Как научиться писать буквы детям 5 лет. Как научить ребенка писать буквы правильно

Инструкция

Начните с уроков рисования. Для начала ребенок должен научиться проводить прямые линии. Удостоверьтесь, что он понимает разницу между горизонтальными и вертикальными отрезками. Ввести эти понятия в оборот лучше всего на примерах: полоска как земля или как дерево. Затем подключите наклонные линии и полукруг. Перед тем как приступить к обучению письму, ребенок должен знать буквы, иначе все эти закорючки будут для него бессмыслицей.

Выясните, есть ли в районе школы раннего развития и курсы подготовки к школе. Изучите предлагаемую там программу и запишите ребенка на занятия. Не стоит думать, что, отдав сына или дочь на курсы, вы уклоняетесь от родительского долга учить и воспитывать. Дело в том, что в игровой форме дети воспринимают информацию не так, как под строгим взором матери и возгласами: «Вот, теперь сюда веди линию, старайся, давай еще раз!» К тому же работа в коллективе пробуждает в азарт.

Времена слишком изменились: раньше дети обучались письму перьевыми ручками, и учителям волей-неволей приходилось обучать их правильному держанию такого инструмента потому, что неправильно зажатая в пальцах перьевая ручка просто не писала или ломалась. Обучение каллиграфии занимало всю – 3 года.
С появлением шариковых ручек убыстрилось максимально. В ученикам раздаются прописи с примерами написания букв, под каждую из которых отводится три строки. Оценки не ставятся.

Естественно, ребенок старается как можно быстрее заполнить три строки, чтобы потом заняться своими делами. В результате, ручку он держит, как попало, буквы пишет небрежно, а затем закрепляется неправильный навык письма.
Позже, когда на уроках нужно будет много писать, у ребенка быстро будет уставать рабочая рука, и скорее всего, письмо станет вызывать неприязнь. Отдуваться, в любом случае, придется родителям, поэтому выделите время на обучение письму еще до школы.

Прежде всего, покажите ребенку, как правильно зажимать в пальцах ручку. Детей, усвоивших неправильный навык держания в руке инструмента при рисовании, штриховке, письме печатными буквами, переучить потом очень трудно.

Сначала ручка кладется сгиб между верхним и средним фалангами пальца, затем сверху ручка закрепляется подушечками указательного и большого пальцев. Расстояние от кончика пишущего инструмента до указательного пальца около 2 см. Объясните, что держать ручку нужно легко, без напряжения. При письме кисть опирается на мизинец и движется лишь она, локоть остается в неподвижном состоянии.

Присмотритесь, как держит письменный прибор ваш ребенок. Неправильный навык можно распознать по следующим моментам: ребенок держит ручку «щепотью» или в кулаке. Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. Большой палец расположен на ручке ниже указательного или перпендикулярно к нему. Слишком высоко или слишком низко к кончику зажат инструмент для письма. Кисть в момент письма практически неподвижна; слишком слабый или слишком сильный нажим при письме.

Переучить можно следующими способами: поставьте маркером точку на среднем пальце ребенка в том месте, где должна лежать ручка. Им же проведите черту на ручке, ниже которой пальцы ребенка располагаться не должны. Если кисть ребенка слишком фиксирована, рисуйте и закрашивайте вместе с ним крупные фигуры на альбомном листе. Следите, чтобы ребенок не поворачивал лист в разные стороны: поворачиваться должна именно кисть.

Развивайте мелкую моторику. Лепите буквы из пластилина, вырезайте их ножницами из бумаги, делайте из теста, рисуйте на песке и снегу, складывайте из веточек. Здесь вы можете увидеть, какие именно буквы хуже даются вашему ребенку, и помочь в их усвоении.
Так же хорошо развивают ручки сооружение поделок из бумаги, шнурование, сжатие и катание по столу пальчиками мелких и мягких шариков или бусин, рисование, раскрашивание картинок и любые другие занятия, где требуется захват предмета пальцами.

Обучение письму специалисты советуют начать до 4 лет: к этому возрасту у ребенка уже должен установиться навык правильно держать ручку. Обучение должно быть ежедневным, но 20 минут за один подход.

Видео по теме

Обратите внимание

Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, - непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой. Эффективные способы о том, как научить ребенка писать красиво и грамотно, а также как заинтересовать его этим занятием, мы обсудим в нашей статье.

Полезный совет

Как научить ребенка писать. Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать. Алфавит.

