Проект по обществознанию на тему этикет. Исследование в проекте что такое этикет

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

«Здравствуйте!» Слово «здравствуйте» - имеет глубокий смысл. Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рад видеть вас здоровым. Это приветствие действительно способно оказывать влияние на самочувствие тех людей, к кому оно обращено. Произнесенное с доброжелательной интонацией слово «здравствуйте» несет в себе заряд позитивной информации и способно вызывать у человека положительные эмоции. "Здравствуйте", сказанное с негативным оттенком, изначально разрушает контакт. Важно произносить это слово дружелюбно, с уважительной интонацией и позитивным настроем, глядя человеку в глаза, улыбаясь.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Телефонные разговоры На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу. Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит? Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной). Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку. Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым. Тем более если вы звоните по телефону-автомату. Помните: другие ждут своей очереди. Постарайтесь вести себя корректно.

Слайд 10

Описание слайда:

Нормы поведения на улице Главное правило поведения на улице - не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. У нас в стране правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т.е. держите их (вещи) в правой руке и идите в этом случае справа (даже если вы идете с дамой). Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам, тем более если вы гуляете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева (при этом не забудьте произнести: "Позвольте пройти", "Будьте добры"). Если вам необходимо остановиться на улице (встретили приятеля, нужно достать какую-то вещь из сумочки и т.п.), отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, не затруднитесь вежливо извиниться. Если вам понадобилась на улице справка или указание, обращайтесь с вопросами к милиционеру, почтальону, водителю. А при отсутствии их поблизости можно вежливо спросить у прохожего, извинившись за затруднение. И получив справку, поблагодарить его. Если вас на улице о чем-то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Не путайтесь в длинных объяснениях. Есть на улице неприлично. Ни в коем случае не входите с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Это верх неприличия! Старайтесь не чихать в общественных местах - в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте где попало обертки от конфет, окурки и прочий мусор. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида.

Лисицкая Наталья Николаевна
учитель начальных классов
ЧОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»
Email: [email protected]
Саратовская обл., г. Красный Кут

Рецензия: Проект «Речевой этикет» носит информационно - исследовательский, практико-ориентированный характер. Проблема речевого этикета так же актуальна сегодня, как и много лет назад, и требует пристального внимания. Речевой этикет сопровождает человека всю его жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя… «Что надо сказать?»- с этого вопроса – напоминания каждый из нас осваивал жизненно необходимые правила поведения, общественные обычаи. И чем раньше наши дети поймут необходимость знания и применения правил речевого этикета, тем доброжелательнее, вежливее, скромнее и учтивее будут они с окружающими людьми. Данная проблема интересует как учеников, так и их родителей. В своем проекте ребята попытались проследить историю возникновения слова «здравствуйте», познакомить одноклассников с традициями приветствий разных народов и выяснить насколько вежливыми себя считают учащиеся лицея.

    Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правилах приветствия, полученные в процессе изучения раздела "Речевой этикет" дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры».

    Развивающая: привить культуру речи, обогатить словарный запас учащихся.

    Воспитательная: воспитать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.

    доказать актуальность проблемы речевого этикета;

    рассказать о приветствиях у разных народов;

    познакомить с результатами анкетирования обучающихся в лицее.

В работе применялись следующие методы:

    Метод анкетирования,

    Метод причинно-исторического анализа (при работе с теоретической литературой).

Основная часть.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

Немного истории: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Сначала все эти правила пересказывали устно. А потом эти правила стали записывать.

Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

А вот книга по этикету, которая дошла до нас из 1240 года, называлась "Дисциплина Клерикалис" испанского священника Педро Альфонсо. Книга предназначена была для священнослужителей и монахов. Позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. В основном там говорилось о порядке приёма гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее относятся к нему окружающие. Общение начинается с приветствия. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. Люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?

Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы. "Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А есть еще такая история: Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда–то давно люди желали друг другу быть крепкими, как дерево (например, дуб, кедр). Они говорили: «Будь с дерево!» Потом стали произносить здраво, здравие, здоровье. Значит и мы, произнося «здравствуйте», желаем человеку здоровья.

