Что можно поощрять ребенка. Поощрение детей: как и зачем поощрять

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно поощрять ребенка.

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями.

Во-первых, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение ребенка. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый» -пытается опровергнуть похвалу своим поведением.
Поэтому похвала всегда должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Во-вторых, не хвалите ребенка за естественные вещи. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

В-третьих, не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то полностью поменяет характер поведения - из «творчества» превратится в «зарабатывание денег».

Какие возможны формы поощрения детей:

Поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением.

Выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может носить личный характер: «Спасибо, Саша, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

И главное, не забывайте о том, что для ребенка по-настоящему важно. Ведь, кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение - словом, все то, на чем строится настоящий язык любви и доверия…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно подготовить ребенка к школе.

Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка (будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, ра...

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всяк...

Слово воспитание состоит из приставки Вос- и Питание . Приставка Вос - означает направление действия, движения вверх. Питание - еда, пища. Получается, что Воспитание - это высокая пища, еда. А воспитатель - это человек, который стремится питать ребёнка высокими понятиями, чувствами, высоким питанием.

Процесс воспитания представляет собой упорный совместный труд взрослого и ребёнка. Труд, направленный на совершенствование задатков ребёнка и на его адаптацию к окружающему миру, на подготовку ребёнка к взрослой жизни. О каждом человеке у Бога свой промысел. Задача нас, взрослых, увидеть в ребёнке промысел Божий о нём, его таланты и способности и помочь ребёнку развивать их.

Конечно, приоритет в ребёнка отдаётся семье. Но мы, по роду своей профессиональной деятельности, как воспитатели, несём ответственность за воспитание ребёнка и перед людьми, и перед своей совестью, и перед Богом.

Главное нравственное качество, необходимое в жизни любому человеку, это послушание. Послушание называют царицей добродетелей. Именно этой добродетели не хватает современным детям, и взрослым тоже. Воспитатель может помочь ребёнку в воспитании такого необходимого в жизни качества, как послушание.

Для начала ответьте себе на вопрос: для чего мне нужно, чтобы дети в группе меня слушались?

Одно дело запрещать или принуждать, заботясь о спасении души и жизни ребёнка. Ведь ребёнок, не имея ни жизненного опыта, ни развитых аналитических способностей, не может проанализировать последствия своих желаний и поступков, и то, что ему кажется хорошим, может привести к тяжким последствиям. Поэтому совершенно очевидно, что воспитатель подчиняет и направляет волю ребёнка, чтобы дать ему что-то доброе, уберечь от зла.

И совсем другое - пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.

Чтобы требовать от ребёнка соблюдения любого нравственного правила, в том числе и послушания, мы должны обладать этим нравственным качеством, прежде всего, сами. Если окружающие ребёнка взрослые заражены духом вольномыслия, неуважения законов Божеский и человеческих, не признают никаких авторитетов, там невозможно воспитать детей в послушании.

Есть три кита, на которых строиться система воспитания детей: поощрение, наказание, последствия (ответственность за поступки). Давайте вспомним их, рассмотрим конкретное их применение в наших отношениях с детьми.

Самая, на мой взгляд, трудная задача - это построить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для данного конкретного ребёнка, учитывала его особенности и психологические ресурсы.

Поощрение ребенка в процессе воспитания

Итак, поощрение. В него входит похвала и непосредственно поощрения: материальные и нематериальные.

Во-первых, о похвале. Для ребёнка оценка взрослых является строительным материалом, из которого в представлении ребёнка постепенно складывается его собственный образ. Откуда ему знать, какой он на самом деле? Это часто порождает , которые в дальнейшем приведут к более серьезным проблемам.

Если ребёнок постоянно слышит, что он то делает не так и это не этак, он начинает считать себя неряхой, неумейкой, тотальным неудачником. Одни дети, как улитка, прячутся в свою раковину, у них развивается повышенная застенчивость. Другие, побойчее, бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают, кривляются. Ребёнок ведёт себя настолько плохо, что хвалить его реально не за что, да и не хочется. Однако без этого улучшений не будет. Как говорится, без вариантов.

Представьте себе, когда главный человек в вашей жизни, от которого вы вдобавок полностью зависите, всё хорошее воспринимает от вас как должное, но зато при каждом удобном случае указывает ваши промахи и недостатки. Вряд ли вы сочтёте это проявлением любви. Скорее наоборот, решите, что к вам относятся плохо, с предубеждением. Почему же ребёнок должен рассуждать иначе?

Поэтому дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Это соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе.

