Почему все забываю как помочь. Постоянно забываю что хотела сделать

Случалось ли так, что вы забывали что-то? Не могли вспомнить чье-то имя, пароль, какое-либо событие или даже слово? Наверняка, да. Но как вы поступали в такой ситуации? Что делали? Давайте же поговорим о том, как вспомнить то, что забыл.

Мы предложим вам несколько не только простых, но и действенных способов решения данной проблемы, а также расскажем о том, почему с нами случаются такие досадные недоразумения. Также коснемся и того, как развить свою память и даже внимание.

Почему мы забываем те или иные вещи

Прежде чем мы с вами поговорим о том, как вспомнить то, что забыл, разберем основные причины нашей забывчивости. Вариантов, почему мы то и дело забываем какую-либо информацию, важную или не очень, достаточно много. Мы же с вами выделим основные из них.

Первая, наиболее распространённая причина, - недостаточная концентрация.

Вспомните, как часто вы не можете вспомнить, куда положили ключи, телефон, блокноты, даже вещи. В большинстве случаев вы забываете, куда положили вещь, если спешите куда-либо или вас отвлекают, если вы спешите и думаете лишь о том, как не опоздать, плохо себя чувствуете и т. д. То есть одна из причин забывчивости - рассеяность.

Вторая причина, не менее распространенная, - вы считаете информацию не важной или же ненужной. В таком случае вы не хотите ее запоминать на подсознательном уровне. Причиной также может быть и сложность самой информации.

Третий вариант, который мы выделим, - слабая память. Согласитесь, далеко не все люди могут надолго запоминать большие объемы информации, какой бы она ни была. А значит, по прошествии некоторого времени она сотрется из памяти. Тут же можно отметить, что со временем память слабеет, а человек все чаще начинает забывать то, что он знал.

Для того чтобы запоминать как можно больше информации и не забывать ее, нужно постоянно тренировать свою память. О том, как это делать, мы поговорим с вами позже.

Кроме того, бывает так, что мы сами хотим забыть то или иное происшествие, слова, имена, знания.

Вспоминаем забытую информацию

Итак, прежде чем говорить о том, как вспомнить, куда положил вещь (а это самая распространенная из проблем), постараемся разобраться, как вспомнить любую информацию, которая нас окружает.

Как вспомнить забытую информацию? К примеру, вы учили материал на протяжении года, затем повторяли перед сдачей экзамена, но вот когда пришел момент отвечать - напрочь забыли все. Что же делать в такой ситуации? Постараться вспомнить. Для этого следует выполнить следующее.

В первую очередь вспомните, как именно вы учили данный материал - сидя за книгой, составляя конспект, слушая учителя. Постарайтесь как можно точнее воспроизвести этот момент в голове. В большинстве случаев этот прием помогает вспомнить забытое.

Ищем пропавшую вещь

Что делать, если вы забыли, где оставили нужную и важную вещь? Как вспомнить, куда именно вы ее положили? Давайте же поговорим о том, как вспомнить, куда положил вещь.

В первую очередь постарайтесь вспомнить, куда обычно вы кладете данный предмет, где оставляете его. Например, если это ключи, постарайтесь воспроизвести в памяти, что вы делали после того, как открыли дверь квартиры и вошли внутрь. Если же это телефон - вспомните, с кем и о чем вы разговаривали по нему, где именно, и вполне возможно, что вскоре вы поймете, куда положили его.

Вспоминаем пароли

Что делать, если вы забыли пароль? Например, у нас случилось такое несчастье, что мы не знаем, как вспомнить пароль от WiFi. Что делать?

В таком случае нужно также хорошенько поднапрячь свою память. В первую очередь вспомнить, что именно вы ставите на пароли - цифры, буквы или же слова. Далее пытаемся вспомнить о том, какие шифры вы зачастую используете. Попробуйте перебрать наиболее вероятные варианты. К тому же довольно эффективный способ - вспомнить, о чем вы думали в тот момент, когда регистрировались, что делали. Если вы восстановите в памяти те минуты, то вполне вероятно, что вспомните его.

