Монтессори методика раннего развития в чем суть. Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Бледанс и Семин очень много занимаются с Семой, и мальчик практически не отстает от сверстников в развитии. А главное, он растет очень добрым и любознательным ребенком.

Напомним, Сема - младший сын телеведущей. От второго брака у Эвелины также есть 21-летний сын Николай, который после развода родителей остался жить с отцом в Израиле. Долгое время Бледанс практически не общалась со старшим сыном, с которым у нее был конфликт, однако недавно молодой человек помирился с матерью и приехал в Россию, чтобы познакомиться с братом.

Несмотря на насыщенный рабочий график и постоянную занятость в различных проектах актриса и телеведущая Эвелина Бледанс успевает быть образцовой мамой, которая уделят много времени своему ребенку.

Пять лет назад в семье знаменитости и ее мужа, продюсера Александра Семина, родился мальчик Сема, которому диагностировали синдром Дауна. И после появления малыша родители решили, что он не будет жить как человек с ограниченными возможностями и насладится всеми прелестями жизни.

Сейчас пятилетний Семен является звездой Интернета, у него есть свои страницы в социальных сетях, на которые подписано около миллиона человек. Мальчик растет общительным, открытым и раскрепощенным. Эта заслуга его родителей, которые стараются как можно чаще приобщать его к общественной жизни, выводить на светские мероприятия и знакомить его с другими людьми.

Эвелина любит Сёмена всеми фибрами своей души, и это видно невооруженным взглядом. Так, актриса поделилась с поклонниками в своем Instagram видео, где рассказывает сынишке детский стих, а он при этом смеется и повторяет мамины движения.

Поклонники моментально “забросали” Эвелину и Сёмена комплиментами и пожеланиями здоровья и счастья. Невозможно удержаться от теплой улыбки, которая невольно возникает на лице, когда смотришь это видео. Подарите и себе порцию любви и чистой, незамутненной нежности!

А недавно он прочел свое первое слово, как думаете, какое?

Также сын Эвелины Бледанс делает первые спортивные успехи. Пятилетний Семен занимается верховой ездой и уже уверенно держится на лошади. Верховая езда - это своеобразная терапия, рекомендованная детям с особенностями развития. Для Семы это стало одним из самых любимых занятий, у него даже есть свой пони - Бусинка, с которым у мальчика сложились дружеские отношения, так что в отличие от большинства детей Семен без страха ездит верхом.

В возрасте шести месяцев Семен уже получил свой первый рекламный контракт с компанией-производителем детских подгузников, а сейчас часто принимает участие в различных съемках. Его звездная мама каждый день публикует фото или видео с сыном, которые собирают рекордное количество лайков. Многие подписчики Эвелины обвиняют ее в пиаре засчет собственного ребенка. Ранее артистка игнорировала подобные выпады в свою сторону, но недавно решила расставить все точки над «i», пояснив, что она действительно пиарит сына, но не себя.

«Злопыхателям я отвечаю: «Да, я пиарю людей с синдромом Дауна в лице Семена Семина! Кто-то еще делает это в нашей стране? Никто! Только наша семья не боится открыто говорить об этой проблеме и собирать вокруг себя людей, которые раньше стеснялись это делать!»- отвечает Эвелина.

Первого апреля Семен отпраздновал свой пятый день рождения.

Звездная мама устроила имениннику настоящий праздник.

Многие современные мамочки мечтают, чтобы ее кроха стала гармонично развитой личностью. Что же такое гармоничное развитие ребенка? Коротко говоря, это умственное и физическое развитие. Физическое воспитание включает в себя: закалку, зарядку, бег, гимнастику, а также занятия на тренажерах (турнике, лестнице, канате). Все упражнения развивают мозг, дыхательную систему, равные возможности обеих рук, способствуют развитию письменных способностей ребенка, увеличивают его «мануальный» интеллект. Существует много упражнений, которые можно и нужно делать с ребенком. Чтобы было весело вам и вашему малышу используйте стихотворения и грамотно произносите их в моменты занятий, например зарядкой:
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - и наклонились. На пол руки положили.
А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем: Посидим и спать пойдем.

