Дети совсем не слушаются что делать. Если ребенок не слушается: эффективные рекомендации от профессионалов

Часто, наблюдая за своим ребенком, его капризы и истерики, неприятие его окружающими людьми, мы испытываем растерянность - что я делаю не так, почему мой ребенок такой невоспитанный, и так ужасно себя ведет?

Я люблю своего ребенка, он - самый лучший, но не только окружающие, но даже я в ужасе от его поведения. Что делать, если ребенок не слушается? Как правильно реагировать на плохое поведение?

На эти вопросы отвечает кандидат психологических наук, детский и семейный психолог и психотерапевт, Могилева Вера Николавена.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Наверное, многие помнят это стихотворение Владимира Маяковского. В нем поэт дает детям четкие указания, что хорошо, а что - плохо. Сейчас со многими примерами, которые описывает автор, можно поспорить. Психологи скажут, что стихотворение полно оценок «плохой мальчик», «хороший мальчик», «мальчик очень милый», «дрянной драчун» и т.д. и т.п. Возникает вопрос:

Как же показать детям, что можно, а что нельзя?

Родителям молчать нельзя!

Многие родители, начитавшись разных статей, которыми пестрит интернет, оказались в полной растерянности, приняв для себя решение, что если я не знаю, как правильно реагировать на неадекватное поведение ребенка, то лучше не буду реагировать никак.
Сегодня мы можем встретить детей, которые кидают камни в голубей, грубо и заносчиво ведут себя с окружающими, разрисовывают стены. При этом рядом находятся родители и молча наблюдают за происходящим.

Есть родители, которым, реально, все равно, что делает их ребенок. Таким родителям придется получить обратную связь от этого мира и своего ребенка позже, когда выросшему ребенку будет абсолютно все равно, что происходит с его родителями. Не случайно сейчас так много одиноких стариков, забытых и брошеных своими детьми и внуками.

Есть другая категория родителей, которые наблюдают за происходящим, им стыдно за действия своего ребенка, но их как бы парализует при виде того неадекватного поведения, которое может демонстрировать их чадо, например, на детской площадке, в компании взрослых. Они не знают, что делать. Часто они надеятся, что кто-то из окружающих остановит их хулигана. Когда же это происходит, то их захлестывает жалость к своему чаду - его обидели.

Когда замечания ребенку делает кто-то другой в присутствии родителей, то это оказывается малоэффективным, т.к. именно родитель до определенного возраста (примерно до 10-12 лет) сохраняет главенствующие позиции в смысле морального авторитета для ребенка. Даже если кто-то и сделает замечания сорванцу, но при этом рядом будет стоять молчаливый родитель, то ребенок получит сигнал, что он делает все правильно, так делать можно и нужно.

Более того, молчание родителя подстегнет его интерес и подчеркнет безнаказанность всей ситуации.

Такой ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы проверить реакцию всех окружающих, нарушая правила и при этом будучи просто не в состоянии остановиться.

Что же делать? Как правильно себя вести и в каком возрасте необходимо останавливать ребенка?

Как воспитывать детей?

Если ребенок нарушает правила поведения, то родитель должен ВСЕГДА его останавливать, независимо от того, где находится ребенок: в общественном месте (магазине, кинотеатре, кафе) или дома.

Ребенок должен знать, что есть определенные границы, нарушать которые нельзя.

Например, ребенок тянет кота за хвост. Его необходимо остановить и сказать, что это запрещено. Остановить лучше лаконичным словом «Стоп», т.к. такие слова как «НЕльзя», «НЕ делай» и т.д., являются словами-провокаторами и как бы подстегивают ребенка к дальнейшим действиям.

Истерика у ребенка

Если ребенок устраивает истерику в гостях, на вечеринке или в магазине, то ему следует спокойно проговорить, что здесь не место для истерик, и, если он что-то хочет, то может сказать спокойно (при этом Вы должны быть абсолютно спокойны). Если это не помогает, то ребенка уводят из общественного места.

Так Вы продемонстрируете ребенку:

  • во-первых , что такая форма поведения неприемлема,
  • во-вторых , установите некие социальные нормы,
  • в-третьих , избавите окружающих от необходимости слушать крики и вопли вашего ребенка. Помните, что от них страдаете не только Вы.

Обычно эти нормы дети при правильном поведении взрослого усваивают к 4-5 годам. Если подобное поведение мы встречаем у детей 6 лет и старше, то это может говорить о некой социальной незрелости и педагогической запущенности. Причиной которой является, прежде всего, пассивность родителей в отношении воспитания их чада.

Более того, нередко родители не пассивны, но их реакция на девиации поведения детей лишь усиливают их. Взрослые, наблюдая истерики детей 2-3 лет, часто начинают его жалеть, целуют и т.д., объясняя себе, что он маленький и перерастет. Если причиной истерики является некое стремление демонстрации и желание добиться своего, то таким образом взрослый только поощряет подобное поведение, закрепляя его. Ребенок, как бы получает сообщение «Устрою истерику - получу внимание и ласку (игрушку, поцелуи и т.д.).