А что, если вы забыли и не знаете, как вспомнить логин? В таком случае вам просто нужно вспомнить, что вам нравится, с чем или кем вы себя ассоциируете. Ведь зачастую логин - это наши ники, клички, то, чем мы называем себя.

"Где же мы с вами встречались?"

Бывает такое, что увидишь на улице человека и не можешь вспомнить, где его видел. Как же вспомнить, кто это и как его зовут? Как вспомнить человека, особенно малознакомого?

В первую очередь нужно напрячь память и постараться вспомнить, где именно вы его видели. Какие места ассоциируются с ним? Это даст возможность вспомнить, где именно вы его встречали.

Далее пытаемся определить, какие ассоциации у вас возникают с именем данного человека. Бывает так, что оно ассоциируется с тем или иным действием, событием, цветом и т. д. Кроме того, можно перебрать все буквы алфавита. Вполне возможно, что так вы вспомните, с какой именно из них начинается имя человека, а затем уже и вспомните его полностью.

Вспоминаем прошлое

Наиболее нужное, но сложное умение - вспомнить прошлое. Довольно часто бывает так, что хочется восстановить в памяти какой-то момент в жизни - детство или юность, воскресить в памяти то или иное событие, торжество, встречу. Как же поступить в таком случае, как вспомнить прошлое?

В первую очередь - постараться вызвать в голове хотя бы отдаленные образы, связанные с нужным вам событием. Затем начать потихоньку тянуть за каждую из ниточек, вспоминая, что было до или после данного эпизода, что именно стало причиной тех или иных поступков, слов.

Тут же стоит отметить, что далеко не всегда таким способом можно вспомнить прошлое, в особенности то, что происходило в детстве. В таком случае нужно обратиться к помощи психолога и пройти сеанс гипноза. В данной ситуации это наиболее эффективный способ достоверно воспроизвести в памяти произошедшие события.

Вспоминаем забытое слово

Бывает в нашей жизни и такое, что мы забываем то или иное слово. Вот еще пару минут назад оно вертелось у нас на языке, а теперь мы не можем произнести его. Что же делать в такой ситуации? Естественно, постараться вспомнить, хотя есть и другие варианты решения этой проблемы. Итак, давайте же поговорим о том, как вспомнить слово.

В первую очередь его можно заменить на синоним. Конечно же, если данное слово - термин или имя, название, то такой вариант вам не подойдет. В таком случае пытаемся собраться с мыслями и постараться вспомнить хотя бы его часть, звуковые ассоциации, которые у вас вызывает данное понятие.

Еще один вариант - просто забыть о данном слове, не зацикливаться на его вспоминании, и через пару минут оно обязательно возникнет у вас в голове.

Тренируем память

Итак, мы с вами разобрались, как вспомнить то, что забыл. Теперь поговорим о том, как нам развить свою память.

Конечно же, самое главное, чтобы не возникало проблем с вспоминанием тех или иных вещей, следует обязательно тренировать свою память. Для этого рекомендуем вашему вниманию несколько простых, но довольно эффективных упражнений.

Наверняка вы слышали о том, что ничто так хорошо не тренирует память, как заучивание стихов или даже отрывков текста. Обязательно постарайтесь ежедневно заучивать хотя бы пару строчек из разнообразных книг. При этом желательно уделить внимание большим текстам, полностью заучивая их. Так, взяв любую повесть, каждый день учите по абзацу, при этом не забывайте повторять уже выученное.

Второе простое упражнение состоит в том, чтобы ежедневно на ночь прокручивать в голове события прошедшего дня. Так, ложась спать, вспоминайте, с чего начался ваш день, затем шаг за шагом приближайтесь к ночи. Как вариант, можно отматывать события в обратной последовательности. Это также будет неплохой зарядкой для мозга.

