Образ жизни человека. Проблема формирования гармоничной личности

03.02.2012

Воспитание вообще не легкий и очень ответственный процесс. А воспитание гармоничной личности является идеалом и главной его целью. Вот если бы найти рецепт и четко знать, что же нужно сделать, чтобы Ваш ребенок гармонично развивался! Но мы никогда не найдет готового шаблона, который подойдет всем. Ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Для начала хотела бы процитировать Вам слова из книги «Детская йога» авторов А. Богатова и С. Сергеева, которые мне очень близки:

«Гармоничное развитие ребенка включает в себя - развитие тела, души и духа.

Развитие тела - физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит способность воспринимать различные потоки энергии.

Развитие души - чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).

Развитие духа - познание мира и себя.

Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому, если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае не возможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим»

В последнее время мы можем очень явно замечать, что родители увлекаются развитием именно интеллектуальной составляющей. В итоге не редкость хилые ученики, пустующие залы в театрах, на выставках и снижение нравственного уровня в целом. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». А порой юное дарование не в состоянии самостоятельно справиться с завязыванием шнурков, что тоже, согласитесь, не гармонично. На это есть золотые слова Аристотеля «В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Или же идти параллельно .

Связать, объединить все составляющие для гармоничного развития личности - одна из задач именно родителей. Ребенок в юном возрасте следует за нами, и хотя у мудрых родителей получается прислушиваться к предпочтениям своего ребенка, в основном мы, мамы и папы, делаем первый выбор для своего чада. Это мы решаем отдать его в ту или иную секцию, купить определенную книгу, выбираем для просмотра фильм или включаем музыку, проводим то или иное развивающее занятие. Задавая различные направления, охватывая, например, и эстетическое развитие и техническое обучение, что особенно актуально в наш высокотехнологичный век, мы расширяем возможности нашего ребенка, формируем свободу выбора. Наступит момент, когда ребенок сможет определиться, что его больше привлекает в жизни, и выберет свой путь и, возможно, углубиться в какую-то тему.

Считаю, что процесс воспитания гармоничной личности бесконечен. Можем ли мы, взрослые с уверенностью сказать о себе, что мы гармоничны и совершенны? Поэтому вижу очень важной задачей воспитания гармоничной личности создание фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию. Пусть Ваш ребенок в зрелом возрасте сможет достичь гармонии в его собственном понимании.

1

В статье рассматриваются теоретические основания концепции гармоничного развития личности. Понятие «гармония» характеризует предельное состояние отношений: природное – культурное (социальное); объективное – субъективное; социальное – индивидуальное. Проблема гармонизации в плане отношения «природного – социального» состоит в том, что возможны неблагоприятные для социализации сочетания врожденных свойств психодинамики. В отношении «объективное – субъективное» одна из важнейших проблем – теоретическое осмысление творческого потенциала формирующейся личности. В аспекте отношения «социальное – индивидуальное» гармоничное развитие предполагает достижение единства внешней стимуляции и внутренней мотивации. Понятие «гармоничное развитие личности» реализуется в представлениях о целях воспитания и стратегиях индивидуального развития. Существуют три основных варианта понимания ценности гармоничного развития: «успех», «общественная польза», «самореализация». Возможность и условия реализации гармоничного состояния определены характером связей природных и социальных свойств индивида. В статье формулируются методологические принципы гармонизирующей стратегии воспитания. В их числе: самоценность гармоничного развития, опора на психодинамические свойства индивида и его включенность в процесс становления собственной индивидуальности.

индивидуальность

субъектность

самореализация

гармоничное развитие

1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В.Н. Колесников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. - 224 с.

2. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. / К. Лоренц. - М.: Прогресс,Универс, 1994. - 269 с.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

4. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

5. Нескрябина, О. Ф. Индивидуальность: на границе Реального и Идеального / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск: СибЮИ, 2001. - 160 с.

6. Русалов, В. М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке / В. М. Русалов // Биология в познании человека. - М.: Наука, 1990. - С. 109-125.

«Гармония» относится к числу наиболее общих понятий, в которых издревле выражалось представление людей об устройстве мира и месте в нем человека. Идеал гармоничного развития глубоко укоренен в европейской культуре и демонстрирует многообразие форм - от античной калокагатии до российского образа интеллигентного человека. «Гармония» соединяет идею рационально устроенного мира с высшей способностью человека - способностью эстетического переживания. Объяснение красоты через категорию гармонии в антропологическом измерении отображает суть отношений чувств и разума человека. В самом общем значении гармония может быть представлена двумя основными вариантами состояний - согласованностью частей и их компенсаторностью. Дисгармония фиксирует состояние несоразмерности и декомпенсации.

