Игры, которые стоит предпочесть для воспитания собаки. Во что поиграть с собакой

Наш воспитательный комплекс предназначен для щенков в возрасте с одного до трех месяцев.

Воспитание и адаптация щенка начинается с месячного возраста, и лучше брать щенка именно до трех месяцев.
В этом возрасте закладываются все фобии (навязчивые страхи), все неправильные манеры поведения. А также закладываются все правильные навыки.

Чему же мы можем научить щенка в возрасте от одного до трех месяцев. Очень многому:

Не прыгать на хозяина
спокойно спать ночью
бегать на улице за хозяйскими ногами
спокойно сидеть и ждать, когда ему подадут пищу
не кусать людей за конечности и одежду
познакомиться с командами «ко мне», «фу», «сидеть»

Как же научить малыша всему этому?
Требуется ваша готовность и терпение.

Многие спрашивают: «За что можно, а за что нельзя наказывать щенка в таком юном возрасте?» Лучше в этом возрасте обойтись без наказаний. Поберегите свою и щенячью нервную систему.
Особенно хочу обратить ваше внимание вот на это перечисление.

Нельзя наказывать щенков возрасте до трех месяцев за:

  • кучки и лужицы на полу или ковре
  • за весь материальный ущерб. Если в этом возрасте щенок достал одну из ценных вещей и изгрыз ее, значит, вы не убрали ее вовремя в недоступное для малыша место. Если у вас есть электрические и подобные провода в доступном месте, срочно убирайте их. Это любимое лакомство многих щенков.
  • беготню, прыжки на мебель
  • откусывание кусков от стен. Если щенок это делает, обратитесь к врачу, возможно, ему не хватает минеральных веществ и витаминов, или у него есть глисты.
  • хватание и трепание вашей одежды, когда вы проходите мимо.
  • кусание хозяйских рук и ног. Это типичные щенячьи игры и они обычно исчезают сами собой после смены зубов. Иногда я даже говорю моим клиентам: « Если ваш щенок в возрасте до 4 месяцев не бегает за вашими ногами и не грызет их, а тихо лежит в уголке. Он болен. Измеряйте щенку температуру»

Поддержание позитивного эмоционального настроя у собак необходимо. Но у щенков от 1 месяцев до 3 месяцев необходимо вызывать такие эмоции, которые укрепляют нервную систему и в дальнейшем приведут собаку к уравновешенности и сдержанности. Собака будет правильно выбирать ситуацию, где можно выплеснуть свои эмоции, а где необходимо сохранять полное спокойствие.

Щенки, начиная с 1 месяца до 3 месяцев, воспитываются методами, которые вызывают у них только радость и удовлетворение и вселяют в них надежду, что все будет хорошо. Поэтому методы работы с маленьким щенком основаны только на положительном подкреплении (ласка, лакомство, игра). Или целенаправленные упражнения, основанные на праве выбирать.

Для того чтобы начать заниматься с малышом, научитесь готовить лакомство, давать его правильно и, главное, обучитесь правильной интонации голоса. Это будет подготовительный этап для вас. Пока вы не усвоите эти упражнения сами, не стоит начинать заниматься с малышом.

Учимся готовить лакомство.

С сегодняшнего дня у вас вводится новая форма домашней одежды. Называется она «Хозяин большой карман с сыром". Носите лакомство при себе постоянно, и за каждое правильное действие щенка награждайте его лакомством и лаской.

Это могут быть крохотные кусочки твердого сыра. Твердым сыр сможет стать, если немного полежит без упаковки.

Размеры лакомства важны. Если кусочки большие, то щенок наедается быстро, и дальнейшее обучение его интересовать уже не будет. Если кусочки очень маленькие, то они будут выпадать из пасти малыша.

Поэтому берем оптимальный вариант с горошинку. Округлять их не обязательно, главное не форма, а размер. Предвижу вопрос: а если моя собака на сухом корме, ей можно давать сыр? Отвечаю как ветеринар: Можно. Но только во время занятий. Еще вопрос: а почему сыр, а не сухой корм, которым кормим? Потому что сухой корм дается строго по норме - это раз, а во-вторых, сухими кусочками щенок может подавиться и будет кашлять также, как и от сухого печенья. А сосиски можно? Можно, конечно, но ваши руки и одежда будут жирными, а это просто неприятно. Итак, сыр. Учимся давать лакомство. Оно лежит всегда у правшей в правом кармане, у левшей - в левом. Целлофановые пакеты не используем. Иначе собака будет реагировать на шуршание целлофана. А нам этого не надо. Следовательно, одежда подбирается соответствующая. Нам ее не жалко немного испачкать, и карманы на этой одежде имеются.

Между действиями собаки и их поощрением должно пройти не более 5 секунд. Иначе поощрение вообще не эффективно.

Лакомство дается двумя способами. На открытой ладони и в щепотке (между большим и указательным пальцем). Оба способа имеют место быть. И на занятиях мы будем пользоваться обоими.

Итак, по дому ходит хозяин "большой карман с сыром" и начинает уже обучать собаку правильному поведению. Можно обучать щенка параллельно сразу нескольким приемам правильного поведения.

Приучаем щенка к его кличке.

Имя собаке необходимо придумать короткое и звучное. Оно может не совпадать с именем из родословной. На сайте много имен для собак, посмотрите и возьмите одно из них на вооружение. Пример: Зигфрид - хорошее имя, но очень длинное для привлечения внимания щенка, лучше Зиги или Рид.

А когда малыш вырастет, можно употреблять и полное имя. И он на него будет отзываться. Мне нравится приучать щенка к имени в процессе кормления. Берите миску и ласковым голосом зовите малыша: "Зиги, Зиги, Зиги", - часто и несколько раз повторяя кличку. При этом показывайте миску с едой. Малыш со второго дня уразумеет, что зовут именно его и что надо быстрее бежать, так как дадут вкусную еду. Так весело и на приятной ноте Вы научите щенка откликаться на имя.

Учим собаку, реагировать на слово «Хорошо».

Вопрос, зачем нам это нужно, чтобы щенок реагировал на слово «Хорошо». Все очень просто. Не всегда вы сможете во время дать лакомство собаке за правильно выполненную работу. Например, работа на расстоянии подразумевает, что ваш пес находится в 10 метрах от вас. И как вы сможете дать ему понять, что вы им довольны? А вот так. Произнесете слово "хорошо", и собака будет в курсе вашего настроения. И так учим щенка. Протягиваем ему лакомство и, приговаривая ласковым голосом, обязательно ласковым, слово "хорошо", кормим его с руки вкусным сыром. Про лакомство вы уже прочитали в предыдущем посте.

Можно в это время гладить и ласкать малыша. Учитесь правильно гладить собаку. Похлопайте ее легонько по груди. Потормошите. Но следите, чтобы щенку это было приятно. Не стоит гладить по голове и спине. Почему объясню тем, кто будет заниматься в нашей виртуальной группе.

Отрабатывайте навык только тогда, когда щенок ничего противозаконного в этот момент не делает. Например, он просто лежит на месте или подошел к вам и еще не поставил лапы на ваши колени. Хвалите и давайте лакомство.

