Когда и как учить ребенка говорить. Как научить малыша говорить

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.»

(В.М.Бехтерев)

Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, развивает и повышает его интеллект. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает магическое воздействие на мозг человека. Благотворное влияние музыки на душу человека заметили еще в древности. В средние века музыку использовали для лечения психологических расстройств и применяли в качестве обезболивающего средства. В настоящее время ученые доказывают положительное влияние классической музыки и колыбельных песенок на развитие и здоровье детей.

Помочь ребенку можно с помощью музыкотерапии. Музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться. В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить , связанные с развитием ребенка. В современном мире наши малыши все больше времени проводят у экранов телевизоров и за компьютерными играми. Родители не против такого досуга детей, так как, ребенок занят и не докучает маме и папе. Родители же могут спокойно заняться своими делами. Жаль, что они недооценивают вред, который наносит малышу частое общение с телевизором и компьютером. Ведь все чаще мультфильмы откровенно излучают агрессию, а фильмы напичканы убийствами и насилием. В результате страдает неокрепшая психика ребенка. А если еще и в семье не все ладится, то ребенку наносится настоящая психическая травма, он становится замкнутым, неуверенным в себе, у него зарождается чувство вины, страха, он чувствует себя незащищенным и никому ненужным, у ребенка появляются . Все это влияет на взаимоотношения ребенка со сверстниками, что имеет в детском возрасте чрезвычайно большое значение. Ребенок сложно входит в коллектив, он не уверен в себе и боится, что его не примут.

Какие формы музыкотерапии можно использовать при работе с детьми

Пассивная музыкотерапия -когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации. Метод пассивной музыкотерапии можно использовать в нескольких вариантах: это музыкальная картинка и музыкальное моделирование. В первом случае ребенок, прослушивая музыкальную композицию, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря музыкальным звукам, мелодии, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние.

В случае музыкального моделирования, композиция составляется из разных музыкальных фрагментов. Первый фрагмент соответствует душевному состоянию ребенка, т.е. схожий по характеру с его переживаниями. Второй фрагмент музыки должен быть противоположен предыдущему и нейтрализующий его. Третий фрагмент содержит динамичную музыку, способную повысить эмоциональное состояние ребенка. И в заключении музыка для релаксации.

Активная музыкотерапия

Это вакалотерапия-повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения;

Инструментальная музыкотерапия-формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.

Упражнения по музыкотерапии

В лесу. (Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)

Переживание эмоционального состояния. (тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки.

Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.(радостная музыка) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.

Эмоциональное расслабление.(спокойная музыка для релаксации) В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

Облачко (ритмопластика)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним.(легкая музыка Чайковского) От дуновения ветра форма облака меняется. Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.

Пчелка в цветке (Кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.(Платок убираем, музыку меняем)

Храбрец-удалец .(Кинезитерапия)

Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся. Сидит под кустиком и трясется.(Ребенок имитирует поведение зайца.) Подует ветер-зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется.(музыка Шумана «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Бетховен «Ода к радости»)

Вдруг на полянку вышел волк. (Игрушка из кукольного театра) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек.(Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает.

А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал и убежал навсегда из этого леса. (музыка Бетховен «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.

Буратино –Игра на снятие стрессовых состояний

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино»

Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино.

Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.

Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.

Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.

А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).

Расслабляются все мышцы.

Волшебные ножницы

Звучит музыка Шестаковича «Ленинградская симфония» .

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (музыка Моцарта)После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого. А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

Снеговики .(Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(музыка Шопена «Зимняя сказка»)Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.

Хрустальная водичка

Ребенок приседает, складывает руки ковшиком и как будто-бы зачерпывает из ручья воду, потом поднимает руки вверх и выливает воду на себя, потом, подпрыгивая на одной ноге, произносит протяжно «и-и-и», столь долго, сколько сможет. Одновременно звенит колокольчик, ребенок прислушивается и следит за звуком, пока тот не стихнет.

Как звучит.

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.

Тонирование.

Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению.

Протянуть звук «а-а-а» -помогает быстро расслабиться.

Протянуть звук «и-и-и» -за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию и будет полезно для .

Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение в отношениях послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Слушайте музыку вместе с ребенком, она поможет и вам улучшить свое эмоциональное состояние.

