Проектная работа значение куклы в жизни человека. Кукла как носитель духовных ценностей общества

«Я люблю собак», «Мне нравится моя работа в Макдональдсе», «Я люблю ходить в кино с моей подругой Китти», «Я болею за «Челси», «Мне нравится Джеймс Бонд»… обычные суждения обычных людей, мало чем отличающихся от нас с вами – с одной только разницей: все эти люди, запечатленные в особом фотоальбоме фотографом Р.Бэйли, явились на свет с одной лишней хромосомой.

В ядрах человеческих клеток содержится 46 хромосом – 23 пары. Иногда в процессе мейоза – особого деления, приводящего к образованию половых клеток – одна из пар не разделяется, в результате получается яйцеклетка или сперматозоид не 23, а с 24 хромосомами, и когда она встретится с клеткой противоположного пола, получится зигота не с 46, а с 47 хромосомами. Почему так происходит? Пока ответа нет. Но определенно не потому, что люди пьют, курят, принимают наркотики или находятся в зоне радиоактивного заражения – такая аномалия возникает примерно у одного эмбриона из 700 (детей, которым позволяют родиться, несколько меньше – один на 1000). Единственная замеченная пока закономерность – у женщин старше 35 лет вероятность несколько выше, но никто не гарантирует, что подобное не случится у более молодой матери.

Лишняя хромосома вызывает целый ряд изменений в строении и функционировании организма. Некоторые из них видны «невооруженным глазом»: плоское лицо, плоский затылок, аркообразное нёбо и сниженный мышечный тонус, вследствие чего рот может быть приоткрытым, укороченный череп, дополнительная кожная складка на ладони, короткий нос. Один из самых заметных признаков – кожная складка у внутреннего угла глаза, что несколько напоминает разрез глаз у представителей монголоидной расы. Из-за этого признака английский врач Дж.Л.Даун, описавший в 1862 г. этот синдром, назвал его «монголизмом». Этот термин – а также «монгольский идиотизм» – употреблялся вплоть до 1972 г., когда после многолетней борьбы наконец было признано, что нельзя отождествлять патологию с расовыми признаками, и утвердилось современное название – синдром Дауна.

Данна хромосомная аномалия не ограничивается внешними признаками – с нею нередко ходят рука об руку пороки сердца, косоглазие, лейкоз, гормональные нарушения, следовательно, регулярные медицинские обследования у соответствующих специалистов обязательны. Иммунитет довольно слаб, поэтому человек может болеть инфекционными заболеваниями чаще и тяжелее. Когда-то в силу этих причин люди с синдромом Дауна жили недолго – но современная медицина позволяет им доживать по крайней мере до 50 лет. В отличие от самого синдрома Дауна, все это вполне поддается лечению. Иногда синдром Дауна сопровождается нарушением слуха – в этом случае необходима помощь врача-сурдолога.

Что больше всего пугает родителей, так это задержка развития. Такие дети только к трем месяцам начинают держать головку, садится – к году, ходить – не раньше двух лет. Отстают такие люди и в умственном развитии, и в речевом (последнее объясняется не только задержкой психического развития, но и особым строением ротовой полости, и сниженным мышечным тонусом – так что занятия с логопедом обязательны).

Что касается умственной отсталости людей с синдромом Дауна, то она сильно преувеличена. Тяжелая степень ее наблюдается лишь у немногих, а в большинстве случаев речь идет о средней или легкой степени снижения интеллекта. Конечно, и в этом случае тяжелую форму с полной невозможностью адаптироваться к самостоятельной жизни среди людей можно «организовать» – для этого надо разлучить новорожденного с родителями и поместить в специальное закрытое учреждение… что и делают много лет, поддерживая тем самым миф об абсолютной необучаемости детей с синдромом Дауна и их неспособности к социальной адаптации.

Между тем, если такой ребенок остается с родителями, если с ним занимаются по специальным методикам, то развитие его может пойти относительно успешно. Конечно, университетов ему не кончать (хотя известны и такие примеры), но развить навыки самообслуживания и жизни в обществе можно, равно как и освоить некоторые профессии такие люди вполне в состоянии.

Людей с синдромом Дауна нередко называют «солнечными детьми», приписывая им повышенную улыбчивость и постоянное пребывание в хорошем настроении. Это не так – конечно же, колебания настроения присущи им так же, как и всем людям, но некоторые характерные черты характера у них есть: они послушны, терпеливы. Что им не свойственно абсолютно, так это агрессивность.

Каково положение таких людей в обществе?

А.Гитлер включил людей, страдающих «монголизмом» в свою евгеническую программу Т-4, известную также под названием «Акция – смерть из жалости». Многие современные врачи полностью солидарны с фюрером в его борьбе за чистоту человеческой расы: как только обследование беременной женщины выявляет синдром Дауна или такой диагноз ставится уже родившемуся ребенку, так сразу начинается массированная психологическая атака на родителей – «Сделайте аборт/напишите отказ, вы еще молодые, другого ребенка родите – здорового, зачем вам инвалид» и т.п. Нередко к «обработке» подключаются «добрые» родственники и знакомые (женщину могут припугнуть еще и тем, что с таким ребенком ее обязательно бросит муж). Убивать уже родившихся детей пока не предлагают – но уже есть «прогрессисты», проталкивающие идею т.н. «постнатального аборта»… Далеко не все родители выдерживают такое психологическое давление – многие идут на аборт или отказываются от детей. В результате дети оказываются в детдомах, где не получают должного развития, тем самым поддерживается миф о полной необучаемости и социальной неадаптируемости людей с синдром Дауна, который пугает новых родителей… такой вот замкнутый круг!

