Новой год в стиле царской россии: как рождество отмечали до революции. История празднования нового года в россии

Нашим ученикам, детям III тысячелетия, уже непонятны многие слова, да и реалии, относящиеся к быту и общественному устройству прошлых эпох. Все более туманными становятся картины и образы давно ушедшей жизни, так детально и проникновенно описанные в классической литературе XIX века. Книга Н.Петровой «Веков азартная игра...» (М.: Русское слово, 2000), богато иллюстрированная, с большим количеством интересных сведений из культурной жизни наших предков может пригодиться и русистам, и литераторам.

Балы в Зимнем и Аничковом дворцах

Новый год открывал и в столице, и в провинции череду балов, вечеров и концертов. В Зимнем дворце в новогодние праздники устраивались публичные маскарады, на которые могли попасть все желающие. Вот как описывает современник один из этих маскарадов. «Народный маскарад в царских чертогах повторялся согласно преданию каждое 1 января. К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались. Милости просим, кому угодно! Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Другого церемониала не было. Посетителей всех видов и сословий собиралось более 30 000. О полиции и помина не было. Народные массы волновались по сверкавшим покоям чинно, скромно, благоговейно, без толкотни и давки. К буфетам редко кто подходил. Праздник был вообще трогательный, торжественный, семейный, полный глубокого смысла. Царь и народ сходились в общем ликовании. Когда залы переполнялись, раздавалось громовое польское 1 – и государь со двором выступал из внутренних покоев. На мужчинах были накинуты сверх мундиров легкие венецианские эпанчи 2 . Дамы были в кокошниках и русских платьях. Общее впечатление было великолепное, а вид придворного ужина был даже волшебен. Театр был превращен в сверкающий бриллиантовый шатер из граненых стеклышек, между собою плотно связанных и освещенных сзади. Магический свет разливался по амфитеатру. Если я не ошибаюсь, эта декорация была придумана при императрице Екатерине II. Во время ужина играла музыка. <...> Вообще придворные праздники того времени повторялись редко, но отличались художественностью» 3 .

Придворные маскарады и домашние праздники

Итак, люди холостые встречают Новый год в гостях и в маскараде, семейные – дома, устраивая застолье и придумывая, насколько каждому позволяет фантазия, разнообразные развлечения.

Дочь графа Федора Толстого – знаменитого скульптора, медальера и живописца, вспоминает, как ее отец устраивал на Новый год домашние маскарады. «Маскарад начался в зале танцами <...>. Дяди и тетки мои оделись королями и дамами четырех мастей карт, спины их были покрыты какой-то материей, разрисованной под карточный крап; необыкновенно хороши и верны вышли их костюмы» 4 .

В другой раз хозяева не наряжались, зато гости демонстрировали изобретательность. «Канун Нового, 1835 года встретили у нас чем-то вроде маскарада. Мы и все дамы в этом году не наряжались, но зато приходило много наряженных из учеников и также приезжало много знакомых в прелестных костюмах. Очень умно и мило был наряжен «старым, 1834 годом» скульптор Рамазанов. Он изобразил из себя древнего седого старца в рубашке, обвешанного с головы до ног старыми объявлениями и газетами за прошлый год, и печально, с старенькой поломанной дубинкой в руке бродил по нашей зале в ожидании Нового года. Как только зашипели часы, чтобы начать бить полночь, в залу влетел «Новый, 1835 год», Нестор Васильевич Кукольник, одетый в новенький, с иголочки, светло-серенький фрак, с большим букетом свежих роз в петлице фрака. Влетел и прямо кинулся весело обдирать со старого, 1834 года все отжившие свое время объявления и новости, а самого беззащитного старца схватил поперек сгорбленного туловища и без церемонии выкинул за дверь залы. Все это безжалостное торжество нового над старым совершилось по-театральному – в одно мгновенье ока; часы били еще первые свои удары на Новый год, когда о старом годе не было уже и помину. А Новый со свежими розами, стоя один в торжественной позе посреди залы, проворно вынимал из своих новых карманов и кидал в публику новые, своей стряпни, четырехстишия с пожеланиями и пророчествами на Новый, 1835 год. Лакеи разносили на подносах в бокалах папенькину водянку, она шипела и поднималась белою пеною; гости пили ее, целовались, и все в зале кипело жизнью и весельем... Все, сами не зная, кажется, почему, с таким восторгом встречали неизвестный еще никому Новый год» 5 .