Связанная статья

Источники:

  • статья

Почерк человека зависит от разных факторов, в том числе от характера, строения кисти, терпения, усидчивости. Но научить писать красиво можно абсолютно любого, если не упустить момент в детстве. Ели вы заметили, что малыш проявляет интерес к письму, можете начинать обучение, даже если крохе не исполнилось еще и пяти лет. Но оптимальным возрастом для обучения каллиграфическому письму является возраст 5-6 лет.

Вам понадобится

  • Прописи, тетрадка, ручка, карандаши

Инструкция

Занимайтесь с ребенком с 3-4 лет. Занятия эти должны быть направлены на развитие мелкой моторики. Для этого подойдут пластилин, раскраски, кубики, пирамидки. Учите малыша обводить рисунок по контуру, заштриховывать фигуру, не выходя за ее . Важно также научить малыша правильно держать в руках карандаш, ручку, фломастер. Объясните, что держать карандаш необходимо большим и средним пальцами, а указательным надо только придерживать его сверху.

Затем можно переходить к написанию буквы в прописи (или обычной с узкими линиями). В них также предлагается сначала обвести букву по точкам, после этого написать самостоятельно. После каждой изученной буквы предлагайте ребенку письмо слогов, затем слов и предложений.

Полезный совет

Перед письмом и во время него необходимо делать небольшие паузы для пальчиковой гимнастики и физкультминутки

Связанная статья

Источники:

  • как научить ребенка писать прописью

В современной школьной программе нет такого предмета - «чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен. Чтобы научить ребенка красиво, нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома.

Вам понадобится

  • - мягко пишущая ручка;
  • - прописи;
  • - тетрадь в узкую линейку.

Инструкция

Обращайте внимание на правильную позу ребенка при письме и рисовании. Сидеть следует прямо и ровно, не опираться на стол грудью, обе руки на столе, локти должны выступать за край стола.

Научите ребенка держать ручку правильно - тремя пальцами, «щепотью», а не всеми пальцами. Следует держать ручку свободно, не надо сжимать ее пальцами слишком сильно. Уделите внимание качеству ручки - надо, чтобы она писала и без усилий, не была слишком и не имела ребристых граней.

Выберите для тренировки - готовые или скачанные и распечатанные из интернета. Лучшие прописи учиться - такие, где есть место для самостоятельного написания букв после каждого напечатанного образца. При этом перед глазами у ребенка всегда будет находиться изображение правильно написанной буквы, на которую он будет ориентироваться. Начинайте с написания различных элементов букв - прямых и наклонных, а уже затем переходите к написанию отдельных букв - строчных и прописных.

Отработайте с ребенком текстов по «серым» прописям. В таких прописях образцы пропечатаны бледной краской или пунктирными линиями, чтобы было удобно обводить их. Следите, чтобы ребенок обводил образцы точно по строчкам, не заходя за границы букв. Только тогда, когда «серые» прописи будут освоены и работа с ними не будет вызывать у ребенка затруднений, стоит переходить к повторению образцов текстов из обычных прописей.

Последний этап в освоении письма и - переписывание текстов из книг. Предложите переписывать стихи или прозу из детских книг в тетрадь с узкой линейкой. Стремитесь, чтобы написанные буквы и их элементы не заходили за границу строчек и имели одинаковый наклон.

Обратите внимание

Непрерывное письмо не должно продолжаться дольше 10-15 минут, а общее время занятий - дольше 45 минут. При более длительном времени письма ребенок попросту уcтанет, и занятия будут неэффективны.

Полезный совет

Для укрепления мышц руки полезны любые занятия, развивающие мелкую моторику кисти - вышивание, нанизывание бусин, собирание мозаики, лепка.

Источники:

  • Специальные ручки для обучения письму

Постоянно усовершенствующаяся программа для школьников создает очень большую нагрузку. Зачастую уроков задают так много, что ребенку некогда заниматься отработкой аккуратного подчерка. Поэтому начинайте обучать его красивому письму хотя бы за год до школы. Создайте позитивную обстановку в доме и используйте комплекс методов, который поможет ребенку справиться с каллиграфией.

Инструкция

Развивайте мелкую моторику малыша с помощью игр и увлекательных занятий. Займитесь лепкой фигурок из соленого теста. Кроме самого изготовления, результат творчества можно покрасить. Рисуйте ребенку несложные фигуры и давайте их вырезать из бумаги. Для можно купить наборы бумажных кукол с одеждой. В развитии мелкой моторики поможет сбор пазлов и конструкторов. В перерывах между играми делайте ребенку массаж ладоней, занимайтесь развлекательной гимнастикой и устраивайте физкультминутки.