Жалость к ребенку

Что касается возникающего чувства жалости по отношению к ребенку в моменты истерик, то с одной стороны, важно понимать, что часто мы жалеем даже не нашего ребенка, а себя самих - мы в этой ситуации беспомощные дети, которые не знают, как успокоить нашего ребенка; с другой стороны - жалость - это страшная эмоция по отношению к другому, она часто лишает сил, делает человека жалким и беспомощным, может лишить его важного психологического ресурса, это чувство, когда оно проявляется в неуместно ситуации (ребенок кого-то бьет, что-то разрушает), создает извращенную картину мира для малыша.

Он начинает понимать, что агрессия, истерики и разрушение - это то, за что он получает внимание и может быть даже нежность от близких ему людей.

Данные модели поведения бывает сложно корректировать самостоятельно и часто требуется помощь психотерапевта.

Попадая с ребенком в общественное место, приходя в гости и т.п., важно уточнить некоторые правила, которые приняты на данной территории и проговорить их ребенку. Если малыш их нарушает, то именно родители должны его остановить, т.к. даже хозяева квартиры не являются пока что для него авторитетом.

Именно родители - источник всех знаний о нормах и правилах.

Непослушный ребенок

необходимо научить ребенка спрашивать разрешения

Часто дети легко идут на контакт с чужими взрослыми, лезут на колени, заглядывают в чужие сумки и пакеты. И родители, и посторонние могут умиляться крохе. Но именно в этом возрасте (1-3 года) мы показываем, что же все-таки можно, а что нельзя.

Если ребенок взял чужую вещь без разрешения, то его просят вернуть ее на место и предварительно уточнить доступным для него способом, можно ли ее брать. Если ребенок решил сесть на колени незнакомого человека, то его тоже необходимо научить спрашивать разрешения, понимать границы других людей.

Многие говорят - это ответственность того, кто пускает к себе на колени. Это и так, и не так. С одной стороны, ребенок получает разную обратную связь: кто-то пустит, а кто-то скажет: «Я устал, иди поиграй сам».

Так естественным образом малыш узнает, что не все готовы держать его на коленях, или играть с ним в любой момент, когда он захочет.

С другой стороны, если Вы видите, что ребенок не реагирует на замечание другого взрослого и переходит границы, то Вы должны сами остановить его , сказав, например, что «тетя устала, она не готова сейчас с тобой играть, пойдем посмотрим вон ту книгу».

Тем самым Вы обозначите, что надо слышать желания другого.

Но, конечно, если тетя с удовольствием играет с вашим малышом, то не стоит их прерывать и додумывать за тетю ее состояние и желания.

Невоспитанные дети

Если обратная связь о личных границах у ребенка отсутствует, то вырастая, в 6-7 лет он может запросто нарушать личные границы окружающих. Лазить по сумкам, с разбегу садиться на колени незнакомцев. В этом возрасте он уже не вызывает такого умиления, а его поведение кажется несколько странным.

Но объяснить младшему школьнику, что это поведение неприлично, становится несколько сложнее, т.к. до этого его никто не останавливал и он получал позитивную обратную связь (все умилялись, улыбались и т.п.).

Родителям важно помнить, что их четкое однозначное поведение, их обратная связь для ребенка - это гарант его безопасности и уверенности.

Так он получает четкий посыл о границах, о том, что можно, и что нельзя.

Злободневный вопрос, который волнует миллионы родителей по всему миру.

Проблема не так уж и страшна. Для начала нужно успокоиться и перестать паниковать. Вспомните о том, что ребенок - тоже личность и имеет право выражать свои эмоции и мысли.

Невозможно отыскать абсолютно послушного ребенка. Даже если вдруг вам такой и повстречается, то это должно как минимум насторожить. Такое поведение может быть вызвано чрезмерной пассивностью ребенка, что впоследствии приведет к безинициативности взрослого человека.

Что делать, если дети не слушаются? После того как вы успокоились, необходимо поговорить с ребенком и выяснить истинные причины такого самовыражения. И лишь после этого принимать меры, которые помогут разрешить конфликтную и стрессовую ситуацию. Не забывайте про возраст ребенка. Малыши и подростки требуют к себе кардинально противоположного отношения.

В чем может скрываться причина непослушания детей? Советы по воспитанию детей

  1. в процессе которого ребенок переживает новый этап в своем личностном становлении. Научно выделено несколко таких кризисных периодов. Первый кризис происход в 1 год, далее в 3 года. Затем следуют кризисы дошкольного и подросткового возрастов. Однако это не значит, что каждый из описанных этапов обязательно будет сопровождаться непослушанием и проблемами. Все в жизни индивидуально, и эти ситуации не исключение. Психологи всего-навсего отмечают тот факт, что именно в этих возрастных категориях происходят изменения в жизни ребенка. Например, в год ребенок, как правило, начинает ходить и становится более самостоятельным, для него все это великие события. И когда родители пытаются внедриться в его и помешать делать то, что хочется, проявляется протест.

2. Огромное количество требований, ограничений и жестких правил, установленных взрослыми.