Тот же Кукольник придумал изображать на празднике «говорящие живые картины» – очень популярную в те годы игру. В картине «девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а «первый драматург эпохи» Кукольник, разумеется, Аполлона с бумажною лирою в руках.

В середине 30-х годов XIX в. появляется новый атрибут новогоднего праздника, без которого сегодня он уже немыслим: это, конечно же, елка. Заведенный когда-то Петром I обычай украшать дома еловыми ветками не прижился и сохранился лишь в украшении... кабаков. Со временем слово елка стало синонимом питейного заведения, о чем красноречиво свидетельствуют слова и выражения типа поднять елку – то есть пьянствовать, идти под елку – идти в кабак, наконец, пьяный именовался просто елкин 6 .

Баронесса М.П. Фридерикс пишет в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на празднике елку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай I вступил в брак в 1817 г. В некоторых областях Германии елочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками 7 , известны уже в первой половине XVI в. 8

Однако это еще не одна большая елка, столь знакомая нам, а маленькие буковые деревца со свечами на каждой ветке. Елка в привычном для нас виде появится в Германии в конце XVIII в. и в течение следующего столетия распространится во многих странах.

Сам обычай украшать дом в Новый год зелеными ветками восходит к глубокой древности. Новогодие всегда связывалось с обновлением в природе, и празднику предписывалось магическое влияние на плодородие как земли, так и самого человека. Зеленые ветки символизировали возрождение и, видимо, должны были помочь человеку в новом году обрести новые силы.

В Вавилоне Новый год отмечали весной, совершая особые ритуальные действия, а символическим изображением возрождающейся природы служил столб, украшенный пучками зелени.

В Египте Осирис возрождался, «прорастая» деревом сквозь гробницу. В Греции Дионис, олицетворяя плодородие, изображался иногда в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой 9 .

С переносом начала нового года ко времени зимнего солнцестояния и к Рождеству украшать дом цветущей зеленью стало труднее. Ветки вишни, сливы, яблони старались ставить в воду загодя, с тем чтобы к празднику они расцвели. Однако достичь этого удавалось далеко не всегда и, вероятно, поэтому в качестве украшения начали использовать вечнозеленые деревья как символ неумирающей природы 10 . Сначала и в самой Германии не во всех областях использовали ель. Это могли быть ветви омелы, бука и можжевельника.

1 Имеются в виду звуки полонеза. – Н.П.

2 Венецианский плащ, венецианка – маскарадный костюм, столь же популярный, как и домино (эпанча = епанча).

3 Соллогуб В . Повести. Воспоминания. Л., 1988. С. 371–372.

4 Каменская М . Воспоминания. М., 1991. С. 107.

5 Там же. С. 221–222.

6 Душечкина Е . «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» // Родина. 1996. № 1. С. 97.

7 Облатка – бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для запечатывания конвертов.

8 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы XIX – нач. XX в. Зимний период. М., 1973. С. 149.

9 Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. С. 396–397.

10 Календарные обычаи... С. 150.

Как казанцы праздновали новый год в 19-м веке?

Оливье, шампанское и мандарины стали неотъемлемой частью празднования нового года для современных россиян, в том числе и казанцев. Городские елки, праздничные фейерверки, прогулки и походы в гости – именно так проходят зимние праздники для большинства наших современников. Но как казанцы отмечали новый год в позапрошлом веке? Inkazan расскажет о новогодних гуляниях минувших дней.

Кулачные бои

«Прекрасно на Кабане летом, но еще лучше зимою, когда мы катались на коньках по синему льду и когда по праздникам разыгрывались кулачные бои – забава тоже, говорят, нехорошая. Сходились с одной стороны мы, казанская русь, с другой – добродушные татары.

Начинали бой маленькие. Бывало, мчишься на коньках, вдруг, откуда ни возьмись, вылетает ловкий татарчонок: хлысь тебя по физиономии и с гиком мчится прочь. А ты прикладываешь снег к разбитому носу и беззлобно соображаешь:

– Погоди, кожаное рыло, я те покажу!

