Пропорции и длина в одежде. Выбор одежды и пропорции фигуры

Здравствуйте, друзья!

После предыдущей публикации про определение гармоничной длины платья с использованием золотого сечения , мне пришло несколько писем с вопросами от читательниц по определению длины с помощью золотого сечения.

Цитирую один из вопросов:

” Елена, добрый день! Формула золотого сечения подходит только для стройных и молодых. В 56 лет эту формулу не применить. А как для такого возраста найти правильную длину?”. Светлана

Другие письма в целом со схожими вопросами – как определить нужную длину? как пользоваться золотым сечением? и т.п

Благодарю за вопросы! Раз они появились, значит тема может быть интересна широкому кругу читательниц.

Предлагаю рассмотреть применение золотого сечения подробнее, останавливаясь на разных вариантах.

Сразу оговорюсь, что рассмотренная схема нахождения длин, довольно относительна.

Для красивого, грамотного построения образа в целом, нужно учитывать разные нюансы – силуэт фигуры, осанку, рост, пропорцию, полноту, возраст, статус и предпочтения человека, выбирая комплексный подход.

Но, для ориентирования при подборе длины и создания собственного образа, принцип золотого сечения будет хорошим дополнением и подспорьем особам сомневающимся и любителям точных цифр.

Не буду повторять данные из предыдущей статьи (её можно напомню лишь, что означает золотое сечение.

“Золотое сечение” – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части , при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей ; или другими словами, целая часть делится на две неравные так, чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если применить это утверждение к фигуре человека тогда выходит, что наиболее гармонично сложенная фигура будет иметь отношение верхней части (от темени до талии) и нижней части (от талии до пола), как 3:5.

Почему именно такая пропорция?

Пропорции выступают в виде различных математических отношений. Самой гармоничной пропорцией считается «золотое сечение».

Напомню факт из прошлой публикации:

Профессор Цейзинг пришёл к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Относительно этого закона, голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Соответственно, если брать за единицу модуль, длиной равной длине головы, получается та самая пропорция, а среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6.

Отсюда получаем нужный коэффициент для женской фигуры. Кстати, мужская фигура с пропорцией 13: 8 = 1,625, несколько ближе подходят к золотому сечению…

Вернемся к гармонии и определению гармоничной длины при помощи золотого сечения…

Возьмем, для примера, фигуру с ростом 167 см.

Применяя закон золотого сечения, делим 167 на 1.618 (коэффициент золотого сечения)

167: 1.618 = 103.2 см.

Соответственно, наиболее гармоничное соотношение для данной фигуры , рассчитаем так:

167 – 103.2 = 63.8 см.

Таким образом пропорция 3:5 исполнена как 63.8: 103.2 = длина от темени до талии: длина от талии до пола;

Для наглядности, приведу изображение:

Это идеальные пропорции для нашей “примерной” фигуры с ростом 167 см.. Вы можете измерить свой рост, рассчитать “идеальные” цифры, сравнить со своими и корректировать фигуру в соответствии с расчетами.

Например, если выяснится, что торс относительно ног удлинен , лучше выбирать одежду. зрительно удлиняющую ноги - завышенная линия талии юбок и брюк, платья в стиле ампир, широкие пояса и т.д.

Правда, удобный закон?

А теперь, давайте порассуждаем.

Зная закон золотого сечения (который не ограничивается данным утверждением, рассматриваемые в нем утверждения, гораздо шире – цель данной статьи не в этом…) можно определить нужную длину делением выбранного целого участка на коэффициент золотого сечения.

Продолжу на примере для фигуры с ростом 167 см.

Итак, нужно определить оптимальную длину юбки, для этого:

  • Измеряем длину от талии до пола сбоку (не забудьте повязать резинку/поясок на талию);
  • Делим получившееся значение на 1.618.

Допустим, длина от талии до пола равна 103.5 см.,

103.5 см. : 1.618 = 63.96 (примерно 64 см.)

Это значит, наиболее гармонично на фигуре с длиной нижней части тела 103.5 см., будет смотреться юбка длиной 64 см.

Помните? Целая часть делится на две неравные так, чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если упростить, тогда получится, что от целой части нужно найти примерно 2/3 – это и будет гармоничная пропорция.

