Презентации условия необходимые для развития ребенка дома. Создание условий для развития свободной игровой деятельности

Виктория Савельева
Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях

Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил и времени. Для этого нужны специальные знания. Но как говорится «Все гениальное – просто!» . На самом деле родителям потребуется лишь правильно подобрать необходимый материал и создать условия , при которых ребенок с удовольствием будет заниматься полезными упражнениями (причем самостоятельно) .

Развивать мелкую моторику можно разными способами. Существует огромное количество игр, упражнений, заданий. И здесь самое важное – это то, чтобы ребенку хотелось этим заниматься, ему это нравилось, а не мама и папа заставляют его!

Здесь необходимо учитывать ряд психологических моментов, особенностей, хитростей, которые просты, но эффективны.

Рабочий уголок ребенка .

Рабочее место должно привлекать ребенка . Ребенку должно быть удобно и комфортно сидеть (правильная высота стола, стула, освещенность) . Необходимо приучить ребенка поддерживать на столе порядок. Для этого желательно купить или самостоятельно изготовить подставки для ручек и карандашей (яркие, красивые, с изображением различных сказочных героев в зависимости от пола и возраста ребенка , лотки для книг и тетрадей. Обязательно должен быть контейнер (корзина) для мусора (приучаем к порядку) .

Цветные карандаши.

Должны находиться всегда на видном и доступном для ребенка месте в вертикальной подставке, чтобы ребенок мог свободно выбирать цвета. Всегда подточены! Карандаши основных и оттеночных цветов. Чем больше, тем лучше. У ребенка должна быть возможность выбора! Полезно иметь карандаши разной толщины (тонкие и толстые) . Интересны будут ребенку акварельные карандаши, когда рисунок нарисован карандашами, а потом водой размывается, словно красками.

Восковые мелки.

Полезны для развития кисти ребенка . При рисовании мелками требуется определенный нажим, что способствует укреплению мускулатуры.

Полезно приучать ребенка рисовать разными видами красок (акварельными, акриловыми, гуашью) на разных поверхностях (бумага, деревянные пластиковые заготовки, фарфор и т. д.) .

Фломастеры, маркеры, текстовыделители.

Желательно приучать ребенка раскрашивать рисунки цветными карандашами, а обводить, дорисовывать небольшие детали фломастерами. При работе с карандашами лучше развивается мелкая мускулатура , т. к. требуется больший нажим, чем при работе с фломастерами. Ребенку понравится рисовать не только на горизонтальной поверхности (за столом, но и на вертикальной (маркерные доски, мольберты) .

Пластилин, масса для лепки, соленое тесто, глина.

Прекрасный материал для развития мелкой моторики , усидчивости, воображения ребенка . Необходимо позаботиться о качестве материала. Пластилин должен хорошо лепиться, не пачкать руки, не иметь резкого запаха, в наборе присутствовать достаточное количество цветов.

Цветная бумага, бархатная бумага, фольга, картон.

Бумага должна быть яркой, ровной, чистой. Для удобства пользования можно сложить в специальную коробку, чтобы ребенок мог свободно выбирать нужный материал.

В зависимости от возраста ребенка – клей ПВА , клей-карандаш. При необходимости баночка для клея , кисточка, салфетка. Главное – клей не токсичный.

Можно предложить ребенку как обычные (с тупыми безопасными концами, так и фигурные (для возможности делать различные фигурные разрезы – волнистые, зубчиками и т. д.).

Бумага для рисования. Альбомы.

Листы и альбомы разных размеров, листочки для записей разных цветов, блокноты.

Дыроколы.

Узорные дыроколы с разными рисунками. Позволяют ребенку оформлять свои открытки, рисунки.

Раскраски.

В зависимости от возраста ребенка рисунки разных размеров, сложности. Но самое главное – чтобы раскраска нравилась ребенку ! Можно распечатывать самостоятельно из интернета рисунки по желанию ребенка .

Игры с водой.

Можно ребенку предложить разные емкости, желательно прозрачные. Ребенок с удовольствием (а главное – с пользой) будет переливать воду из маленькой бутылочки в большую, из большой емкости в маленькую с помощью воронки и т. д. А если добавить жидкое мыло и хорошо взбить пену, получится новая забавная игра, в которой ребенок делает горки , башни из пены.

Игры в теплой комфортной воде имеют психотерапевтический эффект. Вода хорошо успокаивает ребенка .

Игры с крупой.

На большой поднос можно насыпать манку, гречку, рис, пшено и «рисовать» пальчиком разные узоры.

Игры с макаронами.