И, в свою очередь, колотишь зазевавшегося татарчонка.

Эти веселые кавалерийские схватки на коньках и один на один, постепенно развиваясь, втягивали в бой все больше сил русских и татарских. Коньки сбрасывались с ног, их отдавали под охрану кого-нибудь из товарищей и шли биться массой, в пешем строю. Постепенно вступали в бой подростки. За ними шло юношество, и, наконец, в разгаре боя, являлись солидные мужи в возрасте сорока лет и выше. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага. Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю или кусок железа, того единодушно били и свои и чужие.»

Театры

Основным развлечением образованной публики был театр, природа которого требовала создания специальной площадки для игры актеров и мест для размещения зрителей. Поначалу для театральных представлений использовались помещения в зданиях учебных заведений и жилом доме. Причем помещения эти были вполне подходящими. Так, о театральном зале в Казанской гимназии во второй половине XIX века современный автор писал:

"Театр, ей богу, такой, что и желать лучше не можно < ... > партер, обитый красной каразеей < ... > поместил в себя 400 человек".

После посещения Казани Екатериной II 3 сентября 1767 года был издан специальный указ, где, в частности, писалось:

"Содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколько возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости".

Спустя некоторое время при содействии казанского губернатора кн. Баратаева в Казани появляется общедоступный платный театр под руководством придворного актера В. Р. Бобровского. Представления этого театра проходили в доме № 25 по нынешней улице Кремлевской. Спустя довольно значительное время Казань обзаводится специально построенным деревянным на каменном фундаменте театральным зданием - его построил страстный любитель театра помещик П.П. Есипов . Это было внушительное здание, украшенное деревянными колоннами, до 100 метров в длину и до 50 метров в ширину. Просуществовав около пятнадцати лет, театр этот сгорел во время опустошительного пожара 1815 года. Впоследствии появляется каменный городской театр, здание которого неоднократно перестраивалось, пока пожар 1919 года не положил конец его существованию.

Большое место в развлечениях казанцев занимало посещение садов. Если в 1840 году в городе было всего два общественных сада, то к концу века их насчитывалось более десятка. Часть из них располагалась в само центре города - Черное озеро, Лядской и Панаевский сады, сад Эрмитаж, Державинский сад и Николаевский сквер. Некоторые были в слободах, как например, Андреевский в Адмиралтейской слободе.

Сады имели разный набор сооружений для развлечения публики. Николаевский сквер, например, был известен как место, где возводили временные балаганы чрезвычайно распространенные в то время "паноптикумы" и передвижные "музеи", где демонстрировались разного рода чудеса природы.

Расположенный неподалеку Черноозерский сад славился рестораном, едва ли не самым изысканным в городе. Причем ресторан был известен не только кухней, но и выступлениями артистов "легкого жанра". Деревянное, построенное в начале 1880-х годов по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина , двухэтажное здание ресторана располагалось в саду и был разобрано первым в городе пионерским отрядом под руководством первого вожатого И.Малкина .

Интересно, что ресторан освещался электричеством от собственной динамомашины задолго до появления в Казани городской электростанции.

Значительно меньшим по размерам, но весьма посещаемым был Панаевский сад. Там тоже был неплохой, судя по газетам, ресторан, хороший кегельбан и летнее концертное помещение. Привлекал к себе внимание и живописно расположенный сад "Эрмитаж" (бывший Износковский ). Гораздо более непритязательными были отдаленные от города "гулянья". Отдых в Русской Швейцарии носил в основном семейный характер. Публика выезжала туда зачастую со своими самоварами и, расположившись на траве, предавалась чаепитию. Большое скопление отдыхавших не могли оставить без внимания тогдашние деятели шоу-бизнеса, и в Швецарии стали появляться балаганы с незамысловатыми платными развлечениями. А позже здесь же появляется наскоро сколоченное здание кинематографа.

Почему после Петра I забывали праздновать Новый год, какие подарки были популярны среди крестьян и знати XIX века, почему раньше на «елки» ходили взрослые и как отмечали праздник в блокадном Ленинграде?