И напоследок еще одно упражнение для развития памяти и внимания. Наверняка вы часто бываете на улице - ездите на учебу, работу, просто гуляете. При таком времяпрепровождении можно также развить кое-какие качества. Для этого достаточно просто запоминать номера проезжающих машин и проводить над ними различные математические операции. В таком случае у вас никогда не возникнет вопроса о том, как вспомнить пароль от WiFi или свой логин.

Выводы

Все мы сталкиваемся с такой проблемой, как провалы в памяти. Это вполне объяснимо, ведь далеко не всегда мы сосредоточены на получении той или иной информации, не всегда наш мозг может быстро вспомнить то или иное слово, фразу, действие, а некоторые вещи мы и вовсе не хотим помнить.

На самом деле вспомнить забытое довольно легко и просто, если придерживаться данных нами рекомендаций. Кроме того, если вам нужно восстановить в памяти довольно серьезные и нужные события, вы всегда можете обратиться к помощи специалиста. Как видите, ответить на вопрос: "Как вспомнить то, что забыл?" - не так уж и сложно.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»

Как только у вас произошел разрыв, вы сразу должны вырезать человека из своей жизни.

У вас все закончилось, примите это.

Первый совет психолога о том, как забыть любимого человека навсегда, будет именно такой. Вашей прошлой реальности нет.

Ваши бывшие отношения мертвы, человек умер . Начните смотреть на это теперь так.

Полностью отпусти былое.

Ты словно заново перерождаешься и начинаешь с чистого листа.

Новый мир, новые люди.

2. Абсолютно никаких контактов с бывшими возлюбленными

Удалить любую связь с человеком:

  • в интернете;
  • по телефону;
  • по почте;
  • по скайпу и других средствах для связи.

3. Убрать из жизни все психологические якоря, вызывающие воспоминания о бывшей пассии

Какие якоря нужно убрать из жизни в деталях:

  • общая музыка, под которую вы вместе проводили время;
  • подарочки (либо спрятать в подвал, либо передарить друзьям);
  • не ходить в те локации и места, где вы вместе проводили крутые свидания раньше;
  • любые забытые вещи: будь то одежда или не выкинутая раньше линза от бывшей пассии (пора выкинуть);
  • удалить общие фото и видеозаписи на компьютере, телефоне и других носителях.

Выполни эти шаги, и ты избавишься от беспокойных мыслей на тему о том, как забыть человека, которого любишь, а он тебя нет, без всяких заговоров и прочей ерунды.

4. Не впадай в его восприятие: не думай о том, чем занята его голова

Не впадай в чужое восприятие и не думай о том, чем занята голова бывшего партнера!

Иначе будешь впадать в боль потери.

Не интересуйся жизнью прошлого партнера и не впадай в чужое восприятие.

Что это значит в деталях :

  1. Тебе должно быть все равно на то, в каких отношениях бывший партнер и с кем он сейчас.
  2. Неважно, страдает ли ваша бывшая пассия или нет. На данный момент важно только ваше самочувствие.
  3. Не висеть и не залипать на страничке в социальных сетях у бывшего человека.
    Узнав, что у него дела идет лучше, вам лучше от этого не станет.
  4. Вам не становится ни лучше, ни хуже при слухах или каких-то новостях о прошлом человеке.
    Абсолютное и полное безразличие!

Внедри этот принцип и больше не нуждайся в советах психолога о том, как забыть человека, с которым никогда не быть вместе.

5. Не вини себя в том, что вы уже никогда не будете вместе

В таких случаях фокус человека может быть занят только негативом, и это ошибка делать виновником только себя.

Иначе в тебе будет скапливаться негативная энергия.

Это не твоя вина! Случилось то, что случилось.

Не нужно себя ругать!

Тонкая грань , о которой нужно помнить.

