Какие бывают развивающие игрушки. Умные развивающие детские игрушки

Выносить абсолютно здорового ребенка не такая уж и простая задача, но на ней роль матери только начинается и дальше ей придется принимать непосредственное участие в развитии малыша, его учебе и его становлении как личности. Рассказывая добрые сказки, вы помогаете ему вырасти хорошим и достойным человеком, играя с ним в развивающие игры, вы позволяете ему развивать мышление, а также мелкую моторику рук. Вот почему так важно правильно подбирать развивающие игрушки для ребенка, чтобы развитие малыша не только соответствовало его возрасту, но иногда даже и опережало время.

Какие игрушки развивают ребенка?

Первый, и самый главный вопрос, который должна задавать себе мама: «Какие именно игрушки развивают ребенка?».

К сожалению, далеко не все игрушки одинаково полезны для крохи, а некоторые экземпляры содержат токсичные красители, так что при покупки игрушек, убедитесь в наличии у продавца сертификата качества на данную продукцию. Но даже если игрушка абсолютно безвредна в плане состава, это еще не означает, что она полезна.

Для малышей в возрасте от 0 до 3 лет нужны одни игрушки, совсем не такие, какие подойдут деткам постарше. В возрасте до трех месяцев малыш познает мир в основном с помощью зрения и слуха. В этом возрасте ему полезны звенящие погремушки или яркие однотонные игрушки, чтобы он учился фокусировать на них взгляд.

Возраст от 3 до 6 месяцев — как раз то время, когда ребенок начинает не только изучать игрушки зрительно, но и осознанно щупать их. В этом возрасте очень важно, чтобы игрушки были различной формы и фактуры, чтобы он учился отличать дерево от пластика и шар от куба хотя бы интуитивно. Очень полезны звуковые музыкальные игрушки, разнообразные пирамидки, где круги разных цветов нужно упорядочить по размеру. Очень важно, чтобы ребенок получал отклик от игрушки во время игры — нажал на игрушку — пошел звук, музыка, писк и т. д.

Так называемые дидактические игрушки направлены на развитие психических процессов. Каждая игра содержит определенную задачу. К примеру: упорядочить по размеру, вставить игрушку в соответствующее по форме отверстие и т. д. Эти игрушки прекрасно развивают логическое мышление ребенка.

Кубики мякиши (умная математика) — не только приятные на ощупь и яркие, но и благодаря ярким цифрам на сторонах куба, помогают постепенно приобщать малютку к математике, когда он немножко подрастет.

Крупные пазлы в рамке также прекрасно подходят для деток до трех лет. Они безопасны, так как ребенок вряд ли поглотит пазлы такого размера, а в этом возрасте все хочется попробовать на зуб.

Для деток постарше прекрасно подойдут книжки-раскраски, которые помогают развивать в ребенке творческое начало и мелкую моторику рук. Более сложные пазлы, конструкторы ЛЕГО, мозаики из фишек — все это игрушки, развивающие логическое мышление и не только.

Какие игрушки развивают мелкую моторику рук?

Мелкую моторику рук необходимо начинать развивать сразу, как только ребенок начнет тянуться ручками к мобилю над кроваткой и пытаться хватать игрушки пальчиками.

Прекрасно развивают мелкую моторику рук следующие игрушки: детские четки, кубики, пирамидки, детские пианино, мозаика, пазлы, камушки различных цветов, мячики с пупырышками. Очень полезно ставить перед ребенком задачу покидать монетки в копилку, рисовать пальчиками на подносе с крупой разнообразные фигуры: круг, сердечко, солнышко.

Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются. В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши. а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана. Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи – от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?

А мой малыш не хочет играть!

Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них – непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной. Вторая проблема - несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка не выполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует. А пятилетний мальчик наотрез отказывается видеть в кубиках с буквами что-то другое, кроме материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится без энтузиазма.

Что такое раннее развитие?

В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным. Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами. Поэтому под ранним развитие м правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир – желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры . Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию. Сфера игры – это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Таким образом, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами. Т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.

Значение свободной детской игры

Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий. Главное для ребенка – это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития. В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения. Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу - это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания. В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой – неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка – это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными Главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры «его корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие ? Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность – внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.

«Правильные» развивающие игрушки

Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка . Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая – в дошкольном и младшем школьном.

Младенец.

Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик, Это первое, что малыш сможет взять в руки Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания,коробки с крышкой,стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня) и игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч.Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный Кроме того, мяч – замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать. Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.

На втором и третьем году жизни.

Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки –3-4 местные, динамические игрушки – клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи – ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. . Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса – поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремлённость и настойчивость. Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику – кукла мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка . Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка . Нужна также и кукольные утварь, посуда, одежда с простыми застежками. Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка . Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны, и пр. Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы. Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.

От 3 до 7 лет и старше.

В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазии ребенка , и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства – это деревянные наборы для конструирования. Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра. Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль. Мозаики, материалы для лепки, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов. Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент. Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности. Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответстующим образом огранизованное пространство для приложения сил фантазии Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка . Примерно полтора часа – это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в опеределенное время дня посвятить себя игре, не отвлечекаясь на TV, радио, резкие голоса и эмоции в доме.

Гимн организованной уборке

Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительнстве и размещение всех игрвых материалов по местам – это два противоположных процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам – это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка , а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку. Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка . Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «все в твоих руках, ты – творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности в твоем творчестве и свободе.» А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку – машина поехала, нажал другую – сделала поворот. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается. Особая статья – животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание отвечают то, обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша. Может быть хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить не виртуально, а реально и заботиться. Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества и самостоятельных игровых действий. Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей? Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.

Детские игрушки должны не только служить для развлечения малышей, но и помогать ему в познании мира, развитии навыков и умений. По мнению родителей, лидерами среди наиболее полезных и интересных игрушек являются развивающие коврики . Сейчас на «детском» рынке их огромный выбор: сюжетные, светомузыкальные, с креплениями для игрушек, с возможностями учиться ползать, переворачиваться и вставать на ножки, интерактивные и многие другие.

Почему эти коврики так популярны у детей и родителей

  • Они интересны детям, так как позволяют использовать в игре несколько предметов и одновременно слушать веселую музыку.
  • Они нацелены на развитие сразу нескольких качеств ребенка: мелкой моторики, движений, слухового, зрительногои даже вкусового восприятия.
  • Коврики – отличная возможность для самостоятельной игры, а мама может заняться домашними делами.
  • Коврики совершенно безопасны: мягкие, гипоаллергенные, имеют защиту в виде дуг и бортиков.
  • Развивающие коврики можно взять с собой на пикник, в гости, на дачу.

Не забудьте и о традиционных игрушках

Даже самые маленькие дети любят разнообразие. Они с удовольствием играют в кубики, складывают пирамидки. Те, кто постарше, складывают паззлы, «Лего» и другие конструкторы. Так развивается мелкая моторика пальчиков, творческие способности и узнавание геометрических форм и объемов.

Особый вид развивающих игрушек для детей постарше – разнообразные головоломки, те же паззлы, настольные игры, которые тренируют память, усидчивость, внимание, логику.

Развить творческие способности помогают наборы для рисования и лепки, игрушки для кукольного театра. А музыкальные игрушки сопровождают все детство: сначала это мелодичные погремушки, затем различные детские музыкальные инструменты – барабаны, бубны, маленькие гитары и балалайки, детские пианино, флейты, трубы и дудки,синтезаторы.

Дети подрастают, игрушки становятся все более сложными, но родители не должны забывать о том, что развивать нужно не только интеллект ребенка, но и его физические способности. Мячи, летающие тарелки, детские наборы для тенниса, бадминтона, гольфа, принадлежности для обучения плаванию – все это должно быть в каждом доме, если родители хотят вырастить не только интеллектуала, но и крепкого, здорового ребенка.

Со временем именно развивающие игрушки позволят выявить природные способности ребенка и развить те навыки, которые представляют для него некоторые трудности.

Если вы читаете эту статью, значит, вы либо состоявшаяся, либо будущая мама. И вас волнуют не только вопросы правильного питания, физического здоровья вашего ребенка, но и такой важный аспект, касающийся всей его дальнейшей жизни, как полноценное и разностороннее развитие.

Не секрет, что малыша очень сложно, а порой даже и невозможно, заставить делать то, что ему неинтересно. Нам хочется, чтобы он быстро и много читал, но рутинное складывание букв в слоги его не увлекает, а применяющийся сейчас в

И метод механического запоминания слогов и подавно. Вы хотите, чтобы он красиво и грамотно писал, но начинать приходится с палочек, а попробуйте заинтересовать этим ребенка!

В такой важной и сложной проблеме на помощь приходят детские развивающие игрушки. Их использование делает развитие естественным и интересным, и к моменту подготовки к школе ваш ребенок уверенно держит в руках ручку и давно освоил алфавит.

Однако тут же встают новые вопросы: а какие таланты или навыки развивают те или иные игрушки; какие игрушки наиболее оптимальны в данном возрасте; да и какие игрушки, собственно, считаются развивающими, а какие — нет.