Воспитание щенка лучше всего начинать в юном возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев.

Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее: обучение следует вести от простого к сложному, не требовать от щенка выполнения непосильных задач, не использовать сильные раздражители, чтобы не испугать щенка и не травмировать еще слабую нервную систему, следить за реакцией и вниманием щенка в процессе дрессировки, ограничивая влияние внешних раздражителей.

Чтобы выработать начальные навыки послушания, со шенками нужно заниматься по 15 минут в день . Некоторые шенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие : незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).

Приблизительно с 3-месячного возраста щенка во время регулярных прогулок знакомят с «факторами отвлечения» (новыми явлениями внешнего мира, пугающими или отвлекающими щенка). Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам.
С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно).

В этот период особенно нужно «стремиться наглядно показать контрастные понятия «можно» и «нельзя», т.е. поощрения и запреты, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Основные команды

Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки — от дога до чихуахуа. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд:

  • «Ко мне!» (так подзывают собаку к себе);
  • «Сидеть!» (собака должна сесть);
  • «Лежать!» (собака должна лечь);
  • «Рядом!» (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);
  • «Гуляй!» (этой командой отпускают собаку побегать);
  • «Стоять!» (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);
  • «Место!» (собака должна оставаться на указанном месте).

Начинанием с самого начала

Приучение щенка к имени

Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю.

Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции.

По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать . Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания .

Режим кормления

Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.

Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Малыш быстро поймет, что постукивание мисочки по полу — приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка. За считанные дни он научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой «Ко мне!», которой собака должна немедленно повиноваться.

В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая «Сидеть!» (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску.

Этот рефлекс закрепляется довольно быстро, поскольку щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво.

Приучение к туалету

Большинство собак чистоплотны от рождения. Как только шенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету.

Поэтому малыша можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься.

Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2 — 4 месяцев такова, что он еще не может «терпеть» до определенного времени прогулки.

Если нет — устройте ему определенное место для туалета. Относите его туда после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за «правильную» лужу.

Ругать щенка можно застигнув на месте преступления, только такое наказание будет действенным. Если вы этого не видели, лучше убрать ничего не говоря.

Приучение к поводку и ошейнику

Для маленькою шенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий.

Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, шенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему.

В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Не снимайте ошейник по первому «требованию» щенка , лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки — снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.

Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для шенка не подходит тяжелая цепь, которая «согнет» его своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы крохе было удобно.

Первое время не тяните и не дергайте за поводок — пусть он свисает свободно, а собака следует за вами (или вы за ним) добровольно.

Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Он должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.

Специальный ошейник — парфорс («строгий» ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но «строгий» ошейник может быть незаменим при отработке команды «Рядом!».

Команда «Ко мне!»

Идеальное время дня обучения подхода к владельцу — 7-16 недель. В этот период шенки нуждаются в присутствии «членов стаи» и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее «стадии независимости» (своеобразный собачий «переходный возраст»), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.

Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду «Ко мне!». Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство.

Если шенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией.

Если собака не реагирует на команду «Ко мне!» и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду.

Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды «Ко мне!» существуют в общем курсе дрессировки.

«Фу!»

Это «запретительная» команда, которая требует обязательного исполнения. «Фу!» не должно поощряться так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений.

Команда «Фу!» должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.

Когда шенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение).

Если шенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.

При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик «Фу!» должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.

Команда «Нельзя!» отличается от «Фу!» только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выбере те для запрещения — ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и «Фу!», и «Нельзя!», и «Хватит!», и другие запрещающие слова.

«Тихо!»

Эта команда, похожая на команду «Фу!», необходима для отучения от громкого, беспричинного лая. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду «Тихо!» и поошряют, когда собака прекратила лаять.

Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот.

Для того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поошрите.

Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но «сторожить» можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая «Тихо, тихо», приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.

«Место!»

Место шенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки — ее «неприступная крепость». Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места . Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать.

В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: «Место!» и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.

Когда «отправление на место» отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду.

Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала.

Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время «сидения» на месте.

Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.

«Покажи зубы!»

По команде «Покажи зубы!» (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой шенка, а левую — сверху морды. Повторив команду еше раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы шенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство.

Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

«Сидеть!»

В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду «Сидеть!» и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду вслед за ней ласковым тоном произносят «Хорошо!» и дают щенку лакомство.

После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание «Хорошо!» и поглаживать щенка.

Дополнительные команды

Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров.

Команда «Машина!» звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это тоже, что и команда «Стоять!» . Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться.

Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой-то предмет и т. д. В крайнем случае используется ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар.

Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие.

Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам «Рядом!» , «Вперед!» и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам «Обойди!» и «Ногу! »

«Обойди!» значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте «Обойди!». Когда собака обошла препятствие и «распуталась» из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.

Команда «Ногу!» подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: «Ногу, ногу!». Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила запутавшуюся лапу.

Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду.

Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: шенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

Другие необходимые команды, такие, как «Домой!» , «Спать!» , «Кушать!» , «Дай мячик!» и так далее, выучиваются также методом поощрения.

Следующий этап обучения — общий курс дрессировки — необходим в первую очередь для служебных собак.

нЩ ХЦЕ РЙУБМЙ Ч ДТХЗЙИ ОПНЕТБИ, ЮФП ТБУЛПЧБООЩЕ ЙЗТЩ - ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ ДМС УПВБЛЙ! пДОЙН ЙЪ ЧЕМЙЮБКЫЙИ РПДБТЛПЧ АОПУФЙ ЗПМДЙ - ЙЪВЩФПЛ ТБДПУФЙ ЧП ЧУЕН, ЮФП ДЕМБЕФ ЧБЫ ЭЕОПЛ. й ЧПФ ХДБЮБ - ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ХЮБУФОЙЛПН ЬФПЗП РТПГЕУУБ! чБЦОБС ЮБУФШ РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ - ТБЪЧМЕЛБФШУС ЧНЕУФЕ У ЗПМДЙ. йЗТЩ УП ЭЕОЛПН ОЕ ФПМШЛП ХУЙМЙЧБАФ УЧСЪШ НЕЦДХ ЧБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ ХФПНМСАФ ЕЗП, ОП, РТЙ ЬФПН ЧЩ РПМХЮЙФЕ ФБЛЦЕ ПЗТПНОПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ.

ХВЕДЙФЕУШ, ЮФП ЧУЕ ЧБЫЙ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТЩ ЪБВБЧОЩ, Б ФБЛЦЕ ВХДХФ РПМЕЪОЩ Й ХУРЕЫОЩ. рХУФШ ПОЙ ВХДХФ ОЕРТПДПМЦЙФЕМШОЩНЙ, ДБВЩ ЮТЕЪНЕТОП ОЕ ОБРТСЗБФШ ЧОЙНБОЙЕ НБМЩЫБ. рПМШЪХКФЕУШ ФЕН, ЮФП ЧБЫ ЭЕОПЛ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧБУ Й ЕЗП УБНПЕ УЙМШОПЕ ЦЕМБОЙЕ ВЩФШ ТСДПН Й ЙЗТБФШ У ЧБНЙ. еЗП ДПЧЕТЙЕ ВХДЕФ ТБУФЙ ФБЛ ЦЕ ВЩУФТП, ЛБЛ Й ЕЗП НБМЕОШЛЙЕ ОПЦЛЙ Й ФЕМШГЕ.

