Что такое градиент? Виды градиентов. Градиентное преобразование

Для создания плавных переходов между двумя или несколькими цветами существует специальный инструмент «градиент».

Рассмотрим, как можно создавать градиентные заливки изображения или его частей в программе Photoshop.

Градиентная заливка может быть:

    Linear (линейной) – плавный цветовой переход в одном направлении;

    Radial (радиальной) – плавный цветовой переход от центральной точки во всех направлениях;

    Angle (угловой) – плавный переход цветов, меняющихся по окружности в направлении по ходу часовой стрелки;

    Reflected (отраженной) – линейная градация со своим зеркальным отражением;

    Diamond (ромбовидной) – серии концентрических ромбов или квадратов.

Рассмотрим, как выполнить градиентную заливку.
Создадим новое изображение File (файл) -> New (новый).
Выберем инструмент «градиент» в основной палитре. Верхняя панель при этом изменилась. Нам стали доступны следующие опции настройки градиента:
стандартный набор готовых градаций, из которого выберем необходимый, щелкнув на цветной пиктограмме образца;
тип градиента (линейный , радиальный , угловой , отраженный , ромбовидный );
Mode (цветовой режим);
Opacity (прозрачность) – интенсивность применения инструмента;
Reverse (обращение) – при установке этого флажка градация начинается с цвета фона и заканчивается основным цветом;
Dither (смешивание) – помогает устранить проблему возникновения полос при переходе от одного цвета к другому;
Transparency (прозрачность) – позволяет применять в градиентной заливке прозрачные области (например, переход от черного цвета к полной прозрачности будет выглядеть как переход от черного цвета к цвету фона).

Выделим область, которую мы хотим залить градиентом. Если в изображении не будет выделено областей, то будет залит весь активный слой.
Выберем режим заливки и установим значения настроек. Установим курсор в той точке, от которой мы хотите начать градиентную заливку, и, нажав кнопку мыши, переместим его в конечную точку. Чтобы построить линию под углом, кратным 45 градусам, при перемещении курсора будем удерживать клавишу <Shift >.
Отпустим кнопку мыши в той точке, где мы хотим закончить градиентный переход:

Рассмотрим, как можно создавать новые градиенты или редактировать существующий
В верхней панели щелкнем на уменьшенном образце градиента. Открылось диалоговое окно:

Рассмотрим, какие настройки нам доступны:

    Name (имя) – введем имя для градиента;

    Gradient Type (тип градиента) – возможен выбор из двух опций:

    Solid (сплошной) – создается более плавный переход между цветами;

    Noise (шум) – переходы между цветами получаются ступенчатыми;

    Smoothness (слаженность) – задается степень слаженности градиента;

    Color (цвет) – задается цвет одного из цветовых ограничителей;

    Location (расположение) – расположение цветового ограничителя (от 0 до 100%):

Определим начальный цвет градиента. Для этого щелкнем на указателе [2 ] и выберем цвет Color [3 ]
Точно так же выберем, конечный цвет градиента, щелкнув по правому указателю.
Изменим расположение начального и конечного ограничителя. Для этого поместим указатель над ограничителем, нажмем кнопку мыши иперетащим его налево или направо. Цветовая граница при этом сдвигается в зависимости от положения ограничителя.
Теперь изменим, положение средней точки (точка, где происходит максимальное выравнивание начального и конечного цветов). Для этого поместим указатель над ромбиком [4 ], нажмем кнопку мыши иперетащим его налево или направо. Точка выравнивания при этом смещается.
Изменим положение ограничителей прозрачности [1 ], которые определяют зону распространения прозрачности.
Для этого поместим указатель над ограничителем [1 ], нажмем кнопку мыши иперетащим его налево или направо. Посмотрим как при этом смещается зона распространения прозрачности.
Мы можем добавить любой из перечисленных ограничителей, нажав указателем на линии расположения родственных указателей.
Чтобы удалить указатель, надо его выбрать, щелкнув по нему мышкой и нажать кнопку Delete (удалить).
Чтобы сохранить отредактированный градиент, нажмем кнопку New (новый), затем Save (сохранить) ив открывшемся диалоговом окне укажем местоположение на диске, где мы хотим его разместить. Нажимаем OK>. Градиент сохранен.
Чтобы загрузить сохраненный градиент, нажмем кнопку Load (загрузить) и выберем из предложенного списка требуемый, после этого нажмем <OK >. Градиент загружен.
Т.о. образом мы рассмотрели, как пользоваться инструментом градиент, как редактировать существующие и создавать новые. И, наконец, мы познакомились, как можно сохранить созданный градиент для дальнейшего использования.

Adobe Illustrator CS 3

Учебное пособие для студентов факультета картографии и геоинформатики

УРОК 9. ГРАДИЕНТНАЯ И ТЕКСТУРНАЯ ЗАЛИВКА.

ПЕРЕТЕКАНИЕ ЦВЕТА И ФОРМЫ.

Градиентная заливка

Градиентом называется плавный переход цвета, причем в это понятие входит как переход одного цвета к другому, так и переход от непрозрачности к прозрачности. Градиентной может быть только заливка , но не контур!

В зависимости от расположения вектора градиента в программе заложены следующие их типы:

Линейный;

Радиальный;

Градиентная сетка.

Подробнее остановимся на первых двух типах градиента, представленных на рис. 9.1: линейном и радиальном. О градиентной сетке поговорим в следующем уроке.

Рис. 9.1 – Примеры ахроматических градиентов: в верхней строке – линейные,

в нижней – радиальные (красной стрелкой обозначено направление вектора градиента)

Для работы с градиентной заливкой существует панель Gradient (рис. 9.2), которая нами была выведена на экран в одном блоке с Transparency и Stroke . Кроме того, для этих целей используется инструмент – Gradient Tool , а также имеется возможность создавать и сохранять градиентные заливки в палитре Swatches (урок 6, рис. 6.9).

Рис. 9.2 – Фигура с цветной радиальной заливкой и панель Gradient

Панель Gradient (рис. 9.2). В верхней части слева расположено окошко предварительного просмотра , рядом выбираем тип градиента – Type (тип): Radial (радиальный) или Linear (линейный).

В случае использования линейного градиента активизируется функция Angle (угол), где можно задать угол наклона градиента относительно горизонтального направления (0° или ± 180° – горизонтальный градиент, ± 90° – вертикальный). Знаки ± отвечают за направление градиента (сверху вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо).

В нижней части панели расположена градиентная шкала , под которой помещены маркеры, соответствующие задаваемым цветам. Между соседними маркерами создается плавный переход цвета с серединой, отмеченной ромбиком над шкалой. Нижние маркеры можно добавлять, удалять или перемещать вдоль шкалы. Перемещением верхних маркеров задается неравномерный переход цвета. Location (размещение) определяет положение выделенного маркера относительно границ шкалы (0-100%).

