятся напряженность, боязливость, неуверенность на фоне отсутствия социальных и коммуникативных навыков, определенная степень неловкости при социальном общественном взаимодействии.

Причины стеснительности всегда лежат в стремлении спрятать свою истинную личность из-за взаимодействия, поэтому человек довольно аккуратен в своих высказываниях и проявлениях. Из-за такого стиля поведения стеснительность часто принимается за внутреннюю скромность, утонченность, сдержанность, светскость манер, но при этом она не является внешним отражением наличия данных качеств, это лишь маска, которая выглядит подобным образом.

Есть несколько категорий проявления стеснительности: внешняя (когда человек боится проявляться в обществе, придает сверхценное значение общественному мнению, подчиняет собственные мысли и действия оценкам окружающих и боится их осуждения) и внутренняя (когда человек стесняется себя перед самим собой, предпосылками к чему служит слишком сильное чувство , отсутствие адекватного самовосприятия и навыков справляться с психологическими проблемами).

Формируется стеснительность в ходе развития личности на самых ранних этапах. Этому могут служить примеры родителей и копирование модели взаимодействия с миром и реакций на него. Еще одним моментом, формирующим данные реакции, является процесс , который проходил травматично или обедненно, что послужило отсутствием сформированности необходимых социальных навыков.

Помимо внешних, существуют и внутренние причины стеснительности. К психологическим факторам относится серьезный , происходящий на подсознательных уровнях. Возникает внутренняя эмоциональная буря, часто вызываемая противоречивыми реакциями или желаниями, которые подавляются или же подавляется весь конфликт. При этом человек сознательно выбирает следовать правилам общества, которые заглушают его собственные – уровень напряжения растет, контакт с социумом находить все тяжелее. Стеснительность, вызванная подобными переживаниями сравнима с герметичным паровым котлом, который после определенной отметки давления взрывается. При этом человек уже вряд ли будет восприниматься, как стеснительный, а окружающих это повергнет в шок.

Также стеснительность вызывается нарушением обмена нейромидиаторов в головном мозгу и служит симптомом некоторых психологических патологий. Это состояние связано со слабостью нервной системы, гипертимными акцентуациями личности. Когда стеснительность обусловлена физиологическими показателями, обычно требуется медикаментозная терапия. При постоянно выраженном состоянии, а не ситуационной стеснительности рекомендуется психотерапия.

Что такое стеснительность

Стеснительность часто рассматривается, как удобное и позитивное качество со стороны управляющих социальных структур. Например, в школе учителю более удобно будет поведением стеснительного ребенка, чем самоуверенного сорванца. Точно такая же картина происходит на работе и даже в периодическом дружеском общении. Но выгодным и полезным данное качество является только для окружающих, ищущих собственную выгоду в контакте, для человека стеснительность является прямой дорогой к искусственно заниженной самооценке, повышенной и депрессивному состоянию. Именно поэтому заботливые родители ищут способы, как побороть стеснительность ребенка, а не как лучше ею воспользоваться.

Стеснительность не является врожденным качеством, все дети от рождения громко заявляют о себе, искренне проявляют желания и .

Стеснительность не является базовым состоянием, а относится к числу социальных эмоций и соответственно развивается в том возрасте, когда осваиваются социальные механизмы взаимодействия (обычно это происходит в возрасте от трех до семи лет). С одной стороны важное влияние оказывает поведение родителей и стиль воспитания: чем больше ребенка одергивают, указывают на недостатки, критикуют проявленную инициативу, тем с большей вероятностью будет сформирована стеснительность. При таком подходе формируется внешне ориентированная стеснительность, когда человеку стыдно за себя, свои поступки и мысли перед окружающими.

Помимо непосредственного влияния внешнего родители оказывают влияние своим примером, когда ребенок учится не на том, что ему было сказано, а на том, что он видит. Если родители ведут замкнутый образ жизни, при социальных контактах проявляют стеснительность, то у ребенка формируется внутренняя позиция, направленная на маскирование себя. В данном контексте можно говорить о внутренней ориентации стеснительности, стыде перед самим собой за себя же.

Оба варианта приводят к неумению выстраивать социальные контакты, из-за чего портятся отношения со сверстниками и стеснительность усугубляется. Получается замкнутый круг, где чтобы преодолеть стеснительность, необходимо проявить уверенность, для чего нужно преодолеть стеснительность.