  1. Это круто, что ты ищешь ошибки свои, анализируешь свое поведение, чтобы не повторять своих косяков. НО: найди эти ошибки и не атакуй и не вини себя!
  2. Находи ошибки для себя, чтобы не повторять их в других новых отношениях, а не чтобы вернуться назад к прошлому партнеру!

Ты находишь свои косяки, чтобы не повторять их с новым партнером и никогда не наступать снова на одни и те же грабли.

Помни об этом, и тебе уже нет нужды искать ответы на вопросы из психологии о том, как забыть человека, которого любишь, быстро и в короткие сроки.

6. Извлекаем новые осознания и уроки, чтобы не наступать на одни и те же грабли снова

Уроки извлекаем путем анализа.

Анализ делается с помощью ручки и бумаги, задавая себе как можно больше вопросов, и письменно на них отвечая.

Чем больше вопросов, тем лучше.

  1. Кто виноват в том, что ты изначально выбрал не того партнера?
    Ответ: я сам!
  2. Почему это произошло, как ты допустил это?
    Ответ: у меня не было личностных границ, я плохо представлял того человека, которого хотел видеть рядом с собой.
  3. Какого человека я хочу видеть рядом, что я допускаю, а что нет в отношениях?
    В ответе указываются точные характеристики личности, а не внешности.
  4. Что я понял и извлек из прошлых отношений?
  5. Какие ошибки мне не стоит повторять снова с другим партнером?

Будь максимально искренен с самим собой, когда будешь писать ответы на эти вопросы.

Таким образом, ты сам решишь свои проблемы и отпадет нужда в советах психолога о том, как быстро забыть любимого человека и начать новую жизнь.

7. Не впадай в одиночество: знай, что ты всегда в изобилии выбора

Ты должен иметь веру в то, что у тебя будет другой человек с еще более эмоциональной связью и химией.

Знай, что ты всегда в изобилии выбора. Всегда можно найти вторую половинку.

Не надо смотреть это как на повседневную обязанность и нужду в том, чтобы заполучить поскорей нового партнера.

Просто поймите, что это глупо удерживать в голове то, чего уже нет, до самой своей смерти.

Прими изменения и не сопротивляйся им.

Любой разрыв, который у тебя случается, – это время мощного роста для тебя.

Помни об этом и больше не парься на тему о том, как забыть человека, который нравится тебе до сих пор.

8. Не вини своего старого партнера и не держи обиду на него, убери озлобленность

Некоторые люди любят спустя даже год после разрыва продолжать писать смски бывшим или названивать время от времени.

Люди держат в себе злость и негатив прошлых отношений, которые потом проявляются и дают эффект в следующих отношениях. Имея тот же тип мышления в новых отношениях, все старые ошибки будут повторяться по новой.

Не попадай в этой замкнутый повторяющийся круг.

Тонкая грань. Вместо того чтобы впадать в озлобленность на партнера, лучше глубоко благодари его за то, что было!

Через ненависть вы сами будете поддерживать энергетическую связь с бывшим возлюбленным, цепляться за него и почем зря отдавать энергию негативным мыслям. Нужно ли вам это?

Вы запросто можете впасть в такую ненависть. Избавьтесь от нее, и тем самым уберете беспокойства на тему о том, как забыть человека, который сделал больно тебе однажды.

9. После разрыва не валите всех под одну гребенку «они все такие», иначе вы сами будете притягивать таких в свою жизнь

Часто мы слышим от человека после расставания: «Все мужики козлы» или «Все бабы…».

Они болезненно расстались с партнером, и теперь во всем сами ищут доказательств того, что «все мужики такие» или «все женщины такие…»

Причем они делают это неосознанно и не понимают этого.

И знаете что? Это будет как самосбывающееся пророчество.

Вы реально будете притягивать таких людей к себе.

И также имея эти установки в голове, вы сами неосознанно будете искать такие негативные характеристики в других людях, стараться искать им подтверждения.

Зачем вам это нужно?