Читая стихи, вы сразу убьете двух зайцев: сделаете занятия веселыми и поспособствуете развитию речи вашего малыша. Если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его на руки и помогайте ему координировать движения. Вы можете заниматься под негромкую музыку. Главное - это новизна и радость, поэтому будьте веселы и учите заранее как можно больше веселых песенок, потешек и стихов.
«Зарядка»
1. А сейчас все по порядку:
2. Встанем дружно на зарядку.
3. Руки в стороны, согнули.
4. Вверх подняли, помахали,
5. Спрятали за спина из,
6. Оглянулись, посмотрели
7. Через левое плечо,
8. Через правое еще.
9. Дружно присели,
10. Пяточки задели,
11. На носочки поднялись,
12. Опустили руки вниз.
На 1-2 - шагать на месте, 3-9 - выполнять движения по тексту, 10-12 - присесть и обхватить пяточки руками. «Ежик»

1. По сухой лесной дорожке -
2. Топ, топ, топ - топочут ножки.
3. Ходит бродит вдоль дорожек
4. Весь в иголках серый ежик.
5. Ищет ягодки, грибочки
6. Для сыночка и для дочки.
7. Если попадется волк -
8. Превращается еж в клубок,
9. Ощетинит еж иголки -
10. Не достанется он волку.
11. Еж не тронет никого,
12. Но и ты не тронь его.
1 - малыш стоит, слегка согнувшись. 2-4 - руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз, ноги - слегка согнуты в коленях делают легкие, частые шажки. 5-6 - «собирает ягодки» - кончики пальцев соединяются как бы срывая ягодки. 7-8 - сворачивается на полу клубком. 9-12 - встает и продолжает «топать по дорожке».

* * * 1. Тики-так, тики-так -
2. Так ходики стучат.
3. Туки-так, туки так -
4. Так колеса стучат.
5. Токи-ток, токи ток -
6. Так стучит молоток.
7. Туки-ток, туки-ток -
8. так стучит молоток.
1-2 - малыш наклоняет голову вправо-влево, 3-4 - поочередно правой и левой рукой описывает перед собой круги, 5-6 - стучит кулачками, 7-8 - стучит каблучками. * * * Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качаем. Руки кверху поднимаем. Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем.

«Зайка»
1. Зайка по лесу скакал,
2. Зайка корм себе искал.
3. Вдруг у зайки на макушке
4. Поднялись, как стрелки ушки.
5. Шорох тихий раздается:
6. Кто-то по лесу крадется.
7. Заяц путает следы,
8. Убегает от беды.
9. Прыгнул вбок и обернулся,
10. И под кустиком свернулся,
11. Словно беленький клубок,
12. Чтоб никто найти не смог.
1-2 - руки перед грудью, мелкие подскоки на двух ногах, 3-4 - указательным и средним пальцами изображает ушки, 5-6 - пугливо оглядывается, 7-9 - скачет, бежит по кругу, затем на двух ногах большой прыжок в сторону, 10-12 - свернуться в клубок. Милые мамочки, здоровья вам и вашим деткам!

Целый мир на… полу.
Пока малыш не научился ползать на дальние расстояния, мама может постелить на пол теплое одеяло (покрывало, полотенце и т.д.), которое легко превращается в игровую «полянку» а, при желании, и в «тренажерный» зал для крохотного спортсмена.

Главное — не оставлять малыша куковать на подстилке одного (пусть даже в окружении уймы игрушек). Во-первых, это небезопасно (кроха может залезть под кровать, стукнуться о ножки стула или кровати и т.д.). А во-вторых, думаете, не страшно остаться в одиночестве среди молчаливых великанов? И страшно, и одиноко.

Поэтому лучше отложите все дела и помогите ребенку активно познавать этот мир, даже если он пока передвигается только на пузике. А на помощь мамочке, конечно, придут игрушки. На полу их можно разместить сколько угодно, и все они будут в досягаемости для малыша. Он сможет их трогать, переставлять с места на место, катать и т.д. На полу можно разыгрывать целые спектакли. Кроме того, играя с ребенком на полу, мамочка будет спокойна за то, что ребенок не свалится с кровати в самый неожиданный момент.

Ползаем вместе! Не волнуйтесь, ваше родительское достоинство и авторитет никуда не денутся, если вы сами встанете на четвереньки и немного поползаете с малышом. Чтобы создать хорошую среду для ползания, мамочке нужно практически знать, что видит малыш на полу, до чего он может дотянуться, в конце концов, она просто проверит, достаточно ли чист пол для «прогулок» крошки. А для малыша совместное ползание с родителями — еще один повод удостовериться в безграничной любви мамочки и папочки.