Но также многие дети осваивают данный социальный механизм, как и множество других с позиции собственной выгоды. Чем больше позитивных изменений со стороны поведения значимых взрослых ребенок будет получать, стесняясь, тем больше данное качество личности будет закрепляться в ее структуре. Манипуляция взрослыми – это единственный способ воздействия ребенка на мир, так как прямая конфронтация ему пока не доступна. Если стесняясь брать конфету, малыш получает две, то в следующий раз несколько раз откажется не из учтивости, а с целью получить больше, причем так, чтобы взрослые считали это собственным решением. Во многих случаях обоснованность стеснительности низкой самооценкой не выдерживает никакой критик, поскольку эта линия поведения во многом является регулируемой и если человек перестанет получать выгоду, то меняется и способ взаимодействия.

Позиция жертвы, несчастного человека, принижение собственных возможностей всегда дает выгоду – такого человека пожалеют, выполнят за него работу, отдадут самый вкусный кусочек. Не будут предъявлять больших требований или будут выдавать несоразмерно большое вознаграждение за небольшие усилия.

Соответственно, прежде чем решаться избавляться от стеснительности или бороться с этим качеством у других, необходимо выяснить формирования подобной позиции. В случаях биологической обоснованности, человеку будет необходима поддержка и помощь, а в случае манипулятивного поведения наоборот, вручение полной ответственности и безапелляционный стиль общения.

Как избавиться от стеснительности

Если стеснительность обоснована психологическими моментами, то первым способом на пути решения данной проблемы, будет осознание ее наличия и собственного влияния на возникновение и развитие данной ситуации.

Стеснительность это черта характера, которая не является чем-то неизменным и постоянным, как и сила нервной системы – это особая модель реагирования, привычка, ставшая удобной, определенный стиль мышления. Точно так же, как человек подкрепляет развитие какого-либо способа реагирования, он может уменьшать его воздействие. Чтобы уменьшить количество таких проявлений, придется вспомнить, в какой именно момент было принято решение о пользе данного способа реагирования. Скорее всего это была обоснованная ситуация в детстве, когда только такая реакция могла быть успешной, но сейчас и личность стала более зрелой и ситуации происходят другие, соответственно нужны новые способы.

Как избавиться от стеснительности? Чтобы понимать, что с вами происходит в момент стеснения необходимо очень деликатно прислушиваться к себе. Отмечать какие еще чувства возникают в этот момент, что происходит с физическим ощущением (может появляться напряжение или ), как быстро развивается данное чувство и в каких ситуациях. Возможно, при данном детальном анализе у вас появятся детские воспоминания каких-то ситуаций, людей, фраз, характеристик в вашу сторону. Все это необходимо отмечать, чтобы потом иметь возможность изменить.

Далее, чтобы изменить собственные реакции необходимо изменить хотя бы одну из составляющих привычного реагирования. То есть если в привычной ситуации, когда вы начинаете стесняться, у вас учащается дыхание, то можно сознательным усилием дышать максимально медленно и глубоко. Если появляется неприятное чувство в районе груди, то его можно мысленно переместить в руки и стряхнуть. Когда в всплывают критикующие голоса, то вообразите сказанное мультяшными голосами. Чем больше моментов вы сможете сознательно изменить, тем более отличной будет ваша конечная реакция.

Кроме работы в непосредственной ситуации необходимо работать с внутренними убеждениями относительно самовосприятия и внутреннего ощущения ситуации. Это работает даже при вопросах, как побороть стеснительность ребенка.

Можно спортом и сменой имиджа, можно записаться в студию единомышленников или попросить специалистов выделить ваши сильные стороны и привлекательные черты. Чем больше вы развиваетесь, как в физическом, так и моральном плане, тем выше ваше позитивное самовосприятие. Также важно, какими людьми вы себя окружаете: чем меньше упрекающих и унижающих личностей, тем меньше у вас поводов постоянно пригибать голову в стеснении.