В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и от психологов о преимуществе музыки для детей. Конечно, это совсем неудивительно, ведь уже наши бабушки пели песни детям, чтобы успокоить их. Существуют ли какие-нибудь медицинские исследования по этому поводу?

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее. Учение решили найти научное обоснование музыкальной терапии. И первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были родившиеся преждевременно дети. Что же показали исследования? Как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период перинатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детских ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Врачи также измеряли кровяное давление детей, пульс, ритмичность дыхания. И они всегда наблюдали классическую реакцию адаптации: организм сам привыкал к окружающей среде, и ребенок начинал чувствовать себя лучше. Что ж, может быть, дети реагируют подобным образом на любой звуковой раздражитель - тиканье часов, разговор? Может быть, созвучие и мелодия никак не связаны с этим? Исследователи переключились на метроном, который отбивал тихий ритм со спокойной частотой. Дети вели себя достаточно хорошо: успокаивались и засыпали. Но цитохимический анализ четко показал: на фоне работающего метронома ферменты в клетках подавлялись. К тому же существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является вредной для маленьких детей. Когда родители собираются забрать своих детей из больницы, доктора рекомендуют продолжать выполнять процедуры музыкальной терапии дома, вместе с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде. Родители по-разному реагировали на эти рекомендации, некоторые из них включали музыку своим детям, некоторые - нет. Но когда через год эти дети проходили проверку, были обнаружены интересные факты. Дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими дефектами, чем те, чьи родители не поверили в целительную силу музыкальной терапии. Таким образом, появилась обоснованная статистика. Какую музыку должны слушать дети? Поразительно, беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом - «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Гайдн. Позже они добавили Вивальди и Чайковского. К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные. Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке. А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки. Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука. Музыкальная терапия противопоказана:1. Детям с предрасположенностью к судорогам; 2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; 3. Детям, страдающим от отита; 4. Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление. Теперь у родителей есть огромный выбор лекарств - они могут приобрести аудиодиски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или диски с классической музыкой, записанной специально для детей. Такая музыка сопровождается звуком колокольчиков. Некоторым может понравиться такое сопровождение, некоторым - нет. Родители сами должны наблюдать за реакцией ребенка.

Музыка, по утверждению ученых, может быть не только приятной, но и полезной для здоровья. Как же она помогает?

Музыка сопровождает нас повсюду: дома, в магазинах, в машине, и, конечно же, в концертных залах или филармониях. Ни для кого не секрет, что «нам песня строить и жить помогает». Кому-то больше по душе классика, кто-то предпочитает рок, а у кого-то в наушниках всегда звучит фоновая попса. Порой мы даже не обращаем внимания на окружающую нас музыку, не догадываясь, какое влияние она на нас оказывает.

Наверное, каждый из нас слышал о феномене воздействия разных слов и ритмов на структуру воды. Так, после «прослушивания» тяжелого рока кристаллы воды приобретали неправильную ассиметричную форму. При воздействии же классической музыки получались красивые шестигранные кристаллы. Поскольку организм человека в большей степени состоит из воды, ученые предположили, что положительные или отрицательные эмоции, заложенные в слова и музыку, могут оказывать определенное влияние на организм человека в целом.

Но это не единственный момент, замеченный учеными. Оказывается, в психотерапии уже давно существует отдельное направление – музыкотерапия . Давайте познакомимся с ней поближе.

Что такое «музыкотерапия»?


Одно из самых многочисленных на данный момент в Германии объединение музыкотерапевтов – Немецкое общество музыкотерапии – дает следующее определение:

«Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент дол¬жен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности».

То есть, музыка может быть использована и активно используется для улучшения здоровья.

Музыкотерапия является одним из направлений современной арт-терапии. По сути, это даже не совсем лечение, а, скорее всего, природный, мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности.

Немного из истории музыкотерапии

Одним из первооткрывателей музыкотерапии, вернее, тем, кто первым заметил и заявил о лечебных свойствах музыки, был всем известный Пифагор. Именно он обосновал научно целебный эффект музыки. В частности, он утверждал, что музыка подчиняется математике как высшему закону, и восстанавливает в теле человека утраченную гармонию.

