Увы, в настоящее время Россию нельзя назвать страной, в которой существует развитая государственная программа по поддержке и реабилитации детей-аутистов. Это значит, что вся сложность диагностики и коррекции аутизма у малышей ложится в первую очередь на плечи родителей. А значит, первое, что родителям следует знать – по каким симптомам можно предположить, что их маленький ребенок болен одним из аутистических расстройств.
Аутизм – это не болезнь!
Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова.
Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.
Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов - зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).
У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно - они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.
К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.
10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом аутизм. Три года назад – статистика выросла до 1 на 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?
Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:
- Социальные симптомы;
- Проблемы коммуникации;
- Монотонность (стереотипность) поведения.
1: Социальные симптомы аутизма у детей
- Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
- Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
- Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
- Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
- Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
- Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
- В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
2: Дети аутисты и трудности коммуникации
- Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
- Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
- Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
- Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
- Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
- Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
- Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
3: Симптомы аутизма у детей: монотонность поведения
- Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
- Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
- Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
- Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
- Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);
Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.
Лечение детей аутистов: где взять «волшебную» таблетку?
Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.
Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе.
Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.
Повторимся, что коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой - может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п. В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.
Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода паззл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.
Родителям ребятишек с тем или иным расстройством аутистического спектра необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, по узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку так или иначе предстоит жить.
Аутизм - серьёзное отклонение в поведении, когда человек больше направлен на свой внутренний мир, нежели вовне. Оно не лечится, но поддаётся коррекции, особенно, на ранних стадиях. Как же распознать признаки аутизма у маленького ребёнка до 1 года, до 2-х и 3- лет?
В той или иной степени аутистические признаки встречаются примерно у 1 из 70 детей, причём у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Аутизм проявляется по-разному: кому-то удаётся так или иначе адаптироваться и вести обычную жизнь, кому-то — нет. Но в любом случае, чем раньше начать коррекцию, обучая малыша навыкам общения, тем проще ему будет. Сейчас существует множество методик работы с аутистами, некоторые из них весьма эффективны. И главная задача родителей — распознать тревожные симптомы как можно раньше. Перед вами 10 ранних признаков аутизма, которые должны насторожить вас.
Младенец не отвечает на улыбку, не реагирует на маму
В норме уже в возрасте 2-3 месяцев кроха узнаёт маму, улыбается ей, издаёт радостные звуки. Некоторые малыши улыбаются даже посторонним людям, тогда как детки с аутистическими чертами отличаются малой эмоциональностью. Ребёнок не устанавливает зрительный контакт.Обычно младенцы, научившись фокусировать взгляд, стремятся смотреть в глаза людям, которые к ним обращаются. Малыши, страдающие , не устанавливают зрительный контакт, даже когда с ними разговаривают.
Малыш не интересуется людьми
Оглядеть нового человека, проследить за ним, ответить на его мимику и жесты, прислушаться к словам — обычное поведение для грудничка. Один из ранних симптомов аутизма — когда ребёнок вообще не реагирует на людей, не стремится пообщаться с ними, не нуждается в том, чтобы его заметили, подбодрили и поиграли с ним. Также для аутизма характерно отсутствие стремления подражать взрослым, копировать их поведение.
Кроха не любит прикосновения
Большинство детишек обожают нежные мамины прикосновения, объятия и поцелуи. Многие не прочь залезть на ручки и к другим родственникам и друзьям семьи. Малыши с аутистическими чертами не любят нежничать, не нуждаются в том, чтобы их приласкали или пожалели, не хотят на ручки, вырываются, отталкивают даже маму.Задержка речи
Отсутствие навыков общения — один из главных признаков, указывающих на аутизм. Такие детки не гулят и не произносят слоги даже в год; не указывают на предметы пальцем; не реагируют на своё имя, когда кто-то произносит его. Чаще всего речь малыша-аутиста состоит в основном из фраз, которые он слышал по телевизору или где-то ещё, причём карапуз повторяет одно и то же много раз. А если ребёнку задают вопрос, вместо ответа он просто воспроизводит его в той же форме.
