Нитрат серебра применение в медицине. Что такое ляпис - инструкция по применению, состав и форма выпуска, показания, побочные эффекты и аналоги

Структурная формула

Русское название

Латинское название вещества Серебра нитрат

Argenti nitras (род. Argenti nitratis)

Брутто-формула

AgNO 3

Фармакологическая группа вещества Серебра нитрат

Нозологическая классификация (МКБ-10)

Код CAS

7761-88-8

Характеристика вещества Серебра нитрат

Бесцветные прозрачные кристаллы в виде пластинок или белых кристаллических палочек без запаха. Очень легко растворим в воде (1:0,6), растворим в этаноле (1:30). Под действием света темнеет.

Фармакология

Фармакологическое действие - противовоспалительное, бактерицидное, антисептическое, вяжущее, прижигающее, противомикробное .

Связывает сульфгидрильные и карбоксильные группы, что может обусловливать изменение конформации белка, его структуры, или вызывать денатурацию. При диссоциации нитрата серебра ионы серебра вызывают преципитацию белков и обусловливают бактерицидное действие. Альбуминат серебра, образующийся при взаимодействии нитрата серебра с тканевыми белками, постепенно приобретает черную окраску (это связано с восстановлением из альбумината металлического серебра), что, в свою очередь, приводит к взаимодействию с активными группами ферментов. Блокирует некоторые ферментные системы, нарушая тем самым метаболические процессы в микробной клетке. В связи с этим нитрат серебра после кратковременного бактерицидного оказывает длительное бактериостатическое действие. Серебра нитрат при разведении 1:1000 уничтожает большинство микроорганизмов.

При небольших концентрациях ионов серебра преципитация ограничивается интерстициальными белками и проявляется вяжущее, а также противовоспалительное действие. В высоких концентрациях ионы серебра вызывают повреждение мембран и внутриклеточных структур, оказывая прижигающее действие (образуются рыхлые альбуминаты).

Ранее серебра нитрат применяли при хроническом гастрите и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (внутрь, в виде 0,05% раствора). Раствор (2%) может использоваться для профилактики гонококковой инфекции глаз у новорожденных.

Применение вещества Серебра нитрат

Повреждения кожи — эрозии, язвы, избыточные грануляции, трещины.

Противопоказания

Гиперчувствительность.

Побочные действия вещества Серебра нитрат

Аллергические реакции.

Взаимодействие

Несовместим с органическими веществами (разлагается), с хлоридами, бромидами, йодидами (образуется осадок).

Получение, внешний вид, свойства

Серебра нитрат, который в народе называют ляписом и детским серебром, получают путем растворения сплава меди с серебром в нагретой азотной кислоте. Полученное вещество очищают от примесей. Чистый нитрат серебра представляет собой бесцветные кристаллы ромбической или ромбоэдрической формы, которые хорошо растворяются в воде, но не в спирте. Кристаллы разлагаются при температуре выше 350 градусов по Цельсию, при этом образуется металлическое серебро. Как и все соли серебра, ляпис ядовит. Он должен храниться в специальных емкостях с крышками в защищенном от света месте. Химическая формула вещества - AgNO 3.

Применение

Нитрат серебра применяется во многих сферах. Например, в химической промышленности в качестве катализатора, для получения красителей, при изготовлении фототехники и зеркал. Также широкое распространение он получил в медицине, ведь этому веществу передались знаменитые антисептические свойства серебра. Максимальной разовой дозой является 0,03 грамма, суточной - 0,1 грамм. Нитрат серебра для различных медицинских целей применяется, даже когда речь идет о новорожденных, что, кажется, свидетельствует о его безопасности. Тем не менее без необходимости лучше не принимать его внутрь или наружно. Детское серебро имеет обыкновение накапливаться в организме, так что его длительный прием может привести к довольно неприятным последствиям. Тем не менее в России продолжают применять такие препараты, как "Протаргол", который помогает избавить маленьких детей от насморка, поскольку его действующее вещество AgNO 3 обладает вяжущими и противовоспалительными свойствами. Западная медицина несколько

настороженно относится к таким методам лечения. В более концентрированном (до 10%) виде нитрат серебра применяется для прижигания эрозий, удаления бородавок, опухолей. Менее концентрированный раствор эффективен при лечении конъюнктивитов, а также используется для ускорения заживления ран. При язвах желудка и двенадцатиперстной кишки показан прием AgNO 3 внутрь.