В рыцарские времена, снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно! Эта традиция перешла и в наши времена – при рукопожатии, воспитанные люди всегда снимают перчатки. А еще, был обычай снимать доспехи и шлем, входя в дом, рыцарь, как бы говорил хозяевам: «Я не опасаюсь вас». Это тоже стало правилом в наше время – снимать головной убор при входе в помещение.

Как же приветствовали друг друга люди, жившие в разных странах, в разные времена?

    Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

    У японцев для приветствия применяют три вида поклонов.

    Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

    Лапландцы трутся носами.

    Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.

    Французы целуют друг друга в щеку.

    Самоанцы обнюхивают друг друга.

    В племени масаи перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

    Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

    На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу.

    В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.

    Туркмены засовывают руки в длинные рукава.

    Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

    В Англии говорят “Hello!”.

    Во Франции они здороваются так: “Bonjour!”.

    В Германии говорят “Guten Tag!”.

    В России говорим: “Здравствуйте!”

В разных уголках нашей страны по-разному приветствуют друг друга. Например, на Урале приняты интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу!» - желают надоить побольше молока «целое море молока». «Свеженько» - говорят женщине, достающей из колодца воду. Семье, собравшейся покушать, скажут: «Сладко кушать!»

Исследование:

1. Работа в библиотеке.

Обучающиеся заинтересовались вопросом, с каких пор «вежливые» слова употребляются людьми. И оказалось, что очень и очень давно. Ещё в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Обратившись к книге «Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 веков» под редакцией С.Ф. Егорова, мы обнаружили, что эти слова употреблялись ещё в берестяных грамотах Древней Руси, летописях и в произведения устного народного творчества. Так в былине «Илья Муромец и Калин Царь»: « Говорит Илья да таковы слова: - Хлеб да соль, богатыри да святорусские…».

«Вежливые» слова встречаем мы и в сказках.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек (Лиса и Волк)

    По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй девица», “Здравствуй, Морозушка, здравствуй, батюшка”.

2. Анкетирование.

Ребята задали вопрос ученикам начальной школы (40 человек):

« Какие слова приветствия вы знаете и как часто вы их произносите?»

И вот что они узнали:

Употребляют слово

«Здравствуйте» - 40 человек;

«Салют» – 5 человек;

«Привет» – 15 человек;

«Чао» – 3 человека;

«Доброе утро» – 20 человек;

«Добрый день» – 12 человек.

Еще участники проекта посчитали, сколько раз в день произносят слово «здравствуйте» учителя и ученики. Они выяснили, что перед началом урока этикета каждый из учеников, входя в класс, произнес «здравствуйте» по одному разу, а учителю пришлось ответить 20 раз. Если учесть, что ребята здороваются с каждым учителем и техническим персоналом в день 5 раз, учителю приходится здороваться в среднем 40 раз, что намного больше, чем ученикам.

Вывод: этикетные слова в речи учащихся употребляются не достаточно часто, надо чаще их использовать в своей речи; необходимо расширять словарный запас приветствий.

Заключение:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро, солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Этикет и этика»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)

Составитель: учитель начальных классов

учитель первой категории

Утвержден на заседании педсовета

Протокол № от

г. Апшеронск

2010 год

    Введение
    Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
    Проблема, объект, предмет исследования
    Гипотеза, цель и задачи проекта
    Основные принципы реализации проекта
    Механизм реализации проекта
    Этапы реализации проекта
    Оценка эффективности реализации проекта
    Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы

    Введение

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Предупредить такие проблемы разумнее, чем устранять их последствия. Школьники непростительно мало знают о правилах поведения в современном обществе. А между тем школа должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом, которые регламентируют, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно этикет определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, потому самого по себе знания правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Наши манеры – отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека – это высокие этические качества, лежавшие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Инновационный проект «Этикет и этика» разработан в 2010 году. Хотя работа ведется по этому направлению с 2008 года. В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является оптимальным для усвоения правил культурного общения. Разнообразные приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников и соблюдения этических норм (добро и сострадание, гостеприимность и милосердие, внешний вид и культура речи; личная гигиена и профилактика вредных привычек; взаимоотношение в семье, с ровесниками, младшими и старшими; правила поведения в классе, в школе, общественных метах, на улице, в транспорте, театре, за столом). Инновационный проект «Этикет и этика» включает в себя программу занятий для классных часов и внеклассной работы на четыре года.

