Нестандартные подходы к воспитанию и обучению ребенка. Подходы к воспитанию ребенка в семье и школе

Моя педагогическая позиция: заботиться об укреплении психического и физического здоровья детей; научить детей общению со сверстниками и с взрослыми; работать совместно с родителями, педагогами; использовать разнообразные виды деятельности; организовать педагогический процесс на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку; уметь замечать и поощрять все достижения ребенка.

Основным направлением моей работы является – развитие речи у детей. Речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности детского сада, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитие всех психических процессов с самовыражением, познания других людей. Речь также является средством общения, связана с познанием окружающего мира, в развитии сознания и личности. Общаясь с детьми раннего возраста, практически всегда сопровождаю свои действия речью, т.к. в развитии речи раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Формирование речи происходит как на занятиях, так и в повседневной жизни. Применяю приемы, стимулирующие инициативную фразовую речь: сюрпризное появление игрушек, предметов, их яркий облик, возможность обследовать их свойства, наблюдать движение и звучание. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю игре, так как в ней успешно осуществляется развитие речи. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Педагог и ученый Л. С. Выготский писал: «Только в игре ребенок выше себя на целую голову». С раннего возраста применяю артикуляционную гимнастику, постепенно усложняя. Так же с раннего возраста применяю пальчиковую гимнастику, развивая мелкую моторику. Для закрепления навыков по развитию речи,составила и распространила родителям комплексы пальчиковых упражнений. Представила презентацию для родителей «Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей с применением пальчиковой гимнастики».

Применяю в своей работеновую, для нашего коллектива, технологию «Песочная терапия», которая выполняет релаксационную функцию -снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость, снимает напряжение, вызванное перегрузкой мышц, нервной системы, при этом бурно развивает фантазию.Считаю, что песочная терапия не только положительно влияет на здоровье ребенка, но и учит детей общаться, дружить, помогать друг другу, сочувствовать, через такие упражнения как «сыщики», «самомассаж» и др. Имея «песочный бассейн» в группе - дети могут играть с песком круглый год.

Воспитываю интонационную выразительность, т. е умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма. Провожу работу над речевым дыханием. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четная и ненапряженная артикуляция.

Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада, участвую в районных конкурсах и федеральных.

Моя педагогическая копилка

НОД с применением "Песочной терапии"Малая Родина"

Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог. Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых. Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.

Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития. Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает. Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.

2. Методика Макаренко.

Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе. Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее. Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые. Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.

В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно. Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания. Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.

3. Методика Зайцева.

Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами. Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках. Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.

Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир. Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями. Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.

4. Методика Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным. Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду. Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».

Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли. Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут. Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.

5. Методика Жан Ледлофф.

Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем. До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе. Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.

Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше. Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует. По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.

6. Вальдорфская методика.

Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. Главная задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении. Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды. Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.

Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте. Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация. Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства.

Оксана Дмитриевна Воробьёва (Юдинцева)

Почему Вы выбрали эту профессию ?

Я люблю детей и, сколько себя помню, родственники и ближайшие друзья без страха и риска доверяют мне своих детей. Очень часто вижу, что у кого-то не получается «ладить с детьми» , и тогда у меня появляется мысль помочь. Я уверена, что буду полезна именно в такой деятельности, что я нужна детям, нашей стране. Мне доставляет удовольствие, заниматься таким «святым» делом, видеть радость в глазах детей. Вот поэтому я и выбираю профессию педагога . «Дети – цветы жизни. Только они требуют большего ухода» .

Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми?

Высшим достижением в работе с детьми считаю раскрытие личностных качеств ребенка. Все мои воспитанники становятся более открытыми и откровенными со взрослыми, терпимыми друг к другу. Они рассудительны, умеют аргументировано выражать своё мнение, с уважением принимать точку зрения своих товарищей.

Ваши основные принципы работы с детьми?

В работе с детьми у меня есть принципы :

Поощряй самостоятельность детей, будь верным спутником;

Получай удовольствие от работы;

Говори «не знаю» , если не знаешь;

Улыбайся чаще, от этого в группе светлее;

Будь самим собой.

Почему Вы решили участвовать в конкурсе ?

Я творческий человек. Моё кредо - идти вперёд! Исследовать, изучать, творить, идти к цели и получить достойную награду. Это хорошая возможность попробовать свои силы, обменяться профессиональным и творческим опытом , пополнить свой педагогический багаж.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса, использование инновационных методик.

Использование современных образовательных технологий в практике воспитательно-образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому я использую в совместной деятельности с детьми различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно-образовательной работы, соблюдая при этом принципы : невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, в образовательной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии и игровые технологии, направленные на развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, творческих способностей и индивидуального самовыражения.

Как Вы представляете идеальную образовательную организацию в будущем?

Дошкольный возраст, самый важный период в жизни человека, когда формируется индивидуальность, личность, характер. Детский сад это второй дом для ребятишек, где они "проживают" своё детство. А детство должно быть счастливым. Детский сад должен быть оснащён всем необходимым оборудованием по здоровьесберегающим технологиям. Ведь здоровые дети - это здоровье будущего. Создать все необходимые условия для развития творческих, познавательных, развивающих способностей.

Мой подход к работе с детьми.

В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя задача как педагога - сделать этот опыт удачным, чтобы их старт был успешным. При этом основную цель своей работы я вижу в том, чтобы наполнить повседневную жизнь детского сада интересными делами, идеями, включить каждого ребенка в увлекательную для него деятельность. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности. Общаясь с детьми, стараюсь обеспечить психологический комфорт.

Изложите суть своего подхода, методики обучения и воспитания, которые Вы используете в своей работе с детьми.

Всё воспитание и обучение детей строю на основе личностно - ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности. Я люблю читать, поэтому я стараюсь и своим воспитанникам привить любовь к живому слову. Познакомить их с произведениями прекрасных детских писателей и поэтов.

Свою работу не представляю без взаимодействия с родителями, при этом работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества.

Для становления личности дошкольника стараюсь помочь ему установить эмоциональное отношение ко всему увиденному, развивать способность воображать и символически представлять окружающий мир в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, в играх, в своих рассказах. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Очень рада, что большинство детей с удовольствием бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.

Публикации по теме:

Пасха – великий праздник, который празднуют не только верующие, но и те, кто бывает в церкви только один – два раза в год. Пасха – это любимый.

В нашем детском саду учебный год начался с празднования 430-летия любимого города Воронежа. Дети моей группы приняли участие в городском.

В феврале месяце текущего года в Вышневолоцком районе стартовал конкурс "Воспитатель года 2016", где я приняла участие. В конкурсе принимали.

Развивать у детей младшего возраста творчество фантазии,воображении. Учить создавать композицию из пластилина на «клумбе» детали аппликации,.

К 1 июня, на день защиты детей, мы с ребятами решили поучавствовать в очень увлекательном летнем конкурсе, который проводился в нашем всеми.

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:

  1. Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
  2. Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
  3. Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.

В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.

  • Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
  • Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.

6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:

  • медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
  • валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.

Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:

  • в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
  • в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:

  • Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
  • Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.

Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:

  • в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет - ресурсы
  • в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
  • в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.

Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.