Развиваемся на полу. Итак, ваш малыш отлично освоился на полу. Ему нравится путешествовать по родным пенатам на четвереньках. А вы не находите, что голые плинтусы и пустые полки нижних шкафов — не самая лучшая «компания» для вашего познайки? Тогда поскорее снимайте со стены картины и ставьте ее на пол — вот так, одним движением руки вы сотворили для малыша напольную галерею — а то когда бы он еще дорос до тех шедевров, которые висят у вас на стене. Если жалко картины, то сделайте вырезки репродукций красивых, по вашему мнению, картин из журналов и прикрепите их внизу стены. Вряд ли они там долго продержатся, но если учесть, что до 5 лет малыши молниеносно впитывают информацию, а потом очень долго (порой и всю жизнь), цепко держат ее в своих хорошеньких головенках, то польза от мини-выставки очевидна. Вместо картин на полу могут быть расставленыкарточки с буквами, цифрами, именами, словами, животными, цветами, стихами и т.д. Но учтите, мамочки, пользы от напольного развития будет гораздо больше, если вы или папа будете сопровождать малыша… на его уровне (я имею ввиду пол).

От 10

до 18--20 дней

Слуховое сосредоточение.

В положении на животе ребенок приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии (лабиринтный установочный рефлекс).

Если положить малыша на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы свободно дышать (этот защитный рефлекс необходим ребенку до конца первого месяца).

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Плачущий или кричащий ребенок успокаивается при резком звуке.

Много спит.

Ручки чаще слегка раскрыты.

Издает в спокойном состоянии звук [а].

Если малыша уколоть в ножку (например, для анализа крови), он отдернет ее, а другой в это время начнет отпихиваться - так проявляется рефлекс отдергивания.

От 20 дней до 1 месяца

Фиксирует и прослеживает движущийся предмет (например, погремушку) на расстоянии 30--40 см, «провожает» ее глазами вправо и влево.

Движения глазных яблок ребенка уже более плавные и координированные.

Лежа на животе, пытается поднимать головку.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Поворачивает голову в сторону звука на короткое время.

Двигает ручками.

Может подносить ручки к лицу.

Предпочитает людей предметам неподвижным и «неразговорчивым».

Может сосредоточить свое внимание на предметах, которые расположены очень близко от него (на расстоянии20--30 см).

Появляются зрительное сосредоточение на предмете и прослеживание движущегося объекта только глазами без участия головы.

Обращает больше внимания на звуки внешней среды, которые учат его головной мозг принимать первые решения.

Проявляет слуховое сосредоточение до 10-15 секунд (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Успокаивается, если в ответ на хныканье погреметь игрушкой, находясь вне поля зрения малыша.

ПЕРИОД С 1--го ПО 3--й МЕСЯЦЫ

Т ак уж распорядилась природа, что новорожденные малыши весьма стеснены в своих физических возможностях (по крайней мере, первые три месяца).

Но и в этот период мама может начать развивать своего малыша.

У младенца от рождения работают все пять органов чувств: он слышит, видит, чувствует прикосновения, воспринимает запахи (особенно мамин), различает вкус продуктов. Но, занимаясь с ребенком, не старайтесь воздействовать сразу на все органы чувств, подобная стимуляция может привести к тому, что малыш уйдет от общения, периоды сосредоточения станут короче.

В недолгие моменты бодрствования ребеночек может внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним, фокусировать взгляд на неподвижном предмете. С малышом необходимо разговаривать — это учит его прислушиваться к звукам речи, пению, другим окружающим звукам и реагировать на них.

Подражание

У ребенка есть врожденная способность подражать движениям матери и ее мимике (открывать рот, поднимать брови, высовывать язык). В возрасте 14 дней младенец способен подражать даже движению пальца взрослого. А уже через несколько недель после рождения он начнет имитировать речь взрослого, шевеля губами.

Развитие движений

побуждайте ребенка поднимать и удерживать голову в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого;

стимулируйте захватывание предмета, который касается ладони или пальцев ребенка;

вызывайте речью комплекс оживления - активное движение рук, ног, улыбку;

помогайте приподнимать туловище в положении лежа на животе, опираясь на локти;

вкладывайте в руки погремушку, стимулируйте движение (трясти погремушкой);

вызывайте у ребенка движение отталкивания ногами в поддержке за подмышки, лежа на спине, на животе.

Комплекс упражнений для детей в возрасте

1,5--4 месяцев

«Выкладывание на животик»

Является прекрасным тренировочным упражнением, укрепляющим мышцы шеи и спины. Выполняется в течение 15--20 секунд.

Положите малютку на живот. В первые недели малыш будет поворачивать головку, а позднее приподнимать и удерживать ее, опираясь на предплечья и разводя бедра в стороны.

