Что такое синдром отличницы (комплекс отличника) у взрослых и как от него избавиться? Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы.

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.

Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.

Что такое синдром отличника и его признаки

Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.

Признаки синдрома отличника у ребенка:

  • ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
  • ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
  • ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
  • в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
  • ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
  • если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
  • ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
  • главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Проблемы, к которым может привести синдром отличника

Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.

Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.

Из-за чего возникает синдром отличника у детей

Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:

  • низкой самооценки или комплекса неполноценности . Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
  • природной потребности в признании и одобрении . Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
  • желания заслужить любовь родителей;
  • страха быть наказанными . Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.

Как бороться с синдромом отличника

  • Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
  • Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
  • Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
  • Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
  • Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
  • Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.

Стремиться быть первым во всем, даже в «чужих марафонах» – так сегодня описывают синдром отличника.

Многие думают, что подобный невроз, при котором возникает навязчивое желание получать исключительно одни «пятерки», относится только к детской психологии. Однако взрослые страдают им не меньше. Более того, если у ребенка подкорректировать поведение относительно легко, то в более зрелом возрасте избавиться от синдрома бывает сложно.

Что же это за странное психическое отклонение, корни которого уходят в наше детство? Действительно ли представляет собой угрозу, и какую именно? И есть ли рецепты от этой напасти?

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть у ребенка по следующим симптомам:

  1. Нестабильная самооценка. Если похвалить – появляется излишняя самоуверенность, а если покритиковать, то возникает неуверенность при начинании следующего дела.
  2. Стремление заполучить хорошую оценку любым путем. Может появиться наклонность к лживости и скрытности. Он может оболгать товарища, который отвечал хорошо, утаить от родителей плохие отметки и т. д.
  3. Ревнивое отношение к успехам одноклассников. Ребенка радует, когда другие терпят неудачу. Ему кажется, что таким образом он становится ближе к первенству.
  4. Эмоциональная неуравновешенность. Если взрослые забыли похвалить, у ребенка может случиться истерика со слезами. Ему кажется, что никто не хочет оценить по достоинству его старания. Даже когда он просто выполнил свои домашние обязанности, например, вынес мусор или сходил за хлебом.
  5. Неумение преодолевать препятствия. С детьми, болезненно стремящимся к хорошим оценкам, часто происходит феномен, называемый «обратный результат»: школьник вызубривает тему дома, но на контрольной работе получает двойку. Это случается из-за страха ошибиться. Ребенок может бросить писать в самый разгар урока только из-за того, что сделал помарку и думает, что ничего уже не исправить.

У взрослых симптомы проявляются в том, что человек во всем стремиться быть идеальным. Например, синдром отличницы у женщины заставляет ее иметь безукоризненный внешний вид, делать блестящую карьеру, быть супермамой и «правильной» женой.

Почему с этим нужно бороться?

Помните знаменитое описание образцовой девушки – «комсомолка, студентка, спортсменка и, наконец, просто красавица»? Казалось бы, что плохого в том, что человек старается во всем достичь успеха. Ничего. Если это стремление имеет определенные рамки. Если это – не самоцель и не зависимость от мнения общества.

Синдром отличницы у женщины опасен эмоциональным истощением. Малейшее несоответствие образу приводит к сильным душевным страданиям и нервным срывам. Даже такие мелочи, как порвавшиеся колготки или недовольный взгляд начальника, может испортить настроение на целый день.

Для женщин синдром опасен еще и тем, что она рискует остаться одинокой. Девушка, стремящаяся к идеалу, будет искать его и в будущем женихе. Она изведет придирками каждого, кто будет претендовать на это почетное место.

Ужасен и начальник, имеющий синдром отличника. Такой человек изматывает работой и себя, и своих подчиненных, не умеет строить партнерские отношения. Хотя такие люди, несмотря на свою сверхурочную работу, редко делают успехи в карьере. Привычка опускать руки перед серьезными препятствиями, не позволяет доводить до конца вверенный проект.