Можно поискать в своих координатах образ человека или героя, на которого вы хотели бы ровняться. С одной стороны это поможет выработать тактику достижения, научиться тому, что умеет этот человек. С другой стороны полезно проанализировать, откуда у вас именно этот эталонный образ и проверить насколько он ваш, поскольку часто внешние идеалы нам внушают еще в детстве, и они не имеют никакого отношения к личности, которую мы имеем на данный момент.

Когда пример выбран действительно вами и соответствует действительной ценностной и смысловой системе, попробуйте прожить день, как этот человек. От вас не требуется многого, только сыграть роль, примерить образ и почувствовать, каково находится в такой роли. Могут возникнуть ощущения, что в своей прежней жизни вам было комфортнее, а возможно вы почувствуете насколько легко проявлять уверенность и заявлять о себе.

Приготовьтесь к тому, что изменения займут много времени. Невозможно стесняться двадцать лет, а после одного упражнения проявлять сверхлидерские качества. Это будет ежедневная кропотливая работа, причем не только непосредственно с ощущениями в момент стеснения, но и с глобальным переживанием жизни и себя в ней.

Как побороть стеснительность и неуверенность в себе

Когда стеснительность тесно связана с неуверенностью, то действовать придется в направлении обеих проблем. Прежде чем выходить на огромную сцену, чтобы отработать собственную уверенность, необходимо чувствовать себя комфортно рядом со своими близкими. Для этого начинайте их радовать, делать приятные сюрпризы, причем, не ища для этого повода. Стремление улучшить жизнь окружающих является прекрасным поводом для установления контакта, а позитивные отклики, которые вы получите, обязательно поднимут настроение и веру в себя.

Занимайтесь спортом и физическими нагрузками. Это не только улучшит самочувствие за счет выработки эндорфинов, но также улучшит внешний вид и ту часть уверенности, которая связана с этим. Открывайте новое не только в области своих физических возможностей, но также и социальных контактов, ищите своих людей, с которыми будет комфортно и приятно. Возможностей для этого много даже в маленьком городке – и лучше иметь десять виртуальных друзей, которые понимают, ценят и поддерживают, чем тридцать находящихся физически рядом, но постоянно унижающих.

Ставьте себе большие цели и стройте планы – это важная часть развития уверенности и подавления стеснительности. Помните, что у каждой цели должен быть свой план осуществления и сроки реализации. Важно, чтобы в любой цели или оценки своих действий вы начали ориентироваться только на собственные желания и суждения. То, что говорят окружающие, не всегда является истиной, многая критика обоснована , а обесценивание ваших планов, целей, мечтаний ограниченностью . Только уровень собственной удовлетворенности должен быть ключом к пониманию в том ли направлении вы движетесь.

Фиксируйте свои успехи с помощью полученных грамот или фотографий, реально сделанных вещей. Даже если ваша цель была в улучшении собственного здоровья, то это можно отметить изменениями показателей обследования, улучшение физической формы фотографиями до начала занятий и после месяца тренировок. Это касается не только достижений в сфере развития, но также и в социальных контактах – фотографируйтесь с новыми друзьями, отмечайте месяц дружбы с интересным человеком. Чем больше вы сможете наблюдать результаты своего успеха, тем больше будет для дальнейшего движения вперед. Если этого не делать, то в силу особенностей восприятия, со временем хорошее стирается, а негативные моменты остаются в памяти и может сложиться ощущение, что жизнь не меняется.

Отдельное время уделите снятию мышечных блоков при помощи массажа, физических упражнений или сеансов телесно-ориентированной терапии. Это очень важный момент, поскольку любая стеснительность связана с контролем, который также блокирует тело и оставляет напряжение в мышцах. Чем более расслабленным будет становиться тело, тем легче станет взаимодействовать с миром, свободнее проявляться, как личности.

Буквально каждый человек встречался с этим состоянием, кто-то теоретически, а кто-то практически. Если рассматривать стресс с научной точки зрения – это своеобразная реакция человеческого организма на внешние раздражители.

Можно выделить как , так и отрицательные стороны этого состояния. Среди положительных можно отметить такие: у человека, организм которого испытывает стрессовую реакцию, возрастает вероятность выжить в опасной жизненной ситуации. Происходит это за счёт того, что головной мозг начинает функционировать быстрее, и ощущается вся полнота жизни.