«Подними головку»

Положите ребенка на живот, поддерживая голову. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать и удерживать головку. Затем возьмите малыша на руки, прислонив к своему правому плечу. Старайтесь, чтобы маленький, находясь в таком положении, приподнимал головку и опускал ее на плечо. Когда же он научится удерживать голову, держите его на руках дольше, ласково разговаривая или напевая песенки.

«Ползание»

Выполняется 2--3 раза.

Малыш лежит на животике. Согните его ножки и разведите коленки в стороны, соединив при этом стопы. Подведите четыре пальца обеих рук под тыльную сторону стоп ребенка, а большими пальцами прикоснитесь к его подошвам. Малыш рефлекторно оттолкнется, разогнув ножки, и немного «проползет» вперед. Для того, чтобы малыш продвинулся, а не остался на месте, плотно прижимайте свои руки к столу, создавая ему опору.

«Ходьба»

Поддерживая малыша под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе, опустите его стопы на твердую поверхность стола. Ребенок будет делать рефлекторные шаги. Ведите малыша так, чтобы вес его тела попеременно переносился то на одну, то на другую ножку. Не сдавливайте грудную клетку ребенка и старайтесь, чтобы малютка наступал на всю стопу (ни в коем случае не на цыпочки).

«Встряхивание ручками»

Положите кроху на спину. Взяв ручки малыша у кистей, потрясите ими, подражая движениям крыльев птички. Затем медленно разведите руки малыша в стороны и положите на поверхность. Повторите упражнение 2--4 раза.

«Захватывание игрушки»

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите ниже. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя с ним таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы ребенок сам пытался захватить ее. Подвешивайте игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть удобной для захватывания.

Стимуляция зрительной функции

Зрительная система ребеночка развивается бурными темпами. Судите сами, сразу после рождения зрение крохи оценивается на уровне ощущения света. Но уже через 2--4 недели крошечка может фиксировать взглядом (пусть даже всего на несколько секунд) какой-нибудь движущийся на расстоянии не более 40 см предмет.

Ваше лицо - самый интересный объект для рассматривания ребенком, по крайней мере, в первые 2-3 месяца жизни. Почаще заглядывайте малышу в глаза (оптимальное расстояние до личика крохи в этом возрасте 20-30 см).

Игры для развития зрения

Игра «Где же наш малыш?»

Малыш находится на руках у мамочки в удобной позе. Будет лучше, если мама сядет на стул, а ноги положит на скамеечку. Наклоняясь и удаляясь от лица ребенка, пойте ему песенку:

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка?

Где же, где же наш…..(имя ребенка)?

Где же, где же наше солнышко?

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, нежно поговорите с ним.

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш…….(имя ребенка),

Вот, вот наше солнышко!

Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка. Встаньте, поверните малыша лицом к себе, одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой - придерживайте его ягодицы. Покачивая малыша вперед-назад, удаляя и приближая свое лицо к его лицу, улыбаясь ему, повторяйте ваши ласковые слова.

Игра «Цветная кроватка»

Возьмите различные цветные шарфики, платки, галстуки ярких цветов, свяжите все это в одну связку и оберните ими стенки кроватки. Приговаривайте при этом: «Посмотри, солнышко, какие красивые цвета». Если ребенок повернулся и разглядывает их, похвалите его за активность, поцелуйте малыша. В ходе игры меняйте положение малыша, чтобы он мог видеть новые цветовые сочетания.

Милые мамочки, знайте, что самый любимый цвет у вашего малыша - оранжевый. Даже при сильных приступах плача можно помахать перед глазами ребенка кусочком красной или оранжевой ткани, и малыш скорее перестанет плакать.

Игра «Красивый красный носочек»

Вам понадобятся несколько пар детских носочков разных ярких цветов. Покажите малышу его ножку и дождитесь, пока он обратит на нее внимание. Затем наденьте, слегка нажимая на ступню ножки, красный носок со словами: «Вот у… (имя ребенка) красный красивый носочек». Увидев носочек, ребенок обрадуется. Затем возьмите вторую ножку и с этими же словами натяните на нее второй носочек. Затем попытайтесь надеть носок на ручку ребенка. Следите, чтобы ребенок фиксировал взгляд на носке.

«Где флажок?»

Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы малыш поймал его взглядом. Разговаривайте, перемещая флажок: «Где флажок? Ну-ка, ну-ка, посмотри. А вот он где! Ой, исчез. Куда же он подевался? А он вот где...» Добивайтесь, чтобы ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если вы кормите ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой стороны. Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за движущимся предметом.

