Нравственное, этическое и духовное воспитание
План
1. Процесс воспитания личности. Направления воспитания. Методы воспитания.
2. Нравственное воспитание
3. Этическое воспитание
4. Духовное воспитание
- Нравственное воспитание
Воспитание у ребенка навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться в единстве со всеми другими задачами воспитания.
Воспитатель должен развивать в ребенке следующие качества.
Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.
Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода показывать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.
Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
Предупредительность. Добиваясь от ребенка предупредительности, воспитатель стремится, чтобы она проявлялась у него из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.
Скромность. Данная нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.
Трудолюбие. Черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к труду, а также в стремлении самому делать то, что посильно.
Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.
ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гувернер, решая социальные задачи воспитания, должен опираться па разумное и нравственное в человеке и помочь воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обществ;!. Применяя знания этики, как науки о нравственной жизни человека, воспитатель способен выйти на глубинный этический диалог с воспитанником о главных вопросах человеческого бытия п смысла жизни. Для осуществления этического воспитания ребенка
необходимы знания целостной системы основ этической культуры. Методика предполагает сочетание этической установки на доброжелательные и уважительные отношения с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.
Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека.
Структура этического диалога между воспитателем и воспитанником должна основываться на принципах возрастного подхода. Она должна быть направлена на влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методическими формами включения ребенка в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт ребенка, пробуждающие его чувства и собственные размышления.
Это могут быть интригующие вопросы, дилеммы, суждения, предложенная для анализа ситуация, игры, незаконченный сюжет, адресованное ребенку письмо.
Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как ты думаешь?». Необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога те формы, которые приведут ребенка к основе проблемы, необходимости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности к жизни человека. Нить рассуждений ребенка должна привести его с помощью воспитателя к осмыслению собственной личности, своего опыта.
Этика общения
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех пли иных принципов нравственности в широком смысле слова.
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.
Главная задача воспитателя - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к окружающим людям так, как он относится к себе. Культура человеческих отношений, общение ребенка со сверстниками, с людьми разного возраста играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.
В каждой эпохе - свой стиль общения, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно па их основе развивается культура любого парода. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся исками.
Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, дружеского отношения к миру. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка,- воспитатель.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношении с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у ребенка навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества надо начинать с детского возраста.
При ежедневном общении с ребенком у воспитателя есть возможность постоянно упражнять его в хорошем поведении, что способствует выработке привычек.
Каждый день ребенок здоровается и прощается, убирает после игры игрушки, умывается, одевается на прогулку и раздевается. Ежедневно ему приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. Таким образом ребенок не только практически овладевает различными навыками и умениями, по и осваивает определенные нормы поведения.
Воспитатель приучает ребенка здороваться с воспитателем, родителями, гостями, которые могут в течение дня прийти в дом, на улице со знакомыми, соседями. Многократные упражнения помогут ему осознать общее правило: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребенком «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Ребенок должен здороваться охотно и приветливо, без напоминания. Каждый случай неприветливости не следует рассматривать как факт проявления невежливости. Очень важноразобраться, почему ребенок не поздоровался, п помочь ему справиться с проблемой. Часто он здоровается формально, не понимая смысла этого правила. Осо:;пав ценность правил, он начинает активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для пего нормой поведения.
Бережное отношение к вещам
Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка бережное отношение к вещам. Ее решение требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Воспитатель должен формировать у ребенка навыки и умения самообслуживания. Например, вводит правило: « Каждой вещи - свое место» - и строго контролирует его выполнение. На конкретных примерах воспитатель показывает ребенку, почему важно и необходимо соблюдать это правило. Когда все вещи на месте, можно быстрее одеться, ими удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
Создание культурных привычек можно начинать с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трехлетнего возраста ребенок может сам, с некоторой помощью воспитателя, одеваться, застилать свою кровать, убирать комнату.
Духовное воспитание
Духовность - это качество, которое закладывается с детства. Ребенка нужно приучать ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем - в окружающей природе, в звуке, цвете. В обычном, будничном можно увидеть красоту.
С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию - истинного двигателя эволюции. Можно проследить развитие науки за последние полвека и показать на примерах ее достижения.
Ребенку следует объяснять, что наша планета не является обособленным миром, она лишь одна из многих во Вселенной. Основы астрономии заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Ребенок ощутит себя носителем духа, ответственным за всю планету. Для этого необходимо ознакомить ребенка с величием Мироздания с помощью микроскопа и телескопа. Можно провести экскурсию в обсерваторию или планетарий. Не нужно опасаться, что ребенок не поймет показанное. Он не только запомнит увиденное, но и получит огромную радость.