Итак, разные развивающие игрушки для детей охватывают различные сферы развития ребенка: общее познание окружающего мира, моторика движений, творческие способности, логика и т.д.

Разумеется, развивать ребенка не поздно ни в каком возрасте, но все-таки идеальный вариант — начать делать это с рождения.

Первыми полноценными развивающими игрушками для ребенка еще в новорожденном возрасте являются погремушки и звучащие мобили. Они приобщают малыша к миру звуков, форм, цветов, сенсорики и движения. Выбирая их, следите только за тем, чтобы погремушка удобно укладывалась в маленькую ручку, звук был приятным. Учтите также и то, что новорожденные начинают видеть сначала желтый цвет, потом зеленый, синий, а затем все остальные.

Далее на первом году жизни начинается развитие координации движений, быстрой моторики рук, простейших элементов логики. На данном этапе детские развивающие игрушки — это пирамидки, кубики (желательно с картинками), наборы рамок-вкладышей, сортеры, позволяющих помочь малышу разобраться с понятием размера.

На втором году жизни у ребенка должен появиться конструктор «Лего». Его крупные детали не создадут опасности для ребенка — их нельзя проглотить, и будут способствовать развитию мышления и моторики движений. Тот же познавательный эффект и даже, возможно, еще больший интерес вызовет железная дорога. Кроме того, вы можете приобрести набор кукол-перчаток и делать мини-театральные постановки любимых сказок.

В возрасте ребенка около двух лет вы уже не обойдетесь без цветных карандашей или красок. Здесь, конечно, речь идет о развитии творческих способностей, и, естественно, о моторике пальчиков, что очень хорошо подготавливает руку ребенка к письму. К тому же доказано, что развитие моторики рук и развитие речи тесно связаны. А еще во время занятий рисованием вы можете ненавязчиво учить ребенка понятиям формы, цвета, величины.

Развивающие игрушки для детей от двух до трех лет — это различные виды детских домино, лото, которые учат детей сопоставлять, сравнивать предметы, цвета, формы. При этом можно ввести понятие количества, геометрических фигур, что развивает внимание, логику, учит анализировать. Очень эффективны в этом плане так называемые мягкие конструкторы. Это наборы мягкополимерных предметов (букв, элементов математических фигур), используемых во время купания. В намоченном состоянии они очень хорошо прилипают к поверхности кафеля или ванной и помимо игрового интереса помогут развитию координации движений, глазомера, математического мышления.

После трех лет очень полезным занятием для подрастающего вундеркинда является пластилин. Кроме ставшей уже, наверное, банальной (но от этого не менее актуальной) темы моторики рук вы можете помочь ребенку сделать развивающие детские игрушки своими руками — слепить, например, героев сказки «Теремок» и попросить рассказать ее в лицах. Этим вы развиваете речь, память, да это просто очень увлекательно!

На четвертом году жизни и старше берите на вооружение пазлы, простые головоломки, более сложные наборы для творчества, мозаики. Усложненные виды конструкторов, которые, безусловно, будут интересны детям 4 лет и старше, тоже могут рассматриваться как развивающие игрушки, причем из элементов таких конструкторов ребенок своими руками может создавать новые объекты для своих игр.

Следите за ребенком, помогайте ему и, играя, он вырастет гармоничной, способной к самореализации личностью.

Перед маленькими крохами окружающий мир открывает столько неизведанного и интересного!

Как доступно и правильно рассказать обо всём малышу, не потерявшись в этом море знаний и информации?

Какую игрушку выбрать малышу, чтобы он развивался? Что нужно знать родителям перед покупкой игрушки?

В этой статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Что такое развивающие игрушки для детей?

Развивающие игрушки – это гармоничное, всестороннее развитие малыша в лёгкой, непринуждённой форме. Выполняя игровые задачи, малыш учиться познавать мир, систематизировать и анализировать данные.

Все полученные во время игр навыки пригодятся малышу для дальнейшего обучения. А приобретение знаний будет ассоциироваться в его воображении с увлекательными забавами, сказками и творчеством.

Развивающие игрушки. С какого возраста начинать

Начинать познавать окружающий мир можно и нужно с самого рождения. Постоянно разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, пойте песенки. Даже самые маленькие крохи воспринимают и усваивают намного больше информации, чем вам кажется. А помогут родителям в «правильной» подаче новых знаний яркие, красивые развивающие игрушки.

Развивающие игрушки до 1 года

Новорождённым понравятся красочные предметы, за которыми можно наблюдать. Это могут быть всевозможные модули, подвески, перемещающиеся в пространстве, с музыкальным сопровождением. Для развития тактильного восприятия пригодятся коврики с разными видами ткани.