Если требуется задать линейный градиент точно в границах фигуры (аналогично тому, как он расположен на градиентной шкале для линейного градиента и из центра до края фигуры для радиального), порядок действий такой:

1) строим фигуру,

2) выбираем в окошке Type тип градиента – линейный или радиальный,

3) в градиентной шкале снизу выделяем поочередно нужные маркеры и задаем им необходимые цвета в палитре Color . Поскольку по умолчанию для градиента стоит цветовой режим Grayscale (серая шкала), перейти к цветной шкале можно открыв меню стрелкой справа вверху и выбрав CMYK из списка. Другой вариант – с нажатой клавишей мыши переместить цвет из палитры Swatches на маркер: это сделать удобно, поскольку она расположена сразу под панелью «градиент». Новый маркер добавляется кликом под шкалой. В случае, если необходимо удалить маркер, тянем его с нажатой клавишей мыши за пределы панели и отпускаем.

4) задаем угол наклона линейного градиента и управляем маркерами в верхней части шкалы, если требуется задать неравномерные переходы цвета.

Инструмент Gradient Tool используется когда градиент вписан в фигуру особым образом, например, начальная точка радиального градиента не совпадает с геометрическим центром фигуры. Инструмент активизируется нажатием пиктограммы с изображением градиента на панели инструментов или клавиши G . Рассмотрим работу инструмента на примере, представленном на рис. 9.3:

Рис. 9.3 – Построение сложного радиального градиента со смещенным центром

при помощи инструмента Gradient Tool

Этапы работы:

а – построение фигуры инструментом «эллипс»: для круга удерживаем клавишу Shift ;

б – применение радиального градиента на панели «градиент»;

в – с помощью инструмента «градиент» прочерчиваем с нажатой клавишей мыши линию, задающую границы будущего градиента – начало в месте блика, конец – правая нижняя граница круга;

г – результат применения инструмента «градиент» – центр градиентной заливки смещен влево и вверх;

д – на панели «градиент» в нижней шкале изменяем местоположение белого и черного маркеров, сдвигая их к центру; добавляем темно-серый маркер справа – он будет имитировать рефлекс – осветление тени с краю; изменяем локализацию верхнего левого маркера, чтобы блик был лучше выражен. Результат представлен на рис. д , рядом на панели – используемый градиент..

Аналогичным образом можно получить объемное изображение цветных фигур. Эффект объема можно усилить использованием падающей тени и блика (рис. 9.4).

Рис. 9.4 – Имитация рисунка капли с помощью градиента

Для случая, представленного на рис. 9.4, важно соблюдать правильный порядок работы : сначала строим круг, затем вводим градиентную заливку, рисуем падающую тень (с равномерной заливкой без градиента и прозрачностью 50%), блик. Тень помещаем за каплей, а блик – на самом верхнем уровне: напомним, что такое перемещение в пределах одного слоя производится с помощью меню, открываемого правой клавишей мыши – можем переместить на один слой выше или ниже, на самый нижний или самый верхний слой, – или через главное меню: Object Arrange . Далее строим зеленый прямоугольник (фон), отправляем его на самый нижний слой (рис. 9.5) и только после этого сжимаем каплю по вертикали – получаем эллипс. В противном случае круговой градиент не будет соответствовать форме эллипса – убедитесь в этом, окрасив радиальным градиентом эллипс, а не круг.

Рис. 9.5 – Перемещение объекта по уровням в пределах одного слоя (Arrange )

Существует несколько вариантов сохранения градиента в палитре Swatches . Первый – перетащить с нажатой клавишей мыши окошко предварительного просмотра панели Gradient (квадрат слева вверху) на панель Swatches . Второй вариант – задав градиент в панели Gradient или кликнув на фигуру с нужной градиентной заливкой (она появится в квадрате «заливка» в панели инструментов) перейти к панели Swatches и нажать верхнюю правую стрелку, далее в появившемся меню выбрать «New Swatch ». Третий вариант – нажать на панели Swatches вторую справа кнопку в нижнем ряду (квадратик с отогнутым уголком). Переименовать градиент можно двойным кликом на квадратике с его изображением.

Градиентная заливка различается в случае использования составного пути (урок 8) или группы объектов, хотя в частных случаях получаем одинаковые результаты. Продемонстрируем это на примере узора и надписи (рис. 9.6). В первом случае (а ) узор представляет собой составной путь и логически является единой фигурой, поэтому градиентная заливка растягивается от начала до конца всей фигуры в заданном направлении (в нашем случае – по горизонтали). Во втором (б ) – если узор представляет собой группу элементов – каждая его часть будет залита отдельным градиентом.

Рис. 9.6 – Различие в применении градиентной заливки 1:

а – составной путь, б – группа

Обратите внимание, что только в частном случае (а и б , нижняя надпись) градиенты на составном пути и группе выглядят одинаково. Это вариант, при котором элементы группы выстроены строго по прямой перпендикулярно к направлению градиента. В нашем случае это строка букв с вертикальным градиентом.

Преобразовать сложный градиент в градиентную сетку или группу, состоящую из заданного количества мелких ступеней с равномерной заливкой (иногда это требуется при подготовке файлов к печати), следует через меню Object Expand и выбрав, соответственно, один из двух вариантов преобразования: Gradient Mesh или Specify Objects .

Текстурная заливка

Существует множество вариантов определения понятия «текстура» для различных наук и областей деятельности человека; нас же будет интересовать определение текстуры для компьютерной графики: это изображение, состоящее из повторяющихся близких по восприятию элементов. Смешанные текстуры могут включать в себя элементы из нескольких множеств элементов.

Текстурной может быть как заливка, так и контур.

Заполнение контуров текстурами происходит начиная с нулевой точки с координатами (0, 0) – по умолчанию это левый нижний угол листа. Один или несколько примеров готовых текстур обычно приведены в панели Swatches (рис. 9.7). Вместе с тем есть широкие возможности использования готовых библиотек или создания своих текстур. Для этого нужно сначала разработать шаблон – повторяющийся мотив текстуры.

Рис. 9.7 – Панель Swatchesи образец текстурной заливки

Предположим, это два концентрических круга различного цвета. Заполнение текстурой контура будет происходить таким образом, что наши круги выстроятся по горизонтали и по вертикали впритык друг к другу (рис. 9.8 а).

Поскольку незаполненное пространство (поля) шаблона программой игнорируются, в случае использования текстурных элементов, отстоящих друг от друга на заданное расстояние, нужно найти повторяющийся мотив вместе с полями (рис. 9.8 б) и сделать из него шаблон. Рассмотрим два варианта такого случая. Первый представлен на рис. 9.8 б .

Рис. 9.8 – Построение шаблона текстуры и заполнение контура текстурной заливкой

(шаблон варианта б получен с использованием функций панелиPathfinder )

Другой, более простой, вариант – сделать вокруг круглого шаблона из варианта а квадрат без заливки и контура с зазором от края круга до стороны квадрата вполовину нужного нам зазора между кругами при окраске фигуры и аналогичным образом использовать его для создания текстурной заливки.

Чаще всего текстурные заливки состоят из мелких элементов, поэтому практикуется построение шаблона в увеличенном виде и затем уменьшение его до нужных размеров. Так как мы имеем дело с векторным редактором, потери качества при этом не происходит. Готовый шаблон перетаскиваем с нажатой кнопкой мыши в палитру Swatches – получаем текстурный образец (Pattern ). Затем черной стрелкой выделяем фигуру, которую нужно заполнить текстурой, и кликаем на нужный квадратик в палитре Swatches . Результат представлен на рис. 9.8 – шестиугольники с текстурной заливкой.

