Детский перфекционизм: как избавить ребенка от безупречности? Почему мы превращаем детей в перфекционистов и как этого избежать.

Перфекционизм - это убежденность, что совершенно необходимо стремиться к максимально наилучшему результату. Такому, какой только возможен. А порой и не возможен. Причем нередко результат, который не соответствует столь высокому критерию никуда не годится и даже речи не может о нем быть. Только или самое лучшее, или вообще никакое.

Люди-перфекционисты могут многое требовать от себя, но при этом не выставлять высоких требований другим.

Могут не предъявлять высоких требований себе, но зато от окружающих требовать на 200% и еще немножко сверху.

Могут требовать и от себя, и от других, а вдобавок еще и от мира в целом, чтобы он был правильным и совершенным.

Перфекционизм может проявляться:

  • в мелочности;
  • в придирчивости к деталям;
  • в страхе перед ошибками, которых ни в коем случае нельзя допустить;
  • в желании постоянно сравнивать себя с другими;
  • в очень высоком уровне притязаний;
  • в постоянных сомнениях в качестве своей работы.
  • И как ни странно, в редком доведении дела до конца. А если дело до конца доведено, то шансы, что оно принесло удовлетворение, будут весьма невысоки. Потому, что всегда можно сделать еще лучше.

    Люди-перфекционисты очень чувствительны к критике - они ее принимают с очень большим трудом - сопротивляются, спорят, доказывают свою правоту. Перфекционистам очень сложно сотрудничать с людьми - они предпочитают соревноваться и соперничать. Им трудно дружить - ведь мало кто способен выдерживать их высокие требования. И им очень, очень сложно расслабиться - как можно расслабляться, если дело не доведено до совершенства.

    Они могут очень сильно ориентироваться на оценку окружающих. И да, она может быть только очень высокой. Потому, что ни у кого не может быть даже подозрений в несовершенстве такого человека.

    Тяжело? Конечно тяжело. Потому, что за всеми этими проявлениями есть и еще одно - глубокая неуверенность в собственной хорошести , сильный страх, что кто-то увидит оплошность и что-то по этому поводу подумает, а может быть даже будет ругать или просто осудит. А еще может присутствовать страх остаться незамеченным, страх, что ты будешь точно такой же, как все остальные. Как правило, у людей, склонных к перфекционизму, можно наблюдать очень высокую степень тревожности и такую же высокую потребность в безоценочной любви.

    Одним словом - родительский перфекционизм, особенно направленный во вне, может оказаться серьезной ловушкой для ребенка. Когда взрослые с одной стороны очень много требуют, а с другой в глубине души бесконечно сомневаются и нуждаются в просто любви и расслаблении. Но принять это от ребенка не могут в силу детского несовершенства.

    Если вы знаете за собой такую проблему - пожалуйста, работайте над собой. Учитесь расслабляться, учитесь получать удовольствие от процесса, позвольте вашим близким и детям просто любить вас - не за то, что вы для них делаете, а за то, что вы у них есть.

    Если вы видите склонность к перфекционизму у ребенка - это тревожный сигнал о том, что ребенку не хватает принятия, не хватает безоценочной любви, не хватает простых радостей жизни, которые не обязательно будут самыми лучшими, а просто будут. А еще не мешало бы добавить чуть-чуть больше похвалы и поддержки, чуть-чуть меньше внимания к ошибкам и немного меньше критики, сравнений с другими и ожиданий.

    Мало что так мешает жить семье с детьми, как миф о том, что все должно быть идеально. До поры до времени многие родители не понимают, насколько сильно на них влияет эта идея. Действует она исподволь, на уровне подсознания, рискуя так и остаться неопознанной мыслью, фоном, неосознаваемой навязчивой идеей.

    Давайте попробуем понять, как формируются подобные идеи в культурно-историческом пространстве и каковы пути и способы их проявления в индивидуальной биографии, в нашей родительской жизни.

    Мифы об идеальном родительстве

    Сейчас как-то по умолчанию понятно, что родители «должны», а ребенок «имеет право». Каждый помнит, - хоть многие, если вдуматься, с этим и не согласны, - что все лучшее должно доставаться детям. А еще дети - «цветы жизни».

    Плюс транслируемое бабушками: «Ну все, дети родились, ваша жисть закончилась, никакого кина и встреч с друзьями». Родились дети - вы больше не существуете. Теперь вы только те, кто должен обеспечивать по высшему разряду их полнейшее благополучие.
    — Согласны ли вы с этим?
    — Полезен ли такой подход детям?
    — Какими вырастают дети, родители которых реализуют подобный подход?

    Никто обычно вопросов таких себе не задает. Все само собой и так понятно. Ну просто все лучшее — детям. И баста.
    Зарождаются идеи об идеальных родителях вот на какой площадке: после того, как ты становишься родителем, квинтэссенция жизненных успехов — это твои дети и их успехи. Поэтому все должно быть идеально. Ведь это твоя самореализация.

    Сколько лет идее о » хорошем родителе»

    Еще сто лет назад все выглядело совсем по-другому. И дело было не только в количестве детей в семьях, а в том, как к ним относились. Ребенок не был тогда ни центром мира, ни царем, ни зеницей ока, ни долгосрочным инвестиционным проектом с высокими вложениями… Детей воспринимали как помощников, тех, кто еще «не дорос». Не было специальной детской одежды, игрушек было мало, и почти все они имитировали взрослые вещи, чтобы ребенок учился, тренировался. Развивающих игрушек не было, интеллектуальное развитие стояло гораздо ниже в списке приоритетов.

    Собственно, и мир был другим. Идея об идеальном родительстве - неотъемлемая часть нашего времени. Я не хочу сказать, что раньше родителям или детям было проще и лучше. Просто это совсем другая история.

    Главными людьми в семьях были взрослые. Традиционная картинка: пока дед из миски ложкой не зачерпнет, все сидят и ждут. Иерархия распространялась на все поколения семьи.

    Перфекционизмом во всех областях люди болеют не так давно - начали в XX веке, когда роль личности чрезвычайно выросла.

