Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине? Православная церковь о празднике Хэллоуин: праздновать или нет.

Media playback is unsupported on your device

Наступление Хэллоуина уже несколько лет сопровождается в России спорами о том, соответствует ли этот праздник национальным традициям и нужно ли его отмечать.

Особенно российских чиновников и консервативных активистов беспокоит празднование Хэллоуина в школах. Так, в Архангельской области местное министерство образования и науки полностью запретило отмечать Хэллоуин, посчитав его "не соответствующим традиционным базовым ценностям, а также негативно влияющим на неокрепшие умы".

Власти аннексированного Россией Крыма пошли на ту же меру. Глава Крыма Сергей Аксенов назвал этот праздник "отвратительным маски-шоу", которое "противоречит духовным и культурным традициям народов России".

Собирать подписи в поддержку ограничения празднования Хэллоуина и полного запрета на использование его атрибутики в детских садах и школах собираются молодые православные активисты. 31 октября они намерены провести акцию "Анти-Хеллоуин" на Старом Арбате в Москве.

Другая группа православных активистов намерена провести "православный рейд" в клубах Краснодара, Ростова-на-Дону и Сочи. Активисты будут "делать замечания нарушителям общественной морали", справляющим Хэллоуин, а "в более тяжелых случаях" - вызывать полицию, сообщил лидер "Православного союза" Роман Плюта.

Русская служба Би-би-си об их отношении к Хэллоуину и получила разные ответы, но даже те, кому Хэллоуин не нравится, не всегда отказываются от празднований. Так, один прохожий заявил, что сам не хотел бы отмечать Хэллоуин, но праздник нравится его девушке, и поэтому они пойдут на костюмированную вечеринку в клуб.

"Наряжают детей бесятками"

Вскоре после заявления Аксенова крымское министерство образования запретило школам отмечать Хэллоуин.

"Костюмы восставших из могил мертвецов, маски и образы зла, кондитерские изделия в виде костей, черепов и тому подобное противоречат формированию и закреплению в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, уважение к истории и культуре народов Крыма и Российской Федерации", - говорилось в сообщении.

Известный борец со всем нетрадиционным, депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил распространить запрет на празднование Хэллоуина в школах на всю Россию.

"Неким непонятным способом этот "чудесный" праздник пробрался уже на уровень детских садов и яслей, где отмечают всякие "хэллоуинчики", детей наряжают бесятками и ведьмами", - сказал Милонов, добавив, что если для какой-то культуры "изображать из себя бесов и сатану - это нормально, то у нас это не в чести".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Выбор костюмов к Хэллоуину в одном из московских магазинов идет полным ходом

Милонов не впервые выступает против Хэллоуина. Так, в 2013 году он в сопровождении группы активистов пришел на уличный праздник в честь Хэллоуина в Санкт-Петербурге и добился прекращения мероприятия.

Против празднования Хэллоуина в школах выступил и ряд деятелей Русской православной церкви. Красноярская епархия отправила письмо в адрес министерства образования региона, не рекомендовав школам отмечать Хэллоуин как "восходящий к дохристианским, языческим обычаям и обрядам".

Хэллоуин действительно имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн (встречается также и название Самайн) в честь сбора урожая, однако связан и с христианским Днем всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших.

Прохожие в Москве по-разному высказались о праздновании Хэллоуина в школах. Одна девушка сказала, что детям нельзя "навязывать" праздник, в котором "нет ничего христианского".

"Школы должны сами решать, праздновать им или нет и каким образом. Если дети хотят, то почему бы не праздновать. Я не вижу в этом ничего антихристианского", - сказал другой респондент, добавив, что сам "не очень поддерживает" Хэллоуин и никогда его не празднует.

От крымских школ до Волочковой

Член Общественной палаты России, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев призвал представителей бизнеса прекратить продажу алкоголя на день празднования Хеллоуина.

"Он приобрел у нас такую популярность благодаря бизнесу, который просто взял готовую маркетинговую модель и начал ее активно интегрировать, чтобы продать побольше. Это же классика", - сказал Хамзаев газете "Известия".

