Социальная политика в интересах пожилых людей. Принципы социальной политики в отношении пожилых людей

Раздел ПМ 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами.

Наименование учебной дисциплины ПМ.00. Профессиональные модули, ПМ.01 « Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

МДК 01.01. « Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами»

Тема: Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов.

Специальность 040401 « Социальная работа», заочная форма обучения, базовой подготовки

Курс 2 Семестр 3 № лекции 1 Группа 203

Вид занятия - Лекция

Тип занятия – изучение нового материала

Преподаватель: Лоншакова Оксана Николаевна

План лекции

1.Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. основные задачи и принципы.

2. Основные задачи и принципы, механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

  1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
  2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
  3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
  4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
  5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
  6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
  7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
  8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
  9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
  10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;
  11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям

Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении пожилых граждан

Необходимо всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы их жизнедеятельности. Имеется в виду следующее:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечения медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых людей. Ознакомление представителей законодательной и исполнительной власти, пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку.

Обеспечение, пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране. Своевременное осуществление пенсионных выплат. Проведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий. Проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей. Развитие платного социального обслуживания. Осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества. Расширение круга; субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев.

Обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для многопоколенных семей с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию, в том числе специальных жилых домов для пожилых; граждан и престарелых супружеских пар, с привлечением негосударственных средств.

Создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм. Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания. Поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи.

Разработка мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении условий труда, распорядка и организации работы в соглашениях между объединениями работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка инициатив пожилых людей в сфере развития малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости.

Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни. Разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.

Осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте. Повышение требовательности к производителям относительно обязательного информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и; соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов.

Приобщение пожилых людей к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации. Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества, Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

Укрепление равноправного партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Оказание им содействия в осуществлении; стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности. Содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Распространение статистической и иной информации, характеризующей положение граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий.

Изучение правовых, демографических, социально-экономических геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения. Разработка и реализация научно-исследовательских и учебных программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований. Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований. Периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России. Подготовка и переподготовка научных, преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды пожилых людей. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Создание на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения.

Развитие международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и программ в интересах пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми.

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”
  3. Завьялов Л. Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П. А. Синякин и др., - М.: Юнити, 2009.
  4. Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2009.
  5. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/ под общ. ред. М. Э. Дмитриева и Д. Я. Травина. – СПб.: Норма, 2009.
  6. Россия в цифрах: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России. 2009.
  7. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2010.
  8. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования в России. - М: Экономика и право. 2009.
  9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2010.

В настоящее время в нашей стране наблюдается крайне неблагополучная демографическая ситуация. Население России из года в год стареет. Пожилые старше 60 лет являются наиболее быстро растущей группой, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан, мировой же стандарт составляет 7% Алиева З.К. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008 гг.: на материалах республики Дагестан: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - М., 2009. - С. 14. В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть аспекты социальной политики государства в отношении пожилых людей.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Ось-89, 1998. - С. 13

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002. - С. 171

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, значительно отстают от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.

Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, кроме того, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002).

Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г. Так как значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, именно они являются получателями государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт, досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуацию с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - С. 132

Согласно данным, полученным в ходе исследования проблем досуга пожилых людей, около 50% пенсионеров г. Александрова получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день официально установленный прожиточный минимум в Москве равен 6213 рублей, а в среднем по стране составляет 4902 рубля (данные Госкомстата на 20.04.2012) Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011 года. // Федеральная служба государственной статистики - Российская Федерация. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/gis/d_01.htm (20.04.2012), пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего около 4% неработающих пенсионеров.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях. Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России. // Библиофонд - Библиотека научной и студенческой информации. Официальный сайт.URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=108790 (15.05.2007)

Социальной защитой пожилых граждан с 21 мая 2012 года занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, преобразованное из Министерства здравоохранения и социального развития. Оно осуществляет деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и труда. В Москве социальным обеспечением пожилых людей занимается департамент социальной защиты населения г. Москвы. В округах города действуют управления и центры социальной защиты населения, а также стационарные учреждения.

Задача учреждений социальной защиты заключается в том, чтобы организовать жизнь пожилых людей таким образом, чтобы доступными средствами и в нужной степени компенсировать последствия старения.

