План-конспект семинара-практикума для родителей «Гармоничный ребенок: в контакте с собой и с родителями. Конспект консультации для родителей «Как подготовить ребенка к школе Работа в малых группах

Цель: повышение педагогической культуры родителей дошкольников.

Задачи:

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  • формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения;
  • развитие доверия к другим людям;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

1. Подготовительный этап

  • Подготовить презентацию «Правила общения» .
  • Подготовить памятки для родителей «Способы и правила общения с детьми» .
  • Подготовить материалы: 1. мандалы- раскраски; 4 карточки: гнев, грусть, радость, веселье; 8 коробочек с цветными мелками; 4 коробки карандашей; 4 стола; 12 стульев; осенний листок 1шт.; яблоки из цветной бумаги: красной, зеленой, желтой; ручки.
  • Перед собранием раздать разноцветные яблоки.

2. Этапы семинара-практикума:

  1. Организационный момент: Чтение стихотворения Любови Зеленской по мотивам стихотворения Александра Усатова. «Забери у дитя телефон» .
  2. Упражнение «Продолжите предложение.» (В детстве я любил (а) играть……) Просмотр слайда «Становление личности ребенка в процессе общения» .
  3. Раскрашивание мандал «Цвета осеннего настроения» .
  4. Упражнение – разминка «Общая мимическая реакция» .
  5. «Мозговой штурм» - обсуждение ситуаций, часто встречающихся в общении взрослых и детей:
  6. Ребенок с родителями идет в детский сад. Взрослый: «Ты куда идешь, ты всегда такой грязный. Все ребята ходят чистые, а ты «грязнуля» ».
  7. «А ты его тоже ударь» .
  8. Ребенок просит у взрослого: . Взрослый отвечает: .
  9. Упражнение «Угадай настроение»
  10. Обратная связь. Упражнение «Урожай яблок «пожеланий» »

Ход семинара-практикума:

Добрый вечер! Сегодня наше общение будет проходить несколько в непривычном формате, так как мы не только будем говорить о проблеме и находить решения, но и действовать – взаимодействовать. Будем общаться, обмениваться своими впечатлениями, чувствами, настроениями, стремится лучше понять собеседника, и высказывать конструктивные решения не нарушая личные границы каждого.

Одним из условий успешного общения является формирование умение слушать. Я прочитаю вам стихотворение современного автора.

Забери у дитя телефон

Любовь Зеленская

Забери у дитя телефон.
Посмотри с ним на рыбок, на птичек,
Поиграй с ним в футбол: ты и он,
И костёр разведи с ним без спичек.

Почему нужно сунуть планшет
В ручки детские вместо скакалок?
Телевизор, "iPhone", интернет
Не заменят ни "пряток", ни "салок".

Наши дети не знают совсем
Ни иголки, ни швабры, ни тряпки...
"Виртуальное" - нет других тем!
Где теперь шалаши и палатки?

Борщ сварить и испечь пироги,
Как носочки стирать и штанишки?
Ты войти ему в ЖИЗНЬ помоги.
Завтра взрослыми станут детишки.

Посади с ним цветок, деревцо.
Пусть на них смотрят детские глазки.
Отверни от экрана лицо,
%4

Расскажи ему мудрую сказку.

Размышлять над поступком героя,

Научи и творить, и мечтать,

Обсуждать все проблемы с тобою.
Покажи, что живой мир вокруг:
Ни "мультяшный", ни "зло-виртуальный",
Научи его: что значит ДРУГ!

В ЖИВЫХ играх и в жизни РЕАЛЬНОЙ.
Пусть его свежий воздух пьянит,
Ведь занятий вокруг - миллионы!
Радость детства продли хоть на миг:
Дай СЕБЯ ему вместо АЙФОНА!

В нашем информационном мире стало больше средств информации, изменилось и общение, в нем потерялось умение чувствовать собеседника, обращать внимание на его настроение, мы больше даем оценки действиям. Часто забываем, что в повседневном общении со взрослыми растет новая личность это наши дети. Научатся ли они сопереживать, понимать окружающих, находить решения не разрушая чувства свои и близкого окружения. Как будут реализовывать свои знания, способности, приобретать навыки. Весь этот опыт они перенимают в процессе взаимодействия, общаясь со взрослыми и сверстниками.

2. Упражнение «Продолжите предложение» .