Склонность к синдрому проявляется еще в детстве. Если вовремя не избавиться от невроза, жажда хороших оценок оборачивается серьезными проблемами в будущем:

  • неумением получать удовольствие от самого процесса работы, так как все мысли заняты результатами;
  • появляется привычка «зазубривать», а не включать творческое мышление;
  • зацикливание на мелочах и неспособность мыслить абстрактно;
  • желание устранить всех соперников, даже нечестными путями;
  • отсутствие друзей из-за сложного характера;
  • эмоциональная нестабильность.

Парадокс синдрома в том, что человек терпит поражения именно из-за слишком сильного желания победить. Он очень болезненно воспринимает малейшие ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Чтобы помочь самому себе или своему ребенку, для начала необходимо понять причины невроза. У детей синдром отличника чаще всего возникает из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Хорошими оценками ребенок подсознательно пытается заслужить лишнюю похвалу.

Видя болезненную реакцию школьника на его оценки, старайтесь проявлять свою любовь открыто:

  • как можно чаще обнимайте ребенка просто так, а не за что-то;
  • улыбайтесь ему и успокаивающе гладьте по волосам, когда он что-то взволновано вам рассказывает;
  • говорите вслух слова любви и поддержки;
  • ненавязчиво напоминайте, что вы любите его уже потому, что он есть у вас на этом свете;
  • проводите вместе свободное время, не отталкивайте, ссылаясь на занятость, если ему нужна ваша помощь и совет.

Если замечаете, что школьник проводит за уроками слишком много времени, предлагайте ему пойти погулять, пригласить друзей в гости. Ребенка нужно отвлекать от постоянных мыслей об учебе:

  • запишите его на спортивные или творческие кружки;
  • выезжайте всей семьей на пикники;
  • поиграйте с ним в настольные игры.

Очень важно напоминать и себе и ребенку, что время, проведенное в кругу семьи, замечательно уже само по себе. Даже если вы просто смотрите фильм по телевизору или лежите в траве, разглядывая облака. Учите ребенка проявлять интерес к окружающему миру и любить то, что у него уже есть.

Взрослым, которые заметили в себе синдром отличницы (или отличника), психологи рекомендуют время от времени специально нарушать привычки или устойчивый уклад жизни, чтобы избавиться от страха перед неудачами. Например:

  1. Опоздайте на работу и признайтесь начальнику, что проспали. Позвольте себе (а заодно и окружающим) напомнить о том, что вы – живой человек, а не механическая машина, не имеющая права ошибаться.
  2. Запишитесь на курсы или в спортивную секцию, куда раньше вряд ли захотели бы пойти, считая это занятие пустой тратой времени. Например, ораторское мастерство или скалолазание. Посмотрите, как много ошибок допускают люди, пытаясь красиво говорить или карабкаясь по отвесной стене. И ведь они не плачут! Наоборот, относятся с юмором, подтрунивают друг над другом и просто весело проводят время.
  3. Проведите эксперимент с одеждой. Если привыкли всегда носить костюм и галстук, наденьте старые потертые джинсы и помятую кофту навыпуск. Погуляйте по городу и убедитесь, что никто не оборачивается вам вслед и не показывает пальцем. Так ходит много людей вокруг. Они вполне комфортно себя чувствуют и не задумываются о впечатлении, которое производят. Позвольте же и себе иногда расслабиться и ощутить внутреннюю свободу.

Не забывайте хвалить сами себя за любые, даже самые маленькие победы, и прощать себе любые, даже самые большие на ваш взгляд ошибки.

Замечено, что дети, которые недостаточно упорно учились в школе, оказываются более смышлеными и успешными в реальной жизни, чем отличники. Казалось бы, что же плохого в желании всегда и во всем достигать успеха и быть первым? Ничего, пока это желание имеет приемлемые рамки. Если же это становится самоцелью, такой человек зависим от мнения общества, и болезненно переносит любую критику или недостаток внимания. Синдром отличника это то, что во взрослой жизни называют перфекционизмом – когда человек не способен принять неидеальность своих результатов в чем-то и очень сильно страдает из-за этого.