Программа позволяет сохранять или не сохранять пропорции текстурной заливки относительно фигуры при ее масштабировании, что задается в панели «Transform » (меню открывается стрелкой в правом верхнем углу) (рис. 9.9).

Рис. 9.9 – Трансформирование фигуры (уменьшение в два раза) без сохранения пропорций текстур относительно фигуры (вверху) и с сохранением (внизу)

Перетекание цвета и формы объектов (Blend )

ДословноBlend переводится как «смешение» (откуда произошло слово «блендер»), но здесь по смыслу более правильным будет перевести как «перетекание цвета и формы».

Для получения перетекания цвета и формы в программе используется инструмент Blend Tool (рис. 9.10) и пункт меню, связанный с ним: Object Blend (рис. 9.12). Инструмент Blend активизируется нажатием пиктограммы на панели инструментов или клавишей W .

Рис. 9.10 – Инструмент Blend Tool

Работа с инструментом Blend Tool осуществляется следующим образом:

Двойным кликом по пиктограмме инструмента выводим на экран диалоговое окно, в котором можно задать нужные нам параметры перехода (это можно сделать как заранее, до использования инструмента, так и после него);

Выбираем инструмент Blend Tool и кликаем им сначала на одном, потом на втором объекте, между которыми необходимо получить плавный или ступенчатый переход цвета и/или формы.

Двойной клик по пиктограмме соответствует раскрытию пункта менюObject Blend Blend Options .

В зависимости от заданных настроек получаем различные варианты перехода цвета и/или формы. Сам переход осуществляется сочетанием клавиш Alt + Ctrl + B или через меню: Object Blend Make .

Рис. 9.11 – Меню Object Blend

Первый вариант – плавное перетекание цвета и формы между фигурами. Для этого в верхнем окошке диалогового окна Blend Options Spacing (интервал) выбираем первый пункт – Smooth Color (сглаженный цвет). Плавность перехода осуществляется за счет большого количества промежуточных шагов, и результат выглядит как градиентный переход (рис. 9.12).

Рис. 9.12 – Плавный переход цвета с использованием функции сглаживания Smooth Color

Второй вариант – переход с заданным количеством промежуточных шагов (при этом исходные фигуры не считаются). Это вторая строка в верхнем окошке – Specified Steps (указанные шаги) (рис. 9.13).

Рис. 9.13 – Переход с заданным количеством промежуточных шагов

Третий вариант – переход с заданной дистанцией, т. е. задается величина промежутков между центрами фигур. Это третья строка в верхнем окошке – Specified Distance (заданная дистанция) (рис. 9.14).

Рис. 9.14 – Переход с заданной дистанцией

По умолчанию переход осуществляется по прямой, соединяющий геометрические центры фигур, но с этой прямой возможно осуществлять те же операции, что с любыми кривыми. То есть взяв инструмент Add Ancor Point Tool (в группе «перо» – рисунок пера со знаком +) и кликнув им на прямую, соединяющую центры крайних фигур бленд-группы, добавляем контрольную точку, сглаживая которую (урок 2, рис. 2.9), получаем плавный переход вдоль дуги (рис. 9.15, а, б ). Для такого перехода возможны два случая ориентации фигур бленд-группы: параллельный перенос – рис. 9.15 а , – и с поворотом (вертикальные оси фигур перпендикулярны линии перехода) – рис. 9.15 б .

Рис. 9.15 а – Переход вдоль кривой с параллельным переносом

Рис. 9.15 б – Переход вдоль кривой с поворотом

Видно, что в рассмотренных выше случаях промежуточные фигуры располагаются ближе к узлам кривой, вдоль которой происходит переход, поэтому переход не является равномерным даже при заданной дистанции.

Если необходимо задать другой цвет, размер или форму одной из исходных фигур – не обязательно отменять уже выполненную команду Blend – достаточно выбрать одну из исходных фигур белой стрелкой из панели инструментов и выполнить нужные действия. Редактирование параметров исходных объектов в бленд-группе приводит к изменению вида всей группы.

Программа позволяет выполнять редактирование не только исходных объектов, но и поменять траекторию перетекания на другую. Для этого вычертите новую кривую Безье, вдоль которой необходимо расположить объекты, выберите ее и бленд-группу черной стрелкой, зайдите в меню Object Blend Replace Spine (заменить ось). Переход будет перестроен вдоль нового пути (рис. 9.16).

Рис. 9.16 – Перестроение перехода фигур вдоль нового пути:

1 – исходные фигуры, 2 – бленд-группа с заданным количеством шагов (3 шага)

и кривая Безье – новый путь для перехода, 3 – результат замены пути

Здесь же в меню возможно поменять начальный и конечный объекты перехода местами – Reverse Spine (обратить ось), передний и задний планыReverse Front to Back , а также отменить команду Blend : Object Blend Release (Alt + Shift + Ctrl + B ). Команда Object Blend Expand превращает редактируемую бленд-группу в обычную группу объектов (при необходимости разгруппировать их можно с помощью правой клавиши мыши, меню Object или сочетанием клавиш Shift + Ctrl + G ).

Упражнение 9. Градиенты и текстуры. Пошаговый переход.

    Создайте новый файл (Ctrl +N) с горизонтальной ориентацией страницы, СМ YK , сохраните его под своей фамилией в папке: D :\ Student \1 курс\ Illustrator \Упражнения\Фамилия_9. ai (цифра в названии файла означает номер упражнения). Выведите на экран линейки (Ctrl+R).

    Повторите рис. 9.1 в цвете: вместо черно-белой гаммы используйте оттенки зеленого.

    Постройте буквицу с градиентной заливкой, обводкой и тенью (см. Приложение 1 ). Букву можно взять любую и гарнитуру на ваш выбор, шрифт должен быть жирным или полужирным.

Приложение 1

Порядок работы:

Постройте букву, переведите в кривые (Shift + Ctrl + O );

Выполните заливку градиентом (цвета в CMYK указаны рядом), контур черным 0-0-0-100 Overprint Stroke (в панели Attributes );

Скопируйте и вставьте ее на то же самое место (Ctrl + C , Ctrl + F ), заблокируйте (Ctrl +2 );

Выделите копию и окрасьте ее белым цветом с белым контуром (толщину подберите по образцу);

Скопируйте и вставьте на то же место уже белую букву, заблокируйте ее;

Окрасьте копию серым цветом (нижний прямоугольник слева от буквы в образце) и при помощи стрелок на клавиатуре сдвиньте на одинаковое количество шагов вниз и вправо – получили тень;

Разблокируйте объекты (Alt + Ctrl +2 ); выберите все три буквы (при разблокировании выберутся только те, что были заблокированы); сгруппируйте все три буквы.