    Быть хорошим родителем стало важно, когда началась так называемая детоцентрическая эпоха: после Второй мировой войны выросла ценность человеческой жизни, а в семьях стало меньше детей. Все детские победы и поражения чрезвычайно значимы, потому что именно с ними связана «успешность» семьи.

    Родительство из побочной функции стало важнейшей жизненной ролью.

    Отсутствие детского опыта

    Кроме того, современные родители не приобщены к «источнику семейной мудрости», так как межпоколенческие связи в большинстве семей нарушены, а мама и бабушка не воспринимаются больше как источники проверенных знаний.
    Тем не менее, когда у нас появляется первенец, мы - согласно мифу об идеальных родителях - сразу как-то должны приобщиться к родительской премудрости. Многие здесь уповают на книги и прочую теорию. Начитавшись умной литературы, будущая мать уже мнит себя гением педагогики.

    Артефакты «родительского интенсива»

    Когда осваиваешь что-либо в рекордно короткие сроки, не могут не возникать разного рода эксцессы. Вот и после прочтения большого количества литературы у родителей возникает стойкое ощущение собственной некомпетентности, когда не получается, как в книжке (заметим - и не получится никогда!).

    А ведь в редкой книге для родителей говорится о том, что ее содержание — лишь ориентир в мире детско-родительских отношений, а не то, что надо во что бы то ни стало реализовать.

    Большой вопрос: стать мамой — это когда? В сам момент родов? Через месяц? После года? Когда выдашь детей замуж?
    Внятных ориентиров нет. По умолчанию считается: родила — и стала мамой.

    Физически это действительно так. Хотя, по сведениям М. Мид, у некоторых примитивных народов матерью считалась женщина, откормившая ребенка грудью или имеющая уже взрослых детей, внуков.

    Мало кто пишет о том, что у нынешних родителей чаще всего отсутствует существенный «блок» обучения родительству — опыт детских наблюдений за тем, как в семье растить детей. Вот уже 50-60 лет (после Второй мировой), как семьи стали маленькими, и потеряна возможность наблюдать за тем, как взрослеют самые младшие братишки и сестренки, как подрастают племянники.

    Большие, многопоколенные семьи на Европейской территории бывшего Союза стали историей, и повернуть время вспять мы не властны.
    И если раньше, взрослея в такой семье и обучаясь материнскому искусству на младших братьях-сестрах и племянниках, девочки оказывались готовы к повседневным материнским заботам (да и мальчики имели представление о роли мужчины в семье), то сейчас картина совершенно иная.

    Это благо нам не дано. Реку истории нельзя повернуть вспять, и тот период нельзя идеализировать. Не было этих проблем - имелись другие. Например, детская смертность и малая продолжительность жизни, крайне тяжелые бытовые условия, в которых приходилось выживать.

    Вот тут-то и возникают всяческие замещающие институты передачи опыта вроде семейных клубов и специальной литературы для родителей, а также толпы консультантов по материнству, детству, развитию, обучению, лечению.
    И, конечно же, - специальные книжки, литература для родителей, а также интернет-сообщества и блоги. Не естественная, а чрезмерно насыщенная часто непроверенной и недостоверной информацией среда. А между тем у многих молодых родителей критические фильтры не работают из-за отсутствия опыта.

    Нам предлагают освоить профессию в короткий срок, сжатыми темпами. Это может быть весьма травматично. Не потому, что плохи методики или учат чему-то не тому. А потому, что кажется, будто ты справляешься недостаточно хорошо. А неопытным современный человек себя ощущать не любит…
    Опыт, переданный в концентрированном виде, как раз и может сослужить плохую службу, сделать из далекого от родительства человека неуверенного в себе перфекциониста.

    Ощущение собственной неуспешности и перфекционизм — родственники

    Если вы готовы только к полному, 100%-ному успеху, то на родительском поприще провал почти гарантирован. Дети, домашнее хозяйство более, чем на два человека, семейная жизнь вообще — поле неперфектное.
    Это если вы строите карьеру или живете вдвоем с мужем, можно пробовать навести порядочек и действовать по плану. И то будут возникать сбои. А уж семья с детьми — это сплошной сбой планов. Потому что все живые и неидеальные, и у каждого - свои особенности и планы. И если не научиться с этим жить и воспринимать как норму, до невроза недалеко.

    Обычно это «левел» первых лет брака и первого малыша.
    С двумя детьми мама учится тому, что планка перфектности должна быть еще понижена, и в эту конфигурацию еще должен поместиться муж.

    Если рождается третий, родителям стоит готовиться к тому, что они вообще мало что могут контролировать, однако все процессы каким-то образом идут сами собой, и дети растут. И это прекрасное открытие может быть совершено в любой момент жизни.

    Я не хочу сказать, что с количеством детей в семьях ситуация автоматически меняется, и что многодетность — своего рода панацея.
    Среди родителей 3-4 детей все равно много тех, кому стремление к идеальности мешает жить спокойно.
    Но все-таки есть шанс на то, что, пытаясь из месяца в месяц и из года в год применять советы из книжек и видя, что это не получается, человек сделает собственные выводы. Тогда возникнет своя позиция, свое собственное мнение, собственные критические фильтры.

    А еще родители не могут не увидеть, что то, что было идеальным для одного ребенка (еда, отношение, подход), абсолютно не годится для следующего. Потому что все разные.

    Все эти жизненные открытия могут ослабить хватку представлений об идеальном.

    Читая книги для родителей, помните:

    — Там изложена не истина в последней инстанции, а мнение автора. А оно может быть спорным и имеет тенденцию со временем меняться;
    — Вас никто не обязывает выполнять хотя бы часть этих рекомендаций;
    — Не факт, что даже если вы попробуете, вам или ребенку будет от этого какая-то польза.

    Одно дело — мечтать и думать, как у нас будет всё НЕ ТАК, как у родителей или в плохих семьях, а совсем другое дело — столкнуться лицом к лицу с обычными детьми, которые сами по себе уже личности.
    Дети довольно быстро сводят родительские представления об идеальном на нет, когда эти представления сталкиваются с реальностью.

