Делать или казаться: Почему люди хотят быть хорошими. Почему люди хотят быть лучше, чем на самом деле Люди которые хотят казаться

Споры о том, какое поведение считать хорошим , периодически возникают и в мирное время, но особенно острыми разногласия становятся после больших трагедий - в этом можно убедиться, пролистав ленту в любой социальной сети. Не то чтобы в таких дебатах всегда рождается истина, ведь даже универсального понятия добра человечество еще не выдумало. Нина Машурова выяснила у экспертов, почему людям все-таки хочется быть хорошими, как просоциальное поведение влияет на здоровье и как оно связано со смыслом жизни.

Ингрид Хаас

доцент политологии, директор лаборатории политических отношений Университета Небраски-Линкольна

Чтобы понять, почему люди хотят быть хорошими, мне кажется, стоит поразмыслить над социальной мотивацией: над тем, как она функционирует и как развилась. У каждого есть набор моральных и идеологических установок, который помогает составить мнение, как должно быть устроено общество и какое поведение считать правильным или неправильным. Эти убеждения могут быть основаны на религии, но не обязательно (атеисты и агностики тоже имеют мораль). Идеология и мораль помогает людям найти смысл в мире, в котором они живут. Из этих убеждений мы черпаем представление об обществе и нашем месте в мире. Социальная психология показывает, что люди сильно мотивированы и хотят принадлежать к группе, чувствовать, что они могут внести «оценимый» вклад в ее жизнь. Так что пребывание хорошим способствует укреплению отношений и помогает найти смысл или цель в жизни.

Если включить цинизм, людям выгодно быть хорошими, потому что существует ряд социальных наказаний для тех, кто ведет себя плохо или недостаточно дает обществу. Люди, которые нарушают моральные нормы или ожидания (например, причиняя вред другим или нечестно ведя себя с ними), могут подвергнуться остракизму со стороны своей семьи, друзей и других социальных групп. Недавние исследования в области психологии показывают, что одиночество негативно сказывается на человеке, так что, я думаю, у всех нас есть стимул быть хорошими, чтобы не потерять свой социальный статус. Но, что важно, это всё применимо к группам, где ценится хорошее поведение и где действия вообще подвергаются оценке. Поэтому люди меньше стремятся вести себя хорошо, когда знают, что их не поймают или что можно сделать что-то анонимно. При этом, если люди объединяются в группы, где ценится плохое поведение, эта мера плохого поведения со временем еще ужесточается: так упрочняются «скрепы» подобного социального круга.

Джефф Флетчер

специалист в области системологии Портлендского государственного университета

Возможно, дело в том, что желание быть хорошим служит эволюционным целям, так же как голод и похоть. Из нашего индивидуального опыта мы можем заключить, что мы едим, чтобы утолить голод, и занимаемся сексом, чтобы удовлетворить свое сексуальное желание, но с эволюционной точки зрения эти потребности делают нас более устойчивыми и повышают шансы на здоровое потомство. Эволюция млекопитающих (и человека в том числе) предполагает, что особи, которые испытывают более сильный голод, оставляют больше потомства.

Если желание быть хорошим - врожденный механизм, то, предположительно, тем важнее для человека быть хорошим. Но с дарвиновской точки зрения, более эгоистичные особи получают больше ресурсов и выращивают более успешных отпрысков. Это давняя загадка эволюционной биологии, как объяснить хорошее, то есть неэгоистичное поведение? Одна теория восходит к самому дарвиновскому учению, идее, что естественный отбор может происходить на нескольких уровнях. Если в эволюции человека имела место жесткая конкуренция между племенами и племена состояли по большей части из неэгоистичных участников (преданных друг другу и готовых биться в первых рядах), тогда хорошее поведение могло считаться более выигрышным на групповом уровне.

Люди хотят быть хорошими по отношению к тем, кого они причисляют к своей группе

Есть два момента, которые я должен обозначить. Первое: эгоистичные люди в преимущественно неэгоистичных племенах были одиночками и подвергались наказанию. С точки зрения многоуровневой селекции то, что из этого вылилось, - баланс между внутригрупповой селекцией (упор на неэгоистичность) и межгрупповой (упор на эгоизм). С психологической точки зрения люди развили и навык различения лжецов и эгоистов, и чувство справедливости, которое велит им наказывать лжецов для блага всей группы.