ъБ НОПК!
чБЫ ЭЕОПЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦЕО УДЕМБФШ ДМС УЕВС ПФЛТЩФЙЕ, ЮФП ПЮЕОШ ЧЕУЕМП Й ИПТПЫП ХВЕЗБФШ ПФ ЧБУ, Й Ч ДПНЕ, Й ЧОЕ ЕЗП, ДБЦЕ ЛПЗДБ ЧЩ ЙЗТБЕФЕ. хЮЙФЕ ЕЗП ВЕЗБФШ ЪБ ЧБНЙ, РТЙДХНЩЧБС ЙЗТЩ, РППЭТСАЭЙЕ ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. еУМЙ ПО ОЕНОПЗП НЕДМЙФЕМЕО, РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ВЕЦЙФЕ, РТЩЗБС ОБ НЕУФЕ, ЙМЙ ДЕМБКФЕ Н БМЕОШЛЙЕ ЫБЗЙ, ЮФПВЩ ПО РПКНБМ ЧБУ. пТЙФЕ Й ЫХНЙФЕ У ЧЕУЕМЩНЙ ОПФЛБНЙ, ЛБЛ ОЕОПТНБМШОЩК, Й ЗПЧПТЙФЕ ЕНХ: "иПТПЫЙК НБМШЮЙЛ (ДЕЧПЮЛБ), ЪБ НОПК!" - ЛБЛПЕ ЧЕМЙЛПЕ РТЙЛМАЮЕОЙЕ РЕТЕИЙФТЙФШ УЧПА НБНПЮЛХ! лПЗДБ ЧБЫ ЭЕОПЛ ХВЕЗБЕФ ПФ ЧБУ, ОЕ ВЕЗЙФЕ ЪБ ОЙН, ФБЛ ЛБЛ ПО РПДХНБЕФ, ЮФП ЬФП ЙЗТБ Ч РТЕУМЕДПЧБОЙЕ. юФПВЩ ПВНБОПН ЪБУФБЧЙФШ ЕЗП ЧЕТОХФШУС, УФБОШФЕ ОБ ЛПМЕОЙ Й РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ОБЫМЙ УПЛТПЧЙЭЕ. тБЪЗПЧБТЙЧБКФЕ ЧПЪВХЦДЕООП У ЬФЙН ОЕЧЙДЙНЩН РТЕДНЕФПН, ДБЦЕ РПТПКФЕУШ Ч "ЪЕНМЕ". чБЫ ЭЕОПЛ РТЙДЕФ Л ЧБН ТБЪХЪОБФШ, ЮФП ФБЛ ЪБЙОФТЙЗПЧБМП ЧБУ Й ЧЩ УРПЛПКОП ЧПЪШНЕФЕ ЕЗП ОБ РПЧПДПЛ.

рПКНБК ЭЕОЛБ
дЧПЕ УЙДСФ ОБ РПМХ Ч 3-6 НЕФТБИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ОБРТПФЙЧ, ПДЙО ХДЕТЦЙЧБЕФ ЭЕОЛБ, МБУЛБС ЕЗП. рХУФШ ДТХЗПК ТБДПУФОЩН ЗПМПУПН ЪПЧЕФ ЕЗП: "нБМЩЫ, ЛП НОЕ, ЛП НОЕ!" ыЙТПЛП ПФЛТЩФШ ТХЛЙ Й ЪЧБФШ ЕЗП, Б ЛПЗДБ РТЙДЕФ, ЛТЕРЛП ПВОСФШ ЕЗП, РПИЧБМЙФШ.

НПЦЕФЕ ДЕМБФШ ЬФП У НСЮПН ЙМЙ ЙЗТХЫЛПК, РЕТЕВТБУЩЧБС ЙИ Й ЪБУФБЧМСС ЭЕОЛБ, ЗПОСФШУС ЪБ ОЙНЙ. рХУФШ ПО ИЧБФБЕФ ЙЗТХЫЛХ, ДБКФЕ ЕНХ МБЛПНУФЧП, ЮФПВЩ ПО ПФРХУФЙМ ЕЕ, РЕТЕВТПУШФЕ ЕЕ ДТХЗПНХ МЙГХ. фПФ ФПЦЕ РПИЧБМЙФ ЭЕОЛБ, РТЙМБУЛБЕФ, ЛПЗДБ ПО УИЧБФЙФ ЙЗТХЫЛХ, ХЗПУФЙФ ЕЗП Й ВТПУЙФ ЙЗТХЫЛХ РЕТЧПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. рПГЕМХК НЕОС!

РПГЕМХК НЕОС РП ЛПНБОДЕ - ПВХЮБАЭБС ЙЗТБ. ьФП ОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ, ОП ЬФП ОЕЮФП, ДПУФБЧМСАЭЕЕ ТБДПУФШ ПВПЙН ЧУЕЗДБ. эЕОПЛ ПУПВЕООП ЗПМДЙ, РПФЕОГЙБМШОЩЕ МЙЪХОЩ. мЙЫШ УЛБЦЙФЕ ЕНХ: "рПГЕМХК, РПГЕМХК, НПМПДЕГ!" Й ПО ЛБЦДЩК ТБЪ ВХДЕФ ГЕМПЧБФШ ЧБУ. пО ВХДЕФ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБД ХЗПДЙФШ ЧБН. рПГЕМХЙ ЕЗП ЛТБФЛЙЕ, ЪБУФБЧМСКФЕ ЕЗП ЕЭЕ Й ЕЭЕ, ЕУМЙ НПЦЕФЕ, ОП ОЕ РЕТЕХУЕТДУФЧХКФЕ, Б ФП ЗПМДЙЛ ЪБМЙЦЕФ ЧБУ ОБУНЕТФШ.

рТСФЛЙ
йЗТБКФЕ ОБ ЧПЪДХИЕ Ч ФБЛЙЕ ЫХФПЮОЩЕ ЙЗТЩ ЛБЛ РТСФЛЙ. ьФП РПНПЦЕФ ПВХЮЕОЙА ЛПНБОДЩ "лП НОЕ" Й ХУЙМЙФ ЧБЫЕ РПМПЦЕОЙЕ ЪБЭЙФОЙЛБ-МЙДЕТБ. рПДПЦДЙФЕ, РПЛБ ПО ОЕ ОБЮОЕФ ПВОАИЙЧБФШ ФТБЧХ ЙМЙ ПФЧМЕЮЕФУС. вЩУФТП УРТСЮШФЕУШ ЪБ ДЕТЕЧПН, ЗДЕ ЕНХ ОЕ ВХДЕФ ЧБУ ЧЙДОП. чЩЗМСОЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ПВОБТХЦЙФ, ЮФП ЧБУ ОЕФ, Й ОБЮОЕФ ВЕЗБФШ Ч РПЙУЛБИ. лПЗДБ ПО ПЛБЦЕФУС ТСДПН, ЧЩИПДЙФЕ Й ТБДПУФОП РПИМПРБКФЕ Ч МБДПЫЙ, УЛБЪБЧ "лП НОЕ". уСДШФЕ ОБ ЛПТФПЮЛЙ У РТПФСОХФЩНЙ Л ОЕНХ ТХЛБНЙ, Й ХЧЕТСА ЧБУ, ПО РТЙВЕЦЙФ Л ЧБН!