Кстати, есть определенные таблицы пропорций соотношения длин одежды , можете воспользоваться ими.
Эстетически целесообразные варианты пропорциональных отношений одежды по высоте разработаны Т.А.Кравцовой (таблички увеличиваются по клику):

Исходным параметром для расчета является проекционное расстояние между точкой основания шеи и уровнем высоты талии.

ВАЖНО! Тема пропорций фигуры человека достаточно обширна, именно поэтому, при определении длины с помощью коэффициента золотого сечения, не нужно слепо доверять цифрам.

Оценивайте весь образ в целом, с учетом пропорций, силуэтных линий, полноты и возраста, доверяя своему вкусу.

А метод определения гармоничной длины при помощи золотого сечения, оставьте в своей швейно-рукодельной копилке для проверки ваших сомнений и предположений.

С пожеланиями удачи и верой в Ваш успех,

Во всем красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведет к разрушению. Выбирая одежду, которая нас нравится и соответствует нашему вкусу, мы вносим баланс и гармонию в свой внутренний мир, в свою жизнь.

Гармоничный образ - своеобразный "слоеный пирог", включающий стиль одежды, прическу, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары. А связывает все эти "слои" личность человека, его индивидуальность. Гармоничный человек прежде всего цельный человек. То же правило распространяется на костюм. Именно соподчененность его частей (всех "слоев пирога") и целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии.

Композиция костюма

Гармония - эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Стилистика требует, чтобы костюм был красив и делал человека привлекательным.

Стиль человека воспринимается целостным, когда его внешность, голос, пластика и поведение соответствуют стилю. Например, спортивная женщина - крепкого телосложения, с низким голосом и тяжеловатой походкой - вряд ли может выглядеть романтично. Чтобы сложился романтичный образ, туфли и сумочка должны быть выдержаны в одном стиле и подходить по форме и цвету к платью, а цветочный рисунок ткани передавать романтическое настроение и прекрасно подчеркивать линии тела и силуэт, а также гармонировать с цветом глаз. Если все части образа находятся в равновесии, то создается нужное, сильное впечатление.

Очень важно, чтобы все составляющие образа подчинялись главной - композиционному центру . Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем.

Важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия .

Центр композиции в костюме есть почти всегда. Даже если вы одеты во все черное с головы до ног, доминантой может служить прическа или макияж. Если композиционный центр - это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу - груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ "не читается", кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.

Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему, фактуре материала и т.д. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в то же время и неоднозначным, двойственным. Например, смешание в одном костюме столь далеких друг от друга стилей, как классический и фольклорный, придаст вашему имиджу особый колорит, шарм. Сочетание различных рисунков ткани вносит ощущение динамики, движения. Безусловно, сочетая несочетаемое, следует помнить о цельности всего образа - контрастность всегда должна быть оправдана замыслом.

Подобие - повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем, декоративная деталь - цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке. Тот же принцип работает, когда все аксессуары выдержаны в едином цвете или дизайне. Этот принцип комплекта было когда-то (в 50-х гг.) популярен и даже обязателен для стильно одетой дамы. Сегодня такой прием кажется слишком правильным, лишенным фантазии и индивидуальности.

Нюанс - своего рода переход от контраста к подобию создает более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решенный в одном цвете. Этот принцип дает большой простор для личного творчества.

Один и тот же образ создается порой совершенно разными средствами. Например, чтобы подчеркнуть хрупкость и юность девушки, можно, основываясь на принципе подобия, одеть ее в легкий наряд из тонкой ткани с нежным рисунком, открытую обувь на тонком каблучке, добавить маленькую сумочку и изящные украшения. А можно, идя по пути контраста, предложить этой девушке военный комбинезон на три размера больше, грубык башмаки на толстой подошве - и добиться еще большего эффекта. Первый вариант дает понятный и конкретный образ, второй - противоречивый, неоднозначный, ассоциативный.

Пропорции в одежде

Пропорции в одежде в процентном соотношении. Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропоруий лежат определенные математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удается "измерить" красоту.

Самым известным примером гармоничной пропорции служит принцип золотого сечения, известный еще художникам и архитекторам античности:
в отрезке, разделенном на две части, меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всему отрезку, т. е. к сумме двух частей:

a/b = b/(a+b)

Простейшим приближенным к пропорциям золотого сечения является ряд целых чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т. д. (где сумма двух последних членов равна последующему), называемый рядом Фибоначи по имени итальянского математика XIII в.

Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями..

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль , т. е. условную единицу , высоту головы , то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру I в. до н. э., автору трактата "Десять книг об архитектуре") в пропорциональной фигуре взрослого человека имеется восемь модулей:
1 - от макушки до подбородка;
2 - от подбородка до уровня груди;
3 - от груди до уровня талии;
4 - от талии до линии паха;
5 - от линии паха до середины бедра;
6 - от середины бедра до колена;
7 - от колена до середины голени;
8 - от голени до пола.

Упрощенная пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры:
- от макушки головы до линии груди (по подмышкам);
- от груди до бёдер;
- от бёдер до середины колена;
- от колена до пола.


  • Ширина плеч должна быть равна 1/4 роста;

  • длина туловища вместе с головой - 1/2 роста;

  • ширина груди - 1/6 роста;

  • длина рук - доходить до середины бедра (измеренной по внутренней части);

  • длина ног должна составлять 1/2 роста;

  • голени - 1/4 роста;

  • обхват шеи - равняться обхвату икры;

  • ширина шеи - достигать 1/4 высоты головы.

Пропорции мужской и женской фигуры несколько отличаются. Так, ширина плеч у женщин немного меньше двух модулей головы, в ширина бедер приблизительно равна ширине плеч. Часто в росте женщины укладывается не восемь модулей, а семь с половиной.

Горизонтальные линии в одежде

Речь идет о горизонтальных линиях, которые представляют собой зачастую линии бортов, подолов пр. краев изделий. Любые подобные горизонтальные линии в одежде расширяют, приземляют.

Основные уровни горизонталей, так называемые "проблемные зоны":
- плечи;
- грудь;
- талия;
- бедра;
- колени;
- голени.

Низ изделия не желательно оканчивать на проблемных зонах. Юбка должна оканчиваться чуть выше или чуть ниже колена, но не на середине колена - это делает колени "тяжелыми", массивными. Длина мини-юбки определяется очень просто: встать прямо, опустить руки "по швам" - окончание среднего пальца руки и будит определять ту линию горизонтали, по которой должна проходить мини-юбка. Юбка также не должна заканчиваться на самой широкой части голени ноги, особенно если ноги кривые. То же и с высотой сапог.

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определенных условиях их восприятия. В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застежка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчеркивают рост.

Горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма на горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры.

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная в узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачесанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия.

Линии, расходящиеся от центра вниз , расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры: покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной.

Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчеркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объем.

Круги также визуально увеличивают объем и придают очертанием фигуры округлость.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом , способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в черном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадации: черный и темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощают свет, тогда как светлые, и особенно теплые, тона увеличивают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна , чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды , меняют представления о реальных размерах одежды. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть помогает подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюмы равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом а основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Декор и рисунок

Рисунок, расцветка ткани олицетворяют стиль, создают настроение и формируют впечатление о человеке. Выбор рисунка многое говорит о вашей индивидуальности, характере и темпераменте.

Все геометрические рисунки - полосы, клетки и любые регулярно повторяющиеся элементы - организуют, ритмически упорядочивают плоскость.

Полоса выражает некое организованное начало, желание или необходимость следовать намеченному. Очень широкая полоса часто встречается на форме игрока командных видов спорта (футбол, регби). Полоса ассоциируется с прямотой, человечностью, основательностью. Узкая полоса связывается скорее с интеллектуальной работой: служащие (яркий пример упорядоченной деятельности) нередко носят костюмы или рубашки в узкую полоску, напоминающую разлинованный бланк.

Горизонтальная полоса дает ощущение широты, спокойствия, стабильности. Сине-белые полосы традиционны в одежде моряков и вызывают в памяти линию горизонта. Такой рисунок используется в одежде для отдыха, прогулок по воде.

Клетка , так же как и полоска, олицетворяет организованность, носящую, однако, менее формальный и коллективный характер. Ткани в клетку используются в одежде для индивидуальных видов спорта: гольфа, верховой езды, тенниса. Мелкую и тонкую клетку обычно связывают с аккуратностью и такими видами отдыха, как игра в гольф, рыбная ловля. Крупная клетка ассоциируется с активным времяпрепровождением на воздухе: охотой, туризмом, сельским трудом. Не случайно главными приметами стиля кантри (англ. "деревенский") стали клетчатые рубашки-ковбойки, платья и сарафаны, покрывала и пледы.