Второе: очень эгоистичное или очень хорошее поведение в группах может быть результатом сильной конкуренции между группами. Я бы сказал, что люди хотят быть хорошими по отношению к тем, кого они причисляют к своей группе - то есть к кому могут испытывать эмпатию. И, конечно, мы все принадлежим к нескольким группами с разными уровнями сходства между участниками. Некоторые группы очень широки и могут включать не только всех людей (и, соответственно, ратовать за их права), но и животных. Другие менее обширны, примером может служит семья, секта, приверженцы той или иной конфессии. Фигуранты последних новостей, смертники, вполне могут иметь цель быть хорошими в рамках той группы, с которой себя ассоциируют, но, к сожалению, их манера поведения по отношению к другим группам, которые они расценивают как чужаков, крайне жестока.

То есть я считаю, что в желании быть хорошим есть и темная сторона, особенно если речь идет о противопоставлении групп (это стремление может быть частью человеческой природы). С другой стороны, нельзя не отметить прогресс, который мы совершили в области прав человека и нашей способности эмпатировать другим.

Ариэль Кнафо-Ноам

специалист в области психологии Еврейского университета в Иерусалиме

Есть много причин, по которым люди хотят быть хорошими. Мы - социальные животные. С самого рождения мы являемся частью тех или иных взаимоотношений. Мы, возможно, эволюционировали с желанием или надобностью помогать другим и делиться с ними, потому что такое просоциальное поведение помогает выстраивать коммуникацию и укрепляет связь между членами группы, а группа - наше средство выживания. Это желание помогать другим может включать эмпатию, то есть способность чувствовать то же, что и близкие. Другая теория возникновения этого желания связана с родительским инстинктом, который необходим, чтобы младенцы могли выжить. Как только система отношений между родителем и ребенком наладилась, она могла перекинуться и на другие отношения.

Конечно, в жизни всё сложнее. Мы не помогаем каждому встречному (и это может быть не очень хорошей идеей в принципе). Другие слагаемые вроде взаимности и качества отношений влияют на нашу способность вести себя просоциально. И любая помощь может быть мотивирована разными вещами. Например, люди могут жертвовать деньги на благотворительность, только чтобы не отказывать кому-то в ответ на просьбу или чтобы получить налоговую льготу, или чтобы почувствовать себя лучше морально - и все эти причины могут наличествовать одновременно. Все эти мотивы следуют из важности социальной составляющей в жизни каждого: мы беспокоимся и о других, и о том, что они про нас подумают. Это и заставляет нас хорошо себя вести.

Йенсиа Чао

директор центра даосских исследований Уэльского университета Святой Троицы и Святого Давида

С точки зрения конфуцианства человек по природе хороший, так что ему свойственно естественное сочувствие по отношению к детям и другим семьям и обществам. Жадность, предрассудки и другие созданные людьми страсти - вот то, что препятствует хорошему поведению. Даосисты считают, что все создания, включая человека, произошли от Дао, и именно Дао породил Ци (жизненную энергию и силу воспроизводства), поэтому все существа должны иметь ту же добрую природу, которая способствует обогащению и росту - не только собственному, но и групповому, для благоденствия всех живых существ.

Но через время уже совсем нельзя понять, что есть «Я», а что – лишь еще одна маска, которую «Я» натянуло на себя из лучших намерений.


Человек собирал эти маски всю свою жизнь. И однажды он осознал, что время на исходе, но вместо него жил кто-то другой. Ведь истинное «Я» так и не было открыто миру. Он боялся и скрывал то, что действительно имело значение. Он не дал проявить себя тому, ради чего был рожден. Он набросил на свою душу покрывало страха неприятия. И теперь он страдает, ведь на самом деле у него нет ни друзей, ни врагов…

Что проще: быть или казаться?

Что нас толкает придумывать себе образ за образом, что заставляет нас отказываться от своей сути? У человека есть лишь он сам, так почему и ради чего он пытается забыть это?

Говорят, казаться легче, чем быть. Но так ли это? Сколько энергии мы расходуем на поддержание определенного ореола?


Неуверенный в себе парень старается скрыть свою неуверенность и выбирает маску противоположную своему качеству. Однако, если в человеке есть уязвимое место, попытки решить эту проблему таким образом выглядят смешно и глупо. Наши истинные достоинства и недостатки исходят изнутри. Люди словно источают уверенность, обаяние, интеллектуальность, успешность.