4. Выполните пошаговый переход:

Постройте два квадрата с общим центром. Размер стороны нижнего 50 мм, верхнего – 5 мм. Цвет нижнего – темно-зеленый, верхнего – ярко-оранжевый. Сделайте плавный переход цвета и формы между ними (Приложение 2 ).

Скопируйте бленд-группу и поменяйте местами цвета. Исходные квадраты выбираем при помощи белой стрелки. Задайте ступенчатый переход между квадратами (8 промежуточных ступеней).

Приложение 2

5.Выполните шаблон текстурной заливки для луговой растительности (Приложение 3 ). Постройте замкнутый контур и заполните его этой текстурой. Как было сказано в тексте упражнения, текстурный элемент строим с увеличением (в 10 раз), затем уменьшаем и сохраняем в качестве шаблона.

Приложение 3

Порядок работы:

Постройте черный (0-0-0-100) прямоугольник (инструментом «прямоугольник») размерами 1×8 мм без контура;

Скопируйте и вставьте его на то же самое место;

Не снимая выделения переместите копию вправо на 7 мм (двойной клик по черной стрелке задает перемещение: по горизонтали вправо со знаком плюс, по вертикали 0); 7мм – это промежуток 6мм + ширина прямоугольника 1мм;

Выделите два полученных прямоугольника и сделайте из них составной путь (Ctrl +8);

Постройте квадрат без заливки и контура со стороной 40 мм;

Выберите квадрат и условный знак луга, выровняйте их по левой и верхней сторонам (панель Align );

Сгруппируйте их, скопируйте и вставьте на то же место;

Не снимая выделения с копии, задайте перемещение по горизонтали 40 мм, по вертикали -40 мм (минус 40 мм – т.е. вниз); сгруппируйте все объекты;

Уменьшите группу в 10 раз (дважды кликнуть по Scale Tool на панели инструментов: задать 10%);

Перетащите группу на панель Swatches, переименуйте текстуру в «Луговая растительность»;

Постройте замкнутый контур кривой Безье, сделайте из нее точечный пунктир черного цвета, заполните его условным знаком луговой растительности.

6. Постройте условный знак обрыва:

Приложение 4

Порядок работы:

Инструментом «полигон» постройте треугольник: заливка 0-70-100-25, контура нет;

В панели Transform задайте ему размеры: ширина 0,2мм, высота 1,5мм;

Скопируйте и вставьте его на то же место, сместите вправо на 20 мм (двойной клик по черной стрелке);

Уменьшите размеры копии зубчика – 80%;

Задайте опции пошагового перехода – 28 промежуточных шагов, выполните пошаговый переход;

Вычертите ниже дугу и переопределите ось перехода; задайте в свойствах бленд-группы, чтобы зубчики были перпендикулярны оси;

Переведите бленд-группу в группу объектов;

Вычертите бровку обрыва по границе зубчиков, цвет 0-70-100-25, толщина линии 0,25pt (0,1мм);

Разгруппируйте зубчики и отредактируйте условный знак обрыва (перетаскиванием черной стрелкой вдоль бровки). Для удобства редактирования бровку можно заблокировать (Ctrl +2). Помните, что расстояние между зубчиками равно их высоте! Лишние зубчики можно удалить.

Разблокируйте бровку и сгруппируйте все зубчики и бровку.

7. Сохраните файл на диске и пошлите на свою почту.

1Красной стрелкой указано направление градиента для надписей.

В этом уроке мы рассморим работу с градиентами.
Под градиентом в графике подразумевают плавный переход от одного цвета к другому, как правило, через промежуточные оттенки этих цветов. Например, градиентом можно считать цветовую гамму, которая начинается с красного цвета, далее следуют белее светлые оттенки красного пока всё это дело не перейдёт в белый цвет. Такой градиент называется переходом от красного до белого цвета.

Работа с градиентами.

Под градиентом в графике подразумевают плавный переход от одного цвета к другому, как правило, через промежуточные оттенки этих цветов. Например, градиентом можно считать цветовую гамму, которая начинается с красного цвета, далее следуют белее светлые оттенки красного пока всё это дело не перейдёт в белый цвет. Такой градиент называется переходом от красного до белого цвета. Например:



В данном случае, для наглядности я использовал небольшое количество переходных цветов, но для красоты этого мало (хотя иногда бывает и необходимость и в таких грубых переходах). На самом деле подобный переход, только имеющий большее количество промежуточных оттенков, выглядит намного привлекательнее.



Обращаю ваше внимание на то, что практически любой, вернее сказать любой графический редактор, имеет инструментарий градиентов. Можно смело выделить общие принципы градиентов, а затем перейти к частностям и особенностям градиентов в Photoshop.


Для градиентов всегда общей чертой являлся тип градиента . В понятие «типа градиента», прежде всего, входят несколько основополагающих соглашений. В качестве первого соглашения принято выделять стартовые и конечные точки градиента . Под стартовой точной принято понимать цвет с которого начинается переход, под конечной точкой – цвет к которому происходит переход. Кроме того положение этих цветов на рисунке также играет немаловажную роль, но об этом позже.


Итак, первый тип градиента, который носит название линейный переход . Это классический случай, иллюстрацию которого можно наблюдать на рисунках выше. Смысл перехода заключается в том, что оттенки меняются вдоль прямой линии, проложенный от стартовой до конечной точки.



Далее следует следующий тип перехода – радиальный переход . В данном случае цвета меняются от стартовой точки до конечной, но по всем направлениям. Линия от стартовой до конечной точки является радиусом радиального перехода.



Потом переход, который носит название конического или углового . В данном случае направление перехода лежит на окружности, а стартовая точка по местоположению на изображении совпадает с конечной. Первая иллюстрация показывает принцип, а вторая реальность.





В качестве последнего распространённого типа градиента можно назвать ромбический (квадратный, square) или diamond (рука не поворачивается озвучить это по русски) переход. В данном случае трудно озвучить принцип на основании предидущих определений. В этом случае мы имеем дело не со стартовой точкой, а с стартовой фигурой в виде прямоугольника. Преобразование цвета происходит от центра фигуры к краям. При небольшом количестве промежуточных цветов зрелище довольно жуткое, однако в полноценной палитре такой градиент приобретает интересный вид благодаря которому возникло название diamond (бриллиант).




Градиенты могут состоять не только из двух основных цветов. В одном переходе может содержаться разумно большое количество ключевых промежуточных цветов . Применение в одном градиенте нескольких цветовых переходов позволяет создавать очень интересные эффекты.



Переход с несколькими ключевыми цветами бывает не только линейного типа. Такую возможноть можно реализовать и во всех остальных перечисленных выше типах градиентов.



Photoshop предоставляет специальный инструмент для работы с градиентами. Он находится на панели инструментов в одной группе с инструментом Paint Bucket. Для того, что бы воспользоваться этим инструментом нужно совершить ряд действий.

  1. Выбрать инструмент Gradient на панели инструментов.
  2. Щёлкнуть мышкой на том месте изображения,где вы хотите поставить стартовую точку вашего градиента.
  3. Не отпуская кнопку мыши, протяните направление градиента.
  4. Там, где будет отпущена кнопка мыши вы установите конечную точку градиента.