Переходя с уровня «микрокосм - макрокосм» на бытийный уровень «человек - общество» гармония преобразуется в предельное состояние отношений: природного - культурного (социального); объективного - субъективного; социального - индивидуального. «Предельное состояние» означает, что в данных отношениях чаще реализуется проблемное противоречивое единство, а гармония существует как вектор возможных и желательных изменений.

В пространстве ценностных измерений «гармония» предстает в виде целей воспитания и выборе стратегий личностного развития. В современном мире меняется представление о целях и средствах гармоничного развития. Данные изменения, на наш взгляд, нуждаются в осмыслении.

В статье предпринята попытка рассмотреть проблему гармоничного развития в единстве методологического и аксиологического аспектов. Ставится задача выявить основные смыслы гармоничного развития, определить, в какие педагогические стратегии должно воплотиться знание о возможностях достижения гармонии личности.

Идеал гармоничного развития выражает гуманистическую систему ценностей. В рамках данной культурной матрицы смысл идеи гармоничного развития относительно постоянен в разные исторические периоды и подразумевает внутреннюю и внешнюю устойчивость, ясность, «симметрию»; соразмерность мира человека миру внешнему. Большей семантической определенности на этом уровне абстракции достичь не удается, о чем, в частности, свидетельствует опыт осмысления категории гармонии в теории эстетики. Обычно гармоничное развитие подразумевает всесторонность, т.е. развитие всех основных - физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических - способностей личности. Судя по размешенным в интернете материалам и практическим предложениям, данное представление является господствующим в профессиональной среде педагогов-психологов.

В разных культурных контекстах идеалу гармоничного развития придавались своеобразные оттенки смысла в зависимости от ценностных оснований стремления к гармонии. Отчего, в свою очередь, зависит выбор конкретных целей и средств формирования гармоничной личности.

Логически возможны и фактически реализуются три основных варианта ценности гармоничного развития. Назовем эти ценности «успех», «общественная польза», «самореализация».

Первый вариант по сути своей прагматичен, т.к. гармоничное развитие представляется важной составляющей жизненного успеха. С позиции такого понимания актуальность проблемы гармоничного развития обусловлена ростом общественной потребности в конкурентоспособных личностях, поскольку динамичный и сложный мир предъявляет высокие требования к социальной адаптации индивида. Конкретные развивающие стратегии в этом случае строятся в зависимости от представлений субъектов воспитательного процесса о характере социального «заказа» и от амбиций «заказчиков», коими являются родители и воспитатели. Существует опасность, что данная идеология может породить завышенные притязания и обернуться перенапряжением физических и психических сил воспитуемого, что важно понимать, поскольку в современном российском обществе вариант «успех» пользуется особой популярностью.

Второй вариант: гармоничное развитие подчинено цели более «высокой», чем индивидуальное благополучие. Этой целью выступает общественное благо. В данном случае существует опасность невнимания к индивидуальным различиям при определении конкретных целей и методов воспитания. Данная концепция гармоничного развития исторически и логически связана с парадигмой социологизма. Последняя предполагает, что единая система воспитательных воздействий должна давать одинаковые результаты. И наоборот, общая конечная цель воспитания реализуема через единую педагогическую систему.

Третий вариант представляет собой воплощение идеи самореализации личности. В этом случае гармоничность понимается как максимально возможная реализация индивидуальных задатков. Данное представление смыкается с понятием о самоактуализации А. Маслоу . Оно реализуется в определении и осуществлении индивидуализирующего подхода к формированию личности.

Данная версия гармоничного развития в идеале является предпочтительной, однако и она имеет внутренние ограничения. Рассмотрим одно из них. Концепция самоактуализации, как известно, имеет практическое воплощение в субъектцентрированной педагогике и психотерапии. Ее важнейшим принципом является создание условий для формирования поведения, свободного от гнета внешних требований, ограничивающих творческие устремления личности. Данная ценностная установка, на наш взгляд, исходит из предположения, что в природе человека заложено естественное стремление к самореализации, которое не требует развития навыков подчинения своим собственным волениям. Другими словами, самореализация не требует развития способности к самоконтролю. Однако это предположение вряд ли обоснованно.