Код по МКБ-10

F84 Общие расстройства психологического характера

Причины синдрома отличника

Корни этой патологии уходят глубоко в детство, однако влияют на дальнейшую жизнь не в меньшей степени. И если у ребенка это исправить относительно легко, то чем старше, тем сложнее избавиться от такого синдрома.

Проблемы, к которым может привести патологический синдром отличника

Синдром отличника опасен эмоциональным и психическим истощением, особенно для детей. Опасность в том, что у ребенка развивается неготовность потерпеть поражения, принимать трудности и, конечно, неуверенность в себе. Это ведет к тому, что ребенок будет добиваться результата во вред себе и своему здоровью, а поскольку невозможно всегда выигрывать во всем, это неизменно приведет к депрессии.

Симптомы синдрома отличника

Синдром отличника у ребенка проявляется в том, что он очень тяжело, горестно переживает любую отметку, отличающуюся от самой высокой. Недостаточно хорошо выполненное задание становится причиной трагедии и отсутствия желания продолжать учебу дальше.

Дети с синдромом отличника способны легко пожертвовать развлечениями и общением с друзьями ради первенства в учебе.

Поскольку главной мотивацией в учебе для ребенка с патологическим синдромом отличника служат не знания, а достижение любой ценой самой высокой оценки, а также одобрение и восхищение окружающих, такой ребенок отличается зависимостью от мнения других людей и нестабильной самооценкой. Когда его похвалят, она сильно завышается, но стоит покритиковать – он расстраивается и может даже обидеться. Также симптомом служит болезненная ревность ребенка к похвалам и высоким отметкам других детей.

Ребенок, которому в детстве родители не дали чувства защищенности и принятия таким как он есть, не показали что его любят безусловно, а не за достижения, вынужден разбираться с проблемой нестабильной самооценки. Даже будучи взрослыми, таким людям очень сложно осознать, что с ними дружат не из-за выгоды, или полюбили не за соответствие идеализированному стандарту супруга/отца/друга/работника, а за их личные достоинства, которых они сами чаще всего даже не осознают.

Синдром отличника у взрослых зачастую проявляется в комплексе нескольких признаков:

  • повышенное чувство ответственности;
  • чувство вины за возможную неудачу;
  • завышенные требования к окружающим людям;
  • неумение расставить приоритеты, попытка быть успешным во всех сферах;
  • неумение проигрывать.

Диагностика синдрома отличника

Необходима дифференциальная диагностика патологии от желания самореализоваться. В настоящее время проблема нормального и патологического типов синдрома отличника или перфекционизма осве­щена в нескольких сравнительных исследованиях, однако отсутствие психо­диагностической методики, позволяющей диф­ференцировать типы перфекционизма, выступает основным препятствием для четкой дифференциальной диагностики.

На сегодняшний день, для определения типа перфекционизма у взрослого человека (нормальный, патологический) используется дифференциальный тест перфекционизма, который предусматривает опрос на 45 и/или 24 пункта, где испытуемый определяет степень согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Для прохождения этого теста нужно желание и честность в ответах. В конце подсчитываются балы, и определяется результат.

Лечение синдрома отличника

Поскольку не бывает чисто детских проблем, в них обычно замешана его семья. Как правило, такое обостренное отношение к своим успехам - это проявление установки родителей в отношении ребенка «мы тебя любим только в том случае, если ты полностью соответствуешь нашим ожиданиям, а мы ждем, что ты будешь самым лучшим». Таким образом, родители пытаются удовлетворить собственное тщеславие, возможно, компенсировать собственную недостаточную самооценку. А ребенок инстинктивно очень боится потерять родительскую любовь, и он будет прикладывать все усилия, чтобы сохранить ее, поскольку сама оценка как такова для ребенка менее значима, нежели для взрослых.

Если ребенок принес домой плохую оценку, имеет смысл, прежде всего, поговорить с ним, обсудить, почему не получилась более высокая оценка и выяснить его чувства по этому поводу. Если ребенку все равно, тогда следует задуматься о методах воспитания, ведь он не критичен к себе. Если же он огорчен, нужно помочь ему справиться с этим, и поверить в свои силы.