Особый вид клетки - шотландка. В национальной одежде шотландцев клетка несла информацию о том, к какому клану принадлежит человек. В современном костюме шотландка служит классическим примером свободного стиля с оттенками аристократизма.

Кривые линии - волнистые, изогнутые, спиралевидные и др. - в противоположность прямым являются воплощением свободы и раскованности. Они ассоциируются с непостоянством, движением, легкомыслием. В них больше женского начала - творческого и интуитивного. Подобные рисунки наряду с цветочными присущи романтическому стилю.

Растительные и цветочные мотивы необыкновенно разнообразны - от натуралистичных до стилизованных и фантазийных. Впечатления, рождаемые ими, неоднозначны и эмоциональны. "Деревенский" мелкий цветочек, равномерно распределенный по всей поверхности, - это образ простоты, слаженности, домашнего уюта. Изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на нечто утонченное, изысканное, таинственное.

Рисунок, называемый "горох" , являет собой соединение свободы и упорядоченности. В нем много игры, юмора, самоиронии. При этом чем крупнее горох, тем сильнее производимый им эффект.

Цветочный и растительный рисунки больше нравятся женщинам. В мужском гардеробе они встречаются редко, в основном в одежде для отдыха. Замечено, что женщины, испытывающие тягу к земле (к сельскому хозяйству, например), предпочитают реалистические изображения. Любовь к стилизованным рисункам свидетельствует о развитых эстетическом вкусе и образном мышлении.

Рисунки, имитирующие шкуры животных (леопарда, тигра, зебра и т.д.), напоминают одежду первобытных людей и символизируют природные инстинкты, физическую силу, здоровье, а иногда и агрессию хищника. Эти изображения наполнены энергией, страстностью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде стиля секси.

Использование символики - мистических, религиозных, эзотерических знаков, иероглифов - имеет такие же древние корни, как и сам костюм. Заложенный (закодированный) в них подлинный смысл продолжает работать, даже если трактовка его забыта.

Итак, через рисунок в одежде и в аксессуарах мы заявляем о себе, своих намерениях, проявляем индивидуальность, иногда вовсе и не задумываясь над этим.

Выбирая рисунок для костюма, надо учитывать ряд факторов, позволяющих найти наиболее гармоничное решение образа. Величина, размер рисунка зависят от пропорций, габаритов тела и черт лица, т. е. это вопрос сомасштабности фигуры человека и декора. Например, людям высоким, плотного телосложения, ширококостным или с крупными чертами лица не подходят мелкий орнамент и слишком тонкий рисунок: они только утяжеляют ее. Следует отдать предпочтение среднему или крупному узору, занимающему значительное пространство на ткани (например, большим цветам или клетке), либо одному, гл объемному фрагменту. Напротив, людям изящного телосложения, невысоким или худым, с тонкими чертами лица больше подойдет рисунок деликатный - мелкий, а также с редко расположенными фрагментами. Крупные же изображения будут "поглощать" фигуру, доминировать над ней.

На этой страничке предлагаю поговорить о пропорциях в фигуре и в одежде, силуэтах, балансе изделия.

Пропорции в одежде — это соотношение отдельных её частей между собой и сочетание их с формой изделия в целом.

Хороший Мастер портной и модельер старается смоделировать то же платье для женщин исходя из естественных пропорций фигуры.

Длина платья и линия талии определяют пропорции разных частей платья(одежды). Линия талии влияет на форму и покрой лифа(верха платья), рукавов, юбки(или низа платья),т.е. на то,что определяет общий силуэт фигуры.

Мне следует упомянуть так же о некоторых основных соотношениях, которые должны гармонировать между собой и с общим видом платья. Это:

    ширина воротника и ширина плеч;

    ширина полос отделки платья и ко всей его поверхности

    ширина отворота манжеты к ширине всей манжеты

В зависимости от месторасположения линии талии меняется и зрительное восприятие:впечатление от вида.

Например:

Повышенная талия при удлиненной юбке зрительно вытягивает все фигуру.