Проблемы в эмоциональной сфере
Аутисты не умеют понимать чужие и адекватно выражать свои эмоции. Их мимика и жесты зачастую не соответствуют сказанному, они не могут распознать иронию, сарказм, не понимают шуток. Иногда малышей с аутистическими чертами считают просто тихими, спокойными, застенчивыми. Стоит помнить, что в норме ребёнок ведёт себя раскрепощённо с самыми близкими, даже если стесняется новых людей. Аутисты же одинаково равнодушны ко всем.
Ребёнок не участвует в игре
В норме ближе к 3 годам малыши начинают участвовать в играх с другими детьми или со взрослыми, стремятся стать частью компании, поддержать затею. Если карапуз сторонится и взрослых, и сверстников, не понимает правил игры и не стремится в ней участвовать, предпочитая проводить время в одиночестве, возможно, это признаки аутизма и его пора показать врачу.
У малыша есть навязчивые движения
Аутисты успокаивают себя монотонными навязчивыми движениями. Тревожный признак, если ребёнок может подолгу кружиться на месте, раскачиваться, хлопать в ладоши, биться головой, постукивать по ушам и пр.
Кроха увлекается странными предметами
Маленький аутист может совершенно не интересоваться игрушками и играми, зато часами наблюдать, как работает выключатель света, мигает лампочка, вращаются колёса, растягивается и стягивается резинка. Также для аутизма характерно выкладывание предметов в ровные ряды.
(ранние признаки аутизма, подборка с форума)
Аутизм уже назвали болезнью 21 века. Детей с отклонениями аутичного спектра рождается все больше и больше. Конечно, все родители думают, что это довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Таков защитный механизм психики, называемый реакцией неприятия или ухода от реальности. На самом же деле особый ребенок может появиться в любой семье.
Вот что говорит статистика
Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту заболеваемости сохранится и в будущем. Сегодня ассоциация Autism Speaks уведомляет о преобладании аутизма у 1 из 88 детей (1 из 54 мальчиков, и 1 из 252 девочек).
Аутизм считается неизлечимым, но его можно компенсировать настолько, что «инакость» не будет мешать ребенку жить в нашем не очень толерантном обществе, и чем раньше начнется процесс реабилитации, тем больше шансов на успех. В некоторых случаях раннюю диагностику аутизма возможно было бы провести уже до 1-1,5 года... И, к сожалению, во все колокола необходимо бить именно родителям, так как официальный диагноз, как правило, появляется уже слишком поздно (хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда, и руки опускать нельзя в любом возрасте).
Сенсорные навыки/познавательные процессы:
- Отсутствие интереса к игрушкам (игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т. п.).
- С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.
- Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).
- Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.
- Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).
- В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали... У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали... В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал...)
- Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы - такой интерес к свету-тени - может, фотографом будет?
- Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех...А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.
- Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).
- У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вообще отказывался есть. Далее с едой тоже были проблемы. Если уж что я и набирала в поисковике, так это "ребенок не ест". Так кто бы знал, что так вообще бывает! Мамочки, у которых такая же проблема, набирать нужно "избирательность в еде". Сначала стали вводить овощи.Не ел. Ни-че-го! Ни с ложки, ни с пальца, ни под музыку, ни под игры. Времени у меня было много, энергии тоже, денег хватало. Я взялась за проблему с энтузиазмом. Пробовала разные фрукты-овощи. Разные температуры. Разные консистенции. Разные производители - и сама делала, и пробовала готовые пюре. Выяснилось, что едим мы только яблоко и банан. Потом каши. Тот же путь. Творог и кефир подошли. Потом мясо. Тот же путь. общем, заработали мы себе этими поисками почти полное избегание ребенком еды. У няни получилось лучше. Придя к нам в 1,3, она очень боялась, что он у нее не станет есть, и начала первую неделю с одного творога и кефира (что ел с удовольствием). И очень постепенно расширила меню до каши (нескольких видов), творога, яблок, банан, курицы и супчика. Это и едим до сих пор. Конфеты стали есть только недавно (а предлагали почти всегда - конечно же пугало, что ребенок не ест и не просит конфет). В общем, с нами ребенок вообще не ел с ложки. Только кусочками, когда уже смог есть куски.