С шести месяцев можно купить малышу игрушки, благодаря которым он научится выполнять простые движения, будет пытаться имитировать звуки, подражая игрушечным животным. Это погремушки с передвигающимися навесными предметами, матерчатые книжки, в которых каждая страничка звучит и шуршит «по-своему».

Очень нравятся детям ходунки с игровыми панелями. Панели могут быть выполнены в виде разъёмов для соответствующих фигур, подобрать которые малышу необходимо самостоятельно. Или представлять собой яркие картинки животных с кнопочками, имитирующими «язык» того или иного зверя.

Важно помнить. В этот период главное не переусердствовать с информацией. Каждый предмет или игра должны отражать одно (максимум два) свойства, а задания направлены на выполнение простых действий.

Развивающие игрушки от 1 года до 3 лет

С 1 до 2 лет происходит наиболее активное восприятие и изучение окружающего мира малышом. Именно в этом возрасте можно начинать знакомить ребёнка с более серьёзными развивающими игрушками.

Это могут быть разноцветные кубики для строительства башни или небольшая пирамидка из нескольких колец. Складывая их, малыш научится различать цвета действия и попытается разгадать принцип взаимодействия предметов.

В возрасте от 1 до 3 лет детям интересны игрушки, помогающие понять причинно-следственные связи. Им нравится решать простейшие логические задачи. С 2 лет можно сложить вместе с малышом конструктор или пазлы, состоящие из небольшого количества деталей.

Интерактивные коврики и плакаты с нарисованными «звучащими» цифрами и буквами помогут обучить малышей алфавиту и счёту. При сочетании визуального и звукового восприятия одновременно дети легко и быстро запоминают множество стишков и песенок.

Для развития творческих способностей подойдут коврики для рисования, пальчиковые краски и магнитные доски. Игры со шнуровкой разовьют мелкую моторику и подготовят руку для письма.

Развивающие игрушки от 3 до 5 лет

В этот период игры можно еще усложнить. В конструкторе должно прибавиться деталей, более универсальных по форме. Ребёнок учится фантазировать и из подручных средств создавать необходимые ему предметы.

Это возраст миллионов «почему», поэтому настольные игры с вопросами-ответами теперь станут одним из самых интересных развлечений. А различные карточки, лото и пазлы с буквами помогут освоить первые слоги.

Направляя и корректируя малыша, предоставляйте ему больше самостоятельности и возможности пофантазировать. Ведь даже из самых обычных материалов (пластилина, картона и красок) можно создать сказочный мир, «поселив» в нём любимых героев и вымышленных персонажей.

Какие игрушки развивают ребёнка?

Объединить все аспекты развития в одной игрушке невозможно. Поэтому их можно разделить на категории, отвечающие за тренировку тех или иных способностей.

Игрушки, развивающие моторику

Для самых маленьких – это шуршащие, попискивающие или звенящие тканевые погремушки, книжки и т. д. Можно пошить или купить мешочки с разным наполнением (крупными фасолинками, мелкими зёрнышками крупы, однородной массой манки или сахарной пудры). А пальчиковыми лабиринтами маленькие мыслители способны заниматься часами.

Детям постарше (с 2–3 лет) понравятся игры со шнуровками, с помощью которых можно создать любимого зверя или разноцветные картины.

Ну и, конечно же, пластилин, карандаши и краски. Они заставят активно работать не только пальчики малыша, но и научат его фантазировать и созидать свои первые шедевры.

Игрушки, развивающие внимание, логику и память

Для младшего возраста подойдут игрушки-вкладыши, где необходимо совмещать предметы по форме. Со временем головоломки усложняются, добавляются различные настольные игры, пазлы, где необходимо классифицировать предметы по размеру, цвету или какому-либо признаку.

Конструкторы, кроме логики и внимания, прекрасно развивают пространственное мышление. Лото и домино с любимыми персонажами из мультфильмов тренирует память и логическое мышление.

В настольных играх с родителями, отвечая на вопросы «Что изменилось?», «Кто спрятался?», дети учатся запоминать предметы и быть внимательными.

Игрушки, развивающие творческие способности

Начать можно с пальчиковых красок и специальных ковриков для рисования. А по мере взросления ассортимент наборов для творчества становится просто огромным: это и разнообразная мозаика с крупными или мелкими деталями. И наборы для рисования с предложенными вариантами рисунков или раскраски всевозможных форм и размеров.

Наборы для лепки не ограничиваются только материалом (глиной, пластилином и т. д.), в их комплект входят различные формочки, трафареты и инструменты для создания фигур.