«Бумага» поговорила с историком-регионоведом из СПбГУ Александрой Терехановой и узнала, как проходили новогодние праздники в Петербурге с XVIII по XX век.

Александра Тереханова

Как в России впервые отметили Новый год и почему о празднике почти забыли на 100 лет

Традиция отмечать новогодние праздники в Российской империи началась с указа «О праздновании Нового года», который в 1699 году подписал Петр I. Одновременно с этим он установил и новое летоисчисление - от Рождества Христова, перенеся начало года с сентября на январь. До этого во время Нового года проводились лишь небольшие церемонии, не затрагивающие большинство людей.

Именно по приказу Петра с 1 января все домовладельцы должны были ставить перед воротами украшения из еловых или сосновых деревьев. И так в течение семи дней. Петр буквально прописал, что все должны праздновать Новый год.

Сразу привыкнуть к этому люди, конечно, не могли - нововведения приживались с трудом. Многие не могли начать отмечать Новый год не в сентябре, а зимой. Многие в то время еще не привыкли украшать дома еловыми ветками и вовсе считали это неправильным, так как ассоциировали их с погребальным обрядом, существовавшим на Руси. Хотя связанные с елью обряды, вообще-то, заимствовались из немецкой традиции и для языческих германцев были символом вечной жизни.

С возникновением новой столицы (Петербурга - прим. «Бумаги») праздничные мероприятия приобрели известный размах: горожане стали выходили на улицы, запускались фейерверки, устраивались стрельбы. Тогда люди и начали привыкать к празднику: у них впервые появились традиции уличных гуляний, они проводили мероприятия в городе, организовывали обильные столы.

Правда, продлилось всё это не очень долго. После смерти Петра I про традиции украшать жилища хвойными ветками и ельями стали забывать. Людям уже не так часто напоминали о традициях, гулянья становились менее пышными, и культура праздника затихла. Известны только отдельные случаи празднований: например, Елизавета любила новогодние маскарады, а Екатерина II устраивала застолье и дарила подарки. Традиция отмечать 31 декабря массово возродились лишь во второй половине XIX века.

Как «елки» и гулянья возродили праздник

После смерти Петра главным праздником для горожан оставалось Рождество. Его традиционно отмечали дома или в гостях, с елкой и украшениями, люди ходили к близким родственникам и друзьям. Праздник долго оставался более важным в духовном плане.

Возрождаться новогодние празднества стали лишь в первой половине XIX века. Тогда, во времена правления Николая I, появилось что-то вроде «публичных елок» - мероприятий, где все гости танцевали, ели и пели. Сейчас они бы вам напомнили современные детские праздники, но только их, на самом деле, устраивали для столичной аристократии.

Принято считать, что первую городскую елку поставили на Екатерингофском вокзале, который был в то время популярным местом отдыха петербургской публики - любителей развлекательных и музыкальных концертов, которые там проводили. Позже такие елки ставили уже и в зданиях дворянских и купеческих собраний, не только в Петербурге, но и в Москве.

По большей части этому способствовали рождественские сказки Гофмана и Андерсена, которые в то время были очень популярны в кругах интеллигенции.

Как проходили новогодние праздники в Петербурге второй половины XIX века

На Новом году того времени всё было очень публично. В Петербурге, например, были свои легендарные рестораны, где на новогодние праздники собирались в том числе и представители творческой интеллигенции. Это был период балов, маскарадов и театров, стало популярно шампанское. В это время широко распространилась и традиция дарить подарки - в основном игрушки, сладости и фрукты.

Александровский дворец. Елка в игральной. 1908 год

Елочный базар в Екатерининском саду. 1913 год

У разных слоев населения были, конечно, абсолютно разные возможности в плане праздника. Рабочие и крестьяне, например, зависели от хозяина, но для них зима не была сезоном работ, и они могли отмечать праздники в зависимости от обстоятельств. Известно лишь то, что дети рабочих в эту пору любили кататься с ледяных горок.

Аристократия и знать, как нам известно, в новогодний период любила ходить по вечерним приемам и другим мероприятиям. В их кругах зачастую царила обычная суета: они покупали подарки и новогодние украшения. В саму новогоднюю ночь в каждом крупном доме можно было увидеть маскарад или бал: каждому из них придумывали собственную программу.