Давайте мы вспомним игры, в которые любили играть в детстве. В этом нам поможет осенний листок. Вы получаете листок и продолжаете вот такое предложение: «В детстве я любил (а) играть…… (участники передают листок друг другу и продолжают предложение)

Вот сколько игр есть для развития ваших детей, с помощью которых вы сможете с пользой отдохнуть, обогатить опыт в общении у детей, помочь им развивать умение выстраивать межличностное общение.

Еще одно необходимое условие успешного общения – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное настроение. Для этого надо внимательно наблюдать за мимикой, позой, жестами собеседника. Иногда понять какую эмоцию, чувство переживает ваш близкий человек, ребенок поможет цветовая политра, которую вы можете увидеть в рисунках, раскрасках, игрушках, одежде. Ребенок выбирает карандаши, краски, пластилин, цвет игрушек тот, который подходит для его эмоционального настроя в данный момент

3. Раскрашивание мандал «Цвета осеннего настроения» .

Давайте проверим можно ли узнать эмоцию, настроение по цвету. Мне нужны помощники, которые любят раскрашивать, рисовать. Они поработают с карандашами, раскрасят вот такие мандалы, но будут раскрашивать так, чтобы отразить заданное им настроение. Для этого они используют цвета, которые по их мнению, создают такое настроение. (участники проходят за столы, где лежат мандалы, карандаши, карточка с названием эмоции: гнев, грусть, радость, веселье)

4. Упражнение – разминка «Общая мимическая реакция» .

Пока наши участники раскрашивают, мы сделает эмоциональную разминку. Сейчас я вам сообщаю ситуацию, а вы на неё реагируете с помощью мимики, изображаете свои чувства. Представьте вы пришли на родительское собрание и воспитатель говорит:

  1. «Не ожидала такого от вас!»
  2. «У вас замечательный ребенок!»
  3. «Меня не волнуют ваши проблемы»
  4. «Ваша семья пример для всех!»
  5. «Мозговой штурм» .

Нашим художникам нужно еще немного времени. Знаете часто сталкиваешься с ситуациями, в которых взрослые не разобравшись используют не обдуманные слова, действия. Поделитесь своим опытом принятия конструктивного решения в ситуации:

  1. Ребенок идет в детский сад. Взрослый: «Ты куда идешь в грязь, ты всегда такой грязный! Все ребята ходят чистые, а ты грязнуля» .
  2. Ребенок 3-х лет в раздевалке пожаловался взрослому, что его обижает, бьет мальчик. Взрослый говорит: «А ты его тоже ударь» .
  3. Ребенок просит у взрослого: «Давай, пойдем, погуляем на горку?» . Взрослый отвечает: «Я целый день работал и устал, а ты все время отдыхал в саду»

Обсуждение заканчивается показом презентации «Правила успешного общения»

6. Упражнение «Угадай настроение»

Вот раскраски готовы. Посмотрите на первую раскраску. Как вам кажется, какое настроение, эмоция подходит для этого цвета? Участники высказываются по каждой раскраске, определяют эмоцию.

Подводиться итог, может ли цвет подсказать эмоциональное состояние человека. У своих детей, вы тоже можете узнать, какие цвета они предпочитают выбирать под определенную эмоцию.

5. Обратная связь. Упражнение «Урожай яблок «пожеланий» и «предложений»

Спасибо вам большое за участие, плодотворное общение, обмен опытом и знаниями. Я благодарна всем активным участникам нашего общения.

Чтобы оценить результаты моей работы выберете для себя по одному яблоку:

Красное – если мероприятие прошло на удовлетворительном уровне;

Желтое – если мероприятие прошло хорошо;

Зеленое – если мероприятие вам понравилось;

А на обратной стороне напишите своё пожелание мне или сотрудникам дет. сада.

Яблоки собираются в корзину, а родители получают памятки.

ЕЛЕНА ПИЛЬНИКОВА
План-конспект семинара-практикума для родителей «Здоровый ребёнок - счастливая семья!»

План - конспект семинара практикума для родителей

«Здоровый ребёнок – счастливая семья!»

Цель разработки: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.

Форма проведения собрания: семинар практикум –нетрадиционная форма организации общения воспитателей и родителей, с целью повышения компетентности в обсуждаемой проблеме.

Задачи собрания:

1. Выявить факторы влияющие на здоровье детей;

2. Определить роль родителей в формировании у детей потребности к здоровому образу жизни.