Но отрицательные стороны берут верх. Поскольку стресс является негативной эмоцией, длительное пребывание организма в подобном состоянии становится опасным для здоровья. Появляются нарушения не только в здоровье, но и в жизни, в целом. Поэтому, если женщина или мужчина оказывается в подобной ситуации, необходимо предпринимать меры, помогающие избавиться от стресса.

Упражнения для снятия стресса

Одним из эффективных является спорт, или просто физическая нагрузка. Это зависит от здоровья человека, его темперамента и некоторых других факторов.

Внимание! Выбор упражнений для преодоления стрессовой ситуации должны быть индивидуальными! Одному человеку достаточно будет легкой физической нагрузки, а другому нужно полноценное занятие спортом.

Существуют определённые виды упражнений, которые помогут избавиться от стрессовых ситуаций. Ознакомиться с ними можно ниже.

  • «Проблема». Выполняется в том случае, если стресс вызван некой проблемой. Выполняется следующим образом: человеку необходимо принять удобное положение, расслабиться и посмотреть на свою проблему со стороны. Постепенно представить свой дом, родных и близких людей, далее свой город, страну. А дальше рекомендуется пофантазировать более глобально, увидеть галактику, вселенную и всех людей, которые находятся внутри. На фоне всего этого проблема покажется совсем незначительной, а значит, работа со стрессом принесёт результат. Выполнять упражнение рекомендуется около пятнадцати минут.
  • «Мария Ивановна». Данное упражнение уместно, если у человека возник стресс из-за конфликтной ситуации на работе. Предлагается выполнить следующее: поставить себя на место своего коллеги или начальника, пройтись его походкой, имитировать жесты, которые присущи ему или ей. Представить себе домашнюю обстановку сотрудника, его возможные проблемы и переживания. После таких действий напряжение постепенно уйдет, а вместе с ним и стресс.
  • «Настроение». Такое упражнение помогает в борьбе со стрессом, если напряжение возникает вследствие конфликта, после которого остался неприятный осадок. Для выполнения этого упражнения понадобится белый листок бумаги и цветные фломастеры или карандаши. Человеку необходимо максимально расслабиться и левой рукой передать своё настроение в цветовой гамме. Но нужно не просто рисовать линии, фигуры, а оставлять все свои переживания, проблемы на листке бумаги. После того, как весь лист будет изрисован, нужно его перевернуть и десятью словами описать своё настроение. После этого – посмотреть на абстрактный рисунок, перечитать все слова и порвать листок. На это упражнение рекомендуется тратить двадцать минут.

Существует и дыхательная гимнастика, которая также помогает привести психологическое состояние человека в норму. К дыхательным упражнениям по снятию стресса относятся:

  • Вдох и выдох. Выполняется следующим образом: медленно делается вдох на счет 1-4, задерживается дыхание на несколько секунд, и под такой же счёт – выдох. Можно делать вечером, для лучшего сна. Выполняется пять-шесть раз.
  • Дыхание животом. Для этого упражнения сесть ровно, выпрямив спину, но не напрягаться. Затем сделать глубокий вдох, сначала наполняя воздухом живот, а потом грудь. На несколько секунд задержать дыхание и медленно выдыхать. Но теперь, наоборот, сначала выпустить воздух из груди, а затем из живота.

Физические упражнения для снятия стресса

Иногда бывает и такое, что человеку не достаточно дыхательных упражнений для избавления от стресса. Поэтому существуют физические упражнения, помогающие исключить состояние повышенного стресса из своей жизни. К таким упражнениям относятся следующие:

  1. Растягивание плеч. Человеку нужно стать прямо и положить на плечи руки. На вдохе локти рук поднимаются как можно выше, а голова опрокидывается назад. На выдохе – принимается исходное положение. Благодаря этому упражнению проходит напряжение в спине, плечах и шее.
  2. Тянемся к небу. Исходное положение – стать прямо, ноги поставить на ширине плеч. На вдохе человеку нужно тянуться вверх, как будто он пытается дотянуться до неба. На выдохе руки медленно опускаются, принимается исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.
  3. Поза ребёнка. Для этого нужно сесть на пятки, а колени немного развести в стороны. Делая вдох, нужно поднять руки и потянуться вверх. На выдохе руки опускаются сначала на колени, а потом перед собой на пол, как можно дальше. В таком положение рекомендуется задержаться на несколько секунд, а затем принять исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.