Перестаньте валить всех под одну гребенку, и больше не задавайтесь вопросами на тему о том, как забыть человека, который тебя предал или поступил определенным образом, не оправдав ваших ожиданий.

10. Осознайте, что в мире нет ничего постоянного, все приходит и уходит

Посмотрите на это с духовной стороны.

  • Вы родились одни и умрете одни. Ничто не вечно.
  • Все постоянно меняется. И бесполезно сопротивляться изменениям. Это законы вселенной.
  • Не цепляйся за старые эмоции и воспоминания.
  • Жизнь как горки. Ты то наверху, то внизу. И именно это делает ее интересной.

Осознав это, ты избавишь себя от дилеммы на тему о том, как можно забыть человека, которого любишь очень сильно и слепо.

11. Вы должны быть все еще открыты душой для нового человека, осознавая глубоко внутри тот факт, что ничто не длится вечно

Есть такая ловушка ума: «Думать, что отношения будут длиться вечно». Не живите этой иллюзией!

Но при этом ты все еще открываешься новым людям после разрыва старых отношений, не боишься раскрыться и обнажить себя настоящего перед другими.

Продолжай открываться на 100% с другими людьми и разделять моменты вместе.

Но осознавай глубоко внутри, что всему есть конец.

Пример . Вы кушаете вкусное мороженое. Вы можете наслаждаться им. Получать удовольствие от процесса. Но глубоко внутри вы осознаете и понимаете, что мороженое закончится.

Если вы думаете, что будете продолжать есть одно и то же мороженое нон-стоп до конца своей жизни, вы попали в ловушку своего ума.

Он водит вас за нос и играет с вами.

Отдавайте себе в этом отчет. Знайте все об между ними.

Будет полезным напоминать себе это женщинам, которые задаются вопросами на тему о том, как забыть женатого человека, которого любишь и все еще грезишь какими-то слепыми надеждами по отношению к нему.

Тонкая грань

  • Не забываем получать удовольствие от процесса. Это как наслаждаться жизнью пока ты не умер.
  • Такая же штука в отношениях: наслаждайся ими, ведь они могут закончиться.
  • Но не лишай себя получать наслаждения в отношениях, имея эти знания.

Мудрые слова Ошо в видео

На нашем сайте вы также можете для того, чтобы пережить расставание и разрыв отношений.

12. В поисках нового партнера не сравнивай его со старым, не ищите ему замену, ищите и создавайте новый опыт

  1. Не пытайся найти такого же партнера, какой у тебя был.
    Не ищи такого же человека.
  2. Не делай сравнений.
    Это только все портит и рушит.
  3. Не ищи тех же характеристик личности как у бывшего партнера.
    Делай все ради нового интересного опыта!
  4. Не навязывай былую манеру и стиль общения как было старым партнером при знакомстве с новым человеком.

О привязанности и любовной зависимости вы также можете в новой публикации.

Помни об этих принципах, и ты перестанешь париться о том, как забыть любимого человека, если видишь его каждый день.

Пример

Иначе, к примеру, парень расстался с девушкой и теперь при знакомстве с новой он хочет, чтобы новая девушка вела себя так же, как бывшая.

Тогда он навязывает новой девушке модель поведения, которая ей не присуще.

Но она ведет себя совсем по-другому, рушатся ожидания парня и это негативно влияет на ваш флирт и процесс сближения.

Это ошибка видеть в новом человеке замену бывшего.

Это только ухудшает ваше состояние.

Не пытайся новым партнером закрыть свою боль!

13. Пересмотри особенности своей личности, напомни себе о них

Есть такая иллюзия после расставания, что теперь якобы «ты не самодостаточен, потому что у тебя нет второй половинки».

Особенно встречается у девушек, которых тревожат беспокойные мысли на тему о том, как забыть любимого мужчину.

Когда все закончилось, время вернуться и пересмотреть особенности своей личности.

Важно напомнить себе о них!