Сделайте ребенку шаблоны для тренировок в чистописании. Расчертите листок по примеру школьной прописи: узкие строки и пересекающие их косые линии. Напишите каллиграфическим образцы букв. Но расставлять их нужно не только в начале строки, а чередуя с местами для повтора ребенком. Если будет повторен не верно, следующим примером будет служить аккуратная буква, а не испорченный вариант. Не переходите к изучению нового этапа до тех пор, пока не закрепите предыдущий успех. Кроме с прописями, занимайтесь с ребенком написанием четверостиший. Благодаря этому он научится не только аккуратные левши

Комбинируйте простые элементы и геометрические фигуры. Не обязательно учиться писать буквы строго по , начните с простых и удобных для рисования – «Т», «Г», «О», «С». Старайтесь, чтобы в течение одного непродолжительного занятия ребенок изучал одну-две буквы, желательно сопровождать урок пояснениями и стишками. Дети любят быть героями приключений, поэтому, когда поймете, что первый опыт удачен, напишите имя ребенка вместе.

Выясните, есть ли в районе школы раннего развития и курсы подготовки к школе. Изучите предлагаемую там программу и запишите ребенка на занятия. Не стоит думать, что, отдав сына или дочь на курсы, вы уклоняетесь от родительского долга учить и воспитывать. Дело в том, что в игровой форме дети воспринимают информацию не так, как под строгим взором матери и возгласами: «Вот, теперь сюда веди линию, старайся, давай еще раз!» К тому же работа в коллективе пробуждает в малышах

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и аккуратно писал в школе, то вам необходимо готовиться к этому заранее и уже по достижению малыша пяти лет начать с ним активно заниматься. Очень важно понимать, что не все задания у него могут получаться на первых порах, но вы ни в коем случае не должны его ругать и наказывать. Напротив, ваша поддержка и слова "в следующий раз все обязательно получится" положительно повлияют на желание ребенка к дальнейшим занятиям.

Если ребенок изначально держит карандаш или ручку неправильно, то обязательно с первых занятий это скорректируйте, так как со временем это сделать будет намного сложнее. Для того чтобы укрепить пальчики и кисти рук в целом, необходимо ежедневно выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику.

Упражнения

1. Нарисуйте на листе бумаги всевозможные фигуры и попросите ребенка аккуратно их вырезать и составить из них аппликацию.

2. Приобретите несколько раскрасок и ежедневно давайте ребенку, чтобы он целиком раскрасил одну-две страницы. Очень хорошо развивает мелкую моторику рук и одновременно внимание упражнение "графический диктант". Возьмите обычный листок бумаги в клетку и отступив несколько клеток от края, поставьте точку. Задумайте определенный рисунок и диктуйте ребенку направление линий, к примеру, клетку вправо, три клетки вниз, две клетки влево и т. д., в итоге у ребенка на листе должен получится рисунок, который вы изначально задумали.

3. Старайтесь ежедневно лепить из пластилина, а также составлять аппликации или создавать всевозможные украшения из бусин и бисера.

4. Дайте ребенку лист бумаги и ручку и предложите ему в одну линию нарисовать определенные знаки, к примеру, одна линия - точки, вторая - крючки, третья - палочки и т. д.

5. Многие дети любят собирать всевозможные конструкторы. Если ваш ребенок равнодушен к подобным игрушкам, то попробуйте поиграть с ним вместе. Возможно такая игра понравится малышу и он в дальнейшем будет с большой охотой собирать целые города.

Как только все упражнения, о которых говорится выше, у вашего ребенка будут хорошо получаться, то можете приступить к формированию красивого письма. Приобретите прописи, в которых требуется обводить всевозможные фигуры и буквы по пунктирным точкам и по образцу (то есть одна буква написана, и требуется продолжить ее написание в целую строку). Ежедневно предлагайте ребенку по 15-30 минут в день работать в этих тетрадях.

Психологический настрой

Во многом хороший почерк зависит от эмоциональности ребенка, его психологического состояния. Никогда не ругайте малыша за нервные линии, не сравнивайте его достижения с другими детьми, так как это может привести к тому, что ребенок потеряет всю охоту к обучению. Хвалите своего ребенка даже за малейшие достижения.

Видео по теме

Проверенные советы от педагогов и психологов для родителей дошкольников.