3.Проблема, объект, предмет исследования

Проблема – поиск наилучших средств и способов в повышении внимания к вопросам нравственного воспитания детей в тесном сотрудничестве с семьей.

Объект – учащиеся начальной школы

Субъект – администрация гимназии, учитель начальных классов

Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной работы по формированию высоких норм общечеловеческой нравственности через систему внеклассных мероприятий и классных часов

4. Гипотеза, цель и задачи

инновационного проекта «Этикет и этика»

Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе по инновационному проекту «Этикет и этика», то это повысит уровень воспитанности учащихся

Цель : создание условий для решения проблемы приобщения детей к формированию положительного нравственного поведения в семейном общении и общении с окружающими людьми, чувства удовлетворения оттого, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками в тесном сотрудничестве с семьей.

Задачи:

Разработать инновационный проект по повышению уровня воспитанности учащихся;

Воспитать стремление быть порядочными людьми;

Следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;

Освоить нормы правильного поведения в обществе;

Воспитать негативное отношение к вредным привычкам;

Сформировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;

Предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке.

Приоритетные направления:

    Формирование духовной личности, здорового образа жизни

    Воспитание человека-гражданина

    Создание системы воспитания личности, заинтересованной в развитии у ребенка нравственных качеств

    Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующих коллектив гимназии, призванный заботиться о формировании нравственного воспитания школьника.

Формы работы: классные часы, театрализованные беседы и представления, конкурсные и развлекательные программы, инсценировки, викторины и праздники, родительский лекторий по нравственному воспитанию младших школьников.

Исходя из цели и задач инновационного проекта «Этикет и этика» определены направления деятельности МОУ Г № 5

    Просвещение детей и родителей по инновационному проекту «Этикет и этика».

    Привлечение к этой деятельности зав. библиотекой гимназии, педагогов дополнительного образования, родителей.

    Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.

    Информирование родителей о важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на родительских собраниях.

ЭТИКЕТ

1-2 классы

Пояснительная записка

Целью предмета задач:
Программа курса этикета для 1-2 классов разработана на основе поурочной учебной программы «Веселый этикет» О.И. Фроловой На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа.

Список литературы :

«Веселый этикет» авторы Н.Е.Богуславская, Н.А.Куприна, рецензенты Т.А.Ладыженская, В.Н.Маров Екатеренбург «Арго» 1997 год.