Если вы наблюдаете у своего ребенка симптомы зарождающегося патологического перфекционизма, старайтесь больше проявить к нему свою любовь на доступном для него языке:

  • чаще обнимайте его, без повода;
  • уделяйте внимание, интересуйтесь происходящим в его жизни;
  • слушайте его, узнавайте его чувства к тем вещам, которыми он с вами делится, помогайте советом, если он вас об этом просит;
  • говорите ему слова поддержки, дайте ему понять, что он более важен для вас, нежели его результаты, что его неудачи не определяют вашего отношения к нему;
  • проводите вместе свободное время, занимайтесь вместе чем-то, что его увлекает;
  • не сравнивайте его с другими детьми, лучше покажите прогресс или регресс с ним прежним.
  • если он уделяет слишком много времени занятиям, предлагайте ему отвлечься, погулять с друзьями.

Взрослым людям, заметившим в себе признаки этой патологии, рекомендуется иногда специально нарушать устоявшиеся привычки и личные стереотипы, а также избавиться от страха неудачи:

  • позвольте окружающим время от времени замечать ваши ошибки, помните, что вы живой человек, и можете ошибаться;
  • следите за тем, чтобы не перекладывать вину за ваши промахи на обстоятельства или других людей. Например, опоздав на работу, будьте честными, если вы поздно вышли из дома, то в вашем опоздании не виновен не водитель транспортного средства;
  • запишитесь на курсы, которые вам интересны, но вы из-за страха неудачи не решались пойти;
  • старайтесь относиться к своим промахам с юмором;
  • попросите прямолинейного откровенного друга поговорить с вами о ваших ошибках. Анализируйте неудачные моменты с ним, слушайте его точку зрения;
  • поэкспериментируйте с одеждой, - если вас привыкли видеть только в деловом стиле, наденьте в выходной день старые потертые джинсы и помятый свитер, или не наносите макияж и пройдитесь по городу. Позвольте себе свободные дни, когда можно надеть удобную одежду, не задумываясь о производимом впечатлении на незнакомых вам людей.
  • делегируйте дела, ели позволяет служебное положение, и не стесняйтесь просить помощи или совета, если вы некомпетентны в чем-то;
  • помните, - невозможно нравиться абсолютно всем. Не забывайте хвалить себя за достижения, даже самые маленькие и прощать себе ошибки. Все можно исправить, а ваше здоровье важнее.

Если вам выполнение этих советов дается с трудностью, лучшим выходом будет, если вы обратитесь за помощью к хорошему, проверенному специалисту.

Приветствую вас, родители настоящих и будущих школьников. Готовы к новому учебному году? Или ещё нежитесь и наслаждаетесь отсутствием домашних заданий и необходимости по вечерам штудировать учебники и тетрадки? Скоро школа, а это «опять двойка», или у вас не так, и в дневниках живут исключительно «пятёрки»?

Эх, сладкие грёзы родителей: ребёнок прилежный и аккуратный, тетрадки пестрят отличными отметками, дневник – благодарностями, лепота! Казалось бы, что ещё нужно? Так вот не так-то всё просто, оказывается, иначе не задавались бы психологи вопросом, что такое синдром отличника и не ломали голову: лечить или пусть будет.

План урока:

Всегда первый, а надо ли?

Лидерские качества у ребёнка закладываются ещё с детсадовского возраста, когда среди прочих он всегда стремится быть первым. К этому, в первую очередь, подталкивают его родители, ежедневно делая прививку под названием «Ты лучший!»

Это, конечно, не плохо, кто-то должен быть вождём и размахивать красным флагом. Но ложка дёгтя должна ж быть, вот вам наше любимое: всё хорошо, что хорошо в меру.

Отличник (девчонки, кстати, страдают этим синдромом чаще) – вроде бы подарок и для родителей, и для учителей. И лучший в классе, иногда в школе, и олимпиады он выигрывает, и во всех конкурсах участвует.

В начальной ступени такой обожаемый педагогами и одноклассниками ученик – просто звезда, излучающая боготворящий свет: все хотят быть с ним рядом, сидеть за одной партой, зовут на праздники, его бесконечно ставят в пример, родители советуют с ним дружить. В общем, памятник при жизни осталось поставить, да и только.