рТЙОЕУЙ!
уСДШФЕ ОБ РПМ ОБ ЛХИОЕ Й ВТПУБКФЕ ЙЗТХЫЛХ ЭЕОЛХ, ЮФПВЩ ПО МПЧЙМ Й РТЙОПУЙМ ЕЕ ЧБН. "нБМЩЫ, МПЧЙ!" - ЬФЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ ОБЮБМП ЙЗТЩ. лПЗДБ ПО РПОЕУЕФ ЙЗТХЫЛХ, УЛБЦЙФЕ "рТЙОЕУЙ ЛП НОЕ!" лПЗДБ ЧЕТОЕФУС У ЙЗТХЫЛПК, РХУФШ РПДЕТЦЙФ ЕЕ ОЕНОПЗП, РТЕЦДЕ ЮЕН ЪБВТБФШ ЕЕ Х ОЕЗП, РП ДЧХН РТЙЮЙОБН:

1. пО ВХДЕФ ЪОБФШ, ЮФП ЕЗП ИЧБМСФ ЪБ ФП, ЮФП ПО РТЙОЕУ ЕЕ.

2. х ОЕЗП ОЕ ЧПЪОЙЛОЕФ НЩУМЙ, ЮФП ЧЩ ЪБВЕТЕФЕ ЙЗТХЫЛХ ЧУСЛЙК ТБЪ, ЛБЛ ПО РТЙОЕУЕФ ЕЕ. уЛБЦЙФЕ "вТПУШ". лПЗДБ ПО ХУФХРЙФ ЧБН ЕЕ, РПИЧБМЙФЕ. еУМЙ ОЕ ПФРХУЛБЕФ, ПФВЕТЙФЕ БЛЛХТБФОП ЙЪП ТФБ УП УМПЧБНЙ "вТПУШ". уОПЧБ ВТПУБКФЕ ЕЕ, ЧЕУЕМП ТБЪЗПЧБТЙЧБС У ОЙН, ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК РП ЛХИОЕ. й ПО ЪБХЮЙФ УМПЧБ ЙЗТЩ. й ВХДЕФ ЪОБФШ ХЦЕ 3 УМПЧБ: ЛП НОЕ, ВТПУШ, РТЙОЕУЙ.

ФЕРЕТШ УДЕМБЕН РТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ. еУМЙ Ч ВХДХЭЕН ЧЩ ИПФЙФЕ ЪБОСФШУС ОБФБУЛПК ЙМЙ ЧПУРЙФБФШ ТБВПЮЕЗП ТЕФТЙЧЕТБ ЧУЕЗДБ ЪБУФБЧМСКФЕ РПДБЧБФШ ЙЗТХЫЛХ Ч ТХЛЙ, У ЛПНБОДПК "дБК", Й ФПМШЛП ЪБФЕН ВТПУБКФЕ ЕЕ. фПМШЛП Ч ТХЛЙ, ХУМПЦОСС УЙФХБГЙА РПУБДЛПК УПВБЛЙ У ЙЗТХЫЛПК, У РПУМЕДХАЭЕК ДБЮЕК РТЕДНЕФБ ЧБН Ч ТХЛЙ. чП ЧФПТПН ЧБТЙБОФЕ ЙЗТЩ "рТЙОЕУЙ" ЙУРПМШЪХАФ 2 ЙЗТХЫЛЙ. дБКФЕ ЭЕОЛХ ПДОХ ЙЗТХЫЛХ, Б ДТХЗХА УРТСЮШФЕ Ч ЛБТНБО. рПИЧБМЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ЧПЪШНЕФ РЕТЧХА ЙЗТХЫЛХ, Б ЮЕТЕЪ НЙОХФХ РПЛБЦЙФЕ ЕНХ ЧФПТХА Й РПНЕМШЛБКФЕ ЕА ЧПУФПТЦЕООП. вТПУШФЕ ЕЕ, Б ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК, РПДВЕТЙФЕ РЕТЧХА Й РПНБОЙЧ, ВТПУШФЕ. рП ЦЕМБОЙА, НПЦОП ДПВБЧЙФШ ФТЕФША. рПДВЙТБКФЕ, ЛПЗДБ ПО ВТПУБЕФ ЙИ Й РТПДПМЦБКФЕ НЕОСФШ ЙИ, ЮФПВЩ ПО ВЕЗБМ ЧПЛТХЗ У ОЙН ОЕУЛПМШЛП ТБЪ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ РПЧПТБЮЙЧБФШУС Л ОЕНХ, ЮФПВЩ РПДВПДТЙФШ Й РПИЧБМЙФШ, ЛПЗДБ ПО РПДВЕЗБЕФ Л ЧБН. вХДШФЕ ЙЪПВТЕФБФЕМШОЩ, РТЙДХНЩЧБКФЕ УЧПЙ ЧЕТУЙЙ ЙЗТЩ. ъБОСФЙС ДЕМБКФЕ ЛПТПФЛЙНЙ Й РТЕЛТБЭБКФЕ ЙЗТХ, ЛПЗДБ ЙОФЕТЕУ Л ОЕК Х ЭЕОЛБ ЕЭЕ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛ. й ПВСЪБФЕМШОП ЧУЕЗДБ РТЕЛТБЭБКФЕ, ЕУМЙ ПО ЪБНЕДМСЕФ ФЕНР ЙМЙ ФЕТСЕФ ЙОФЕТЕУ Л ЙЗТЕ. рПНОЙФЕ, ЮФП ЧЩЫЕ С ХЛБЪБМБ, ЮФП ЦЕМБФЕМШОП УТБЪХ ПФТБВБФЩЧБФШ РПДБЮХ Ч ТХЛЙ.

"оПТБ"
чПЪШНЙФЕ ЛБТФПООХА ЛПТПВЛХ Й РТПДЕМБКФЕ Ч ОЕК ОЕУЛПМШЛП ПФЧЕТУФЙК. рПМПЦЙФЕ ЧОХФТШ ЛХУПЮЛЙ МБЛПНУФЧ, ЪБФЕН ЪБЛТПКФЕ ЕЕ Й ЪБДЕМБКФЕ ЫЧЩ ЛМЕКЛПК МЕОФПК. уПВБЛБ ПВОАИБЕФ "ОПТХ", Й ВХДЕФ УФБТБФШУС ДПУФБФШ ЙЪ ОЕЕ МБЛПНУФЧБ ОПУПН Й МБРБНЙ.