Конечно, без ограничений и запретов не обойтись, и они нужны для детей любой возрастной категории. Однако нельзя с ними перебарщивать. Если ребенок не может сделать какие-то элементарные вещи без вашего «нет» или «нельзя», то само собой он начнет протестовать. Требовать от ребенка послушания необходимо лишь в тех ситуациях, когда его действия могут навредить ему самому либо окружающим.

3. Непоследовательность действий со стороны взрослых. Вы рашьше не обращали внимания на беспорядок в комнате у ребенка, а сейчас вдруг начали из-за этого на него кричать и возмущаться? Представляете, в какой растерянности в этот момент будет находиться ваш ребенок?! Если такие ситуации повторяются периодически, то ребенок обязательно начнет протестовать и бороться против несправедливости с вашей стороны.

Что делать, если дети не слушаются? Здесь также можно выделить еще несколько немаловажных пунктов:

1. Несоответствие сказанных слов и совершаемых поступков.

2. Противоречащие друг другу требования от разных членов семьи.

3. Неуважение ребенка, невосприятие его как личности.

4. Семейные проблемы и конфликты, не связанные с ребенком.

Воспитание детей родителями - очень сложная задача и, как правило, индивидуальная. Однако есть общие черты. Родители обязательно должны работать над собой. До сих пор не можете ответить на вопрос, что делать, если дети не слушаются? Если вы хотите поменять поведение ребенка, то начните сначала с себя. Результат появится в самые короткие сроки и приятно вас удивит.

Дети могут перестать слушаться родителей в любом возрасте. Взросление не проходит одинаково. При преодолении определенных этапов в развитии и освоении новых навыков, поведение малыша может измениться, и часто не в лучшую сторону. На вопрос почему ребенок 5 лет не слушается родителей однозначного ответа нет. Общие моменты в непослушании детей такого возраста можно выделить.

Вы, наверняка, слышали о кризисе одного года, кризисе трех лет и подростковом кризисе. Когда пятилетка начинает бунтовать, вы можете начать интересоваться, почему так происходит. В чем причина непослушания моего крохи? Психологи не говорят особо о кризисе пяти лет. Но родители хотят знать, что происходит с ребёнком.

Все возрастные рамки и кризисы – вещь достаточно условная. Вы можете вообще не столкнуться с кризисами, можете пропустить какой-то, а можете собрать все. Переломные моменты и трудный возраст связаны с переходом малыша на новый этап в развитии. Он начинает ходить, коммуницировать, осваивать новые навыки, взрослеть, требовать свободы. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже.

Пять лет – это возраст изменений, у многих детей происходит серьезный скачок в развитии. Малыш начинает по-новому проверять границы, он уже пополнил словарный и поведенческий запас, и может отстаивать свои интересы. Он осознал уже себя, как личность. Больше нет такой крепкой связи с мамой. У него появляются свои интересы, и он их отстаивает.

В основном детское непослушание в любом возрасте не связано лишь с возрастом ребенка. Причины обычно гораздо глубже. Основная причина кроется в неправильном поведении родителей с ребенком. Проанализируйте свое поведение, подумайте, может что-то поменялось в вашем отношении к ребенку, может изменения происходят с вашей жизнью. Ребенок проецирует на себя ваше негативное настроение, ваши переживания, и выдает это все в ответ.

Часто взрослые сами начинают воспринимать ребенка 5-6 лет, как взрослого. Уже не нужен постоянный уход и контроль, малыш самостоятельно ест, засыпает, играет и уже может сам гулять. Родители, наконец, выдыхают — малыш вырос. Они начинают уделять ребенку меньше внимания. Срабатывает простой механизм: если ребенок не может добиться внимания родителей по-хорошему – он делает это доступными ему способами. Самый простой способ привлечь внимание родителей – это вести себя плохо.

Когда пятилетний ребенок просит поиграть с ним или покормить его, какой ответ он чаще всего слышит? Правильно, «ты уже взрослый, давай сам». Часто мама и папа не понимают, что ребенку еще нужно внимание. Пройдет какое-то время, и он уже не будет вас просить, а сейчас он в вас еще очень нуждается. Детки могут и не просить ни о чем, а вести себя специально плохо. Становится понятно, что нужна реакция от родителей, пусть даже и негативная.

Какое самое простое и самое верное объяснение того, что ребенок кусается и дерется? Все просто – ему нужно внимание, нужна ответная реакция и контакт с вами.

Существует и противоположная причина плохому поведению ребенка. Родители, которые грешат гиперопекой над чадом. Они не дают малышу и шага сделать самостоятельно, предугадывают все желания, делают все за него. Как раз в пять лет ребенок и может выдать реакцию на такое поведение родителей – протест. Так дайте ему возможность делать хоть часть дел самому. Маленький человечек уже готов к определенной доле самостоятельности, он уже многое умеет и хочет это продемонстрировать вам. Ищите золотую середину. Гипервнимание плохо влияет на развитие малыша, также, как и недостаток внимания.

У детей развито чувство справедливости. Если вы нарушили свое обещание или несправедливо наказали ребенка, или сорвались на нем, то ребенок вполне может выдать свою реакцию на нанесенную обиду.