Обязательно обратите внимание на следующую особенность градиента. Цветовой переход происходит от стартовой до конечной точки. Но на изображении может быть и область, которая находится до стартовой точки и после конечной точки. В этом случае эффект будет несколько неожиданный. Та часть изображения которая находится до стартовой точки окрасится в стартовый цвет градиента, а та часть изображения, которая идёт после конечной точки окрасится в конечный цвет градиента, соответствено между этими точками и будет находится сам градиент.



Данная особенность свойстенна всем типам градиентов и варьируется в зависимости от типа градиента. В случае градиентов у которых переход цвета присходит от центра (радиальный и ромбический) весь рисунок, начиная от конечной точки будет заполнен конечным цветом градиента.


Управление градиентом, как и любым инструментом находится на палитре Options.



Photoshop имеет ряд заготовок градиентных переходов. Заготовка включает в себя понятие заранее созданного набора параметров для градиента, т.е. количества ключевых точек, цвета ключевых точек расстояние между ключевыми точками и многие другие, пока неизвестные нам параметры. Если щёлкнуть на треугольничке выпадающего меню заготовок, то можно узреть весь список заготовок, предоставленных нам создателями Photoshop. Этот список можно редактировать, удаляя и добавляя свои заготовки. Справа находится кнопочка для получения дополнительного меню. Разберём подробнее:

  • Команда New Gradient вызывает окно редактирования параметров градиента
  • Команда Rename Gradient даёт новое название старым заготовкам градиентов.
  • Команда Delite Gradient удаляет заготовку.
  • Команда Text Only включяет режим палитры, при котором вместо иконок будут только подписи.
  • Команда Small Tambnails включяет режим палитры, при котором в палитре будет отображено содержимое в виде небольших по размеру иконок.
  • Команда Large Tambnails включяет режим палитры, при котором в палитре будет отображено содержимое в виде больших по размеру иконок.
  • Команда Small list включяет режим палитры, при котором в палитре будет отображено содержимое в виде небольших иконок и текстовой информации.
  • Команда Large list включяет режим палитры, при котором в палитре будет отображено содержимое в виде больших иконок и текстовой информации.
  • Команда Preset Manager вызывает менеджер (интерфейс) позволяющий загрузить заготовки из файлов, сохранить в виде файлов, перименовать и удалить.
  • Команда Reset Gradients сбрасывает изменённые настройки заготовок до начальных згначений параметров.
  • Команда Load Gradients загружает заготовки из файла. Полезно сохранять удачно получившиеся градиенты для дальнейшего использования.
  • Команда Save Gradients сохраняет настройки градиента в виде заготовки.
  • Команда Repalce Gradients змещает существующий градиент загружаемым.
  • Команда Color Harmonis 1 загружает набор градиентов, который создатели Photoshop считают гармоничным по цветовой гамме.
  • Команда Color Harmonis 2 загружает набор градиентов, который создатели Photoshop считают гармоничным по цветовой гамме. Серия №2.
  • Команда Metals загружает набор градиентов, иммитирующмх всевозможные металлические блески.
  • Команда Noise Samples загружает градиенты с некоторым цветовым "шумом".
  • Команда Pastels загружает градиенты пастельных тонов.
  • Команда Simple загружает совершенно простые градиенты.
  • Команда Special Effects загружает нечто визуально приятное.
  • Команда Spectrums загружает градиенты спектральных цветов.

Набор готовых градиентов это здорово, но порою нужно что-то особенное, своё. Для этого существует конструктор градиентов. Вызывается он просто - достаточно щёлкнуть по иконке заготовки на панели Options при выбранном инструменте Gradient. Вашему виду откроется следующее диалоговое окно.



Настроить градиент можно на основании заготовок, для этого они и приведены, но это называется не настройка, а подстройка. Займёмся серьёзным делом. Для этого наберём какое-либо своё имя в поле имени и нажмём кнопку NEW. В результате этого действия возникнет новый градиент, являющийся полной копией старого, но имеющий своё название. Теперь поработаем над цветом. Для начала выделим статовый стопор (ползунок слева внизу), который отвечает за цвет стартовой точки. В нижней части окна станет активным маленькое окошко выбора цвета. У этого окошка есть меню, которое позволяет сделать следующее:


  1. Foregraund Color - Установить в качестве стартового цвета основной цвет (выбирается на панели инструментов). Это означает, что стартовый цвет вашего градиента всегда будет такой же, как и выставленный вами основной цвет.
  2. Background Color - Установить в качестве стартового цвета фоновый цвет (выбирается на панели инструментов). Это означает, что стартовый цвет вашего градиента всегда будет такой же, как и выставленный вами фоновый цвет.
  3. User Color - Вы устанавливаете фиксированный стартовый цвет, который можно выбрать в открывшемся диалоговом окне если щёлкнуть по пиктограмме цвета.

Если вы устанавливаете в качестве стартового цвет Foreground или Background, то получаеете возможность в дальнейшем изменять цвета градиента не углубляясь в столь серьёзные настройки. Достаточно выбрать вашу заготовку в списке заготовок градиентов, затем установить основной или фоновый цвет (в зависимости от того, какие настойки вы задали в заготовке), и ваша заготовка возмёт цвета из палитры инструментов.


Точно таким же образом вы сможете установить цвет конечной точки градиента. Только вместо левого нижнего ползунка нужно выделить правый нижний.


Для добавления промежуточных ключевых цветов нужно просто щёлкнуть мышкой между ползунками стартового и конечного цвета. Затем выбираем цвет точно такиже образом как для стартовой и конечной точки.



Для промежуточных ключевых точек существует ещё несколько характеристик. Параметр Location (поле этого параметра расположено так же внизу диалогового окна) указывает на расстояние между этой точкой и стартовой точкой градиента. Это расстояние измеряется в процентах, а за 100% процентов принимается расстояние между стартовой и конечной точкой.


Вы наверное обратили внимание на появившиеся под образцом градиента маленькие ромбики. Эти ромбики показывают где находится середина перехода. Передвигая эти ромбики вы можете акцентировать переход на том или ином цвете. Добавлять ключевые точки можно в неограниченном количестве. Для того, что бы удалить промежуточный цвет нужно просто перетащить ползунок цвета за пределы окна.


Теперь настало время немного попрактиковаться. Попробуйте повторить созданные ниже рисунки.



После того, как это у вас получится, сохрание результат и предъявите преподавателю. Это часть вашего домашнего задания.


Есть ещё одно очень полезное свойство у градиента в Photoshop - это локальная, градиентная прозрачность. Название я выдумал жуткое, но на самом деле всё относительно просто. Для проведения эксперемента проведём следующие подготовительные действия. Откройте любой документ (рисунок). Далее создадим новую заготовку градиента нажав кнопочку NEW в редакторе (конструкторе градиентов). У нас будет всего 2 ключевые точки - стартовая и конечная. Задайте обоим точкам одинаковый цвет, к примеру чёрный. Теперь обратите внимание на ползунки над образцом градиента. Это стартовая и конечная точка управления локальной прозрачностью или точнее говоря непрозрачностью. Щёлкните на левом верхнем ползунке (стартовая прозрачность градиента).