рТЕПДПМЕОЙЕ РТЕРСФУФЧЙС
рТПТЕЦШФЕ ВПМШЫПЕ ПФЧЕТУФЙЕ Ч ЛХУЛЕ ХРБЛПЧПЮОПК ВХНБЗЙ. оБФСОЙФЕ ВХНБЗХ Ч ДЧЕТОПН РТПЕНЕ ЙМЙ РТЙИПЦЕК. рЕТЧЩК ТБЪ ЧЩ РПНБОЙФЕ УПВБЛХ, ЮФПВЩ ПОБ РТЩЗОХМБ Ч ПФЧЕТУФЙЕ, Б РПФПН ВХДЕФ ДПУФБФПЮОП ДБФШ ЛПНБОДХ "ИПР!". чЩУПФХ ПФЧЕТУФЙС НПЦОП НЕОСФШ

"ъПМПФПЙУЛБФЕМШ"
ъБЛПРБКФЕ Ч РЕУПЛ ЗБМЕФХ, ФБЛ, ЮФПВЩ УПВБЛБ ЧЙДЕМБ ЬФП, Б РПФПН ДБКФЕ ЕК ЛПНБОДХ "йЭЙ!". оП, РПНОЙФЕ, ЮФП ЗПМДЕОЩ - РТЙТПЦДЕООЩЕ ЛПРБФЕМЙ Й, ЕУМЙ ЧЩ ОЕ ЦЕМБЕФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫ ХЮБУФПЛ ВЩМ РПИПЦ ОБ ЦЕТФЧХ ОБЫЕУФЧЙС БТНЙЙ ЛТПФПЧ, ФП ОЕ ЙЗТБКФЕ Ч ФБЛЙЕ ЙЗТЩ, ИПФС ПОЙ ВЕЪХУМПЧОП ФТЕОЙТХАФ ЮХФШЕ.

пВИПД ЛЧБТФЙТЩ
уОБЮБМБ ОХЦОП ОБХЮЙФШ УПВБЛХ ТБЪМЙЮБФШ ОБЪЧБОЙС ЛПНОБФ. лБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ЗПЧПТЙФЕ ЕК: "рПКДЕН ОБ ЛХИОА. чЙДЙЫШ, НЩ РТЙЫМЙ Ч УФПМПЧХА. ьФП УРБМШОС, ДЕФУЛБС" Й Ф.Д. лПЗДБ ПОБ ЪБРПНОЙФ ОБЪЧБОЙС, НПЦОП ОБЮЙОБФШ ЙЗТХ. хЧЕТСА ЧБУ, ЮФП НЕУФП РПД ОБЪЧБОЙЕН лхиос ЗПМДЙЛ ЪБРПНЙОБЕФ НПНЕОФБМШОП. оБЙВПМЕЕ УРПУПВОХА УПВБЛХ НПЦОП ВХДЕФ ДБЦЕ РПУЩМБФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ЧБЫЕЗП ДПНБ, ОБРТЙНЕТ, ЪБ НСЮЙЛПН. ьФХ ЙЗТХ НПЦОП ЛПНВЙОЙТПЧБФШ У РТЕПДПМЕОЙЕН РТЕРСФУФЧЙС, ОБФСОХЧ Ч ДЧЕТОЩИ РТПЕНБИ ВПМШЫЙЕ МЙУФЩ ВХНБЗЙ У ПФЧЕТУФЙСНЙ.

бРПТФЙТПЧБОЙЕ
оХ, ХЦ ЬФП Ч ЛТПЧЙ, Ч ЗПМПЧЕ Й Ч ЛБЦДПК ЛМЕФПЮЛЕ ЗПМДЕОБ. зПМДЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РТЙОПУЙФ НСЮЙ, ЛПМШГБ, НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Ф.Д. рТЕДНЕФ ДПМЦЕО ВЩФШ ОЕ УМЙЫЛПН ВПМШЫЙН, ЮФПВЩ ЕЗП ВЩМП ХДПВОП ОЕУФЙ Ч ЪХВБИ, ОП Й ОЕ УМЙЫЛПН НБМЕОШЛЙН, ЮФПВЩ НБМЩЫ ЕЗП ОЕ РТПЗМПФЙМ.

лБФБОЙЕ НСЮБ
тБЪДПВХДШФЕ ВПМШЫПК Й ДПЧПМШОП ФСЦЕМЩК НСЮ. нЕДМЕООП ЛБФЙФЕ ЕЗП ОБ УПВБЛХ. нСЮ ОЕ ДПМЦЕО РПДРТЩЗЙЧБФШ. еУМЙ УПВБЛБ ОПУПН ЙМЙ МБРБНЙ ФПМЛОЕФ ЕЗП ПВТБФОП, РПИЧБМЙФЕ ЕЗП.

Х НЕОС Ч МЙФПК НСЮ ЪБРБСО ЪЧПОПЮЕЛ, РТЙ РЕТЕЛБФЩЧБОЙЙ ТБЪДБЕФУС НЕМПДЙЮОЩК ЪЧХЛ.

йЗТХЫЛБ ОБ ТЕЪЙОЛЕ
ъБЛТЕРЙФЕ ЛПОЕГ ТЕЪЙОЛЙ ЙМЙ ЬМБУФЙЮОПК МЕОФЩ (ЛТЕРМЕОЙЕ Й ХТПЧЕОШ-ЧЩУПФХ РТПДХНБКФЕ УПЗМБУОП ЧБЫЙН ХУМПЧЙСН Й ТПУФХ УПВБЛЙ). л ОЙЦОЕНХ ЛПОГХ ТЕЪЙОЛЙ РТЙЧСЦЙФЕ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЙЗТХЫЛХ. рХУФШ ОЕНОПЗП РПРТЩЗБЕФ.

"уМХЦЙ!"
рТЙЛБЦЙФЕ УПВБЛЕ УЕУФШ Й РПДЕТЦЙФЕ ОБД ЕЕ ЗПМПЧПК МБЛПНУФЧП ОБ ФБЛПК ЧЩУПФЕ, ЮФПВЩ ПОБ НПЗМБ ДПУФБФШ ДП ОЕЗП, УЙДС ОБ УЧПЕК РПРЛЕ. рПМХЮЙФЕ ОПЧПЗП РЙФПНГБ, РПД ОБЪЧБОЙЕН ЪБКЛБ

"лБОБФПИПДЕГ"
уПВБЛБ ХДЕТЦЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ЙДС РП РПЧБМЕООПНХ ДЕТЕЧХ ЙМЙ ВТЕЧОХ. уНПФТЙФЕ, ЮФПВЩ ЕЕ МБРЩ ОЕ ЪБУФТСМЙ Ч ЧЕФЛБИ,Й РЕУШЛБ ОЕ ЗТПИОХМБУШ ВЩ ОБ ЪЕНМА У ВПМШЫПК ЧЩУПФЩ.