Задача воспитателя - ознакомить с живой природой, например с жизнью пчел, муравьев, рассказать о перелетных птицах. Естественная история должна быть преподнесена как можно полнее и увлекательнее. На примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеванию. С самых первых уроков ребенок должен научиться радоваться чудесам жизни.
С малых лет необходимо обращать внимание ребенка на красоту звука. В каждом человеке склонность к музыке заложена с рождения, но без воспитания она спит. Человек должен слушать музыку и пение, и это пробудит чувство прекрасного. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание природы. Важно услышать песню водопада, реки или океана, ветер, который принесет свою мелодию. На красоту нужно открыть ребенку глаза.
Часто достаточно одной фразы, одного рассказа, чтобы глаз ребенка навсегда постиг красоту мира.
Расширение сознания и кругозора должны стать основой и целью воспитания.
Большое место отводится детской и юношеской литературе. Воспитатель должен не только привить любовь к книге, но и научить читать вдумчиво и внимательно: не глаза, а мозг и сердце должны читать.
Ребенка нужно воспитывать на примерах героев и подвижников. Дети любят народных героев. Ребенок восхищается подвигами и мечтает видеть себя на их месте. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство. Истинный патриотизм проявляется в бескорыстной любви к Родине, в уважении к народам, населяющим, обогащающим наш мир.
Значение и влияние книги на сознание ребенка безгранично. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления.
Воспитатель должен привить уважение к произносимому понятию. Ребенок должен осознать, что словом можно больно ранить человека, и, наоборот, доброе слово способно исцелить. Воспитатель должен привить ребенку чувство личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.
Воспитателю необходимо развивать внимание воспитанника. Малыш должен усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Особенно важно поощрять ребенка высказывать свое мнение о прочитанном, услышанном и виденном им. Такие обсуждения заложат основу мышления. Полезно вечером анализировать прожитый день. Спросите ребенка, с кем он встречался, о чем разговаривал. Что ему понравилось, а какие поступки окружающих людей, возможно, обидели его, как он реагировал на это.
Ребенок постарше может вести дневник, в котором отмечает все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимает решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например - раздражения, грубости, лжи или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.
Отсюда должно родиться чувство ответственности за каждую мысль, слово и действие. Ребенка следует учить понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления в природе, где ничего не может быть бессмысленно и безнаказанно.
Самодовольство взрослых детям часто выходит боком. Они залезли на пьедестал собственных лет и ни в какую не желают оттуда слезать. С детьми они обращаются так, будто те тоже уже прожили по тридцать лет на белом свете, и не хуже взрослых знают, как что где устроено.
В воспитании сегодняшних детей это прослеживается повсеместно. Родители относятся к ребёнку, как ко взрослому, взваливая на него роль, которая ему ещё совсем не по плечу. По какому-то нелепому недоразумению, такое отношение называется у нас "уважение личности ребёнка". Это самое уважение должно выражаться в предоставлении ему тех же прав и свобод, что есть у взрослого.
На деле, конечно, получается чепуха , и огромный клубок проблем в современном произрос именно из этого отношения. Взрослые сегодняшнего дня забыли простую истину, которую прекрасно знали наши предки во все времена: ребёнок не равен взрослому и не равноправен с ним.
Рассмотрим это на примере нашей сегодняшней проблемы. У ребёнка, как известно, должно быть личное пространство: его собственная комната, его кровать, его вещи, и его любимые игрушки. Из этого простого утверждения взрослые влёгкую выводят, что вещи ребёнка должны быть в полной и безоговорочной власти ребёнка. Видимо, сказывается широкое распространение идей демократии в наше просвещённое время. Однако, светлые идеи демократии, распространённые на семейные отношения, начинают давать сбой, как и всякий инструмент, применённый не к месту.
Ребёнка учат : это вещь твоя, ты с ней что хочешь, то и делаешь. Прекрасно - думает ребёнок, и ломает вещь. Взрослому такое поведение не понятно, он начинает сердиться: зачем сломал? Ребёнок недоумевает, в чём причина злости, ведь вещь-то была его! Хочу - ломаю, хочу - не ломаю. Кстати, я хочу новую игрушку, потому как эта, сломанная, мне уже не интересна.