Покупные и тем более стеклянные украшения [на елку] могли себе позволить в XIX веке только очень состоятельные жители: опять же знать, аристократия. Они в основном дарили детям различные сахарные игрушки, бусы из конфет, восковые свечи и подобное.

Среднестатистические горожане же делали игрушки сами, а на елку вешали различные фрукты, небольшие пряники или орехи.

В это время на празднике уже даже зарабатывали. В адресной книге Петербурга и в рекламных приложениях различных изданий того времени можно было увидеть объявления магазинчиков, которые предлагали новогоднюю продукцию.

В целом во второй половине XIX века горожане уже полюбили этот праздник. В это время они всё больше тратились на развлечения. Особенно популярным становился театр. Занимательно, что именно в Петербурге, в Мариинском театре, впервые поставили знаменитого «Щелкунчика» Чайковского. Это произошло в канун Рождества 1892 года.

Почему после революции петербуржцы начали праздновать Новый год дома и как появилась традиция ходить в театр 31 декабря

С приходом советской власти Новый год сначала оставался обычным праздником. Но в связи с атеистической программой Советов практически сразу запретили Рождество, а в 1929 году и сам Новый год.

Тогда среди народа стали популярны тихие домашние празднования. Люди так же, как и сейчас, устраивали праздничный стол, на котором были в основном консервы и фрукты, а иногда даже и оливье. Они ставили елку, украшали ее подручными средствами, слушали радиопрограммы и отмечали праздник в кругу семьи, дарили небольшие подарки. Главным было, чтобы праздничную атрибутику не увидели специальные патрули, которые высматривали любые признаки празднований.

В то время все были официально равны, поэтому и каких-то особых различий в праздновании среди «богатых» и «бедных» не было: одни просто могли с помощью связей достать себе к столу деликатесы, а другие - не могли. Всех так или иначе объединяли ситуации, когда они стояли в очередях за мандаринами по 5-6 часов. Негласная атмосфера праздника сохранялась у очень многих.

В Ленинграде были свои особые традиции. Уличные гулянья в городе заменились культурной программой, которая постепенно становилась для многих главным символом Нового года. Особым шиком было попасть 31 декабря на балет или оперную постановку. В этот день ленинградская публика традиционно заполняла Большой и Малый залы Филармонии, Мариинский и Михайловский театры. И это притом что 31 декабря в советское время оставался рабочим днем вплоть до 1935 года.

Когда же праздник снова разрешили, всё осталось, как и было: все праздновали в кругу семьи, тихо, без громоздких уличных гуляний. Рождество, как и сейчас, отмечали лишь в религиозных семьях.

Дворцовая площадь (Урицкого), ориентировочно 1937 год. Фото: oldspb

При этом для традиции новогодних праздников в том формате, в котором мы их знаем, важен период до Великой Отечественной войны. Именно в это время появилась культура прослушивания передач 31 декабря, которая переросла в просмотр телевизора, бой курантов и участие Деда Мороза со Снегурочкой, образ которых окончательно сформировался в период с 1935-го по 1940-е.

Как проходили «елки» в блокадном Ленинграде

Елка в блокадном Ленинграде - это особая тема. Она была не просто традицией, а символом того, что город жил и работал. Город, в котором пытались не только спасти, но и порадовать детей.

Больших празднеств, конечно, не было. Массово новогодние праздники в блокадном городе проводились лишь в 1941 и 1942 годах. Их организовывали в больницах, детских домах и садиках. Главным подарком, конечно, была еда, иногда - украшения. И дарили их зачастую только детям.

В то время многие дарили своим детям печенье, яблоки и кусочки хлеба. В самом начале даже пытались устраивать ужины: например, известен рецепт, когда «горячее» готовили из иссохшего картофеля, делая из него «пюре».

Уже потом, когда практически ничего не оставалось, праздники отошли на второй план. Но люди в блокаде всё равно к ним тянулись. Есть воспоминания людей о том, как в предновогоднее время украшали стол бутафорской едой, чтобы было хотя бы какое-то ощущение праздника. Известно, что этим занимались и дети: в новогодние праздники они часто делали игрушки из бумаги в форме булочек.

