Порядок замены ступичного подшипника у нивы. Замена подшипника передней ступицы "Нивы Шевроле". Советы и рекомендации по замене

У моей "Нивы" болезнь. Ступичные подшипники справа долго не живут. Раз в год или два их меняю, причем вместе со ступицей, т.к., согласно инструкции, легким движением руки на себя ступица из поворотного кулака не достается и ее приходится выбивать вместе с подшипниками, а потом, осмотрев и заметив "проточки" на посадочном месте внутреннего подшипника и буртик, грустно иду покупать новую... Причем слева я ступицу менял только один раз или вообще не менял - сейчас уже не помню. Стараюсь без нужды не разбирать.
Сегодня стал собирать ступицы после ремонта передней подвески и заметил различия у двух новых ступиц, купленных в разное время и в разных местах, а так же различия в их эксплуатации. Отличие странное и объяснить его я не могу. Заключается оно в наличии или отсутствии кольца в месте соприкосновения ступицы с торцом втулки поворотного кулака. Раньше я этим различием пренебрегал, т.к. разбирал ступицы в разное время и не было возможность сравнить дефекты на разных конструкциях.

Ступица тип 1.
Изготовитель АО "ВАЗ". Цена 707 рублей в магазине торгующем заводскими (?) запчастями. Штамп Росстандарта.

Обратите внимание как устроено то место, которое входит в соприкосновение с поворотным кулаком. Здесь мы видим проточки различной глубины




Ступица тип 2.
Куплена на авторынке за 550 рублей. Производитель не известен. Аналогичную по конструкции ступицу я приобретал в Пскове и еще несколько раз, с момента утраты оригинальной. Отличие в чуть более грубой обработке поверхности и наличии злосчастного кольца желтоватого цвета в месте соприкосновения с торцом поворотного кулака, там где у заводской ступицы просто проточка. Сфотографирована после сборки с тормозным диском.


Смотрите - полое (П-образное в сечении) кольцо в том месте где должна быть выемка. Я когда еще первый раз покупал такую ступицу спросил что за хрень. Мне сказали, что это "более лучшая" ступица, ну я и продолжил до сегодняшнего дня этот тип ступиц юзать не обращая внимание на кольцо и не озадачиваясь по поводу его отсутствия или наличия.


Вот и сегодня повертев две разнотипные новые ступицы в руках я решил посмотреть как выглядели старые.
Выглядели они по разному. Слева левая, заводская - тип 1, без кольца. Справа правая с кольцом - тип 2.


Ступица Тип 1. Без кольца, заводская (?) Эксплуатировалась не менее 4-х лет. Внутренний подшипник снят. Внешний туго сошел со своего места, но его внутреннее кольцо свободно перемещается по посадочному месту внутреннего подшипника и даже весело крутится на нем. Снять его полностью не дает накатанный буртик. Слой оксидирования (?) на месте внешнего подшипника сохранен, на месте внутреннего отсутствует.




Ступица Тип 2. Эксплуатировалась чуть больше года. Кольцо сильно вмято в процессе эксплуатации, на нем следы вращения и трения. Сальник не снят, зарубки на посадочном месте от зубила, которым сбивал подшипник


Посадочное место под внутренний подшипник изношено, но меньше чем у левой ступицы, по краю набит буртик. Именно из-за него не снимается внутреннее кольцо внешнего подшипника, да и вообще ступица не достается из поворотного кулака как того требует инструкция.


Осомтрим поворотные кулаки
Левый поворотный кулак, который работал с заводской ступицей. Состояние соприкасающихся поверхностей почти идеальное. Уплотнительное (?) кольцо на своем месте и в хорошем состоянии


Правый поворотный кулак, который работал со ступицей с кольцом. Состояние не очень.
Уплотнительное кольцо смято " на конус" и имеет следы трения в процессе вращения именно о кольцо на ступице. Сальник не запрессован до конца, это я уже потом понял, он еще миллиметра на 3 утапливается.