Глава Крыма Сергей Аксенов также объяснил популярность Хэллоуина заговором.

"В последние десятилетия этот "праздник" распространился далеко за пределы англоязычных стран не случайно. С одной стороны, это, безусловно, коммерческий проект, а с другой - средство культурной колонизации, - сказал Аксенов. - Думаю, это стоит помнить как тем, кто собирается "отпраздновать", так и тем, кто зарабатывает на этом деньги".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Хэллоуин имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн в честь сбора урожая, но связан и с христианским Днем всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших

На запрете для школ противодействие Хэллоуину в Крыму не закончилось. Местное отделение "Молодой Гвардии Единой России" провело в пятницу акцию "Люби Свое" - в противовес западному празднику. В программе были, в частности, "работа спортивных площадок русского национального толка", а также угощение пришедших тыквенной кашей.

К общественному порицанию Хэллоуина подключились и знаменитости. Так, балерина Анастасия Волочкова заявила, что этот праздник настолько западный, что уже не подходит России.

"Мне он кажется бесовским. Поскольку я верующий, православный человек, я просто не считаю нужным тратить свою энергию на такого рода непозитивные моменты, - сказала она "Русской службе новостей". - Нужен фестиваль. Фестиваль музыки, танцев, современности, цветов, чего-то позитивного, без рогов, без чертей, без бесовщины".

При этом, как свидетельствует опрос ВЦИОМ , все больше россиян верят в предсказания, колдовство и общение с духами. Так, более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее (38% в это не верят), тогда как в 1990 году доли верящих и неверящих составляли, соответственно, 43% и 21%. 48% россиян считают, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу (в 1990 году - 37%).

На будущей неделе, 31 октября в большинстве стран Запада и, прежде всего, в США, будет, как обычно, широко и с размахом проводиться празднование Хэллоуина. К сожалению, в свое время это поветрие проникло и на территорию некоторых постсоветских стран. России – в том числе. Стремясь приобщиться к «культурным ценностям цивилизации» у нас тоже принялись наряжаться в нечисть, калечить ни в чем не повинные тыквы, устраивать соответствующие «вечеринки» – вплоть до проведения таковых в школах. Вот только делать этого не стоило бы категорически. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, надо разобраться с самой сущностью этого «праздника». Кое-кто называет его «Днем всех святых». Однако, истине это абсолютно не соответствует – Хэллоуин действительно проводят накануне дня, имеющего у католиков именно такое название, вот только отношение он к этой церковной дате имеет примерно такое же, как языческая Купальская ночь к православному Рождеству Иоанна Предтечи. Совпадение дат – и не более. Относительно такового существует версия, что составлявшие святцы церковные деятели (как православные, так и католические) специально старались «перекрыть» таким образом даты наиболее значимых языческих ритуалов, «переключив» новообращенную паству на новые, христианские праздники.

Называют Хэллоуин и «Днем мертвых». Вот это уже ближе к истине, но тоже далеко не вся правда. У кельтских друидов, считающихся «прародителями» Хэллоуина, он был посвящен конкретному «божеству» - то ли Самайну, то ли Самхейну. Разные источники дают разную транскрипцию, да и не суть это важно. В эту ночь кельты воздавали почести и поклонялись «богу мертвых», повелителю тьмы и смерти, проклятых и неприкаянных душ. Ну-ка, давайте, попытаемся найти таковому соответствие в христианском учении... Напрашивающиеся явные аналогии к ночи точно поминать не стоит.

А вот легенда о главном символе «праздника» - щерящейся тыкве со свечой внутри, имеющей название «светильник Джека», происхождение имеет уже вполне христианское. Согласно таковой, помянутый Джек при жизни был грешником, каких поискать – горьким пьяницей, фантастическим скупердяем, ну, и так далее. А еще – редкостным пронырой, умудрившимся каким-то непостижимым образом договориться с самим Князем Тьмы о том, что душу его после смерти в ад, где ей и было самое место, не заберут.

