Зимние праздники по-удмуртски: гадания, пельмени и Тол Бабай. Коттедж «Бобровый лог»

Угадаете кто - придет к вам благополучие

В древности Новый год удмурты отмечали весной. По времени празднование приходилось примерно на период православной Пасхи.

Важное место в жизни удмуртской деревни занимали зимние праздники. Начинались они в дни зимнего солнцестояния, сопровождались праздничными народными гуляньями и развлечениями, в которых участвовали все деревенские жители.

Обязательны в традиции удмуртского народа новогодние ряжения. Что это такое? Ряжение похоже на русские колядки. В Новый год и Рождество надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые плясали, но при этом не произносили ни звука - просто создавали много шума с помощью различных предметов. Задача хозяина и хозяйки дома - узнать, кто же скрывается за маской ряженого. Считалось, что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах и способствуют большому урожаю, поэтому их радушно встречали в каждом доме. Каждому ряженому, вошедшему в дом, преподносили угощение. В некоторых деревнях обязательным в таких случаях было печеное изделие: хлеб, перепечи или просто горсть муки. Все это ряженые впоследствии отдавали скоту, чтобы он был крепким и здоровым.

Считалось, что время перехода к новому году таит опасность. В удмуртской традиции есть божество этого перехода - Вожо. Во время обрядов-переходов нельзя было издавать громкие звуки железными предметами. Персонажи ряженых - это представители мира предков, представители потустороннего мира. Поэтому они не говорят или пытаются издавать непонятные звуки.

Суженый-ряженый

В святочную неделю у удмуртов были распространены гадания. Например, девушки кидали валенок за порог во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок, - оттуда и ждать жениха. Еще наливали в большую ложку воды и клали ее на холодный подоконник. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появились бугорки - недобрый знак, а если поверхность ровная, то новый год будет благополучным. Делали и так: девушки раскидывали в разные стороны руки и пытались захватить как можно больше досок забора. Потом пересчитывали их, приговаривая: «Мешок - короб, мешок - короб». Если на последнюю доску выпадало слово «короб», значит, девушка выйдет замуж за богатого, а вот если «мешок», то жених окажется бедным.

Ряжение и гадания заканчивались на Крещение. Накануне, как и перед Рождеством, в домах наводили чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались. Между угощениями время проводили в разговорах, пении песен.

«Хлебные уши» на здоровье кушай

Традиционные блюда коренных жителей Удмуртии не меняются веками. Праздничный стол удмуртов сейчас, как и триста лет назад, богат пирогами с разнообразными начинками: с кашей, мясом, рыбой, картофелем, малиной. С давних времен особо любимы пироги с калиной.

Наиболее употребляемое удмуртами мясо - говядина, баранина. Свинина тоже бывает на столе, но реже. Причем в южных районах республики ее едят меньше - сказывается соседство с мусульманами Татарстана и Башкирии. Удмурты всегда разводили домашнюю птицу: кур, уток, гусей, причем предпочитали куриному мясо уток.

Удмуртский праздничный стол невозможно представить без пельменей. В столице республики Ижевске есть даже памятник пельменю.
«Пельнянь» - так удмурты называют пельмень. В переводе с удмуртского языка это означает «хлебное ухо». Происхождение слова многие ученые-лингвисты относят к Х веку. Удмурты тогда уже занимались земледелием и животноводством, а значит, имели необходимые для приготовления пельменей муку и мясо. Готовятся удмуртские пельмени не только с мясом, но и с рыбой, овощами, грибами, творогом, ягодами и даже с травами - рецептов этого блюда множество.

Перепечи - еще одно незаменимое блюдо удмуртского праздничного стола. Это корзиночки из теста с приподнятыми и защипнутыми краями, в которые закладывают начинку - это может быть все что угодно. Перепечи готовят с мясом, картофелем, грибами, капустой, редькой, кашей, различными лесными травами, перемешанными с омлетом и луком. Удмурты подают перепечи всегда сразу с огня, очень горячими.