Теперь собственно вопросы.
1. Как добиться правильного сопряжения поворотного кулака со ступицей с кольцом (Тип 2). Убрать кольцо со ступицы или с кулака? При сохранении обоих колец они трутся друг о друга и деформируются. Причем, как я понял, не обеспечивается правильная (до конца) посадка подшипников.
2. Как далеко нужно забивать сальник на фото выше. Достаточно или до упора?
3. Почему ступицы так быстро выходят из строя и в первую очередь изнашиваются посадочные места под внутренние подшипники с образованием буртика. Подшипники, по всей видимости, были бы еще рабочими, если бы не пришлось разбирать ступицу с кувалдой.
4. Насколько необходим монтаж распорных колец между подшипником и сальником? У меня уцелело только одно, а купить не удается. И как оно правильно ставится? Конусом к подшипнику или к сальнику. У меня стояло конусом к сальнику, но не уверен что правильно.
5. Надо ли набивать литол в сальники? Показания разнятся.

Ну и в качестве эпилога машинка в процессе. Установлены новые рулевые тяги пр-ва "Трек", передняя балка с новой запрессованной втулкой которая оказалась на 1,8 мм короче родной и еще со снятыми фасками с внутренней стороны в результате чего площадь прижимной поверхности к шайбам уменьшилась в примерно в 1,5 раза. Есть риск что шайбы будут если не проворачиваться, то вдавливаться внутрь.


Внедорожник Нива Шевроле (ВАЗ 2123) хорошо зарекомендовал себя как надёжный автомобиль в условиях бездорожья. Несмотря на использование в конструкции авто деталей известной марки «Шевроле», некоторые проблемы ходовой остались прежними, унаследованные еще от советской «Нивы». Не обошло стороной и такую важную деталь, как ступица.

Если говорить об – это компонент ходовой автомобиля, соединяющий между собой вал и диск колеса, и передающий крутящий момент от вращающейся оси коленвала на колесо. Кроме того, ступица (также называемая цапфой) принимает активную деятельность в торможении авто, поскольку тормозной диск непосредственно крепится на неё.

Причины и признаки выхода из строя ступицы Шевроле Нива

Поломка ступицы авто, как правило, является серьёзной проблемой, игнорировать ее не стоит.

Не отремонтированная или не поменянная вовремя ступица может стать причиной серьёзного ДТП, вследствие самозаклинивания колеса при движении авто, или из-за отрыва диска ступицы от вала.

Помимо прочего, изношенная ступица сильнее разогревается при торможении автомобиля, что отрицательно сказывается на работе тормозов авто. Бывает, что повреждения ступицы происходят постепенно и, как правило, об этом даёт знать неприятный звук, сопровождающийся вибрацией кузова или слабыми толчками.

Основными причинами выхода из строя ступицы являются :

  • небрежная езда по дорогам;
  • многократная перегруженность авто;
  • езда по песчаному грунту или «грязевые ванны»;
  • частое буксование автомобиля;
  • агрессивный стиль вождения с резким ускорением и торможением.

Эти причины могут оказать существенное негативное воздействие на корпус ступицы, внешнее или внутреннее кольцо подшипника. Также они являются источниками попадания внутрь механизма подшипника грязи, влаги и песка, из-за чего цапфа выходит из строя.

При разборке передней подвески особое внимание следует обратить на повреждения механизма рычагов (деформирование деталей, разломы и разрывы в металле).

Центральная гайка ступицы затянута значительным моментом. Поэтому рекомендуется использовать накидную головку с достаточной прочностью.

Осмотрите каналы посадки внутренних и наружных колец, состояния рабочей поверхности роликов подшипника. Коррозия метала в виде борозд или «язв» на металле роликов или колец недопустима.

При извлечении ступицы из посадочного места требуется максимальная осторожность, чтобы случайно не извлечь хвостовик внутреннего шарнира из редукторного преобразователя, иначе это может привести к утечке смазки из моста авто.

Поврежденные и негодные подшипники нужно заменить вместе с наружными кольцами.

Следом за установкой необходимо произвести регулировку зазора в подшипнике и застопорить гайку ступицы.

Если пришлось менять шаровую опору, то необходимо осуществить развал-схождение колёс.

Замена ступицы Chevrolet Niva выполняется удобнее на подъёмнике. Впрочем, осуществить работу можно и при помощи домкрата, с выполнением всех требуемых мер безопасности.