Да только, как обычно бывает в подобных легендах, в итоге перехитрил Джек сам себя – на небеса путь ему был заказан, от преисподней «отмазался», вот и оказался после смерти посреди пустоты. Застряв во тьме, безвременьи и безмолвии, Джек обратился за помощью к старому знакомцу. Ну, да, тому самому – с рогами и копытами. Крепко пахнущий серою «благодетель» ему помог - выхватил уголек из адского костра и сунул в лапы: получи, что заслужил! А уж тыкву для удобства Джек, который с тех пор так и бродит в Вечности, никому не нужный, сам приспособил.

Легенда легендой, но любой священник объяснит вам, что хэллоуиновская тыква, по сути, является злой сатанистской пародией на лампады, возжигаемые перед образами в храме. Да, как, собственно, и весь праздник, суть которого состоит в глумлении над основополагающими принципами христианской доктрины. А перевоплощение в нечисть, пусть даже и шуточное, у православных имеет вполне конкретное название - беснование. Что же до того, что некоторые деятели католической и, тем паче, протестантской церквей в последние годы призывают к празднованию Хэллоуина относиться «толерантнее» и чуть ли не сами принимают участие в таковом... Так у них там многие уже и извращенцев вовсю «венчают»! «Цивилизованный Запад», что с них взять...

А вот Церковь Сатаны, основанная и прекрасно себя чувствующая в США (официально зарегистрирована, признана американской армией в качестве «одной из религий», имеет штаб-квартиру в Нью-Йорке), прямо называет Хэллоуин одним из двух своих главных праздников! На современной Украине, между прочим, к грядущему «торжеству» тоже готовятся со всем усердием – тамошние интернет-ресурсы переполнены соответствующей рекламой, да и на улицах городов билбордов с изображениями зубастых тыкв и веселящейся нечисти – хоть отбавляй. Кстати, сатанинская «церковь» (единственная на все бывшие постсоветские страны!) там тоже совершенно законно была зарегистрирована – через несколько месяцев после победы «майдана». Как вам перспектива совместного празднования с подобной публикой?

К чему приводят игры в «толерантность» и «веротерпимость» прекрасно демонстрирует пример, опять же, Америки. Сперва во Флориде школьники получают в качестве учебного пособия «Большую сатанинскую книгу занятий для детей» - поскольку так решил суд, стремившийся «дать представителям всех религий и атеистам равные права на распространение своей литературы в учебных заведениях». Потом – налоговое управление США заботливо освобождает от налогов школьный клуб, созданный организацией «Сатанинский храм» в штате Вашингтон...

Последствия? Долго их ждать не приходится – в той самой Флориде, где такие умные и толерантные судьи, буквально на днях задержаны две сатанистки... 11 и 12 лет! Бдительные учителя прихватили их, затаившихся в туалете с ножами в руках и готовившихся «принести в жертву» собственных соучеников возрастом помладше. По словам несостоявшихся малолетних убийц, таким образом они собирались отправить на тот свет десятка полтора малышей, после чего планировали «отведать их плоти и крови». Чушь собачья? Как знаете... После сообщений полиции о том, что Росляков сжег Библию перед устроенной им бойней в колледже, мне лично так не кажется.

Собственно говоря, я не пытаюсь ни отговаривать от чего-либо, ни в чем-то убеждать. Просто излагаю достоверные факты. Можно сколько угодно упрекать категорически осуждающих празднование Хэллоуина священников Русской Православной церкви в «клерикализме» или «мракобесии», но не угодно ли выслушать по затронутому нами поводу прямого и злейшего их оппонента? «Я рад, что родители христиан позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать в Хэллоуин!» - эти слова принадлежат Антону Шандору ЛаВею, основателю американской Церкви Сатаны.

Наш мир гораздо сложнее, чем это многим кажется на первый взгляд. Зачастую совершенно не важно – верите ли вы в существование Великого Зла, отрицаете ли его или вас вообще не интересует данный вопрос. Гораздо важнее не делать вещей, вследствие которых Зло само заинтересуется вами...