Блины удмурты пекут в печи, готовят их из пресного теста, которое называется мырим. Подают на стол с традиционным белым соусом зырет из муки, молока и масла. Во многих удмуртских семьях и сейчас популярны лепешки - табани, которые, как и блины, выпекаются в печи.

Зимний дед

Тол Бабай - именно так зовут удмуртского Деда Мороза. По поверьям древних удмуртов, на прикамских просторах жили великаны - алангасары. Когда на земле появились люди, великаны решили уйти на далекий север, в полуночный край Уйпал. Только один великан не покинул родные места. Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но не испугались. Вместе они начали играть в снежки и кататься с гор. Детвора с увлечением слушала волшебные рассказы великана. Нового друга дети назвали Тол Бабай, что означает «зимний дед».

Рождественские традиции и обычаи удмуртского народа
Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес. А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях. Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже - ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания. Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука - просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые - соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года - это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода - Вожо. Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда - предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых - это все представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж. Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» - выйдет замуж за бедного, если «короб» - за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Катание с горы.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Украшение елки

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

ЛЫМЫНЫЛ (СНЕГУРОЧКА)

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка). С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры. На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.

Лучшее - всем.

Но о детях думали в первую очередь при разработке концепции празднования Нового 2019 года. Их каникулы должны быть яркими и весёлыми, независимо от того, в каких условиях проживает ребёнок. Ни один не должен остаться без праздничного представления и подарка. Именно этим руководствовались организаторы праздника.

При разработке концепции празднования Нового года мы придерживаемся тезиса -- отметить Новый год по-новому. Сделали акцент на два таких направления: максимально важно, чтобы дети почувствовали на себе все эти замечательные новогодние моменты, и второе - создание атмосферы праздника для всех жителей республики, - рассказывает о концепции Сергей Смирнов, руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.

С 19 декабря по 8 января дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, посетят благотворительные театрализованные представления, которые подготовят для них театры. На одном из совещаний мы обратились к республиканским учреждениям культуры с предложением те спектакли, которые идут на платной основе, показать бесплатно детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Все учреждения поддержали это предложение - ни один театр не отказал. Новогодние подарки получат 41 890 детей, это принципиально больше, чем в 2016 и 2017 годах. А 25 декабря в Театре оперы и балета состоится ёлка для детей, добившихся высоких результатов в учёбе, спорте и общественной деятельности. Это мероприятие посетит и Глава Удмуртской Республики. Мы хотим сделать этот праздник аналогом кремлёвской ёлки, на которую мечтают попасть все дети. Для этого детского праздника написан уникальный сценарий, наши режиссёры разрабатывали его несколько месяцев. Здесь дети увидят всех национальных героев, которые вместе с современными героями спасают Новый год. Нам хотелось, чтобы было уникальное шоу, на которое дети стремились бы попасть и лучше учились и достигали результатов в спорте.

Что касается жителей и гостей республики, то уже сейчас они смогут составить свою личную программу празднования Нового года, чтобы не пропустить ни одно значимое событие праздника.

В Ижевске несколько площадок для новогодних праздников. Мероприятий на них будет очень много. Перечислим только некоторые из них на главной сцене праздника - Центральной площади Ижевска.

2 января можно будет увидеть световидеошоу (это вообще новинка для Ижевска!) и состоится концерт группы «Ундервуд».

Интересные мероприятия обещают и другие площадки - парк имени Кирова, набережная Ижевского пруда, Открытый сад, спортивные объекты.

Новогодний сайт и сюрпризы.

Чтобы жителям Удмуртии легче было ориентироваться в такой обширной программе, составлен единый календарь новогодних событий. Вам нужно запомнить всего два пункта: на Центральной площади Ижевска каждый день новогодних каникул представления для детей будут начинаться в 12 часов, вечерние - в 19.00.