- Ребенок ел только из одной бутылочки. С большим трудом ликвидировали роддомовский пузырек с ужасной соской, который, каюсь, пришлось у них выкрасть, так как ребенок отказывался взять в рот что-либо другое... Но до конца так и сосал только одну Авентовскую соску. Также настойчиво, как позже ел только толченую картошку с соленым огурцом .
- И мне тоже пришлось выкрасть из роддома соски, т.к. мой тоже орал всегда, орал везде, орал так, что нас не хотели выписывать…
Социализация
- Отсутствие визуального контакта (очень трудно поймать взгляд, не смотрит долго в глаза).
- Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться "заглядывать в глазки". О том, что "страдает визуальный контакт", мысли не возникло.
- Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза - это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется - контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю - никогда на людей не пялилась, взгляд "в пространство", такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.
- Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать "не смотрит в глаза". Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят - долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. "Имеет право интересоваться тем, что ему нравится"- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит - не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!
- Временами отсутствие реакции на звуки и голос.
- У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала - реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука - тугоухость исключена.
- Также и с именем - другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: "Катя" - девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде - ни на улице, ни дома, никогда....
- Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.
- Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).
- Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И... Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так - сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.
- О ни учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.
- Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.
Здоровье/Физическое развитие/Поведение
- Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации, нежелание менять деятельность).
- Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший - всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда-либо.
- На улицу - с истерикой, с улицы - с истерикой. В ванну - с криком, из ванны - также. Далее составляющие можно менять.
- Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).
- Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные - кричал на разные голоса очень пронзительно - ему нравилось ; визуальные - часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки ; тактильные, вестибулярные - кружился, висел вниз головой .
- Н ачал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. В от они - ранние признаки....
- Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.
- Очень любил бросать камешки. Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.
- Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.
- Плакал часто и много, не спал много и часто.
- Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.
Речь/Коммуникация
- Нарушение коммуникации (отсутствие указательного жеста, не выполняет просьбы).
- Я так долго не могла понять, что у нас нет УКАЗАТЕЛЬНОГО ЖЕСТА ! Ребенок не показывает пальцем! Когда-то меня учили, что показывать пальцем неприлично, и я даже радовалась, что у ребенка нет этой плохой привычки. В лучшем случае, он показывал всей кистью или брал мою руку в свою и вел к тому предмету, который хотел.
- Отсутствие речи или развитие речи (иногда даже с опережением сверстников) и постепенный регресс.
- В рачи меня спрашивали - во сколько начался лепет. Лепет? Что это такое? "Ну, - говорят, когда ребенок повторяет слоги, лопочет". Мне стало страшно… У нас никогда не было лепета. Он появился только недавно. А так, сразу было слово "мама". Через какое-то время появилось "па", потом "баба", потом "дядя", "кар" - кораблик - все к месту, по большой нужде (когда уж сильно что-то было надо), и куча звуков, которые я научилась различать - тс-поезд, с-автобус, ааа-вода, а-собака... А потом и звуки пропали, и как-то «мама» употреблял все реже и реже. А я все читала советы: "У меня ребенок не говорил до двух лет, а потом как прорвало". "Мы отдали ребенка в садик, и тут он как заговорил - отдайте и вы своего!". "Не волнуйся, мальчики говорят позже". "Сейчас многие детки начинают говорить позже". Хуже этих советов нет. Кстати, я как-то поинтересовалась у мамы, которая говорила, что как только дочку в садик отдала, она заговорила, а до этого молчала. Ради интереса, я спросила: «А как это - молчала? Не было вообще слов, звуков, жестов?» "Не, - отвечала мама, - она говорила слов 30, простые фразы, просто связанного диалога не получалось". Вот что скрывается зачастую за словами "До садика, до двух лет и т. п. ребенок молчал, а потом заговорил".