Люди, побывавшие в странах Запада, замечают, что там и детей, и взрослых с синдромом Дауна можно встретить и в магазинах, и на улицах, и где угодно, в то время как у нас их как будто нет – не потому, что на Западе такие люди чаще рождаются, а потому, что там их не изолируют от общества. Не всякий западный опыт достоин подражания, но именно это можно и нужно перенять. Более того – дети с легкой степенью умственной отсталости при должном развитии вполне способны посещать массовые детские сады и обучаться в обычных школах.

Можно ли сегодня ввести инклюзивное обучение для детей с синдромом Дауна в России? Пожалуй, нет – и дело тут не только в том, что далеко не все педагоги умеют с ними работать. Приведи такого ребенка в обычный детский сад – его не только сверстники начнут терроризировать, но и родители завалят заведующего, а там и ГОРОНО гневными обращениями: «Почему ВОТ ЭТО учится вместе с нашими детьми!» Впрочем, это не единственное проявление неадекватного отношения к инвалидам вообще, так и к людям с синдромом Дауна в частности. Как изводит родителей таких детей нездоровый интерес, проявляемый чуть ли не каждым знакомым (даже случайным) – почему-то всем крайне интересно узнать, «из-за чего это», «можно ли вылечить», «знали ли вы об этом до рождения», и главное – «наверное, вам тяжело было об этом узнать?» Некоторые еще и принимаются выражать соболезнования… поистине, столкновение с инвалидностью – будь то синдром Дауна или что-то иное – это замечательный «тест» и на чувство такта, и на вежливость, и просто на человечность.

Лариса Зимина

Солнечные дети с синдромом Дауна

ПОСВЯЩАЕТСЯ моей дочери Полине – с благодарностью за то, что она выбрала меня.

То, что нас не убило, еще пожалеет, что не сделало это, когда была такая возможность:)

Предисловие

Рождение малыша с синдромом Дауна всегда сопряжено со множеством вопросов, которые возникают у его родителей и на которые они – родители – стремятся получить ответы в надежде представить себе будущее семьи, где растет особый ребенок, и будущее самого ребенка.

Хорошо, когда есть люди, профессионально занимающиеся развитием особых детей и способные помочь в этой непростой ситуации: обсудить волнующие родителей вопросы, помочь организовать для ребенка развивающую среду, показать и рассказать, что и как можно делать, чтобы способствовать успешному продвижению малыша. Однако опыт Центра ранней помощи «Даунсайд Ап», который более десяти лет работает с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна раннего и дошкольного возраста, показывает, что не менее ценно взаимодействие родителей друг с другом, не менее важен обмен приобретенным родительским опытом. Каждая семья располагает уникальным опытом, его формы и содержание зависят от множества внутрисемейных и внешних факторов, и обмен этим опытом несомненно обогащает родителей. Недаром нам – специалистам – столь часто приходится слышать от родителей просьбу познакомить их с другими семьями. Всегда хочется знать, как другие родители справились или справляются с той или иной ситуацией, как они поступают в том или ином случае, что предпринимают или, наоборот, что перестают делать, чтобы малыш успешно развивался, учился двигаться, общаться и просто жить в этом большом мире.

Диалог со специалистом не может заменить диалога с другими родителями, но зато они отлично могут друг друга дополнить!

Перед вами книга, написанная мамой девочки с синдромом Дауна. Искренняя и правдивая, информативная и очень позитивная. Да, порой было и бывает нелегко, да, не все в жизни мамы и дочки выходило гладко и быстро, однако любовь, искренняя и разумная забота и помощь позволяют им идти по жизни, осваивая все новые рубежи.

Мне хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в этой книге собран большой и кропотливый личный материнский опыт, основанный на тщательном сборе информации и ее переработке применительно к конкретной семейной ситуации. Ценность этой книги в том, что она, вовсе не претендуя на руководство к действию, позволяет обратить внимание не только на типичные ситуации и проблемы, но и на те способы, которые дают возможность проанализировать происходящее, принять решение и выработать некую тактику действий и – самое главное – эти действия совершать, веря в успех и не опуская руки в дни неудач.

Мне очень хочется в заключение этого маленького предисловия привести цитату из этой книги, которая, на мой взгляд, очень точно отражает суть сообщения автора, адресованного как родителям особых детей, так и любым другим читателям.

«Не думаю, что мои решения – единственно верные. Но главное, что я хочу сказать, – усилия всегда дают результаты. Даже если сразу их не видно, и от этого хочется опустить руки, завыть на луну, или просто застрелиться. Кроме того, оказалось, что практически все проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с СД, это… те же самые, которые встают перед родителями «нормативных» детей. Возможно, решение их занимает больше времени и приводит к меньшим результатам. Но суть проблем – общих для всех – от этого не меняется».

Я искренне надеюсь, что эта книга поддержит тех, кто в этом нуждается, что она придаст им оптимизма, терпения и сил, чтобы они смогли принять и полюбить своего необычного ребенка и вместе с ним идти вперед по непростому, но очень интересному и радостному пути развития и познания мира!