Общие правила

Занимайтесь не более 15 минут в день

Письмо - сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали - отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите

Исследования показывают, что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.Попросите закрасить часть рисунка.Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя - в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.

Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка - 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения: Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.Лепите из теста и пластилина.Создавайте аппликации.Собирайте модели из конструктора.Работайте с мозаикой.Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола - не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.

Babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам - 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки - «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Современные требования к набору навыков первоклассников все усложняются. Если дошкольник не успел научиться чтению или письму, ему будет намного сложнее усваивать школьную программу. А постоянные неудачи отобьют у него всякую охоту и лишат мотивации к дальнейшей учебе. Как научить ребенка писать буквы и не отбить у него желания учиться?

Прежде чем начать обучение

Навык письма – один из самых сложных для освоения ребенком. Он требует наличия у него многих предшествующих навыков, поэтому нет смысла учить кроху выводить буквы каллиграфическим почерком, едва ему исполнится 3 годика: он просто не будет к этому подготовлен.

Так что же нужно сделать до того, как научить ребенка писать буквы? Дать ему те самые предварительные навыки: научить правильно сидеть за столом, не горбясь, не «клюя» носом в тетрадь, не подпирая стол грудью, показать, как правильно держать ручку, равномерно нажимая на нее при письме, помочь набрать богатый словарный запас.

Перед обучением письму ребенок должен:

  • знать все буквы алфавита, понимать, какие звуки с их помощью записывают (буква «Эль» – звук [л]);
  • знать разницу между печатными и прописными буквами;
  • различать гласные и согласные;
  • определять на слух количество слов в предложении, слогов в слове, выделять в нем на слух нужные звуки;
  • находить ударный слог в слове.

То есть разумнее сначала научить дошкольника читать, а затем – писать. Ведь он должен понимать, что именно он пишет, а главное – для чего это нужно. Не умея читать, ребенок не сможет написать ни одного слова или даже слога.

Позаботьтесь о том, чтобы малыш занимался в комфортных условиях. Письменный стол и стул подбирайте таких габаритов, чтобы ребенку было удобно сидеть. Стул должен быть со спинкой. Обеспечьте малыша качественными письменными принадлежностями. Ручка должна быть не слишком большой, нетяжелой, паста в ней – писать четко, контрастно, но не мазать и не течь. На столе обязательно должна быть лампа, освещающая тетрадь слева (или справа, если ребенок левша).

С какого возраста можно обучать детей письму?

Из вышесказанного понятно, что подготовка к письму должна начинаться совсем не в последний год перед школой (уж тем более не в последнюю пару месяцев!), а намного раньше. Тогда малыш пройдет этапы психологической и физической подготовки гармонично, без перенапряжения, без гонки за быстрым результатом (ведь за лето нужно успеть, иначе потом будет еще сложнее). В этом деле спешка — слишком большая нагрузка на маленький организм, которая, как минимум, вызовет отвращение ребенка к учебе вообще. А почерк в таком «скороспелом» случае вряд ли будет красивым.

Если дошкольник приступает к освоению письма, когда уже достаточно ловко пользуется ручкой или карандашом, может выполнять сложные по координации движения, удерживать внимание и проявлять усидчивость не менее 15 минут, то графические результаты (то есть собственно письмо) будут гораздо лучше. Для этого нужно, прежде всего, развивать мелкую моторику и координацию движений рабочей руки (не важно – правая она или левая).

Целенаправленно развивать ручки малыша в этом направлении можно уже с 3 лет, когда есть смысл знакомить его с самыми простыми раскрасками, фломастерами, карандашами. Такие занятия будут постепенно готовить руку к правильному письму (прежде всего, ребенок научится ограничивать длину проводимой линии, рисовать линии в разных направлениях). Пусть юный художник пробует создавать и собственные картины. Уже на этом этапе важно научить малыша правильно держать письменные принадлежности.

Кроме того, подготовить руку к письму помогают следующие виды занятий на развитие мелкой моторики:

  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • работа с крупами, фасолью, горохом;
  • рисование пальцами по манке, муке, слою крупы;
  • мозаика, конструкторы;
  • вырезание ножницами;
  • игры с песком;
  • оригами;
  • шнуровки.

Но родители должны помнить о возрасте ребенка и не затягивать подобные занятия дольше, чем на 15 минут.

Не начинайте учить ребенка письму «аврально» в раннем возрасте (3–4 года). Возможно, это даст вам повод лишний раз похвалиться перед подругами способностями своего чада, но учеными установлено, что в таком случае красивого почерка у него не будет, поскольку форсировано развитие нужных центров мозга.