Создатель основных канонов медицины Гиппократ с помощью музыки лечил эпилепсию и бессонницу. А уже в начале XX века изучением влияния музыки на организм человека занялся академик В.М. Бехтерев. Он пришел к выводу, что музыка может заряжать человека энергией, снимать усталость, оказывать положительное влияние на дыхательную и кровеносную системы.

В наше время методы музыкотерапии активно используются в практике лечения больных, имеющих определенные соматические и психологические проблемы.

Как «работает» музыкотерапия?


Как утверждают ученые, прослушивание или исполнение музыки помогает создавать связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом, музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм.

Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие. Музыкальный ритм 2,2-4 колебаний в секунду очень близок к частоте сердцебиения и дыхания человека. Слушая такую музыку, организм будто бы подстраивается под нее. Тело и музыка звучат в одном ритме, и из-за этого повышается настроение, трудоспособность, улучшается сон, снижается чувствительность к боли, стабилизируется дыхание и работа сердца.

Что интересно, ученые доказали благоприятное влияние музыки не только на людей, но и на других представителей живого мира природы: животных и растений. Вот уж действительно универсальное средство!

Музыкотерапия как метод психотерапии использует музыку в качестве средства коррекции психического состояния человека, при работе со страхами, эмоциональными отклонениями. Активно используют ее в социальной реабилитации наркозависимых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

При этом методики музыкотерапии могут использоваться и как основной способ воздействия, и как дополнительный – музыкальное сопровождение других приемов коррекции с целью повышения из эффективности.

По мнению ученых, музыка способна проникать в глубинные слои личности.

Если говорить о физиологии, то и нервная система, и мускулатура человека способны усваивать ритм. Музыка, являясь ритмическим раздражителем, воздействует на мозг, а тот регулирует биоритмы. Происходит стимуляция физиологических процессов организма. Поэтому мы замечаем, что музыка нас синхронизирует и активирует.

Но разные музыкальные произведения могут действовать на организм человека по-разному. Они могут успокаивать и возбуждать, расслаблять и побуждать к действиям. Наверняка, вы замечали, что в фитнес – залах для активных тренировок используется заводная, энергичная музыка, а в ресторанах, выставочных залах обычно играют плавные медленные мелодии.

Также специалисты утверждают, что занятия музыкой помогают развитию креативности и интеллекта. Из-за этого с этим людям, связанным с музыкой, проще учить языки, у них лучше развивается память.

Формы и виды музыкотерапии

Музыкотерапия используется в двух основных формах: активной и рецептивной, или пассивной.

Активная музыкотерапия – это воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса.

Рецептивная музыкотерапия – это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.

Кроме того, музыкотерапия может быть двух видов: индивидуальная и групповая.

Соответственно, при индивидуальной музыкотерапии сеанс происходит непосредственно между клиентом и психотерапевтом, а при групповой – в группе. Последняя используется в случаях, когда необходимо работать с коммуникативным поведением человека.

Музыкотерапия дома


Но, помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

2. При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.

3. Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.

4. Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.

5. Не переборщите. Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.

Лечение музыкой: что и когда слушать?


Итак, мы уже разобрались, как правильно заниматься музыкотерапией. Сейчас самое время узнать, а что же именно слушать в тех или иных случаях?

Существуют уже проверенные многими людьми музыкальные «рецепты»:

1. Чтобы поднять себе настроение, слушайте:

  • Моцарт «Рондо в турецком стиле»;
  • «Хабанера» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе;
  • «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида».

2. Для уменьшения тревожности и чувства неуверенности рекомендуют:

  • «Мазурка» Шопена;
  • «Вальсы» Штрауса;
  • «Мелодия» Рубинштейна.

3. Для уменьшения раздражительности и избавления от неврозов помогут:

  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Бах «Кантата №2»;
  • Гайдн «Симфония»;
  • Бетховен «Симфония ля-минор»;
  • Бах «Итальянский концерт».

4. Для общего успокоения и умиротворения подходят:

  • «Колыбельная» Брамса;
  • Шопен «Ноктюрн соль-минор»;
  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Дебюсси «Свет луны»;
  • Бетховен «Симфония № 6», 2-я часть;
  • вальсы Штрауса.
  • концерты и сонаты Вивальди;
  • серенады Шуберта;
  • «Утро» Штрауса;
  • «Утреннее расположение духа» Грига;
  • «Море» Дебюсси;
  • «Пробуждение птиц» Мессиана.

