Метод локи поможет запомнить список покупок и подготовиться к презентации. Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше Запоминаем географические названия

Представьте себе такую картину: по рынку, или магазину бродит человек и без конца заглядывает в какую-то бумажку, то и дело вынимая ее из кармана. Что он делает? Конечно же сверяется со списком покупок. Картина эта знакома многим. Ну, подтвердите же!
Как помочь человеку в насыщенном информационном мире запомнить еще и такие пустяки, какими нам представляются бытовые проблемы и наказы о покупках?

Метод первый

Один из методов, предлагаемых психологами, основан на закреплении перечня покупок (или дел) с цифрами, вернее, на ассоциациях с начертанием цифр десятичной системы счисления.
Возьмём ряд чисел от 1 до 10 (чаще всего их вполне хватает). На что похожа цифра 1 своей формой? Например, на копье, гарпун, жезл инспектора ГИБДД. Двойка – на коня (или пару запряженных коней). Тройка – волны. Четверка – стул, лодка с парусом. Пятерка – растопыренная пятерня. Шестерка – навесной замок. Семерка – бумеранг. Восьмерка – женская фигура. Девятка – воздушный шар на веревочке. Десять – копье и мишень или Дартс. Ваши ассоциации могу быть иными, МирСоветов подчеркивает: важно, чтобы предметы были действенными, ярким пятном в вашем воображении. Копье можно метать, бумеранг бросать, пальцы руки сжимать и так далее.
Итак, Вам нужно купить , хлеб, молоко, огурцы, помидоры, сыр, сливочное масло, подсолнечное масло и копченую грудинку. Список покупок намеренно приведен продуктовый, поскольку, как показывает практика, его труднее всего запомнить. Теперь представим себе этот же список вместе с нашими ассоциациями цифр.

Мясо – 1 – Гарпун. Вы метнули гарпун и попали в жирный кусок мяса. Или в кабана, если нужна, к примеру, свинина.
Хлеб – 2 – Пара коней. Вы угощаете коней корочкой подсоленного хлеба. Они это любят.
Молоко – 3 – Волны. Молочная река волнуется. А еще, если хотите, тройка может напомнить женскую грудь, и тогда – вот оно – молоко. А если эту цифру перевернуть вниз выпуклостями, то и вообще получим то, о чем вслух и не скажешь. Зато – сколько незабываемых ассоциаций!
Помидоры – 4 – Стул. (Вы сели на стул, не заметив, что там лежали помидоры. Вы вскакиваете, оборачиваетесь, с ужасом смотрите на свои испорченные брюки. А ведь Вы – в гостях! Представили ситуацию? Чем она нелепее, острее, ужаснее, страшнее, смешнее, - тем лучше запомнится. Вместе с продуктом, который нужно купить.
Огурцы – 5 – Пятерня. (Вместо пальцев – огурцы). Или Вы сжали так, что из него потек сок.
Подсолнечное масло – 6 – Замок. (Замок заржавел, надо смазать его подсолнечным маслом. Как нельзя к месту).
Сыр – 7 – Бумеранг. (Вы метнули бумеранг и сбили кусок сыра, который сами же предварительно положили на столб … Неудачно? Не ярко? Согласен. Придумайте сами, ладно?) Пусть семерка будет кочергой, а Вы решили поджарить на углях кусок сыра (хотя, вряд ли он жарится, скорее – плавится). Но зато кочерга и угли рядом.
Сливочное масло – 8 – Женская фигура. (Отдаю всё в руки вашей фантазии Вашим ассоциациям. Если они будут эротичными, – Вы ни за что не забудете купить этот продукт! «Девять с половиной недель пусть отдохнут», а?).
Чай – 9 – Воздушный шар. (Высоко в небе – воздушный шар с полной гондолой чаю. Он летит к Вам прямо … С Мадагаскара, Цейлона. Подарок для Вас!)
Копченая грудинка – 10 – Дартс. (Похоже на первую ассоциацию. Вы мечете дротики в грудинку: свиную, баранью – не важно).