Побочные эффекты и противопоказания

Противопоказано применение нитрата серебра во время беременности и кормления грудью, а также при высокой чувствительности к препарату. Не рекомендуется
применять его одновременно с адреналином, новокаином, резорцином, растительными экстрактами и веществами органической природы, поскольку это зачастую ведет к взаимному разложению препаратов. Из-за того, что AgNO 3 накапливается в организме, со временем кожные покровы и ткани внутренних органов могут изменить окраску на серо-черную или бурую. Похожий цвет может также приобрести частично радужка и ногтевое ложе. У некоторых пациентов, для лечения которых применялся нитрат серебра, наблюдается дисбактериоз, а также последствия накопления вещества в почках, печени, ЖКТ. Не рекомендуется применение препарата совместно с употреблением алкоголя, поскольку клинических испытаний по их взаимодействию не проводилось. В общем и целом считается, что в медицине препараты нитрата серебра приносят больше пользы, чем вреда, чем и обусловлено их широкое применение вот уже много лет.

Первое упоминание об азотнокислом серебре можно обнаружить в средневековых алхимических трактатах. Так, фламандский ученый Ян Батист Ван-Гельмонт получил его в своей лаборатории, растворяя серебро в концентрированной азотной кислоте, а затем использовал вещество в своих опытах для создания эликсира бессмертия.

AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3.

Такая реакция в аналитической химии называется качественной на ионы хлора, а азотнокислое серебро - реактивом на них.

Остановись, мгновение!

Интересное применение находит нитрат аргентума в аналоговой или, как её еще называют, пленочной фотографии. Его используют в составе проявителей черно-белых изображений. Серебросодержащие реактивы позволяют получать высокую степень резкости негатива наряду с равномерной аккуратной зернистостью фотографии. Таким образом, бесцветные блестящие кристаллы нитрата серебра входят в состав растворов для усиления и физического проявления снимаемых объектов.

С химической точки зрения ионы серебра под действием фотографического проявителя восстанавливаются до металлического серебра, которое кристаллизуется и обеспечивает изображение со сверхтонкой структурой зерна. Даже такие сложные фотографии, как, например, зимние пейзажи, прекрасно удаются в черно-белой фотографии благодаря азотнокислому серебру, входящему в состав проявителя.

Борющийся с микробами

Еще древние эскулапы успешно применяли азотнокислое серебро, которое называли ляписом, для борьбы с бактериальной инфекцией, благодаря его дезинфицирующим и антисептическим свойствам. Лекарство на его основе называется ляписным карандашом. Ученые-микробиологи установили, что в самом начале контакта молекул азотнокислого серебра с бактериальной клеткой наблюдается его кратковременное бактерицидное действие. Нитрат аргентума напрямую уничтожает болезнетворные микроорганизмы.

Затем начинается так называемое бактериостатическое действие ляписа: он сдерживает размножение и блокирует метаболические цепи, нарушая работу бактериальных ферментов. Водный раствор азотнокислого серебра в соотношении 1:1000 успешно применяют для обработки ожоговых и раневых поверхностей кожи, а также в дерматологии для лечения эрозий, трещин, язв. Нужно помнить, что нитрат серебра токсичен и при длительном воздействии на эпидермис вызывает почернение кожи вследствие стойких соединений атомов серебра с тканевыми белками - альбуминами. И как следствие, ее поражение вплоть до некроза.

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Еще в средневековой Венеции, славящейся своими зеркалами, азотнокислое серебро применяли в изготовлении серебрильной жидкости - щелочного раствора нитрата серебра. Стекло погружали в него, а в качестве восстановителя применяли инвертный сахар (смесь глюкозы и фруктозы) - происходила так называемая реакция «серебряного зеркала»: зерна металлического серебра восстанавливались и осаждались на поверхность стекла. Этот процесс используется и сейчас для получения дорогостоящих зеркал.

В окуляре микроскопа

В гистологии - науке о тканях растений, животных и человека, успешно используют нитрат серебра как окрашивающее соединение, которым обрабатывают прозрачные и бесцветные микропрепараты. Процесс пигментации происходит на специальных сетках, куда помещают ультратонкие срезы тканей. Обработанные азотнокислым серебром, такие гистологические объекты помещают под микроскоп для просмотра или фотографирования.

Так как нитрат серебра необходим для многих важных отраслей народного хозяйства, его активно предлагают на рынке химического сырья. Азотнокислое серебро, цена которого колеблется в диапазоне от 22 до 33 руб. за грамм, можно приобрести в маркировках ч.д.а и х.ч.