6. При нарушениях сна помогают:

  • «Пер Гюнт» Грига;
  • Шуман «Грезы»;
  • Сибелиус «Грустный вальс»;
  • пьесы Чайковского;
  • «Мелодия» Глюка.
  • Бах «Кантата № 21», «Концерт ре-минор» для скрипки;
  • Мендельсон «Свадебный марш»;
  • Барток «Соната для фортепиано»;
  • Шопен «Ноктюрн ре-минор»;
  • Брукнер «Месса ля-минор».

8. Для лечения алкогольной зависимости и курения подойдут:

  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Свиридов «Метель»;
  • Сен-Санс «Лебедь».

10. От эпилепсии поможет Моцарт «Соната K448».

11. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки рекомендуют:

  • Чайковский «Вальс цветов»;
  • музыка Моцарта.

12. При мигрени послушайте:

  • «Юморески» Дворжака и Гершвина;
  • «Весенняя песня» Мендельсона.

13. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональной перегрузкой, помогут:

  • Хачатурян «Маскарад»;
  • Лист «Венгерская рапсодия»;
  • Моцарт «Дон Жуан»;
  • Бетховен «Фиделио»;
  • Огинский «Полонез».

14. При переутомлении можно послушать диски Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Дюка Веллингтона.

15. Чтобы забыть о проблемах и неприятностях, послушайте:

  • «Аве Мария» Шуберта;
  • «Колыбельная» Брамса.

Также ученые заметили, что улучшить самочувствие человека могут не только конкретные мелодии, но и конкретные инструменты. Например, звуки барабана лечат кровеносную систему и нормализуют сердечный ритм. Также гармонично влиять на сердечную работу способна арфа. Звуки скрипки помогают человеку на пути познания себя и лечат его душу. Флейта помогает работе легких. Пианино благотворно влияет на щитовидную железу. А вот саксофон способен активизировать сексуальную энергию человека.

Король музыкальных инструментов – орган – помогает навести порядок в мыслях и способствует правильной работе позвоночника. Не зря, наверное, этот благородный инструмент играл преимущественно в храмах и церквях, и это помогало людям прояснить и очистить сознание и мысли.


Ученые доказали, что музыкотерапия очень полезна для детей. Еще академик Бехтерев утверждал, что музыка (классическая и колыбельные) способствует не только развитию детей, но и их оздоровлению.

Интересный эксперимент был проведен учеными Института педиатрии РАМН. В ходе исследования новорожденным детям включали для прослушивания классическую музыку. Результаты эксперимента показали, что груднички, которые постоянно слушали классику, смогли лучше справиться с неврологическими нарушениями.

Какую же музыку надо включать маленьким детям?


Для общего успокоения деткам будут полезны: «Аве Мария» Шуберта, «Симфония № 6» Бетховена.

Чтобы поднять малышу настроение, включите ему Бетховена «Увертюра Эдмонд» или Чайковского «Симфония № 6».

Если ваш ребенок легко возбудим, гиперактивен, ему будет полезно слушать медленные мелодии, такие, как «Зима» из «Времен года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта – 2 часть, и, конечно же, колыбельные. Кстати, как утверждал Бехтерев, без колыбельных вообще невозможно полноценное развитие малыша.

Очень хорошо действует на деток классика на фоне звуков природы (шума дождя, звуков моря, леса и т. п.).

При этом, по мнению специалистов, стоит воздержаться от сеансов музыкотерапии, когда ребенок болеет отитом, или если у него может резко нарастать внутричерепное давление.

И, конечно же, прислушивайтесь к реакциям вашего малыша: если вы видите, что музыка его напрягает, заставляет нервничать – не насилуйте свое чадо. Лучше просто побудьте с ним рядом, постарайтесь его понять, почувствовать, что его беспокоит. Ведь ваша любовь – самое лучшее лекарство для вашей крохи.


Музыкальные произведения Моцарта вообще считаются особыми. По утверждениям нейробиологов, они мобилизуют возможности мозга, облегчают его работу.

Объясняют такой эффект тем, что интервал продолжительностью в полминуты, который выдерживается в музыке этого композитора, соответствует характеру биотоков головного мозга.