Польза психологических упражнений

Если человеческий организм постоянно испытывает стресс, здоровье в психологическом плане также может дать сбой. – это первый враг женщины или мужчины, поскольку он мешает добиваться успеха, угнетает человека, вследствие чего наступает апатия.

Но и в этом случае можно избавиться от угнетающего состояния, выполнив некоторые психологические действия. В чём же заключается их польза? Когда человек находится в стрессовой ситуации, он делает непроизвольные движения, которые помогают ему успокоиться, например: ходит непрерывно по комнате, стучит пальцами по столу, вертит в руках ручку или другой предмет. Если эти автоматические упражнения превратить в идеомоторику, то есть осознанно выполнять те или иные действия, пользы будет гораздо больше. Связано это с тем, что управляемые движения непосредственно направлены на очаг возникновения психологического стресса. Среди таких упражнений можно выделить:

  • визуализацию – создание конкретных мыслей, образов, ощущений, переживаний;
  • мотивацию – упражнения, которые способны мотивировать и систематизировать;
  • восприятие – система методов, которые помогут сконцентрироваться и трезво оценить сложившуюся ситуацию, построить желаемую модель будущего.

Важно! Любое из упражнений нужно выполнять в полной тишине и спокойствии! Рекомендуется сконцентрироваться на проблеме, чтобы раз и навсегда от неё избавиться.

Полезной будет и . Это одно из важных условий для того, чтобы сохранить эмоциональное состояние. Способы профилактического контроля следующие:

  • относиться к возникающим ситуациям проще;
  • учиться позитивно мыслить;
  • избавляться от негативных эмоций;
  • смех – лучшая профилактика стресса;
  • физические упражнения;
  • релаксация;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • мечтать и фантазировать;
  • иногда – обращаться к психологу, если в этом есть необходимость.

В заключение

Итак, жизнь человека трудно вообразить без стрессовых ситуаций. Людям тяжело справиться с этим состоянием, особенно если нет поддержки со стороны близких.

Однако система упражнений, которая включает в себя психологические и физические методы борьбы со стрессом, поможет эффективно справиться с этим состоянием.

Послушные или застенчивые?

Застенчивые и замкнутые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, потому что у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивые дети в коллективе стараются быть незаметными, они послушны и прилежно выполняют просьбы знакомого взрослого. Они бывают часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне такой ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Повод задуматься

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость, очевидно, начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

градус кипения

Несмотря на внешнюю неэмоционалньость, застенчивые дети испытывают такую же бурю чувств, как и другие дети, не имеющие проблем с общением. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т.д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости: она развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых.

Чтобы застенчивый ребенок раскрепостился и начал меньше стесняться, дома, особенно с вами наедине или в компании самых близких людей, можно тренировать навыки актерского мастерства или командные игры.

1. Упражнение «Угадай эмоцию»

Ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает одно очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций, скажем, раздражение, возмущение, ярость. Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть маленькую сценку (либо с использованием кукол, либо вживую с соответствующим сюжетом.

Обычно застенчивые дети стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно строить гримасы на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это получается), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей.

2. Упражнение «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

3. Игра «Салочки»

Самая распространенная подвижная игра, направленная на развитие подвижности, коллективизма и проявления смелости у ребенка. Водящий должен «осалить» (дотронуться) убегающего и взять его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и так, постепенно, цепочка становится длиннее. Когда цепочка станет достаточно длинной, их задача – взять в кольцо очередного убегающего. Все это требует координации совместных действий в цепочке.

4. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5. Упражнение «Поймай мяч»

Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

6. Упражнение «Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок как будто разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Например, где лежат бабушкины очки, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Или есть похожее упражнение «Через стекло», когда ребенок якобы общается с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должен без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "Пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "Принеси стакан воды, я хочу пить" и т.п.

7. Упражнение «Колючий зверь»

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат.

Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения.

Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему имя.

Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго и пушистого.

8. Упражнение «Различная походка»

Предложите стеснительному ребенку походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

Горилла,

Артист на сцене.

9. Игра «Клубочек»

Вам понадобится всего лишь клубок ниток. Дети садятся в полукруг. Ведущий становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, ведущий должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

10. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он изображает.