Можно выкладывать разные картинки из макарон разных форм и размеров. Из макарон в виде трубочек можно сделать, например, бусы.

В аналогичные игры можно играть с пуговицами.

Мозаика. Пазлы. Кубики. Конструкторы.

Выбор данного вида детского творчества огромен. Перечисленные игры обязательно должны быть в арсенале ребенка . Они очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку, мелкую моторику, логическое мышление, воображение. Материал подбирается в зависимости от возраста ребенка , возможностей родителей. Хранить в отдельных прозрачных контейнерах для свободного доступа и выбора.

Все перечисленные материалы и работа с ними доступны каждой семье, они очень просты в применении, но очень эффективны. Ребенок сам будет играть и заниматься своим развитием ! Родители смогут заняться своими делами. Задачей родителей становится только контролировать ребенка и в случае необходимости оказать ребенку небольшую помощь .

Публикации по теме:

Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей В данной консультации, предложен ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный развивающий результат. Для.

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

СОЗДАЙТЕ СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕБЕНКА

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

НАПОЛНИТЕ ЕГО ЖИЗНЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено . Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

СОЗДАЙТЕ ТВОРЧЕСКУЮ СРЕДУ

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.


Чернова Елена Юрьевна Воспитатель ГБОУ ООШ №20 С.П. «Д/С «Гномик» г.о.Новокуйбышевск

Слайд 2

АктуальностьФизическое воспитание в ДОУ – является важным звеном в образовании детей, оно занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонично – развитой личности. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятие, мышление, внимания, пространственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъёма проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Слайд 3

Цели физического воспитания в доу.Формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребёнка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями.

Слайд 4

Основными задачами доу по физическому воспитанию дошкольников является:- Укрепление здоровья детей;- формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития физических качеств;- создания условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;- воспитание потребностей в здоров образе жизни;- овладение подвижными играми с правилами.

Слайд 5

Для успешной реализации поставленных задач в доу должны быть созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности:- оборудованный спортивный зал, в котором два раза в неделю проводятся занятия по физической культуре в каждой возрастной группе;- спортивная площадка на территории детского сада, где один раз в неделю проводится физкультурное занятие в каждой возрастной группе;- для физической активности детей на участке, необходимо иметь специальный спортивный инвентарь (мячи, санки, лыжи, велосипеды).

Слайд 6

Для поддержания познавательного интереса, активности и организации самостоятельной деятельности и проявление двигательного творчества в группах имеются спортивные уголки.

Слайд 7

В системе физического воспитания ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:- физкультурные занятия;- утренняя гимнастика;- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;- спортивные упражнения.

Слайд 8

В соответствии с годовым планом в ДОУ проводятся спортивные праздники, дни здоровья, спортивные соревнования с участием родителей, спортивные олимпиады.

Слайд 9

Слайд 10

В процессе физического воспитания ребенок:- приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;- осознает свои двигательные действия;- усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; Вперед-назад, вверх-вниз и др.), Получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;- узнает названия предметов, пособий, способы и правила пользования ими.

Слайд 11

Благодаря физическому воспитанию- создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, отзывчивости и т.д.);- закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);- осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей);- прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Слайд 12

Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы комфортные условия для ребёнка. К этому можно отнести не только наличие специального инвентаря, но и профессиональные знания, умения и навыки специалиста – инструктора по физкультуре и педагогов ДОУ.

Посмотреть все слайды

Тема родительского собрания: «Какие необходимо создать условия
для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»

Описание: конспект родительского собрания, который будет интересен и полезен воспитателям детского сада и учителям начальных классов. Предоставленная в нём информация помогает педагогам формировать потребность родителей в создании условий для максимального развития детского творчества.
Цель: способствовать формированию потребности родителей в создании условий для максимального развития детского творчества.
Задачи:
мотивирование родителей на развитие творческих способностей ребёнка,
расширение знаний о детском творчестве,
создание алгоритма условий для развития творческих способностей.
Оборудование: обработанные анкеты родителей, 3 ватмана, маркеры, столы для работы в группах, интерактивная доска, компьютер.

Подготовительная работа к собранию

1.Изучение научных работ известных американских психологов Джона Смита и Джона Гауэна.
2.Консультация учителя у школьного педагога-психолога по теме «Методика проведения «Мозгового штурма».
3.Анкетирование родителей для выявления информированности о знаниях и заинтересованности по вопросам детского творчества.

I.Вступительное слово учителя.