Инициатива Общественной палаты о запрете празднования Хэллоуина, хоть и не нашла поддержки у минкультуры, но посеяла смуту в обществе. Встрепенулись как противники этого якобы американского праздника, так и сторонники. Причем создается ощущение, что противники и сторонники говорят о разных праздниках. Так какой же все-таки смысл несет Хэллоуин?


Шахназаров: "Хеллоуин в России надо запретить"

Член Общественной палаты, президент центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Федоров обратился с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому дать рекомендацию развлекательным заведениям воздержаться от празднования Хэллоуина . По данным ряда СМИ, такого рода просьба была вызвана в том числе и жалобами россиян из разных регионов на то, что в Хэллоуин на улицах можно встретить пьяных молодых людей, разодетых в костюмы трупов и монстров, которые пугают добропорядочных граждан, в том числе детей. В ночных клубах такие "гулянья" культивируют низменные чувства и переходят в настоящие оргии.

Семь лет назад отечественные социологи указывали, что лишь пять процентов россиян отмечают ночь 31 октября бурным весельем. Для подавляющего большинства граждан России, не верящих ни в чох ни в сон, этот праздник "предвестник грядущего царства Сатаны". Коль сегодня ребенок напялит на себя личину ведьмы или вурдалака, то завтра он непременно окажется в секте, запугивают мнительных родителей некоторые светские и религиозные деятели. Вот только путь от карнавала до реальной жизни не такой однозначный. Многие ли из тех ребятишек, что играли в космонавтов, оказались на орбите? Или, по крайней мере, как-то связали свою жизнь с космосом? Даже игравшие в "казаки-разбойники", и те не разделились на милиционеров и воров.

Кроме реакции на жалобы от "народа" и желание уберечь его от "дурного", президент центра "Аспект" выделяет идеологические мотивы. А куда же чиновникам без них?!

"На мой взгляд, — приводит газета "Известия" высказывание Федорова, — кроме коммерческой составляющей, этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 1990-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение. К тому же, ряд экстремистов использует подобные "праздники" в своих пропагандистских целях. Считаю, что нужно дать идеологическую оценку этому празднику и начать контрпропаганду. У нас ведь есть свои исконные праздники, которые хотя бы не противоречат нормам религиозной этики и общечеловеческой морали".

Министерство культуры РФ устами своей пресс-службы отбоярилось от инициативы: "Этот праздник обычно проводится в кафе и ресторанах, деятельность которых не относится к компетенции минкультуры. Проведение Хэллоуина в музеях, театрах, филармониях и библиотеках не запланировано".

В интервью Pravda. Ru генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", з аслуженный деятель искусств РФ Карен Шахназаров , подчеркнув, что "Хэллоуин абсолютно не связан с нашей историей" и с нашим миропониманием, сказал, что этот праздник ему не нравится. Как признался советский и российский кинорежиссер, он готов поддержать инициативу запрета этого, по его выражению, "страшноватенького праздника". "Он абсолютно не нужен в России. У нас есть свои праздники, со своей историей, со своей традицией. А это какой-то дурацкий, довольно злой и с каким-то нехорошим подтекстом", — отметил в беседе с корреспондентом Pravda. Ru Карен Шахназаров.

Если следовать логике Георгия Федорова и Карена Шахназарова, какой-нибудь, скажем, День Нептуна с его "праздником непослушания" более соответствует менталитету бывших советских граждан, поскольку его традиционно отмечали в наших пионерских лагерях. Если исключить алкоголь, то ряженые в маски вампиров и зомби ничем не лучше и не хуже раскрашенных в чертей и пиратов пионеров страны Советов. Осталось спросить господина Федорова, какая идеологическая подоплека была у праздника Нептуна? Безусловно, не всем — особенно людям старшего поколения — нравится Хэллоуин. Однако далеко не все готовы пойти на крайние меры, причем, на такие дикие, как запрет!

"С одной стороны, этот праздник лично я терпеть не могу, — отметил в беседе с Pravda. Ru советский и российский кинодраматург, художник, режиссер, актер, заслуженный художник РСФСР Александр Адабашьян , — но, с другой стороны, считаю, что запреты на таком уровне — глупость. Поддерживать свои праздники — да. Делать их более яркими и веселыми, согласен. Если что-то запрещаешь, думай, что ты даешь взамен. Если ты не знаешь, что давать взамен, то не запрещай, пока не придумаешь".