Порядок в списке можно менять, если не удается придумать удачную ассоциативную картинку. Метать дротики в молоко как-то… не зрелищно. В мясо, сыр, огурцы, помидоры – уже лучше. Меняйте на ходу, как Вам удобнее запомнить, но в то же время учитывайте, что лучше запоминаются самые нелепые картинки. Да, метать копье в кабана – нормально, замок смазать подсолнечным маслом – это логично, сливочным – тоже ничего, а вот если налить в замок огуречного сока, что будет? Про огурец и восьмерку вообще промолчу.
В этом методе есть свой нюанс. При постоянном использовании надо уметь выбрасывать из памяти предыдущий ряд ассоциаций, чтобы не возникло путаницы. Как это сделать? Ну, например, так.
Набор ассоциаций у вас уже имеется (1 – гарпун, 2 – кони и т.д.), теперь осталось прикрепить к ним какую-либо отличительную черту, ко всем одну и ту же, но каждый раз новую. Например, сегодня, отправляясь за покупками, все вещи у вас будут говорящими (говорящий гарпун приговорил кусок свинины к приготовлению на огне, говорящие кони выпрашивали у вас хлеб, говорящие волны угрожали молочным штормом и т.д. и т.п.). В следующий раз, когда пойдете в магазин с новым списком покупок (к примеру, это может быть изюм, дрожжи, десяток яиц и т.д.) – пусть вещи-ассоциации будут пластмассовыми (пластмассовым гарпуном пытаетесь наколоть изюм, а пластмассовые кони раздуваются от дрожжей, в пластмассовых волнах плескается десяток яиц). Представили? Согласны, что ваши ассоциации с говорящими волнами отличаются от ассоциаций с волнами пластмассовыми?
И еще один момент. Что делать, если нужно не просто купить какой-то продукт, а вполне определенное его количество. К примеру: 2 кг мяса, 3 батона, 1,5 л молока, 2 кг помидоров и др.? А представляйте себе как раз количество лошадей (можно ведь запрячь одну лошадь, пару, русскую тройку, четверку в колесницу), гарпун (одноствольный, двуствольный), воздушный шар (один, два, три, фестиваль воздушных шаров) и т. д. Уверяю Вас, нет проблем в количестве, просто тренируйте воображение! Что? Вы не можете себе представить 1,5 лошади? Я Вам помогу. Запрягайте в свою повозку рослую красивую лошадь (орловского рысака) и осла. Представьте, как они будут работать вместе. Ерунда какая-то, не правда ли? Лебедь, рак и щука. Нелепость! Если Вы будете полдня возмущаться по этому поводу, значит – не забудете покупку или решитесь все-таки исправить эту глупость и… купите не 1,5, а 2 кг продукта! На радость продавцу.
В целом, можно твердо сказать, что данная методика работает, проверено на себе!
Вы можете также использовать просто любые 10 предметов, которые носите с собой в карманах (характерно для мужчин) или в сумочке (а это – для женщин). Но плюс именно чисел и закрепления за ними ваших ассоциаций в том, что при необходимости вы можете запомнить порядок, в котором вы запланировали купить все продукты.

Метод второй

Есть и другой способ запоминания покупок, да и вообще любых предметов. Основан от также на ассоциациях. Весь список покупок можно запомнить, сочинив сказку-историю, в которой основными героями будут продукты. И тогда это будет уже не обременительной задачей для собственной памяти, а больше развлечением для вашего же воображения.
Возвращаясь к нашему списку покупок, выдумываем свою байку… жили-были Свиная Шейка и ее три сына – 3 Батона. Любили Батоны принимать душ из парного Молока. А после Молочного душа обязательно шли играть в боулинг, где вместо шаров были Помидоры, а вместо кегль – Огурцы…
Продолжение сказки сочиняйте, какое только вам взбредет в голову. В общем, сходите с ума по полной программе, и добьетесь успеха в тренировке своей памяти. А на всякий случай прокрутите мысленно свою свежеиспеченную небылицу несколько раз. И улыбнетесь, и запомните лучше.
Пробуйте и убедитесь!

Наверное, каждый задавался таким вопросом перед входом в магазин, вроде, список простой и понятный, а половину списка я вообще не помню, хотя 15 минут назад его просматривал?

Или вы приходите в магазин и ходите с бумажкой в поисках нужных продуктов, каждые 3 минуты доставая список из кармана. Удобно? Мягко говоря, не очень!

И что получается – забыл список дома, пойдешь обратно, ну или купишь, не все или не то)

Я даже могу предсказать примерно сколько элементов из списка вы вспомните, это уже доказанный научный факт. Человек в фокусе внимания способен удерживать 7+-2 единицы информации, при тренировке можно это границу расширить, но в любом случае не очень значительно.

Получается следующая ситуация, вы легко вспомните от 5 до 9 продуктов, если с вашей память все в порядке, а дальше уже спорный вопрос, а если в списке 25 продуктов?

Можете проверить мою теорию на себе! Напишите список в 25 продуктов – прочитайте его и минут через 20 попробуйте воспроизвести. Скорее всего вы еще получите эффект края, когда первые и последний продукты будут помниться лучше всего, а серединка выпадет из фокуса внимания.

