Народные обычаи праздник масленица. Масленица: история праздника, традиции и обычаи

Масленица интересна и уникальна хотя бы тем, что это — единственный из череды языческих праздников, который был признан официальной православной церковью: все остальные праздники дохристианских славян были более или менее мягко адаптированы под библейские сюжеты или преданы забвению.

В православии этот праздник стал называться сырной, или мясопустной, неделей: в последнюю неделю перед Великим постом уже запрещено есть мясо и рыбу, но вполне позволительны сыр, сметана и, разумеется, масло — все это и употребляется в просто-таки невероятных масштабах всю неделю с румяными блинами. В этом году мы начнем отмечать его 12 февраля, в понедельник. Интересные факты и традиции празднования — в этом обзоре.

Языческая Масленица отмечалась две недели

Изначально — очевидно, сотни, а то и тысячи лет назад — языческая Масленица начиналась за неделю до весеннего равноденствия 21 марта и заканчивалась еще через неделю после него, то есть суммарно праздник длился целых две недели. Все это время работа по дому практически прекращалась, из жидкого теста каждый день пекли блины — символы нового солнца.

Символика круга в Масленице

Для того чтобы поскорее прогнать холод, жгли костры и спускали с горок и холмов горящие колеса, играли, устраивали кулачные бои, флиртовали и развлекались, почитая таким веселым образом Ярилу — бога солнца, плодородия, продолжения рода и жизни вообще.

Форма круга возникает не единожды в обрядовой стороне праздника: помимо блинов и горящих колес, это еще и обязательное совместное распитие ритуального напитка — его следовало пить по очереди, обязательно стараясь простить всех, кто был в кругу, иначе злость и зависть будут отравлять человеку существование аж до следующего весеннего равноденствия. Вождение хороводов тоже считалось обязательным — возможно, несмотря на кажущуюся простоту, сакральный смысл такого хождения по кругу куда глубже, чем представляется, и это не просто танец.

Блины одновременно являлись поминальной пищей — продолжение и зарождение новой жизни невозможно без почитания корней: предков, пращуров. В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело — оно, как правило, обряжалось в женское платье и символизировало Морану — жестокую богиню зимы и смерти.

Раньше Масленица называлась иначе

Праздник уходит корнями в древность настолько глубоко, что даже точное его название установить невозможно — существует несколько версий, каждая из которых кажется вполне логичной, но и проверить их уже никак не получится.

Комоедица — одно из вероятных названий

Комоедица — одно из дошедших до нас сохранившихся названий праздника, во время которого почитали богов из Светлого мира — Прави. Ярило-солнце растапливал снега, оживлял природу, и просыпались медведи, которых еще называли “Ком”. Медведь всегда был олицетворением мощи и силы, одной из ключевых фигур в мифологии, связанной с главным богом — Перуном.

Именно косолапым приносили блинные жертвы — что понятно хотя бы потому, что медведь после зимней спячки довольно опасен для человека, отсюда и выражение “первый блин — комам”, которое с течением времени приобрело совершенно другой смысл благодаря замене одной гласной буквы (подобные превращения — не редкость в истории).

Другие названия Масленицы

Масленица называется в разных областях и сейчас по-разному: Масляница, Масленая, Блинница, Блинщина, Блиноедка, Прожорница, Прожорная неделя, Объедуха, Колодий, Целовальница, Коляда масленая и Сырная неделя.

Масленицу пытались запретить 7 веков

Вплоть до XVII века праздник пытались запрещать — но не тут-то было. Самое примечательное — ее все равно отмечали, даже несмотря на суровость Великого поста. Церкви в результате ничего не оставалось, кроме как смириться и оставить Масленицу в покое. Правда, от привязки к дню весеннего равноденствия ее решили избавить и перенести — сейчас начало масленичной недели приходится на число, которое выпадает на 8 недель до праздника Пасхи.