В нижней части окна станет доступным поле Opacity. По умолчанию этот параметр равен 100%, т.е. абсолютно непрозрачно. Установите значение opacity для стартовой точки равным 0. Теперь У вас появились шашечки которые свидетельствуют о том, что прозрачность появилась. Если применить полученный градиент в "линейном типе" слева направо, то получится следующая картина:


Точно также как и в случае с ключевыми цветами, вы имеете возможность расставлять ключевые прозрачности в неограниченном количесве. Для этого достаточно просто щёлкнуть мышкой между стартовой и конечной прозрачностью, а затем задать необходимый вам параметр opacity для этой промежуточной ключевой точки. Основываясь на этом примере прошу повторить следующие картинки:



Для получения резких границ можно использовать по две ключевые точки в одном месте (location). Ромбики между ползунками также помогут вам акцентировать прозрачность к началу градиента или к конечной точке. Орла вы сможете взять из папки sample находящейся в папке Adobe. Как только получится, сразу сохраняйте и приносите преподавателю на занятие. Это тоже домашнее задание.


Мы щё не разобрали выпадающее меню Gradient Type. Оно даёт вам возможность выбрать тип перехода. Всего два типа - solid и noise. Состоят в способе фофирования переходных цветов. В случае, если тип solid, то промежуточные пиксели (пиксели находящиеся между статовой точкой и конечной точкой) принимают значение промежуточных цветов (как вы помните пиксел имеет только одно значение - цвет). В случае если тип градиента noise то оттенок цвета получается при перемешивании пикселей начального и конечного цвета в разных пропорциях. Визуально это производит впечатление некоторого "шума".


Теперь, разобрав редактор градиентов вернёмся к палитре Options инструмента Gradient.



Теперь можно переключать тип градиента.



В Photoshop, кроме стандартных типов градиентов, присутствует ещё один тип - отражённый градиент. Он иммитирует блеск на какой либо поверхности.


При нанесении градиента на изображение можно изменять прозрачность инструмента. Это то, что я назвал глобальной прозрачностью. действие такое же как и у прозрачности инструмента "Кисть". Опция REVERSE позволяет менять местами стартовую и конечную точку градиента. Опция Transparency включает или выключает прозрачность настроенную в редакторе градиентов. Так же существует понятие режимов наложение - смысл тот же, что и у кистей (см. урок первый).

  • Просмотров: 96403

Начнем с конца. Что такое градиентный фильтр и зачем он нужен? Это круглый или прямоугольный прозрачный стеклянный или пластиковый аксессуар, который закрашен с плавным переходом (градиентом) от одного края к другому. Сие приспособление одевается на объектив с помощью резьбового соединения либо же с помощью специального крепления для квадратных фильтров.

Логичный вопрос, зачем оно надо? Все очень и очень просто. Градиентные фильтры придуманы для того что бы на одну часть фото попало меньше света чем на другую. Самый очевидный пример, это съемка пейзажа, при которой чаще всего верхняя часть снимка (небо) получается пересвеченной. При «обратной» настройке экспозиции получается нормальное небо, но черная земля. С помощью градиентного фильтра можно получить хороший снимок в один кадр.

Еще одной важнейшей характеристикой градиентного фильтра есть переход от темной части к светлой. Этот переход имеет различную плотность и плавность, что позволяет применять фильтр в различных условиях.

Так же градиентные светофильтры могут быть цветными.

Цветные градиентные фильтры применяются по отдельности или по несколько штук. Такие аксессуары позволяют придать изображению различные тона, иногда совершенно безумные. Все зависит только от фантазии и необходимостей автора фото.

Разница между круглым и прямоугольным фильтром

Производителей светофильтров есть великое множество, самые известные производители круглых фильтров это B+W и Marumi. Такой светофильтр накручивается на объектив с размещением темной стороны к необходимой части кадра. Прямоугольные объективы выпускают такие бренды как Lee Filters или Cokin. Эти фильтры ставятся в специальный держатель.

Так же уделю два слова и дешевым китайским светофильтрам, которые, как и все китайское имеют право на существование. Среди этих товаров, есть хорошие фильтры, нормальные и очень плохие. Какой вид и качество попадет лично вам, сказать никто не может. Однако же цена целого набора такого оборудования может стоить в десять раз меньше одного фирменного аксессуара. Решать только вам.

Круглый светофильтр градиентный хорош тем, что производители, следящие за своими изделиями, делают его из качественного стекла, да еще и могут добавить многослойное просветление. Минусом может быть то, что линия разделения проходит прямо посередине стеклышка. Поэтому, как бы вы его не крутили композицию кадра нужно строить исходя из этого условия. В общем, этот нюанс может оказаться большой помехой, особенно в том случае если горизонт сильно смещен из центра. А если вспомнить элементарные правила построения композиции, то так бывает в большинстве случаев.

Прямоугольные фильтры, крепящиеся через специальный держатель, представляют собой нечто совершенно другое. Возьмем, к примеру, светофильтры Cokin. Они сделаны из пластика и естественно на них нет просветления. Многие фотографы сразу же отмахиваются от них, так как пластик это просто нечто ужасное! И, тем не менее, такой фильтр с фирменным держателем можно не только крутить, но и двигать вверх-вниз столько, сколько вам может захотеться! Цена на эти фильтры, так же сильно отличается от стеклянных собратьев, причем в меньшую сторону. Такие фильтры нельзя игнорировать, обратите на них свое внимание.

Таблица нейтрально-серых градиентных светофильтров

Таблица цветных градиентных светофильтров

Градиентный фильтр и его применение

Шаг № 1: съемка в ручном режиме

Используя градиентные фильтры, снимайте в ручном режиме. Если на объектив установлен такой фильтр то, скорее всего, у камеры возникнут проблемы с нормальным определением экспозиции.

Шаг № 2: ручное наведение резкости

Если фотографируете пейзаж, то используйте значения диафрагмы 11-16. Резкость стоит наводить на объект, который удален от вас примерно на одну треть от всего расстояния до последнего объекта который имеет значение в кадре, к примеру, до линии горизонта.

Для эффективного и быстрого наведения на резкость, а так же во избежание ошибок используйте заранее заготовленные таблицы или пользуйтесь калькулятором для определения гиперфокального расстояния, что позволит вам использовать максимально возможную глубину резкости. Не стоит надеяться на свою память и смекалку, особенно на первых порах, пользуйтесь таблицами и это сильно облегчит вам жизнь!

Шаг № 3: измерение уровня освещенности

Для корректной оценки экспозиции используйте всю площадь кадра. Для этого подойдет оценочный или матричный метод оценки экспозиции. Другие режимы не подходят, так как камера может сильно ошибиться из-за слишком светлых частей кадра.

Шаг № 4: оценка гистограммы

Сделайте пробный кадр. Вам нужно проследить, чтобы используемые градиентные фильтры уменьшали тоновый диапазон до такой степени, что бы в кадре пропали «пересветы» в светлой части и «провалы» в тёмной части снимка.

Если ваша гистограмма начинается далеко от правой стороны, то, вероятно, плотность фильтра слишком большая для данной съемочной ситуации.