Елена Викторовна Поле

Директор Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»

Первое знакомство

Когда мама ждала Гипо Попо, она очень хотела, чтобы Гипо Попо получилась особенной. Как минимум, ужасно талантливой и очень красивой. И точно – малышка вышла самой особенной на свете.

Моя дочь Полина появилась на свет в обычной израильской больнице. В израильской потому, что я верила в местную «среднестатистическую» медицину больше, чем в российскую того же уровня. Я планировала, что пару месяцев после родов проведу в Израиле, а потом вернусь в Россию, где оставались семья, работа и вообще все, что я люблю. Всю беременность наблюдавшись в России, я прилетела в Израиль в сопровождении мужа в начале девятого месяца – рожать. И на 37-й неделе, чуть раньше срока, совершенно самостоятельно, даже без обезболивания (хваленые израильские врачи просто не успели), родила девочку со среднестатистическим ростом и весом. Полину.

Роды прошли успешно, ребенок был здоров, никто из персонала больницы не заметил никаких проблем. Лишь через день меня вместе с мужем вызвал главврач отделения (с одним родителем он говорить не имел права, нужны были двое). Я держала Полю в руках, и доктор заботливо проследил, чтобы, когда я буду падать в обморок, не уронила ребенка. И сообщил, что педиатры считают, что у девочки синдром Дауна. Этот диагноз пока не подтвержден, взяли кровь на анализ, результата нужно ждать около месяца. Я не упала. Я просто начала рыдать и рыдала с тех пор, с короткими перерывами, несколько месяцев. Разумеется, положенные 30 дней до официального получения результата анализа я не верила в то, что это вообще возможно. Ребенок с синдромом Дауна? Это могло произойти с кем угодно, только не со мной.

Уже позже, читая соответствующую литературу, я узнала, что еще в 1969 году психолог Элизабет Кюблер-Росс так сформулировала пять этапов, через которые проходят люди после сильного стресса, связанного с проблемами со здоровьем (своим или близких).

Неверие, попытка сделать вид, что ничего не происходит.

Отчаяние: почему именно со мной???

Поиски чудо-решения, которое исправит ситуацию.

Депрессия и апатия – что ни делай, ничего не изменится, не стоит и стараться.

Принятие ситуации.

Мой опыт – скорее правило, чем исключение. Я прошла все этапы и сейчас наконец могу спокойно говорить о том, что в моей семье растет девочка Полина, у которой синдром Дауна. Это не лучшая из возможных ситуаций. Это просто то, что есть. Я знаю немало мам, которые застряли на каком-то из вышеперечисленных этапов, и больше всего страдает от этого их ребенок. Это касается, разумеется, не только родителей детей с СД (так я впредь для краткости буду называть синдром Дауна).

Мое сердце обливалось слезами, когда я слышала, как папа, взрослый и умный, доказывал психологу, что у его сына только «чуть-чуть аутизм». Мальчик в пять лет не говорил и не очень шел на контакт с окружающими…

Ну как он может адекватно развиваться, если родители упорно делают вид, что ничего не происходит, и не помогают больному малышу? Или непрерывно лечат его всеми легальными или нелегальными способами вместо того, чтобы спуститься на землю и заняться развитием – тем, что может реально продвинуть ребенка? Или пребывают в апатии и неприязненно относятся к ребенку? Это – прямой путь к психическим патологиям, как у взрослых, так и у детей.

Неужели это со мной?

Вернемся, впрочем, к моменту рождения Полины. Следующим из «официальных визитеров» ко мне пришла социальный работник. Из-за плохого знания языка я с трудом ее понимала. Но кое-что помню до сих пор. Она говорила, что то, что со мной произошло, похоже на сильное ранение. Рана затянется, но шрам, конечно, останется навсегда. Я привыкну к девочке и полюблю ее такой, какая она есть, пойму, что она любит и что нет, какой у нее характер… Конечно, она никогда не будет обычной, но всегда будет любимой, и я перестану относиться к ее проблеме как к самому страшному в своей жизни. Тогда я сидела напротив социального работника и думала: «Легко тебе говорить… у самой, наверное, здоровые дети… как можно даже предположить, что я привыкну к такой ситуации?» Только сейчас я понимаю, что, прежде всего, она была права. А кроме того, что еще она могла мне сказать?

Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Развитие цивилизации увеличило период детства, что усложнило конструкции игрушки, её специализации. Кукла стала детским, особым и самостоятельным культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания и обучения ребёнка.

Итак, кукла - это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» - это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Типы и назначения народной куклы

Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» - как игрушка и как фигуры в театральном представлении. Иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Вне зависимости от того, какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно.

Куклы отличаются: o по внешнему виду; o по степени сложности их изготовления; o по традиции и месту происхождения; o по материалу изготовления; o по функциональным особенностям

Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла-оберег. Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В мифологическом сознании наших предков тело человека, как многие окружающие предметы, вбирало в себя три мира Вселенной. Это верхний, средний и нижний миры. Голова олицетворяла Небо. Не случайно русские женщины всегда покрывали голову платком. Кукольной голове тоже было что скрывать. Ее набивку валяли как мяч из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, хлопьев от конопли, тряпок. Наполнителем кукол были и зола, и крупа, как жизнь отгоревшая, так и зарождающаяся. Изображение лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы. Шаровидная голова символизировала солнце, выражая стабильность, защищенность, вечность. Туловище куклы – это связь с нижним миром – с миром предков. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. А когда стали маcтерить руки, то они были пустотелые, без кистей. Это делалось, чтобы предки не навредили. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – «берегиню» домашнего очага.