Сакральный смысл языческой Масленицы

Глубинный смысл праздника воскрешения и обновления Земли и природы — поистине космических масштабов. Говоря языком древнего мифа, за эти две недели огонь Даждьбога покидал небо, набравшись в Сварге сил за долгую зиму, приходил к спящей Земле и согревал ее, пробуждая к жизни богиню Лелю.

Изначально она появлялась в образе юной девушки, но в сам день весеннего равноденствия становилась румяной, дородной женщиной. Дитя-солнце из Хорса постепенно превращалось в Ярилу — молодого человека. Как видно, в непростом процессе зарождения новой жизни — весны — и одновременного почитания предков участвуют сразу три бога, хотя, возможно, изначально были еще какие-то божества, помогавшие свершиться чуду тепла и солнца.

Масленица — брачное время

Учитывая парность, необходимую для настоящего плодородия, нет ничего удивительного, что именно в это весеннее время было принято выбирать себе жениха и невесту. Неженатым парням и тем взрослым, которые до сих пор не удосужились поженить своих выросших детей — дочерей в том числе, — привязывали колодку. Это проделывали повитухи, принимавшие роды у женщин. Тем, на ком колодка — фаллический символ — появлялась, следовало поскорее помочь найти пару своим детям, да еще и отблагодарить повитуху подарком, умилостивить ее на будущее.

Некоторые историки утверждают, что на свежеоттаявшей пашне под блины и хмельной напиток по кругу совершались и очень фривольные игры, олицетворявшие бурление жизненных соков, осеменение и плодородие в буквальном смысле.

Аналоги праздника в Европе

Очень похожие по смыслу обряды встречи новой весны было принято проводить и в других странах: в западной Европе это, прежде всего, праздник Бельтайн, корни которого уходят в религиозные традиции друидов. Его отмечают выпечкой тех же блинов, хотя порой и в меньших масштабах, играми и весельем на свежем лесном воздухе.

Масленица — “бабья” неделя

По-видимому, для того, чтобы женщин ничего не отвлекало от выпекания блинов, походов по гостям и матримониальных настроений рода, им было запрещено в это время шить и прясть — эти две недели назывались еще и “бабьими”.

Довольно мудро составленное расписание празднования позволяло печь блины по очереди — в зависимости от своего семейного положения, остальные женщины рода в этот день ничего не делали по хозяйству.

Расписание Масленицы

До наших дней дожила несколько усеченная версия — поскольку праздник сократился до недели, но и эта неделя, как уже было сказано, расписана по дням, в каждый из которых заложен свой смысл и обряды.

Понедельник: встреча

Справляли встречу чистой Масленицы. Начинать масленичную неделю было принято посещением родных — невестка на день отправлялась гостить к матери от свекра и свекрови, а вечером они приходили туда же сами. Уже в первый день устанавливали балаганы для шутов, на столе обязательно должны были быть сладости.

Вторник: заигрыш

С этого дня веселье включалось на полную катушку — игры и забавы следовали одна за другой, парни и девушки начинали ходить по гостям на блины с самого утра, по дороге забегая покататься с горки или спустить с нее горящее колесо после хоровода. Нетрудно усмотреть во всех этих веселых традициях сватовство: сначала показ выросших детей, затем — сведение, чтобы после Великого поста играть свадьбу на Красную Горку.

От дома к дому ходили “позыватки” — аналог почтальонов, которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей. Этих вестников встречали с почетом, угощая блинами и хмельным вином — или же в специальной прибауточной форме давали отказ, прося передать: “У нас состроены горы и гости все прошены”, что означало уже имевшуюся договоренность о браке с другим семейством.

Среда: лакомка

Тещи в этот день угощали блинами зятьев, созывая заодно и прочих родных — в этот день полагалось есть блины в буквальном смысле до отвала. Иногда для женской части семьи в этот день устраивали “девичьи съезды” — молоденькие девушки собирались в сопровождении пожилых родственниц, распевая веселые песни.