Сам себе химик

Есть несколько ответов на вопрос о том, как сделать азотнокислое серебро, и они будут зависеть от того, какое исходное сырье мы будем использовать. Нитрат серебра можно получить несколькими способами:

  1. Из предмета, содержащего серебро (украшение, столовый прибор, монета). В таком случае изделие растворяют в концентрированном растворе азотной кислоты.
  2. Из аптечного препарата «Ляпис», являющегося сплавом нитратов серебра и калия.

Экспериментируйте! Надеемся, наша статья была полезной для вас!

Серебро - самый распространённый металл на планете. Его широко использовали представители разных народов и религиозных вероисповеданий. В чём же секрет его популярности и славы? Свойства серебра настолько уникальны, что этот металл и в наши дни широко применяется в различных сферах жизни человека.

С давних пор известны целебные свойства серебра. Современная наука с лёгкостью смогла раскусить, в чём же секрет уникального воздействия серебра. Но ещё древние народы использовали этот драгоценный металл для обеззараживания воды и наделения её лечебными свойствами. Воду в основном хранили в серебряных сосудах, так она становилась чище и полезнее. и аристократия всегда принимали пищу только из серебряной посуды. Так же она широко использовалась во всех религиозных обрядах и церемониях.

В 19 веке началось стремительное изучение антибактериальных свойств серебра. Тогда немецкий врач Креде изобрёл раствор серебра, который эффективно начал применять для обеззараживающих целей.

Позже выяснилось, что серебро содержится и в человеческом организме, и без него функционирование органов человека будет далеко от нормы. Иммуномодулирующие, антибактериальные и противовирусные свойства серебра способствовали его широкому применению в медицине. И в наши дни не перестаёт возрастать интерес к ионам серебра, которые способствуют обеззараживанию воды.

Серебро оказывает влияние на функционирование внутренних органов и желез внутренней секреции.

Широко используется в медицине. Он нашёл своё применение в стоматологии. Серебрение молочных зубов заменило стандартную процедуру пломбирования. Это безболезненно и на некоторое время предотвращает развитие кариеса в полости рта, тем самым, давая возможность, здоровым зубам спокойно расти, и готовить место для коренных.Но нитрат серебра не возможно использовать при лечении коренных зубов, так как он имеет чёрный цвет.

В офтальмологии нитрат серебра применяют для прижигания конъюнктивитов. Прижигание ран и порезов при помощи этого вещества способствует восстановлению поражённого участка гораздо быстрее, и без боязни того, что в рану будут занесены вредоносные бактерии. Также применение его в гастроэнтерологии для лечения язв и свидетельствует о широком спектре употребления нитрата серебра в медицинских целях.

Кроме того, нитрат серебра используется в киноиндустрии и для создания фотографий.

Самыми распространёнными продуктами, содержащими серебро, являются огурцы, укроп, капуста. Но даже они не способны наделить человеческий организм достаточным количеством этого металла. Употребление медикаментов и косметических средств с ионами серебра, воды, пропущенной через серебряные фильтры, способствуют лучшей регенерации тканей и энергообмену, что замедляет старение организма.

Большую популярность получила посуда из сервизы передаются из поколения в поколение. Также существует замечательная традиция дарить новорождённому Детское серебро сегодня - это не просто маленькая ложечка, это целые наборы элитной дорогой посуды, в которую входят чашки, тарелки, ложки, вилки. Такая посуда способна защитить ребёнка от вредоносных микробов и бактерий, обеззаразив еду или напитки. Возможно, такой набор покажется слишком шикарным подарком, но родители новорожденного непременно оценят вашу заботу.

Серебро широко используется в фотографии, промышленности, химии. Его светоотражающая способность ещё с древних времён была использована для создания зеркал. На современном нам доступны разные способы того, как обезопасить себя или помочь при лечении. Но серебро всё равно не уступает ни одному медикаменту по уникальности целебных свойств.

Если не указано иного. Нитра́т серебра́ (I) (азотноки́слое серебро́ , «адский камень» , ля́пис от итал. lapis «карандаш » /лат. lapis «камень ») - неорганическое соединение, соль металла серебра и азотной кислоты с формулой AgNO 3 , бесцветные ромбические кристаллы , растворимые в воде.