Умный человек прекрасно понимает, что одними запретительными мерами ничего не добьешься. Более того, запрет, как известно, сладок, и это вызовет еще больший ажиотаж вокруг праздника, который тупоголовые взрослые дяди хотят отнять у детей. Этот праздник полюбила детвора во всем мире. В прежние времена этот "праздник непослушания" вызывал восторг у детишек, которые скучали во время чопорных религиозных церемоний. Может быть, некоторым взрослым и хотелось бы, чтобы дети вели себя как маленькие старикашки, а детворе хочется стоять на голове и дурачиться. Интересно, маленький Жорик Федоров надевал карнавальную маску или с младых ногтей это уже был бюрократ.

"Тут и комментировать нечего. Если у Общественной палаты нет более важных дел, я могу им подсказать, что им запрещать", — отреагировала на федоровскую инициативу певица Лолита Милявская . В интервью Pravda. Ru актриса и певица сказала: "Я думаю, что если вы обзвоните еще пару людей, моих коллег, то Общественной палате подскажут, чем им надо заниматься. Уже много бестолковых вещей было ими принято. Хотят развлекаться, пусть развлекаются. Нам от этого только весело на них смотреть".

Человечество всегда пестовало карнавальную культуру. Почитайте признанный труд нашего замечательного мыслителя и культуролога Михаила Михайловича Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса". Исследователь "смеховой культуры", ученый с мировым именем Михаил Бахтин, на примере карнавала, в котором отсутствует "официальность" и догматизм, доказал, что "сама жизнь играет". Серьезности религиозного действа противопоставлен карнавал чертовщины. Для тех, кому скучно читать академический труд, можно порекомендовать обратиться к роману с детективным сюжетом. Мы имеем в виду книгу "Имя розы" Умберто Эко. Именно книгу, а не ее экранизацию, где тема смеха в религии выхолощена в угоду зрелищности. Зато в художественном произведении об этом говорится много и интересно.

Режиссер и сценарист Александр Митта , снявший прекрасный "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" с Владимиром Высоцким, в интервью Pravda. Ru отметил: "Я несколько лет провел в Америке и видел этот праздник. Это один из самых веселых праздников, которые я видел. И он не только в США, но и в Мексике, где это народный праздник. Там люди относятся к смерти очень здраво, с юмором, с достоинством. Там понимают, что все люди помрут, это единственное, что всех людей объединяет: и бедных, и богатых, и здоровых, и больных. Всех. Поэтому чего бегать-то от этого? Надо на это уметь с достоинством, весело смотреть. И когда палата говорит — не надо праздновать, она показывает свою трусость и нежелание смотреть жизни в глаза".

Невозможно согласиться с утверждением о том, что Хэллоуин якобы американский праздник. Не видим ничего плохого — и тем более "идеологически вредного" — в "американскости" Дня всех святых, но справедливости ради заметим — этот праздник европейский. Его истоки можно проследить у древних римлян и кельтов. Его кельтское название Самайн. Нынешнее, более употребительное его наименование, возникло благодаря тогда еще не расколотой Церкви, а не в недрах язычества.

В Средние века День Всех Святых был известен как All Hallows, ему предшествовала ночь, которую называли All Hallows Eve (канун Дня Всех Святых) и впоследствии стали произносить Halloween (по-английски hallow — святой). Именно Церковь узаконила шествие ряженых и костры. Большинство европейцев отказалось праздновать Хэллоуин по той причине, что 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга, написанный им на латыни документ с 95 тезисами, что принято считать началом Реформации в Германии. Зато за океаном праздник обрел второе дыхание и вновь вернулся в старушку-Европу.

