Юмористические рассказы про хвастовство для детей. Детская сказка про котенка-хвастунишку

Дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво;

Учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведению;

Упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-;

Развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям;

Учить пословицы, учить понимать их значение;

Закреплять знания о величине предметов.

Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, варежкин театр «Заяц-Хваста» (см. в Приложении).

Предварительная работа

1. Дидактическая игра «Оцени поступок».

2. Чтение сказки «Заяц-Хваста».

3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Заяц-Хваста».

Ход занятия:

1. Игровой момент

Дети сидят полукругом на ковре. Заходит Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости, хочу посмотреть, что вы умеете делать, узнать, что вы знаете. Л нот я умею все-все делать. И все-все знаю. Хотите, я сейчас сто раз присяду?

Дети: Хотим.

Петрушка приседает десять раз. У него болит спина.

Петрушка: Ладно, потом доприседаю. А хотите, я перепрыгну через эту планку?

Дети идут в игровой уголок, там заранее приготовлено препятствие. Петрушка прыгает и сбивает планку.

Петрушка: Ай, ладно. Это я не с той ноги прыгнул. А я знаю, как называется ваш детский сад: «Золотой колокольчик».

Дети: Нет, «Золотой ключик».

Петрушка: А группа ваша называется «Заинька».

Дети: Нет, «Красная Шапочка»!

Петрушка: Ну, это я что-то перепутал с названиями.

Воспитатель: Ребята, хорошо ли поступает Петрушка? Что он делает? Как его можно назвать? Правильно - хвастунишка. Петрушка, а хвастаться некрасиво. Если бы ты все, что говорил, сделал, мы бы тебя похвалили. А так мы тебя постыдим.

Дети говорят, что хвастаться некрасиво.

2. Дидактическая игра «Придумай слово»

Воспитатель: Теперь я предлагаю всем поиграть. Послушайте слова, которые я произнесу: книжище, днище, чемоданище, альбомище, столище. О каких по величине предметах идет речь? Покажите. Нарисуйте глазами маленький круг, а потом большой, огромный. Ребята, а вы сможете назвать такие слова? (Да). Сможете, или вы просто хвастаетесь? Назовите другие слова, похожие на эти (за правильный ответ дается фишка). Молодцы, вы все правильно придумали. Значит, вы не хвастались.

3. Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка

Раз, два, три, четыре, пять –

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!»

Повторяется 2-3 раза .

4. Рассказывание сказки «Заяц-Хваста»

Петрушка: А хотите, я вам сказку расскажу и покажу. Воспитатель: А ты, Петрушка, сможешь или опять хвастаешься? Петрушка: Нет, нет, нет. Слушайте и смотрите.

Рассказывание и показ сказки «Заяц-Хваста» с использованием варежкина театра.

5. Краткая беседа по содержанию

Воспитатель: Как рассказывает о себе заяц? Ответы детей.

Воспитатель: У меня не усы, а усищи, на лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Воспитатель читает цитату, дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ-.

Воспитатель: Должно быть, в сказке речь идет и зайце-великане?

Ответы детей.

Воспитатель: Так хорошо ли хвастаться? Почему это плохо? Ответы детей.

Воспитатель помогает детям: Потому что это некрасиво. В конце концов, тебе никто не будет верить. И дружить с таким хвастунишкой никто не захочет. Если хвастаться, то и делать нужно все, о чем говоришь, т.е. отвечать зa свои слова. Если сказал, что сто раз присядешь, то надо присесть его раз. Понял, Петрушка?

Петрушка: Да.

Воспитатель: Наш герой зайчик, в конце концов, перестал хвастаться И стал храбрым. Кто из вас помнит, как ворона отблагодарила зайца? («Вот ты и молодец. Не хвастунишка, а храбрец»). Давайте повторим (дети повторяют). И запомним правило: не хвастайся даже красивым поступком. Давайте выучим об этом пословицу «Хорошее дело само за себя говорит». Ребята, а как вы понимаете значение этой пословицы?

Ответы детей.

6. Работа в тетрадях «Нарисуй то, что умеешь»

Разминка для рук: счет пальчиков до 5 и обратно. Самостоятельная работа детей. Итог занятия.

Хвастливых в нашей жизни хватает. Зачем человек хвастает? Чтобы доказать своё превосходство. Иной все уши прожужжит: «Я такой хороший, причём давно, ещё со времён царя Гороха…» А вот вам сказка на тему «хвастовство».