Когда неуверенный в себе парень хочет обмануть всех вокруг, ему приходится кривляться, дабы поддержать желаемый образ внешним поведением. И он начинает вести себя откровенно грубо и вызывающе. Он не знает, что такое настоящая уверенность, ведь он ее не чувствует. Тогда он просто одевает маску другой крайности, заменяет неуверенность чрезмерной самоуверенностью. Одно асоциальное качество прикрывает другим.

Результат такой подмены, очевидно, не принесет хороших плодов. Ведь эта клоунада не может выглядеть естественной. Наш неуверенный в себе парень допускает высокомерные и дерзкие высказывания, стараясь вызвать страх и уважение, а получает в ответ агрессию и непонимание.

Когда человек играет роль, его внешнее поведение противоречит внутреннему состоянию, и это приводит к нервному напряжению. Подсознание всегда знает правду и его невозможно обмануть или заставить замолчать. Таким образом, сталкиваясь с нежелательной реакцией от игры в самоуверенность, человек получает двойную порцию стресса. Так может, лучше быть тем, кем ты есть, и не пытаться казаться лучше?

Как мы убеждаем себя во лжи

Иногда мы настолько заигрываемся, что сами начинаем верить в свой образ. Тогда нить, ведущая к истинной причине нашего неестественного поведения обрывается, и формируется новый комплекс. Потому так часто заниженная самооценка часто живет в одной личности рядом с чувством завышенной важности, жестокость рядом с ранимостью, заносчивость рядом с неуверенностью.


Мы можем убедить себя в чем угодно, но лишь на время. Если внутренний конфликт не решен, он рано или поздно вернется. И нам придется опять делать выбор: начинать распутывать клубок наших комплексов или придумать себе еще несколько защитных шаблонов поведения, чтобы хотя бы на какое-то время отдалить момент осознания своего несовершенства.

Человек идет по дороге жизни. Когда по каким-то причинам ему становится больно, он придумывает себе образ. И этот образ помогает ему идти дальше. Так, сталкиваясь с осуждением, он одевает на себя маску. Возможно, это будет маска бунтаря, возможно, пофигиста, а может быть, моралиста. В любом случае, это попытка казаться, но не быть. Человек придумал для себя алгоритм поведения, наиболее подходящий для защиты от внешнего мира. Но разве может человек продумать все? Пройдет время и что-то напомнит ему о боли неприятия. Кто-то найдет его мораль несовершенной, кто-то поднимет на смех его натуру бунтаря, и маска равнодушия окажется бесполезной, когда тот, кто важен для него не примет и разделит его взглядов. Что может сделать человек? Укрыться под еще одной драконовой шкурой? А может, все же не отвергать свою сущность и помочь себе?

Быть

Нам кажется, что мы сильны и независимы, но почему мы впадаем в депрессию от того, что люди нас не понимают? Мы кричим о своем свободомыслии, но почему нас тревожит, что подумают окружающие? Мы заявляем о своей уникальности и оригинальности, но видим ли мы сами какую-то идею в нашем творчестве?

В жестокой борьбе с самой собой я искала ответ годами, «кем надо быть». И если правильнее быть собой, то кто же «Я»? Порой, нам так страшно показать себя миру. Мы боимся, что нас не примут, и этот страх заставляет нас искажать и деформировать собственную индивидуальность.

Когда человек принимает себя, он принимает весь мир. И для него больше не существует неприятия. Для того, кто выбирает быть, а не казаться, чужда гордыня и ненависть. Пороки не существуют там, где нет сравнения.

Теперь я понимаю, быть собой – это проще, чем казаться кем-то. И теперь я делаю лишь то, что идет из моей души. Нет смысла стыдиться, нет смысла страдать от осуждающих взглядов, когда ты – это ты. Ты все равно не сможешь себя обмануть, но и не за чем. Человек – прекрасен и уникален. И все, что идет из его глубины, наполнено смыслом и красотой. А тот, кто смотрит осуждающе, просто не понимает этого, просто он сам не снял свои маски.

Главными недугами нашего времени считаются ложь и двуличность. С точки зрения психологии, ложь - это дурная привычка, следствие скверного характера, плохого воспитания. А каков духовный взгляд на эту проблему?