Центр социального обслуживания подразделяется на следующие отделения: социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной помощи и временного проживания. Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставку на дом продуктов и горячих обедов, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получение медицинской помощи и экспертизы; помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение; оказание помощи в получении социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков и доставка воды; содействие в обеспечении необходимой литературой и посещении кинотеатров, выставок, концертов; помощь в написании писем, оформлении документов В.В. Натахина. Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования общества: социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - Москва, 2009. - С. 43.

Другой формой работы являются отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы уменьшить финансовые затраты пожилых на питание, организовать их занятость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного пребывания совместно отмечают праздники, для них организуют различные мероприятия.

Главной задачей отделения срочной социальной помощи состоит в оказании срочной поддержки всем нуждающимся. Основными направлениями этой деятельности является: оказание денежной и вещевой помощи, направление в медико-социальные отделения, оказание бытовой, юридической и психологической помощи, содействие в прописке и трудоустройстве, организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря, создание кассы взаимопомощи и др.

Помощь пожилым оказывают не только в нестационарных, но и стационарных учреждениях. Самым распространённым стационарным учреждением являются дома для пожилых людей или дома для ветеранов войны и труда (так они называются в Москве).

Пожилым, проживающим в домах-интернатах, выплачивается 25% от их пенсии, а государство, в свою очередь, обеспечивает их проживанием, медицинской помощью, питанием, а также занимается организацией культурного досуга, оказываются юридические услуги, создаются возможности для посильного участия в труде, за который производится оплата.

Дома-интернаты принимают пожилых людей, инвалидов с общими и хроническими заболеваниями. Психоневрологические интернаты предназначены для пожилых людей с нервно-психическими заболеваниями. Существуют большие дома-интернаты, в которых легче создать культурно-бытовое и медицинское обслуживание, и которые более экономичны, и небольшие, где атмосфера более комфортная и семейная. Сравнительно новой формой социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких людей или пар, сохранивших полностью или частично способность к самообслуживанию. Основной целью создания таких домов является обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Ещё одной сравнительно новой сферой оказания социальных услуг является договорное социальное обслуживание на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

В политике здравоохранения необходимо, чтобы права, гарантирующие здоровое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. Государство и общество должны на деле взять на себя ответственность за обеспечение оптимального уровня здоровья в поздний период жизни человека. В связи с этим целесообразно развивать в Российской Федерации разветвленную систему геронтологической помощи населению: как ни один ребенок не может обойтись без педиатра, так и каждый пожилой человек нуждается в помощи гериатра. Реализация соответствующих программ, просветительская работа среди населения пожилого возраста в отношении правильных методов организации питания, профилактики заболеваемости и раннего старения во многом будут способствовать решению проблемы достойной старости.

Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от посторонней помощи должна преследовать благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей. Это следует достигать путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. К сожалению, обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

Также необходимо разработать специальные государственные меры, направленные на повышение ответственности семьи (взрослых детей, внуков) за благополучие пожилых родителей и на укрепление межпоколенных семейных отношений Парахонская Г.А. Адаптация пожилых людей в современных условиях и социальная политика (на материалах Тверского региона): Монография; М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003 (РИУ ун-та). - С. 124. Не менее важно осуществлять экономическую и социальную поддержку семей по уходу за престарелыми родственниками, обеспечить пожилым людям возможность расширять круг общения, организуя клубы по интересам, консультативные пункты, службы знакомств и другое. Нужно обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в первую очередь в период подготовки к выходу на пенсию.

Эффективность государственной социальной политики непосредственно зависит от создания квалифицированных кадров. Решение проблем подготовки кадров для работы с пожилыми людьми даст социальные и экономические плюсы. С социальной точки зрения квалифицированный персонал будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, сможет оказывать им помощь и поддержку в непрерывном режиме. Но для начала следует преодолеть существенное затруднение - непрестижность работы по обслуживанию пожилых людей в социальной сфере и достойное увеличение заработной платы социальных работников в регионах Российской Федерации. К числу препятствий частного характера могут быть отнесены не только недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, но и нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.