Цель собрания: : способствовать воспитанию потребности у родителей в здоровом образе жизни, обеспечению физического и психического благополучия детей.

Структура собрания:

1. Приветственное слово воспитателя.

2. Знакомство. Технология «Синквейн».

3. Мозговой штурм»

4. Обсуждение по методу Ментальных карт «Ситема закаливания ребёнка ребёнка».

5. Практикум для родителей.

6. Подведение итогов. Метод «Софт –анализ».

7. Просмотр видеоролика.

8. Рефлексия «Чудесная сумка».

Предварительная работа:

1. Подготовить фотографии детей по теме «Оздоровление и закаливание детей в МБДОУ»

2. Подготовка сообщения родителями «Реализация программы «Крепыш» в МДОУ.

3. Оформление места проведения собрания

4. Подготовка фото презентации: «Гигиенические и закаливающие мероприятия в МБДОУ»

5. Подготовка памяток для родителей по здоровому образу жизни

6. Видеозапись ролика.

Оборудование: ватман, маркеры, видеопроектор, цветные шары, картотека закаливающих мероприятий, фото детей детского сада в процессе НОД и самостоятельной деятельности на тему здорового образа жизни, выставка рисунков «Полезные продукты».

Ход семинара –практикума.

1. Введение.

Уважаемые родители, здравствуйте! Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться необычным способом.

Начинает знакомство воспитатель по следующей схеме.

Шаблон для знакомства «Синквейн» (схема на проекторе)

1 существительное ….Елена

2 прилагательных….Добрая общительная

3 глагола….Ухаживать, готовить, любить

Предложение из 4 слов….Я уважаю старшее поколение

Что главное? (1 слово….Гордость

2. Основная часть.

Позвольте начать моё выступления со стихотворения.

«Болеет без конца ребёнок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

Ведь я его с пелёнок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится - вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов – богатырей».

В. Крестов "Тепличное создание"

Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.

Как добиться этого?

Что для этого делаем мы (показ слайдов на экране)

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения и мы разработали программу «Крепыш», направленную на оздоровление детей дошкольного возраста.

Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни?

Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.

Что бы удобнее и интереснее было работать мы разделимся на две группы которые сегодня решат, что же нужно делать, чтобы ребёнок рос крепким и здоровым

.(красные и синие шарики помогут, родители берут их по очереди, и таким образом делятся на группы).

«Мозговой штурм»

В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: "Кто такой здоровый человек?"

1. Что необходимо делать для укрепления наших мышц? (Ответ: физическую зарядку)

2. Что нужно есть, когда занимаешься спортом? (Ответ: мясо, питательные бобовые - горох, фасоль)

3. Для чего нужно соблюдать режим дня? (Ответ: чтобы предупредить развитие утомления, повысить общую сопротивляемость организма)

4. Роль пищи в жизни человека (Ответ: для роста, ходьбы, бега, игр, чтобы жить)

5. Какие виды закаливания Вы знаете? (Ответ: солнце, воздух и вода)

6. Правила гигиены перед едой. (Ответ: вымыть руки с мылом)

1. Чем запивать лекарства?

Что значит принимать его до еды, после еды?

(Ответ: принимать лекарства до еды – это значит на пустой желудок, то есть не ранее, чем спустя 2-3 часа после еды, не позже чем за 15-20 минут до завтрака, обеда, ужина. Если лекарства рекомендуется принимать после еды, выпивать его сразу же в течении 30 минут после еды, но не позже.)

2. Как предупредить кариес зубов?

(Ответ:Нельзя давать перед сном конфет, печенье, полоскать рот после еды, пользоваться нитью или зубочисткой, правильно чистить зубы)

3. Какую одежду лучше использовать с учетом гигиенических оздоровительных средств? (Ответ:Детскую одежду обычно шьют из хорошо впитывающих и испаряющих влагу тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани)

4. Какие существуют меры по профилактике близорукости? (Ответ:Постоянно следить за посадкой, не разрешать подолгу смотреть телевизор, не должно быть у детей длинных челок, гимнастика для глаз, витамины).

5. Возможна ли радиация, исходящая от телевизора? (Ответ:Все теле аппараты могут испускать рентгеновские лучи. Излучение происходит на расстоянии 10см от телевизора и то незначительное. Не рекомендуется смотреть телевизор сидя на полу, так как излучение направлено вниз, а при неисправном телевизоре может вызвать серьезные повреждения глаз).