"дЧПТЕГЛЙК"
еУМЙ ЧЩ ПВХЮЙФЕ УПВБЛХ ЧЩРПМОСФШ ЛПНБОДЩ "рТЙОЕУЙ" Й "дБК", Х ЧБУ ВХДЕФ РТЕЛТБУОЩК ЮЕФЧЕТПОПЗЙК РПНПЭОЙЛ РП ИПЪСКУФЧХ ОБ ЧУЕ УМХЮБЙ ЦЙЪОЙ. б, ЕУМЙ ЧЩ ЪБИПФЙФЕ ОБ ПВЕД ХФЛХ ЙМЙ ЪБКГБ, ФП РПТБ ОБ ПВХЮЕОЙЕ УЕТШЕЪОЩН ОБХЛБН, Б ЧБН РПЛХРБФШ ТХЦШЕ.

уРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ
оБ ДБЮЕ, Ч УБДХ НПЦОП ХУФТПЙФШ ГЕМЩК УРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ ДМС ХРТБЦОЕОЙК ОБ МПЧЛПУФШ: ДПУЛБ ОБ ДЧХИ ВТЕЧОБИ - ДМС ВБМБОУЙТПЧБОЙС; ЧПФЛОЙФЕ Ч ЪЕНМА ЮЕТЕОЛЙ ДМС МПРБФ ЙМЙ НЕФЕМ - РПМХЮЙФЕ УОБТСД ДМС БДЦЙМЙФЙ РПД ОБЪЧБОЙЕН УМБМПН; ХЛТЕРЙФЕ РБМЛХ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ - ЬФП ВХДЕФ ВБТШЕТ. оП ЧУЕ ОБЗТХЪЛЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ УПТБЪНЕТОЩ У ЧПЪТБУФПН! рПНОЙФЕ, ЮФП ТБУФХЭЕНХ ПТЗБОЙЪНХ ОХЦЕО ЭБДСЭЙК ТЕЦЙН ЧЪТПУМЕОЙС, ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП, ФБЛ Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП!

____________________________________________

рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙС
оЙЛБЛЙИ ЙЗТ ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ

РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ: ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙЗТБКФЕ УП ЭЕОЛПН ЙМЙ ЧЪТПУМПК УПВБЛПК ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ ЕЗП ЙЗТХЫЛЙ ЙМЙ ДТХЗПЗП МАВПЗП РТЕДНЕФБ. рЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ - ДПНЙОБОФОБС ЙЗТБ, Б ЧБЫБ УПВБЛБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦОБ ПЛБЪБФШУС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЧБН Ч ЗПУРПДУФЧХАЭЕН РПМПЦЕОЙЙ, ДБЦЕ Ч ЙЗТЕ, ЗДЕ ПОБ ПЛБЦЕФУС Ч ПРРПЪЙГЙЙ Л УЧПЕНХ ИПЪСЙОХ.

оЕ ДТБЪОЙФЕ, РПЦБМХКУФБ
лПЗДБ ЙЗТБЕФЕ УП ЭЕОЛПН, ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБКФЕ ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФП НПЗМП ВЩ УВЙФШ ЕЗП У ФПМЛХ ЙМЙ УНХФЙФШ, ЙМЙ ЪБУФБЧЙФШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ УФТБИ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ ПУПВЕООП ЮБУФП УЮЙФБАФ ЪБВБЧОЩН ПВНБОХФШ ЙМЙ РПДТБЪОЙФШ ЭЕОЛБ. рПЛБЪЩЧБАФ ЕНХ ЙЗТХЫЛХ, РПФПН РТСЮХФ ЙМЙ ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ВТПУБАФ ЕЕ. рПЦБМХКУФБ, ОЕ РПЪЧПМСКФЕ ЙН ДЕМБФШ ЬФП. пВЯСУОЙФЕ, ЮФП ЬФП ПВЕУЛХТБЦЙФ ЭЕОЛБ Й ПВЙДЙФ, Й ПО ОЕ ЪБИПЮЕФ ВПМШЫЕ ЙЗТБФШ.

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФТБЧН
чУЕ ЙЗТЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ТБЪХНОЩ Й РТПДХНБОЩ ЧБНЙ ЪБТБОЕЕ. оЕ ДПМЦОП ВЩФШ ФТБЧНБФЙЮЕУЛЙИ УЙФХБГЙК, ВПКФЕУШ УЛПМШЪЛЙИ РПМПЧ.

Являются значимой составной частью жизни малыша, а в дальнейшем и взрослой собаки. В свою очередь, и для владельца щенка игра со своим четвероногим подопечным не просто забавное времяпрепровождение. Совместные игры укрепляют контакт между хозяином и питомцем, что в дальнейшем, несомненно, пригодится во время дрессировке и обучении собаки.

После предварительной игры со щенком уроки дрессировки будут проходить гораздо плодотворнее.

Инициатива начала и завершения игры со щенком всегда должна исходить от владельца собаки. Хозяин должен стать авторитетным лидером для своего питомца, для чего относиться к нему нужно как к ребенку, и воспитывать терпеливо, ласково, последовательно и настойчиво. Во время игры следует пресекать попытки щенка укусить руку или ногу. Укусы человека даже в пылу игры должны быть под запретом.

Весь процесс дрессировки направлен на закрепление поведения собаки, которое имеет под собой игровую основу. Стремление завладеть добычей, защита своей территории, определение вожака в стае – все эти задатки ярко проявляются во время игры, развивается логическое мышление, отрабатываются новые навыки и социальные роли, происходит эмоциональная разгрузка. Замечено что питомец намного легче перенесет временное одиночество в квартире, если хозяин перед уходом выгуляет щенка и активно с ним поиграет.

Не будут полноценными без игрушек. Для питомца следует приобрести пищалки, мячики, искусственные косточки. В возрасте четырех – пяти месяцев, когда у малыша меняются зубы, ему полезно в качестве игрушек давать яблоко или целую морковь: этим вы можете спасти обувь и мебель от нападений, а организм щенка получит дополнительные витамины. Чтобы щенок в квартире не устраивал погромы, а нерастраченная энергия нашла мирный выход его следует занимать активными играми во время прогулок.

Хорошо когда на улице сухая и солнечная погода, когда можно подолгу прогуливаться со своим питомцем в скверах или набегаться до упада в догонялки. Но что делать, когда на улице льет дождь или снегом завалило все аллеи.

Когда за окном льет как из ведра и собаку невозможно уговорить отойти от крыльца дальше, чем это надо чтобы сходить в туалет, то игры со щенком и обучение командам приходится проводить в пределах квартиры. Так что же можно придумать и как играть со щенком ?

В ограниченном пространстве квартиры можно отрабатывать команды на смену положения: «Стоять – сидеть – лежать!», разучивать команду «Место! ». А когда питомец устал или у него пропало настроение, то можно и просто поиграть. Например, в перетягивание. Для чего можно взять канатик, ухватку или другую прочную игрушку, за которую можно удобно ухватиться с двух сторон. Привлечь внимание щенка можно, оживляя игрушку. Если двигать ее перед носом питомца, то он непременно кинется преследовать добычу. Завершать игру следует командой «Дай!» и поощрением малыша.