Шаг за шагом

Для того чтобы дошкольник мог понимать разницу между печатными и прописными буквами, можно купить ему специальный плакат, где изображены рядом те и другие. На начальном этапе обучения письму малышу легче будет писать именно печатные буквы, а когда рука станет достаточно ловкой, можно переходить на освоение прописных.

Изучая с ребенком буквы, необходимо объяснять ему, что у каждой буквы есть название и звук, который она обозначает на письме или при чтении. Также он должен знать, что существуют буквы согласные и гласные (которые можно петь, тянуть голосом). Для этого можно поупражняться, пропевая гласные на разные веселые мелодии. Пусть малыш попробует пропеть согласные и убедится, что это невозможно. Так он быстро усвоит разницу и не будет путать звуки.

Чтобы ребенок быстрее запоминал буквы, нужно подбирать для него примеры слов, которые с них начинаются. Пусть он сам вспоминает такие слова.

Научить дошкольника определять количество слов в предложении или слогов в слове можно с помощью несложных игр. Пусть, например, хлопает, слыша каждое новое слово, слог. Определять ударный слог малыш научится, если будет «звать» каждое слово. Подробнее об этом читайте .

Переходим к прописям

После того как дошкольник начнет быстро и красиво раскрашивать, приобретет первые навыки рисования, можно начинать письменные занятия с прописями. Самые первые прописи для дошколят обычно содержат множество простых заданий, помогающих отработать моторику руки для написания основных элементов букв: прямых и наклонных линий, крючков, петелек, дуг. Малыш будет обводить прямые и волнистые линии, различные узоры, картинки, геометрические фигуры. Сначала обводить придется сплошные линии, затем – пунктирные (или точечные). А затем ребенок сможет и сам выводить предложенные элементы по образцу в прописях. Детям обычно нравится такое «рисование». А если родители еще и хвалят за каждый маленький успех, стимул для дальнейших стараний обеспечен.

Уже в 1 классе от ребенка будут требовать, чтобы он выдерживал размер и наклон букв. Но в таком возрасте это сделать довольно сложно, дети еще плохо ориентируются на странице. Поэтому, чтобы им было проще выводить буквы ровно и красиво, тетради для письма обычно выпускают в тонкую линию с косой разлиновкой. По этому же принципу оформлены прописи. Такая разлиновка помогает ребенку научиться чувствовать размер и наклон букв, что способствует правильному формированию почерка.

Для того чтобы занятия по обучению письму дали результаты, родители должны помнить следующее:

  • Проводить занятия нужно регулярно. Ежедневные упражнения по 10 минут дадут больше пользы, чем еженедельные по полчаса.
  • Если ребенок расстроен или нездоров, заниматься не нужно.
  • Задания должны усложняться постепенно, от более простых к все более сложным. Нельзя перескакивать с обведения прямых линий на выписывание сразу буквы Ж.
  • Занятия лучше организовывать в виде игры или соревнования, а не занудного сидения над выведением крючков и закорючек.
  • При неудаче нельзя ругать малыша. Лучше предложить ему попробовать снова, с маминой помощью.
  • Любые, даже маленькие, успехи – повод для похвалы. Для ребенка в любом возрасте это хороший стимул.
  • Чтобы у него хватало сил и усидчивости, важно соблюдать режим сна и бодрствования, питания и прогулок на свежем воздухе.

Итак, обучение навыкам письма должно быть поэтапным, систематическим, посильным и интересным для малыша. Тогда к школе он подойдет с хорошей базой. А это – залог его успешности в обучении, высокой самооценки, позитивной мотивации.

Приходит время, когда родителям пора решать довольно сложную проблему - научить своего ребенка писать. При этом каждому хочется, чтобы его чадо делало это быстро и красиво. Стоит отметить, что письмо является одним из сложнейших навыков из тех, которым человек обучается в начале своей жизни. Как научить ребенка писать прописные буквы, как сделать этот процесс легким и интересным?

С чего начинать

Начинают обучение детей совсем не с написания целых рассказов в тетрадях. Прежде всего, необходимо развить мелкие мышцы их ручек, сформировать координацию движений, а также научить ребят терпению и усидчивости.