По утверждению ученых, музыка Моцарта полезна всем. Она оказывает успокаивающее действие на беременных женщин и грудных детей. Также доказано, что 10-минутные паузы во время обучения, потраченные на прослушивание музыкальных произведений композитора, значительно улучшают эффективность изучения материала и способствуют повышению уровня интеллекта учащегося.

Бесспорно, музыка – это чудесный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать ее замечательными возможностями.

Но в это же время она тоже не должна быть единственной панацеей. Если какое-то произведение вам «не идет» — перестаньте себя мучить в ожидании обещанной пользы. Пусть музыка будет приятным времяпрепровождением, способным не только порадовать, но и исцелить!


Что такое музыкальная терапия?

Музыкальная терапия (МТ) - это клиническое и научно-обоснованное использование музыкального воздействия, направленное на достижение индивидуальных целей и осуществляемое аккредитованным профессионалом, прошедшим подготовку в рамках утвержденной программы.

Музыкальная терапия заняла прочную позицию среди смежных с медициной профессий, таких как трудотерапия и физическая терапия. Она заключается в терапевтическом использовании музыки для решения вопросов, возникающих в физических, психологических, когнитивных, поведенческих и/или социальных сферах жизни.

Музыкальная терапия является мощным, не имеющим побочных эффектов средством, благодаря которому можно достичь выдающихся результатов. Это уникальный способ, позволяющий с помощью музыкальных переживаний достичь изменений в поведении ребенка и способствовать развитию его/её коммуникативных, социальных, эмоциональных, сенсомоторных и/или познавательных навыков.

МТ включает в себя взаимодействие квалифицированного терапевта и ребенка; детей между собой; ребенка и его семьи; музыки и участников. Эти отношения выстраиваются таким образом, чтобы через элементы музыки создать благоприятные условия для успешного развития.

Как музыкальная терапия влияет на ребенка?
  • Музыка стимулирует все чувства и вовлекает ребенка на многих уровнях. Этот «мультимодальный подход» облегчает развитие многих навыков.
  • Качественное обучение и максимальное вовлечение в процесс происходят тогда, когда ребенку позволено наслаждаться игрой.
  • Музыка очень мотивирует, но она также может иметь успокаивающий и расслабляющий эффект.
  • Музыкальные мероприятия разработаны так, чтобы помочь ребенку быть более уверенными в себе.
  • Музыкальная терапия может помочь ребенку управлять болью и стрессовыми ситуациями.
  • Музыка может способствовать социализации, самовыражению, общению и двигательному развитию.
  • Поскольку мозг обрабатывает музыку в обоих полушариях, музыка стимулирует познавательные способности и может быть использована для восстановления некоторых речевых/языковых навыков.

Случай из практики

Музыкальный терапевт, работающий в школе музыкального сообщества, отзывается об одной из своих учениц как о «музыкальном ребенке». Шестилетняя девочка, у которой наблюдается задержка физического и умственного развития, имеет ограниченные возможности взаимодействия с другими людьми.

Когда она начала проходить музыкальную терапию в 3 года, выяснилось, что у нее от рождения исключительные музыкальные способности. Уже в два года она могла играть композиции для фортепиано на слух, хотя у нее только по четыре пальца на каждой руке. Она говорила редко, но пела очень гармонично.

За последние 3 года произошел значительный рост. Сначала она занималась еженедельно по 45 минут, затем – по 60 минут. В результате улучшилась продолжительность концентрации внимания, степень независимости и способность следовать указаниям. Теперь она легко произносит одну или две фразы самостоятельно. Есть заметное улучшение социальных навыков.

В дополнение к пению и игре на синтезаторе и фортепиано ребенок сейчас играет на омнихорде (электронный музыкальный инструмент –прим.пер. ), арфе, колокольчиках, колоколах, ксилофоне, ударной установке и различных мелких ударных инструментах.

В период начальной стадии прохождения музыкальной терапии она никому не позволяла играть одновременно с ней. Теперь она играет мелодию, а музыкальный терапевт ей аккомпанирует.

Учитель начальной школы попросила ее сыграть для других детей в классе, тем самым используя ее музыкальный талант для адаптации в группе.

Что делают музыкальные терапевты?

Музыкальные терапевты вовлекают детей в пение, слушание, движение, игру и творческую деятельность, которая может способствовать более успешному развитию.