Зачастую, если отношения в классе не складываются по причине несносного характера отличника, дети – «ботаники» подвергаются издёвкам со стороны одноклассников, потому что для них он странный. Почему?

Обычные дети, получив за контрольную «тройку», радуются: сдал! Если повезло «скатать» на заветную «четвёрку», то практически крылья вырастают.

Что делает зацикленный на отметках отличник, когда не справился? Правильно, рыдает! Потому что не смог, потому что не дотянул, потому что родители дома скажут: «Плохо, а мог бы!» Сначала сверстники отличников жалеют, а потом чужие беспочвенные слёзы им надоедают, и они начинают смеяться, покручивая пальцем у виска.

Рисуем портрет с синдромом отличника, или что в нём не так?

Слёзы по причине иных кроме «пятёрок» отметок, — это лишь цветочки. Ягодки отличной учёбы очень даже ядовиты. Если ребёнок и вправду зациклен на получении только «пятерочных» результатов и исключает в своей жизни все ошибки, видя только учёбу светом в окошке, то психология отмечает у таких детей симптомы, свойственные болезни.


«Быть или не быть?» — даже не вопрос

Подобного рода неврозы, при которых навязчивое желание всегда получать «пятёрки» никак не выходит из головы, многие считают детским диагнозом, и напрасно.

Взрослые страдают необходимость «быть первым», делая что-либо исключительно «на отлично», нисколько не меньше, и кроется это в далёком детстве. После окончания школы убеждённые отличники оканчивают на «пятёрки» университеты, защищают докторские степени, получают гранты. Всё складывается, как запланировано и когда-то запрограммировано родителями, иначе быть не может.

«Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица…». Что плохого? Ничего, если это не самоцель! В противном случае придётся искать способы, как от этого синдрома избавиться, а бороться придётся – тут просто без вариантов.

Зачастую жизнь отличников превращается в бесконечную гонку под девизом: «Я смогу, я лучший!». Идеалисты теряют отношения с друзьями и близкими, так как для того, чтобы держать марку, требуется немало времени.

Из 25 часов в сутки 24 отличники готовы посвятить работе, и лишь несуществующий час – родным. Не так-то просто им создать семью: необходимо найти место, где растёт такой же отличник, а другие просто не соответствуют заявленным требованиям.

Настырная практика твердит, что лишь малая часть отличников приспособлена к жизни, а у заядлых «троечников» добиться успехов в карьере и личной жизни получается гораздо лучше. Почему так? Да просто невозможно быть идеальным во всём без исключений, где-то надо поднять руки вверх и сдаться, чтобы жизнь не превратилась в сплошной экзамен.

Как бороться с отличником?

В психологии, которая имеющих признаки синдрома отличника людей по-научному называет перфекционистами, в своих кладовых имеет несколько дельных практических советов. Подходят они и совсем юным, и уже повзрослевшим зациклившимся «пятёрочникам».

  • Найдите хорошие качества помимо отличной учёбы или работы и хвалите за наличие этих качеств.
  • Не забывайте расслабляться. Совместное времяпровождение с друзьями позволит временно забыть о делах, которые иногда и вправду могут подождать.
  • Дайте понять, что отношения с родными людьми строятся отнюдь не на наличии «пятёрок» в дневнике и премий от босса за отличные результаты. Близкие любят даже тогда, когда вы не смогли соответствовать чьим-то ожиданиям.
  • Разделяйте дела по степени важности, приучая ставить самые важные жизненные ценности на первый план. Помимо оценок результатов труда, есть еще и любовь, дружба, семья.
  • Вычеркните из словарного запаса «Ты должен лучше!» и «Почему не пять?»

Следующее видео станет отличным дополнением к рассматриваемой в статье теме. Смотреть обязательно)

Вот такая она, отличая учёба, может затянуть в свою трясину «по самые уши». А у вас есть дома отличник? А может он давно перфекционист, а вы и не задумывались? Вот вам и тема для размышления! Непременно жду от вас комментариев. Давайте учиться на «пятёрки» с энтузиазмом, но без фанатизма!