По вечерам пели песни во время костюмированного представления о теще, угощавшей зятя блинами: и головушка-то у нее разболелась от хлопот возле печи, и приходилось для облегчения терзаний звать ряженого медведя, а зятек так-то “спасибо” сказал.

Четверг: разгул

Главный день масленичной недели. Устраивались кулачные бои — в том числе “стенка на стенку”, парни старались забраться на высокий гладкий столб за привязанным к верхушке призом. Видимо, это были своего рода “показательные выступления” для тех, кто желал посмотреть свежевыбранного жениха в мужских играх. Катались на санях вместе с чучелом Масленицы — и, разумеется, продолжали угощаться блинами.

Пятница: тещины вечерни

Теперь уже зятья зазывали тещ к себе в гости, угощая матерей своих жен все теми же блинами и сладостями. К обеду теща являлась со всем своим многочисленным семейством — если получала “почетное” приглашение, или же в одиночестве и к ужину, если приглашение было “простым”.

Приглашать тещу следовало начинать еще вечером накануне, а с утра отправлять специальных, парадно одетых “зазываток”, причем чем больше людей отправлялось с приглашением, тем большее уважение тем самым демонстрировалось.

Суббота: золовкины посиделки

В этот день молодая жена звала в гости родных мужа. Сестры мужа изначально относились к пришелице из другой семьи настороженно и недоверчиво, и, чтобы пробить эту стену и наладить контакт, было принято одаривать всех сестер мужа специальными дарами. Если они были уже замужем — нужно было ездить по их семьям с подарками и угощением специально.

Воскресенье: прощеный день

Как понятно уже из названия, в этот день было принято просить прощения и получать его. В этот же день сжигали чучело Масленицы: в ритуальный костер отправлялись старые вещи, которые символизировали печали и болезни. Пепел развеивали над полями “на плодородие”.

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту . Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало , то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець , в болгарском - млин . Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin , в немецком - Mühle , в итальянском - mulino , а в английском - mill , то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как , а кому блин, то есть комам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется.

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом , поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок для блинов и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

by Записки Дикой Хозяйки

Веселый праздник с массовыми гуляньями, играми и забавами. День обжорства и винопития, после которого все просят прощения друг у друга. Церковный праздник, подготовка к великому посту. Языческий праздник, поклонение богу Солнца - Яриле. Проводы зимы (в середине февраля?), сжигание соломенной Маслёны на костре... Такие разноплановые ответы я получила, пытаясь выяснить, что означает для современных людей Масленица. Общее было только одно: все пекут блины!

Так что же это за такой загадочный праздник, который нам знаком с детства, но так по-разному интерпретируемый окружающими? Чтобы найти корни, традиции празднования Масленицы, обратимся к истории его возникновения.

Откуда повелась Масленица?

Итак, Масленица – один из древнеславянских народных праздников. Ещё он назывался Комоедица. "Комы" - это хлебцы из овсяной, гороховой и ячменной муки, в которые добавлялись сушёные ягоды и орехи. Их съедали в последний день Масленицы. Длилась она две недели – за неделю до весеннего равноденствия (22 марта) и неделю после. Всё это время пекли блины – символы солнца. Подавали их горячими и щедро сдабривали маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Ещё "комами" называли медведей, которые издавна были символом Руси. Первый блин – символ весны - несли Медведю, чтобы он пробудился от зимней спячки, и быстрее пришла весна. Даже есть пословица:

Первый блин - комам, блин второй – знакомым, третий блин – родне, а четвёртый – мне.

Так что, первый блин - комАм, а не комом, как мы привыкли говорить. Комом – это у тех, кто печь не умеет!

С принятием христианства на Руси Масленица был приурочена к последней неделе перед Великим постом, поэтому дата празднования каждый год стала меняться в зависимости от Пасхи.

Церковное название Масленицы – Сырная (или мясопустная) седмица. В этот период разрешается употреблять молочные продукты, яйца и рыбу, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Смысл праздника - в добром общении с ближними - друзьями, родственниками. Заканчивается Масленица Прощёным Воскресением.