Похвалой мы устанавливаем для ребёнка систему координат. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём правильные ориентиры. Так как характеры у детей разные и то, что одному даётся легко, другой делает со скрипом, а то и вообще предпочитает не делать. Здесь взрослым нужно соблюдать два главных условия.

  • 1. Нужно особенно их хвалить за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом.
  • 2. Стараться облегчить им задачу. Например, не нужно застенчивого ребёнка ставить ведущим, на главные роли. Лучше, если он будет выполнять какие-то действия в коллективе. И, конечно, потом похвалить его за хороший результат.

А если захвалим? Не бойтесь, не захвалите. На похвалу нужно смотреть как на лекарство, которое можно и должно применять умеренно, - с рассудительностью. Похвала является мощным средством поощрения ребёнка к трудолюбию, старанию, аккуратности, послушанию.

Разумеется, не надо похвалой внушать ребёнку, что он лучше других. Это настраивает на соперничество. Наоборот, учите ребёнка радоваться не только своим, но и чужим успехам, воспитывайте в нем дружелюбие и доброжелательность.

Всё вышесказанное не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечаний должно быть намного меньше, чем похвал. Общий фон, настрой в группе обязательно должен быть позитивным.

Чтобы нормально развиваться и расти, каждый ребёнок хочет слышать такие слова: «Как я рада, ты так хорошо сделал!»

Бывает, что не хочется хвалить ребёнка. Воспитателю необходимо как можно скорее усвоить мысль, что трудному ребёнку, нервному, плохо управляемому, неспособному по тем или иным причинам вписываться в коллектив и соблюдать установленные там правила, совершенно необходимо положительное подкрепление.

Без похвалы и различного рода поощрений он не сможет исправиться, не сможет двигаться вперёд. Дошкольнику совершенно необходима уверенность в том, что его любят за то, что он есть.

Что же делать, если не хочется хвалить этого ребёнка?

  • 1. Разобравшись в ситуации, поняв причины своего раздражения или отчуждения, нужно сдерживать свои неправильные реакции, бороться с собой, и с тем, что вам мешает в ребёнке.
  • 2. Попытайтесь увидеть в ребёнке хорошие качества. А на плохие усилием воли закрывайте глаза. Со временем у вас произойдёт перестройка восприятия.
  • 3. Фон, на котором происходит воспитание, обязательно должен быть позитивным.
  • 4. Бывает, что в группе воспитатель терпит детские выходки, раздражение постепенно накапливается, и, наконец, он в гневе обрушивается на детей. Лучше до взрыва не доводить, а наказать заводилу раньше, пока вы ещё сохраняете самообладание.
  • 5. Имеет смысл учить держать себя в руках, общаться доброжелательно. Суровый, но спокойный тон отрезвляет непослушных детей эффективнее, чем истерические вопли. Истерика - оружие слабых.

Теперь о поощрениях. Педагогично ли давать детям за хорошее поведение награду? Здесь всё зависит от уровня сознательности человека. Маленькому ребёнку для преодоления трудностей, кроме ума, требуются ещё сила воли, желание доказать себе и другим свою состоятельность. А эти качества у многих детей проявляются к подростковому возрасту.

Поэтому положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во-первых, при отсутствии более высокой мотивации. (А мы сказали, что она ещё не сформирована в силу возраста). И во-вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

А если будет просить за каждый чих? Говоря о просьбах «на всякий чих», нужно заметить, что навязчивое выклянчивание благ, как правило, наблюдается у детей, страдающих от ревности, испытывающих острый дефицит родительской любви. Таким образом, они подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками, развлечениями.

Поведение такого ребёнка оставляет желать лучшего, взрослые начинают кричать, наказывать его и возникает замкнутый круг. Столкнувшись с такой ситуацией, взрослым необходимо понять: уже одно то, что ребята вместо привычных упреков начнут получать какие-то поощрения, разрядит обстановку.

Причем, поощрение не в виде подачи «чтобы отстал», а как заслуженную награду. Одно дело быть молодцом, умницей, и другое - назойливой мухой. Эту разницу понимают даже четырёхлетки.

Поощрения могут быть и нематериальными: совместная игра, лишняя прочитанная сказка, разрешение чуть подольше поиграть - всё это тоже может быть преподнесено в качестве награды.

Важно также, чтобы поощрение ребёнка не выглядело как заискивание, этаким задабриванием дикого зверя. Дети прекрасно чувствуют, когда взрослые их боятся, и, соответственно, ещё больше тогда распоясываются.

Музыкальный руководитель детского сада

Токарева Лариса Олеговна

Каждый ребёнок имеет право на внимание, ласку, похвалу. Только родительское чутьё подскажет, в какой форме оказывать это внимание и нуждается ли ваш ребёнок в похвале.