    Например: ребенок не спит. И его невозможно уложить спать ни одним из вычитанных в книжке или подсмотренных у родителей способом. Дальше больше — начинается учеба, и вдруг оказывается, что уровень способностей ребенка абсолютно не соответствует родительским ожиданиям.

    Нет числа способам, которыми дети умудряются «объяснить» родителям, что идеальные представления о том, как все должно быть, к ним отношения не имеют. Правда, крушение идеалов и утрата иллюзий о том, что вы на все можете влиять в нужном направлении, — процесс мучительный. Железу тоже сложно плавиться и превращаться в сталь.

    Дети - прекрасное «зеркало», и они часто не похожи на тех, что описаны в пособиях по воспитанию. Принять ребенка таким, какой он есть, — огромное достижение. Принять себя как родителя (пусть неидеального, но достаточно хорошего) - успех не меньший. Нужно понять, что жизнь с детьми — это просто жизнь, а не поле для реализации своих амбиций, это просто выход на другую жизненную территорию, где намного больше радости, спокойствия и - простите за высокий слог - упования.

    Первые неудачи в воспитательном процессе могут навести на мысль о том, что «со мной что-то не так». Но давайте попробуем составить список идей о том, какой должна быть хорошая мама (ХМ), то есть какой должна быть женщина, чтобы точно знать, что с ней всё в порядке. У каждой этот список будет свой собственный, но вряд ли в нем окажется меньше 20-30 пунктов.
    Попробуйте записать, что вам нужно делать, чтобы соответствовать этому образу идеальной матери. Может статься, что в тексте вы обнаружите взаимоисключающие пункты. Итак, по мнению многих женщин, с которыми мне приходилось общаться, «среднестатистическая ХМ в вакууме» представляется вот какой:

    Что должна ХМ

    — ХМ все свое время посвящает ребенку;
    — У ХМ ребенок никогда не плачет;
    — ХМ без слов понимает причины поведения ребенка и его состояния;
    — ХМ еще и идеальная хозяйка, все успевает;
    — ХМ …

    Список можно продолжать до бесконечности, потому что в реальности такой женщине уже не имеет смысла жить, её светлая голова уже излучает свечение, а ангельский характер, трудолюбие и всепонимание больше вписываются в идеальную реальность рая. Более того, выросшие «идеальные» дети тоже оказываются нежизнеспособными, ведь они уже умеют всё, и стремиться в этой жизни им уже просто не к чему.

    Как мысли о «хорошей маме» могут влиять на самоощущение

    Конечно же, подобных высот невозможно достичь ни одному живому существу. И списки-то эти полезно составлять именно для того, чтобы стали очевидны их абсолютная неприменимость, нереализуемость, вред.

    На мой взгляд, полезно пытаться отслеживать те моменты, когда мысли о собственной неидеальности начинают мешать просто жить с детьми и радоваться каждому дню. Полезно учиться видеть, как эти мысли (вроде кусочка зеркала Снежной Королевы в сердце Кая) меняют ваше восприятие.

    — Делают ли они вас более нервной и требовательной?
    — А может быть, более вялой и апатичной («зачем пытаться, если все равно не получается хорошо или так, как у соседки»)?
    — Заставляют ли вас эти идеи ссориться с мужем или доказывать что-то маме и свекрови?
    — Может быть, вы экономите на ночном сне и пытаетесь вычитать верные рецепты, как стать идеальным родителем, в Интернете или книгах?
    — Доверяете ли вы меньше голосу собственной интуиции? Легко ли вас сбить с толку и вогнать в тоску по поводу собственного несовершенства и неидеальности детей?
    Что делать с мыслями, которые так плотно поселились в голове?
    — Пытайтесь их отслеживать.
    — Не думайте, что вы сами и мысли о том, насколько хорошо вы справляетесь со своими родительскими обязанностями, — одно и то же. Эти мысли — что-то, что пытается к вам привязаться, вторгнуться в вашу жизнь. И ваш выбор - пускать их или нет.
    — Если перфекционистские мысли слишком уж навязчивы, вы можете попробовать записать их. Человек не зря придумал письменность. Выраженное на бумаге проще отделить от себя. Не зря же многие из нас пишут памятки к исповеди. Так и не забудешь, но и не станешь в голове крутить постоянно.

    Крайне полезно идентифицировать «тексты» собственного перфекционизма.

    А есть ли польза от мыслей об идеальном родительстве?
    На мой взгляд, да. Возможно, кому-то эти нелегкие мысли не дают опускать планку «ниже плинтуса» и расслабиться настолько, что это будет уже вредно и вам, и детям.
    Каждый хорошо знает себя: кто-то склонен к перенапряжению, ему перфекционизм только добавит тонуса, и это не пойдет на пользу. А кто-то склонен к расслаблению, и ему немного встряхнуть себя мыслями об идеальном родительстве будет не вредно.

    Индивидуальная планка

    Было бы неплохо договориться с собой и с мужем о том, какую степень заботы о детях вы считаете нормальной, достаточной, то есть полезной, но без перенапряжения, какую - невротической, избыточной (когда поднимает голову перфекционизм или желание кому-то что-то доказать), а какую - слишком малой, расслабленной или депрессивной.
    Например, если вы каждые выходные водите детей в театры или на выставки - для вас это нормально или слишком тяжело? А если вы целый год с детьми нигде не были, то хорошо это или плохо для вашей семьи?
    Мерки сугубо индивидуальны, нет универсальных ориентиров, но каждая семья может выработать свои, подходящие ей на данный период времени.

    И напоследок — конкретный и часто задаваемый вопрос: сколько читать детям?

    — Если вы читаете каждому ребенку по 40-60 минут, для вас это нормально, или это скорее подвиг?
    — А если ваш третий ребенок ни разу не слышал «Муху-цокотуху» - это для вас как?
    И тут тоже нет универсальных ответов, потому что слишком многое зависит от личных особенностей детей и родителей, от культурного уровня и традиций семьи.

    Итак, врага надо знать в лицо. А мысли об идеальном в родительстве скорее не позитивны и едва ли помогают в повседневной жизни.