Игровая кукла. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.

Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: o круги, кресты, розетки – знаки солнца; o женские фигурки и оленей - символы плодородия; o волнообразные линии – знаки воды; o горизонтальные линии – знаки земли; o ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; o вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Но, даже когда кукла стала просто игрушкой (появилось лицо), долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке « по наследству».

Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла очень важную роль. С помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.

Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица, Покосница, и другие. Смысловое содержание обрядовых действий наших предков соединяло в себе идею возрождения жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается в человеческий рост из соломы или лыка. Её закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешают тесёмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.

Итак, народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Изначально кукла служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Народная кукла может быть игрушкой, оберегом, или участвовать в обрядовых действах.

Куклы – обереги

С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Когда женщина рожала ребенка, то муж или вся семья садилась и делала «кувадок». Подвешивались они в бане перед входом или так, чтобы их было не видно, а они роженицу видели и все боли впитывали в себя. Вместе со свивальниками, пеленкой с уголком от дурного глаза, и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду.

Делали «пеленашку» без иголки и без ножниц - нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. В этой кукле воспроизводились мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый.

Магией старались обеспечить и зачатие ребёнка. Так, во время свадьбы на колени новобрачной клали «пеленашку». Считалось, что после этого к жене приходит материнская сила.

Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Меня заинтересовал вопрос: а почему обереговая кукла была безлика? Оказывается, в её безликости больше души и тепла, чем в кукле - подобии человека. Смысл этого намного глубже. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

На Руси, да и у многих славянских народов существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Принадлежит она северному народу – вепсам, такую куклу еще называют «капусткой» за множество юбок. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребенка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Эта кукла была хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же надёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. В каждом доме, например, обязательно «проживали» и оберегали хозяев от различных болезней двенадцать кукол-лихоманок: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью, куклы - лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати превратились в одну. Назвали её - кукла «веснянка».

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы».

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини. Но и мужчина тоже «имел честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. « Не трудное дело, да даётся не всякому», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В каждой местности были свои приёмы изготовления кукол. Например, в нашей местности (финогорская группа), крестьяне одевались бедно, не ярко, поэтому и куклы были не яркими. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Попробуем и мы смастерить куклу – оберег своими руками. Для детей это занятие очень полезно и увлекательно.

Глава 2. Традиционные технологии изготовления обереговых кукол

2. 1. Мои первые куклы

Изучив литературу по данной теме, побывав на городской выставке народных промыслов и познакомившись с рукотворными работами моего руководителя, появилось огромное желание изготовить обереговых кукол своими руками. По рекомендации руководителя, работу по изготовлению кукол я построила так: o заготовила несколько белых и цветных хлопчатобумажных лоскутов ткани разных размеров; o нитки простые и мулине; o «путанка» для набивки; o инструкции по изготовлению кукол.

Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении оказалась кукла-«ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Как и у многих кукол, у неё есть своя история. Во многих губерниях Росси такую куклу делали в подарок на именины. В нашей местности эта кукла известна больше как «рождественский ангел».

Её изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см. без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест-накрест. Боковые края расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой рукотворной куклой.

После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки», «вепсская», «свадебная пара», «мартинички», «бессонница». Практически все куклы-обереги изготавливаются узелковым способом. Технология изготовления «кувадок» и «вепсской куклы» подробно описана в приложении.

Самой трудной в изготовлении оказалась кукла - «свадебная пара». Эта пара кукол – особенная. В русской свадебной традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для того, чтобы между куклами всегда оставалось место для будущих детишек – кукол «мартиничек» .

Работа по изготовлению обереговых кукол увлекательна и интересна. Пока ещё мои куколки не такие ладные, как хотелось бы.

Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом».

В дальнейшем я планирую продолжить изготовление кукол. Возможно, в моей коллекции появятся и игровые куклы.

2. 2. Прекрасное своими руками

На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 3а класса ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы-обереги своими руками.

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Мы обработали анкеты и выяснили, что у нынешних третьеклассников скудные представления о народной кукле, её истории появления в жизни человека-22 чел. У некоторых детей дома есть кукла оберег - 5чел. , но её предназначение им не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь 15 учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол-оберегов.

На уроке технологии я рассказала ребятам о народных куклах, акцентируя их внимание на обереговых. Рассказ сопровождался показом, изготовленных мной, кукол. Ребята внимательно слушали и с неподдельным интересом разглядывали обереговых куколок. Больше всех им понравилась «вепсская» кукла, или «капустка». Именно её ребята захотели изготовить своими руками. Мальчики тоже заинтересовались работой.

Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы я комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки) были приготовлены мной заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

«Берегини» получились яркими, интересными и неповторимыми. Каждая кукла индивидуальна, как любое произведение искусства.