Цитата из дневника:
1,5 месяца
У тебя уже очень богатый лексикон. Любимые слова "Ку" и "Гу". Именно их ты произносишь как-то с особой нежностью. В периоды радостного возбуждения звучат "Ау" и "Огу". Еще проскальзывали "Го" и "Гы". А когда выталкиваешь изо рта бутылочку, получается "Га".
2,5 месяца
Наша речь стала более разнообразной и выразительной. Меняется интонация. "Слова" уже становятся двусложными, типа "кигу".
3 месяца
У нас были гости, всем, конечно, очень хотелось послушать, как ты говоришь, но ты весь день молчал, как партизан.
3,5 месяца
Ты так и продолжаешь молчать. Может быть, горлышко болит, но ты не произносишь ни "слова"... Конечно, плачешь и мычишь, но это все.
4,5 месяца
Наконец-то ты опять начал разговаривать. Правда, пока только "Огу", но мы уже и этому рады.
(Это был наш первый регресс в речевом развитии. Замолчал в тот день, когда в доме появились незнакомые. Возможно, совпадение, но факт остается фактом. В 4,5 месяца ребенок опять стал быстро набирать сперва слоги, затем слова. Последняя запись о новых словах - в 14 месяцев. К тому моменту в нашем словаре насчитывалось 15-16 слов. А далее речь опять стала пропадать. Остались только 4 слова, которые он произносил крайне редко, только когда это было надо ЕМУ. А позже начал формировать "свой" язык).
Это, конечно, не полный перечень, но наиболее часто встречающиеся ПЕРВЫЕ проявления. Со временем симптомы усугубляются и появляются новые, такие как аутоагрессия, ритуалы...
- С годов 1,5 начались стереотипные действия и маршруты . Сначала маршруты - ходили по одному и тому же пути. Потом нужно было сделать определенные ритуалы. На мостике остановиться, и еще раз пройти. У колодца сказать - "вода". У одного из окошечек (если там не было кошки), сказать "нет кошечки!". При выходе из ванны - обязательно посмотреть в зеркало, вытащить цветочек, поставить в вазу, поцеловать себя в зеркале... и т.д. Также были действия - открывать-закрывать двери. Т.е. я могла полчаса стоять у раздвижных дверей, а Тима бегал туда-обратно, и так каждый раз при входе в магазин. Или включали-выключали микроволновку час. Или наливали чай: нальет воду в чайник, вскипятит, нальет в кружку, заварит чай, насыплет сахар, помешает, все выльет, и... снова, около часа. Как то меня муж спросил: " А почему ему нужно у одного из подъездов обязательно подойти и притронуться рукой?". Я бодро ответила: "Это навязчивые действия. Он компенсирует свою тревожность. Он ведь уже понимает, что не говорит, и переживает от этого". Нет, я чувствовала, что это все не так.
«С моим ребенком что-то не так», - именно так формулируют свои первые жалобы мамы, чьим детям впоследствии диагностируют аутизм. Первое время очень сложно сформулировать, что именно беспокоит в поведении ребенка. Мама очень устает и физически, и психологически, пытается найти ответ у педиатра, но, как правило, уходит ни с чем - ребенок здоров. Знакомые с детьми тоже уверяют, что беспокоится не о чем.