При Петре I Масленицу стали праздновать по-европейски - с шутовскими кривляньями, шествиями ряженых по типу итальянских карнавалов, с пьянками и гулянками. Празднество так и называлось "Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор". Такое "бесовское" празднование Масленицы продолжалось почти тридцать лет…

Вот на таких корнях и вырос наш современный праздник – Масленица. Соответственно, вобрав в себя от всего понемногу.

Обряды и традиции Масленицы

Выяснив истоки праздника, рассмотрим теперь обряды и традиции проведения.

1. Выпечка блинов , символизирующих Солнце. В их приготовление вкладывали душу. Тесто замешивали в хорошем настроении, с добрыми помыслами, чтобы передать всем, вкушающим блины, тёплые чувства.

2. Взятие снежной крепости . Это была борьба Нового (сил тепла) и устоев Равновесия (сил холода). Женщины, олицетворяющие равновесие, находились на вершине крепости и охраняли богиню Марену (Мару), сделанную из веток и соломы, символизирующую Зиму. Мужчины, олицетворяющие силы нового, должны были взять крепость и вынести Марену из её чертогов. Но не с первого раза, а только с третьего. Это символизировало триединство. Первые два раза мужчины благоразумно отступали, пытаясь схватить у девушек какие-нибудь вещицы. И, наконец, в третий раз, силы Нового побеждали и несли соломенное чучело Марены-Зимы к костру.

3. Обряд пробуждения Медведя . По дороге они шли мимо "берлоги Медведя", которого будили и угощали первым блином. Пробуждение медведя, "кома" символизировало пробуждение всей природы, наступление весны.

4. Сжигание соломенного чучела означало проводы Зимы в её ледяные чертоги. Дома также заранее изготавливали маленьких кукол, подобных большой, да и разные другие фигурки - коняшки, птички, цветочки, звездочки из всевозможных верёвочек, платочков, бумаги, пакли, дерева и соломы. В них вкладывалось всё плохое, от чего хотели избавиться. Когда в последний день Масленицы сжигали Зиму, бросали в костёр и самодельные фигурки, выкидывая с ними все беды и болезни.

Да, ещё один момент. В связи с приходом христианства, дата смещалась иногда и на начало февраля, например, в этом году Масленица приходится на 16 февраля. Было как-то неуместно сжигать Зиму, когда до таяния снега оставалось месяца два. Русский народ со своей смекалкой исправил это несоответствие, назвав чучело Маслёной, и приурочив её сжигание к завершению самого праздника - Масленицы, переходом к Великому посту.

5. Хоровод и скоморохи . Когда зажигали костёр вокруг чучела, чтобы огонь сильнее разошёлся, начинали водить вокруг него хороводы и петь песни: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". А скоморохи показывали представления, пели частушки. "Как на масленой неделе из трубы блины летели!.."

6. Потом всех приглашали за общий стол , богатый угощеньями: блины с маслом и мёдом, овсяный кисель, печенье, хлебцы-комы, травяные чаи и множество других яств.

Вот такие традиции проведения Масленицы.

Масленица сегодня

В последнее время эти традиции возрождаются. В российских городах и сёлах всю масленичную неделю пекут блины и ходят друг к другу в гости. А в последний день Масленицы проходят массовые гуляния с катанием на лошадях, весёлыми конкурсами, спортивными соревнованиями, активными зимними играми.

Открываются ярмарки , где продают всевозможные вкусности и народные поделки и сувениры. Ремесленники выставляют свои работы. Здесь и плетёные корзинки, и глиняная посуда, и русские народные платки, и много всего красивого, душевного, родного, истинно русского. Каждый может приобрести подарок для себя и своих близких.

Маленькие сувениры - символы Масленицы , можно купить здесь же, если вы не успели сделать их дома. Мысленно вложив в них свои беды и горести, бросить в костёр к сжигаемому чучелу Маслёны - избавиться, таким образом, от несчастий в этом году.