Гармония внутренних устремлений и внешних социальных требований не является предустановленной, но она есть необходимое условие для самореализации личности в социальной среде. В индивиде изначально нет мотивации на самоконтроль, на сдерживание своих телесных импульсов, биологических мотиваций, эмоций. К. Лоренц обосновал данный вывод в отношении агрессивного поведения человека . Самоограничение первоначально возникает в результате подкрепления мотивации одобрения со стороны старших - первый уровень развития морального суждения по Кольбергу. Прежде чем научиться самодисциплине и самоконтролю, индивид должен постичь науку подчинения внешним требованиям. Если нет этого умения, то и способность к самоконтролю оказывается несформированной.

Рассмотренные подходы к гармонизации личности могут вполне продуктивно сосуществовать. Но при условии, что отношения между разными педагогическими стратегиями будут осознаны. Если же процесс протекает стихийно, без должной рефлексии, то это может привести к непоследовательности и к тому, что из разных стратегий будут взяты не сильные, а их слабые стороны.

Положительным свойством варианта «самореализация» является установка на самоценность гармоничного развития, его субъектную значимость. Что отличает его от прагматичного подхода, в соответствии с которым детская игра, или какая-либо другая деятельность, рассматривается преимущественно в качестве средства формирования полезных социальных навыков. Ранний возраст - не просто база для дальнейшего роста способностей и характера. Детство есть, прежде всего, время жизни, время, которое человек помнит и считает своим самым ценным достоянием.

Стратегия самореализации утверждает субъектность как участие в создании собственной индивидуальности. Можно думать, что с момента своего появления мышление обладает таким качеством, как креативность. Она выражается не только в детском творчестве: языковом, изобразительном или игровом. Креативность проявляется в решении поведенческих задач, результаты которых, закрепляясь в привычках, создают неповторимый рисунок человеческой индивидуальности.

Разнородность влияний и требований внешней среды является стимулом когнитивной активности. В условиях противоречивых установок ребенок нередко вынужден решать поведенческие задачи. В процессе таких решений развиваются мыслительные способности, вырабатываются навыки саморегуляции, формируются черты характера. Однако конкретные механизмы данных процессов ускользают от анализа.

В современной науке утвердилось представление о человеческой индивидуальности как органической системе, что означает неоднозначность уровневых связей и относительную самостоятельность элементов . В методологическом плане онтология органической системы выражается в вероятностном характере прогнозов относительно личностного развития, сделанных на основе знания о природных задатках индивида. Эти принципиальные положения, однако, еще не вполне конкретизированы.

Важнейшей проблемой современного психологического знания продолжает оставаться характер связей психодинамических свойств и личностных качеств индивида. Психодинамика или темперамент считается ответственной за стилевые, т.е. формальные характеристики поведения. При этом далеко не всегда понятно, как сказываются эти характеристики на содержательной стороне поведения и на формировании характера или личности. (В данном контексте понятия «характер» и «личность» синонимичны).

Остается нерешенным вопрос о связи нейродинамических свойств и темперамента. В учении о темпераменте признается практически бесспорным, что темперамент является наследуемой характеристикой психики. Однако по определению темперамент проявляется во внешних чертах поведения человека, следовательно, в становлении темперамента значительную роль может играть научение, поскольку темперамент не сводится к простым рефлекторным формам реагирования. Механизм связи генотипа и фенотипа для свойств темперамента, видимо, до конца еще не ясен.

О недостаточности наших представлений, касающихся свойств темперамента и их системных отношений, косвенно свидетельствует различие списка черт детского и взрослого темпераментов, а главное - отсутствие обоснования данных различий. Еще не так давно господствовало мнение о том, что не бывает плохих и хороших темпераментов. Согласно этой схеме каждый тип темперамента обладает «положительными» и «отрицательными» свойствами, обеспечивая преимущества в каких-то определенных типах психической активности. Например, считалось, что слабая психическая выносливость положительно коррелирует с повышенной сенситивностью и тем самым компенсируется. Таким образом, природе человека приписывалась некая «предустановленная гармония».

Сегодня можно считать установленным, что связи внутри системы свойств темперамента неоднозначны и, следовательно, возможны разные их сочетания. Поэтому существует вероятность соединения у одного индивида свойств, неблагоприятных с точки зрения социальной адаптации. Более или менее благоприятными могут быть как психические, так и соматические индивидуальные данные. Соотношение нейродинамики и психодинамики, с одной стороны, и психодинамики (темперамента) и личности - с другой... имеет прямое отношение к выявлению возможностей и определению способов индивидуальной стратегии гармоничного развития.