- Вообще, первый звоночек, который звенел - мне очень тяжело ! Я не могла поверить, но мне было очень тяжело. У всех подруг вроде как - тяжело в худшем случае первые полгода, а потом жизнь налаживается. А я думала, что я такая слабая, неумеха, что ничего у меня не получается. И мне тя-же-ло. У других как-то первые 3 месяца тяжело, потом прямо умиротворенные мамы с детьми. А у меня сплошной стресс, сплошные нервы. И внешне-то вроде, как у всех, ибо очень быстро я научилась ловить состояние, и облегчать его. Но вот это напряжение... Когда мужу объясняла про наше заболевание, говорила: "Ну, нам ведь всегда с ним было тяжело". А он: "Да все у нас как и у других - ну покапризничает, да перестанет". А это достигалось тем, что я до "капризов" не доводила. Но это и выматывало.
- Как понять норма или нет? Понимаете, здесь главное мысль донести, что беспокоиться надо, когда не один- два пункта подошли, а хотя бы по 2 в каждой группе. Да, конечно, все дети любят бросать камушки, НО не по 2 часа подряд! И их не забирают от камушков с жуткой истерикой, правильно? Да, многие дети убегают от родителей, но не каждый ребенок уйдет за километр, даже ни разу не оглянувшись, один он или нет, чувствуете разницу? Я помню, как начинала рассказывать знакомым о нашем поведении, мне тоже часто говорили, что их дети ведут себя также... "Ну и что, что все время бегает, это же хорошо для мальчика?" А то что, когда он бегает, он может сделать ВСЕ что угодно, например, "выбежать" с балкона 7 этажа, это уже никого не интересовало... Некоторые из тех знакомых, поняли, о чем шла речь, только когда побыли с ребенком хотя бы несколько часов подряд...
- Мамы, которые прочитают эту тему. Если вдруг вы узнали своих деток, вдруг вас насторожил только один момент - читайте, узнавайте, консультируйтесь с врачами! Если вы знаете только одного аутенка - вы знаете только одного аутенка. Аутизм очень разнообразен. Ваш участковый врач вам не поставит никакой диагноз. Ходите к разным специалистам. Если чувствуете "с ребенком что-то не так!" - обойдите всех! Время - вот что может помочь! Мы стали работать, когда ребенку уже было три года. Начинайте раньше. Шансов больше. Не бойтесь увидеть проблему. Лучше перебдеть.
- Аутизм в таком раннем возрасте действительно очень сложно уловить. Мне до сих пор многие не верят, что с моим сыном что-то не так. Ну, само собой, они его видят по часу в день во дворе, а я с ним круглые сутки и то, что для них порой выглядит, как забавная шалость (ну, подумаешь, не отзывается, когда мама зовет - просто балуется, подумаешь, не говорит «МАМА» - просто нет необходимости, наверное, вы его балуете сильно; подумаешь, укусил - все детки кусаются) для меня уже открывается как нарушение развития определенное.
- А ещё, мне кажется, взгляд у аутят особенный. Раньше я, кроме своего, не знала других ребятишек с таким диагнозом. Теперь ходим на занятия, и вижу эту общую черту. Очень редко так смотрят - очень внимательный, глубокий взгляд, непростой какой-то, вглубь тебя как будто заглядывают
Не стоит пугаться, если пара особенностей характерна Вашему ребенку. Чтобы заподозрить аутизм, нарушения должны присутствовать во ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ группах, а чтобы подтвердить или исключить диагноз обязательно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе.
Список врачей и центров в Новосибирске, которых Сибмамы рекомендуют для подтверждения или исключения аутизма:
Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими. Дети, страдающие аутизмом, не могут развивать дружеские отношения со сверстниками. Возможно, они бы и хотели с кем-то подружиться, но не знают как или просто не испытывают к этому никакого интереса.
- Они иногда стараются изо всех сил, чтобы понять и отозваться на чувства других людей.
- Аутичные дети, возможно, не захотят присоединиться к коллективной деятельности либо потому что это трудно, либо потому что им это не интересно.