Обязательной частью является чаепитие у самовара с расписными пряниками и баранками. Ну, и, конечно же, угощение блинами и блинчиками с различными начинками. "С пылу, с жару", с маслом, красной икрой, мёдом - это лишь малая часть этого огромного праздника - Масленица!

И хоть этот праздник есть во многих странах, с таким размахом, как в России, его не отмечают нигде! Поэтому множество туристов из разных стран стараются попасть на празднование Русской Масленицы.

Полина Вертинская

Зима всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу - бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло - это первый шаг на пути к обильному урожаю.

Масленица: почему так называется?

Наиболее вероятна и распространена следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали - «Масленицей».

По второй версии такое название праздника появилось уже после принятия христианства. За неделю до Великого Поста нельзя есть , но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда, дескать, и название, связанное с маслеными блинами.

Масленица: дата праздника

Цифра «7», как известно, была магической для язычников. В давние-давние времена Масленицу праздновали в течение семи дней до весеннего равноденствия и еще семь дней - после него. В это время, как верили древние, наступала весна.

С принятием христианства дата празднования Масленицы сдвинулась и сократилась на целую неделю. Христианские лидеры не решились отменять этот , хотя он является языческим. Вместо этого они нашли его весьма удобным: за неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытым и не страдать от отсутствия мясной пищи.

Празднование Масленицы , впрочем, проходит не только с блинами, но и со многими другими вкусностями. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Поэтому-то Масленицу церковь не отменила, а всего лишь установила новую дату, зависящую от начала Великого Поста - то есть привязала языческий праздник к «гибкому графику» самых важных православных праздников, зависящих от подвижного пасхального цикла.

Впрочем, недовольства по поводу стремления народа столь весело отмечать Масленицу были всегда: народ пил, гулял, устраивал кулачные бои и т.п. Но запретить празднование Масленицы вряд ли получилось бы - слишком значимым был этот праздник для простого народа, зима для которого являлась серьезным испытанием. Кстати, в православной трактовке масленичная седмица - это неделя прощения, примирения и подготовки к Великому Посту.

Кустодиев “Масленица”

Именно в честь весеннего солнца пеклись круглые лепешки из теста, замешанного на воде и пшеничной муке. Впоследствии их заменили кружевные блины. Круглые желтые блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Съесть блин на Масленицу - значит, проглотить кусочек солнца, его тепла, нежности и щедрости.

Выпекание круглых «солнышек» из теста - это еще и своего рода ритуал привлечения солнца. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут последующие времена года до следующей зимы. Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце - круглое). Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.

Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток. Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Масленица и медведь - какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной - просыпается. Проснулся медведь - значит, весна пришла. Животные - они ведь все изменения природы нутром чуют. Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю.

Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду. В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, смерть. В последний день Масленицы чучело разрывали или, что было чаще, сжигали на ритуальном костре.

Масленица: дни масленичной седмицы

Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.

Понедельник - первый день масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.

Вторник - второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.

Кустодиев “Блинный вторник”

Среда - третий день Масленицы под названием «Лакомки». Теща приглашала зятя на блины.

Четверг - четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.

Пятница - пятый день Масленицы под названием «тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» - то есть приглашали тещу к себе на блины.

Суббота - предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке . Золовка - это сестра мужа, а невестка - жена брата.

Воскресенье - последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем». Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане - друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.

Веселой и вкусной вам масленицы! Она уже на носу!

Масленица

Масленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра - сырной недели; от повсеместного употребления масла - масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время не едят ничего мясного; рыба, молока, яйца и сыр есть общее для всех. Известное название этой недели по всей России - Масленица.

Масленица - праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.
По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений (см. ). В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.
В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медведем.
Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью:
Ах ты, масленка дорогая,
Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили,
Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались,
Мы катались, лели, катались.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Вторник - заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой - снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.
Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье - проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных - хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица - явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX-начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.