При этом, что самое удивительное, в новогодние праздники нередко можно было услышать музыкальный концерт. Люди, несмотря ни на что, продолжали ходить на концерты или спектакли.

Как новогодние традиции менялись после Великой Отечественной войны

В послевоенное время жизнь потихоньку начала восстанавливаться. В этот момент СССР признало Новый год важным праздником. В 50-е годы стали организовываться Кремлевские елки, стали проводиться городские празднования, на которых можно было встретить и привычных нам Деда Мороза, и мандарины с шампанским. Думаю, новогодние праздники после войны стали символом возрождающейся нормальной жизни.

Кронштадт, 1970 год. Фото: фонд СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта»

Во многом культура празднования Нового года с тех пор не менялась до наших дней. Единственное действительное отличие - праздничным днем считалось только 1 января. В остальное время люди работали: у студентов, например, сессии начинались 2 января, а занятия могли длиться и до 31 декабря.

Лишь с распадом Советского Союза, когда уже и Рождество вновь признали праздником, каникулярные даты стали удлинять. Сначала, в 2000-х, между ними даже был промежуток в три дня, и только совсем недавно, в середине нулевых, календарная неделя стала полной - такой, какой мы ее знаем.

В дореволюционные времена Новый год не так широко отмечался, как Рождество Христово. Именно оно подарило нам все сегодняшние атрибуты праздника. Кто положил начало череде новогодних праздников? Откуда пришла к нам праздничная ёлка? Какими были первые подарки - об этом и другом в нашей статье.

на фото: императрица Александра Федоровна

Рождество: 25 декабря или 7 января

В большинстве православных стран Рождество отмечается в ночь с 6 на 7 января, в то время как другие христианские конфессии отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря. Это связано с тем, что долгое время православная церковь использовала юлианский календарь, в то время как в Ватикане был утвержден григорианский, так как это была куда более точная система исчисления.

В 1918 году советские власти решили перейти на григорианский календарь, но дата празднования Рождества так никуда и не сдвинулась в связи с атеистическим направлением государства, а все традиции были перенесены на Новый год . Вопрос перенесения церковных праздников поднимался не раз, но, увы, общего знаменателя православная церковь не достигла. По сути, выходит, что празднование Рождества Христового выпадает и у нас на то же 25 декабря по новому стилю. Из-за этих несостыковок с календарными датами у нас появился еще один, абсолютно искусственный, праздник - Старый новый год , который отмечается в ночь с 13 на 14 января, а в действительности является 1 января по юлианскому календарю.

Первые атрибуты современного празднования Рождества (а точнее, для бывших советских стран это атрибуты Нового года ) принес в Российскую Империю Петр І, но они были далеки от того, что привычно современному человеку. Само празднование проходило довольно шумно: как правило, устраивался бал-маскарад, сопровождавшийся всевозможными играми. Первыми предшественниками ёлки стали еловые или какие-либо другие ветки, развешенные в качестве украшений по домам и кабакам.

Народные гуляния в рождественские дни

Рождественская ёлка

А новогоднюю (в те времена рождественскую) ёлку принесла в Российскую империю императрица Александра Фёдоровна, жена Николая І, в 1817 году. По происхождению она была немкой, а эти традиции в Германии уже давно укоренились. В то время, чтоб сделать её по-настоящему волшебной, на ёлке зажигались свечи.

К слову сказать, это было довольно опасно для большого дворца и однажды даже привело к пожару. Но многие из императриц относились к ритуалу зажжения и тушения свечей на ёлке более, чем серьёзно. Например, жена Николая II очень гордилось тем, что сама этим занимается. Рождественская ёлка также украшалась позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Стоит отметить, что, помимо отдельных ёлок для подарков в Большом зале Зимнего дворца, для каждого из членов императорской семьи также стояла своя собственная ёлка в покоях.