В Удмуртии специально создан сайт к Новому году: http://2019.izh.ru Организаторы праздника держат некоторые моменты в секрете. На Центральной площади с 25 декабря по 7 января развернётся ярмарка. Здесь будет не только наша традиционная удмуртская продукция, но и пельмени с необычными начинками, безалкогольный глинтвейн и травяной чай. Также ожидается сюрприз - фирменный напиток под названием «Удмуртия заряжает», рецепт которого держится в секрете. Новинку можно будет попробовать только в Ижевске и делать его будут только в новогодние каникулы.

Ещё одним сюрпризом станут семь картин от дворника-художника Семёна Бухарина. Он поменяет метлу и лопату на снегоход и каждый день будет рисовать новую картину на поверхности Ижевского пруда.

Сюрпризом станет и новогодняя иллюминация. Город будет по-другому освещён. Более 500 различных элементов будут установлены на праздники только «Горсветом». Преобразится и Центральная площадь, проводимое там благоустройство не помешает прогулкам горожан и гостей столицы.

Забор будет максимально сдвинут к 25 декабря, для горожан и гостей столицы будет сделана прогулочная зона, которая позволит спокойно гулять в новогодние дни от Центральной площади до набережной пруда. Техническая зона останется за забором в целях безопасности горожан, само ограждение будет оформлено в стилистике новогодней кампании. Ширина прохода будет достаточной - до 15 метров, - рассказал о планах благоустройства глава Ижевска Олег Бекмеметьев.

Что будет бесплатно.

Многие мероприятия новогодней афиши бесплатные. Точнее, всё, что можно было сделать бесплатным, - сделали. Плату предполагается взимать за прокат инвентаря (лыжи, коньки и так далее), еду и напитки и вход в снежный городок «Фан в кубе» (он находится в парке Кирова). Бесплатным будет и самый длинный каток в парке Кирова - около 400 метров, там обещают залить левую сторону центральной аллеи.

Справка *

27 декабря в 16.00 на Центральной площади будет открыта главная ёлка и ледовый городок. Оформление полностью посвятят Году театра, объявленному в новом 2019 году. На площадке у главной сцены появятся фигуры сказочных персонажей: Щелкунчик, Жар-птица, композиция «Руслан и Людмила». А также большой игровой комплекс «Дворец Спящей красавицы» и лабиринт-горка «Сырный город». У главной сцены установят фигуры Деда Мороза и Снегурочки.

Инициатором строительства ледового городка выступила арт-группа «Творческая дача». Это художники, которые работают на фестивалях «Удмуртский лёд» и «Ангелы и архангелы». Уже сейчас завезён лёд из Пычанского пруда (Завьяловский района), и начинаются работы.

Со второй декады декабря и Ижевске появится фирменное оформление. В основу фирменного стиля легли салюты, фейерверки и уличные конструкции. В Ижевске всего планируется установить 100 ёлок.

Ежедневно с 28 декабря на центральной сцене на Центральной площади (с 12.00 до 13.00) будут показывать новогодние детские интерактивные представления.

Казалось бы, до Нового года еще почти два месяца. Но задуматься о том, где его отметить, стоит уже сейчас. Именно поэтому «Комсомолка» подготовила для вас справочник с базами отдыха, где для гостей готовят праздничную программу с поздравлениями Деда Мороза и Снегурочки.

Оздоровительный комплекс «Березка»

9 км Якшур-Бодьинского тракта

2-местный номер – 3500-5000 руб.

4-местный номер – 5500-6000 руб.

В стоимость входит: поздравление Деда Мороза и Снегурочки, новогодняя дискотека с 00:30 до 05:00, игровая комната с аниматором 31 декабря с 18:00 до полуночи.

Еду и напитки нужно брать с собой.

Дополнительные услуги:

Баня (до 10 человек) – 2100 руб. за 2 часа, каждый последующий час – 850 руб., каждое дополнительное место в баню – 200 руб.

Мангал с дровами (без угля) – 500 руб. за 8 часов

Решетка для барбекю – 50 руб.