6. Что необходимо для сохранения слуха ребенка? (Ответ:Беречь его уши от холода, содержать в чистоте, предупреждая тем сам самым воспаления и нарывы в ухе, из-за которых может понизиться или вовсе пропасть слух. Не допускать проникновения в уши воды, охраняйте слух ребенка от сильных, резких звуков).

«Ментальные карты»

А теперь давайте в своих группах составим схему: Из чего состоит здоровый образ ребёнка. Можете продолжать эту схему по своему усмотрению. Центр -ключевое слово,от него 2 "ветки" на листьях которых слова ассоциации со словом "закаливание",Веток" может сколько угодно, НО ВСЕ СЛОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ЛОГИЧЕСКИ.

(рассматривание и обсуждение схем)

Практикум для родителей.

Проведение с родителями динамической паузы.

Приглашаю всех на

«Весёлую физ. зарядку».(имитация движений под музыку).

1. Эй, все вместе, руки шире,

Сели на пол, как в квартире.

А теперь, все дружно встали,

Руки к поясу убрали,

Шаг всем вправо, шаг всем влево,

Все мы словно королевы.

2. Эй, давайте, ноги скрестим

И попрыгаем на месте,

А руками вверх и вниз,

Всем похлопаем на бис,

А потом чихните дружно!

А теперь смеяться нужно!

3. А теперь на плечи руки,

Чтобы ни тоски ни скуки,

Ногу правую вперёд,

А потом наоборот!

4. А сейчас команду слушай:

Ухватить себя за уши,

И наружи языки

И повыше локотки

Ну а после дружно, вместе

Все попрыгаем на месте.

В нашем детском саду, в группе мы проводим целый ряд игр, которые являются профилактикой, а некоторые лечат те или иные заболевания.

Давайте вместе поиграем.

“Мышка и мишка”,

цель:направлена на формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, лечит болезни носа и горла, укрепляет мышцы позвоночника.

Ход игры: Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох

У мышки – очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову- выдох с произнесением звука “ш,ш,ш”)

Мышка ходит в гости к Мишке. Он же к ней не попадет. (Надо ходить по залу (повторить 4-6 раз).

“Кто самый громкий?”

цель игры: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, лечение болезней носа.

Ход игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) “ммм”, одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук “ммм” надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря.

Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес и звук “ммм” правильно и громче всех, вручается “фант”. Затем объявляется победитель.

“Пчелка”

цель игры: формирования правильного дыхания (глубины и ритма) укрепления мышц рук, пояса, верхних конечностей.

Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в “пчелку”. Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову со слов ведущего “Пчела сказала -

“жу, жу, жу” ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит “жжж”- на выдохе – и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: “Полечу и пожужжу, детям меда принесу”. Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.

3 .Подведение итогов.

Метод «Софт –Анализа».Тема «Закаливание ребёнка – здоровый ребёнок».

Педагог на большое поле ватмана записывает все предложения родителей, на центральном фоне – СЛОВО «Закаливающие мероприятия».

(педагог предлагает родителям, по желанию, поставить добровольное согласие (подпись) в тетради здоровья, под определённым видом закаливающего мероприятия.)

Да, если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

А СЕЙЧАС МЫ ВАМ ХОТИМ ПОКАЗАТЬ КАК МЫ ЖИВЁМ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ ЧЕМ ЗАНИМАЕМСЯ, КАК ЗАКАЛИВАЕМСЯ И ЗАНИМАЕМСЯ СПОРТОМ.

Рефлексия «Чудесная сумка»

Педагог предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков.

Проект решения собрания:

1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

2. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.

4. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С.Макаренко» городского округа город Фролово

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»

подготовила

учитель начальных классов

Михайлова Вера Евгеньевна

2013 год

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания:

1)Этап знакомства

Учитель: Добрый день! Уважаемые мамы и папы, все взрослые, кто пришел на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. В жизни вашей семьи наступил торжественный момент - ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, падать, набивая как можно меньше шишек, радоваться своим успехам.

2) Информирование о ФГОСах .

С 1 сентября 2011 года ведется утверждённый приказом Минобразования и науки Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В современных условиях приоритеты школьного образования заметно смещаются от необходимости усвоения только программных знаний к формированию основ учебной деятельности.

В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание : « На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи:

Определить количество звуков в слове,

Установить их последовательность,

Проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный),

Обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.

Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник научился строить план выполнения учебной задачи.

Поэтому обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска.

Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основная задача - в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог, исследовательские работы, учебные проекты, коллизии и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Основной формой организации обучения остается урок. Его длительность 35-45 минут. Только хотелось отметить, что это не игра, а урок. После уроков- внеурочная деятельность. Обучение ведется без отметок. Оценка не нужна для этого возраста. Обучение без отметок постепенно вселяет веру в свои силы у каждого малыша. 3. Информирование “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”. В современн ом образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться. Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы. Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения. Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей. Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача. Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения. 4. Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад. Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому. Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием. Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. При подготовки ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию моторики. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. Всасывание пипеткой воды. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами! Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость. При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, чаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь. Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы. Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик. Математика Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи. Чтение К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

Разговорная речь Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое- неодушевлённое. Общий кругозор Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться. Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Чаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни. Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас. Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. Советы родителям: Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно). Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех. Не думайте за ребёнка.Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить. Не пропустите первые трудности.Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда. Устраивайте праздники.Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение. Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти.
Литература:
1.М.М.Безруких, С.П.Ефимова, М.Г. Князева.Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М.: Дрофа, 1994 2. М.М.Безруких. Ребенок идет в школу. Москва: Дрофа, 2007. 3. М.М.Безруких. Развивающие книги для дошкольников. Москва: Ювента, 2008. 4. Л.А.Венгер, А.Л. Венгер.Готов ли Ваш ребенок к школе? М: Дрофа, 1994 5 О.И.Тушканова.Подготовка к школе. Волгоград: Учитель, 1993 .

Конспект семинара практикума для родителей по теме:

«Как справиться с непослушанием детей?»

Воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №5 «Дюймовочка»

Дмитриева Марина Владимировна

Пущино, 2015 г.

Цель:

Научить родителей использовать педагогические приемы при непослушании детей.

Методические приемы:

    Беседа.

    Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Оборудование:

    Магнитная доска.

    Таблица.

    Аудиозапись (звуки леса).

    Памятки.

Ход:

    Организационный момент.

2.Вступительная беседа.

Здравствуйте, меня зовут Марина Владимировна, я работаю воспитателем в детском саду 15 лет. За годы работы мне встречались неблагополучные семьи, работая в социуме (это выявлением семей, беседы с родителями, посещение семей), (тревожные дети и дети испытывающие страхи), но, конечно же, основным направлением моей работы являются работа с детьми и родителями.

Мастер-класс:

Для того, чтобы нам легче было общаться, давайте создадим правила нашей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предположить свои правила, а мы их запишем на доске. Например:

1.Не перебивать друг друга.

2.Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.

3.Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

4. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

Сегодня нашу встречу я хотела бы посвятить вопросам воспитания детей, общения с ними, научиться находить оптимальные методы разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания детей и их плохого поведения (на доске вывешивается тема).

1.Общая информация о причинах непослушания детей.

В раннем возрасте дети используют непослушание: для определения границ дозволенного, для привлечения внимание взрослого к себе в тех случаях, когда его не хватает.

2. Решение ситуации:

Например, маленький ребенок подходит к маме, держа в одной руке соску, а в другой ботинок. Уже зная, что не разрешается брать ботинок в рот, а малыш подносит его ко рту, смотрит в глаза взрослому, услышав «Не надо», он улыбается и берет соску в рот.

Так может продолжаться несколько раз и с различными предметами.

Вопрос:

Как вы думаете, почему ребенок так поступает? (ответы взрослых).

Вывод:

В подобных случаях взрослый должен понимать, что ребенок не дразнит его, а выясняет границы дозволенного и недозволенного. Наказание здесь неуместно, лучше отвлечь его.

2. Практическое обучение родителей правильному применению способов воздействия на ребенка.

а. Мне бы хотелось услышать от вас, как вы добиваетесь послушания от детей в разных ситуациях?

(Называйте свои собственные, а также возможные способы воздействия на детей – ответы взрослых записываются на доске).

б. Проигрывание ситуаций:

Давайте попробуем проиграть следующую ситуацию: Вы идете по улице с ребенком, он захотел, чтобы ему что-нибудь купили, а вы не можете этого сделать, причины могут быть разными (нет денег, спешите и т.п.), малышу не нравится это и он начинает капризничать.