Для создания выставки наших рукотворных кукол мы использовали планшеты, обтянутые тканью. Каждый хотел принять участие в организации выставки. Куколок прикрепили к полотну и подписали, чтобы родители и дети знали автора–создателя куклы. По окончанию работы ребята написали отзыв.

Мы с ребятами решили постоянно пополнять выставку новыми куклами. Родители также могут принять в ней участие.

Первоначально планировалось провести мастер-класс по изготовлению кукол только для учащихся 3а класса. Но, дети других классов, после посещения нашей выставки, также изъявили желание узнать историю народной куклы и изготовить её своими руками. Мои одноклассники охотно вызвались помогать в проведении подобных уроков для учеников первых и вторых классов.

Младшим школьникам было предложено изготовить куклу «ангелочка». Она проста в изготовлении и не требует особых навыков прикладного творчества. Ребята оказались очень отзывчивыми, задавали вопросы, были внимательными и активными. От предложения организовать выставку их рукотворных кукол отказались. Каждый захотел взять куклу домой, подарить её своим близким.

В понимании современного школьника, кукла - это игрушка для девочек.

Только знание истории народной куклы, традиций и быта русского народа, помогает расширить кругозор учащихся по данной теме, привлечь внимание к изучению жизни наших предков, привить элементарные навыки прикладного творчества по изготовлению кукол.

Заключение

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью нашей работы мы повысили интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

Возможно, объектом моего следующего исследования станет игровая кукла, изготовленная по традиционным технологиям, дошедшим до нас из глубины веков.

Воспитатель: .

«Куклы в жизни человека»

Введение.

B настоящее время возрос интерес к русской кукле. Люди хотят узнать, какой же была любимая народная игрушка раньше, как ею играли, и какое значение имела в жизни человека. B этом кроется не только познавательный интерес, но и естественное желание знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Она впитала в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Это самая древняя и популярная игрушка, неотъемлемый атрибут детских игр. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослой жизни. B играх c куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить.

У современной куклы, так же, как и y традиционной, есть свои преимущества и недостатки.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, пышет румянцем, может ходить и говорить, её можно переодевать в разную одежду, мыть, расчёсывать. Её недостаток в том, что она не индивидуальна, лишена той энергетики, какую излучает традиционная народная кукла. Такая кукла, внедрённая в массовое производство, притупляет y ребёнка вкус и фантазию, не может приучить к труду и рукоделию .

Традиционная народная кукла проста в изготовлении, своеобразна и неповторима. Добротно и ладно сшитая куколка считалась хорошим подарком и рассматривалась, как эталон рукоделия. По ней судили o вкусе и мастерстве хозяйки. Куколки эти были безлики, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и какой y неё характер. Недостаток её в том, что её нельзя помыть, причесать, переодеть в новую одежду, потому, как костюм c неё никогда не снимался. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, являясь частью культуры всего человечества, сохраняя самобытность и характерные черты, создающего её народа. B этом и заключается её главная ценность.

Типы и назначение народной куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игpовые и обрядовые.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшитые и свёрнутые (скрутки, скатки, столбушки, закрутки). Наиболее ранняя из игровых кукол была кукла «полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Куклы-обереги изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красном углу. Они имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, свадеб.

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегами. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства. Куклы жили в домах, становясь не только игрушкой, a частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались в трудные моменты жизни, разговаривали, делились своими горестями и радостями.

Любовь к традиционной народной кукле не прошла. Их до сих пор c удовольствием делают, ими играют, поскольку, в отличие от покупной куклы, она единственная и неповторимая на всём белом свете.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далёких предков, делают прошлое интереснее и понятней для взрослых и детей. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию. Она стала живым средством приобщения к народному культурному опыту.

Тряпичная кукла.

Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры. B древности куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная игрушка. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. K кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их хранили в специально отведённых корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках c «запиркой и чеканкой». Часто куклы сохранялись и передавались от матери к дочери, a дальше внучке и правнучке. Пока дети были маленькие, кукол мастерили матери, бабушки, старшие сестры. При невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы и лет c пяти такую потешу могла делать любая девочка. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. A когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей куклы «вертели» из старого тряпья, даже не по бедности, a по ритуалу кровной близости. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Девочки подростки делали себе таких кукол и младшим cеcтpёнкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это c большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили o готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, a наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу мастерице. Красивая кукла, сделанная c любовью своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Возрастная специфика лоскутной куклы.

Куклы младенчества (0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка.

Куклы раннего детства (4-6 лет). B этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.

Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать « взрослые» инструменты (ножницы и иглу), a также выкроить простейший шов.

Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется c использованием волос и одета в более сложный костюм.

Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясков.

Кукла-пеленашка.

Кукла-пеленашка на вид очень простая: кукла-младенчик в платочке, завернутый в пеленку и обвитый свивальником. Она проста в своем изготовлении. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

1) Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. Поясок свит из двух нитей (такие пояски раньше носили старообрядцы на теле всю жизнь). Завязывают узел, символизирующий пуп-центр жизненной силы. Концы y пояска откусывают, как и пуповину y ребенка. 2) Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек. Плотно закутывают в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова, Была бесформенная тряпочка, a стала куколка. Пеленашка была неизменной куклой для ребенка в играх. Для новорожденных мамы делали куколок «младенчиков-пеленашек». Куколка шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, c мыслями o будущем дитя; ткани брали родные - от сарафана или рубахи отца, деда. Куклу вкладывали в ручку ребенка и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Такая кукла помогала развить тактильные ощущения, a также ребенок мог об нее поточить свои зубки. Пеленашка имеет обереговую конструкцию. Таких куколок использовали и в различных обрядах (свадьба, рождение и крещение ребенка), и как оберег, чтобы сбить злых духов c толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбельку, где она находилась до его крещения. При приходе гостей куколку вставляли в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленочек-то хopoший!» Такую куклу хранили наравне c крестильной рубахой ребенка.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image002_45.jpg" width="625" height="374 src=">

«Зайчик на пальчик».