Думаю, главная причина, по которой люди лгут, - это страх и неуверенность в себе. Человек хочет казаться лучше, чем он есть, боится потерпеть неудачу. Если добавить к этому личные комплексы, амбиции, зависть, то ложь и притворство становятся и орудием достижения целей, и образом жизни такого человека.

Конечно, немаловажную роль в этой проблеме играют воспитание, уровень культуры, манеры, привитые родителями. Именно из семьи мы выносим фундаментальные понятия о жизни и «матрицу» поведения. К сожалению, в последнее время родители с младых ногтей пытаются учить детей добиваться своих целей любым способом. Это так называемая психология лидерства - если ты будешь добрым, честным и сентиментальным, то тебя просто «съедят» более сильные. Жизнь расценивается как конкуренция, борьба, а добродетельные черты характера - как слабость. Мы уже сейчас пожинаем горькие плоды подобного подхода к жизни - люмпенизация общества, неспособность услышать и понять другого, разобщенность и озлобленность. Как сказано в Священном Писании: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:2). Ничего удивительного, ведь ложные приоритеты приводят к ложным целям. Изначально обман в данном случае заключается в том, что настоящий лидер - это не тот, кто умеет манипулировать людьми и во всем получить выгоду, а тот, кто способен пожертвовать собой ради других.

Я говорю об этом, чтобы было понятно, что ложь - это не только личная проблема отдельно взятого человека, но это то, что способно глобально влиять на жизнь всего общества и даже всего человечества. И при всех многообразных видах человеческой лжи, обстоятельствах возникновения, очевидно, что главная ее причина лежит исключительно в духовной области. Неслучайно второе имя диавола - Лжец, Клеветник. Вот исконная причина той темной энергии, с которой связана малейшая неправда, любое искажение истины.

Ложь - это не просто грех. Это главный «компонент» греха, это основа любого греховного действия или мысли. Наверное, человек никогда бы не грешил, если бы не обманывался посылами греха. Как говорит святитель Василий Великий, «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда». Грех всегда обманывает человека, и в каждом своем падении согрешивший становится заложником лжи.

Согласно поучению преподобного аввы Дорофея, ложь проявляется трояко: мыслью, словом и самой жизнью. Если ложь мыслью состоит в непреднамеренной подмене себя подлинного некоей «ролью», в которой человек хотел бы себя видеть, то ложь словом - это уже сознательное искажение действительности. Понятием «ложь жизнью» авва Дорофей называет глубокую греховную испорченность человека, который привык к пороку, не боится его и не стесняется. Но поскольку общественное мнение все же осуждает порок, а ценит все-таки добродетель, то человек считает выгодным скрываться под добродетельной маской. Эта ложь заключается в циничной двойственности самой жизни.

Авва Дорофей называет три причины, побуждающие людей лгать, которые также являются основой всякого греха. Это, во-первых, сластолюбие, то есть стремление исполнить всякое свое желание; во-вторых, сребролюбие - стремление к приобретению материальных ценностей; и, в-третьих, славолюбие, которое в случае с иноками выражалось в нежелании смириться.

- Ложь вовне порождает ложь самому себе: человек перестает обличать себя, признаваться себе честно в содеянном. Это приводит к ложной исповеди и, как следствие, к депрессии. Как начать говорить правду себе? И чем чреват самообман?

Святитель Феофан Затворник учит, что «надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне». Главная уловка диавола заключается в том, что он внушает человеку, будто его мысли и чувства - это и есть он сам. Когда мы начинаем отделять себя от собственных эмоций, чувств и мыслей, то они уже не могут управлять нами.

Самообман всегда связан с самооправданием, уверенностью в том, что виноватым в той или иной проблеме может быть кто угодно, но только не я сам. Уход от проблем подобным образом лишает человека возможности решать их. Поэтому преподобный Паисий Святогорец говорил: «Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с ним всякую связь». Нам нужно учиться нести ответственность перед Богом и людьми за свою жизнь, поступки и мысли. Не прятать голову в песок, а открыть сердце Богу, Который, видя искреннее устремление человека, всегда поможет и направит на путь истинный.