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Синдром отличника (или «комплекс отличницы» , потому что девочки подвержены ему больше) - на первый взгляд, подарок, а не проблема. Ребенок аккуратен, послушен, исполнителен. Выполняет все задания по максимуму - так хорошо, как может. Его обожают учителя: если никто в классе не знает ответа на сложный вопрос, всегда можно спросить «палочку-выручалочку» . В начальной школе, когда мнение сверстников формируется под влиянием учителя, такой отличник - звезда класса. С ним все хотят сидеть за одной партой, приглашают на дни рождения, да и взрослые очень одобряют дружбу с таким ребенком своего чада.

В средней школе, правда, его ореол несколько тускнеет - уж очень дети с этим синдромом нетерпимы к чужому несовершенству, а кому хочется выглядеть дураком? Впрочем, если у него всегда можно «скатать домашку», отношение в классе будет неплохое - уважительно-снисходительное. Впрочем, нередко ребенок с синдромом отличника становится объектом травли. «Он какой-то ненормальный!» - говорят одноклассники. И тут давайте посмотрим на обратную сторону этого комплекса.

Что делает обычный ребенок, получая четверку? Радуется. Дочь моей подруги, отличница Юлька - рыдает. Не дотянула. Не смогла. Не оправдала. Сначала другие дети ее жалели. Потом стали крутить пальцем у виска. Потом - смеяться. Сейчас Юлька уже не плачет, просто огорчается, но одноклассники так и считают ее не вполне нормальной.

Но это только надводная часть айсберга. В толще скрыты:

Постоянное напряжение: все ли я сделал? Нередко это напряжение не дает ребенку уснуть - даже в кровати он перебирает в уме расписание, мысленно ставит галочки напротив выполненных уроков и несколько раз за ночь может вскочить, чтобы проверить, положил ли он тетрадь по математике и заполнен ли читательский дневник.

Боязнь совершить ошибку и выглядеть глупо. Ребенок лучше не откроет рот, если на сто процентов не уверен в правильности ответа.

Страх перед ситуацией проверки знаний. Перед контрольной или экзаменом у ребенка может подняться температура, начаться рвота, упасть давление.

Привычка все делать лучше всех не дает получать удовольствие ни от каких занятий, где ты не на первом месте. Формируется установка: «Если не можешь быть лучшим - не делай совсем»

Трудности в общении со сверстниками: их «расхлябанность и лень» одновременно и восхищают как что-то недоступное, и ужасают: «Ну, как так можно!»

Комплекс отличника формируется под воздействием родителей и при определенной психологической предрасположенности. Сначала они радуются беспроблемности и учебной состоятельности своего чада, но нередко со временем их начинает всерьез беспокоить нежелание ребенка ни на шаг не выходить за рамки привычных умений.

Мама шестиклассницы Арины вынуждена была обратиться за консультацией к психологу, когда ее дочка-отличница наотрез отказалась отвечать у доски: «Я начинаю говорить, и все время боюсь, что скажу глупость - они будут думать, что я дура!» У одиннадцатилетнего Дениса при переходе из начальной школы в среднюю пропал сон: каждые 15 минут мальчик просыпался и бегал проверять, все ли сделаны уроки. Ему казалось, что он забыл что-то выполнить, и завтра его ждет позор.

Что же могут сделать родители ребенка с синдромом отличника?

В первую очередь, забудьте фразы: «А почему четыре, а не пять?», «Ты можешь лучше!» и «Три? У тебя? Какой позор!». Будьте уверены, ребенок и без них себя сгрызет. Лучше приласкайте его.

Посмейтесь вместе над нелепостью ошибки. Расскажите о своих промахах - дайте понять, что и вы несовершенны. Выясните - возможно, нужна помощь?

Научите ваше чадо получать удовольствие от процесса, а не только от результата, хотя таким детям почти невозможно принять лозунг «Главное не победа, а участие».

Помогите ребенку расслабляться и отдыхать. Не бойтесь - лентяем он от этого не станет.

Ну, и, конечно, любите его. Таким, какой есть.