Эти навыки требуют особого внимания, так как без них невозможно перейти к более сложным задачам. Очень часто молодые родители не знают, как научить ребенка правильно писать, и пытаются сразу же усадить его за прописи. Однако для формирования красивого четкого почерка у ребенка должна быть полностью подготовлена рука и развита

Различных занятий и игр для развития рук придумано много. Однако не стоит забывать, что нужно выбрать лишь те из них, которые по нраву именно вашему ребенку, и заниматься с ним постоянно. В день нужно уделять занятиям не более 15 минут.

Занятия для малышей

Одно из самых интересных и при этом полезных занятий для развития мелкой моторики - лепка. Во время игрового процесса кисти детских рук укрепляются, а ребенок учится не только творить, но и подолгу заниматься одним делом. Для занятий можно использовать соленое тесто, глину, пластилин и т.п. Ребенок может создавать отдельные фигуры и целые сцены, делать аппликацию, лепить буквы и учить их в процессе, закрепляя знания, составлять из них слова.

Хорошим занятием считается и создание и картона. Возможно, вы посчитаете, что такое времяпровождение не поможет решить вам вопрос о том, как научить ребенка писать прописные буквы? На самом деле во время этого процесса малыш будет занят весьма увлекательным для себя делом - вырезанием. А работа с ножницами - это одна из самых лучших тренировок для мышц кисти.

Также можно играть с ребенком, используя мелкие предметы, такие как пуговицы, камешки, бусины, горошины и т.д. Развить аккуратность, точность и память помогает искусство оригами. Кроме того, стоит почаще рисовать с ребенком, используя разнообразные материалы - мелки, гуашь, акварель, карандаши и т.д. Это поможет малышу развить и закрепить навык использования и правильного удерживания карандаша и ручки.

Учимся дома

В домашних условиях лучше всего придерживаться стандартной схемы, по которой советуют проводить уроки письма. Если ее нарушить, то в дальнейшем ребенку будет очень сложно изменить свои навыки и перестроится на новый лад. Научить ребенка писать прописные буквы дома не сложно, главное - следовать определенной методике.

Что вам потребуется?

Хорошая ручка (подбирайте ее тщательно, чтобы ребенку было удобно);

Обучающие картинки;

Тетради с прописью;

Образцы букв (печатных и письменных).

Как научить ребенка писать прописные буквы - методика, схема уроков

1) В первую очередь ребенка нужно научить выписывать небольшие элементы, которые используются в прописных буквах. Начинайте с палочек - прямых и закругленных сверху или снизу. Советуем вам использовать специальную тетрадь-пропись.

2) Не давайте малышу задание сразу. Вы ведь хотите знать, как научить ребенка писать прописные буквы, а не отбить у него охоту к письму с детства. Пусть он внимательно рассмотрит все элементы буквы, а затем попробует несколько раз обвести ее по точкам. Без этих навыков ребенок не сможет заниматься в дальнейшем самостоятельно. Отдельное внимание уделите верхним и нижним границам рабочих строк. Ваш ребенок будет четко знать, где должна начинаться и кончаться прописная буква.

3) Для начала покажите ребенку печатные буквы. Пусть он запомнит их внешний вид и выучит названия. Разучивайте с ним загадки, поговорки с повторяющимися звуками. После того как малыш запомнит звучание определенного звука, ему показывают соответствующую букву. Попробуйте узнать у ребенка, что она ему напоминает, тогда он легче запомнит ее внешний вид.

4) Только после изучения печатных символов модно приступать к решению вопроса о том, как научить ребенка правильно писать. Вначале родители должны сами показать, как пишется та или иная буква, медленными движениями руки.

5) Самостоятельно дети могут заниматься по счету. Мы как бы пишем прописные буквы с ребенком, комментируя его действия. Раз - пишем палочку, и - закругляем, два - еще палочка и так далее.

6) Только после этого можно начинать писать в тетрадях-прописях. Для начала занимаемся обведением букв по точечным контурам, а затем закрепляем написание самостоятельно. Начинать, конечно, нужно именно с букв, постепенно переходя к слогам, словам и предложениям.

Задумывались ли вы, в каком возрасте нужно учить ребенка писать буквы и читать? Можно ли сделать это самостоятельно или стоит обратиться за помощью в специализированные центры к проверенным педагогам? Какие упражнения и игры способствуют развитию малыша до школы?

Научить ребенка писать намного сложнее, нежели научить его читать или говорить. Этот этап в жизни малыша очень важный, подойти к нему нужно ответственно.

Психологи нашли несколько правил, которые должна соблюдать мама, если хочет научить ребенка читать и писать. Для начала изучайте с малышом как можно больше слов . Играйте в развивающие игры, показывайте мультики, постоянно называйте вещи своими именами.