Они оказывают влияние на развитие самосознания ребенка, его уверенности в себе, доверия, необходимых навыков, способности быстро усваивать информацию, социальное поведение, а также могут научить техникам для управления болью. Музыкальный терапевт исследует, какие стили музыки, методы и инструменты наиболее эффективны и служат лучшей мотивацией для каждого конкретного ребенка. Он использует ее в естественной, спонтанной игре ребенка с целью решения поставленных задач.

Часто, работая в составе междисциплинарной команды, музыкальный терапевт может координировать план занятий с другими специалистами, такими как специалисты по раннему вмешательству, медицинскими работниками, детскими специалистами, психологами, физио- и эрготерапевтами, логопедами, тренерами, преподавателями искусства и танцев. Также они могут предоставлять семье ресурсы и рекомендации для занятий с ребенком дома.

Музыкальный терапевт развивает контакт с ребенком. Он обращает внимание на поведение, на то, как ребенок взаимодействует с окружающими. Он оценивает коммуникативные, познавательные, двигательные, социально-эмоциональные и музыкальные навыки своего подопечного. После постановки практических целей и показателей, которые нужно достичь, музыкальный терапевт составляет план и осуществляет систематические музыкально-терапевтические лечебные программы с использованием процедур и методов, разработанных специально для конкретного ребенка.

Музыкальный терапевт ведет отчетность, проводит постоянную оценку прогресса и дает рекомендации другим членам команды и семьи в отношении достигнутого прогресса. Он также дает рекомендации относительно того, как использовать давшие хороший результат музыкально-терапевтические техники в других аспектах жизни ребенка.

Кто такой музыкальный терапевт?

Выпускники колледжей или университетов, работающих по более чем 70 утвержденным музыкально-терапевтическим программам, имеют право сдать государственный экзамен, проводимый Сертификационной Комиссией Музыкальных Терапевтов (CBMT), независимым некоммерческим агентством, имеющим полную аккредитацию в Национальной комиссии по сертификации агентств.

После успешного прохождения экзамена CBMT выпускникам выдается удостоверение, дающее право на профессиональную практику – MT-BC (Music Therapist-Board Certified).

Кроме MT-BC, другими признанными обозначениями наличия профессиональной аккредитации, перечисленными в Национальном музыкально-терапевтическом реестре, являются RMT (Registered Music Therapists), CMT (Certified Music Therapists) и ACMT (Advanced Certified Music Therapist).

Любой, кто не имеет специальной подготовки и аккредитации, не имеет права предоставлять услуги в области музыкальной терапии.

Что можно ожидать от музыкального терапевта?

Музыкальная терапия указывается в IEP (Individualized Education Program, Индивидуальной Программе Ребенка) как «сопутствующие услуги» и может предоставляться детям до 3х лет как часть IFSP (Individualized Family Service Plan, Индивидуального Плана по Обслуживанию Семьи).

Музыкальный терапевт составляет индивидуальную программу, отслеживает процесс, оценивает результаты и предоставляют отчетную документацию.

Специалист, работающий с маленькими детьми, должен обладать хорошими музыкальными знаниями и опытом в сфере раннего развития.

Также музыкальный терапевт через музыку может обеспечить структурированное или полуструктурированное взаимодействие здоровых детей и детей с инвалидностью.

Настоящим специалистом в этой области может стать только творческая, энергичная и позитивная личность. Музыкальный терапевт должен уметь хорошо выражать свои мысли через слова и письменно, а также хорошо взаимодействовать с членами семьи и другими специалистами.

Где музыкальные терапевты работают?

Кроме центров раннего развития, дошкольных и школьных учреждений, музыкальные терапевты работают в различных условиях, индивидуально и в группах.

Вот некоторые из вариантов: реабилитационные центры, поликлиники, психиатрические клиники, оздоровительные центры, школы, дома престарелых, частная практика, хосписы и исправительные учреждения.

Некоторые музыкальные терапевты занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и могут быть наняты на договорной основе, чтобы обеспечить диагностику, консультирование или лечение детей и взрослых.

Каким образом музыкальная терапия помогает семьям?

Семья может научиться использовать музыку как воспитательный процесс и игру с глубоким смыслом.

Музыкальная терапия может служить позитивным вариантом веселой активности, в которой могут принимать участие родители, братья, сестры и другие члены семьи.