Поощрение и наказание для детей

Как и за что хвалить ребёнка? Трудности родителей в использовании приёмов и методов похвалы, поощрения, прежде всего, связаны с тем, что многие из них представляют воспитание, как исправление каких-либо ошибок, неверного поведения ребенка. Такая точка зрения ошибочна, так как воспитывает не столько отрицательное, сколько положительное. Пример, родился ребёнок, он получает положительное подкрепление от матери (прикосновение ласковых рук, улыбка, нежные колыбельные песенки и т.п.). Слова поощрения детей слышатся и в раннем возрасте очень часто. Когда малыши подрастают, многие родители думают, что более действенны запреты, замечания, наказания. В действительности же дело обстоит так, что необходимо использовать в воспитании и поощрения, и наказания. Меры поощрения и наказания ребёнка в семье определяют сами родители, что вполне естественно, это две стороны одного процесса. Будет лучше, если поощрение преобладает над наказанием.

Работая с детьми в детском саду, я очень редко слышала от родителей вопрос, зачем хвалить ребёнка и как хвалить. Обычно задают вопросы типа: «Что нам делать, сын не хочет собирать игрушки перед сном. Не любит читать. Не слушает, когда его просишь что-либо сделать». Мы решили провести родительское собрание по теме «Дозировка поощрений и наказаний». Перед собранием родителям раздали листок с вопросами «За что хвалим и за что наказываем своего малыша?». Нужно было просто перечислить дела, за которые ребёнок получил похвалу или поощрение. К удивлению самих же родителей у всех оказался почти одинаковый результат – число наказаний превосходило число поощрений. Причины и дозировка соотношений были, конечно, разные, но большинству родителей трудно хвалить своего ребёнка, им кажется, что если ребёнок поступает так, как они от него требуют, то это само собой разумеется, вполне естественно. Они сосредотачивают своё внимание на ошибках, промахах малышей.

Поощрения ребенка дома

За что же можно хвалить ребёнка? Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка: поощрение детей за хорошее поведение, усилие, которое делает ребёнок в процессе деятельности. Так: ваш ребёнок не умеет рисовать, но задание учителя по рисованию выполняет старательно.

Похвалите малыша за то, что он сделал, пусть не очень хорошо, но ведь он ответственно отнёсся к выполнению. Хвалите за полученную четвёрку по математике. Ну и что, что вы ждали пятёрку, ведь четвёрка то же хорошая отметка, её получение связано с усилием и старанием вашего ученика – не заметить этого и не похвалить – большая ошибка. Именно потому, что родители редко хвалят своих детей, у ребят создаётся «хронический дефицит поощрений».

Значение похвалы для ребёнка

Следует помнить, что значение поощрения для детей имеет одну важную особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения. Задача родителей – научить радоваться успеху.
Поощрение не даёт «тормозить» внутренней радости детей от проделанной ими работы, от затраченных усилий. Очень хорошо, если ваше поощрение подчеркнёт способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и его радость от достигнутого успеха.

Меры поощрения ребёнка в семье – поощрением может служить и благодарность детям. Благодарность можно и нужно проявить за душевную чуткость ребёнка, его доброту по отношению к близким ему людям, умение находить правильное решение в трудной ситуации. Благодарность и похвала особенно нужна стеснительным нерешительным детям. Таким детям необходимо внушать чувство уверенности в своих силах, фиксировать внимание даже на выполненных относительно лёгких заданиях. Разумеется, хвалить и благодарить следует с учётом особенностей детей, возможностей семьи и действительных достижений. Перехваленный ребёнок трудно приспосабливается к жизни вне семьи. Такие дети очень часто стараются любой ценой получить требуемое вознаграждение.

Как можно сохранить способность ребёнка радоваться делу? Награждать этим делом. Пример, Даша любила мыть посуду, но ещё была мала и не умела её мыть, а игрушки за собой убирать никак не хотела. Мама пошла на хитрость, сказав ей однажды: «Будешь собирать игрушки перед сном, научу мыть посуду». Уловка мамы сработала. Сначала она научила девочку мыть ложки и вилки, затем кружки, так девочка привыкла мыть посуду после приёма пищи. Вскоре это поощрение переросло в постоянное поручение. Современный быт ограничил потребности в домашнем труде, но всё равно можно найти почётную обязанность для своего ребёнка, если постараться. Например, ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста в качестве похвалы научить пользоваться пылесосом, разрешить играть на компьютере, которыми раньше запрещали пользоваться. Постепенно пусть работа с пылесосом станет его постоянным поручением, а игра на компьютере – наградой. Наградой и поощрением может служить участие ребёнка в подготовке к приёму гостей, приготовлении подарка бабушке на день рождения, уход за животными. Девочка хочет помогать маме в приготовлении пирога – используйте её желание в качестве поощрения, затем это может перерасти в поручение. Давая ребёнку то или иное поручение в качестве похвалы, вы подчёркиваете возросшую компетентность его, достижения успеха в поведении, в проделанной работе и т.д.
В общем, конкретный путь поощрений и похвалы зависит от условий семьи. Важно при этом одно: предоставляя ребёнку возможность для новых видов деятельности, вы утверждаете его успехи, которых он достиг, и поощряете на дальнейшее самосовершенствование.