Если ребенок уже говорит достаточно слов – можете приступать к изучению алфавита и разбору слов по слогам. Теперь ваш ребенок знает достаточно для того, чтобы научиться читать по слогам и приступить к освоению письма.

Научить непоседливого малыша писать – сложно, еще сложнее – научить ребенка правильно сидеть. Уделяйте пристальное внимание тому, как организовано рабочее место, как он сидит во время чтения и письма, при каком освещении занимается. Мы уже писали о том, как правильно выбрать стол, стул, настольную лампу. От этого зависит не только комфорт обучения, но и здоровье. Если малышу будет удобно, заниматься он будет с удовольствием, и своими результатами в обучении письму и чтению порадует родителей.

При обучении письму важное значение на первых парах уделяется наклону. Для этих целей есть тетради в узкую линеечку с дополнительной косой разлиновкой. Можно приобрести специальные прописи.

Учите ребенка усидчивости, терпению, а также координации движений. Лучше всего это делать в игре, не заставлять и не принуждать. Когда ребенок пишет, он развивает мелкие мышцы рук и учится делать несколько вещей одновременно: думать, сидеть, писать. Чем больше вы уделите времени именно этому этапу развития, тем быстрее ребенок будет учиться писать.

Какие игры помогут развитию мелкой моторики рук?

Развивайте мелкую моторику рук с самого детства, и тогда научить писать буквы будет несложно.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Лепка из пластилина и глины.
  • Аппликации.
  • Игры с конструкторами.
  • Вырезание ножницами мелких фигур.
  • Оригами.
  • Рисование песком или манкой.
  • Не забывайте: если вы хотите добиться результата, ежедневно играйте с ребенком и уделяйте этим занятиям как можно больше времени.

    У нас есть несколько мастер-классов, которые помогут в игровой форме подготовить ребенка к письму.

    Психологи говорят, что самое оптимальное время для того, чтобы малыш развивал мышцы рук – 10-15 минут в день. Это не только полезно, но и интересно для всей семьи.

    Врачи-педиатры считают, что самое полезное занятие для малыша – лепка. Укрепляется кисть руки, развивается большое количество мышц, а самое главное – ребенок учится быть усидчивым и терпеливым.

    В детских магазинах вы можете найти много видов пластилина и соленого теста. Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с мелкими предметами: крупами, горохом и бусинками.

    Хотите научить ребенка писать быстро, тренируйте пальчики! Любыми способами, которые нравятся малышу. На начальном этапе обучения письму это важнее, чем нудное написание одинаковых закорючек и петелек.

    Учим держать ручку правильно

    Давать карандаши, ручки и фломастеры вы можете с самого раннего возраста, как только ребенок начинает проявлять интерес к этим предметам. Контролируйте, как ваш малыш держит ручку. Если ребенок научится держать ручку неправильно, то переучить его будет очень сложно.

    Начинайте с 5 минут в день и увеличивайте это время, как только ребенок научился решать поставленные вами задачи.

    Приятным и интересным занятием для ребенка может стать раскрашивание картинок. Хорошее занятие для любого ребенка, ведь он учится держать фломастеры или карандаши в руке правильно, узнает цвета и может осознанно выбирать цвета для раскрашивания предметов или животных.

    Давайте раскраски ребенку лучше всего с трех лет – это самый оптимальный возраст, когда ребенок понимает, что ему нужно делать. В каком возрасте какие раскраски предлагать ребенку, мы писали в статье

    Следующим этапом могут стать тетради-прописи. Теперь вы полноценно можете тренировать письмо вашего ребенка.

    Какие существуют способы запоминания букв?

    Каждая буква должна вызвать ассоциацию с предметом или животным. Не зря в азбуке с каждой буквой есть какое-то дополнительное слово, а иногда даже несколько. Этот способ поможет ребенку зрительно запомнить буквы.

    www.labirint.ru

    Еще одна разновидность ассоциации – звуковая. Каждая буква обозначает какой-то звук. Здесь можно применить фантазию, а также весело провести время вместе с ребенком. Абсолютно все психологи считают, что ребенок лучше всего воспринимает информацию в игре. Постарайтесь играть как можно больше. Приобретите специальные буквенные магнитики на холодильник и составляйте с ребенком слова, которые он знает. Так малыш быстрее поймет, что можно повторить то, что он видит на письме.

