Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить. Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?

Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы

Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно , что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем , проблем социализации ребенка , нарушения психики , даже нервные и психические заболевания . Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?

Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков , которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры , пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

  1. Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь , обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться. Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
  2. Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом . Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению. Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
  3. Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники . Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога .
  4. Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве , когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
  5. Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия . Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
  6. Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей . Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
  7. Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его . Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
  8. Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
  9. Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом . Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива .

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача - развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми - частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый - взрослый», а с позиции «ребёнок - ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый - ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, - это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

- Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

- Ух ты, это фиксик? - спрашиваете вы.

- Фиксик, - отвечает ребёнок после небольшой паузы.

- А как зовут этого фиксика? - развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса - это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

- Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, - обращается он к ребёнку.

- Они ведь синие, - отвечает тот.

- Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

- Они же у вас на носу, - с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход - предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми - это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Мне 48 лет, я преподаю в Университете, должность профессор, доктор биологических наук.
Ребенку 10 лет, учится в 4 классе гимназии.Сам он очень развитый мальчик, псотоянно смотрит канал "Discovery", увлекается конструкторами. мечтает стать архитектором. Целый день может строить из LEGO сякие конструкции. Очень много знает про новинки Лего, но стесняется об этом рассказывать ребятам. Говорит, что это детское увлечение и они будут над ним смеяться. Он вообще общительный, но очень ранимый.
Отца нет, он родился, куогда мы уже разошлись.Отца не видел. В первое время в 5-6 лет он спрашивал про отца. Я ему объясняла, что он живет в другом городе, у него больные родители, поэтому он с нами не живет. На что он разревелся и сказал, что такой папа не нужен, папа должен жить в семье ! Я ничего не смогла ответить. И больше эту тему не затрагивали. Он чувствовал себя брошенным. Затем через года 2 он забыл, видимо, и спросил заново. Мне пришлось сказать, что он заболел и умер. Мне показалось, что он тогда не будет себя чувствовать обделенным. Я объяснила, что у меня папа умер, когда было 5 лет мне (это правда). У меня есть сестры, а старшая сестра с мужем они как бабушка с дедом, помогают нам, он зовет их с детства ата, апа. Апа водила его на танцы, сейчас на тоэквондо, так как он не умееь постоять за себя. Сейчас стал более уверенным в себе, ему нравится. То есть он не совсем одинок. Другая сестра незамужем, часто у нас бывает, помогает нам. Остальные родственники в другом городе.
В его классе очень мало мальчиков. Он хочет дружить с тремя мальчиками, которые являются друг другу родственниками. Они хорошие мальчики, учатся хорошо.Но, как я поняла из его рассказов, иногда его не берут в свой круг. В прошлом году я ребенку устроила день рождения в кафе, пригласила этих ребят и девочек тоже. Он ходил счастливый, потому что они дружили с ним тогда. В этом году к ним пришел новый мальчик с физико-математической школы. Теперь эти трое дружат с ним. Проблема возникает, когда идут в столовую. Они становятся попарно, теперь их четверо, а сыну говорят иди назад. Он становится с тем, кто остался один. Для него это трагедия. В 1 классе я была сама свидетелем этого. Он встал с одним мальчиком, потом с другим и каждый говорил, мы сним, а не с тобой.
Я не знаю в чем причина. Теперь опять такая ситуация. Он постоянно грызет ногти, я думаю, причина в этом. Есть мальчик Дима и Илья, как он говорит, на крайний случай он становится с ними. когда идет в столовую. Но он их как-то не очень воспринимает. Я поняла, что он был бы счастлив, если бы эти трое дружили бы с ним. Почему они с удовольствием приняли новенького. а его задвинули, непонятно.
Может поговорить с их родителями, чтобы мальчики и с ним дружили. Но я не заню, првильно ли это будет.
Сегодня я с ним разговаривала о друзьях, он долго не говорил, расплакался. боялся, что я учительнице расскажу.
Я посоветовала ему, чтобы он к этим мальчикам не цеплялся, а держался достойно, чтобы дружил с Димой или просто можно по-приятельски общаться. А потом, может появится другой какой-нибудь друг. Конечно, это его не убедило.
Может попросить учительницу помочь. Она уних умная добрая женщина.
Не знаю, как быть.
Еще причина, я думаю, в том, что он редко выходит на улицу во двор играть, я все время занята. Сейчас уже сам может выходить. Во дворе у него есть приятели, с которым играет в футбол, но близких друзей нет.
Когда я его спросила, почему они эти мальчики вдруг подружились с с новеньким, он считает, что новенький лучше него играет в футбол, они все рядом живут. К сожалению, возле нас никто из класса не живет. Не знаю, как быть, Меня очень беспокоит эта проблема. Чувствую, что надо помочь, как не знаю. Все мои доводы ему кажутся неубедительными. Лег спать с тяжелым сердцем. Не поговорить на эту тему я тоже не могла. Но часто заводить разговоры об этом я тоже боюсь. Это его глубоко травмирует.
Помогите, пожалуйста.
С уважением, Сауле

У вашего сына есть проблемы в общении, которые связаны с самооценкой.