- Дети, страдающие аутизмом, могут вести себя необычно в плане личного пространства: некоторые могут противиться прикосновениям или не понимать смысл личного пространства.
- Еще один признак аутизма - это когда ребенок не пытается утешать других, когда они огорчены.
Обратите внимание на невербальную коммуникацию ребенка. Аутичным детям может быть не комфортно, когда с ними устанавливают зрительный контакт.
- У них может быть унылое выражение лица, или они могут демонстрировать преувеличенные переживания.
- Дети, страдающие аутизмом, не понимают или не отвечают на другие невербальные сигналы.
- Аутичные люди не могут использовать жесты или испытывают трудности с пониманием жестов других людей.
- Аутичные дети часто не указывают на предметы сами или не реагируют, когда указывают другие.
Обратите внимание на вербальную коммуникацию своего ребенка. Дети, речь которых не развита или замедлена, могут страдать аутизмом.
- Голос аутичных детей, которые говорят, может быть вялым или монотонным.
- У некоторых аутичных детей наблюдается эхолалия, или повторение слов и фраз, которое помогает общаться и сосредотачиваться.
- У детей с РАС есть общая особенность, они часто путают местоимения (говорят "ты" вместо "я").
- Многие аутичные люди не понимают шуток, сарказма или поддразниваний.
- У некоторых аутичных людей речь может развиться позже или вообще не развиться. Эти люди могут жить счастливой и активной жизнью, пользуясь альтернативными способами коммуникации, например: средствами печати, языком жестов, с помощью обмена карточками/картинками или другими. Вмешательство на ранней стадии может помочь аутичному ребенку научиться пользоваться этими средствами.
Определите, есть ли у вашего ребенка пристрастие к особым интересам. Увлечение одной темой, например компьютерными играми или номерными знаками, может указывать на аутизм. Люди, страдающие аутизмом, увлекаются конкретной предметной областью, изучая ее со страстью, и делятся информацией с кем-либо, кто будет их слушать (с энтузиазмом или без).
- Аутичные люди часто увлекаются фактами и цифрами, запоминая их по категориям.
Учитывайте, соответствуют ли интересы вашего ребенка его возрасту. Эмоциональное развитие аутичных людей отличается от развития их сверстников со здоровой нервной системой, и это может привести к тому, что им будут нравиться необычные вещи.
- Не удивляйтесь, если 12-летний будет читать классическую литературу шутки ради и смотреть мультфильмы для малышей. Они могут в некоторых отношениях как "отставать", так и "опережать".
Понаблюдайте за тем, как они играют. Дети, страдающие аутизмом, как правило, играют по-другому, нежели обычные дети. Они больше ориентированы на создание системы, чем на воображаемую игру. Они могут показывать необычные способности с развивающими игрушками.
Обратите внимание, как ваш ребенок реагирует на сенсорные стимулы. У многих аутичных детей есть заболевание органов чувств, состояние, при котором у них может быть повышенная, либо пониженная чувствительность.
- Дети, у которых заболевание органов чувств, могут становиться подавленными, когда они перевозбуждены.
- Обратите внимание, если ваш ребенок начинает прятаться из-за какого-то шума (например, пылесоса), хочет рано покинуть мероприятие, ему трудно на чем-то сконцентрироваться при наличии отвлекающих факторов, постоянно активен или расстраивается в громких или людных местах.
- Некоторые аутичные дети странно реагируют на сильные запахи, яркие цвета, необычные текстуры и специфические шумы.
- Дети, у которых заболевание органов чувств, часто либо теряют самообладание, либо ведут себя импульсивно, когда они перевозбуждены. Кто-то может замыкаться в себе.
Примите к сведению нервные срывы. Нервные срывы похожи на истерики, но они происходят без причины и их нельзя остановить, если они начались. Они происходят тогда, когда вырывается наружу накопленный стресс. Иногда они вызваны сенсорной перегрузкой.