Нельзя использовать поощрения и наказания в воспитании детей по логике естественных последствий: «хорошо учишься – получай деньги на кино, лакомство». Это больше похоже на подкуп, а не на поощрение. Можно, конечно, материально поощрять ребёнка за хорошую учёбу, только выглядеть это должно солидно, например, как премия за хорошо проделанную работу. Иначе в сознании детей внедрится представление о том, что важно получить хороший балл, а как будет достигнут успех, особого значения не имеет. Следует помнить, что однажды может случиться так, что вкус конфеты окажется для ребёнка горьким.

Правила поощрения детей Я.Корчак определил примерно так — ребёнку необходимо внушать чувство уверенности, фиксировать внимание на его достижениях и успехах. При этом очень важно, чтобы похвала и поощрения были для детей стимуляторами к самостоятельной деятельности, но в то же время не следует переутомлять ребёнка своими требованиями, не завышать их, а показать, как успешно малыш может справиться с работой.

>> Поощрение детей

Методы поощрения детей. Как поощрить ребёнка?

Существуют разные методы поощрения детей и это неспроста. Без поощрения ребёнок не может нормально развиваться. Даже взрослый человек с уже сформированной психикой не может обходиться без поощрений. Неспроста многие работодатели выплачивают своим отличившимся работникам премии, награждают медалями и сувенирами и выражают устные и письменные благодарности.

А у ребёнка эта потребность ещё выше, но многие родители не знают, как можно поощрить ребёнка . И их методы выглядят странно и вызывают, мягко говоря, удивление. Ранее у нас уже была вводная статья и подробная статья о том, . А сейчас мы подробнее поговорим об их поощрении.

Для чего нужно поощрять детей?

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого. Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно. и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: "Вы не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему".

Как нельзя поощрять ребёнка?

Нельзя поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный вред развитию их личности.

Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей, которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей желает такой "участи" для своего ребёнка.

На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается. Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе . Если же дети не будут выполнять то, что им нужно делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.

Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец позвал сына и начал с ним разговор:
- Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
- Я не хочу.
- Ну, хорошо. А кто должен идти?
- Ты. Или мама.
- Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай, Кирилл, мы же одна семья, или нет?
- Да, одна.
- А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
- Да, должны.
- Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила, дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем, что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
- Нет, не хочу. Только я маленький пока.
- Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
- Нет.
- Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо. Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый пример показал, насколько грамотно исполнил свою .

Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением. Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью. А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.

Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные просьбы.

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений - это похвала. Ребёнок ищет признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и "степень" похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его "достижение" до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи. Хвалить нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл, помыл руки и убрал на место одежду - вряд ли стоит его хвалить. Потому что, в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, "на автомате". Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно. Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел, которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: "Не нужно, ты можешь разлить воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать, топнула ножкой и вышла из комнаты".

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: "Мама, я покатаюсь на качелях?" Мама ответила: "Хорошо, только дай, я тебя сама посажу, а то ты можешь удариться". Когда мама его усадила на качели, Максим сказал: "Мама, давай, я сам раскачаюсь", но мама ответила: "Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть". И Максим просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает его всякой самостоятельности: "Давай руку, я помогу тебе забраться на неё. А то можешь упасть и удариться". Прокатившись пару раз, мальчик сказал, что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался, не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся с прогулки "живой и здоровый". И никак не понять маме этого малыша, что усилия мамы предотвратить его "травмы", на самом деле лишь подчёркивают, что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен, чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря. Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача - понаблюдать, помочь, при необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: "Ну, ничего страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится".

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните, что счастье детей и - в ваших руках.

Система похвалы и наказания практикуется в воспитании всех детей, но вот проблема в том, что родители не всегда правильно знают, как применять ее. Поэтому в поведении детей чаще можно заметить больше негатива, чем позитива. И не все понимают, что поощрение детей дает более качественные результаты, чем их наказание.