Градиентные светофильтры и их правильное расположение

Очень важно понимать, что расположение фильтра ниже или выше необходимого, может разрушить ваш снимок. Если вы сомневаетесь в этих словах, просмотрите тематические сайты с разделами пейзажей и постарайтесь найти снимки, при создании которых использовался светофильтр градиентный. Вы будете удивлены количеством фото, на которых видно границу перехода фильтра, а так же снимками, на которых заметно, что линия разделения светофильтра не соответствует линии горизонта! Именно такое фото приведено ниже.

Градиент. Несложные правила вязания

красивого полотна с плавным переходом цветов

В статье использованы фотографии из Интернета: источник «поиск Гугл»

Градиент – слово от лат. gradiens , обозначает «шагающий, растущий» или направление наибольшего возрастания определенной величины, в нашем случае – цвета вязаного полотна. Проще говоря, градиентом называют плавный переход от одного цвета к другому, причем самих цветов и количество переходов может быть любым. Например, перейти от черного к белому можно в два шага, а можно и в 5 или 10 шагов, подбирая между начальным (черным) и конечным (белым) оттенки от темно-серого до серебристого и белоснежного.

Также и с любыми другими цветами и оттенками

В вязании разноцветное полотно используется в самых разных моделях и фасонах, как для детей, так и для взрослых.



В общем, море фантазии и возможностей!!!

Можно связать вещь полосками разных цветов, можно предусмотреть переход оттенков в процессе вывязывания узора, а можно подчеркнуть «изюминку» вещи только через перелив красок в обычной лицевой (или платочной) глади.

Для ПЛАВНОГО перехода от одного цвета в другой используется несложная техника сочетания нитей — меланж. Википедия определяет Меланж как «способ совмещения и переплетения разноцветных ниток для вязания». И мы для выполнения полотна градиентом должны самостоятельно меланжировать выбранные цвета пряжи: все очень просто, но эффектно и красиво!

Часто в готовом виде все равно заметны «линии переходов», очень нечеткие и расплывчатые, но визуально видимые.


Если изделие вяжется с узором, например, косами или любым другим, то «видимость» полосок расплывается, переход становится менее заметным

Вот более яркий пример для сравнения лицевой глади и рисунка

Ни в коем случае нельзя сказать, что это некрасиво – это просто факт)) все изделия в такой технике смотрятся очень классно и эффектно!

НО! Можно добиться и почти идеально плавного перелива цвета, причем в той же технике вязания!!!

Вот, например, смотрите


На самом деле все очень просто – такого эффекта можно достичь двумя способами:

  1. чем больше используется полутонов между основными цветами, тем красивее результат и менее заметны переходы, т.е. используя три цвета, очень сложно добиться того же итога, что и 9-тью цветами пряжи.

Как пример, имея 3 мотка *черный-серый-белый* перелив будет именно заметными полосками, а при наличии 9 цветов нитей *черный/маренго/темно-серый/серый/светло-серый/темно-серебристый/серебристый/грязно-белый/белый/белоснежный*, это будет значительно более плавный градиент.

  1. вязание бОльшим количеством слоев нитей, постепенно заменяя каждую из которых на новый оттенок, будет достигаться именно плавность перехода цвета.

Картинки выше – это второй способ одной и той же техники вязания.

Есть еще вариант – другая техника, например, жаккард или рисунок, где разные цвета можно вводить точечно, в каждом следующем ряду наращивая объем нового оттенка и добиться, следовательно, постепенной, очень «медленной» смены цвета.

Мы рассматриваем способ вязания градиента, где присутствует меланжирование нитей!

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ для формирования «нужных» цветов при вязании градиента — меланжирования.

1.Толщина пряжи

В процессе вязания наши нити будут совмещаться в разных сочетаниях, т.е. рабочая нить будет ВСЕГДА состоять из нескольких нитей – можно взять всего 2 основных цвета пряжи, НО при этом от количества сложений будет зависеть и эффектность градиента. Т.е. при вязании в три нити переход будет обязательно более заметен, чем при вязании этой же пряжей в 6 или более сложений.

Поэтому первое правило классного результата — чем больше количество сложений нитей, тем более плавным будет переход оттенков в готовом изделии.

От этого зависит изначальный выбор пряжи — ориентируйтесь на «итоговую толщину» нити (= рабочая нить), которой будет вязаться полотно в несколько сложений: если в мотке 100 г. и длина нити составляет 400-500 м, то в три сложения толщина рабочей нити будет достаточно объемной, переходы цвета более заметны. Для такого же трехслойного варианта из нитей, каждая из которых длиной в 700-900 м в 100 г – уже толщина рабочей нити составит более тонкое полотно. Ну а при сложении в 6-8 нитей для пряжи в 1300-1500 м и более можно надеяться на практически «идеальный» результат градиента.

Ваш выбор пряжи первым делом должен предусматривать этот момент!

Но, повторюсь, это не значит, что вязание в 3 сложения некрасиво или неэффектно – все зависит от желаемой модели и вашего выбора!

Есть три цвета хлопковой пряжи, из которых должно быть связано градиентное полотно летней кофточки.

Пряжа 50% хлопок/50% вискоза, длина 425 м х 100 г. – нитью в 3 сложения я буду вязать спицами № 3,5 (возможно 4,0 в зависимости от индивидуальной плотности вязания).

Всего 2 основных цвета пряжи – Семеновская «Лидия», 100% шерсть, длина 1613 м х 100 г., цвета «Темно-синий» и «Айсберг» (бирюзовый). Будет вязаться шапочка в 8 (!) сложений


Обратите внимание, что в первом примере «полоски» от переходов цветов заметны, особенно на участке смены меланжированных и основных участков, в том время как при переходе от не очень контрастирующих оттенков «граница» более расплывчата. Т.е. при использовании бОльшего количества оттенков перелив был бы более плавным даже при малом количестве сложений рабочей нити.

Во 2-ом примере, на полотне шапочки, такой видимой «границы» цвета нет даже для резких цветовых тонов БЕЗ использования полутонов.

2. Как меланжировать нити

Т.е. как формировать «переходные» цвета нитей.

Основное правило меланжирования:

есть участки основных цветов и есть т.н. меланжированные участки вязаного полотна. Все участки вяжутся одинаковым количеством сложений (= рабочая нить): отрезки основных цветов — это сложение нитей только основных цветов, а меланжированные участки – сочетание нитей разных цветов. Каждый следующий переход осуществляется за счет замены одной из нитей в составе рабочей нити на нить другого цвета.

Например, при сложении в 5 нитей, первый переход будет осуществлен заменой одной из пяти нитей нитью другого цвета = 4 нити одного цвета + 1 нить другого цвета.

Процесс вязания выполняется так: провязав определенный вертикальный участок, меняем одну из нитей в составе рабочей нити на другую. Вяжем следующий вертикальный участок и меняем еще одну нить в составе рабочей на такую же, какой была первая замена. И так далее – постепенно заменяются все нити в составе рабочей на другой цвет.