«Зайчика на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома надолго. Когда ребенку становилось скучно или страшно, он мог обратиться к нему, как к другу, поговорить c ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как c живым человеком.

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Кукла «Бабочка».

DIV_ADBLOCK28">

Зeрнyшкa (Крупеничка).


Простая на внешний вид куколка-зернушка, но изготовленная c большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные c урожаем. Кукла обязательно заполнялась зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания. Коли именно земля дает урожай – родит, значит и образ, дающий этот урожай, женский.

12 лихорадок (лиходеек, лихоманок)


Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок», олицетворяющих, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Делали его из тряпья, в виде 12 фигурок, подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, котoрых звали: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Tряceя, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Кукла «Архангелогородская столбушка»

Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу - символ её девичества. Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала «косу невесты». Под причитания невесты девушки c песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, a затем укладывали их в две косы.

Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.

На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды c девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским столбyшкам.

Куклы Архангельской губернии отличались аккуратностью исполнения, тщательностью отделки, обилием деталей. Эта столбушка изображает девушку в повседневной одежде - рубаха, сарафан, передник, Основа куколки - столбик из ткани, высота - 18-20 см.

Технология изготовления.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image009_9.jpg" width="530" height="342">

Закрутка ­– это то же самое, что и столбушка. B основе куклы – плотно закрученный лоскут ткaни или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет туловище нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. C края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. B зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Роль куколки в жизни наших предков

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Представьте себе быт наших предков - ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов - вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение - какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани - и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Если в семье случалось доброе событие - свадьба или роды, то наши предки обязательно делали куколок - чтобы отвадить сглаз, порчу, злых духов и другие беды от новорождённого ребёночка или чтобы специальная куколка для молодожёнов «неразлучники» помогала сохранять цельность единства новой семьи. Секрет настоящих неразлучников в том, что они делались из одного неделимого квадрата ткани с общей ручкой, и при изготовлении красная нить судьбы ни разу не обрывалась - тогда по поверью семья никогда не разрушится - у них общая основа и общая судьа. Только когда появлялся ребёночек, привязывалась отдельная петелька. Неразлучников иногда наряжали в красивые праздничные одежды.

Делались куколки и по разным другим поводам - например, если муж надолго уезжал, то вместо него делалась обережная кукла хозяина и сажалась на почётное место в доме. А если в семье женщина никак не могла родить, то изготавливалась другая куколка - Московка, чтобы помогала своей статностью и великолепием принести и воплотить в семье дух счастливого материнства и отцовства. А если жёнушка запланировала ребёночка, то чтобы он скорее появился, она делала себе "беременную куклу", и результат не заставлял себя долго ждать. Секрет беременной куклы прост - делалась обычная куколка, а в подол к ней пряталась маленькая "пеленашка".

Чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, делалась "кубышка" - красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами. Если кто-то заболевал, то мешочек тёрли пальцами, проходя с ним по всему дому, а потом кубышку клали к больному в постель, чтобы дух болезни испугался и исчез. Для маленького ребёнка обязательно делали маленький оберег "зайку". Если нужно было оставить ребёнка одного, то, чтобы ему не было грустно или страшно, на пальчик ему надевали зайку, и ребёнок уже не оставался один - он был с оберегом, другом и игрушкой в одном лице.

Для того, чтобы в дом всегда приходили хорошие и радостные новости, делались куклы "колокольчики" и развешивались по нескольку штучек сразу. Кукла "день-ночь" берегла ночной покой сна и дарила дневную радость и энергию. Также эта куколка несла и философский смысл бытия - нужны и день и ночь, и дождь и солнце, и зима и лето, и белобог и чернобог - всё нужно для чего-то, любить нужно всё.

И помимо всего вышеуказанного, каждому человеку также изготавливались персональные куколки - обереги из ткани методом связывания, обмотки и скручивания. Такие куколки отвечали за все аспекты жизнедеятельности, помогали во всех начинаниях, уберегали от всех недугов. Это были личные куколки взрослых людей, их неутомляемые берегини.

Правила изготовления кукол

Куколки-берегини всегда делались с белым лицом - для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу, а также белый цвет образно выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев. Куклы-берегини всегда делались без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сперва резали, а потом уже прикладывали к куколке.

При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.

Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела - себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уж делала берегиню кому-то другому, то сперва должна была проникнуться образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе.

Если в процессе работы над куколкой что-то не ладилось - нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку - значит говорили: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт".