Протоиерей Георгий Завершинский

Шотландия и Ирландия, где я служу, – родина Хеллоуина. Этот вечер накануне (или сочельник, как принято говорить в православной традиции) Дня всех святых. Здесь он охватывает школы, общественные заведения, магазины – в общем, многие места, где люди собираются. Праздник очень древний, впервые он упоминается еще в Средние века. Здесь его помнят родители, родители родителей, в общем, все предки с давних кельтских времен. Это часть местной культуры. То есть известен он всем давно, и при этом каждый раз появляются какие-то новые персонажи, новые наряды.

Само по себе это явление связано с окончанием лета и началом осенних дней и непогоды. Обычно так совпадает, и в этом году вышло так же, что как раз к Хеллоуину ясные солнечные дни сменяются ненастными, облачными и мрачноватыми. По древнекельтской традиции как раз в конце октября был такой праздник окончания лета – все радостное и светлое уходит, и наступает такое мрачное темное время. И как с этим быть? Человек не любит, боится, опасается того, чего он не знает, не представляет, не видит. Поэтому понятно, что есть светлые, духовные силы, которые связаны с Днем всех святых (это и наши ангелы-хранители также), как это было в древней кельтской Церкви, и есть силы, напротив, агрессивные. Это силы зла, тьмы, смерти, разрушения. Так вот, пока они невидимы – они действительно могут быть страшными, могут подталкивать кого-то к каким-то неблаговидным поступкам и действиям.

Но как этого избежать? Люди просто приходят к тому, чтобы это изобразить, как бы разыграть эти силы, сделать представление, фейк.

И, посмеявшись вдоволь над злыми силами, пошутив, мы показываем, что этих сил, способных принести зло, на самом деле как бы и нет. Так снимают напряжение от приходящей осени и ненастья. Психологически это вполне понятно.

В России есть предосудительное отношение к Хеллоуину, многие священники и миряне высказываются против него. Но, на мой взгляд, сама эта кельтская традиция никакого объективного зла не несет. Чем больше я пребываю в Ирландии и Шотландии, тем больше я понимаю, почему Хеллоуин привязан к Дню всех святых и почему Католическая Церковь относится к этому празднику благожелательно и разрешает детям в нем участвовать. Здесь, в местных православных приходах, родители иногда спрашивают, разрешать ли детям участвовать в этом празднике. Нужно ли запретить? Одноклассники будут шутить, смеяться, а ребенок останется один, как перст, и от этого, конечно же, будет переживать, ему станет неприятно. Поэтому традиционно, с того времени, как священники служат здесь на православных приходах, многие из них говорят родителям, что надо делать так же, как все.

Здесь еще есть такое детское развлечение – trick-or-treat. Буквальный перевод – «сладость или гадость». Это когда дети стучатся в дом и выпрашивают сладости, и если не дашь что-нибудь вкусненькое, то они могут сделать какую-нибудь «гадость», проказу. Могут что-нибудь разрисовать, но ничего криминального, конечно, не сделают.

Эта шутка, розыгрыш как бы показывает, что то, чего мы боимся, – этого на самом деле нет. И приходящая непогода тоже не должна действовать на человека угнетающе, вводить в депрессию, уныние. Для этого такой розыгрыш позволяется.

Обычай праздновать Хеллоуин живет уже давно и охватывает большие регионы. Эта традиция, идущая еще со Средних веков, есть не только в англосаксонских странах. Она вместе с какими-то новыми технологиями, явлениями массовой культуры вползла и в Японию, и в страны Юго-Восточной Азии. Во многих местах она прижилась, потому что, видимо, люди находят в этом определенного рода развлечение, дети радуются, для них это приключение, и видеть в этом только лишь что-то плохое было бы неправильно. Ведь это, наоборот, насмешка над дурным.

Как в математике есть метод доказательства от обратного, так и здесь – нарядись в «зло» и покажи, что его для тебя нет. Фантазия человеческая сама подсказывает, как сделать так, чтобы не бояться, оставаться с миром в душе, оставаться свободным человеком. Смех и чувство юмора – большой дар человека, и чтобы избежать зла, надо над ним посмеяться – «мы тебя не боимся». Мы ставим себя вне зла, со стороны наблюдаем за ним, подсмеиваемся над ним. Всегда надо помнить, что зло все равно не может совершаться без согласия человека.