    Если от вашего перфекционизма есть польза — четко сформулируйте, в чем она. И не стоит сжигать минуты и часы жизни в костре непонятно откуда взявшихся представлений об идеальном. Мы живем в совсем неперфектном мире — таковы правила игры.

    СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА1

    С. В. Воликова

    Московский научно-исследовательский институт психиатрии

    Основные итоги исследования перфекционизма у взрослых

    В течение последних десятилетий наблюдается рост интереса к феномену перфекционизма. В большой обзорной статье R.C.O’Connor отмечается, что с конца 80-х годов XX века количество публикаций, посвященных перфекционизму, выросло на триста процентов.

    Существуют две модели перфекционизма: одномерная и многомерная. Одномерная рассматривала перфекционизм только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты . Современные исследователи сходятся во мнении, что перфекционизм - это многомерный конструкт . За рубежом наиболее известными являются британская R.Frost и канадская P.Hewitt, G.Flett модели перфекционизма. В британской модели выделены шесть параметров перфекционизма: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания, стремление к порядку и организованности. В канадской модели выделяют три параметра перфекционизма: «я-адресованный» перфекционизм, «социально-предписываемый» перфекционизм и перфекционизм, адресованный другим. В британской и канадской моделях разработаны опросники перфекционизма, которые носят одинаковые названия Multidimensional Perfectionism Scale (британский опросник сокращенно называется MPS-F, а канадский - MPS-Н). Параметры перфекционизма, выделяемые в каждой из моделей, полностью отражены в опросниках.

    В нашей стране первые систематические исследования перфекционизма были начаты в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития РФ в 1990 годах. Наиболее признанной является модель перфекционизма, предложенная

    1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Психологические факторы и методы диагностики эмоциональной дезадаптации у студентов и школьников»), проект №08-06-00767а.

    Н.Г.Гаранян . Согласно этой модели перфекционизм включает в себя: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), завышенные притязания и требования к себе, завышенные стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованное мышление (все или ничего). На основе этой концепции создан и апробирован оригинальный Опросник перфекционизма . Представленные модели и опросники ориентированы на изучение перфекционизма у взрослых. В исследовании Н.Г.Г аранян разведены здоровый и патологический перфекционизм . А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян была введена типология патологического перфекционизма: нар-цистический и обсессивно-компульсивный. Первый определяется как «доминирование мотивации достижения совершенства и получения одобрения и восхищения, в ущерб всем другим мотивам, превращение достижения и признания в главный смысл жизни». При обсессивно-компульсивном перфекционизме «идеализированный образ Я не вытесняет в такой степени все другие мотивы и содержательные интересы», наряду с потребностью в совершенстве, сохраняется заинтересованность не только в результате, но и в самой деятельности .

    Рост интереса к перфекционизму не случаен. Как показывают исследования, перфекционизм тесно связан с депрессивными и тревожными расстройствами . Эта связь подтверждается как корреляционным, так и регрессионным анализами. Кроме этого, в некоторых исследованиях было показано, что перфекционизм утяжеляет течение данных расстройств, может способствовать их хрони-фикации . Человеку с патологическим перфекционизмом, ориентированному на то, чтобы во всем быть совершенным, предъявляющему к себе и к другим непомерно высокие требования, очень трудно признать себя несовершенным, страдающим, трудно довериться и принять помощь от специалиста (психиатра или психотерапевта), который тоже может казаться пациенту несовершенным.

    Выявлены связи перфекционизма с расстройствами пищевого поведения . Согласно указанным исследованиям девушки с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, демонстрировали экстремальные формы пищевого поведения вплоть до полного отказа от приема пищи. В другом исследовании выявлена связь социально ориентированного перфекционизма с измененными представлениями о теле. Стремление казаться успешным, соответствовать неадекватным стандартам и представлениям о совершенном внешнем виде тесно связано с анорексией и булимией. А.Б.Холмогоровой было введено понятие физического перфекционизма как особого типа перфекционизма, проявляющегося в стремлении к телесному совершенству. В исследовании

    А.Б.Холмогоровой и А.Дадеко выявлена связь физического перфекционизма с показателями шкалы общего перфекционизма, а также с депрессивной, тревожной симптоматикой и симптомами расстройств пищевого поведения.

    Исследователи выявляют связь перфекционизма и проблем в браке. Например, А.НаЬке, Р.Нешй, G.Flett показали, что существует связь между перфекционизмом и проблемами в браке, прежде всего в сексуальной сфере. Согласно их исследованию, это больше характерно для женщин, чем для мужчин.

    Значительное количество исследований посвящено изучению связи перфекционизма и суицидальных мыслей и поведения. В статье Я.С.О’Соппог проанализированы около тридцати современных исследований (с начала девяностых годов), в которых убедительно доказана связь перфекционизма с самокритицизмом, чувством безнадежности и суицидальными мыслями и поведением. В отечественных исследованиях студенческой популяции также выявлены связи уровня депрессии, перфекционизма, суицидальных тенденций .

    Исследования родительского перфекционизма

    Открытым остается вопрос о том, какова природа перфекционизма. Роль семьи в формировании дисфункциональных личностных установок доказана. Поэтому, вполне естественно, ученые поставили задачу исследования родительского перфекционизма, нарушений детско-родительских отношений, дисфункциональных установок и правил семьи в целом, справедливо полагая, что родительское влияние оказывает самое существенное влияние на развитие перфекционизма и на эмоциональную сферу ребенка.

    На основании лонгитюдных исследований Б.В1ай делает вывод о том, что родительское отвержение и мощный авторитарный контроль в детстве могут служить предиктором высокого уровня са-мокритицизма в подростковом возрасте и депрессивного расстройства в позднем подростковом или

    раннем юношеском возрасте. Высокий уровень са-мокритицизма в подростковом возрасте, в свою очередь, может служить предиктором низкого образовательного уровня, низкого социо-экономического статуса, высокого уровня дезадаптации, депрессии, неудовлетворенности работой, семьей, другими близкими отношениями во взрослом возрасте. Высокий уровень перфекционизма у потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей. При этом такие родители оказывают своим детям существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы . R.Frost и его коллеги обнаружили, что уровень перфекционизма у дочерей значимо коррелирует с уровнем перфекционизма и строгости у матерей. Для отцов такая закономерность выявлена не была. Материнский перфекционизм был надежно связан с выраженной психопатологической симптоматикой у дочерей. G.Parker подтвердил особую значимость материнского перфекционизма для развития перфекционистских ценностей у потомков обоего пола.