Достижение гармонии в системе «темперамент - личность» является психолого-педагогической проблемой. Для ее решения необходимо создание оптимальных условий для развития желательных физических и психодинамических качеств и коррекции и компенсации качеств неблагоприятных. При этом следует исходить из той предпосылки, что полная компенсация далеко не всегда возможна, а это значит, что люди имеют разные стартовые условия для осуществления своих индивидуальных и социальных целей. В ценностном аспекте данная ситуация оборачивается проблемой применения единых норм и требований к индивидам с разными врожденными свойствами.

В качестве выводов из предшествующего анализа сформулируем методологические основания, на которые должна, по мнению авторов, опираться концепция гармоничного развития личности. Они в основном могут быть сведены к следующим положениям:

Во-первых, теория гармонизации опирается на принцип соответствия воспитательных воздействий природным индивидуальным задаткам ребенка. Гармонизация в качестве психологической стратегии должна присутствовать уже на ранних этапах жизнедеятельности, поскольку индивидуальные задатки начинают проявляться в раннем онтогенезе.

Во-вторых, принцип гармонического развития предполагает выработку индивидуальной стратегии воспитания, учитывающей не только эффективность, но и психологическую цену полученных результатов.

В-третьих, принцип гармонизации требует при определении педагогической стратегии учета особенностей и результатов саморазвития ребенка.

Стремление к гармонии природного и культурного в осуществлении воспитательного процесса - одна из основных тенденций развития современной психологии и педагогики. Но самое главное, что в системе факторов гармоничного развития присутствует активность самой личности, и этому реальному обстоятельству требуется адекватное теоретическое признание.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Любимова Н.Н., Нескрябина О.Ф. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11735 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Фатима Дышекова
Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность - главная цель родителей и ДОУ. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок-это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию . Именно потому одной из самых актуальных проблем семьи и ДОУ является их сотрудничество и взаимодействие в воспитании и образовательной деятельности дошкольников.

Личность человека определяется набором качеств, чувств, мыслей, взглядов, эмоций и убеждений. Если родители придают факторам, ответственным за формирование личности своих детей , должное значение, то будущий взрослый человек неизбежно будет обладать всесторонне развитой индивидуальностью . А задача ДОУ воспитать всесторонне развитую гармоничную личность ребёнка . Из всех факторов, ответственных за развитие личности , самым важным является влияние родителей. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребёнка . Порой родители не замечают, что их ребёнок копирует их самих , и это нужно взять, как основу воспитательного процесса .

Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье , не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым для широкого участия родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Активное включение родителей в микросоциум детского сада является большой ценностью, которая проявляется в сплочении семейных связей, приобретении нового социального опыта детей, стимулирование их творческой активности. Всё это станет результатом реализации целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников. Воспитание гармонично развитой личности ребёнка в единстве семьи и ДОУ , вот, что является целью моей работы.

Для решения поставленной цели нами решаются следующие задачи :

-Воспитать всесторонне развитую личность ребенка в единстве семьи и ДОУ .

Изучить формы воспитания в семье .

Повысить педагогические знания родителей.

Заинтересовать воспитателей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.

Координировать усилия семьи и ДОУ .

Для реализации поставленных задач мы устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника , объединяем усилии семьи и детского сада для развития и воспитания детей , создаем атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательной взаимоподдержки родителей воспитанников и педагогов детского сада, активизируем и обогащаем умения родителей по воспитанию детей , поддерживаем уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В своей педагогической деятельности проявляю открытость, искренность, проницательность, стараюсь располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей.

Гармоничное воспитание личности ребенка , его психическое и интеллектуальное развитие зависят от взаимопонимания, взаимоуважения и совместных усилии родителей ребенка и детского сада. Взаимодействие семьи и ДОУ состоит в создании благоприятных условии для развития и роста личности ребенка . Работая с родителями в совместных проектах «Земля-наш дом» , «Добро и зло» , «Осторожно-автомобиль!» и реализуя их мы создаем основу для гармоничного развития личности ребенка-это развитие любознательности , самостоятельность, познавательная активность и творческий потенциал ребенка. Так же в ходе проектной деятельности у родителей повышается интерес к проектной деятельности как к средству воспитания .