Вопрос:

Как вы поступите в этой ситуации, какие на ваш взгляд способы воздействия на ребенка более эффективны? (ответы взрослых)

3. Обобщения способов воздействия и выявление их пользы и вреда для ребенка.

Мне кажется, что верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов как:

    стараться объяснить,

    уговорить,

    переключить внимание,

    использовать игровые приемы.

А неверным выходом из сложившейся ситуации являются:

    Физическое наказание;

    Окрики;

    Лишение общения;

    Попытки напугать.

На доске вывешиваются правильные и отрицательные методы воздействия на ребенка.

Вопрос:

А как вы думаете, какую пользу оказывают эти методы на ребенка?

    Ребенок не испытывает унижения, обиды, страха;

    Получает положительные образцы действия;

    Сохраняет положительное самоощущение.

Вопрос:

Как вы думаете, какой вред такие методы могут нанести ребенку?

    Унижают достоинство ребенка;

    Лишают доверия к взрослому;

    Заставляют почувствовать себя не любимым, ущербным.

Итог:

Мы сегодня с вами поговорили о непослушании детей, рассмотрели методы воздействия на детей, а теперь давайте применим наши знания на практике (решение, заранее заготовленных ситуаций).

И в заключении мне бы хотелось подарить вам памятки, касающиеся воспитания детей. До свидания!

Памятка для родителей.

Нельзя хвалить, зато, что:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

Надо хвалить:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

Нельзя наказывать и ругать когда:

ребёнок болел, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки.)

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

Наказание не должно вредить здоровью.

Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что поступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказать «на всякий случай» нельзя.

За 1 поступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

Надо наказывать и вскоре прощать.

Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребёнку, за что и почему он наказан.

Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

«Наши эмоции»

(учебная мастерская)


Цели: повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • сформировать оптимистическое настроение у родителей, настроить на совместную работу
  • подвести к осознанию того, что обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания, влияющие на всестороннее развитие ребенка
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком

Ход мероприятия

I В одная часть

Цель: изучение настроения родителей до проведенного мероприятия.

При входе в музыкальный зал родителям предлагается выразить свое настроение, с каким пришли на мероприятие, при помощи цветных кружочков. На столе коробочка для родителей с надписью:



  • Игра «День рождение»

Ведущий: Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашем мероприятии»”. Чтобы чувствовать себя более уверенно, и раскрепощено, давайте поиграем в игру «Дни рождения». Всем участникам построиться в одну колону по месяцам рождения. Определите, где будет январь и где декабрь. Можно выстроиться по числам дней рождения.

  • Упражнение «Знакомство»

Ведущий: Давайте познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность, (преобладающую эмоцию) вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я, Лилия Вениаминовна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробки.

(родители высказываются и передают коробку своему соседу)

Ведущий: Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранные и разные наши дети. Сегодня мы поговорим о влияние эмоций на психологическое и физическое развитие ребенка.

  • Вопросы для обсуждени я:
  1. легко ли осознавать собственные эмоции?
  2. удается ли вам родителям оставаться с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства, если нет, то, что вам мешает?

(рассуждения родителей)

II Основная часть

  • «Педагогический всеобуч» (мини-лекция)

Ведущий: Дошкольное детство - особый период в развитии ребенка, когда развиваются общие способности, необходимые каждому человеку в любом виде деятельности. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что раздражает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится разнообразнее и богаче. Дети менее чувствительные к чувствам других, они не всегда могут понять их, не могут выразить и осознать свое внутреннее состояние и свое настроение, и, часто, показывают его в резкой форме. Отсюда и возникают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Кроме того, скудная эмоциональная сфера является причиной задержки развития интеллектуальной сферы. Дети меньше интересуются чем-то новым, в их играх отсутствует творчество, а некоторые совсем не желают играть. Помочь ему в этом могут р о дители. Большую силу здесь имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие, уводящие и т.д. Руки родителей - источники ощущений, а, следовательно, и чувств, обладают магической силой влияния на ребенка, порой бол ь шей, чем слово или подарок. Ребенок имеет право побыть «плохим», так же как право быть хорошим, но не только «всегда хорошим». Легкая переключаемость эмоций, подражание, даже негативные проявления (упрямство, страхи, агрессивность и другие) - это ситуации с большим потенциалом развития личности ребенка, они трудны для родителей, но именно в этих ситуациях тренируется воля, самоконтроль, узнавания себя и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со стороны родителей.

Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и др. Важно объяснить ребенку, что чувствовать что-либо - это нормально, но вот то, что мы иногда делаем, движимые некот о рыми отрицательными чувствами, не всегда хорошо.

Процесс распознавания и передачи эмоций является сложным и требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание главным образом на выражение лица, не замечая пантомимику (жесты, осанка). Старшие дошкольники имеют еще недостаточные представления об эмоциональном состоянии человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Меняются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними формируются и изменяются эмоции. Воспитание через эмоциональные воздействия - очень тонкий процесс. Основной задачей его является не подавление и искоренение эмоций, а правильное управление ими.

  • Игра найди свою пару
  1. Добрый человек скорее дело сделает, чем сердитый.
  2. Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.

Объясните, почему пословицы написаны именно такими цветами (эти цвета излучают добро и тепло).

  • Этюд «Встреча с другом»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

Ведущий читает текст: У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения - плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость).

(родители разыгрывают эту сценку)

  • Упражнение «Я тебя понимаю»

Цель: развитие способности учится понимать своего ребенка.

Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок:

  1. Мне бывает радостно, когда…
  2. Я очень грущу, когда…
  3. Мне бывает страшно, когда…
  4. Я сержусь…
  5. Я очень горжусь…

После того, как родители закончат предложения, они сравняют их с ответами детей (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, и уметь понимать его.

(провести обсуждение, в чем было совпадение)

  • Упражнение «Через стекло»

Цель: развитие способности учится понимать чувства, эмоции другого человека.

Инструкция: Передайте ситуации с помощью мимики и жестов:

  1. Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.
  2. Принеси мне стакан воды, я хочу пить.
  3. Ты не хочешь со мной порисовать?
  4. У меня болит горло.
  • Практикум для родителей

Цель: направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.


Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка- хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

2

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно, и ты разозлилась.

3

Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь».

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

4

Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все дети засмеялись.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

5

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашечка».

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку.

  • Упражнение «Рисуем свое чувство»

Цель: учить выражать свои чувства на листе бумаги.

Педагог: Сейчас мы с вами будем создавать портреты. Прислушайтесь к себе и определите то чувство, эмоцию которое вы ощущают в данный момент, попробуйте нарисовать его, на готовом круге. Затем на большой лист бумаги, где нарисованы круги с «волосами», приклейте свои кружочки с эмоциями. У вас получатся человечки со смешными взлохмаче н ными волосами. Дайте комментарий к своему рисунку.

(родители выполняют упражнение под спокойную музыку)

III Заключительная часть , рефлексия

  • Упражнение «Ладошка»

Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек. Затем по кругу передаются ладошки, все участники мероприятия пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. Ладошки возвращаются к своему хозяину.

  • Упражнение «Аплодисменты» по кругу.

Ведущий: "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется вам предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее".
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д.

  • Психологическая игра «Радуга настроения».

Цель: изучение настроения родителей после проведенного мероприятия.

При выходе из музыкального зала родителям предлагается выразить свое настроение после мероприятие, при помощи цветных кружочков. На столе коробочка для родителей с надписью:

«Подойди скорей сюда и возьми кружочек,
Цвет настроения свой брось в этот коробочек».


Характеристика цветов

  • Желтый - Позитивное, яркое, солнечное настроение. Стремление к общению, мечтательность, много надежд на лучшее, но не готовность активно действовать. Склонность в фантазиях проигрывать различные жизненные.
  • Красный - Активное, энергичное настроение. Желание действовать. Символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение и некоторую агрессивность.
  • Зеленый - Спокойное, уверенное настроение. Символизирует настойчивость, надежду на лучшее, высокий уровень притязаний.
  • Серый - Безразличное настроение. Инертность, пассивное непринятие, равнодушие.
  • Черный - Негативное настроение. Резкое неприятие, протест, переживание огорчений или страха.

После мероприятия подвести итоги мероприятия и оформить на стенде в виде радуги.

2. С каким настроением уходите из детского сада (количество фишек)

итого

Список использованной литературы

  1. Красновский Л. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10
  2. Миримова П. Цвет моей души // Школьный психолог. - 2005. - №11
  3. Азарова Т., Битянова М., Земских Т., Королева Е., Пяткова О. Неделя психологии в школе // Школьный психолог. - 1999. - №34
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 208 с., илл.
  5. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с. – (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультаций, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)