Часто плохое поведение ребенка связано с несогласованностью действия родителей, если происходят конфликты в семье, или у родителей разные взгляды на воспитание. Бывает мама запрещает то, что разрешает папа. Тогда ребенок может не понимать, как и с кем правильно себя вести в каждой конкретной ситуации.

Еще одна причина плохого поведения ребенка — «синдром хорошей девочки» (бывает, кстати, и у мальчиков).Часто такое поведение мы можем наблюдать, когда ребенок ходит в детский сад. Там он ведет себя идеально: не конфликтует, не истерит, делает все, что говорят. Зато дома он может выдать все негативные эмоции, которые накопились за день. По возвращению домой у таких деток случается истерика. Поговорите с воспитателем, узнайте, как ведет себя сын или дочь в саду. Если ваш малыш ведет себя в саду отменно, а дома все эмоции прорываются, то надо проговорить с ним эту ситуацию.

Не стоит списывать со счетов очень простую причину – здоровье и самочувствие ребенка. Малыш просто может плохо себя чувствовать. Если у вас что-то болит, не меняется ли ваше настроение, не становитесь ли вы раздражительными? Становиться капризным при плохом самочувствии – нормально тоже и для ребенка.

Основные причины непослушания ребенка в 5 лет:

  • Плохое самочувствие, болезнь;
  • Очередной этап взросления и новый навык;
  • Желание добиться внимания от взрослых;
  • Способ самоутверждения, протест против родительского контроля;
  • Реакция на несправедливость со стороны взрослых.

Чтобы понять, что делать — нужно определить причину. Разбираться в причинах непросто, ведь порой приходится признаться в своих каких-то ошибках, упущениях и своем неправильном поведении. Гораздо проще списать плохое поведение на возраст и кризис. Отодвиньте в сторону свои родительские амбиции и найдите истинную причину такого поведения.

Проанализируйте, когда начались изменения в поведении малыша, что этому предшествовало, какие изменения были в вашей жизни. Хватает ли вашему чаду внимания или может, наоборот, этого внимания переизбыток. Остановитесь ненадолго и подумайте в чем причина. Вспомните свои слова, обещания, конфликты за последнее время. Когда вы обнаружите истинную причину, сможете выработать путь решения проблемы.

Самый простой способ понять в чем причина неповиновения крохи – спросить у него. Вашему ребёнку уже пять лет, он умеет разговаривать, размышлять, у него отличная память. Он вполне может объяснить свое поведение. Если не может, то все равно его стоит выслушать. Подберите правильное время и поговорите спокойно и в располагающей обстановке. Обычно детки склонны пообщаться и пооткровенничать перед сном. Используйте это волшебное время, чтобы поговорить с малышом.

Определились с причиной или причинами плохого поведения? Отлично, теперь все проще. Мало внимания – уделяйте больше. Много внимания – дайте свободу. Что-то болит – сходите к врачу и пролечитесь. Обиделся на невыполненное обещание – выполните. И больше старайтесь не обещать то, что выполнить не сможете. Не можете решить с мужем, чей стиль воспитания лучше – определитесь уже, наконец, придите к общему решению.

В общем, все достаточно просто. Главное – хотеть исправить положение и не ждать, что все образуется, само собой. Плохое поведение, конечно, может само пройти, но может и трансформироваться в подростковом возрасте в такой бунт и кризис, пять лет ребенка вы вспомните, как золотое время. Не упускайте время, не надейтесь на разрешение ситуации без вашего участия, меняйте себя, и малыш на это откликнется. Не бойтесь смотреть правде в глаза. Изменения нужно начинать с самого себя. В воспитании детей, это 100% верное утверждение. Дети – зеркало, они не слушают, что вы говорите, а повторяют ваши действия.

Если причина плохого поведения излишнее внимание — дайте ребенку проявить себя, предоставьте ему больше самостоятельности. Неправильно застегнул пуговицы на кофте – не страшно, не ругайте. Плохо помыл кружку – не перемывайте демонстративно прямо перед ним. Не бойтесь отпускать ребенка, это все равно придется сделать. Конечно, надо действовать в пределах разумного. Вряд ли стоит отправлять пятилетнего малыша без взрослых в магазин на соседней улице, но и бегать за ним на детской площадке не стоит.

Попробуйте обратиться к специалисту, если не можете справиться самостоятельно. Грамотный психолог поможет разобраться почему ребенок абсолютно не желает слушаться.

Небольшие советы, которые могут помочь справиться с детским непослушанием:

  • Определите правила поведения и донесите их до ребенка, объясните ему как ему следует себя вести в разных ситуациях.
  • Часто ребенок ведет себя плохо, потому что не знает как правильно себя вести. Нужно все проговаривать.
  • Прежде, чем идти на конфликт с ребенком, подумайте, так ли важно то, чего вы хотите от него добиться.
  • Показывайте на своем примере. Не любите убираться дома – не стоит ругать ребенка за беспорядок.
  • Даже когда вы в плохом настроении, старайтесь не игнорировать ребенка. Объясните крохе, что вы расстроены и скажите почему.
  • Ищите возможности, как отвлечь ребенка от конфликта, на что переключить внимание.
  • Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, пусть прочувствует процесс принятия решений.
  • Будьте последовательны. Если сегодня вы что-то разрешаете, а уже завтра запрещаете то же самое, ребенку тяжело понять и смириться с несправедливостью.