2.1. Вяжем темной пряжей в 3 нити одинакового (сиреневого) цвета на нужную высоту*

*Как определить отрезок вязания в высоту для равномерного распределения цветов по длине изделия – ниже по тексту

Это первый участок основного цвета.

2.2. Первый переход на более светлую пряжу (розовую) = первый меланжированный участок. Для этого мы заменяем одну из трех нитей нашей рабочей нити на розовую нить – получаем тройное сложение из двух сиреневых и одной розовой нити. Так более светлая нить будет постепенно введена в полотно.

2.3. Связав этот отрезок на нужную высоту, заменяем одну нить из двух оставшихся сиреневых на розовую – получаем тройное сложение из двух розовых нитей и одной сиреневой.

Получаем полотно такого вида

2.5. Аналогичным способом будет выполняться и переход от розового цвета к белому:

— 2 розовые нити + 1 белая

— 1 розовая нить + 2 белые

— 3 белые нити

Таким образом, плавный перелив от начального темного цвета к конечному светлому завершен.

Ничего сложного и заумного)))

Это пример для вязания тремя цветами. Аналогичным способом будем меланжировать и 4 цвета (условно А, В, С, D), и переход будет более плавным, ведь отрезки будут более короткими и распределятся следующим образом:

— 4 нити А

— 3 нити А + 1 нить В

— 2 нити А + 2 нити В

— 1 нить А + 3 нити В

— 4 нити В

Соответственно и следующие отрезки переходов

Теперь становится понятно, что, чем больше нитей в составе рабочей, тем более плавным будет переход, ведь замена происходит постепенно и, следовательно, введение нового оттенка «менее» заметно. Поэтому даже вязание 2-мя основными цветами, но в бОльшем количестве сложений рабочей нити дает самый эффектный итоговый результат градиента – пример 2))

Я думаю, принцип меланжирования понятен независимо от количества основных цветов и количества переходов.

3. Как определить высоту отрезка перехода (вертикального участка полотна)

Если ваше изделие будет равномерно переходить от одного цвета к другому, т.е. все оттенки будут одинаковой высоты, то запланированную длину всего изделия (измеряем по центру изделия) от верхнего края (например, горловины кофточки или донышка шапочки) до нижнего края делим на количество основных цветов – БЕЗ учета меланжированных участков.

В вышеприведенном примере № 1 это 3 части: сиреневая, розовая и белая. Как пример, возьмем общую высоту кофточки 72 см.

72: 3 = 24 см. Т.е. полный переход от одного основного цвета к другому должен составлять 24 см. НО! в каждом таком переходе используется 3 подхода со сменой нитей = меланжированные участки (3 нити одного цвета, 2 одного + 1 второго цвета, 1 одного + 2 второго цвета), значит каждый отрезок основного цвета делим еще на 3 части = каждый вертикальный участок вязания, включая меланжированные, составляет 8 см. Ну а количество рядов – это уже в зависимости от индивидуальной плотности вязания))

Учитывая фасон, модель и количество желаемых переходов, вы уже можете изменить на свой выбор, какой из переходов должен иметь бОльшую высоту, а какие отрезки будут меньше или одинаковые. В частности, это очень важно, если количество пряжи у вас разное: какого-то цвета 4 мотка, а других только по 1-му – соответственно один из переходов будет более «затяжной», а другие – «короткие». Или просто по желанию один цвет (или один меланжированный участок) в вашей модели должен составлять 2/3 всей длины по задумке))

Для вязания разновысоких участков цветов используйте такую схему:

— определите желаемую высоту для каждого отрезка основных нитей

Пример № 2: для вязания шапочки рабочей нитью в 8 сложений из пряжи двух цветов: общая планируемая высота изделия от нижнего края до центра донышка будет составлять 23 см. Высота каждого участка основных цветов – по 7 см, соответственно «середина», т.е. ОБЩАЯ высота всех меланжированных участков для перехода от одного основного ко второму основному цвету составит 9 см.

— общий меланжированный участок для всех цветов распределите на количество переходов

В нашем примере это так:

7 нитей А + 1 нить Б

Т.е. всего будет выполнено 7 переходов на этом участке. Как рассчитывалось ранее, общая высота должна быть 9 см, соответственно каждый отдельный меланжированный участок составит ок. 1,5 см.

Все. Расчеты сделаны!

4. Плавный переход от одного участка к другому меланжированному или однотонному отрезку, если малое количество сложений в рабочей нити и достаточно контрастные оттенки пряжи.

Это тоже довольно тонкий момент вязания, ведь если количество основных цветов небольшое, например, наши 3 цвета в 1-ом примере, и колор достаточно контрастный, то, как и говорилось выше, все равно есть достаточно «четкая» линия разграничения разных оттенков.

Используйте правило постепенного введения, т.е. можно не вязать сразу весь ряд с заменой одной нити, а вводить новый оттенок за счет частичного вязания, например, провязав укороченными рядами небольшой отрезок, переход уже не будет четко «горизонтальным».

Или можно использовать технику жаккарда, буквально провязывая по 1-2 петли через 5-6 см в ряду, в следующем соответственно увеличивая участки нового цвета.

Еще один вариант – провязать новой рабочей нитью небольшой участок ряда, далее провязать также небольшой участок предыдущего оттенка, и снова прочередовать в этом же ряду «новую» и «текущую» рабочие нити, следующий ряд полностью провязать предыдущим оттенком, следующий – «новым» оттенком: так «слияние» будет не в линию, а эпизодами.

В нашем 1-ом примере особенно заметно «разграничение» участков при введении белой нити. Но «заморачиваться» с жаккардом или укороченными рядами не хочется)), есть 3 контрастных цвета и только 3 сложения рабочей нити, как и было запланировано.

При вязании я использовала как частичные отрезки вязания разными рабочими нитями (фото выше), так и такой способ: первый ряд перехода вязать в режиме чередования *2 п. предыдущего цвета (неважно меланжированный это ряд или основной) и 2 п. «нового» цвета*.

При переходе на основной участок от *1розовая + 2белые* к *3 белые нити* я вязала так: *2 п. текущего меланжированного цвета, следующие 2 п. белые* = весь ряд в шахматном порядке, и разные петельки смотрятся одинаково «пестро» в общем полотне.


Следующий ряд провязан «новым» цветом — белым. Но, конечно, можно еще увеличить «высоту» введения «нового» цвета, чтобы получить более плавный перелив!

На изнанке изделия, если вяжете по 2 петли разными раб.нитями, образуются маленькие протяжки, как при вязании жаккардовых узоров – вы можете не обращать на них внимания, ведь они короткие, но можете использовать для их «ликвидации» правила вязания жаккардов, когда протяжки «ввязываются» в текущий ряд.

Общий вид

Пример 2. Здесь во всех переходах просто выполнялась замена 1-ой нити без каких-либо дополнительных способов провязывания

Вот и все правила для вязания градиента. Несложные и достаточно эффектные для получения красивого результата в готовом изделии – вяжите разнообразные и очень аккуратные плавные цветовые переливы! Надеюсь, что как результат вашего труда, так и сам процесс вязания будет доставлять только одно удовольствие!