Что же делать?

Есть простая техника запоминания списков. Основа нашей памяти - это образы и связи, т.е. чтобы запоминать нам нужны картинки, которые как-то взаимодействуют между собой. Вам просто нужно представить образ каждого продукта и связать их между собой в цепочку и обязательно 1 раз припомнить, и я вам гарантирую, что 100% вы вспомните весь список.

Возьмем список из 5 продуктов:

Батон – кетчуп – макароны – молоко – ананас

Вы представляете себе образ БАТОН и КЕТЧУП, затем связываете их любым способом. Образы должны взаимодействовать. Например, КЕТЧУП протыкает насквозь БАТОН. Далее вы берете следующий образ МАКАРОНЫ и связываете их с КЕТЧУПОМ. МАКАРОНЫ душат кетчуп и так далее….

Есть одно правило:

ВСЕ ОБРАЗЫ СВЯЗЫВАЮТСЯ ПАРАМИ! ТОЛЬКО 2 ОБРАЗА В 1 КАРТИНКЕ.

Как только вы связали все образы, вам нужно будет просмотреть всю цепочку от начала и до конца, если какие-то образы выпали, то добавить их обратно или усилить и все готово!

Козаренко пишет в своей книге, что на создание 1 пары образов у опытного мнемониста уходит 6 секунд. Это значит, что список из 25 продуктов вы запомните за 2 мин 30 сек.

Согласитесь, это быстро). А чем больше вы тренируетесь, тем быстрее вы будете создавать образы, на самом деле 6 секунд для простых списков это даже много)))

Пробуйте и у вас получится! Об особенностях построения связей между образами, я расскажу в следующей статье.

Как запомнить список продуктов для магазина?

Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики - ассоциативность. Мозг - совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 - на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 - на стул, 1 - на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх - с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

Цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

Самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

Термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов - были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы - эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные - связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже - объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов - значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть;
стол;
таксист;
кофе;
шифр;
дерево;
балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью - ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом , сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе . Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра . Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно - ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон , оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка - это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба - первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер -Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки - большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка - следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке - дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое - нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» - привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit - привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово - remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит - запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты - вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Кривая забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение. Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое - через 15–20 минут после заучивания;
второе - через 6–8 часов;
третье - через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз - в день заучивания;
второй - на четвертый день;
третий - на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз - в полном объеме, во второй - ключевые моменты, в третий - весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните. Трехкратное повторение - необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Фотографии: © iStock/bogdandreava.

Как запомнить список покупок

Если вам нужно посетить несколько магазинов, вы можете использовать способ для запоминания распорядка дня.

Если же речь идет только о списке для покупок в одном магазине, используйте способ воображаемых ассоциаций. Вам достаточно запомнить одну - две покупки, остальные запечалятся в вашем мозгу автоматически.

С этого дня откажитесь от составления списка покупок. Запоминайте их. Это очень легко сделать благодаря описанным способам. Кроме того, вы будете быстро прогрессировать. После нескольких дней упражнений вы гораздо быстрее сможете делать ассоциации. К тому же, это дополнительная работа для вашего механизма памяти; знайте, чем больше вы потребуете у памяти, тем больше она вам даст.

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Продумывание покупок Формируя свой гардероб, откажитесь от спонтанных, импульсивных покупок. Они могут привести вас впоследствии к разочарованиям. Чтобы этого не произошло, каждая покупка должна быть тщательно продумана заранее.Я хочу рассказать вам об одном приеме,

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Правило совершения удачных покупок Если вы стремитесь к облику современной и изысканной женщины, то советую вам выработать у себя еще одну полезную привычку, которая поможет вам воплотить это желание в жизнь. Что это за привычка? Предположим, вы хотите купить какую-либо

Из книги Мне опять нечего надеть. Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь автора Баумгартнер Дженифер

Как мгновенно запомнить список В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.Посмотрите на рисунки - и

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Как запомнить место, вы положили какую - то вещь Создавать ассоциации необходимо в момент, когда вы кладете /прячете/ вещь. Например, вы кладете отпускные фотографии в ящик рабочего стола. Они будут находиться между вашим паспортом и складным метром. Вообразите паспорт,

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Как вырваться из замкнутого круга покупок Кажется, что вырваться из замкнутого круга невозможно. Независимо от того, требует ли ваша страсть к шопингу врачебного вмешательства или вы находитесь в «пределах нормального». Желание купить может быть очень сильным, а