    Первые отечественные исследования связи родительского перфекционизма с эмоциональным неблагополучием потомков были проведены в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития России. Проводятся комплексные исследования связи перфекционизма с семейным и интерперсональным контекстом на основе многофакторной модели расстройств аффективного спектра.

    При обследовании родителей молодых пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами было обнаружено, что перфекционистские установки у родителей пациентов с аффективными расстройствами более выражены, чем у родителей здоровых испытуемых. Так, для родителей депрессивных пациентов характерна ориентация на самые высокие стандарты в деятельности, постоянное сравнение полученных результатов с результатами самых успешных в этой деятельности людей. Они больше сосредоточены на неудачах и ошибках, склонны оценивать произошедшее с позиции «все или ничего» (если не получил высокий результат, то вообще не справился).

    Был проведен корреляционный анализ, показавший, что перфекционистские установки родителей связаны с перфекционистскими нормами и ценностями всей семьи, родительский перфекционизм связан с уровнем родительской критики, индуцированием тревоги в семье, сверхвключенностью родителей в дела детей, а также с уровнем родительской тревоги. Родители-перфекционисты предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к детям. Если ребенок не справляется с завышенными требованиями, а так бывает довольно часто, это вызывает критику и нарекания со стороны родителей, неудачи могут преувеличиваться, уровень тревоги в семье расти. Родители начинают активно включать-

    ся в дела ребенка с целью контроля и достижения поставленных перфекционистских целей. Ребенок интериоризует ценности родителей и испытывает особую тревогу, так как любая неудача может вызвать родительское отвержение и усиленную критику с их стороны.

    Также исследования установили негативное влияние перфекционизма на снижение уровня социальной поддержки . Серия множественных регрессионных анализов показала, что семейные дисфункции оказывают влияние на развитие перфекционизма .

    Обследование родителей и детей школьного возраста выявило связь параметров родительского перфекционизма и низкой самооценки, а также ощущения несостоятельности, неэффективности у их детей .

    Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, родители всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, так как только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение. Таким образом, как предполагает S.Blatt , родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье.

    Исследования детского перфекционизма

    Анализ литературы показывает, что основная масса исследований перфекционизма проведена на взрослой выборке. Исследований, посвященных перфекционизму у детей, очень мало. Эти исследования важны, так как необходимо изучить источники перфекционизма, определить, какие факторы вносят основной вклад в формирование перфекционистских установок у детей, понять, каковы особенности перфекционизма у детей, как изменяются перфекционистские установки с взрослением ребенка и т.д.

    Некоторые исследователи отмечают, что изучение детского перфекционизма активизировалось с появлением детско-подростковой шкалы перфекционизма - The Child and Adolescent Perfectionism Scale (CAPS) . Эта шкала состоит из 22 вопросов, которые распределяются по двум показателям: «я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм. Под «я-адресованным» перфекционизмом авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет себе. Ребенок с выраженным «я-адресованным» перфекционизмом считает, что он должен оправдывать свои самые высокие стандарты, должен быть

    совершенным во всем. Ребенок с высоким уровнем «социально-предписываемого» перфекционизма считает, что социум, другие люди, например, родители, многого ждут от него, ждут, что он будет совершенным, и ребенок уверен, что должен оправдать эти ожидания, должен соответствовать им. Таким образом, «социально-предписываемый» перфекционизм - это представления человека о том, что другие предписывают ему быть совершенным во всем. G.Flett, P.Hewitt стандартизировали Детско-подростковую шкалу перфекционизма (CAPS), доказали ее надежность. С ее помощью проводятся исследования специфики детского перфекционизма и связанных с перфекционизмом нарушений в личностной сфере. В нашей стране данная шкала не переведена и не апробирована.

    При исследовании детского перфекционизма получены результаты, сходные с исследованиями взрослых. Выявлена связь «я-адресованного» перфекционизма у детей и подростков с депрессией и тревогой . «Социально-предписанный перфекционизм» также связан с депрессивной, тревожной симптоматикой, с более высоким уровнем стресса, проявлениями гнева . Авторы сделали вывод, что если у ребенка преобладают установки «социально-предписанного» перфекционизма, у него выявляется больше проблем (стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость), чем у ребенка с преобладающим «я-адресованным» перфекционизмом. Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины . Перфекционизм у детей связан не только с депрессивной симптоматикой (что подтверждается различными исследованиями), но и с самокритикой, закрытостью в общении с другими людьми . Л.В.Ким показала, что одним из мощных депрессогенных факторов является «прессинг успеха» в семье. Другими постоянными следствиями «прессинга успеха» автор называет постоянное чувство страха, тревоги, ожидание провала и неудачи. Такая ориентация на успех, страх провала, конкурентность способствуют развитию депрессивных расстройств. Таким образом, по мнению авторов, дети с высоким уровнем перфекционизма чаще страдают депрессивной и тревожной симптоматикой, самокритикой, чувством вины, стыда, испытывают больше стрессов. Наиболее тяжело все это переживают дети с выраженным «социально-предписываемым» перфекционизмом.