Игра «Личико играет»

Эта игра универсальна. Начинать играть в нее можно с первых дней и продолжать до трех лет, усложняя по мере роста ребенка. На первом этапе вам понадобятся нарисованные на листах форматом А5 рожицы с разными эмоциями. Показывая каждую из них малышу, поясняйте: «Посмотри, дорогой, какое счастливое личико! Очень счастливое!»

Игры на развитие слуха

Прежде, чем приступить к этим играм, хочется выдвинуть основное правило, нарушать которое нельзя. ПОМНИТЕ, все малыши по-разному реагируют на звуки: одним нравятся громкие звуки, других они пугают, тоже касается и металлических звуков, высоких и низких. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что ему нравится, а что - нет. А теперь давайте поиграем.

«Колокольчик»

Сядьте на пол или на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору. Положите ребенка спинкой к себе на колени. Вам понадобится звонкий колокольчик. Потряхивая колокольчик на расстоянии 60--70 см над грудью малыша, привлеките его внимание. Поместите колокольчик в поле зрения крохи и начните его перемещать вправо--влево, вверх-вниз. Вы можете помочь малышу проследить за колокольчиком, положив свою ладонь ему под шею и голову. Игра проводится 2--3 раза в течение 3--4 дней, после этого целесообразно заменить колокольчик на другую звучащую игрушку - погремушку, металлофон, шуршащую бумагу и т.д.

Главное, чтобы малыш поворачивал голову на звук - это развивает слуховое внимание.

«Бубенцы»

Для игры вам понадобятся бубенцы (или свирель, бубен, погремушки, бумага, деревянные ложки, неваляшка, шарманка).

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60--70 см, чтобы малыш мог их еще видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка, прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их малышу. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Игру повторите 2--3 раза в течение 3--4 дней, затем можно использовать варианты игры с другими игрушками.

«Ищем музыкальную шкатулку»

Сядьте на пол, на коврик, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Положите малыша спинкой себе на колени. Приготовьте музыкальную шкатулку или игрушку. Включите шкатулку с одной стороны от ребенка, предоставив ему возможность прислушаться к мелодии. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только затихает, услышав первые звуки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, покажите ему шкатулку. Включите ее еще раз, предоставив малышу возможность увидеть ее и услышать мелодию. Отклоняйте музыкальную шкатулку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к ее мелодии. Повторите игру, включая шкатулку с другой стороны от малыша.

Смешных и не очень случаев в нашей жизни с Тарасом было немало. Да, собственно, и в свои юбилейные 10 лет он не перестает нас с папой удивлять.

Но я хочу вспомнить случай восьмилетней с хвостом давности, когда нашему чудо было всего полтора и он отчаянно боролся за право делать все так, как он считает нужным. Это касалось и соски. Ну, понимаю, сама виновата, нечего было ребенку по каждому случаю сосю в рот совать. Тем более, что на грудном вскармливании. Это я сейчас такая умная, а тогда хотелось лишний часок поспать, сериал в тишине посмотреть и т.д. Вообщем привыкло наше сокровище к соске.

В итоге, года в полтора, конечно, встал вопрос о том, как нашего неглядничка разлучить с его "любимой". Самое интересное, что так уж часто он ее не сосал, но она обязательно должна была быть у него в руке. И поскольку она в руке, то засунуть соску в рот было делом пары секунд. Ну и ночью, конечно, же без своей "ненаглядной" не засыпал.

Долго думала я, как же нам с этим паттерном (по-научному привычка) справиться. И как всегда помог случай. Захожу как в комнату и наблюдаю такую картину: соска каким-то чудесным образом застряла между двумя подушкам на кроватке, а мой ребенок удобно устроившись на подушке сосет ее даже не беря в руки. И тут мне пришла идея.

Ночью, когда ребенок крепко заснул и пустышка выпала у него изо рта, я взяла ее, а папа прибил соску к стене на уровне ротика Тараськи.

На следующий день началось самое интересное. Ребенок проснулся, а соски в кроватке нет (он любил с утречка посасать). Естественно слезы, недоумение в глазах и всхлипах. А ему говорю: "Не плачь, вот твоя сосочка, солнышко". Показываю на стенку и продолжаю: если хочешь пососать, подходи сюда.
Кряхтя ребенок вылез из кроватки и подошел к соске. Пососал. Неудобно. Еще раз пососал.