Инвентарь (лыжи, коньки, тюбинги) – 100 руб. за час

Бронирование по тел. 59-25-15

Оплата по адресу: ул. Карла Маркса , 219а, оф. 206

Лыжный комплекс им. Галины Кулаковой


14-й км Як-Бодьинского тракта (лыжная база «Югдон»)

Цена за сутки: без банкета – 1900-2000 руб. с человека, с банкетом – 3700-4900 руб. с человека.

В стоимость входит:

Без банкета - проживание в номере выбранной категории, дискотека, праздничные гуляния 1 января, страховка

С банкетом - проживание в номере, банкет, развлекательная программа, завтрак, праздничные гуляния 1 января, бассейн, страховка.

Дополнительные услуги:

Баня с бассейном, сауна (до 12 человек) - 1000 руб. за 1 час

Прокат лыж, тюбингов, аренда мангала, бильярд - 100 руб. за час

Настольный теннис - 50 руб. за час

В каникулы:

Комната на дневное пребывание - 1000 руб.

Комната на сутки - 550-800 руб. с человека

Бронирование по тел.: 8-912-745-93-97, 8-912-858-53-04

Детский оздоровительный лагерь «Дружба»

14 км Якшур-Бодьинского тракта, за п. Югдон

Цена за сутки: взрослый – 3300-5800 руб., ребенок – 2700-4000 руб.

В стоимость входит: проживание в номере, новогодний банкет с развлекательной программой, поздний завтрак, праздничные гуляния 1 января, страховка.

Шоу-программа: ведущий, Дед Мороз и Снегурочка, конкурсы и розыгрыши, музыкальные, танцевальные шоу, зажигательная дискотека.

Дополнительные услуги:

Сауна (до 15 человек) - 1400 руб. за час

Баня (до 12 человек) - 950 руб. за час

Русская баня - 1200 руб. за час

Прокат лыж, коньков, тюбингов, аренда мангала - от 50 руб.

Бильярд - от 120 руб. за час

Настольный теннис - от 60 руб. за час

Аэрохоккей - от 50 руб. за час

Катание на собачей упряжке - 200 руб. за круг

Лазертаг - 300 руб. за час

Пейнтбол - от 600 руб. за игру

Веревочный парк - от 250 руб. за 1 проход

Бронирование по тел. 8-912-858-53-04

Клуб-отель «Радуга»


33 км Якшур-Бодьинского тракта

Цена за двое суток: взрослый – 5500-11 000 руб., ребенок до 3 лет – 1000 руб., ребенок до 14 лет – 5000-8000 руб. (цена зависит от уровня номеров).

В стоимость входит: проживание, новогодний банкет с развлекательной программой (меню утвержденное, спиртные напитки заказывают по алкогольной карте заранее, дети до 14 лет по детскому меню), 2 завтрака по системе «шведский стол», развлекательная программа на улице, праздничный ужин с развлекательной программой 1 января, спортинвентарь (лыжи, тюбинги, коньки, бильярд, настольный теннис, дартс), сладкие подарки для детей, детский мини-клуб, детская новогодняя елка, медицинская страховка, стоянка.

Дополнительные услуги : бани, сауна, мангалы, катание на лошадях, караоке, пейнтбол (по предварительному бронированию и договоренности).

Бронирование по тел. 500-100

Спортивный комплекс «Чекерил»


Завьяловский р-н, дер. Шудья

Аренда дома на двое суток: взрослый – 12 200 -17 000 руб., ребенок до 12 лет – 6 100-15 100 руб., ребенок до 6 лет – 1000-4000 руб.

В стоимость входит:

Для взрослых - проживание, новогодний банкет с развлекательной программой, 2 завтрака, развлекательная программа на улице 1 января, глинтвейн, пользование бассейном, джакузи, финской сауной с 7.00 до 11.00, мангальная зона, расширенная медицинская страховка, карточка на услуги СК «Чекерил» номиналом 500 руб., стоянка.

Для детей – проживание и питание по выбранной программе, детская новогодняя елка, сладкий новогодний подарок, работа детской игровой комнаты, развлекательная программа на улице 1 января, безалкогольный глинтвейн, пользование бассейном, джакузи, финской сауной с 07.00 до 11.00, расширенная медицинская страховка.