Рождественские ёлки изначально стали устраиваться среди знати, и лишь потом закрепились и в домах простых горожан. Первое Рождество с ёлкой и подарками было чрезвычайно роскошным и отмечалось лишь императорской семьей и их свитой. Для каждого императрица подготовила свою личную ёлку, рядом с которой стоял стол с подарками, и с особенной гордостью лично подавала каждому его подарки. Хоть празднование и проходило в царской семье, но подарки были довольно скромны - всевозможные игрушки и обязательные конфеты. Зато самым важным в них было то, что каждый член императорской семьи сам лично выбирал подарки. Эта традиция сохранилась до самого развала Российской Империи, подарки же при дворе с каждым годом становились всё богаче.

Празднование Рождества в Зимнем дворце

Поздравительные открытки

Еще одним важным атрибутом празднования Рождества стали поздравительные открытки. Традиция дарить к Рождеству красочные открытки родилась в Англии в конце IX века. В России первая поздравительная открытка появилась в 1897 году. По тем временам, цена таких открыток была довольно высока и поэтому к ним относились очень бережно, придавая большое значение. Многие даже обращались к каллиграфам, чтобы ничто не могло омрачить их рождественское поздравление. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. На них изображали детей, ангелов, библейских персонажей, животных и даже солдат Первой мировой войны.

Рождественская открытка

Рождественская открытка

Рождественские традиции

Празднование Рождества также сопровождалось пышным ужином и игрой в лото, на которой разыгрывались разнообразные дорогие подарки. Но до всеобщего веселья, рождественские праздники начинались со всенощной службы в малой дворцовой церкви.

Простые жители Петербурга также переняли традицию украшения ёлок. И, что было очень важным, чтоб сделать детям сюрприз, родители всегда украшали ёлку в их отсутствие. Поздравления сочиняли, как правило, в стихотворной форме, после чего вручались подарки. Трапеза в день перед Рождеством была лишь одна - ужин. Все собирались у стола с первой звездой. Празднование сопровождалось зажиганием бенгальских огней, хлопаньем хлопушек и хороводами вокруг ёлки. Также, было принято приглашать в гости одиноких знакомых, так как считалось, что никто не должен быть на Рождество одинок, а к традициям этого праздника все относились очень серьезно.

Хоровод вокруг ёлки

Хотя на празднование Рождества Христового царская семья приглашала самую приближенную к себе знать, что всё равно составляло немалое количество людей, этот праздник считался среди них семейным. А вот простой люд отмечал его больше в стиле народных гуляний. Было распространено хождение ряженых с разнообразными народными песнями и стихами, более известное сейчас, как колядование. Участники одевались в какие-то необычные костюмы, чтоб всем было весело. Всегда среди ряженых присутствовали коза, конь, медведь и другие. Ряженые несли с тобой посох со звездой на конце. На Рождество были распространены и всевозможные гадания, - в основном, девушки гадали на будущего супруга.

Стол на Рождество украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Железо считалось символом крепости, поэтому и ассоциировалось у крестьян с прочным здоровьем.

Колядование

Празднование Рождества и по сей день имеет множество традиций. Всё зависит, в основном, от места вашего проживания. В городе этот праздник отмечается более тихо, по-семейному. А вот в некоторых селах и по сей день можно встретить множество разнообразных традиций и обрядов. Но, как бы кто его не отмечал, Рождество является одним из самых светлых и добрых празднований в году.

А у наших предков было также или процесс празднования Нового года отличался более «системным» подходом? А еще интересно – какую роль на этом торжестве играли дети, был ли у них Дед Мороз и елочка с подарками?

«Колядую, колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»

Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.

© Сычков Ф.В. «Христославы» 1935
В ночь 24 на 25 декабря наступали Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам, пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей. Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например, Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом, приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки выставляли угощение: кисель, кутью, блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.

Но это – лишь краткое изложение фактов. В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на Руси.

«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»

Вплоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших слоях общества.

© Чернышев А. «Рождественская ёлка в Аничковом дворце»
Настоящего размаха новогодние торжества достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение находилось для всех.

«Кто в чудесный праздник верит - открывайте шире двери!»

В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.

© Досекин С.В. «Подготовка к рождеству»
В домах ставили елку и наряжали ее. Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели. Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии - Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.


© Манизер Г.М. «Ёлочный торг»
В праздничные гулянья дети угощались разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки», «дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам» (похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.
А когда все-таки появился Дед Мороз в его современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века – тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового года.