В растерянности он так подходил к соске на протяжении дня довольно часто. Пару раз пытался отодрать. Неполучилось. Мы даже гулять в тот день не пошли. А Тарас никак не мог понять, что же ему делать. Вроде соска на месте. Хочет сосать -- пожалуйста! Но поскольку ребенок у нас всегда был довольно активный, а местами и гиперактивным, у него всегда куча важных дел и ему недосуг стоять у стены.

Соска доступна в любое время, малыш знает об этом, и ему психологически комфортно.

И наша с папой уловка сработала.
Сосать соску сынулькин стал все реже и реже... Но наблюдать как он это делал было очень забавно.

Весьма лояльный способ, неправда ли? Это гораздо лояльнее, чем забрать соску раз и навсегда.

ИГРА “МОЗАИКА”

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, речи.

Мамочка и малыш вместе решают, что они хотят построить из цветных крышечек, и выполняют задуманное. Можно выложить цветок, домик, кораблик и т. д. Важно проговаривать, что вы делаете, и еще хорошо бы рассказать стишок, загадку о сотворенном предмете.

Например:

ДОМИК

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

ФЛАЖОК

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

ГРИБОК

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

ИГРА “ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ”

Цель: развитие мышления, закрепление названия цветов.

Положите перед ребенком 4 крышки: 3 синие, 1 желтую. Попросите малыша определить, какая крыша лишняя и почему.

ИГРА “ЧТО БЫВАЕТ ТАКОГО ЦВЕТА?”

Цель: развитие внимания, образного мышления, речи.

Мамочка прячет в “волшебный” мешочек крышки разных цветов. Ребенок вытягивает крышку, называет цвет и вместе с мамой думает, что на свете бывает такого же цвета (желтый - солнце, зеленый - травка и т. д.).

ИГРА “ПОДБЕРИ ПАРУ”

Цель: развивать мышление, активизировать умение подбирать предметы, похожие по цвету.

Для этой игры понадобится несколько пар крышек одного цвета.

Вариант 1. Все крышки в произвольном порядке разложить на столе. Мама берет любую крышку, называет ее цвет, просит малыша найти такую же и назвать ее цвет.

Вариант 2. Крохе предлагается собрать предметы в пары по цвету.

ИГРА “ГУСЕНИЦА”

Цель: развитие мышления, внимания, памяти, координации движения.

Малыш получает карточку с нарисованной гусеницей, которая состоит из цветных кругов (диаметр круга соответствует диаметру крышки). Игрунчику предлагают построить гусеницу (закрыть круги крышками соответствующего цвета, чтобы гусеница стала красивой).

ИГРА “ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?”

Цель: развитие зрительной памяти.

Мама строит цепочку из трех разных по цвету крышек (синяя-красная-белая). Вместе с малышом называет цвета. Ребенок закрывает глаза, мама прячет одну крышку или меняет на крышку другого цвета. Затем кроха открывает глаза, а мамочка хитренько спрашивает у всезнайки, что исчезло или что изменилось.

Еще хочется дать несколько советов по организации игр-упражнений:

· Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время игры. Не интересна сегодня игра -- отложите ее на завтра.
Каждый вечер сын требовал, чтобы ему почитали Алладина. Папа не сопротивлялся, честно читал перед сном от корки до корки.

И вот ровно через неделю, папа вновь прилег с сыном на кровать и начал чтение Алладина. В конце первой странички запнулся и пока искал, где окончил чтение, Тарас начал наизусть цитировать дальше книжечку. Он не пропустил ни единого слова и даже предлога. А диалоги копировал с точной папиной интонацией.
Ну я бы поняла, если бы это были стихи, но это была проза с множеством диалогов.

Мы с мужен были очень удивлены и потрясены. Как жаль, что теперь он с большой неохотой и очень долго учит стихи для школы. Не интересно!

Как хорошо, что есть люди, которые действуют по зову своего сердца. А в нашей истории таким человеком оказался маленький мальчик. Но обо всем порядку;)

Этот 10-ти летний кот, которого зовут Малыш, попал в приют вместе со своей сестричкой. Котики не были слишком привязаны друг к другу и поэтому их могли приютить разные семьи. Так и было указанно под фотографией этого кота на сайте приюта. Вот только никто не торопился давать Малышу любовь и заботу. От чего наш герой сильно грустил…

А в это же время, в другом конце города, маленький мальчик Истон просматривал сайт этого приюта. Дело в том, что мама разрешила ему завести одного питомца. Это мог бы быть маленький щенок или же котенок. И тут Истон увидел Малыша… Да, это была любовь с первого взгляда…

Проснувшись утром, Истон и его мама тут же поехали в приют, что бы познакомиться с Малышом. Встреча прошла просто замечательно: котик был просто комочком нежности и ласки. Истон оказался именно его человеком.