Так как основная причина – недостаток внимания, родителям следует уделять крохе больше времени. Не просто сидеть рядом, уткнувшись в телефон или телевизор. Время, проведенное вместе, должно быть качественным. Подумайте, что интересно вам обоим, найдите общие интересы. Привлеките ребенка к тому, что вы делаете. Приготовление пищи, уборка, поход за продуктами в магазин — все это можно делать вместе и с удовольствием.

Интересуйтесь тем, что нравится сыну или дочке. Рассказывайте о своих увлечениях. Расскажите об играх, в которые вы любили играть в детстве, поиграйте вместе. Займитесь общим делом, интересным всей семье.

Наполните жизнь традициями и ритуалами. Ребенок в предвкушении чего-то интересного не станет вести себя плохо. Совместное чаепитие с настольными играми по вечерам, походы в лес, ведение альбома с зарисовками приятных событий за день. Проявите фантазию и поддерживайте традиции и ритуалы, не забывайте о них.

Если малыш страдает от гиперопеки – придумайте для него самостоятельные задания. Он может кормить домашнее животное или поливать цветы. Поручите ему какое-то важное дело. Пусть он почувствует свою важность и взрослость. Покажите ему, что доверяете.

Важно объяснять ребенку, что вы ждете от него. Часто нам кажется, что это и так понятно. Но объяснить крохе, какое поведение родители ждут конкретно в этот момент — очень важно.

Рекомендации, чего не следует делать, когда пятилетний ребенок не слушается, достаточно просты. Они подходят к любому возрасту. Ведь ребенок, неважно три года ему, пять или тринадцать – это уже личность. Какие же методы воспитания не следует применять к этому маленькому человеку:


Как наладить общение

Налаживанию психологического контакта помогает частый физический контакт. Больше обнимайте малыша, сажайте к себе на колени, целуйте, щекочите, поглаживайте его. Поверьте, мальчикам нужны нежности и объятия, не меньше, чем девочкам.

Будьте терпеливы, внимательны. Старайтесь не создавать конфликтных ситуаций, не придираться к мелочам. Помните, что ваш 5-летний ребенок – личность со своими чувствами и представлениями. Он может чего-то желать, о чем-то мечтать, чего-то бояться.

Простой совет — старайтесь разговаривать с малышом глаза в глаза, не с высоты своего роста. Возвышаясь над ребенком, вы говорите ему, что сильнее, больше, важнее его.

Что нужно делать, когда ребенок 5 лет не слушается родителей, нужно решать в каждом случае индивидуально. Единой рекомендации не бывает. Главное – старайтесь понять и услышать малыша. Будьте терпеливы, детские капризы не вечны. Пройдет время, и вы забудете об этом. Послушный ребёнок – счастье для мамы. Правда дети встречаются редко.

Кризис 3 лет - обязательный и очень важный период в жизни каждого малыша. Все о нем знают, но обычно, никто не готов к его наступлению. Обычно этот этап характеризуется родительскими высказываниями «Ребенку 3 года не слушается совсем, не знаем, что делать».

Как распознать? Как помочь крохе пережить этот этап? И самое главное, как родителям справиться с этим явлением?

Почему ребенок не слушается в 3 года

В этом возрасте, дети считают уже себя индивидуальностями, взрослыми личностями с собственными желаниями и потребностями. А папы и мамы продолжают относиться к ним, как к маленьким и несмышленым малышам, впоследствии чего, возникают недопонимания, конфликты и истерики.

ВНИМАНИЕ! Если ребенок в 3,5 года не слушается, кричит и капризничает - не волнуйтесь, такое поведения является абсолютно нормальным. Не спешите обращаться к специалисту.

Кризис 3 лет не имеет границ во времени, у кого-то он может наступить в 2,5 года, а кому-то «повезет» на год позже. Такие отличия зависят от темперамента деток, режима родительского воспитания, а также, степени доверительных отношений между крохой и мамой/папой.

Кризис ли это, рассмотрим основные признаки:

стремление противоречить взрослому по любому поводу;
плач без причины. В некоторых ситуациях это доходит до абсурда: малыш может отказываться от своих желаний, даже если он этого очень хочет, но инициатива приходит от родительской стороны. Например, мама с чадом заигрались на детской площадке, пора идти домой, кушать, про что она и сообщает. Ребенок проголодался, но возвращаться в дом не хочет, кричит и плачет, потому что предложение о возвращении озвучила мама;
упрямство: «я хочу! я сам!»;
вспышки ревности и жадности ;
появления необоснованной агрессии , капризов и истерии;
деспотические наклонности . Ребенок вообще не слушается, диктует свои правила поведения всем окружающим;
● происходит переоценка «жизненных ценностей» малыша . Сегодня уже не нравится мишка, хотя еще вчера не мог без него уснуть.