Аппликации можно делать не только из бумаги, но и с помощью самоклеящихся картонных квадратиков разных цветов, кусочков ткани, бусинок или камешков.

Спортивные игрушки

Для раннего физического развития малышам подойдут всевозможные ходунки и толкатели, с помощью которых кроха сделает свои первые шаги. А когда устанет, он сможет с удовольствием поиграть с их яркими, музыкальными интерактивными панелями.

Машинки-толкалки и беговелы можно использовать с 1,5 лет. Они прекрасно развивают мышцы ног и спины, формируют осанку. А малыши с удовольствием «занимаются» на таких красочных тренажёрах.

Множество забав и упражнений можно придумать с обычным мячом, знакомство с которым можно начинать с 6 месяцев. Главное, выбрать для первых игр небольшой и лёгкий мячик. Пытаясь поймать его, ребёнок учится координации движений. А упражнения на больших мячах с «ушками»-держателями развивают и тренируют практически все группы мышц.

С 3–4-летнего возраста аксессуаров для физического развития просто не перечесть. Здесь уже всё зависит от возможностей родителей и спортивных вкусов малыша.

Детские развивающие игрушки. На что обратить внимание?

Выбирая развивающие игрушки, необходимо учитывать следующие критерии:

    1. Безопасность. Это понятие относится к конструкции игрушки. Подразумевается отсутствие острых краёв, углов, а также щелей, в которые можно засунуть руку или пальцы. Безопасность касается и прочности - все детали должны быть хорошо зафиксированы и соединены между собой.
    2. Материал. Игрушка должна быть изготовлена из экологичного, гипоаллергенного материала, а её покрытие выполнено безопасными и нетоксичными красками.
    3. Сертификация. Сертификат подтверждает, что все требования, предъявляемые к детским игрушкам, соблюдены при её производстве. А все заявления о её безопасности соответствуют действительности: в документе указаны ссылки на технический регламент, материал, условия и сроки эксплуатации, страна и фирма-производитель.

  1. Возрастная категория. Не стоит покупать малышам наборы и игрушки для детей более старшего возраста. Как минимум они не вызовут никакого интереса, а в худшем случае ребёнок может проглотить мелкие детали. Слишком большие и тяжёлые фигурки малыш не сможет поднять или умудрится пораниться ими при падении.
  2. Гигиеничность. Необходимо, чтобы игрушки были практичны и удобны в «обслуживании». Сложные конструкции должны разбираться, чтобы со временем не появлялись укромные места, в которых будет скапливаться пыль и грязь. Тканевые - детали легко сниматься.

Важно! Маленькие дети обязательно попробуют новую игрушку на вкус, поэтому обращайте внимание на отсутствие мелких деталей. Тканевые игрушки должны быть изготовлены из гладкого материала без ворсинок.

Развивающие игрушки: отзывы родителей

Чурикова Анна (Екатеринбург). Купили дочке (9 месяцев) развивающую игрушку «Веселый Винни» фирмы Vtech. Вначале малышка долго присматривалась, но теперь заинтересовалась: сама нажимает кнопочки, внимательно слушает музыку. Но фигурка тяжеловата, не оставляем дочку с ней без присмотра, чтобы не ударила себя.

Родионова Марина (Москва). Сыну подарили на день рождения Ноев ковчег (Kiddieland). Это просто чудо! Красивые, яркие фигурки. Каждый зверёк при нажатии рассказывает о себе смешок и издаёт звуки на «родном языке».

Нечипоренко Светлана (Казань). Заказали сыну в 10 месяцев «Говорящий куб» Chicco. Сказать, что она привела его в восторг, не могу. Но постепенно проникся к игрушке симпатией и играет до сих пор (сейчас нам 2 года). Благодаря звуковому сопровождению и яркой панели, выучил первые цифры, цвета и песенки.

Тимофеева Зина (Ярославль). Моей малышке очень понравилось музыкальное радио от Tolo Toys. Яркая, красивая механическая игрушка. Сама научилась его заводить, и звучащие после этого песенки вызывают у неё бурю положительных эмоций!

Свиридова Ольга (Челябинск). После множества положительных отзывов купили дочке в 8 месяцев шарик с закрывающимися дольками с вставленными зеркальцами Tiny Love. На мой взгляд, бесполезная и опасная игрушка. Постоянно переживаю, что этими подвижными деталями защемит себе пальчик.

Синельникова Татьяна (Нижний Новгород). Купили сыну развивающее пианино Умка. Малыш влюбился в игрушку с первого взгляда. А когда разобрался с управлением, просто не расстаётся с ней. Повторяет все стишки, песенки и загадки.