Тематическое планирование

1 класс

Тематическое планирование

2 класс

ЭТИКЕТ

3 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 3-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика» В.М.Мирошниченко
  1. Введение. Нравственная культура человека - 2 часа
- Понятия «культура», «нравственная культура», «культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения – 1 час - Правила приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и нормы нравственности – 1 час
    Мое Отечество – 6 часов
а - Понятия «Родина». «Родина-мать», почему мы так говорим- 1 час - Подвиг во имя Родины – 1 час. б) - Понятия «труд», «воля», «ответственность», «уважение». Воля и труд все перетрут – 1 час - Отношение к учению. Уважение труда других людей -1час в) - Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы – документы, рассказывающие о личности человека – 1 час - Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в школе. Поощрения и наказания – 1 час
    Нравсвенное сознание – 10 часов
а) Простые нормы нравственности – 4 часа - Понятия «забота», «уважение к чужому времени», «уважение к себе», «зло», «равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость». Нормы нравственности- 1 час - Забота о детях как о будущем страны – 1 час - Забота о людях старшего поколения – 1 час - Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным ценностям страны. Что значит уважать себя – 1 час? б) Нравственные нормы жизни в семье – 3 часа - Понятия «семья» «традиция», «взаимовыручка», «жестокость», «бестактность», «грубость», «доброта», «одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье. – 1 час - Русские национальные традиции родственных отношений – 1 час - Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и наказание в семье – 1 час в) Семейные праздники - 1 час - Праздники семьи как традиции. День рождения - я особый праздник. Развлечения на семейных праздниках – 1 час г) Нравственные нормы жизни в школе – 2 часа - Уважение к одноклассникам, учителям, работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках -1 час - Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроках. Помощь в учебе и других делах – 1 час
    Нравственные отношения - 6 часов
а) Человек и его имя – 2 часа - Понятия «отчество», «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра 1 относительно фамилий и отчеств. Имена по святцам и месяцеслова – 1 час - Не имя красит человека, а человек имя – 1 час б) Отношение человека к своему телу и душе, природе и здоровью – 3 часа - Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить здоровым свое тело – 1 час - Что такое духовность человека? Зависимость здоровья человека от его нравственной культуры – 1 час - Отношение человека к природе и здоровью – достояние страны – 1 час в) Отношения с одноклассниками и одноклассницами – 1 час - Мальчики и девочки. Почему мальчики должны уделять внимание девочкам – 1 час
    Нравственная деятельность и этикет – 10 часов
а) Правила приличия – 1 час - Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему – 1 час б) Знакомство и представления, приветствия – 2 часа - Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Рукопожатие и его история. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей – 1 час - Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий – 1 час в) Этикет на улице и в общественных местах – 2 часа - Необходимость создания и соблюдения правил поведения в общественном транспорте. Вход в общественный транспорт и выход их него. Расположение и предназначение мест в общественном транспорте – 1 час - Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений между людьми в поезде, самолете, на пароходе, автобусе – 1 час. г) Этикет покупателя и продавца – 1 час - Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на рынке – 1 час д) Если ты заболел – 2 часа

- Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила поведения в поликлинике и в больнице – 1 час

- Посещение больных: уважение и ответственность – 1 час ж) Этикет за столом – 2 часа - Уважение себя и других за столом. Что, где и когда едят? Правила использования сервировочных предметов – 1 час - Обращение за столом. Беседа за столом. Поведение в школьной столовой – 1 час

Требования к подготовке учащихся по предмету этикет

Учащиеся должны усвоить: - сущность понятий: «норма», «нравственная норма», «культура поведения» - «товарищи», «бескорыстие», «забота», «уважение - «чуткость», «взаимовыручка», «грубость», «бестактность» -«одиночество», «хамство», «страх», «гость», «хозяин», «визит», «приветствие», «представление», «герой», «гражданин»
Учащиеся должны знать: - как помочь товарищу в учебе, труде - как увидеть прекрасное в книге, жизни, человеческих отношениях - как вести себя за столом, что и как едят - как представиться при знакомстве - как приветствовать друг друга и старших - простые нормы нравственности
Учащиеся должны уметь: - оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю - пользоваться столовыми приборами - давать элементарные оценки поступкам и делам - правильно представляться при знакомстве - выполнять правила этикета в общественном транспорте