О признаках кризиса , на которые следует обратить внимание, рассказано в этом видео:

Ребенок в 3,5 года не слушается: причины

Итак, давайте разберем, почему ребенок не слушается в этом возрасте.

Возрастные изменения.
Корректируются интересы ребенка, ему становится более интересен окружающий мир, который он хочет самостоятельно исследовать. «Мама говорит не беги туда, а что же будет если я побегу? Интересно...» - вот примерно так, малыш рассуждает в этом возрасте.
Психологическая напряженность в семье.
В случаях, когда родители позволяют себе некоторые вольности в виде сквернословия, поднятия руки на ближнего, не удивляйтесь, почему кроха в 3 года не слушается, дерется и вообще, ведет себя неподобающе. Он вырос там, где такие действия являются абсолютно нормальным явлением.

Усталость малыша в физическом и эмоциональном плане.
Чаще всего это случается в семьях, где пытаются дать крохе как можно больше знаний и раскрыть все таланты в раннем возрасте.
Игнорирование желаний и просьб.
Представьте, что вам все время указывают и дают задания, обязательные к исполнению, а о ваших требованиях и желаниях никто не интересуется, обидно, правда? А ребенку вдвойне, вот он истериками и капризами пытается заявить о себе.
Авторитарный стиль воспитания.
Папа/мама командует, а ребенок подчиняется и безоговорочно выполняет все указания. Но в некоторый момент приходит период, в котором малыш в 3 года не слушается, кричит, требует чтобы его уважали как личность.Такой революционный настрой ребенка является последствием посягательств на его «я».

Что делать

Подготовьтесь к тому, что кроха быстро научится манипулировать вами через плач и истерики, это может происходить как дома, так и в общественных местах. Очень часто в подобных ситуациях родители идут на уступки, исполняют все желания и капризы малыша, лишь бы только он прекратил плакать. Если родитель хоть раз так сделает, с того момента, как говорится, он будет на крючке.

Как быть, если малыш не слушается в 3 года? Советы психолога

Не ведитесь на провокации . Терпеливо и в спокойном тоне ведите беседу с ребенком.
Используйте дипломатические навыки . В необходимых ситуациях подмените желания чада. Например, конфету сегодня купить никак не получится, но вот фруктовый йогурт, да еще и сок, вполне возможно!
● Во время истерических предпосылок отвлеките кроху на что-нибудь нейтральное. В большинстве случаев это работает.
● Когда 3-летний ребенок не слушается и требует чего-то, предоставьте ему право выбора (как минимум из двух вариантов, которые удобны вам).
Поощряйте малыша за проявленную самостоятельность.
● Не сдавайтесь, и отстаивайте свою позицию .
Не принуждайте кроху к действию напрямую , эффективней это сделать в игровой форме.
● При вспышках истерики не стоит рассказывать как это нехорошо и некрасиво , такими действиями вы только подольете масла в огонь.

В случаях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Е.О. советует родителям игнорировать истерическое поведение крохи. Малыш своими капризами и плачем испытывает родителей на прочность. Если вы будете оставаться спокойными и непоколебимыми - премьера истерики отложится на некоторое время, а со временем, забудется «главным режиссером» вовсе. Видео с советами известного педиатра, можно посмотреть здесь.

Ребенок не слушается, и зачастую родители не знают, что делать в такой ситуации, кричать, наказывать или уговаривать. Как быть родителям, если ребенок не слушается и откуда берется непослушание? Ребенок имеет свое мнение, свои желания и цели, он стремится удовлетворить свои и получить желаемое, многое ему просто любопытно, и если на пути ребенка «становятся» родители, т.е. требования родителей не совпадают с представлениями и желаниями ребенка, то заканчивается все это непослушанием, ребенок не желает делать то, что ему не интересно, не нужно или просто не хочется и вот результат: ребенок не слушается.

Некоторые способы взаимодействия с ребенком или шаблоны поведения родителей, могут определенным образом провоцировать ситуации непослушания. Разберем несколько причин того, почему ребенок Вас не слушается:

  • Если родители обращаются к ребенку в приказном тоне. Задумайтесь, если Вам говорят «быстро сложил все и вышел из комнаты», какая первая реакция у Вас проявляется? Первая реакция на приказ — непослушание, такого рода воспринимается как унижение и даже на подсознательном уровне ребенку не приятна.
  • Если родители игнорируют потребности ребенка и его чувства. Общение с ребенком на уровне «мне плевать чего ты хочешь, я сказала тебе сделать…» или «пить он хочет, пока не уберешь игрушки — никаких пить» формирует у ребенка ощущение ненужности и нелюбви к нему.
  • Если для ребенка не существует запретов, а именно, в воспитании не были выделены правила, нормы и запреты, без которых поведение ребенка формируется хаотично. Если ребенок растет в ситуации «вседозволенности», а родители, бабушки/дедушки и прочие родственники делают все «лишь бы ребеночек был доволен», то в один прекрасный момент случается то, что случается: ребенок никого не слушается, устраивает истерики и требует своего.
  • Если ребенок использует непослушание, как манипуляцию, т.е. не слушается до того момента, пока Вы не соглашаетесь на его условия, после чего становится «шелковым» милым ребенком, который все понимает и выполняет… До нового такого момента.