Нужно пересмотреть нового себя, который прошел через все это путешествие с прошлым партнером.

Продолжай наслаждаться жизнью, открывая и узнавая еще больше нового себя.

14. Пойми, что твоя страсть, самодостаточность и любовь всегда с тобой, никто не может отобрать это у тебя

Рассмотрим три простых шага о том, как забыть любимого человека, и разберем психологию такого восприятия.

  1. Осознайте, что никто не может отобрать у тебя твою страсть и истинное предназначение.
  2. Никто не может отобрать у тебя твою жизнь, твои пристрастности.
  3. Твоя самодостаточность не должна никогда зависеть от внешнего. Есть у вас вторая половинка или нет, вы все еще самодостаточны.

15. Позвольте себе быть с более лучшим партнером, избавьтесь от старых ограничивающих убеждений

Мы притягиваем тех, кто мы есть.

Вы должны осознать, что можете привлечь лучшего партнера.

Но парадокс в том, что люди сами не хотят быть с лучшим партнером!

Почему так происходит с людьми?

Потому что после длительных отношений человек приучил себя : «Я люблю свою вторую половинку. Я не хочу лучшее одному себе, я хочу лучшее для нас обоих».

Отследите в себе эти привычку и избавься от нее.

Люди не могут поверить в то, что забыть человека, которого любишь безответно и слепо, можно и нужно.

16. Не ищи нового партнера из-за мести или в целях вызвать ревность у старого

  • Не попадай в ловушку своего эго! Не имей эти низкие ничтожные эгоистичные мотивы.
  • Это грубая ошибка находить новых партнеров только с целью самоутвердиться в глазах бывшего!
  • Иначе такими действиями вы будете только укреплять в своем сознание мысль: «Она/он – единственная».
  • И тогда все ваши эгоистичные действия в целях вызвать ревность или из мести – это большая реакция на бывшего партнера.
  • Отпустите все это и наслаждайтесь полностью новым партнером, разделяйте друг с другом свою страсть.
  • Имейте восприятие «Теперь ваш бывший человек – это случайный прохожий» и нет смысла о нем думать.

Помни об этих принципах, чтобы закрыть свои вопросы на тему о том, как забыть человека, которого любишь и видишь каждый день.

17. Не делай следующих типичных ошибок, которые никак не решают проблемы

Что никак НЕ решает проблем после разрыва:

  1. От алкоголя, всяких веществ, случайных связей смысла и пользы ноль.
  2. Попытки отправиться в путешествие или переехать – это все попытки убежать от проблемы и сделать вид, что якобы ее нет. Это как солдату прострелили ногу, и он вышел на марш-бросок бежать километр и делает вид, что у него все супер.
  3. Вспоминать об отрицательных качествах в бывшем человеке и о негативном в прошлых отношениях – это еще один абсурдный совет! Следуя ему, вы все еще думаете о нем! Вы будете тратить много энергии на эти мысли, негатив отбирает много энергии.
  4. Думать о какой-нибудь другой личности – самый бесполезный совет. Это равносильно совету не думать о розовом слонике, который все равно всплывает в голове. Не думанье – это тоже действие, которое также является энергозатратным.

Лучше перечитайте еще раз все наши советы и живите в гармонии. В них написано все, что нужно осознать и что сделать, чтобы забыть человека, которого любишь безответно, раз и навсегда.

Забывчивость бывает разная. Иногда вы замираете на полуслове, потеряв нить собственной мысли. В продуктовом магазине в очередной раз проходите мимо нужного отдела, не вспомнив, что дома закончилась соль. Встретив старого знакомого, начинаете краснеть, потому что забыли его имя. На простой вопрос начальника о проекте, который недавно сдали, вынуждены лезть в компьютер - потому что уже и не помните, что там было. За разные случаи «провалов в памяти» отвечают разные системы хранения информации в мозге. И чтобы понять, нормально ли, что вы забыли о чем-то, нужно узнать, какой тип памяти отвечает за хранение этой информации.