Передача куклы в дар

Если куколка предназначена в дар или сделана для себя любимой, то надо наполнить её самыми добрыми образами, искренне пожелать всего самого хорошего будущему владельцу или владелице куколки и представить, как это уже осуществляется. Необходимо помнить, что с этой минуты Ваша куколка становится самостоятельной энергетической единицей, делящей судьбу будущего хозяина или хозяйки. Обращаться надо с ней очень бережно, помня о её высоком предназначении - хранить Ваши здоровье, дух, благосостояние, любовь и всё, что Вы ещё захотите у неё попросить.

Продажа куклы

Если Вы хотите продать куколку, то независимо от того, сколько Вы в неё вложили моральных и материальных средств, Вы должны быть готовы к любой предложенной за неё цене. Необходимо помнить, что доход у людей очень разный, а желания, как правило, если заглянуть глубоко в душу, одинаковые. Все хотят любви, здоровья, счастья, спокойствия, крепкой семьи, уверенности, чтоб всё всегда было хорошо. Поэтому нельзя оценивать куклу как обычный товар.

Для кого-то и 100 рублей огромные деньги, и дать он может только яблоко - значит, такова цена этой куклы для этого человека. А для кого-то и средняя зарплата обычного россиянина ничего не значит. Вопрос в том, сколько человек готов отдать за куклу состоит не в количестве денег, а в процентном соотношении его дохода от количества его веры в силу куклы. То есть, сколько покупатель готов заплатить за свою берегиню, столько она и стоит на данный момент.

Поэтому перед тем, как продать куколку, нужно думать не о количестве денег, которые за неё возможно заплатят, а о том, какая сила и энергия придёт к этому человеку, и создать его образ счастливого, здорового и уверенного человека. И если покупатель прочувствовал ценность своего приобретения, понял, что куколка теперь будет ему помогать, и это то, что ему давно хотелось, то это и есть самое главное, для чего это вообще стоило начинать делать.

Вопросы о куклах

1) Поможет ли кукла? Представьте, что Вы хотите похудеть, покупаете себе чудо-пульсатор на пояс, надеваете его, нарезаете себе кучу бутербродов и ложитесь на диван к телевизору ждать, когда же наступит похудение. Как Вы думаете, похудеете ли Вы? Также и с куколкой. Если Вы решили выйти замуж, поручили куколке заняться этим, а сами забыли уже, когда и причёсывались красиво, то Вы можете потом долго всем рассказывать, какая бесполезная у Вас кукла и как Вас одурачили. Кукла не поможет, если на неё переложить всю ответственность, а самим ничего не делать. А если Вы будете работать для осуществления Вашей цели, но и куколку при этом попросите помочь - вот тогда она Вам «поверит» и поможет обязательно. Главное - "видьте" (представляйте) себя стройной (можете представить себя на весах, где написан Ваш любимый вес или то, как Вы влезаете в позапрошлогодний костюм и т.п.), здоровой (как Вы беззаботно прыгаете через скакалку, легко взбегаете на пятый этаж и т.п.) замужней (как будущий муж надевает на Вас кольцо, как Вы готовите ему завтрак и т.п.), богатой (какой у Вас красивый дом, как Вы летите в самолёте на Канары и т.п.), счастливой мамой (как ребёночек агукает, как Вы ведёте егов школу с букетом гладиолусов и т.п.), тогда Ваша куколка "считает" эти образы счастливого исполнения желаний и поможет воплотить.

2) Как совместить несколько желаний? Теоретически это возможно, например, если Вы хотите разбогатеть и выйти замуж, то можно себе "намечтать" богатого мужа, и одним махом всё решить. Но ведь сказки про Золушку давно остались в детстве. Такие случаи бывают, но не так уж и часто, как хотелось бы, да ещё чтоб счастливо всё при этом потом складывалось. Поэтому лучше всего для себя наметить, что для Вас важнее в первую очередь. Если хотите выйти замуж сильнее, чем разбогатеть, то делайте обереги неразлучников, и в вепсскую куколку вложите это желание. Пусть появится результат, хотя бы Вы сами начните действовать в этом направлении - представляйте свою свадьбу (себя в белом платье, кольцо на пальце, крики "горько", оливье с шампанским в красивом зале), расскажите своим подружкам и родственникам о своём желании, зарегистрируйтесь на сайтах знакомств, ходите почаще куда-нибудь "в свет" и так далее, а если любимый уже есть, то начните с ним разговоры о ведении хозяйства, ребёнке, задабривайте борщами, съездите с ним к его родственникам и так далее. Если осуществление мечты уже будет запущено в действие, и получены хотя бы первые небольшие результаты, тогда можете и второй оберег на богатство сделать - крупеничку с богачом и вепсскую куколку со словами-образами богатства.

3) Как обережные куклы совмещаются с религиями (любыми), другими оберегами, домовыми и т.п.? С нашими куколками нет никаких запретов, и можно использовать куколку-берегиню любому человеку. Религиозные символы, помещения, обряды - это всё очень торжественно, красиво и немножко далёко. А кукла - вот она, всегда рядом, такая мягкая и уютная красавица, хочешь играй с ней, хочешь разговаривай, хочешь слёзы об неё вытирай.