Чтобы поменять ступицу понадобятся :

  • ключи «на 10», «на 13», «на 17», «на 22», «на 30»;
  • тиски;
  • баллонный ключ для колеса;
  • отвёртка;
  • съёмник для рулевого наконечника;
  • молоток и зубило;
  • плоскогубцы;
  • смазка

Ремонт Ходовой


Покажем как произвести замену ступичного подшипника в автомобиле НИВА. Для работы нам понадобится новые ступичные подшипники, два ступичных сальника, ну и стандартный набор инструментов автолюбителя. Весь процесс ремонта показан от начала и до конца, с подробными комментариями автора по ходу работы.

Видео замена ступичного подшипника в НИВе:

Резервное видео как заменить ступичный подшипник в Лада НИВА:

С проблемой гудящего подшипника ступицы владельцы данного автомобиля сталкиваются очень часто. Рекомендуется выполнить переделку под 108 подшипник, после этого нет нужны не в каких регулировках и подтяжках его раз в месяц. Если вы по каким то причинам не захотели менять ступичный подшипник, то сальники ступицы при разборе вы обязательно должны поменять.

Проверка ступицы и ступичного подшипника.

Если при езде вы слышите звук, частота которого плавно уменьшается или увеличивается в зависимости от скорости. Для диагностики проблемы, можно использовать такой способ. Вывешиваем колесо, при этом под нижний рычаг подложит пенёк и опустим на него машину. Далее руками берём за низ и верх колеса и начинаем качать, если вы чувствуете люфт, то можно просто подтянуть подшипник. Если вам это не помогло, люфт по прежнему есть, то скорее всего ступица пришла в негодность и нуждается в замене. Если люфта нет, велика вероятность, что вышли из строя подшипники.

Звук неисправного ступичного подшипника глухой, его можно хорошо услышать при средней скорости в 60-80 км, если машина будет катится на нейтральной передаче.

Случай из практики.

В автосервис приехал владелец НИВы, с жалобой на плохие тормоза. Когда нажималась педаль тормоза, она проваливалась в пол и только при повторном нажатии она работала как нужно. Всё указывало на то, что в тормозной системе воздух, но прокачка ничего не дала. В итоге выяснилось, что виной всему вышедшие из строя ступичные подшипника и сама ступица. Внутренняя обойма подшипника проворачивалась на ступице.

Симптомы и последствия
Звук вышедшего из строя подшипника передней ступицы 2121 часто практически не отличим от дорожного шума, особенно зимой при движении в шипованной резине по асфальту. Однако по мере износа узла он начинает усиливаться и сопровождает водителя уже непрерывно. Дополнительным звонком служит нагрев колеса в направлении от центра без характерного запаха тормозных колодок.

При первых подозрениях на конкретную неисправность нужно заняться ее поиском, а затем поменять деталь, в противном случае, нарушается не только акустический комфорт, но и возникает вероятность полного разрушения подшипника , появления выработки на ступице с ее последующей заменой и в самой запущенной ситуации – перекос и клин колеса, что позволит запросто «сделать уши» с подачи короткой базы и уникальной настройки подвески нивы 21213 и 21214.

Диагностика

В отсутствие специального стенда выявить проблему можно. Для этого с соблюдением предосторожностей вывесите предположительно неисправное колесо. А затем возьмитесь за крайние точки в горизонтальной и вертикальной плоскостях и проделайте качающие движения. Исправный подшипник не имеет люфта либо он незначителен, требующий замены, наоборот. Кроме того, при повороте слышны звуки перекатывания или треск. Что потом? Необходимо самостоятельно поменять ступичный подшипник, ведь о регулировке уже речи нет.

Замена

Для замены переднего ступичного подшипника на ниве необходимо снять суппорта тормозного механизма передней оси. Для чего следует:

  • Вывесить и открутить колесо;
  • Посредством зубила сбить колпак со ступицы;

С помощью плоскогубцев извлечь шплинт, находящийся на нижней оси прижимного рычага;

Аккуратно вынуть ось прижимного рычага слесарной выколоткой с последующим его снятием пассатижами;

Ступица Нива переднего колеса непривычно отличается от всех остальных моделей «жигулёвской» линейки. Полный привод обязывает вносить конструкционные изменения, ведь передние колёса также обязаны иметь механизм передачи вращения от трансмиссии. Поэтому, прежде чем приступать к ремонту, необходимо изучить устройство узла и освоить алгоритм выполнения ремонтных работ.