    В исследованиях детского перфекционизма, так же, как и у взрослых, были получены положительные корреляционные связи показателей перфекционизма и суицидальных мыслей и намерений. Об этом говорят исследования P.Stephens ,

    B.Hankin , P.Hewitt и соавт. , D.Fehon и со-авт. и др. В основном, эта связь выявляется при

    обследовании подростков - пациентов психиатрических клиник. Практически все указанные исследования (в которых использовалась шкала CAPS) выявляют более сильную связь суицидальных мыслей и поведения с «социально-предписываемым» перфекционизмом. P.Hewitt и соавт. показали важную роль таких факторов, как самокритицизм, безнадежность и несостоятельность в формировании суицидальных тенденций у подростков. Ощущение безнадежности и несостоятельности связано с перфекционизмом. Подростки с высоким уровнем перфекционизма практически обречены на постоянное ощущение собственной несостоятельности, так как невозможно постоянно соответствовать неадекватно высоким стандартам и требованиям, которые они предписывают себе, или считают, что другие предписывают им. Переживания неуспеха могут порождать идеи о собственной несостоятельности, чувство безнадежности, безвыходности в каких-либо ситуациях. Если у подростка не сформированы конструктивные стратегии совладания с такими переживаниями, то повышается риск проявления суицидальных намерений или действий. Как отмечают исследователи, растет число детей и подростков, совершающих суицидальные попытки, а также тех, кто видит в суициде выход из трудных ситуаций. Многие из таких подростков имеют выраженные перфекционистские установки. Поэтому профилактическая работа по коррекции дисфункциональных перфекционистских установок может также прямо или косвенно приводить к снижению суицидального риска среди детей и подростков.

    K.Rice и K.Preusser , рассматривая вопрос о структуре детского перфекционизма, о том, что может влиять на развитие перфекционизма, выделили четыре фактора (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении), которые не только связаны с перфекционизмом в детском возрасте, но и могут влиять на развитие перфекционизма у подростков и взрослых. В данном исследовании принимали участие дети, подростки (64 ученика) и студенты колледжа (714 студентов). Родители не принимали участия в данном опросе. Однако авторы, на основе ответов детей, а также на основе анализа доступной литературы, сделали вывод, что на отношение ребенка к ошибкам, а также его самооценку влияют отношения с родителями, а также родительская позиция. В данном исследовании валиди-зирован опросник AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) для тестирования детского перфекционизма.

    Отечественных исследований детского перфекционизма очень мало. Они, в основном, носят неклинический характер. Например, работа И.И.Грачевой , посвященная изучению идеалов у подростков с различным уровнем перфекционизма. В этом исследовании принимали участие подрост-

    ки - ученики старших классов. И.И.Грачева предложила использовать для выявления перфекционизма у подростков шкалу MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) и адаптировала ее на подростковой выборке. Напомним, что изначально данная шкала была разработана для исследования перфекционизма у взрослых. Остается открытым вопрос, может ли эта шкала использоваться для выявления особенностей перфекционизма у детей более младшего возраста, например, младших школьников.

    Тема детского перфекционизма активно обсуждается в русском сегменте интернета. Существуют ссылки на родительские форумы, где обсуждается «комплекс отличника» у детей и родителей, интернет-пользователи делятся своими переживаниями, описывают, как в жизни им мешает их собственный перфекционизм. Имеются пояснительные популярные статьи специалистов-психологов на тему негативного влияния высокого уровня родительских требований, постоянной ориентировки на успех. Эти материалы являются, в основном, переводами иностранных пособий для родителей.

    Анализ представленных выше публикаций показывает, что существуют различные мнения относительно структуры детского перфекционизма. Существуют спорные моменты как в структуре, предложенной P.Hewitt и G.Flett («я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм), так и в структуре, предложенной K.Rice и K.Preusser (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении). В первой модели представление о перфекционизме очень упрощается, хотя доказано, что перфекционизм - это сложный и многомерный конструкт. Вторая модель больше рассматривает особенности личности, которые могут способствовать формированию перфекционизма, чем непосредственно параметры перфекционизма.

    На основе анализа литературы и опыта работы с детьми и подростками при участии профессора А.Б.Холмогоровой нами был составлен Опросник детского перфекционизма. Начата работа по вали-дизации данного опросника. Предлагается следующая структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание). Это, на наш взгляд, более точно раскрывает параметры, а также специфику детского перфекционизма. Эта структура охватывает мотивационный, поведенческий и когнитивный компоненты перфекционизма.

    Подводя общие итоги, можно сказать, что исследований детского перфекционизма значительно меньше, чем исследований перфекционизма у взрослых. Остается мало изученным вопрос о

    структуре и особенностях детского перфекционизма. Существует мало надежных опросников, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. В публикациях встречаются ссылки на использование детско-подростковой шкалы перфекционизма CAPS (The Child and Adolescent Perfectionism Scale) и опросника AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) . Ни один из указанных опросников не апробирован на отечественной выборке.

    Показано, что перфекционизм связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности у детей, подростков. Перфекционизм также связан с суицидальными тенденциями у детей и подростков. Можно предположить, что если специалисты будут заниматься профилактикой или коррекцией перфекционистских установок, то это может способствовать снижению расстройств аффективной сферы и предупреждению суицидов среди детей и подростков.

    Неясен вопрос о механизме формирования перфекционистских установок у детей и подростков. Поэтому необходимо с системной точки зрения изу-

    чать особенности детско-родительских отношений, дисфункциональные правила и установки семьи не только с помощью обследования детей и подростков, но и привлекая их родителей.

    Также необходимо отметить явный дефицит отечественных исследований детского перфекционизма. На отечественной выборке апробирован только один опросник MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) P.Hewitt и G.Flett. Он использовался для исследования перфекционизма у подростков. Нами была предпринята попытка создания Опросника детского перфекционизма, а также проведены первые процедуры валидизации данного опросника. На основе факторного анализа выделена структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание).

    Таким образом, исследования детского перфекционизма представляются очень важными и перспективными.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2006. 25 с.

    2. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23-32.

    3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МГУ, 2010. 42 с.

    4. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 23-31.

    5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.

    6. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Методическое пособие. М.: МНИИ психиатрии, 2008. 19 с.

    7. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2006. 24 с.

    8. Ким Л.В. Кросс-культуральное исследование депрессии среди подростков - этнических корейцев - жителей Узбекистана и Республики Корея: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. М.: МНИИ психиатрии Мз РФ, 1997. 24 с.

    9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МНИИ психиатрии МЗ РФ, 2006. 54 с.

    10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 49-61.

    11. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, № 2. С. 11-20.

    12. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1. С. 18-35.

    13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурноисторическая психология. 2009. № 3. С. 101-110.

    14. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у сту-

    дентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. C. 16-26.

    15. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2010. N 3. URL: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer13.php

    16. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2007. 23 с.