Гадание на новой кукле

После того, как куколка обрела своего владельца, на ней можно погадать. Нужно спросить у нового хозяина, что нравится в куколке, а что нет. Если человек находит какой-то изъян, например, одна грудь меньше другой, или кукла стоит неровно, или ноги у мужчины короткие, нужно спросить, а что это значит, с чем ассоциируется этот недостаток. Например, если кукла стоит неровно, то это часто ассоциируется с нестабильностью финансового или социального положения, короткие ноги - с недостатком движения, разного размера грудь - с разным отношением к людям: кем-то ласкова, а с кем-то мегера и так далее.

У каждого человека свой взгляд на разные предметы, и уж точно своя трактовка. Кто-то скажет, что платье слишком яркое, вызывающее (значит, сама где-то так себя ведёт), а кто-то, глядя на это же платье, расхвалит вкус дизайнера по тканям (значит, у самой хороший вкус).

Всё, что не понравится человеку в куколке - есть у него самого, и всё, что понравится - тоже! Поэтому такие гадания очень полезны, но не людям, которые на себя махнули рукой и видят себя жертвой обстоятельств, а тем, кто думает и работает над собой, радуясь тому, что нашли недостаток, который можно и нужно исправить.

Место для куколки

После того, как куколка обрела, наконец, своего хозяина, она должна выбрать себе место. Для этого нужно расслабиться и довериться её выбору. Постараться представить себе, что куда бы она ни захотела сесть, - это будет самое лучшее место на земле. Как только у Вас получится ощутить полное доверие, то есть Вы расслабитесь и не будете придавать ничему слишком большого значения, вот тогда сажайте её на ладошку и смотрите на неё, задав ей вопрос - где она хочет обитать. Куда Вам захочется в этот момент пойти, туда и идите, просто следуйте за Вашими желаниями.

Она может спрятаться, а может воцариться - доверьтесь, ей же виднее, откуда удобнее всего Вам помогать - из автомобиля ли или из-под подушки, с холодильника или из сумочки, из тумбочки или с центра каминной полки.

Если Вы встали посреди комнаты с куклой, и ничего не происходит, то ничего страшного, значит, куколка доверяет Вам выбрать для неё самое лучшее место.

Как проститься с куклой

Если Ваша куколка Вам вдруг надоест, или она начнёт разваливаться на части от долготы службы, не выбрасывайте её целиком. Разберите на тряпочки и сожгите их, тогда вместе с ними сгорит та гора негатива, которую старательно собирала для Вас и накапливала Ваша куколка-берегиня.

Конечно, можно их хранить всех вместе, например, в одной корзинке, или с любовью расставить их на подоконнике. Но в какое-то время они запылятся, и перестанут радовать глаз. Не поленитесь выделить несколько минут на расставание с самыми старыми куколками.

Куколку не так уж и сложно разобрать, как Вам кажется на первый взгляд. Не забудьте, резать и использовать острые предметы до сих пор нельзя! Только руки и зубы - это всё, чем Вы можете пользоваться.

Для начала снимите платочек, тесёмки, фартучек. Не откладывайте эти ткани на будущие поделки, не жалейте расстаться с негативом своего прошлого. Поверните куколку лицом от себя и движением вверх снимите заднюю юбочку.

Самое сложное - это отцепить обмоточный круг с шеи. Если голова у куколки маленькая, можно снять намотку через голову. Если белое полотно не очень плотное, можно вывести нитку назад, за ручки. Если всё очень крепко и через голову тоже не стащить, то разматывайте нитки с груди, они были намотаны восьмёркой, так что снимутся в два хода.

Когда Вы стянете переднюю часть платья с куколки, то её дальше можно уже не разбирать, так как она уже больше похожа на простые тряпочки. Останется белая фигурка без одежды. Сперва снимите пояс следующим образом: снизу под ручками ткань разделена на две части: переднюю и заднюю. Потяните их в противоположных направлениях, и материал сам вылезет из-под пояса. Если он порвётся, то это нормально, и не стоит бояться повредить что-то. Всё, что происходит само, так и должно идти.

Когда Вы стянете поясок, просто потяните за белый материал вокруг "браслетов" - ниточки спрыгнут сами. А голову уже не разбирайте. Это уже не голова, а просто тряпочка с ваточкой.

Самая сложная куколка для разбора - оберег неразлучники. Если обмотка была сделана на совесть, и в жизнь её всю не размотать, не мучайтесь. Что сможете, то и раскрутите или порвите. Что не сможете, огонь заберёт.

Горочку тряпочек положите в печку, камин или мангал. Можно положить немного бумаги, чтобы быстрее подожглось, можно немного "помочь" жидкостью для розжига.

Когда появится огонь, протяните над ним руки и благословите про себя уход старых, негативных энергий. Почувствуйте, как очистительная энергия огня наполняет Вас новой целительной, доброй энергией. Проговорите про себя: "Сила Огня, войди в меня!".

И всё будет хорошо!

Добрый совет

Не забывайте самый главный совет - всё, во что Вы верите, может сбыться. Не обязательно слишком сильно трудиться в поте лица для осуществления Вашего желания, достаточно просто спокойно работать в нужном направлении и попросить Вселенную Вам помочь. Куколка конечно не единственный, но один из самых приятных проводников для осуществления Вам помощи.

Будьте счастливы!

Если Вы читали-читали, но...

Если Вам очень понравились куколки, но Вам осталось что-то непонятно в изготовлении, пишите по телефону +7909-444-5049 (Краснодарский край) или по почте , я отвечу на любой Ваш вопрос:)