Сказка «Хвастливый комар»
(к пословице «Хвастовство само себя наказывает»)
Автор сказки: Ирис Ревю

Жил-был хвастливый Комар. Хвалился он в лесу всякому:

— Я никого не боюсь, мне не страшны никакие преграды, я преодолею любое препятствие. Я юркий, увёртливый, проворный. Кто меня может напугать? Да никто! Улечу от любого. Что меня может устрашить? Да ничто, проберусь сквозь любую преграду.

Звери и птицы слушали его, кто-то в душе соглашался с ним, кто-то нет.

Но вот однажды главный синоптик леса Зяблик предупредил, что приближается сильный шторм, и всем лесным жителям необходимо заранее побеспокоиться о своей безопасности. Зяблик летал над лесом и издавал предупредительный звук: «Тинг-тинг-тинг».

Кто-то спрятался в свою нору, кто-то залез в камыши. Насекомые забрались под кору близлежащих деревьев. И только Комар игнорировал предупреждение и продолжал самохвальничать:

— Что такое шторм? Это просто сильный ветер. А я ветра не боюсь. Мы с ним наперегонки гоняемся.

Не успел хвастливый Комар закончить последние слова, как мощная волна подхватила его и понесла к лесной реке.

— Ай, ай-яй, — закричал Комар, — спасите, помогите!

Но спасать было некому. Все сидели в укромных местах. Наконец Комар ударился о дерево и полетел вниз. Сколько он пролежал на земле, никто не знает. Но на утро голоса хвастливого Комара слышно не было.

— Пропал наш Комар, вот к чему приводит хвастовство, — рассуждали лесные жители.

— Хвастовство само себя наказывает, — заметила мудрая Сова.

А Комар, получивший сильные ушибы, молча сидел под деревом. Хвастать больше не хотелось. Да и вряд ли когда захочется…

Вопросы по сказке «Хвастливый комар»

Какие хвастливые слова говорил Комар?

Кто предупредил Комара о предстоящей опасности?

Почему Комар не прислушался к предупредительным словам?

В какую сложную ситуацию попал Комар?

Удалось ли кому-то помочь Комару?

Чем закончилась история с Комаром?

В одном дворе жил котенок, которому очень нравилось пугать птиц. Только присядут на землю голуби и воробьи, чтобы поклевать хлебные крошки, а котенок – тут как тут! Подбегает к ним. Птицы, конечно, пугаются и разлетаются кто куда. А котенок доволен. Говорит: «Посмотрите, какой я грозный! Все меня боятся!». За это его во дворе прозвали котенком-хвастунишкой.

Правда, этот котенок не был злым и не собирался обижать птиц. Просто ему очень хотелось, чтобы все вокруг считали его взрослым и сильным.

Но все равно голуби и воробьи побаивались этого котенка-хвастунишку. Мало ли, что он надумает? Может случайно лапой их задеть. Поэтому они старались побыстрее поклевать крошки, пока котенок их не заметил.

Однажды котенок как всегда притаился у забора и подкарауливал птиц. Как только несколько голубей опустилось на землю, он пулей бросился в их сторону и замяукал свои любимые слова: «Испугались, да? Это я - самый сильный кот во дворе!». Вдруг откуда ни возьмись рядом с котенком появилась собака. Это была длинная рыжая такса, еще не взрослая, но уже и не маленькая. Как залаяла такса на котенка! Котенок от страха залез на дерево - так высоко, как только смог. А голуби на заборе сидят и усмехаются: «Что ж ты, котенок-хвастунишка, сбежал от таксы? Почему не сказал ей, что ты тут самый сильный?».

Сидит котенок на дереве и трясется от страха. Конечно, это перед птицами легко хвастаться. Ведь они не могут дать сдачи. А собака вон какая зубастая!

А такса говорит котенку снизу: «Эй, котенок, ты что, испугался? Я же просто поздороваться пришла. Я тут новенькая, теперь буду жить у Саши из пятой квартиры. Извини, не хотела тебя напугать».

«Нет, я не боюсь тебя», - ответил котенок дрожащим от страха голосом. Но с дерева пока не решался спуститься. Тогда он подумал, что, наверно, птицам тоже было неприятно, когда он их пугал.

«Давай, спускайся уже - будем знакомиться», - говорит такса. «Может, подружимся с тобой. Я вижу, что ты от безделья птиц гоняешь».