    17. Barrow J., Moore C. Group interventions with perfectionistic thinking // Personnel Guidance J. 1983. Vol. 61. P. 612-615.

    18. Blatt S. The destructiveness of perfectionism // Am. Psychol. 1995. Vol. 50, N 12. P. 1003-1020.

    19. Burns D. The perfectionist’s script for self-defeat // Psychol. Today. 1980. N 11. P. 34-52.

    20. Choy G., Mclnerney V. Perfectionism, self-concept and self-evaluative emotions in Australian primary school students // Int. J. Psychol. 2001. Vol. 35. P. 18-26.

    21. De Rossa T. Personality, help-seeking attitudes, and depression in adolescent. Canada, Toronto, 2000. 156 p.

    22. Dunkley D., Blankstein K., Masheb R., Grilo C. Personal standarts and evaluative concerns dimensions of “clinical” perfectionism: A reply to Shafran et al. (2002, 2003) and Hewitt et al. (2003) // Behav. Res. Ther. 2006. Vol. 44. P. 63-84.

    23. Fehon D., Grilo C., Martino S. A comparison of dependent and self-critically depressed hospitalized adolescents // J. Youth Adolescence. 2000. Vol. 29. P. 93-105.

    24. Flett G., Hewitt P. The Child-Adolescent Perfectionism Scale: development and association with measures of adjustment // Frost R. Perfectionism: Meaning, measurement and relation to psychopathology. Symposium conducted at the meeting of the Association for the Advancement of Behaviour Therapy. San Francisco, 1990.

    25. Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cogn. Ther. Res. 1990. Vol. 14. P. 449-468.

    26. Habke A., Hewitt P., Flett G. Perfectionism and sexual satisfaction in intimate relationships // J. Psychopathol. Behav. Assessments. 1999. Vol. 21. P. 307-322.

    27. Hankin B., Roberts J., Gotlib I. Elevated self-standards and emotional distress during adolescence: Emotional specificity and gender differences // Cogn. Ther. Res. 1997. Vol. 21, N 6. P. 663-679.

    28. Hewitt P., Caelian C., Flett G. et al. Perfectionism in children: Associations with depression, anxiety, and anger // Person. Individ. Differ. 2002. Vol. 32. P. 1049-1061.

    29. Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment and association with psychopathology // J. Person. Soc. Psychol. 1991. Vol. 60. P. 456-470.

    30. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism traits and perfectionistic self-presentation in eating disorders: attitudes, characteristics and symptoms // Int. J. Eating Dis. 1995. Vol. 18, N 4. P. 317-326.

    31. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism and depression: Longitudinal assessment of a specific vulnerability // J. Abnorm. Psychol. 1996. Vol. 105. P. 276-280.

    32. Hewitt P., Newton J., Flett G., Callander L. Perfectionism and suicide ideation in adolescent psychiatric patients // J. Abnorm. Psychol. 1997. Vol. 25, N 2. P. 95-101.

    33. McVey G., Pepler D., Davis R. et al. Risk and protective factors associated with disordered eating during early adolescence // J. Early Adolescence. 2002. Vol. 22, N 1. P. 75-95.

    34. O’Connor R.C. The relations between perfectionism and suicidality: A systematic review // Suicide Life-Threatening Behav. 2007. Vol. 37, N 6. P. 698-714.

    35. Parker G. Parental rearing style: examening for links with personality vulnerability factors for depression // Soc. Psychiatry - Psychiatry Epidemiol. 1993. Vol. 28. P. 97-100.

    36. Rice K., Preusser K. The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale (Statistical data included) // Measurement Evaluation Counseling Development. 2002. Vol. 35, N 1. P. 35-48.

    37. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. “Clinical Perfectionism” is not “multidimensional perfectionism”: A reply to Hewitt, Flett, Besser, Sherry and McGee // Behav. Res. Ther. 2003. Vol. 41. P. 1217-1220.

    38. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. Clinical perfectionism: a cognitive behavioural analysis // Behav. Res. Ther. 2002. Vol. 40. P. 773-791.

    39. Stephens B. Cheap thrills and humble pie: The adolescence of female suicide attempters // Suicide Life-Threatening Behav. 1987. Vol. 34. P. 314-334.

    СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

    С. В. Воликова

    В статье приводятся основные современные зарубежные модели перфекционизма у взрослых - канадская модель (P.Hewitt и G.Flett, 1991) и британская модель (R.Frost, 1990), а также отечественная модель (Н.Г.Гаранян, 2010), кроме того, перечислены основные направления исследования перфекционизма у взрослых. Показано, что исследований детского перфекционизма значительно меньше. Отмечается дефицит инструментов, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. Приведены исследования, показавшие связь перфекционизма с нарушениями в эмоциональной сфере у детей и подростков, а

    также с суицидальным поведением. Имеют место немногочисленные исследования, показавшие негативную роль родительского перфекционизма, критики, давления и отвержения в развитии детского перфекционизма, а также эмоциональных нарушений. Отмечается дефицит отечественных исследований детского и подросткового перфекционизма и сообщается о начале разработки оригинального отечественного Опросника детского перфекционизма.

    Ключевые слова: перфекционизм, дети, подростки, эмоциональные нарушения, суицидальное поведение, родители.

    CONTEMPORARY INVESTIGATIONS OF CHILD PERFECTIONISM

    The article reviews contemporary models of perfectionism in adults, like Canadian (P.Hewitt, G.Flett, 199l), British (R.Frost, 1990) and Russian (N.G. Garanyan 2010) ones as well as the main directions of research in this field. The subject of child perfectionism is less popular among researchers. One of key problems is lack of instruments to measure perfectionism in children and adolescents. The author refers to investigations that show an association between perfectionism and emotional problems in children and adolescents, and also with suicidal behavior. There are in-

    dividual investigations that suggest the negative role of parental perfectionism, excessive criticism, pressure and rejection in the development of children’s perfectionism and emotional problems. The author emphasizes lack of investigations on child and adolescent perfectionism in Russia and reports about starting developing an original Russian questionnaire for measuring child perfectionism.

    Key words: perfectionism, children, adolescents, emotional problems, suicidal behavior, parents.