Тематическое планирование

3 класс


ЭТИКЕТ

4 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 4-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика». В.М.Мирошниченко. На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа. План составлен на 34 учебные недели, поэтому количество часов распределено следующим образом.
  1. Введение. Этика общения и правила этикета в жизни человека -2 часа
- Уточнение понятий «этика» и «этикет». Этика, этикет и жизнь человека – 1 час. - Религиозная этика. Заповеди Божьи – нравственные корни человека – 1 час
    Мое Отечество – 7 часов
а) Человек и Родина 2 часа - Понятия «Отечество», «патриотизм», «гражданин» - 1 час - Хорошее отношение к Родине начинается с добросовестного отношения к учебе и труду - 1 час б)Нравственные традиции России – 1час - Понятия «традиция». «Домострой» и первые правила, записанные на Руси. «Юности честное зерцало», или Показание к житейскому обхождению». Правила приличия 1880 года. Правила хорошего тона 1889 года -1 час в) Традиции семьи и быта на Кубани – 4 часа - Понятие «быт», «культура быта», «бытовые традиции», «традиции в семье» - 1 час - Казачество – коренное население Кубани – 1час - Быт и традиции Казачества. Одежда, особенности речи, занятия – 1 час - Отношение казачества к Отечеству – 1 час
    Нравственное сознание человека – 6 часов
а) Добро, зло – 1 час - Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего и плохого. Особенности понимания добра и зла в России – 1 час б) Долг – важнейшее качество человека – 1 час - Понятие долга. Долг как потребность. Долг и обязанность. Долг в повседневной жизни. Долг и отношение человека к себе – 1 час в) Совесть – чувство ответственности перед самим собой -2 часа - Понятия «совесть», «вина», «стыд», «страх». Чувство совести и чувство вины. Совесть как средство самоконтроля – 1 час - Чувство долга и совесть: их формирование и развитие – 1 час г) Честь и достоинство – 2 часа - Понятие «честь» и «достоинство», их общие и отличительные признаки – 1 час - Честь, достоинство человека и его поступки – 1 час 4. Нравственные отношения -8 часов
а) Межличностные отношения -2 часа - Понятия «общение», «межличностные общения», «личность», «индивидуальность». Виды и формы межличностных отношений – 1 час - Вежливость, любезность, корректность в межличностном общении - 1 час б) Дружба как форма нравственных отношений- 2 часа - Дружба как особый вид межличностных отношений. Избирательность, индивидуальность и сокровенность дружеских отношении – 1 час. - Возраст и дружба. Бескорыстие, преданность, честность, верность. Что значит «старый друг лучше новых двух»? – 1 час в) Нравственные отношения в коллективе – 2 часа - Понятия «коллектив», «класс», «школа». Личность и коллектив - 1 час - Эгоизм, одиночество, одиночество и коллектив – 1 час г) Отношение к старшему поколению как хранителю традиций народа – 2 часа - Старшее поколение как хранители духовной и материальной культуры, традиций народа – 1 час - Забота о людях старшего поколения – необходимость жизни общества – 1 час 5. Этикет в жизни человека – 11 часов аА) Основные правила этикета – 2 часа - Из истории этикета – 1 час - Правила этикета. Вежливость – закон для всех – 1 час б) Праздники в жизни человека – 1 час - Роль праздников в жизни человека. Основные праздники в нашей стране 1 час в) Визит в гости- 2 часа - Понятия «хозяин», «гость», «внешний вид», «тактичность», «настроение», «бестактность», «шутка», «комплимент». Тебя пригласили в гости. Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями – 1 час - Настроение, развлечения в гостях, угощение. Прощание, уход из гостей – 1 час г) Прием гостей- 2 часа - Приглашение гостей. Одежда к приему гостей – 1 час - Угощение гостей, развлечение гостей. Завершение приема гостей. Прощание – 1 час д) Подарки в жизни человека – 2 часа - Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.) – 1 час - Правила дарения и приема подарков у разных народов – 1 час ж) Цветы в жизни человека - 2 часа - Легенды о цветах. Цветы как символы в жизни человека – 1 час - Цветы и традиции. Цветы как подарок, украшение интерьера – 1 час

Требования к подготовке учащихся по этикету

Учащиеся должны знать : - сущность понятий «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «обязанность - «межличностные отношения», «страх», «личность», «дружба» - «бестактность», «эгоизм», «одиночество» - «Отечество», «хозяин», «гость» - содержание и уметь правильно объяснять нравственные понятия, правила поведения на празднике, в гостях и дома, нравственные нормы в отношениях между людьми Учащийся должен уметь: - следовать основным нравственным требованиям к себе - выбрать подарок и подарить его - правильно вести себя в гостях и принимать гостей - организовать игру со сверстниками - пригласить на танец и ответить на приглашение

Список используемой литературы

Научно-методический журнал «Классный руководитель»» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 3 Москва 2007 год.