Котенок растерялся. Раньше у него никогда не было друзей. Хоть и с опаской, но он спустился с дерева. В тот день котенок подружился с собакой таксой. С тех пор они часто играли вместе, а котенок перестал пугать птиц. Во-первых, теперь у него не было на это времени. Во-вторых, он понял: глупо хвастаться тем, что его боятся беспомощные птицы. Теперь он старался показать свои лучшие черты характера - доброту, смелость, сообразительность, и у него появилось много новых друзей.

Сказка про зайчика для детей, которые часто хвалятся и не слушаются

Наступила снежная зима. Весь лес покрылся сугробами, а деревья надели снежные платья. Зайчики и белочки уже успели сменить свои летние шубки на теплые зимние. Только зайчик Тимошка никак не хотел расставаться со своей серой шубкой, уж очень она ему нравилась.

— Тимошка, все звери оделись в теплые шубки. А нам зайцам белая зимняя шубка еще и помогает прятаться среди снега от волка и лисицы. В серой они тебя легко обнаружат.

— Тимошка, послушайся маму, — говорят ему братья, — зима холодной бывает, ты замерзнешь.

Но Тимошка ни в какую не хотел подчиняться.

— Ха, что мне волк и лиса, — храбрился зайчик. — Я самый быстрый заяц в округе. Пусть сначала догонят!

Тут в окошко кто-то бросил снежок. Это бельчата звали зайчат играть.

— Тимошка, видимо, мне придется не пускать тебя на прогулки, пока ты не послушаешься, — сказала мама-зайчиха, — выходить зимой зайчику в летней шубке в лес не безопасно.

Но Тимошка был настолько непослушным зайчиком, что даже не стал слушать мамины предупреждения, а сразу выскочил за дверь.

— Сынок, только не уходи далеко от дома, — крикнула ему мама вслед.

Но услышал ли ее Тимошка? И послушается ли он маму?

Зайчата и бельчата лепили снеговика. Кто-то даже принес морковку для носа, орешки для глаз. Потом всей гурьбой строили снежный город, играли в снежки и прятки. Весело они проводили время, и день был таким чудесным, солнечным.

Вдруг один бельчонок, который прятался на дереве, увидел, как на опушке леса появилась лиса.

— Берегитесь! Лиса! — крикнул он.

Зверята бросились врассыпную, но лиса уже мчалась в их сторону. Ближе всех и заметнее оказался Тимошка. Зайчонок старался бежать быстрее обычного, но лиса не отставала. Вскоре силы начали покидать Тимошку.

— Какой удачный день, — произнесла лиса, когда зайчонок упал без сил возле дерева. — Сам зайчишка-хвастунишка! Сегодня у меня будет праздничный ужин.

Тимошка весь дрожал от страха. Еще никогда он не видел хищницу так близко. Зайчонок зажмурил глаза и…

— Ах, вы маленькие негодники, — услышал он голос лисы. — Вот доберусь я до вас, погодите у меня!

Это друзья-бельчата бросали с деревьев снежки в лису. Они не оставили своего друга в беде одного. И Тимошка, воспользовавшись моментом, бросился бежать. Возле дома его ждали братья и бельчата.

— Тимошка, ты в порядке? — беспокоились они.

— Да, все хорошо, — ответил зайчонок с грустью. — Спасибо вам друзья. Без вас бы я пропал, — и поспешил домой, чтобы никто не видел его слез.

А дома он бросился в объятия мамы и горько заплакал. Мама погладила зайчонка по голове:

— Тимошка, мой любимый сыночек!

Ему не нужно было ничего рассказывать маме, она все поняла бы сама. И мама-зайчиха не стала ругать своего зайчонка, для нее важнее было то, что он жив и здоров.

Иллюстрация: Petra Brown


На одной улице большого города располагался крупный микрорайон. В этом микрорайоне стояли такие высокие дома, что когда поднимаешь голову и смотришь на верхние этажи, то кружится голова. А обычные девятиэтажные и четырнадцатиэтажные дома казались спичечными коробками по сравнению с этими гигантами. Иногда даже пролетавшие тучи оказывались ниже их крыш. Вот какие высокие они были!

И вот, приходит однажды девочка во двор. Увидела она на площадке играющих детей и присоединилась к их игре. А потом, когда все они немного устали от забав, девочка им и говорит:

Я вчера познакомилась с одним мальчиком, он очень смелый и храбрый!

А её друзья по играм внимательно слушали и радовались, что она теперь знает такого мальчика, о которых обычно снимают кино и пишут в книжках.