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Мудра для выгодных покупок 1. Поставьте руки перед собой на уровне груди, ладонями вверх. Пальцы, почти соприкасаясь кончиками, сходятся под прямым углом, направленным вперед, от вас.2. Соедините в щепотку большой, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки,

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Глава 9 Как запомнить имена и лица? Нравится вам или нет, но в скором времени вы закончите учебу и вступите в новый этап своей жизни: начнете строить свою профессиональную карьеру, а также создавать сеть нужных знакомств, которые помогут вам в этом.Вы будете посещать

Из книги Коучинг. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча автора Илиф-Вуд Мария

Из книги Китайское исследование на практике [Простой переход к здоровому образу жизни] автора Кэмпбелл Томас

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Глава 15 Меню и список покупок к плану Кэмпбелла Человек, который готовит дома, как правило, ест всего несколько блюд. Время от времени какие-то из них наскучивают, их отвергают и находят другие. Важнее всего удобство и легкость приготовления. У большинства из нас особого

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Список покупок к плану Кэмпбелла Приведенный ниже список выглядит громоздко, но я хотел добавить всё без исключения, чтобы вы могли приготовить блюда на первые три дня. Некоторые продукты базовые и нужны для многих рецептов из этой книги, поэтому заменять их надо будет

Из книги Тайна денег. Книга самой богатой ученицы Кийосаки автора Закхайм Наташа

Как запомнить, чтобы вспомнить Как мы уже убедились, между физической и умственной активностью существует тесная связь, поэтому движения тела способны оказывать влияние на образ мыслей. И что бы вы ни делали: двигали глазами, свободно прогуливались или принимали

Из книги автора

Не читайте с целью запомнить Проблема многих студентов, впервые изучающих эти методы, заключается в том, чтобы научиться читать материал с целью его понять. Никогда, ни в коем случае не читайте текст с целью его запомнить! Если вы это делаете, происходит странная вещь: вы

В преддверии экзамена или при самостоятельном изучении сложного материала полезно вспомнить о мнемонических техниках. Мнемоника, или мнемотехника – это набор особых приемов запоминания через ассоциации.

Мнемотехника помогает не всегда: например, общепризнано, что нет смысла учить иностранные слова, ассоциируя их со словами родного языка - даже вызубрив весь словарь, на иностранном не заговоришь. Но если речь идет о запоминании связных текстов или перечней, которые как перечни и используются – мнемоника вполне может помочь. Перед вами рассказ об одной из техник: такие материалы в помощь учащимся будут публиковаться здесь и дальше.

Дворец памяти — в каждую квартиру!

Мнемоническая техника «Локи» (от латинского locātio, размещение) – способ запоминания, известный еще в древнем Риме. Он основан на создании ассоциаций между конкретным местом и перечнем слов, которые нужно запомнить, и может включать, кроме пространственных, еще и звуковые ассоциации.

Чтобы воспользоваться этой мнемонической техникой, нужно привязать запоминаемый перечень к образу некоего пространства или маршрута, который вы уже помните наизусть, и одновременно, хотя бы отчасти, – к звучанию названий предметов, встречающихся на вашем пути. Другая разновидность техники предлагает отталкивать только от общего ландшафта вашей локации, а образно-ассоциативные стимулы произвольно расставлять по дороге. Локацией, кстати, может быть не только настоящий дворец или любое другое помещение, но и письменный стол, кухонный шкаф и даже ваше собственное тело.

Запоминаем географические названия

Проще всего эту технику применить к географическим названиям (наверное, потому, что речь тоже о размещении).

Например, вам нужно запомнить названия крайних точек материков. В качестве «опорного маршрута» выбираете собственную квартиру. И воображаете себе путешествие по ней. Пусть в прихожей у вас находится Европа, в гостиной – Северная Америка, в спальне – Южная Америка, кухне располагается Африка, а на балконе – Австралия. Итак, вы входите в прихожую и смотрите в зеркало, показывая себе свои же ЧЕЛЮСти (м.Челюскин). Снимаете ПИджак и достаете из кармана АЙфон (м. Пиай). Развязываете шнуРОК (м.Рока), а потом второй. И достаете из оДЕЖНого шкафа то, в чем ходите дома (м.Дежнева).

Теперь проследуем в гостиную. После вчерашней вечеринки здесь будто бы прошел сМЕРЧ, зато розовые шторы на окнах навевают СОН (м. Мерчисон). Из фотоальбома выпала карточка бабушки МАРЬи, ТОненькой старушки (м. Марьято). Остальные адреса есть на книжной полке: СЕНТиментальные романы ЧАРЛЬЗа Диккенса (м.Сент-Чарльз), «Маленький ПРИНЦ» и собрание сочинений Герберта УЭЛЬСа (м. принца Уэльского).