Для преодоления этого необходимы переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий пожилым людям. Желательно установить четкие полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также коммерческих и общественных, (в том числе конфессиональных, корпоративных) организаций для решения конкретных проблем пожилых людей. В силу сложившегося демографического положения на уровне регионов необходимо оптимизировать системы социальной защиты, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей можно обеспечить позитивное изменение отношения к старости.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом, и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Таким образом, несмотря на многообразие форм социального обслуживания, требуется частичная реорганизация функций этих учреждений так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем пожилых людей. А также чтобы они способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах.

Государство склонно мыслить большими статистическими категориями и принимать унифицированные решения. Например, в категорию «пенсионеры» входят и полная сил работающая женщина 56 лет, и беспомощная 80-летняя гражданка, у которой нет никого из близких. Нынешнее увеличение пенсии - очень дорогая, очень нужная мера - все же радикально не повлияет на качество жизни одиноких стариков. Государство, в принципе, не в состоянии уловить разнообразия нужд и обеспечить дифференцированный подход к нуждающимся в помощи. По опыту стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на высоком уровне, индивидуального подхода и эффективного решения социальных проблем достигают за счет постоянного взаимодействия власти с волонтёрскими организациями, которые занимаются этим делом не формально, а по велению сердца. В частности, такие организации, имеющие непосредственное общение с пожилыми, могут давать более адекватную информацию о состоянии, нуждах, а так же качестве предоставляемых услуг, чем контролирующие инстанции. Привлечением волонтёров в дело социального обслуживания обеспечит и обратную связь с пожилыми и уменьшит барьер, стоящий между молодым и старым поколением.

Во всех странах люди преклонного возраста посвятили жизнь служению обществу. Они вправе рассчитывать на то, что в старости общество позаботится о них. Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовным, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума См. напр.: Социальная работа с пожилыми людьми [Обращение к документу: 20 ноября 2012]. Доступ через < http://soc-work.ru/article/509 >.

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования. Прямая обязанность государства - формирование устойчивой и сбалансированной пенсионной системы, учитывающей трудовой вклад граждан и позволяющей обеспечить выплату достойных пенсий.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн. чел). Всего же в РФ на 1 января 2012 года численность пенсионеров составила 40,2 миллиона человек, в том числе 33 миллиона человек, вышедших на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста См.: В День пожилого человека Владимир Путин встретился с ветеранами [Обращение к документу: 3 декабря 2012]. .

В соответствии с законом См.: Закон РФ от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" №340-1 (с изменениями на 05.11.2002).- Статья №2., пенсии - это ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж См. напр.: Пенсионное обеспечение согласно Закону о трудовых пенсиях 1990 года [Обращение к документу 23 ноября 2012]. Доступ через .

Но так как, не смотря на все усилия государства, уровень жизни пенсионеров по-прежнему остаётся невысок, им предоставляются льготы. Это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Основными льготами пенсионеров являются:

  • 1. бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте;
  • 2. льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива;
  • 3. бесплатная установка телефона;
  • 4. налоговые льготы;
  • 5. льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья;
  • 6. льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;
  • 7. льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;
  • 8. обеспечение транспортными средствами;
  • 9. льготы по протезированию См. напр.: Социальная работа с пожилыми людьми [Обращение к документу: 20 ноября 2012]. Доступ через

Неотъемлемым элементом системы социального обеспечения пожилых и престарелых граждан выступает социальное обслуживание. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находившихся в трудной жизненной ситуации. Если пенсионное обеспечение направлено на удовлетворение материальных потребностей пожилых людей, то социальное обслуживание выступает технологией решения личностных проблем пожилого человека начиная от проблемы общения, взаимодействия с другими людьми и до получения социально-бытовых и иных услуг.

Формы социального обслуживания пожилых людей См.: Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" № 22-ФЗ (с изменениями от 21.11.2011).- Статья № 16.:

  • · стационарное обслуживание;
  • · полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому;
  • · срочное социальное обслуживание;
  • · социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Итак, в отношении лиц пожилого возраста в Российской Федерации в настоящее время ведётся довольно активная социальная политика, направленная на создание наиболее благоприятных условий для жизни пожилых людей. Охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 ию­ля 1993 г., под термином «пожилые люди» подразумевает­ся: женщины в возрасте от 55 лет и старше, мужчины - от 60 лет и старше.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в России является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн человек). В перспективе (после 2007 г.) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны госу­дарства. Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усилие соци­альной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

В отношении к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государ­ ственные пенсии и пособия, обеспечиваются государствен ная поддержка через систему социальных служб и иные га рантии социальной защиты.