Точкой отсчета духовной жизни каждого является честный взгляд, обращенный внутрь себя. Поэтому и сказано святыми отцами, что первым признак выздоровления души - видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Пока человек не осознает глубину своего падения, не увидит свою немощь и собственными силами будет пытаться выстраивать свою жизнь - его ждет только разочарование и бесконечные блуждания. Страсти ослепляют нас, манипулируют сознанием. Поэтому, чтобы увидеть реальную картину своего положения, нужно сместить собственное эго из центра жизни и взглянуть на самого себя с другого ракурса. Важно, кроме своих недостатков и духовных болезней, увидеть еще и Того, Кто может от них излечить. Только во власти Господа спасти нас от нас самих, наших собственных страстей и греховных привычек. Без Бога честный взгляд на самого себя может закончиться унынием и отчаянием. Излечиваются духовные болезни благодатью, которую человек получает в Таинствах Церкви, молитве и покаянии.

Евангелие дарит нам не только правду о нас самих, но и надежду на исправление. У одного духовного писателя я встретил интересную аналогию. Он сравнил греховное падение человека с упражнениями на батуте: чем ниже точка падения, тем выше человек «поднимается» в покаянии. Поэтому знать правду о себе, честно обличать свои недостатки, видеть их - это не самобичевание или унижение, а единственный выход из кризиса личности.

Беседовала Наталья Горошкова

Вы будете удивлены, узнав, что некоторые люди из вашего окружения, которые кажутся вам умными, на самом деле являются совсем не такими.

Интеллект - важный маркер в нашем обществе. Мы изучаем поведение людей, чтобы оценить, насколько они умны по сравнению с нами и другими. По мере того как мы становимся старше, интеллект почитается все больше, и мы склонны чаще прислушиваться к тем, кого считаем более умными, чем мы сами.

Тем не менее существует множество способов, с помощью которых люди могут просто притворяться умными, чтобы привлечь больше внимания и высказать свое мнение. Чтобы помочь вам увидеть разницу между действительно умными и претендентами на такое поведение, мы опишем пять основных типов поведения, которые многие особы используют, чтобы заставить нас поверить в силу их интеллекта.

Ношение очков

Один из самых распространенных способов выглядеть умнее - носить очки. Ну, это, наверное, то, о чем вы уже слышали. Даже психологи согласны с тем, что те, у кого очки, выглядят намного умнее, и даже более правильными в глазах работодателей. Но почему очки производят такой эффект?

На самом деле это инструмент, который мы используем, чтобы исправить зрение. Они особенно важны для тех, кто читает литературу и фокусируется на написании текстов в течение длительных периодов времени. Очки заставляют людей полагать, что ваше зрение хуже, чем у других, что вам нужно фокусироваться подолгу на выполнении тех или иных интеллектуальных задач. Все это вместе приводит к мысли о том, что у вас более высокий уровень интеллекта, чем у среднестатистического человека.

В настоящее время, даже если вам не нужны очки, вы можете легко купить пару с набором ложных линз, создавая иллюзию наличия высокого уровня интеллекта. Поэтому следите за окружающими. Например, новичок в офисе может быть не таким умным, каким кажется.

Хвастовство результатами единичных экзаменов, собеседований

Какой есть отличный способ заставить людей думать, что вы умны? Просто скажите им, что так и есть на самом деле. Похвастаться результатами экзамена, какого-то достижения - отличный способ заставить других поздравить вас с этим, вынудить поверить, что вы умнее, чем есть на самом деле. Следите за людьми, которые постоянно говорят, насколько хорошо они это сделали.

Гордость - это неплохо, но бахвальство - совершенно другое. В последнем случае человек намеренно говорит кому-то, насколько он умен, постоянно напоминает об этом.

Только хвастовство случайными хорошими оценками может быть еще одним сигнальным признаком того, что все не так, как кажется. Большинство людей с высоким уровнем интеллекта получают неизменно высокие оценки. И, скорее всего, они не почувствуют необходимости хвастаться, разве что просто скажут об этом, если их спросят. Если человек постоянно использует один и тот же пример, чтобы поведать вам, насколько он умный, то, вероятно, просто притворяется таким.

«Убогое» принятие привычек и интересов

Интеллектуально развитые люди склонны к более «правильным» развлечениям и интересам, таким как классическая музыка и передовая литература. Личности, которые только хотят, чтобы вы верили в их умственные способности, просто пытаются показать привязанность к этим привычкам, чтобы выглядеть солидными и умными. Одно дело - действительно увлекаться чем-то, но люди, которые притворяются умными, не могут даже полностью понять, о чем говорят.