Налицо коммуникативный провал , вина за который - целиком и полностью возлежит на взрослом. С чего он взял, что раскурочивать новый вертолёт на радиоуправлении - столь очевидно плохая идея? Ребёнку она такой не кажется, он ведь ещё маленький, и не может анализировать так глубоко! Он мыслит коротким шагом: хочу посмотреть, что внутри - надо раскурочить. О том, что впоследствии вещь придёт в негодность, он не думает и предсказать своё будущее неудовольствие от потери игрушки не в состоянии. А взрослый безжалостно взвалил на него эту обязанность, и обвинил ребёнка в его неудаче, когда он ожидаемо не справился.
"Но как научить ребёнка бережливому отношению к вещам, если не путём старательных объяснений?" - спросите вы. Ну, во-первых, не нужно засорять ребёнку голову противоречиями, этими зёрнышками шизофрении. Говорить, что вещь принадлежит ребёнку - значит осознавать, что он может сделать с ней, что угодно, и вы не в праве его за это ругать или наказывать. Значит, либо вы смиряетесь с таким ходом событий, либо не нужно отдавать вещь ребёнку, объясняя ему, что она теперь "его".
Делается это обычно из следующих соображений : игрушка, которую ребёнок будет считать своей, будет ему дороже, он будет её беречь. Но ребёнок, как мы выяснили, ломает игрушки не из вредности или злого умысла, а просто потому, что не умеет предсказывать последствий собственных поступков. Следовательно, воспитывать в нём ответственность нужно не путём предоставления ему прав, как у взрослого, а естественным методом любого воспитания: чётко установленными правилами.
То, что у ребёнка есть личные вещи, отнюдь не означает, что у вас нет над ними власти. Юристам хорошо известна разница между правом пользования и правом собственности, и они уверенно скажут вам, что это далеко не одно и то же. В своём доме вы - полновластный диктатор, а ребёнок счастливо процветает под вашей диктатурой. Вы даёте ему игрушку, но вы же имеете право её в любой момент забрать.
И ваши с ребёнком отношения регулируются установленными вами правилами. Правила нужны для того, чтобы ориентироваться в этом, пока ещё таком непонятном мире. Поэтому вы и учите его послушанию, поэтому и устанавливаете свои правила. Всё это никоим образом не делает из ребёнка ущемляемую личность, как сегодня кажется многим впечатлительным мамам. Напротив, такие отношения как нельзя лучше способствуют воспитанию в ребёнке этой самой личности.
Какими должны быть правила, регулирующие отношения ребёнка к вещам и воспитывающие правильное отношение к вещам у него?
Например, такими:
1. Мама и папа купили тебе вот эту игрушку. Что надо сказать? Кого надо поцеловать?
2. Мама и папа дают тебе эту игрушку, ты можешь с ней играть.
3. Ты можешь с ней играть в своё свободное время, когда тебя не просят делать что-нибудь другое: есть, гулять, спать, заниматься и учиться, что угодно ещё.
4. Игрушка должна знать своё место. Поиграл - клади на место, не разбрасывай.
5. Если игрушка оказывается не на месте, мама и папа забирают её - на время. Это не наказание, поэтому просить прощения бессмысленно. Это просто правило. Не хочешь, чтобы игрушка пропадала - клади на место.
6. Игрушка требует отношения. Если её обижают, бросают в грязь, бьют - родители забирают игрушку на время. Не хочешь этого - береги вещь.
Это лишь приблизительные правила, они могут устанавливаться как угодно по вашему собственному усмотрению. Например, планшет или компьютер могут также иметь временное ограничение игры, действующее вне зависимости от иных обстоятельств, а в другие игрушки можно играть только тогда, когда сделаны уроки, или выполнены иные обязательные требования. Конструктор должен всегда быть собран в коробку сразу же после игры, а дорогой телефон нельзя брать на прогулку - и так далее.
Главное, чтобы эти правила
были чётко установлены перед началом "эксплуатации". И не угрожающим тоном (вы ведь диктатор, а не тиран), а в виде дружелюбного объяснения правил, как это случается перед любой другой игрой - матчем по футболу, например. Следование правилам - возможность продолжать беспрепятственно играть с игрушками. Нарушение правил - штрафные очки и лишение любимых предметов на определённое время.
Только так можно со временем выработать
в ребёнке правильное отношение к вещам. А не попытками представить себе своего ребёнка во много раз более взрослым и понимающим, чем он на данный момент есть на самом деле.