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют также конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том чис­ле бесплатной. Конституционные гарантии права на труд полностью распространяются на пожилых людей и не со­держат никаких ограничений по возрасту и факту наличия пенсии.

Законодательство Российской Федерации, реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых лю дей, условно включает три вида норм:

    нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста;

    нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

    нормы, регулирующие положение особых групп пожи­лых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

По действующему Гражданскому кодексу (ГК), Семейно­му кодексу (СК) Российской Федерации и ряду федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», социаль­ное законодательство, адресованное непосредственно граж­данам пожилого возраста, стало соответствовать междуна­родным нормам в отношении пожилых людей. Указанные законы последовательно развиваются в подзаконных актах на федеральном и региональном уровнях. Аналогичная ра­бота проводится на уровне государств - участников СНГ.

В настоящее время в РФ рассматривается вопрос о воз­можной отмене льгот с предоставлением взамен денежных выплат из расчета стоимости непредоставленных услуг, входящих в систему льгот. Это предложение Правительства РФ вызвано тем, что большое количество льгот остается неис­пользованным в связи с невостребованностью и невозмож­ностью надлежащего учета. На сегодняшний момент происходит согласование между заинтересованными сторонами механизма замены льгот денежными выплатами.

ГК РФ содержит целый ряд новых норм, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом. Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста», т.е. достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости. За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на до­му, в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также правом на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой.

Конституция Российской Федерации прямо не предусма­тривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение (ст. 39). Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан в силу ограничения жизнедея­тельности, в том числе и по возрасту, признаются социаль­но значимыми.

Принятие в 1995 г. вышеупомянутых федеральных за­конов о социальном обслуживании, укрепило правовую ба­зу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возрас­ та и инвалидов осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и ориентировано на индивидуальные потребности пожилых граждан, обеспечение им равных возможностей при полу­чении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации. Социальное обслуживание включает в себя со вокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социаль­но-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, органи­зации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожило­ го возраста и инвалидам на дому или в учреждениях соци­ ального обслуживания независимо от форм собственности (ст. 1).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечива­ется возможность получения достаточных для удовлетво­рения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территори­альные перечни государственных государством социальных услуг (ст. 4). (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О фе­деральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государ­ственными и муниципальными учреждениями социального обслужи­вания» // СЗ РФ. 1995, № 40. Ст. 4798.)

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях ли­бо по договорам, заключаемым органами социальной защи­ты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5).

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия (ст. 9) граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключени­ем случаев, предусмотренных рассматриваемым Федераль­ным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом поряд­ке недееспособными, дается их законными представителя­ми после получения сведений об условиях получения такой помощи. При временном отсутствии законных представите­лей решение о согласии принимается органами опеки и по­печительства.

Помещение в стационарное учреждение социального об­служивания граждан пожилого возраста и инвалидов произ­водится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недее­способными, - на основании письменного заявления их за­конных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 15 рассматриваемого Федерального закона 1 , а также Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании ».

Права граждан пожилого возраста и инвалидов, прожива­ющих в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрены ст. 12:

    обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

    уход, первичная медико-санитарная и стоматологическая помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания (при необходимости их направляют в специализированные медицинские учреждения);

    бесплатная специализированная помощь, в том числе зубопротезная (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатная протезно-ортопедическую помощь 1 ;

    социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация;

    добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

    медико-социальная экспертиза, проводимая по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

    свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами; бесплатная помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством; предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

    сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в ста­ционарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались прожи­вать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг ста­ционарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют пра­во на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

    участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора (ст. 13).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, опре­деляемом Правительством Российской Федерации.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвали­дов, проживающих в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не до­пускается.

Формы социального обслуживания (ст. 16):

    социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

    срочное социальное обслуживание;

    социально-консультативная помощь.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

    организация питания, включая доставку продуктов на дом;

    помощь в приобретении медикаментов, продоволь­ственных и промышленных товаров первой необходимости;

    содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

    поддержание условий проживания в соответствии с ги­гиеническими требованиями;

    содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

    содействие в организации ритуальных услуг;

    другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов, проживающих в жилых помещениях без централь­ного отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным пе­речнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантиро­ванных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены до­полнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому (ст. 18) осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремис­сии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, перечисленных в ч. 4 ст. 15.