Не нужно их тестировать по всем вопросам, выяснять специально, как хорошо они разбираются в классической музыке. Но обратите внимание на то, что они упускают, когда рассказывают, например, об известных художниках и писателях. Тот, кто действительно заинтересован в этом, с большей вероятностью укажет не только на общеизвестные факты о некоторых абстрактных художниках, он много знает о том, что им нравилось, чем они увлекались, какими были при жизни.

Постоянные жалобы на глупых людей

Всесторонне развитый человек, как правило, всегда вежлив и любезен. Просто потому что кто-то не такой умный, как вы, не делаете вас лучше, чем он, и не делает его хуже, чем вы. Настоящие умные люди знают и приветствуют тот факт, что другие не могут полностью понять некоторые концепции, доступные пониманию других. Люди, которые притворяются умными, этого не принимают.

Громкие высказывания и жалобы на тривиальные ошибки или глупость других являются показательным признаком того, что кто-то не уверен в своем собственном интеллекте. Подавляя других и унижая их, такие личности чувствуют себя лучше, они уверены, что другие видят в них более высокий интеллект, чем есть на самом деле.

Не обманывайтесь, если кто-то исправляет тривиальные ошибки. Скорее всего, этот человек просто притворяется умным, а не является таким на самом деле.

Использование излишне длинных слов

Длинные слова - олицетворение интеллекта. Если вы их используете, это означает, что у вас есть хороший словарный запас, который пополняется благодаря чтению и письму. Большинство людей, даже умных, не почувствуют необходимости использовать слишком длинные и заумные слова в случайных или дружеских беседах.

Люди, которые притворяются умными, склонны бросаться ими там, где они не нужны. Это может быть единичным событием или слишком часто повторяющимся. Следите за ненужными длинными словами. Некоторые личности могут казаться умными, но это может быть простой уловкой.

Заключение

Интеллект всегда является желанной чертой, поэтому есть много причин притворяться, что вы умнее, чем есть на самом деле. Так сказать, искусственное увеличение вашего интеллекта может помочь при собеседованиях и в формальных ситуациях. Но если кто-то постоянно притворяется, это будет утомительно для других. Хотелось бы надеяться, что теперь вы сможете отличить умного человека от притворщика.

Наверняка, каждый хоть раз в жизни попадал в ситуацию, когда появлялось непреодолимое желание произвести впечатление на окружающих, блеснув своими способностями и достижениями. Для этих целей люди используют разные методы. Кто-то восхваляет свою внешность, кто-то демонстрирует свою смекалку, кто-то открыто восхищается своим высоким уровнем интеллекта.

Рис. Почему многие малообеспеченные люди хотят казаться богачами?

Но некоторые индивиды стараются произвести впечатление на окружающих, изображая из себя богачей, причем сами перебиваются с воды на хлеб, не имея гроша за душой. Что движет этими людьми, чем они руководствуются, когда придерживаются такой тактики поведения? На что они надеются? Опытные психологи уверены, что данный способ поможет обмануть лишь тех, кто еще глупее и беднее.

Как было раньше и что происходит сейчас?

Чаще всего указанным способом пытаются добиться уважения и вызвать зависть у окружающих молодые особы. Многих достойных людей, особенно пожилых и умудренных опытом, удивляет, куда же подевалась прежняя система ценностей. Раньше молодежь гордилась наличием золотой медали, поступлением в ВУЗ, устройством хоть и не на высокооплачиваемую, зато престижную работу.

Почему нынешние ценности сводятся к тому, чтобы , а не, к примеру, умным, находчивым, грамотным, веселым? Что заставляет родителей прививать своим детям подобные морально-нравственные ценности? Наверняка, процесс нравственной трансформации общества имеет глубокую политическую подоплеку. Но не будем затрагивать политику, остановимся на психологическом аспекте данной проблемы.

Цель или иллюзия?

Всегда гордитесь исключительно своими знаниями, способностями и талантами, тем, что действительно принадлежит Вам. Будьте уверены, пустая болтовня не сможет поднять Вас в глазах окружающих, сделав уважаемым человеком и создав имидж преуспевающей личности. Не тратьте свою жизнь на пустое доказывание несуществующих вещей. Не старайтесь показать, что у Вас в кармане находится тысяча, когда там лежит всего рубль!