Вспомнить все

Вся память человека состоит из четырех основных систем. В рабочей, или оперативной , памяти хранится информация, которая нужна прямо сейчас. Срок действия рабочей памяти - секунды. За ее правильную работу отвечает префронтальная кора - та самая часть мозга, которая делает человека человеком, определяет сознание и поведение.

Эпизодическая память - это воспоминания, как о том, что произошло пару минут назад, так и о событиях двадцатилетней давности. Эти воспоминания хранятся в участке мозга под названием гиппокамп. Семантическая память - это своеобразный набор знаний человека о мире. Тут находятся слова и их значения, названия объектов. За семантическую память отвечают височные доли мозга.

Процедурная память касается умения что-то делать. Если человек помнит, как кататься на велосипеде, однажды научившись это делать в детстве, - значит, процедурная память у него работает хорошо. За «память тела» ответственны базальные ганглии, мозжечок и моторная зона коры головного мозга.

Посмотрите нашу галерею удивительных фактов о теле человека

фотографии

фотографии

фотографии

Что значит «забывать»? Речь обычно идет не о том, что какая-то информация исчезла из мозга. Скорее возникла трудность «достать» ее оттуда. Например, слово, которое буквально вертится на языке, - это проблема с доступом к семантической памяти. Человек может вспомнить нужное слово, если сказать ему первую букву или дать смысловую подсказку. Забывчивость здорового человека - это затрудненный доступ к одному или нескольким видам памяти. Если вы не сможете быстро извлечь из эпизодической памяти воспоминание, что дома закончилась соль, вы не пойдете в соответствующий отдел в супермаркете. Также забывчивость может иметь место из-за небольшого объема оперативной памяти: вот вы уже пришли за солью, но отвлеклись на муку и забыли о своей изначальной цели.

Разница между простой забывчивостью и серьезными нарушениями памяти в том, что здоровый человек, хоть и не сразу, но может вспомнить важные факты и события из своей жизни. При нарушениях памяти больные забывают названия предметов, которыми пользуются каждый день, имена близких и даже разучиваются делать простые бытовые операции.

Можно не сразу вспомнить, чем вы занимались в прошлые выходные, но если у вас выпало из памяти то, что было пять минут назад, - это повод насторожиться. Если вы не можете вспомнить имя одноклассника, которого видели в последний раз 15 лет назад, - это нормально. Если же забываете имя мужа или дорогу домой, это повод обратиться к врачу - такие симптомы могут быть признаком амнезии, связанной с инсультом или , злоупотреблением алкоголем или наркотиками, инфекцией или деменцией.

Так почему вы все забываете?

Есть несколько вполне обыденных и распространенных причин, которые вызывают «несерьезные» проблемы с памятью.

Многочисленные исследования показали , что он негативно влияет на функции гиппокампа - а ведь именно в этой зоне мозга сконцентрирована эпизодическая память. Под влиянием сильного стресса становится особенно сложно извлечь нужное воспоминание из эпизодической памяти.

Ученые подтвердили это в опыте на крысах. Грызуны должны были выполнить простое задание - выбрать в бассейне с несколькими дорожками ту, в которой спрятана платформа. Перед участием в эксперименте животных тренировали, так чтобы они запомнили «правильную» дорожку. После тренировки крыс отправляли отдохнуть. Контрольную группу возвращали в свою, знакомую и безопасную, клетку - и ее представители не испытывали никакого волнения. А вот экспериментальная группа была вынуждена испытать стресс, находясь в клетке рядом с котом.

Когда по окончании перерыва грызуны вернулись к заданию, спокойные крысы справились с ним лучше. Стресс не повлиял на память животных, когда задание было попроще, но чем сложнее оно становилось, тем хуже взволнованные крысы вспоминали правильный ответ.