Он как-то слабо проявляет себя в коллективе, поэтому не вызывает интереса у одноклассников.

Хочу сообщить вам вот какую информацию:

Дети в возрасте 7-10 лет начинают активно строить Я-образ. Создавать свое собственное представление о самом себе. Это тесно связано с самооценкой.

Самооценка же у ребенка формируется на основании того, как его оценивают близкие люди (родители). Что мы думаем о своих детях, то они и думают о себе.

Я предполагаю, что то, что вы думаете о своем сыне, не совпадет с тем, что вы ему говорите. Это обычно и создает у ребенка двойственное представление о самом себе.

Могу только предполагать, что у вас есть собственные проблемы в общении (в дружбе), которые вы бессознательно проецируете на сына.

Вам стоит в этом поразбираться, это поможет вам быть эффективной в воспитании сына.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Сауле.

Делать выводы и писать аналитический обзор с предполагаемыми причинами сложностей Вашего сына - дело не корректное.

Скорее хочется сказать о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Увидеть Вас с сыном.

Увидеть и порасспрашивать.

Послушать и - услышать.

Не сказать Вам, а сделать так, чтобы Вы - услышали .

Не показать Вам - а сделать так, чтобы Вы - увидели .

Услышали и увидели - что у Вас про-ис-ходит - с Вами, с сыном.

Как и что делать - Вы выберите сама.

С надеждой на успех,

Г.Идрисов.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

САУЛЕ!

Очень понимаю ваше беспокойство о сыне! И ваше желание помочь ему!

Но эффективность помощи, зависит от причины сложившейся ситуации, которую желательно исследовать, а это возможно только в личной встрече, но не в переписке! Приходите вместе разберемся!

С ув. и вниманием О. В.

Хороший ответ 8 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Сауле!

У Вашего сына, на мой взгляд, все признаки начинающегося невроза (проблема в общении, грызение ногтей). И дело здесь не в отсутствии отца, как таковом, а в том, что это отсутствие как-то так преподносится мальчику (Вами и, возможно, другими членами семьи), что осмысляется ребёнком не в свою пользу. Когда ребёнок грызёт ногти, это означает его аутоагрессию (агрессия на самого себя), а она обычно возникает из чувства вины и низкой самооценки, ощущения своей малоценности и ненужности. Вам необходимо поисследовать с психологом источники такого отношения Вашего сына к себе. Они, эти источники, точно в Вас и в семейной системе, в которой растёт Ваш сын. Они, конечно, же бессознательные, но от этого не менее серьёзные. И здесь надо что-то менять, если Вы хотите устранить источник постоянной невротизации Вашего сына. А с родителями одноклассников говорить беполезно, причина здесь не в них. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Сауле! Мальчик находится в таком возрасте, когда ему нужно предъявлять себя миру и заводить друзей. Возможно, его внутреннее самоощущение (я-плохой или я - не очень ценен) мешает ему открыто проявлять себя. Это может быть и отсутствие отца, ощущение себя незащищенным, не в безопасности. Здесь важно ВАШЕ отношение к отцу ребенка. Каким бы он ни был, важно донести до ребенка, что если бы не папа, он бы не родился. Если у вас есть в душе обида на отца ребенка, постарайетсь его простить и поблагодарить за то, что он был какое-то время с Вами и у Вас есть ребенок от него. Впомните его хорошие стороны и поблагодарите его за это. Это очень важно не только для Вас, но и для ребенка. Я не знаю, что произошло у Вас с отцом ребенка, в любом случае, это важная составляющая того, чтобы отцовская родовая энергия не прервалась и мальчик смог ощущать ее и воспринимать. То, как Вы болезненно реагируете на то, что с ребенком не дружат какие-то мальчики, также усиливает его тревожность и нервозность.Желательно не поддержвать в мальчике ощущение того, что он какой-то не такой, и с ним кто-то не дружит. Эти не дружат, зато другие дружат. Лучше акцентировать внимание на его хороших качествах, чем на недостатках. Давайте ему больше инициативы в решении каких-то собственных проблем. Единственное, что ему нужно сейчас от Вас - безусловная любовь , поддержка во всех его начинаниях, проявлениях, замечание его успехов. У нас в городе есть центры, где можно поводить его в подростковые группы - он только начинает входить в подростковый возраст и лучше упредить его сложности заранее. Если Вас это заинтересует, я могу дать Вам информацию, напишите мне на е-мейл. А Вам лучше тоже обратиться к психологу очно, чтобы понять свои паттерны поведения с сыном. Обращайтесь, буду рада помочь. С уважением, Асель.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0