Тематическое планирование

4 класс


5.Основные принципы реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Принцип гуманно-личностного подхода к детям

Принцип ориентации ребенка на самосовершенствование

Получение удовольствия и удовлетворения ответственности за свои поступки, дела перед близкими, окружающими и обществом.

6.Механизм реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация гимназии

Главными исполнителями проекта являются:

Заместитель директора по УВР

Учитель начальных классов

Преподаватели дополнительного образования

Заведующая библиотекой гимназии

Родительский комитет класса

    Этапы реализации инновационного проекта

«Этикет и этика»

1 этап – проектно-мобилизационный август 2010 год

Целью этого этапа является разработка проектного замысла инновационного проекта «Этикет и этика» в воспитательной системе.

2 этап – поисково-преобразовательный с 1.09.2010 г. по 1.09.2014 г.

Целью этого этапа является - реализация инновационного проекта «Этика и этикет»

3 этап – обобщающий 2014г.

На завершающем этапе будет рассматриваться осуществление намеченного, обобщение выполненного, презентация опыта работы

    Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

В результате осуществления инновационного проекта «Этикет и этикет» ожидаются результаты:

Учащиеся будут верить в свои силы и возможности

Повышение уровня воспитанности образования у детей

Успешная адаптация ребенка в обществе

Усвоение правил и норм поведения в обществе

    Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

Создание системы воспитательной работы начальной школы по реализации закона Краснодарского края № 1539

Разработка новых форм и методов работы с детьми и родителями по воспитанию у ребенка высоких нравственных качеств

Осуществление правильного нравственного воспитания детей

Обобщение и распространение передового опыта работы гимназии по организации работы с детьми и родителями по повышению уровня воспитанности учащихся младших классов

Предложения по возможному распространению результатов в системе образования эксперимента

Вышеизложенные результаты предлагаем распространить через цикл семинаров для педагогических работников.

Лидия Ткач

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй , терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей.

Предъявляя ребенку какие-то требования, мы должны предъявить сначала их к самим себе, не забывая говорить ребенку «Доброе утро » , «Спокойной ночи» , «Благодарю за помощь» .

Правила культурного поведения мы должны прививать детям систематически, а не от случая к случаю, своим примером.

Вид : краткосрочный

Особенности : для детей 4-5 лет.

Цель : повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Ожидаемый результат : овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта :

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности .

3. Пополнение развивающей предметной среды,оборудование центра этикета в группе ; фотоматериалы , дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий.

4. Работа с родителями (консультации для родителей) .

Этапы овладения детьми правилами этикета :

1. Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематическое занятие, чтение художественной литературы) .

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

1 НЕДЕЛЯ :

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель» .

- Занятие :» Правила вежливости»

-Беседы Доброе утро », «Давайте познакомимся» .

- Работа с родителями : Консультация «Учим ребенка общаться»

Почитайте детям : А. Барто «Медвежонок – невежа» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо » , Д. Дриз «Добрые слова » , Дж. Родари «Розовое слово «привет» , В. Салоухин «Здравствуйте» , М. Дружинина. «Что такое здравствуй» , С. Маршак «Ежели вы вежливы» .

Совместная деятельность детей - сочинение сказки «Мой поступок"

Методы и приемы :

Чтение художественной литературы :

- «Телефон» К. Чуковский

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе» .

Как Миша хотел маму перехитрить.

Сторож (рассказы Хр. №1 с. 626)

- Чтение стих-ий :» К нам гости пришли»(с. 590,589 Хр. №1) .

«За игрой»

- Дидактические игры :

- «Кто знает больше вежливых слов»

- «Как правильно себя вести»

- «Телефонный разговор» .

Загадки о вежливости

Разбор ситуаций по картинкам

Разыгрывание ситуаций (рассказы Л. Н. Толстого с. 621, Хр. №1)

- Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Салон красоты» , Семья»», «В гостях» .

- Рассматривание иллюстраций :

«О правилах этикета » .