    Воликова Светлана Васильевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздравсоцразвития России; e-mail: [email protected]

    Иногда самооценка ребенка слишком сильно зависит от перфекционизма – навязчивого стремления достичь совершенства, под которым понимаются хорошие оценки или похвала от значимых людей. Зависимость от ожиданий и мнений (реальных или предполагаемых) окружающих людей делает таких детей собственными худшими критиками. Что такое детский перфекционизм и как излечить ребенка от безупречности?

    Что такое перфекционизм?

    Представьте ребенка, у которого чисто убранная комната, лучшая домашняя работа в классе. Он всегда первым выполняет задание и стремится сделать его лучше всех. Согласитесь, не самые плохие черты характера. Олимпийские чемпионы, известные музыканты и писатели достигли небывалых вершин в своих сферах деятельность благодаря упорному труду и желанию быть первыми.

    Однако для некоторых детей это желание может стать навязчивой борьбой за безупречность. В психологии под перфекционизмом понимают стремление человека достигать наилучшего результата. Ребенок-перфекционист задает себе слишком высокие стандарты и становится излишне самокритичным, если эти идеалы не достигнуты. Подобный максимализм может привести к боязни нового, тревоге, депрессии, низкой самооценке и преувеличенной реакции на ошибки. Все это мешает ребенку нормально развиваться и получать удовольствие от общения и занятия спортом.

    Особенности ребенка-перфекциониста


    Опасность подобного самосовершенствования заключается в том, что у ребенка может пропасть радость от открытий и изобретений или желание учиться. Ведь его постоянно преследует страх не достичь идеала.

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Дети-перфекционисты:

    • избегают пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу;
    • акцентируются на ошибках, а не на хорошо выполненной работе;
    • ставят нереальные цели, а потом осуждают себя, когда не достигают их;
    • принимают критику в штыки, не могут посмеяться над собой;
    • обращают внимание на конечную цель, а не на процесс обучения;
    • впадают в уныние, если кто-нибудь оценивает их работу не на «отлично»;
    • не доводят до конца работу, если считают ее несовершенной.

    Причины детской безупречности

    Истоки перфекционизма, как и многих других детских проблем, часто стоит искать в семье. Каждый родитель возлагает на своего отпрыска большие надежды, так как хочет видеть его успешным. Уже в раннем возрасте ребенок понимает, что материнскую любовь еще нужно заслужить. Чем? Хорошим поведением.

    С поступлением в школу успехами считаются только хорошие оценки, желательно «пятерки». Любая неудача вызывает порицание: почему «хорошо», а не «отлично»? Ребенок понимает, что только став медалистом, отличником или чемпионом, он заслужит родительское одобрение.

    Кроме того, характер и темперамент ребенка также играют важную роль. Дети, которые очень чувствительны и тревожны, с большей вероятностью могут стать перфекционистами.

    Как помочь ребенку

    Если стремление к совершенству становится привычкой и вредит развитию ребенка, нужно ему помочь. От детского перфекционизма есть эффективные «лекарства», только их нужно давать детям постоянно, а не от случая к случаю. На первом этапе вам придется нелегко, так как нужно будет ломать свою прежнюю воспитательную тактику.

    1. Обращайте внимание ребенка на важность изучение новой информации, а не на оценку. Если он получил «отлично», скажите: «Ты очень хорошо поработал и узнал много нового», а не «Здорово, еще одна пятерка».
    2. Попросите ребенка рассказывать о своих неудачах. Объясните, что каждую ошибку можно исправить, а также почерпнуть из нее что-то новое. Каждая неудача дает шанс сделать работу в следующий раз лучше. Но не переусердствуйте, иначе можно вырастить халтурщика.
    3. Давайте ребенку задания, которые помогут реализовать его таланты, отточить мастерство и повысить уверенность в себе. Не жалейте слов одобрения и подтверждения сильных сторон ребенка, его достижений и умений.
    4. Конструктивная критика и варианты решений могут помочь ребенку увидеть, что пошло не так и как выполнить эту работу в следующий раз.
    5. Избегайте сравнение ребенка с его сверстниками. Это заставляет ребенка нервничать и усугубляет ситуацию.
    6. Снизьте на время учебную нагрузку. Слишком много секций и кружков перегружает нервную систему.
    7. Избавьте ребенка от недостижимых идеалов. Расскажите, что у каждого человека есть сильные и слабые стороны.
    8. Поощряйте общение со сверстниками. Так он станет более терпимым по отношению к окружающим, заведет новых друзей и поймет, что не обязательно всегда быть лучше всех.
    9. Прочитайте замечательные терапевтические истории из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» В сказках рассказывается о девочке, которая все делала идеально и хотела стать еще лучше.

    Если ваш ребенок убежден, что несовершенный результат работы неприемлем, предъявляет самому себе и другим людям завышенные требования, то вам предстоит нелегкий путь по борьбе с перфекционизмом. Необходимо твердо понимать и объяснять детям, что получение новых знаний, развитие воображения, умение рисковать и радоваться открытиям – это гораздо важнее, чем высокие оценки.

    Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.


    Синдром отличника или перфекционизм

    Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

    Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах - например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

    Портрет ребёнка с синдромом отличника

    Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

    • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
    • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
    • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
    • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
    • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
    • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
    • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
    • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.


    Синдром отличника проявляется, как неспособность адекватно реагировать на свои, даже мелкие неудачи

    Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

    С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

    Главные симптомы перфекционизма:

    • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
    • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
    • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
    • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
    • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
    • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.


    Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

    В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.


    Причины

    Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

    Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

    • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
    • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
    • Потребность получить внимание родителей.
    • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.


    Дети с синдромом отличника часто не уверены в себе

    Как избавиться от синдрома отличника?

    Лучшее лечение от синдрома отличника - это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок - за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.


    У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

    Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

    • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
    • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
    • говорите своему чаду слова любви и понимания;
    • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
    • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

    Давайте своему ребенку любовь и ласку

    Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

    Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

    • запишите его на спортивные или творческие секции;
    • совершайте прогулки всей семьёй;
    • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.


    Проводите больше времени со своими детьми

    Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

    С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.