Дополнительные услуги: прокат горнолыжного оборудования, беговых лыж, тюбингов, коньков, аренда банного комплекса вместимостью до 30 человек: бассейн – 11м, джакузи, турецкий хамам, 2 финские сауны, ведро «Русский душ», купель, барная зона.

Бронирование по тел. 930-493

КСТАТИ

Базы отдыха, где не будет праздничной программы. Но здесь можно организовать праздник самим.

База отдыха «Рябинушка»


Сарапульский район, д. Дулесово

Заселение: комната на 2 человека – 2000 руб. в сутки, дом на 8 человек – 9600 руб., дом на 6 человек – 7100 руб., дом на 4 человека – 4700 руб., дом на 4 человека – 4700 руб.

Баня – 1000 руб. за 2 часа, банная простыня – 50 руб., полотенце – 70 руб.

Мангал – 200 руб. за разовое пользование (одно приготовление), дрова (не более 3 кг) – 200 руб., уголь – 200 руб. за 3 кг, шампуры, решетки-барбекю – 50 руб. за разовое пользование

Бильярд – 250 руб.за час

Предоставление посуды (кастрюля, половник, сковорода) – 100 руб. за сутки

Бронирование по тел. 64-08-88

База отдыха «Молдаванский пруд»

с. Завьялово, ул. Гольянская, Молдаванский пруд

Дом – 30 000 за сутки на 10 человек.

В стоимость входит: русская баня на дровах с душем (не ограничено), бассейн, караоке, спутниковое ТВ , камин, кухня, большой двор с живой новогодней елкой и детской площадкой, мангал, казан, крутая горка с тюбингами, ныряние в прорубь, игры в шашки, шахматы, нарды, подарки детям от Деда Мороза.

Новогоднее меню: в стоимость войдет небольшой набор алкогольных и безалкогольных напитков.

Дом (без ночевки) – от 900 руб. за час (до 10 человек)

Бронирование по тел. 77-57-98

Коттедж «Бобровый лог»


Завьяловский р-н, с. Юськи

Коттедж (в новогоднюю ночь) - 30 000 руб.

В стоимость входит: 12 спальных мест, баня - 3 часа (каждый последующий час – 700 руб.), постельное белье, мангал, решетки-барбекю, посуда.

В каникулы:

Большой дом – от 15 000 руб. (до 15 человек за сутки)

Маленький дом – от 8000 руб. (до 12 человек за сутки)

Баня по договоренности

Бронирование по тел.: 8-982-998-44-75, 8-965-844-33-36

Тюбинг-парк «Болгуры»

Воткинский район, д. Болгуры, 38 км от Ижевска

Места на новогоднюю ночь в парке уже заняты. Зато здесь можно весело провести рождественские каникулы.

Цены:

Аренда дома (от 6 человек) – 6000 руб. за сутки за весь дом

Баня (до 10 человек) – 1000 руб. за час. Действует акция: при оплате 4 часов бани, 2 часа в подарок

Тюбинг + 2 подъемника – 300 руб. за час

Троллей (тарзанка 520 метров) – 300 руб. за спуск (40 секунд)

Банан со снегоходом - 250 руб.

Банкетный зал (до 50 человек) – от 8000 руб.

Беседка – от 500 руб. 3 часа

Бронирование по тел. 56-13-26

Усадьба «Мирное»

12 км от Ижевска, район Ягула

Аренда дома - 1000 руб. с человека в сутки

Баня с бассейном - 700 руб. в час (до 20 человек)

Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес. А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях. Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже - ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания. Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука - просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые - соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года - это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода - Вожо. Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда - предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых - это все представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж. Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» - выйдет замуж за бедного, если «короб» - за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Катание с горы.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Украшение елки

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

ЛЫМЫНЫЛ (СНЕГУРОЧКА)

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка). С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры. На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.