Все родители привыкли, что поощрение и наказание детей должно зависеть от того, как ребенок ведет себя . При любых проступках следует наказание, а за какие-либо достижения будет похвала. Но вот родители чаще всего не замечают или не обращают внимания на малейшие детские достижения, воспринимая их как должное. Свое родительское внимание они концентрируют только на плохих поступках, за которые следует наказать. И потом родители жалуются, что их ребенок ведет себя плохо, и его не за что поощрять.

А ведь на самом деле поощрение детей может быть намного эффективнее, чем их наказание . Поощрять ребенка следует правильно. Действительно, не любое поощрение в семье может считаться правильным с точки зрения процесса воспитания. Так, родители часто пользуются откупом - они дают ребенку сладости или деньги за выполненную работу или хорошие оценки. Чем вам не поощрение? А ведь такой подход к поощрению детей неверен. Родители сами создают ситуацию, в которой ребенок учится не видеть свои достижения, а получать за них что-то ценное. Такие меркантильные отношения приводят к тому, что ребенок может возненавидеть физический или умственный труд, ведь за него ему в прямом смысле слова платят.

Не все родители понимают, что плохое поведение их детей напрямую связано с тем, на чем именно концентрируют внимание взрослые . Если родители обращают больше внимания на плохое поведение, то дети будут продолжать вести себя таким же образом. Если же акцентировать внимание на хорошем поведении, то поощрение детей принесет отличные результаты. Главное - правильно подбирать слова для похвалы и поощрения.

Подумайте, какие способы поощрения детей вы используете? Некоторые могут ответить, что это какая-либо награда за хорошее поведение (сладости или деньги). Для других поощрение детей - это освобождение от некоторых обязанностей, например, помыть сегодня посуду или убрать у себя в комнате. Но такое поощрение детей в корне неверно. Взрослые, сами того не понимая, изначально неправильно относятся к детям. Детей следует не баловать постоянно, а награждать за их достижения .

Для начала пересмотрите ваши высказывания в сторону ребенка , когда вы видите, что он чего-то не сделал. Все высказывания с негативным контекстом приведут к тому, что ребенок будет продолжать свои действия, которые приносят плохие результаты. Например, «ты снова не убрал свои игрушки» будете говорить вы, когда в следующий раз увидите беспорядок в комнате. Но когда ребенок наконец-то сам уберет свои игрушки, вы этого не заметите и подумаете, что его действия следует воспринимать, как само собой разумеющееся. А ведь простой фразы «молодец, как у тебя чисто в комнате!» было бы достаточно, чтобы подтолкнуть ребенка к выполнению нужных вам действий в следующий раз.

Поощрение детей также можно разработать в определенной системе . Напишите список дел, которые должен выполнять ваш ребенок каждый день. Вечером ставьте напротив каждого пункта звездочки. За выполненную работу всегда должна быть похвала. А вот к тому, что осталось невыполненным, следует относиться безразлично. За выполнение всех обязанностей должно быть поощрение ребенка. Это может быть поход в цирк или зоопарк. Пускай ваш ребенок увидит, как он добивается определенных успехов.

Поощрение детей также можно делать и в другой форме. Если ваш ребенок отказывается делать что-то, не кричите на него. Замените негативное выражение позитивным, но с уговором «если» . Например, не говорите, «ты опять не хочешь чистить зубы». Замените это выражение на такое: «если ты сейчас быстро почистишь зубы, у нас останется еще время, чтобы прочитать тебе две сказки вместо одной». Как видите, вы не наказываете ребенка, а просто корректируете его поведение так, как вам это нужно.

Следует учесть, что поощрение детей также может зависеть от их личностных качеств. Так, есть дети, которые не могут добиваться целей самостоятельно . Им всегда нужно, чтобы ими кто-то руководил. Любые собственные достижения следует поощрять, чтобы ребенок смог поверить в свои силы.

Существует еще один тип детей, которые стараются выполнить всю работу очень тщательно . Они переоценивают свои возможности и берутся за любое задание с такой щепетильностью, что чаще всего бросают все дела на полпути, так и не выполнив их, ведь они не могут отличить главное от второстепенного. В этом случае поощрение детей должно происходить не за окончательный результат, а на протяжении всего процесса выполнения работы, чтобы дать им почувствовать уверенность в своих силах.

Детей, которым все удается без особых проблем, следует поощрять очень осторожно . Дело в том, что в этом случае поощрение детей может нанести больше вреда, чем пользы. Подобный ребенок может стать слишком самоуверенным. К тому же, он может обесценивать достижения других детей, таким образом ставя себя выше других. Хвалить такого ребенка следует не за все заслуги, а только за те, которые дались ему действительно с трудом или же за помощь, которую он оказал другим детям. Только в этом случае поощрение ребенка будет эффективным.