Они немного завидовали маленькой девочке, и каждому хотелось рассказать эту новость тому, кто о ней ещё не слышал, и гордиться своим знакомством с нашей девочкой.

А девочка спешила их порадовать:

Сегодня мальчик с мамой должны прийти в клинику, которая у нас на первом этаже дома. Я вас с ним познакомлю.

Прошло немного времени. И вот идёт мальчик с мамой. Дети узнали от девочки, что это он, и позвали мальчика поиграть с ним. Мальчик подошёл к ним, пока мама ходила узнавать о приёме к врачу.

Все дети наперебой начали называть свои имена и предложили мальчику дружить с ними, а он нехотя согласился:

А вы мне подарите что-нибудь? Чтобы я мог считать вас своими друзьями. Или угостите вкусным? Я не могу дружить с вами просто так.

Дети смотрели на него и удивлялись. Они такого ещё не слышали и не видели. Очень диковинно звучали для них слова этого мальчика. А он продолжал говорить:

Я маленький, но храбрый и очень смелый, – расхваливал он себя. – И буду за вас заступаться.

Но только за тех, кто мне понравится.

Дети выслушали его и призадумались. Вроде, всё верно говорит храбрый мальчик, но всё равно они такого никогда ещё не слышали. Дети пообещали, что в следующий раз обязательно ему что-нибудь подарят или чем-нибудь угостят. Ведь у многих из них не нашлось с собой ничего, что можно было бы ему дать. Но половина хороших и добрых детей протянули мальчику свои игрушки, чтобы теперь он считал их своими друзьями. А он складывал все подаренные игрушки вокруг себя и радовался новым приобретениям.

Один мальчик, Артур, который подарил храброму мальчику радиоуправляемую машину, спросил у него:

А ты что подаришь мне на память? И научишь ли меня, как стать храбрым!

Тот ему кивнул и пообещал:

Конечно, научу! Только не сразу. Я ведь не за один день таким стал.

После чего он подошёл к маленькой крохотной девочке. Такой крохотной и очень похожей на маленькую красивую куклу. Взял у неё из рук совочек, отдал маленькому Артуру и говорит:

На, бери! Тебе на память. А заодно смотри, какой я смелый!

Детям не понравилось, как он это сделал.

Вдруг, откуда ни возьмись, бежит маленькая собачка Бася. Эта белая собачка только и умела, что прыгать от радости и хвостом вилять. Ну ещё подавать лапу детям, когда её просили. Даже когда и не просили, она тоже могла дать лапу. Потому что она была добрая. А ещё она очень смешно бегала за мячом.

И вот бежит эта собачка Бася к детям, машет хвостом, торопится и подпрыгивает от счастья, от того, что сейчас наиграется с мальчиками и девочками.

А храбрый и смелый мальчик, увидев её, закричал:

Караул, караул! Спасите!

И побежал к высокой горке, чтобы по ступенькам забежать на верх и там спрятаться от собачки Баси.

Собачка Бася сама-то испугалась этого мальчика и не могла понять, почему он так громко кричит.

Все дети смотрели и не понимали, что с храбрым мальчиком стало. Очень они тогда удивились.

А потом мальчика позвала мама:

Сыночек, пойдём к доктору. Он, как известный доктор Айболит, посмотрит тебе в рот. Нет ли у тебя кариеса.

Что тогда началось.

Он так сильно расплакался от испуга и даже сопротивлялся, лишь бы не ходить к врачу.

А все дети не выдержали и засмеялись. Никакой он не смелый и не храбрый. А просто – хвастунишка!

Дети, конечно, его простили. Ведь дети должны прощать. А то дружиться не с кем будет.

А без дружбы, ребята, никак нельзя.

Но при условии, что тот мальчик никогда больше не будет хвастаться, отнимать игрушки у слабых и бояться врачей. Потому что врачи не страшные. Они, правда, давно об этом знали и ходили каждые полгода к докторам на осмотр. Потому что знали, что за здоровьем надо следить с детства.

Они взяли с него честное слово, которое он им дал.

Я этих мальчиков и девочек встречал уже много лет спустя и тоже с некоторыми из них дружусь. Один из них и рассказал мне эту историю. Когда они повзрослели, никто никогда не вспоминал о той старой смешилке, так они её называли.

С их разрешения я и написал эту сказку. Уж не знаю, понравилась ли она вам. Но тем детям очень понравилась, даже когда они стали взрослыми.