Устройство и особенности cтупицы переднего колеса Нива Шевроле

Постоянный или временный полный привод, вождение в экстремальных условиях, а также более жесткая амортизация подвески вынуждают периодически обращаться к такой процедуре, как ремонт подшипников. Ступица является несущей конструкцией, соединяющей колесо и вал. Необходимость передачи вращения усложнила ее строение, но подход к устройству узла подшипников и их конструкции остался прежним.

За вращение ступицы на валу поворотного кулака отвечают два конических (или конусных) роликовых подшипника. Подобное решение встречается во всех ВАЗовских моделях и автомашинах других производителей. Особенность его заключается в возможности регулирования люфта. Этот узел колеса испытывает значительные нагрузки и, конечно, изнашивается. В ходе эксплуатации можно заметить, что постепенно увеличивается люфт, то есть появляется осевое колебание колеса.

Если виновником являются подшипники, то люфт устраняется подтягиванием гайки ступицы. Чем сильнее мы затягиваем гайку, тем сильнее наружная и внутренняя обойма подшипника прижимаются друг другу и зажимают ролики. В итоге гайку закрутить можно до такой степени, что колесо перестанет крутиться. Если её ослабить, то колесо закрутится снова. Минимально допустимый люфт должен присутствовать, ведь это зазор для теплового расширения деталей.

Подшипник не вечен, и в какой-то момент перестанет отвечать на попытки регулирования осевого люфта. Одна из последних реинкарнаций Нивы в образе Шевроле активно распространяется на авторынке. Облик новый, а проблемы всё те же.

Нива Шевроле - замена подшипника ступицы своими руками

Учитывая, что ступица переднего колеса Нива Шевроле по устройству не отличается от прежних моделей, процесс их ремонта будет выглядеть одинаково. Прежде чем приступить к ремонту ходовой части автомобиля Нива любой из модификаций, обязательно посетите автомойку, где под хорошим давлением следует вымыть переднюю подвеску. Этот совет касается всех автомобилей, но для внедорожника он наиболее актуален. Обычного гаражного комплекта инструментов вполне достаточно для начала работ, но ещё пригодится специальное приспособление для выпрессовки пальцев шарниров. Работы выполняются в следующей последовательности:

  1. передняя часть автомобиля подвешивается домкратом и фиксируется;
  2. снимается колесо, тормозные колодки с суппортом;
  3. раскручивается и выпрессовывается палец бобышки поворотного рычага;
  4. откручиваются болты крепления шаровых шарниров;
  5. откручивается гайка и ступица снимается вместе с шарнирами.

Когда узел оказывается в руках, то подшипники становятся доступными для проверки и ремонта. Независимо от того, будет производиться замена подшипника или нет, сальники меняются обязательно. После того, как внутренняя обойма и ролики подшипников извлечены, они вместе с внешней обоймой в ступице промываются керосином. После промывки можно оценить состояние подшипников.

Отсутствие возможности регулирования люфта подшипников гайкой, появление царапин на роликах и обоймах, перегрев и гул в ступице - это безусловные признаки необходимости покупки новых подшипников. Если на Шевроле Нива подшипник ступицы , как внутренний, так и наружный в удовлетворительном состоянии, то достаточно заменить смазку и сальник. Выпрессовываются наружные обоймы подшипников специальной насадкой. Для того, чтобы вставить новый подшипник можно использовать старую обойму. Подшипники всегда меняются парой.

Замена подшипников передней ступицы Нива Шевроле - полезные советы

Любители тюнинга автомобилей готовы изменить их устройство до неузнаваемости. Попал в поле зрения народных умельцев и передний ступичный узел Нива Шевроле. В Интернете на автофорумах можно встретить «профессиональные» предложения заменить подшипник ступичным механизмом с поворотным кулаком от модели 2121, мотивируя такое решение более прочной конструкцией «старушки». Этого делать нельзя!

Поворотный кулак и ступица без проблем станут на место, но правильно отрегулировать развал колёс уже не удастся. Кулаки имеют определённые отличия в размерах и углах наклона оси. Ещё большей нелепостью звучат призывы приступить к токарной обработке ступицы и вала для установки нерегулируемых подшипников от автомобиля «Ивеко ». Подшипники сами по себе возможно и хороши, но внесение таких изменений в конструкцию ходовой части недопустимо, так как это может стать причиной аварии, а возможно, даже гибели людей.