Как же быть родителям в ситуации, когда ребенок не слушается?

В первую очередь, стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно также, обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно причина кроется в поведении взрослых.

На заметку:

  • Обращайтесь к ребенку уважительно, тоном, который скорее разъясняет, чем указывает. Повелительные нотки вызывают внутренний протест и побуждают ребенка не слушать Вас. Желательно, чтобы Ваши слова содержали объяснение, например «собери свои игрушки, чтобы в комнате было больше места» или «убери с пола мячики, чтобы никто не упал». Так Вы снижаете вероятность ситуаций, когда ребенок Вас не слушается.
  • Слушайте своего ребенка, для него важно быть услышанным, важно, что Вы его понимаете. Если Вы не будете слушать ребенка, он не будет слушать Вас, поскольку, ущемляя его права и потребности, выдвигая на первый план только свои требования к ребенку, Вы провоцируете формирование отрицательного отношения ребенка к Вам.
  • Запреты и правила необходимы при воспитании ребенка, они не только формируют его поведение, помогают развить дисциплинированность, ответственность и учтивость, но и структурируют время ребенка. Верное распределение времени, определенные умения и навыки позволят Вам и Вашему ребенку избегать конфликтов, в том числе, связанных с тем, что он Вас не слушается.
  • в нашей жизни встречаются довольно часто и «самые лучшие» манипуляторы — дети, они очень быстро понимают что и как получить от родителей. А такая тактика, как «вести себя хорошо, чтобы получить желаемое» очень распространенная в семьях. Если родители понимают, что ребенок их слушается только для того, чтобы они выполнили его желание, то подкреплять такое поведение не стоит.

Таким образом, если ребенок Вас не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку, два, десять или четырнадцать, данные рекомендации будут весьма актуальны.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Отзывов (11) на «Ребенок не слушается. Как быть родителям?»

    Всё правильно, ведь не зря говорят, что дети — зеркало родителей. Хотите, чтобы к вам относились с уважением, прислушивались к вам, поступайте так же и не важно, кто перед вами: взрослый человек или ваш ребёнок.

    Спасибо за ваши статьи! Надеюсь нам поможет. Мой ребенок очень агрессивный(нам 1год и 8мес):чуть что не по его, сразу махать руками,бить, кидать вещи… в момент его агрессии я быстрей убираю все со стола,не успеваю среагировать и объяснить что это плохо… на улице мы всегда пинаем гулек или кис, я присекаю,говорю,что кисе больно она плакать будет, но результата нет никакого. как он пинал кис и детей так и пинает.
    Мы просто уже устали бороться с его агрессией…

    • Добрый день, Светлана.

      У нас была подобная ситуация. Я часто наказывал ребенка за непослушание шлепками «а-та-та», а иногда, и ремешком. Вследствие этого наш ребенок начал аналогично поступать в наш адрес — ударять нас, даже кулаком, если мы отказывались выполнить его просьбу. А когда злился, то бил кулаком по стене. Мы перестали наказывать физически, но заменили наказание на «встань в угол», это оказалось более действенно. Сейчас (2 года 4 мес). В большинстве случаев хватает: присесть рядом, обнять, сказать «выслушай меня или послушай, что я скажу тебе», ребенок с удовольствием слушает, он рад, что папа обнял его и разговаривает, как со взрослым на одном уровне. Стоит чаще говорить ребенку о том, что вы его любите. Хорошее поведение сразу же последует.

      Бывают случаи, когда ребенок разигрался или перегулял (пропусти привычное время для сна) и остановить его невозможно, тогда уже достаточно просто напомнить о том, как папа или мама может наказать, так как все наказания уже есть в памяти ребенка и применять их уже нет необходимости.

      Желаю Вам успеха в воспитании ребенка! И помните, что культурных и воспитанных людей на сегодняшний момент очень мало. Пополнить ряды культурных и почтительных персон — наша задача, как мудрых и ценящих добрые высокие альтруистичные межличностные отношения людей!

    У меня тоже складывается такое впечатление. Теоретически замечательные рекомендации, просто идеальным родителям с такими же теоретическими и идеальными детьми. Но родители живые люди и дети тоже, иногда упрямые, изобретательные экпериментаторы, и есть еще жизнь, которая тоже имеет какие-то временные рамки. У нас сбор игрушек сыном 5 лет и дочкой 3 года превращается в шоу. если уговаривать и объяснять — то они все понимают. и уважительно так отвечают, а потом сбор игрушек превращается в новую игру, и все по кругу и когда просьба убирать игрушки (Я вам помогу, вы начинайте»… «Мы поиграем в то-то и то-то, когда все уберем» «Надо все убрать, чтобы было больше места ходить…») , когда все варианты испробованы и уже 11 ночи а воз и ныне там. конечно родитель взорвется, потому что таким уговорам нет конца, потому что еще надо чистить зубы, купаться укладываться спать и так далее… а еще начинается перекидывание — это пусть он уберет. а это она не собрала… И мама-папа начинают говорить именно то, что в этой чудесной статье говорить не рекомендуется…