Свойства

Плотность - 4,352 г/см³. Температура плавления - 209,7 °C. При температуре выше 300 °C разлагается. Хорошо растворим в воде, растворимость 222,5 г/100 г ; растворимость в метиловом спирте - 3,6 г/100 г ; в этиловом спирте - 2,12 г/100 г ; в ацетоне - 0,44 г/100 г ; в пиридине - 33,6 г/100 г (все растворимости - при 20 °C).

Нитрат серебра может быть получен растворением серебра в азотной кислоте по реакции:

\mathsf{Ag + 2HNO_3 \rightarrow AgNO_3 + NO_2{\uparrow} + H_2O}

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и соли соляной кислоты, поскольку взаимодействует с ними с образованием белого творожистого осадка хлорида серебра , нерастворимого в азотной кислоте :

\mathsf{HCl + AgNO_3 \rightarrow AgCl{\downarrow} + HNO_3} \mathsf{NaCl + AgNO_3 \rightarrow AgCl{\downarrow} + NaNO_3}

При нагревании соль разлагается, выделяя металлическое серебро:

\mathsf{ 2AgNO_3\ \xrightarrow{350 ^oC} \ 2Ag + 2NO_2 + O_2 }

Нитрат серебра используется в медицине для прижигания и стерилизации ран. Применяется также в плёночной фотографии . Обладает жгуче-кислым вкусом.

Использование в медицине

Нитрат серебра используется в медицине (ляписный карандаш ) для прижигания ранок и удаления мелких бородавок. Лечебное действие нитрата серебра заключается в подавлении жизнедеятельности микроорганизмов; в небольших концентрациях он действует как противовоспалительное и вяжущее средство, а концентрированные растворы, как и кристаллы AgNO 3 , прижигают живые ткани. Также используется как действующее вещество в гомеопатии . Впервые ляпис применили врачи Ян-Баптист ван Гельмонт и Франциск де ла Бое Сильвий , которые научились получать нитрат серебра взаимодействием металла с азотной кислотой. Они обнаружили, что прикосновение к кристаллам полученного вещества приводит к появлению на коже чёрных пятен, а при длительном контакте - глубоких ожогов . Адский камень , строго говоря, не чистый нитрат серебра, а его сплав с нитратом калия , иногда отлитый в виде палочек - ляписного карандаша. Ляпис оказывает прижигающее действие и применяется с давних пор .

Ляпис в литературе

Вещество, со времён средневековья широко распространённое и популярное не только у медиков, но и также у химиков и алхимиков, нитрат серебра глубоко проник едва ли не во все языковые культуры цивилизованных стран Европы и Азии, откуда неизбежным образом попал и в литературу: научную, медицинскую и художественную. Упоминания о нём и тексты с его «участием» можно было встретить практически под всеми названиями, но всё же явными лидерами в области беллетристики оставался сначала «адский камень», а затем - «ляпис».

Большой отрывок, посвящённый нитрату серебра (в данном случае, адскому камню), можно обнаружить в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» . Главный герой романа, Евгений Базаров , порезав себе палец при вскрытии тифозного трупа , и не имея возможности немедленно прижечь ранку, только через четыре часа приходит к своему отцу и запоздало прижигает опасный порез.

«Дня три спустя Базаров вошёл к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?

Есть; на чтó тебе? - Нужно… ранку прижечь. - Кому? - Себе. - Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? - Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню , знаешь - откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. - Ну?

Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».

- (Иван Тургенев, «Отцы и дети»)

Не без особого удовольствия вспоминал об этом реактиве Козьма Прутков , хотя и в нарочно высокой поэтической форме. Антон Павлович Чехов , который сам был врачом, не раз и не два вставлял в свои рассказы живые сценки вокруг ляписа, временами называя его по-латыни (argentum nitricum). Небольшой эпизод с разглагольствованиями бравого денщика об окраске ляписом престарелых собак можно найти также и в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка ».

«- Собаки не могут краситься сами, как дамы, об этом приходится заботиться тому, кто хочет их продать. Если, к примеру, пёс старый и седой, а вы хотите продать его за годовалого щенка или выдаёте такого дедушку за девятимесячного, то лучше всего купите ляпису, разведите и выкрасьте пса в чёрный цвет - будет выглядеть как новый.».

- (Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка», глава XIV: Швейк в денщиках у поручика Лукаша)

Галерея

  • Изображения нитрата серебра
  • Dusičnan stříbrný.JPG

    Dusičnan stříbrný.PNG

Напишите отзыв о статье "Нитрат серебра(I)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нитрат серебра(I)

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.