Наша жизнь многогранна и быстротечна. Сейчас в России новая экономическая и социально-общественная ситуация, которая требует развития человека, как активной личности, способной творчески решать многие вопросы, умеющей самостоятельно находить неординарные решения и преобразовывать существующую действительность. Нашему обществу нужна личность, проявляющая свою индивидуальность и самобытность, постоянно находящаяся в процессе саморазвития и творческой реализации.
Одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Мы знаем, что творческая личность более восприимчива к любой внешней информации, она находит неординарный выход из трудной ситуации, решает проблемы своими способами и приёмами, следуя процессами творческого мышления.
Потребность нашего общества усиливает внимание к проблемам развития творческих способностей учащихся. Одна из проблем – это создание условий для развития творческих способностей детей.
Наша современная школа создаёт условия для развития детского творчества. На занятиях внеурочной деятельности ребята вовлекаются в процесс саморазвития, индивидуально подходят к реализации задуманных идей.
Очень важно эту творческую обстановку воссоздать дома, дать возможность ребёнку в моменты вдохновения проявить свой талант.
Сегодня на собрании мы попытаемся дать ответ на вопрос: «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»
Эта тема для нас очень значима и актуальна, потому что все дети талантливы, нужно только вовремя это заметить и помочь ребёнку раскрыть и реализовать себя в социуме.

II.Анализ проведённых анкет

Цель анкетирования: получить информацию о знаниях и заинтересованности родителей в вопросах развития творческих способностей детей.
1.Знаете ли Вы, что такое творчество? («Да»-25 человек, « Нет» – 0 человек)
2.Продолжите высказывание: «Творчество – это…..»(Справились-12 человек, не смогли объяснить -13 человек)
3.Хотели бы Вы, чтобы ваш ребёнок развивался как творческая личность? («Да»-25 человек, «Нет» - 0 человек)
4.Попробуйте перечислить все виды детского творчества. (Справились-9 человек, не справились-16 человек).
5.Знаете ли Вы, какие условия необходимо создать, чтобы максимально развивать творческие способности ребёнка? («Да» - 7 человек, «Нет»- 18 человек)
6.Попробуйте перечислить все необходимые условия для развития творчества детей. (Частично ответили -5 человек, не справились 20 человек)
7.Считаете ли Вы, что ребёнку для максимального развития творческих способностей, необходимо создать определённые условия? («Да»- 25 человек, «Нет»- 0 человек)
8.Интересна ли Вам эта тема? («Да»-25 человек, «Нет»- 0 человек)
Вывод: большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в объяснении понятия «творчество», недостаточно осведомлены о видах детского творчества, родители не смогли назвать все условия для развития творческих способностей детей, но считают, что такие условия необходимы.

III.Выступление по теме «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»

1.Беседа учителя.
Уважаемые родители, прежде чем говорить по данной теме, давайте разберёмся в значении основных терминов и в видах детского творчества.
Как Вы понимаете смысл слова «условие»?
Условие - это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; это может быть определённое правило, установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)
Что такое «детское творчество»?
Детское творчество - это деятельность ребёнка, в процессе которой он пробует, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Какие бывают виды детского творчества?
Существуют виды детского творчества: художественное (изобразительное и литературное творчество), техническое и музыкальное.
Как выражается детское изобразительное творчество?
Детское изобразительное творчество проявляется у детей в 4-5 лет, когда они начинают изображать узнаваемые предметы, образы. Далее в 9-10 лет рисунок представляет собой определённый сюжет.
Как развивается литературное детское творчество?
Ребёнок в первые годы жизни учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. Он играет, сочиняет новые слова, придумывает сюжеты. В момент взросления у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит удовлетворение от создания литературного произведения. В школьном возрасте литературное детское творчество приобретает яркий характер, когда дети пишут стихи, сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Как Вы понимаете детское техническое творчество?
Детское техническое творчество - это процесс конструирования приборов, моделей, механизмов.
Что такое детское музыкальное творчество?
Детское музыкальное творчество - это совокупная деятельность(игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение).
2.«Мозговой штурм». Метод «Мозговой штурм» придумал Алекс Осборн (США) в 40-е годы 20-го века. Этот метод предназначен для того, чтобы решать задачи, обдумывать и выбирать наиболее подходящие решения.
Правила проведения:
1.Разбиться (25 человек) на 3 группы.
2.Быть активным участником и предлагать как можно больше идей.
3.Чётко формулировать свой ответ.
4.Не повторять уже высказанные предложения.
5.Нельзя критиковать идеи, высказываемые во время проведения. 6. Обязательная фиксация всех идей.
7.Выбор самых значимых идей.