    • Света, рекомендации потому и называются рекомендациями (а не инструкцией), чтобы мы помнили, к чему надо стремиться. То, что Вы описали, знакомо каждой семье, здесь и возрастные особенности, и условия проживания данного конкретного дня (не выспался, не наигрался и т.д.).Многим знакома ситуация, когда в один день ребенок слушается и с ним можно спокойно договориться, а в другой день ничего невозможно сделать, все «кувырком». Для детей ведущая деятельность — игровая, даже одеваются и едят дети играя. Любовь, терпение и уважение к собственному ребенку — главная рекомендация, однако дисциплину никто не отменял. Многие поведенческие реакции у детей — это временные возрастные акценты, поэтому родителям лучше всего понятно как вести себя с ребенком. Читая статьи психологов, возьмите на заметку возможные варианты решений ситуаций, обогащайте свои знания, но не считайте инструкцией.

    Д.д. У меня дочь, ей 7 лет, и сын 5 лет. Доча ходит в 1й класс. С рождения девочка была очень активной. Развитие у ребенка шло полным ходом, в 5 лет она знала алфавит. Я отдавала ей все свое свободное время,занималась ею, играла, отдавала ей всю свою любовь. Сейчас, как пошли в школу у нас огромная проблема, уроки для нее это — надоело, не хочу. Убирать за собой не хочу, все через не хочу, не буду. я бросила работу ради нее чтобы первый класс быть с ней. Домашнее задание делаем — ее надо заставлять, сидеть с ней рядом. уйду на 5 минут все она летает в облаках, считаем птичек, рисует. в школе тоже самое не может сосредоточится и заниматься. 3 четверть еле еле вытянула на 4ку. Учительница жалуется. Читать не хочет писать не хочет. Все доходит до криков. Устала, не знаю как с ней быть, может все пустить на самотек…

    Добрый день,помогите пожалуйста!Нам в этом году идти в школу,воспитатель с дет.сада говорит,что в школе его терпеть не будут,что он неуправляемый.Срывает занятия подготовки к школе,английский язык,музыкальные занятия и физкультуру.Англичанка отказывается с ним заниматься.Когда проходят занятия подгот. к школе,мой ребёнок стоит за дверью,сам не хочет слушать и другим деткам не дает.От него весь дет. сад стоит на ушах,на замену в ихнюю группу воспитатели идти отказываются.Постал вопрос моего ребёнка удалить с дошкольного заведения.Помогите пожалуйста разобраться,может проблема такого поведения ребёнка исходит от неправельного воспитания или подхода к нему?Сын у нас один в семье,любви,ласки и внимания имет предостаточно,он очень активный,любознательный,много говорит,но в замен слышать и слушать не хочет.К непослушанию и неуправляемости воспитатель добавляет агрессию и пакастное отношения к детям в группе,говорит,что он не умеет дружить,хотя я этого за ним не замечала.Он еще с самого маленького был очень общительным мальчиком и всегда находил общий язык и с взрослым и с ребенком.Такое ужасное поведение уже длится около 3 лет,мне кажется, что я скоро сойду сума.Ежедневные просьбы,уговоры,мои сльозы поменяться на него не действуют,пробовала ремнем,до сих пор помнит,что я его побила,хотя прошол уже год.Сейчас хочу поводить его к психологу,как вы думаете поможет разобраться от куда ноги ростут?

    У нас очень серьёзная проблема возникла с девочкой 7-и лет.Проблема весьма схожа с той, которую поведала Эльмира. Дочку воспитывает мама одна с 3-х лет, папа ушёл из жизни 4 года назад. Девочка ходит в первый класс. Учиться не хочет,ведёт себя вызывающе, дерётся с мальчишками, поступают регулярно жалобы от учительницы. Мама устроила свою жизнь, вышла замуж, больше детей в семье нет, Отчим относится к ребёнку неплохо. Ребёнок постоянно становится в стойку: не хочу, не буду. Что делать?

    Я сына с самого начала воспитывала, точнее шла с ним рядом и подправляла. И вот он пошел в сад в 2,5 . Мы все сделали по правилам и сын с огромной радостью пошел в сад, а я работать. Я частно с самого рождения чту распорядок дня. Помогает убирать и постирать. Поддерживаем его начинания. Короче, все по книжкам психоанализа. А что имеем почти 5 лет, а я его личная игрушка. Если он слышат от меня отказ(я его все аргументирую), то все жди истерику с требованием, конечно я сопротивляюсь этому. Иногда мирно продолжаю делать дела, а иногда наору. Потом ему объясняю причины и следствия, он кивает и потом опять также. Пытались наказывать пару раз, не эффективно.
    И вот милые психологи, скажите, если дети-отражение родителей, то как будуче с мужем в жизни без скандалов и обоюдных компромиссов, и просьб, мы получаем маленького ослика, который превратился в нытика и вечно делающего все на перекор родителям?