Думаю, принцип ясен. И чуть задумавшись, применить эту технику можно не только к географии, но и к запоминанию любого перечня.

Запоминаем правила пунктуации

Возьмем, например, русскую пунктуацию. Грамматические правила удобнее запоминать в форме примеров, а не формулировок – формулировку обычно можно из примера вывести. Обратимся к непростому правилу об обособлении приложений.

Итак, вы снова в вашей квартире и ищете в ней случаи обособления этой конструкции запятыми и дефисами, а также сходные случаи, где запятая не нужна. Отведем для основных правил основные помещения, а для уточнений – служебные.

Прямо напротив двери стоит стеной шкаф, массивное сооружение, куда вы вешаете куртку (распространенное обособленное приложение, относящееся к обособленному существительному). Затем вы следуете на кухню чтобы съесть бутерброд с колбасой, сандвич (нераспространенное приложение, относящееся к другому существительному, имеющему зависимые слова). Дома прохладно, так что вы включаете духовку-печку (обособление одиночного приложения, нарицательного существительного, при помощи дефиса). И подмигиваете висящей на стене фотографии Танюхи-сестренки (Дружка-любимца ). Нет ни Дружка, ни Танюхи? Поселите их в своем воображении, чтобы запомнить случай обособления приложения к имени собственному при помощи дефиса.

Далее. Вы взяли свой любимый бутерброд, сандвич, и двинулись в комнату. Скорее всего, у вас на столе стоит компьютер. Билл Гейтс, великий инженер и бизнесмен, приобщил нас всех к компьютерным технологиям (обособление распространенного приложения после имени собственного). Человек практичный, Гейтс пока закрывает глаза на некоторое количество нелицензионных программ, установленных большинством пользователей в Восточной Европе (обособление приложения перед именем собственным, если оно имеет оттенок причинности). Талантливый предприниматель, он продает новые версии программ даже в Москве (обособление приложения к местоимению).

Но мы отвлеклись. Собираетесь ли вы ЕСТЬ свой любимый бутерброд, то есть сандвич ? Уже поели-попИЛИ? Теперь загляните под компьютерный стол. Там много всякого барахла, или мусора. ПровоДА, ЖЕлезки, какие-то винтики. Все эта мелочь, даже хлам, постоянно скапливается под столом. А что вы увидите, если посмотрите НАПРаво? Возможно, искомую книжку, например словарь ? Вы давно обещали дать ее почитать однокласснику, по имени Глеб. Составил словарь великий филолог, по фамилии Даль. А уговорил вас купить сосед-книготорговец, по прозванию Серый.

Выбирайтесь из-под стола со своим словарем. У вас хорошие способности сыщика! А есть ли в вашей комнате что-то, стоящее или лежащее обОСОБленно? Отлично, вот этот вентилятор (телевизор, музыкальный центр, ваза или мяч в углу). Родственники, в особенности дядя и тетя , любят спрашивать, КАК часто вы этим пользуетесь. Как человек аккуратный, ваш дядя не выносит вида долго не используемых вещей. Так что выЧИСЛяйте! Учить уроки, в том числе математику, можно в самых неожиданных условиях. (В последних двух абзацах перечислены приложения, обособление которых связано с употреблением конкретных союзов. Чтобы лучше запомнить союзы, добавлены и звуковые ассоциации).

За случаями, где запятая не нужна, отправимся в служебные помещения. Например, в ванную. Вспомните, вы недавно приглашали соседа как сантехника , но он ничего не починил (не нужна запятая перед «как» со значением «в качестве»). Теперь вам нужен настоящий сантехник по фамилии Петров (не нужна запятая перед «по фамилии», если оборот не имеет значения уточнения). Опытный и безотказный мастер Петров уже вышел из запоя (не нужна запятая перед именем собственным, если предшествующее уточнение не имеет оттенка значения причинности, не дополняется без искажения смысла словом «будучи»). Осталось его дождаться: у вас в туалете для облегчения ожидания как раз припасена газета «Советская Белоруссия» (несогласованные уточнения заключаются в кавычки и запятой не отделяются).

В последнем абзаце мы обошлись без звукоподражания, надеясь, что некоторая интимность описываемого помещения сама по себе усилит ассоциации.

Попробуйте сделать то же самое с любым трудно поддающимся запоминанию правилом – и посмотрите, что получится. Будем рады, если поделитесь впечатлениями.

Как запоминать списки? Попробуйте технику «Локи» (дворцы памяти)