Всю дорогу домой, Малыш прижимался к своему новому хозяину и мурлыкал громче двигателя машины.

Теперь это неразлучная парочка. Они всегда вместе, даже спят они вместе. И мальчик, и кот очень счастливы, что сумели найти друг друга!

Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике обучения и развития ребенка .

Система развития ребенка по Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями, по которым происходит правильное развитие ребенка . Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать чего-то за малыша, а просто должен помогать ему действовать самостоятельно, поощряя физическое и личностное развитие ребенка . Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. А ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность попробовать сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для правильного развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки - положи их в беспорядке, они вызовут только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее для личностного развития ребенка. Мария вообще считает, что порядок органичен для малыша, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями, мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу для воспитания и развития ребенка, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей методике развития детей дошкольного возраста . Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по - другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так развитие ребенка по Монтессори проходит в несколько этапов: от 0 до 6 лет развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться ценными для правильного развития ребенка появившимися у него возможностями, то малыш может потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять физическое и психическое развитие ребенка , но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед малышом скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает правильному развитию детей. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

Удивительно, но если для развития детей в детском садуучитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха». Главная задача взрослого в методе развития ребенка по Монтессори помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка . На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы, где происходит развитие ребенка по Монтессори.

Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение в своей методике развития детей дошкольного возраста, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ развития ребенка по Монтессори довольно много.

В основном это страны, где не было тоталитарных режимов, с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются и развиваются в детях на занятиях в классах Монтессори.

К концу тридцатых годов в педагогической системе развития ребенка по Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его «пишет» Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.

Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для обучения иразвития ребенка по методике Марии Монтессори и придают ей стройность и завершенность.

Сегодня существует множество методик раннего развития детей, в том числе авторских. Но одной из самых популярных и востребованных – конечно, с поправками на новейшие педагогические достижения и разработки – уже долгое время во многих странах мира остается методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори. В чем ее суть?

Помоги сделать самому

Мария Монтессори начала внедрять свою экспериментальную методику в работе с особенными детками – с теми, кто имел сложности в адаптации к социуму, задержку психического развития. Она стремилась привить детям навыки самообслуживания при помощи игр, основанных на тактильной восприимчивости, в специальной развивающей среде. Изначально Мария не стремилась повысить у таких детей интеллектуальные способности, но вскоре заметила, что они заметно выросли. Всего за год малыши сравнялись в интеллектуальном развитии со сверстниками.

Объединив собственные наблюдения, педагогические идеи с опытом других специалистов, применяя знания по психологии и даже философии, Мария создала собственную систему, которую называют методикой Монтессори. Позднее работать по этой системе попробовали со здоровыми детьми, и она легко адаптировалась под потребности каждого малыша.

Кратко идею методики можно сформулировать примерно так: помоги ребенку стать самостоятельным. В нем природой уже заложена его уникальная программа развития, нужно лишь создать для ее реализации необходимые условия. То есть взрослый только помогает, когда это нужно, не заставляя и не убеждая, что только мнение взрослого об окружающей действительности верно.

Суть и принципы такого подхода Марии заключаются в нескольких идеях.

  • Каждый ребенок уже с рождения – уникальная личность.
  • В каждом из них природой заложено стремление к развитию, познанию, труду.
  • Педагоги или родители должны быть помощниками, не пытаться вылепить маленькую личность «под себя».
  • Взрослым нужно лишь своевременно направлять малыша, а не обучать. Давать ему возможность развивать самостоятельность, терпеливо и внимательно дожидаясь от ребенка инициативы.

В методике Монтессори недопустимо:

  • сравнивать разных детей между собой;
  • устраивать между ними соревнования;
  • применять как поощрения, так и наказания
  • устанавливать точную программу занятий;
  • оценивать результаты работы малыша;
  • принуждать его к чему-то.

Педагогика Монтессори исходит из того, что любой малыш естественным образом стремится жить и действовать наравне со взрослыми, а этого можно достичь учебой и обретением жизненного опыта. Поэтому ребенок сам стремится к обучению, чтобы побыстрее достичь в своих умениях взрослого уровня.