- Конкурсы : «Сервировка стола» (между дежурными, «Накроем стол к празднику» , "Доскажи словечко"," Ручеёк волшебных слов".





Публикации по теме:

Из воспоминаний о людях хороших… Часто слышу от знакомых сетования на судьбу, испытания, которые им приходиться преодолевать. Я же благодарна своей судьбе. На своём пути.

Конспект НОД по этикету (средняя группа) «Дюймовочка» МБДОУ ДС №74 Воспитатель: Менчинова О. А Конспект НОД в средней группе «Дюймовочка» воспитатель: Менчинова О. А Цель: формирование.

Обучение дошкольников речевому этикету Обучение дошкольников речевому этикету Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную.

Педагогический проект Тема: «Природа- источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей» Автор проекта: Зуева О. И. Кондрово.

Проект «Мир Доброты и Дружбы» МАДОУ №272 г. Ростов-на-Дону Проект «МИР ДОБРОТЫ И ДРУЖБЫ» Воспитатели: Заблуда Елена Васильевна Горбач Светлана Ринадовна Участники.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Творческий проект на тему: Обращение, приветствие, знакомство Учеников 9Б класса Лазаревой Дианы Гуськовой Елены Дулина Михаила

2 слайд

Описание слайда:

Знакомство и представление Не зная, кто пред вами и как этого человека зовут, вы не можете полноценно общаться и в конечном итоге продлить это знакомство. Но ясно, что представляться надо далеко не во всех ситуациях, а лишь тогда, когда это удобно, и, когда в этом есть необходимость. Если вы идёте по улице с другом и встретили знакомого, то необязательно надо представлять этого знакомого вашему другу и наоборот. Иное дело, когда разговор затягивается, то надо или поскорее завершить беседу или представить друга, чтобы разговор можно было уже продолжать втроём…

3 слайд

4 слайд

Описание слайда:

Приветствие Приветствия бывают самыми разнообразными. В России есть несколько правил приветствия: 1. Женщину приветствует мужчина 2. Старшего по возрасту – младший 3. Рукопожатие 4. Когда нет времени, на рукопожатие, надо просто кивнуть головой

5 слайд

Описание слайда:

Приветствуя своих знакомых, не забывайте следить за выражением своего лица. Говорите «Доброе утро», «Здравствуйте», «Рад вас приветствовать» и т.д. Надо приветствовать дружелюбно, приветливо. Только невоспитанный человек приветствует другого, держа во рту сигарету или трубку. Мужчина, приветствуя другого мужчину может не снимать перчатку – в таком случае в перчатках остаются оба. Не допустимо, чтобы приветствие было шумным, привлекало всеобщее внимание. Приветствие – это часть личных отношений, и не следует афишировать их, крича на всю улицу: «Привет, дорогой! Сто лет тебя не видел!» или «Здорово, старик!» Не следует, чтобы приветствие было вялым, но не надо делать его, похожим на фонтан эмоций. Без особых причин, не делайте вид, что не заметили человека Если вам подали руку для пожатия, не принять её – оскорбительно. Опоздав на мероприятие, желательно воздержаться от приветствия и поприветствовать позже.

6 слайд

Описание слайда:

Отвечать на приветствие никогда не следует высокомерно, независимо от того, какую должность вы занимаете. Многие, нерасслышив имя, стесняются переспросить. Ничего зазорного в этом нет. Знакомясь, следите за мимикой лица – оно ни в коем случае не должно показывать тоски, скуки, уныния. Нельзя стоять боком или спиной к тому, кто вас приветствует, надо повернуться лицом и улыбнуться. Мужчина всегда приветствует женщину стоя. Исключение, когда он болен или немощен. Распространенный знак приветствие – это поцелуй в щёку. Он – проявление особо близких, нежных и родственных отношений. Не в любой ситуации он уместен. Наиболее распространён поцелуй при расставании родственников. Не стоит забывать о следах губной помады. В любом случае следует помнить, что приветствие характеризует степень вежливости и учтивости по отношению к другим и соответственно позволяет другим относиться к вам также, как и вы относитесь к ним.