    Начертание букв на письме существенно отличается от того, что ребенок видит в книжке. Порой ему очень сложно читать то, что написано каллиграфическим почерком. Есть специальные плакаты, где написан весь алфавит. Чтобы ребенок быстрее научился писать правильно, повесьте такой дома на видном месте.

    Что делать, если у ребенка не получается писать?

    Бывает, что писать буквы у ребенка не получается, и тогда он начинает капризничать и плакать. Ни в коем случае не кричите на ребенка, постарайтесь успокоить его и попробовать снова, но вместе с вами.

    Если ребенок дошкольного возраста не хочет писать или хотя бы пробовать это делать, то лучше всего организовать время с пользой – вернуться к подготовительному этапу: готовить ребенка к письму с помощью игр.


    nataliigromaster.blogspot.com

    Устраивайте ребенку диктант, в котором он будет слышать известные ему слова и пробовать их писать. Начните с коротких и простых. Можно научиться писать имена домочадцев, кличку любимого котика или собачки и т.п. Не превращайте обучение письму в скучную рутину и повинность, иначе к моменту, когда нужно будет пойти в школу, малыш просто возненавидит обучение.

    Письмо и творческие способности хорошо развивает мольберт. Доска, на которой ребенок сможет рисовать и писать мелом и фломастерами. Так он научится держать ручку правильно и будет учиться писать и рисовать одновременно.

    Проверенный способ — писать буквы в воздухе или мокрой кисточкой на доске. Можно писать буквы пальчиком на спине ребенка, а он пусть отгадывает. затем поменяться ролями: он пишет — вы угадываете.

    Развитие фонематического слуха

    Развитие фонематического слуха важно для того, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать и писать. Предлагаем вам несколько игр и упражнений, которые приблизят к заветной цели.

    Читайте ребенку детские стихи и при этом давайте возможность ему самому закончить строку. Ребенок будет чувствовать, что в стихотворение нужно вставить слово, подходящее по звуку, то есть рифме, будет думать о словах и вспоминать то, что он знает.

    Еще одно хорошее упражнение – разгадывать рифмованные загадки. Они просты и помогут ребенку воспринимать новые и вспоминать старые слова.

    Если вашему ребенку четыре года и больше, то можете знакомить его с предложениями. Расскажите ему, что предложения бывают разными по длине и состоять из разного количества слов. Зачитывайте предложения, а малыш пусть определит, сколько в нем слов. В конце игры проговорите с ним, какие слова в предложении он слышал.

    Следующим упражнением для детей старшего возраста будет разбор слов по слогам . Объясните ребенку, что слова бывают как короткие, так и длинные, и что слова состоят из слогов.

    Играйте в ассоциации. Например, назовите букву «Г» и пусть ребенок придумает как можно больше слов на эту букву. Можете по очереди соревноваться в том, кто больше слов назовет. Помните, что на первых порах нужно произносить звук, говорим «г», а не «гэ».

    Научите ребенка выделять ударный слог в словах. Ставить ударение и выделять ударный слог не так просто, как может показаться на первый взгляд. Покажите, что нужно приложить ладошку к подбородку и «прокричать» слово. Как только рука пойдет вниз – вот он, ударный слог. Напишите слово и покажите, как его можно разделить его на слоги. Пусть каждый слог будет в домике с крышей, а ударение – труба дома. Ребенок сам научится ставить ударения в словах, будет делить на слоги и запоминать все больше новых слов.

    Расскажите ребенку, что в каждом слове есть гласные и согласные буквы. Нарисуйте схему, в которой малыш сможет увидеть, какая буква относится к группе согласных, а какая к группе гласных звуков. Объясните, что гласные можно пропеть.

    Почему почерк у людей разный?

    У многих возникает вопрос: почему писать все учатся одинаково, а почерк у всех людей разный? Психологи считают, что дело в двух факторах: зрелости физиологических процессов (особенности нервной системы ребенка, объем памяти и внимания, здоровье) и технике обучения письму.

    Существует множество техник и методик письма, от которых зависит почерк человека. Занимайтесь с ребенком с самого раннего возраста: развивайте мелкую моторику, учите распознавать визуально и на слух буквы, слова и предложения. Подготовьте ребенка к изучению правописания играми и увлекательными упражнениями, и тогда вы не заметите, как быстро ребенок освоит буквы, технику письма и будет схватывать налету новые знания в школе.

    Уважаемые читатели! Расскажите, какие игры и упражнения помогли вам выучить с ребенком буквы, научиться писать, распознавать на слух звуки, выделять слова в предложении. Занимались ли вы этим с ребенком до школы?