Согласно этим идеям, каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он будет заниматься, какие направления ему интересны; сам определяет, в каком темпе он будет получать знания. Воспитание сводится к обеспечению его самостоятельности во всех проявлениях.

А взрослые при этом должны уважать любой выбор малыша, развивать его восприятие, особенно сенсорное, создавать вокруг детей комфортную развивающую среду, позволять им выбирать себе место, перекладывать пособия или переставлять мебель. И главное – держать нейтралитет: наблюдать и не корректировать процесс обучения самостоятельности.

В этой системе принято деление детей на 3 возраста:

  1. 0 – 6 лет, когда малыш активно развивает все свои функции;
  2. 6 – 12 лет, когда ребенок активно проявляет интерес к событиям и явлениям окружающего мира;
  3. 12 – 18 лет, когда человек уже способен видеть взаимосвязь между событиями и фактами, формирует свое мировоззрение, ищет себя в этом мире.

Не обращайте внимания на обещания современных детских центров сделать из вашего ребенка вундеркинда по системе Монтессори в возрасте 1–2 лет или еще раньше. Да, это система раннего развития, но сама Мария строила свой метод для деток 3 лет и старше. Все остальное – это уже переработка методики ее последователями (и не обязательно правильная).

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха. Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться. При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

Организация уроков

Методика Монтессори предполагает 3 разновидности занятий.

  1. Индивидуальные. Одному или 2–3 детям педагог предлагает учебный материал, демонстрирует без долгих объяснений возможности его применения. Такой материал должен вызывать интерес у малыша, иметь какое-то яркое отличительное свойство, давать возможность проверить, правильно ли он произвел действие. Затем ребенок или дети работают с материалом самостоятельно. При проведении такого урока другие дети воспитателя ни о чем не просят.
  2. Групповые. В них задействованы дети, достигшие примерно одинакового уровня развития. Схема занятия похожа на предыдущую. Остальные дети класса при этом занимаются без воспитателя.
  3. Общие. В таких уроках участвует весь класс. Это занятия по общим предметам – истории, музыке, гимнастике. Такие уроки обычно короткие, а далее дети снова сами решают, чем и где им заниматься.

Занимаясь по этой системе, дети переходят из одного класса в другой. Но когда им это делать – определяется возможностями конкретного ребенка. То есть это методика, применимая как к младшему возрасту, так и к старшему. В таких классах нет конкретных целей на каждый год, дети занимаются в индивидуальном темпе. Одно из главных правил здесь – не мешать другим. То есть вести себя тихо, не отбирать пособия, не мешать тому, кто занимается в какой-то зоне один, уметь правильно строить отношения с остальными детьми.

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Монтессори у вас дома

С учетом вышеизложенного многие мамочки и сегодня решают развивать своих малышей по этой системе. Не имея возможности оплатить занятия в специализированном центре, они ищут способы делать это в домашних условиях. Конечно, полностью все требования методики дома воссоздать не удастся, но развивать своего малыша в духе Монтессори вполне можно у себя дома. Можно подобрать множество занятий для самых маленьких деток, которые помогут им стать самостоятельными и умелыми.

Например:

  • переливание воды (можно с пеной для ванн) из одной емкости в другую, полив цветов с помощью лейки;
  • застегивание и расстегивание – пусть малыш своими руками «расправляется» с кнопками, пуговицами, молниями, шнурками.
  • просеивание крупяной смеси через дуршлаг;
  • вылавливание из воды пластиковых шариков ложкой (например, во время купания);
  • вытирание воды с помощью губки;
  • совместные с мамой готовка, стирка, мытье полов;
  • перекладывание мелких предметов, например, салатными щипцами;
  • ходьба по обозначенной линии (можно с колокольчиком в руке или с ложкой, наполненной водой).

Можно дать малышу понюхать разные специи, травы, фрукты, предложить ему порисовать пальчиками, на ощупь опознать предметы в мешочке или определить звук на слух.

Для детей от 1 года до 3 лет полезно строить башни из кубиков – сначала простые, затем все более высокие и сложные. В 2,5 года – 5 лет можно развивать навыки сортировки предметов по какому-либо принципу: размер, цвет, материал, форма, текстура и т. д. Это могут быть кубики, бусины, лоскутки разных тканей, прищепки, крекеры, носки – вариантов множество.

Итак, к методике Монтессори можно относиться по-разному. Кто-то ее приемлет, кто-то отвергает. Но если ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе, такие занятия могут ему помочь обрести нужные качества. Особенно если проводить их регулярно.