В перетягивание можно чередовать бросками игрушки. Тогда питомец, сбегав за игрушкой и принеся ее хозяину, практически выполнит команду «Апорт! ». Остается только забрать игрушку в обмен на лакомство. Также в квартире можно поиграть и в поиск. Для чего игрушку прячут поблизости на глазах щенка, предварительно подразнив ею малыша. Затем, подав команду «Ищи!», побуждают питомца встать и пойти за игрушкой. Когда щенок найдет игрушку, его непременно следует поощрить. В дальнейшем игру можно усложнить и прятать предмет в другой комнате.

Активным щенкам такие игры очень нравятся.

Кроме совместных игр с хозяином, щенка можно озадачить и интерактивными игрушками, которые сейчас появились в продаже. Как правило, это полые игрушки, внутрь которых можно насыпать лакомство. Щенок будет катать такую игрушку лапой или носом пытаясь добраться до содержимого. Для игрушек различной формы требуется персональный подход.

Всем, кого интересует вопросы по воспитанию, кормлению и дрессировке собак рекомендую посетить раздел «Чтиво ».

Многих владельцев интересует вопрос, а как играть с собакой, ведь эти животные очень активные и подвижные. Перед тем, как приобрести любимца, следует это понимать. Благодаря такому подходу животное может оттачивать свои инстинкты и навыки, учиться общаться с хозяином и детьми, если у вас они есть.

Каждый владелец четвероногого друга просто обязан уделять ему необходимое внимание и не только играть, но и заниматься с ним, обучать необходимым командам. Именно такое времяпровождение помогает физически развиваться животному, укрепляет связь между хозяином и собакой.

Пусть знает, кто главный

Во время игры собака будет стараться угодить своему хозяину, чтобы и в будущем он с ним играл постоянно. Такой момент нужно использовать для обучения животного, ведь в это время четвероногий друг будет более внимательно слушать хозяина и выполнить все, что от него требуется. Это также помогает в установлении так называемых иерархических отношений, вы должны показать, кто главный в «стае», но не стоит использовать любое насилие. Все можно сделать спокойно.

Помните еще одно: когда собаке не будет хватать подвижных игр, то она сама найдет развлечения, к примеру, гонять кошек , пугать прохожих, грызть мебельные принадлежности или обувь. Чтобы избежать этого следует обращать внимание на своего любимца, уделять ему достаточное количество времени.

Но есть некоторые принципы, использовать которые во время такого времяпровождения вы просто обязаны:

  • Как уже было сказано, обязательно лидером во всех играх и обучающих элементах должен быть только хозяин. По его команде начинается, а затем заканчивается игра, именно тогда, когда захочет владелец собаки, но никак не наоборот. Нельзя идти на поводу у животного, и не начинайте игру сразу же поле того, как ваш питомец принесет любимую игрушку. Подождите буквально несколько минут, и можно начинать – это покажет собаке, кто в доме главный;
  • животное не должно показывать, что он чем-то недоволен. Но если такое произошло, вам, все же, следует закончить игру или добиться выполнение команды, которая вызвала такую реакцию, и сразу же закончить это времяпровождение. Пес должен знать, если не выказывает свое недовольство или делает что-то неправильно, что не нравиться его хозяину, тогда все игры очень быстро заканчиваются.

Правила обучения собак игр с игрушками

Не стоит думать, что обучить собаку играм – это очень легко и просто. Все совсем не так, да бывает, что ваш любимец очень быстро осваивает какую-то игру или команду, но это относится не ко всему, чему вы хотите его обучить. Чтобы ваш питомец смог весело проводить время, вам нужно узнать, как научить собаку играть с игрушками и что для этого нужно? Немного вашего внимания и времени, а также необходимый набор предметов для игры или обучения.

Необходимо купить несколько игрушек, которые подойдут псу, но они се должны быть разными. Эти четвероногие любят предметы небольшого размера, которые легко поместятся в их пасти, их можно будет катать по полу или земле и грызть. Обязательно среди всего прочего должны быть резиновые мячики и игрушечные кости. Только стоит понимать, что слишком мелкие предметы нельзя приобретать, так как, если игра слишком захватит питомца, то может так случиться, что он проглотит такой предмет. Следует все такие игрушки разделить по группам. Меняйте активные игры каждую неделю, тогда пес не успеет привыкнуть к тому или иному времяпровождению.

Не стоит ждать, что собака захочет играть сразу же в то, что ей предлагает хозяин. Для того, чтобы заинтересовать животное, вам необходимо положить перед ним игрушку, чтобы четвероногий друг обнюхал ее. Зачастую, животные некоторое время опасливо изучают этот, совершенно новый для себя, предмет, обнюхивают игрушку, пробуют, и только тогда уже начинают играть с ней на полу, то есть просто катают. Вот когда вы дождались этого момента, спокойно включайтесь в игровой процесс.

Можно бросать этот предмет в один угол, потом во второй, пускай песик побегает за ним. Через некоторое время животное более охотно вовлечется в этот процесс, тогда игру желательно продолжить уже на улице, где есть возможность соединить ее с дрессировкой .

Но вовлекать четвероногого в этот процесс можно и без вспомогательных предметов. К примеру, есть возможность играть в догонялки или прыгать через специальные препятствия. Обязательно ведите себя со своим псом дружелюбно в период игрового момента, тогда вы не вызовите у своего любимца агрессии ни по отношению к себе, ни другим людям, а также избежите стресса, ведь животные также подвержены некоторым человеческим слабостям.

Почему следует проводить время с собакой?

Когда собака лишена такой возможности, как игра, она становится очень осторожной и даже пугливой, не будет иметь склонности к лидерству.

Что же значит игровой процесс в жизнедеятельности собак? С помощью такого времяпровождения, пес может исполнять различные роли, обучается многим командам и запоминает то, что с ним в данные момент происходит, а также происходит моделирование тех ситуаций, которые могут случиться с ним – это помогает животному подготовиться к жизни. Поэтому очень хорошо, если у хозяина есть возможность не только самому подключаться к игре, но и использовать для этого детей, а также других собак.

Если же привлекать к игровому процессу всю семью, тогда образовываются очень крепкие связи между вами и животным. Это дает возможность любимцу быстрее разобраться во взаимоотношениях и влиться в вашу семью и, что придаст ей уверенности.

Уличные игры с собакой

Псу, внимание необходимо уделять постоянно. Если же общения питомцу недостаточно, не происходит совместных игр, тогда нечего считать, что у вас могут сложиться близкие, дружеские отношения. Зачастую, хозяева любят обучать своих четвероногих питомцев вне дома. Но, если вы только приобрели себе друга, тогда необходимо понимать, как проводить игры с собакой на улице, привлекая к этому процессу всех, то есть и пса, и свою семью.

    • Пробежка, которую питомец всегда считает игрой, это активный и веселый процесс. Во время такого времяпровождения у животного развивается сила, выносливость, ловкость, внимание, если хозяин постоянно меняет темп движения, а также направление.
    • Игрушки помогают развивать животное, отвлечь от тех занятий, которые можно назвать нежелательными и негативными. Также дает ему нужную физическую нагрузку, к примеру, если брать жевательные предметы, то развиваются челюсти.
    • Фрисби развивает выносливость, внимание, скорость, ловкость.
    • Переползание и перепрыгивания потребуют от питомца физических усилий, но вместе с тем, развиваются мышцы, тренируется координация движений, а также ловкость.
    • На улице много места и возможностей поиграть, поэтому более интересные и масштабные игры доступны на улице.