Также стресс сокращает объем рабочей памяти. В этом эксперименте 35 молодых мужчин должны были читать подряд несколько предложений, запоминая последнее слово в каждом из них, а в конце произнести эти слова в правильном порядке. Половине участников перед заданием пришлось пройти через стрессовое испытание, остальные были спокойны. Наличие тревоги у первой группы подтвердили с помощью анализа слюны на стрессовый гормон кортизол. Результат эксперимента подтвердил гипотезу - нервная группа запоминала слова хуже, чем участники из контрольной группы. А значит, стресс ухудшил работу их оперативной памяти, в которой они должны были удерживать нужную информацию. Когда вы под влиянием стресса, вам тяжелее вспоминать сложную информацию и удерживать в голове разные задачи. Не стоит надеяться на гиппокамп и рабочую память - если вам предстоит волнительное мероприятие, лучше запишите все самое важное в ежедневнике или заметках смартфона (и установите напоминания). А учитывая, что многие люди сегодня находятся в хроническом стрессе, записывать всегда и все - не такая уж плохая идея.

Посмотрите еще одну подборку интересных фактов о физиологии

фотографий

фотографий

фотографий

Забывчивость может быть одним из первых симптомов . В том, как работает память у людей в депрессии, можно разобраться с помощью теста на слова . В эксперименте испытуемые - здоровые добровольцы и пациенты с депрессией - должны были запоминать слова после одного, трех или пяти повторений.

Когда люди с депрессией должны были воспроизвести слова после пяти повторов, они запоминали столько же слов, сколько участники из контрольной группы, но делали это медленнее. А вот после одного повторения пациенты с депрессией распознавали меньше слов и быстрее их забывали.

Ученые сделали вывод, что депрессия влияет на память двумя способами: с одной стороны, затрудняет обучение и запоминание новой информации, с другой - усложняет доступ к уже имеющимся воспоминаниям. Поэтому, если вам поставили диагноз «депрессия», не злитесь на себя за то, что можете дольше обычного вспоминать нужное. И точно не стоит в период болезни браться за изучение нового - знания будут плохо удерживаться в голове, что еще сильнее испортит вам настроение и самооценку.

Первой страдает оперативная память. Исследования, в которых людей лишали сна на 24–72 часа, показали, что невыспавшиеся участники хуже справлялись с заданиями, в которых нужно было удерживать в голове какую-то информацию. Также от дефицита сна страдает и эпизодическая память. За это, по мнению ученых, отвечает префронтальная кора - она же, напомним, контролирует и рабочую память. И хотя эпизодическая память «хранится» в гиппокампе, чтобы достать оттуда воспоминания, требуется усиленная работа префронтальной коры. Но эта наиболее «сознательная» зона мозга работает все хуже с каждым часом недосыпа - поэтому становится все сложнее извлечь определенный эпизод из памяти.

Забывчивость сохраняется еще некоторое время после того дня, когда вы не выспались: например, в исследовании , где людей лишали сна на двое суток, участники полностью не восстанавливались даже после двух ночей полноценного сна. Интересно, что проблемы со сном повышают вероятность формирования ложных воспоминаний. Это подтвердилось в эксперименте на студентах, которых лишили возможности спать нормально.

Студентам показывали фотографии со сценами с мест преступлений. Через некоторое время им дали прочитать определенные высказывания, связанные с преступлениями, - и часть из них противоречили изображениям на фото (но участники не знали, что их пытаются сбить с толку). В конце студенты должны были ответить на вопросы о том, что же на самом деле произошло.

В итоге молодые люди, которых лишили сна, чаще ошибались - они уже забыли, что было изображено на фото, и поверили в то, что было написано после. Таким образом, у них сформировались ложные воспоминания. Так что, если вы регулярно недосыпаете, вам будет не только тяжело удерживать в голове информацию и вспоминать нужные факты - вас еще и будет легче запутать и сбить с толку, «подложив» вам в голову фальшивые воспоминания.

Посмотрите в нашей галерее, как быстро снять стресс