Часто музыкальная терапия помогает семье увидеть ребенка в новом свете, ведь на музыкальных занятиях могут проявиться его сильные стороны.

Какие исследования и ресурсы доступны для обоснования и поддержки музыкальной терапии?

Посредством изданий Журнал Музыкальной Терапии , Перспективы Музыкальной Терапии и других ресурсов АМТА (American Music Therapy Association, Американская Ассоциация Музыкальных Терапевтов) популяризирует множество исследований, направленных на изучение преимуществ музыкальной терапии с маленькими детьми. Кроме того, в состав АМТА входит Сеть Раннего Развития, которая распространяет полезную информацию для заинтересованных в этой теме.

Почему именно музыкальная терапия?

Музыкальная терапия может воздействовать сразу на несколько сфер жизни в позитивной и увлекательной манере. Она обеспечивает удовольствие при обучении, что является залогом успеха. Кроме того, музыкальная терапия может значительно повысить качество жизни маленького ребенка и его семьи. Музыка часто становится тем, что ребенок с легкостью воспринимает. Она представляет собой «универсальный язык», который преодолевает все культурные границы.

Музыка присутствует в нашей повседневной жизни и сопровождает нашу деятельность и досуг. Музыка предоставляет ориентированные на время и реальность структуры, дающие возможность участвовать каждому на собственном уровне подготовки и способностей.

Музыкальные способности дают ребенку возможность «сиять» и, кроме того, могут быть использованы для достижения немузыкальных целей.

Большинство людей, особенно дети, наслаждаются музыкой, поэтому музыкальная терапия может может усиливать эффект всех остальных методов лечения.

Директор образовательных услуг системы государственных школ утверждает:

«Включение музыкально-терапевтических уроков дает возможность дошкольникам найти новых друзей и узнать многое о себе и других. Я видел значительные успехи в социальных навыках детей и в их способности к концентрации внимания. Я искренне поддерживаю программу и считаю, что каждый ребенок может получить от нее пользу.»

Профессиональный врач пишет:

«Мне нравится работать в одной команде с музыкальным терапевтом. Я замечаю, что дети в этом случае гораздо более мотивированы на преодоление трудностей при работе с такими вещами, как хорошая координация и объем двигательной активности.»

Отец 5-летнего ребенка с диагнозом Дефицит внимания/Гиперактивность отмечает:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну улучшить концентрацию и внимание. Его способность к зрительному контакту улучшилась с тех пор, как началась терапия. Более того, я считаю, что улучшения в его речи отчасти связано с посещением музыкально-терапевтических занятий. И наконец, он полюбил музыку. (Проходил индивидуальную терапию 1,5 года).

Мать 6-летнего ребенка с синдромом Дауна говорит:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну научиться очередности, разделению и умению слушать, выучить некоторые цвета, животных, части тела и одежды. (Ребенок 2 года участвовал в групповой музыкальной терапии в дошкольном возрасте, и затем 1 год в индивидуальной терапии).

Мать 7-летних близнецов, один с диагнозом Синдром Тауретта, у второго диагностирована задержка в развитии:

«Одному сыну музыкальная терапия, кажется, помогла сократить крайнюю чувствительность к звукам. Большую часть времени мальчики существуют как бы в параллельных вселенных, но на пути домой с музыкальных занятий они всегда находят общую тему для беседы. (Мальчики принимали участие в небольших группах или с партнером в течение 2 лет).

Мама 8-милетнего ребенка с Синдромом Аперта и дефицитом внимания замечает:

«Музыкальная терапия 1) улучшила самостоятельную речь у моей дочери, 2) научила ее обращаться руками с различными текстурами и независимо друг от друга, 3) расширила ее природные музыкальные способности, 4) научила сосредотачиваться и тренировать терпение, используя музыку в качестве мотиватора». (Ребенок в течение полутора лет участвовал в малых группах в дошкольном возрасте и затем 4 года в индивидуальной терапии).

Родитель проходящего лечение от рака ребенка:

«Музыкальная терапия принесла огромную пользу не только нашему ребенку, но и всей семье. Во время музыкальной терапии он может делать забавные вещи, которые помогают ему забыть о своей боли. Мы счастливы проводить какое-то время с ним, делая то, что помогает улыбке вернуться на его лицо».