Уважаемые родители, подумайте и дайте ответ на вопрос: «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»
Родители работают в группах, высказывают свои предложения, на ватмане записываются краткие формулировки ответов, затем зачитывают свои идеи, идёт обсуждение и составление алгоритма. Этот алгоритм в процессе обсуждения набирается на компьютере.
3.Составление примерного алгоритма создания условий для наибольшего развития творческих способностей ребёнка.
В данном алгоритме использовались рекомендации известных американских психологов: Джона Смита и Джона Гауэна.
Материально-техническое обеспечение.
1. Необходимо создать дома детский уголок творчества.
Он должен быть оснащен разнообразными материалами, техникой, конструкторами, литературой, удобен и доступен для работы в любой момент вдохновения ребёнка.
Психологические условия.
2.Создание положительного эмоционального настроя.
В доме должна царить атмосфера творчества и доброжелательности, способствующая к самовыражению ребёнка. Ребёнок, находящийся в поиске творческих идей, не должен чувствовать негативные проявления со стороны взрослых.
3.Создание условий поощрения и поддержки.
Юный творец должен ощущать свободу действий, быть раскованным в своих творческих попытках. Взрослые должны поддерживать начинающего творца, даже если у него есть неудачи. Необходимо мотивировать стремление творить.
4.Создание условий уважения и принятия необычного творческого замысла ребёнка.
Имейте терпение выслушать ребёнка, уважайте его стремление необычно, по-новому решить творческие проекты и замыслы. Уважайте любознательность ребёнка и неординарность его решения.
5.Создание условий к самостоятельной деятельности.
Старайтесь меньше вмешиваться в процесс воплощения детских творческих идей, не нарушайте внутренний мир ребёнка. Наберитесь терпения и дайте возможность ему самому справиться с ситуацией.
6.Создание условий научиться находиться в постоянном интеллектуальном напряжении.
Акцентируйте внимание ребёнка на вопросы, которые приводят к долгому размышлению, дают неоднозначные ответы, способствуют развитию интеллектуального напряжения.
7.Создание условия «право на ошибку».
Помните, что каждый имеет право ошибаться. Дайте возможность ребёнку самому испытать наслаждение, которое он получит при обнаружении и исправлении своих ошибок. Не критикуйте ребёнка, а, вдохновите на удачу.
8.Создание условий принятия ценностей.
Ребенок должен учиться выстраивать свою систему ценностей, помогайте ему в этом. Очень важно, чтобы он мог с уважением относиться как к своим идеям, так и к идеям других людей.
9.Создание условий удовлетворения социальных потребностей.
Постарайтесь обеспечить детям удовлетворение основных социальных потребностей: ощущения безопасности, любви, уважения к себе, ведь скованный человек меньше склонен к самовыражению и творческим проявлениям.
10.Создание условий для развития интуиции.
Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
11.Создание условий потребности и удовлетворённости ребёнка в детском творчестве.
Помните, чем больше вы даете возможностей ребенку для созидательного творчества, чем больше вы гордитесь его творчеством, тем успешнее он будет в жизни.

IV.Итог собрания.

В конце наших обсуждений я хочу познакомить Вас с высказываниями известных людей, хочу дать Вам повод к размышлению, стоит ли Вам создавать условия для развития детского творчества.

Никто не знает своих сил, пока не попробует. (Гёте)

Вся радость жизни в творчестве, творить - значит убивать смерть. (Ромен Роллан)

Живет лишь тот, кто творит. (Ромен Роллан)

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Василий Александрович Сухомлинский)

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года) , для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

  1. принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  2. принцип - взаимодействие ДОУ и семьи
  3. принцип - создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей
  4. принцип - организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста) , а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.
  5. принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.
  6. принцип - поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру) .

ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагоги нашего детского сада №16 «Березка» руководствуются следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников наши педагоги: - создают в течение дня условия для самостоятельной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; - наблюдают за играющими детьми и стараются понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечают детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей) . Игровая среда, которую организуют наши воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагогами постоянно обновляются игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах разнообразное, оно легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В нашем детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» , «Гараж» .

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями. Строительно-конструктивные зоны - любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний» , «Чего не стало» , «Найди отличия» , «Закономерности» , «Последовательность» , «Найди предмет, как в образце» , «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Что к чему» , «Ассоциации» , «Все профессии важны» , «О чем речь?» , «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Хотелось бы отметить, что по итогам муниципального конкурса музыкальных уголков, который проходил в 2014-15 учебном году, детский сад №16 «Березка» занял первое место.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников силами педагогов и родителей создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.) . Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе-проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
  • организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных вида деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.