Поиск клада . Нужно закрыть игрушку немного в землю, песок, листья или просто спрятать ее. Сверху стоит установить палку с лакомством, также его можно подвесить. Для усложнения можно сделать качающуюся веревку или палку;

Перепрыгивание через препятствия . Отлично подойдет спортивная зона, где есть какие-либо устройства. На природе послужить препятствием может упавшее дерево;

Бег между деревьями . Сначала нужно показать, что требуется делать, оббегая деревья с лакомством. Если проводить упражнение достаточно часто, постепенно можно увеличивать сложность. Конечная цель - чтобы животное по одной лишь команде начинало оббегать деревья в радиусе 10-и метров;

Паркур с питомцем . Для игры нужно научить любимца отпрыгивать от вертикальных препятствий;
Спорт для собаки. Можно купить специальные снаряды, что помогут отрабатывать бег, прыжки через барьер, прохождение препятствий, слалом. Спортом можно заниматься с собакой самостоятельно или в специальных школах;

Поиск человека . Можно вместе с друзьями прятаться от собаки, а потом кто-то должен приказать искать. Главное, чтобы собака не видела, где спрятаны люди;
Нужно перейти через мост одному из друзей с собакой, затем пойти вдоль побережья реки обеим сторонам на 20-30 метров. После занятия позиции хозяин должен позвать животное и ожидать, пока питомец додумается побежать через мост в обратном направлении;

Поиск выхода . Необходимо отделить определенный участок и создать на нем забор так, чтобы собака не могла его перепрыгнуть. Основная задача владельца - это сделать запутанный лабиринт, пусть и небольшой. Друг запускает животное с одной стороны и закрывает калитку, а с другой стороны хозяин зовет пса к себе. После удачного испытания можно усложнить задачу, если выполнить все в ночное время;

Игра с надувным шариком . Нужно, чтобы собака не могла его укусить, то есть шарик должен быть достаточно большим. Затем сверху кинуть надувной шарик и наблюдать, как домашний любимец бьет носом по нему, постоянно подбрасывая вверх;

Лазерная указка или фонарик . Многие псы бегают за лазером, это можно использовать для игры с ним. Желательно залезть повыше и светить на расстояние 10-30 м от себя. Особенно интересно играть, если есть несколько собак.

Игра «отними мою игрушку» . Хозяин держит игрушку с одной стороны, а пес с другой перетягивая друг друга.

Играем с собакой дома

Но не всегда погода позволяет играть со своим псом на улице. Что делать в этом случае, как играть с собачкой дома, если нет другой возможности. Проводить время интересно с питомцем можно и в условиях небольшой квартиры или дома. Хотя бы покатать тот же резиновый мячик. Но есть и более интересные игры.

Существует много различных игр с собакой, выбрать есть из чего, мы рассмотрим некоторые лучшие игры с домашним любимцем, которые помогут развлечься, а также будут способствовать развитию собаки.

  • Собаку оставить в одной комнате и прикрыть дверь, не закрывая на защелку. Перейдя в другую комнату позвать пса. Упражнение легко выполняется, когда движение дверей происходит наружу, тогда животному нужно только толкнуть ее наружу. После того, как собака освоила открытие таким способом стоит обменяться сторонами так, чтобы дверь открывалась внутрь, что будет более сложной задачей. Предоставьте возможность открыть дверь псу самостоятельно;
  • Для игры потребуются старые сапоги и носовой платок, внутрь которого нужно насыпать угощение и завернуть, а затем положить сверток в сапог. Теперь остается только наблюдать как собака достает вкусняшку. Далее стоит изменить место и положить угощение в ящик, чтобы животное видело его. Если самостоятельно достать не получается, приоткройте дверцу;
  • Для следующей игры нужно большое лакомство, его нужно засунуть далеко под мебель, чтобы достать собака могла только кончик веревки и догадалась тянуть за нее. Важно следить, чтобы животное тянуло исключительно за веревку и не проглотило сам шнур;
  • Можно взять небольшую пластиковую тару и внутрь положить игрушку или что-то вкусное. Далее поставить тару в ванну или большую миску. Позвольте собаке достать эту вещь или еду;
    Выложите из лакомств дорожку по квартире и наблюдайте, как она следует по ней;
  • Можно создать импровизированный тоннель, установив стулья или табуретки в одну линию и накрыв одеялом. С обратной стороны нужно разместить какой-то стимул или просто позвать любимца;
  • Нужно запустить хула-хуп и приказать собаке пробежать через него. Изначально животное может не понимать сути задачи, поэтому запускать обруч стоит не сразу, а немного пробежав с ним перед собой. Предварительно нужно показать, что она должна пробежать через обруч, стимулом является вкусняшка;
  • Прыжки через скакалку. Играть нужно хотя бы вдвоем, передав один конец другу. Нужно научить собаку прыгать в четко установленное время или чтобы она ориентировалась по слуху, давая команды. Быстро крутить не стоит, животное не успеет прыгать и будет получать сильные удары.

  • Поиск предметов. Сначала вы показываете своему хвостатику игрушку, которую он должен найти, дайте ее обнюхать и назовите изделие вслух. Спрячьте этот предмет, и только теперь можно давать команду «искать». Любимец должен не просто найти его, но и принести, а затем отдать изделие своему хозяину. Но бывает и так, что четвероногий друг не хочет отдавать игрушку. В этом случае необходимо озвучить такую команду, как «дай » и самостоятельно забрать. Если же и в этом случае пес не хочет отдавать, тогда нужно закончить игру.
  • Для игры в обманывали необходима помощь кого-то из семьи или друзей. Нужно сесть на напольное покрытие. Помощник также садиться перед вами, приблизительное расстояние – это три метра. Теперь нужно по полу быстро перекатить мяч к другому человеку. Собака попытается догнать и схватить это резиновое изделие. Помощник после того, как поймает мяч, должен ввести собаку в заблуждение обманным движением. К примеру, сделать вид, что собирается бросить его в левую сторону. Когда пушистик кинется туда, то он бросает мяч с правой стороны от собаки вам. Эта игра очень нравиться четвероногим, но еще и отрабатывает у них такие качества, как ловкость и внимание.

Следует понимать, что потребность играть заложена в собаках, она исполняет очень важную, если не главную, роль в ее жизни. Без такого времяпровождения, как одного из приятных способов обучения животного необходимым командам, очень сложно воспитать послушного и активного пса. Четвероногий любимец с большим уважением, вниманием будет относиться к вам, если увидит в хозяине не только партнера, а также друга, тогда вам легче будет его обучать или натаскивать командам.

Для этого нужно знать, во что можно поиграть с собакой, и делать этот процесс активным и постоянным, хотя бы раз в день. Так проводить время, как вы уже поняли, можно не только на улице, когда погода позволяет, но и в домашних условиях, только следует помнить о том, что нагрузка, как физическая, так и эмоциональная, должна быть разумной.