Родительские собрания в нетрадиционной форме, в виде круглых столов, посиделок с чаепитием которые располагают к дружелюбному общению и взаимодействию, в форме викторины «Вопрос-ответ» , показываем различные мастер-классы и открытые занятия. Вместе с детьми мы демонстрируем родителям, то чему мы учили и чему научились. На таких собраниях чувствуется атмосфера доброжелательности, возникает стремление к общению и взаимодействию. При показе мастер класса родители замечают даже незначительные успехи ребенка, видят, как он стремится чему-то научиться, проявляет старательность и самостоятельность. В такие моменты слышишь слова поддержки, гордости и любви к своему чаду от родителей. Ребенок горд тем, что родитель рядом, смотрит, поддерживает и участвует в его общественной жизни. В детях это развивает гуманные чувства , такие как доброта, сочувствие, забота и уважение к родителям.

За круглым столом мы проводим консультации по различным темам воспитания , игры познавательного характера, даем советы по педагогическому воспитанию . Также проводим индивидуальные беседы, где обговариваем трудности ребенка и пути их решения, радуемся успехам и достижениям ребенка. Это позволяет нам педагогам и родителям стать ближе друг к другу и более компетентными в вопросах воспитания гармонически развитой личности ребенка .

«День открытых дверей» - это праздник для детей, на который они приглашают по пригласительным билетам своих родителей. Этот день для детей особенный, они имеют возможность показать все то, чем они занимаются в детском саду, а родители на один день возвращаются в свое детство, но только со своим ребенком. Воспитатели , родители и дети в дни «открытых» дверей становятся в одно целое, мы вместе занимаемся, обедаем, играем в разные познавательные и подвижные игры, вместе ходим на прогулки. Через эти воспитательные мероприятия у детей формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, они учатся формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, появляется эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, в свои силы, заинтересованность. Такие мероприятия сближают, повышают уровень родительской компетентности, дают возможность гармонизоваться родительско - детским отношениям, расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми, увидеть успехи своих детей и оценивать объективно работу педагога в воспитании и обучении детей - а это залог гармоничного развития личности , воспитания характера и интеллектуального развития ребенка .

У нас стало традицией отмечать «День матери» не в виде утренника, а в виде огонька. Где дети и их родители сидят за красиво оформленными столами, в спокойной не принуждённой обстановке общаются со своими родителями. Это дает детям возможность показать родителям то, что они ещё такие маленькие, но уже сформированные личности , которые несут ответственность за свои действия. Такая форма общения педагога с родителями и их детьми позволяет воспитателю понять атмосферу и увидеть семейные ценности этой семьи , помогает выбрать нужную форму или метод в воспитании совместно с родителем гармонично развитого ребёнка .

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности. Для этого я пользуюсь нетрадиционной формой общения с семьей как «Почта доверия» . «Почта доверия» дает возможность родителям задать интересующие их вопросы, высказать сомнения по воспитанию , обращаться за помощью к воспитателю и к специалистам , написать пожелания и благодарности. Прочитав и проанализировав все письма и записки, мы выявляем несовпадения взаимных ожиданий, недоверии и непонимании между семьей и педагогами , разрабатываем оптимальные формы взаимодействия и сотрудничества между семьей и педагогами для воспитания гармонично развитой личности ребенка .

В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Ведь не секрет, что ни один воспитатель не сравнится с родителями в воспитании детей , только из-за того, что в первую очередь ребенок получает значительное воспитательное воздействие именно в семье , получает первичную социализацию. У нас же в детском саду ребенок учится общению со сверстниками, сотрудничеству с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. С помощью воспитателя ребенок развивается творчески . Мы педагоги дошкольного учреждения и родители единомышленники , дополняем друг друга в воспитании гармонично развитой личности ребенка .

Рождение ребенка - это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, - это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения - в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года - это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода - формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

К таким условиям относятся:

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Коренная реформа образования и воспитания - важное направление государственной политики. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека. С первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий. Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений .

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может.

Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 %.

Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания .

Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы.

Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни.

Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества .

Важность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.

В психологии трактовка понятия «личность» неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию «совокупности человеческих отношений», их «социально-исторический, а не естественно-природный характер». О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: «Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью. Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, - не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества» .

Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение. Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения.

Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности. Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.

Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.

Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности - это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу - личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.