Полустационарное социальное обслуживание (ст. 19) включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, орга­низацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслужива­ние принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самооб­служиванию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (вышеперечисленных заболеваний) к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения со­циального обслуживания на основании личного письменно­го заявления гражданина пожилого возраста или инвали­да и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Стационарное социальное обслуживание (ст. 20) направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужива­нию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвали­дов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприя­тия медицинского, социального и лечебно-трудового харак­тера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

С целью улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стаци­онарных учреждениях социального обслуживания населения Президентом и Правительством РФ дополнительно были приняты ряд нормативных актов.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из чис­ла освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен администра­тивный надзор, а также граждане пожилого возраста и ин­валиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение обще­ственного порядка, занимающиеся бродяжничеством и по­прошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских про­тивопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании реше­ния органов местного самоуправления.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению су­да, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

    Срочное социальное обслуживание (ст. 22) осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового ха­рактера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Оно включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем государственных социальных услуг:

    разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

    обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

    разовое оказание материальной помощи;

    содействие в получении временного жилого помещения;

    организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

    организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

    иные срочные социальные услуги.

Социальные услуги (ст. 24), входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

    одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным при­чинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

    одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального об­служивания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения при­надлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество, на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

    сохранения за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужден­ном жилом доме (жилом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением, отвечающим требова­ниям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необходимой помощи;

    получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населе­ния на оформление сделки.

Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием 1 .

Примером законодательного акта, устанавливающего социальные льготы различным категориям ветеранов, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Данным законом определены основные направления государственной политики в отношении ветеранов, установлены статусы ветеранов различных категорий, закреплено созда­ние государственной службы по делам ветеранов, предусмотрены разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Положения федерального закона развиты и конкретизированы рядом подзаконных актов.

Для сохранения принципа социальной справедливости система социальных льгот отдельным категориям граждан, в том числе пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода к адресной социальной помощи.

Охрана здоровья пожилых людей

По данным социологических исследований в регионах страны, в контингенте маломобильного населения свыше 80% пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования. В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами.

Складывается интеграционная модель организации ме­дицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические (Геронтология - наука, изучающая явления старения организма. Ге риатрия - область геронтологии, изучающая болезни людей пожило­го возраста и методы их лечения.) подразделения «встраиваются» в существующие учреждения здравоохране­ния, социального обслуживания и другие структуры.

Во многих регионах Российской Федерации созданы учреждения, ориентированные на обеспечение ухода и ме­дико-социальную реабилитацию пожилых больных. В системе здравоохранения к ним относится около 100 больниц сестринского ухода.

Медицинская помощь пожилым людям оказывается и многопрофильными лечебно-профилактическими учреждениями.

С целью сохранения доступности и уровня гарантирован­ных государством видов и объемов медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 утверждена Программа государ­ственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Мероприятия по реализации данной Программы, затрагивающие интересы граждан пожилого возраста, осуществляются путем:

    перехода к системе государственного заказа на оказание медицинской помощи в соответствии с приняты­ми стандартами объемов медицинской и лекарственной помощи;

    использования финансовых ресурсов, полученных в результате государственного регулирования цен на медикаменты, для расширения программ социальных гарантий по лекарственному обеспечению населения;

    осуществления мер стимулирования отечественных предприятий медицинской промышленности, сохранения и поддержки государственных научно-производственных объединений, поддержки инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.

Этим же целям служат и региональные программы госу­дарственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью при сохранении главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохра­нения.

Льготы по лекарственному обеспечению предоставляют­ся некоторым категориям пожилых людей, в большей сте­пени - ветеранам войн, в соответствии с Федеральным за­коном «О ветеранах».

В последние годы получила развитие сеть врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровитель­ных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооруже­ниях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.

Социальное обеспечение пожилых людей

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн.чел). Всего же в РФ на 30.09.98г. насчитывается 39,5 млн. пенсионеров.

В соответствии с законом пенсии - ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 - 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).

Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст.5).

Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

В Волгоградской области из средств пенсионного фонда получают пенсию около одной трети всего населения области, при этом количество пенсионеров постоянно растет.

Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.

Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:

Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.

Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.