Хеллоуин, конечно, отождествляют с неоязыческим праздником, и Церковь негативно относится к появлению целой культуры вокруг этого праздника – музыкальной, театральной, литературной. Появились фильмы ужасов, связанные с Хеллоуином – очень тяжелые, с психоделическим оттенком. Все это носит уже коммерческий характер, захватывает массы, и это, к сожалению, невозможно запретить.

Я тоже высказывался, как и многие священники, что неправильно праздновать Хеллоуин, что это «карнавал зла, праздник духовного обнищания». Но со временем я понял, что это именно карнавал, а подлинного зла в этом может и не быть. Это – фейковое зло.

Искусственно препятствовать, ставить преграды, запрещать Хеллоуин, по крайней мере в наших приходах в англоязычных странах – бессмысленно. Можно, конечно, призывать детей выбирать каких-то персонажей помягче. Но в целом – если ты всерьез принимаешь этот праздник, получается, ты и участвуешь в нем. Всерьез с этим бороться, не давать этому ход – так получится «зло на зло».

Конечно, зло привлекательно, оно интересно, оно дает пространство для фантазии, такого псевдотворчества – дети разрисовывают себя, какие только наряды себе не делают. Действительно, это настоящая фантасмагория. Сейчас я уже не берусь давать оценку этому празднику – хорошо это или плохо. Мне вообще кажется, что время, когда против этого праздника активно все боролись, проходит. «Негативное влияние Запада, развращение»… Попробуем как-то сменить интонацию, сменить полюса.

Конечно, я бы не рекомендовал праздновать этот праздник у нас в России. Не надо в этом участвовать. Это не является нашей традицией, и совсем не обязательно ее брать. Может, когда-нибудь в России появится свой православный «анти-хеллоуин», в российском исполнении – с Лешим, Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным. Если бы такой праздник увлек нас в России, все наконец отвлеклись бы от Хеллоуина. Тем более, в отличие от кельтов, для русского человека это и правда может быть опасно, потому что нам свойственен такой серьезный, драматичный подход ко всему, мы и правда можем как-то перейти эту шуточную грань.

Главное, что я хочу сказать – не нужно принимать этот праздник всерьез, не нужно с ним бороться как с каким-то настоящим огромным злом, и тогда все это, не имея в России корней, так же легко уйдет, как и пришло. Если же серьезно бороться с тем, что не является серьезным, то можно попасть в неловкое положение, а Хеллоуину только того и надо!

Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием . О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?

Мне, как приходскому священнику, неоднократно приходилось слышать вопросы от родителей детей и подростков, которых в школе тем или иным образом втягивают во все это; иногда даже подобная инициатива исходит от администрации школы, от учителей. Особенно празднование характерно для частных учебных заведений. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, с этим, тем не менее, совершенно не считаются. Когда я учился в школе, у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь своему ребенку сделать какой-то костюм, чтобы он был в нем на новогоднем или ином балу. Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и, конечно, дети, не имеющие еще духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более что они воспринимают все с доверием, раз это исходит от учителя - взрослого, авторитетного человека.

Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле - это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.

Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь - за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.

Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.

Здесь - то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?

Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как и . Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень и было равносильно измене вере.

Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей - вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?

Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые - стойкие люди - нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача - все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин - это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский : «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит - это как раз про наше время.

Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы - коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя - вроде бы люди авторитетные, уважаемые - иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении - легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно - зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.

И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и . Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача - воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.

Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин - это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?

В Интернете, в других источниках очень , о его языческих, оккультных корнях - в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком - обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа - можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. - и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.

Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная . А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций - обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева , в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?

Мы, православные, - счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования - яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.

Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается - хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании , о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.

Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, - и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.

А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?

Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а - это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу - и с этим тоже надо бороться.

Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.

Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство - это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, - но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь - очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.

Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.

Повторюсь: человек за каждое праздное слово - не только за праздное действие - несет ответственность перед Богом.

Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.

А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.

Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.

Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.