Такие пропорции имели место в костюме начала 19 века, называемое ампирным.

Именно по-этому в наши дни ампирное платье рекомендуют женщинам небольшого роста и полным.

Пониженная талия при укороченной юбке делает фигуру женщины зрительно неуклюжей и неустойчивой,так как верхняя часть изделия становится по восприятию тяжелее нижней.


А в 40-ые годы 20 века,особенно в первой половине силуэт, претерпев значительные изменения,имел в верхней части фигуры прямые и резко поднятые плечи, пониженную талию и укороченную юбку. К концу 40-х годов 20 века и начал у50-х годов плечи несколько понизились и приобрели более мягкую линию,линия талии слегка поднялась и заняла нормальное положение,юбка стала более длинной,что вполне гармонировала с уменьшением нагрузки верхней части платья.

Все мы помним и знаем знаменитые платья 50-х, которые и сейчас в моде,особенно у молодежи,называясь ретро-платья.


И тогда, в 50-ые годы прошлого столетия, четко определились 4-ре силуэта:

    силуэт строгой формы

    силуэт строгой формы с подчеркнутой талией и расширенной юбкой

    силуэт мягкой формы

    русский силуэт

1950-52 гг:

Пропорции в одежде далеких 1948-52 годов хорошо характеризуют основы построения одежды и по сей день.


*Можно проанализировать почему так произошло.

В 1945 году СССР одержал победу в Великой Отечественной Войне.

И именно 50-ые годы явно показатель того,что советская страна, на чьей памяти стала великая разруха и потери человеческие,а это более 20 миллионов жизней, становилась на ноги и постепенно отстраивалась. Всем хотелось гармонии и красоты,основанных на новых классических формах. И именно тогда по всему миру стал возводится в моде направление: женщина-цветок,характеризующее прекрасное женское начало жизни,мира,любви. Не прошло и мимо СССР это веяние. После огромных человеческих потерь, послевоенной разрухи, люди хотели построить основы красоты и гармонии и в одежде. Закладывалось новое лучшее будущее мира и в одежде.

Например:

В одной из книг по кройке женского платья за 1950-ый год можно прочесть:

«При выборе фасонов платья каждая женщина должна учитывать особенности своей фигуры и в зависимости от этого выбирать платье с наиболее подходящими для неё линиями и отделками.

Для полной фигуры подходят платья строгой формы покроя. Лиф рекомендуется делать с глубоким вырезом и со вставками контрастных цветов. Платья должны иметь простые линии (именно на это и сейчас(!!) дается акцент в одежде для полных- примеч.автора) ,без всяких нагромождений и лишних украшений. Линии должны располагаться в долевом направлении.

Линия плеч находится на естественном месте (сейчас её советуют модельеры немного завысить,удлинив при этом весь силуэт,как бы вытягивая- примеч.автора ).Не рекомендуется делать их плотно облегающими фигуру,так как это будет укрупнять её. (вспомним как не красиво смотрятся женщины в том же метро, которые одевают трикотажную кофту в обтяжку- примеч.автора ).

Для миниатюрной фигуры платья следует делать с деталями маленьких размеров: маленький воротничок, мелкие пуговицы, небольшие карманы,короткие баски и др.

Величина каждого украшения или детали должн асоответсвовать размерам фигуры.

Для высокой и стройной фигуры подходят платья мягкой формы покроя, с лифом, затянутом в талии,и юбкой усложненных линий.

Для низкой и полной фигуры рекомендуются платья строгой формы, прилегающие в талии,с юбкой,слегка расширенной к низу(теперешнее годе- примеч. автор а).На лифе следует делать удлиненный вырез. Для таких фигур нельзя делать платья с широкими поясами и поперечными линиями отделок.

Для очень тонкой и высокой фигуры рекомендуются свободные пышные формы платьев; юбка должна быть расширена в бедрах для большого подчеркивания талии. К таким платьям очень идут оборки,рюши, воланы, и т. п.»

/»Кройка женского платья» Гизлегпром 1950 г)

В наш 21 век одежда существенно усложнилась в своем покрое, и одним из важных элементов стали понятия стиля и силуэта.


Силуэт — обозначает очертание-линии контура какого-либо предмета,в частности — одежды. Один из основных элементов формообразования в костюме.

Он основная определяющая характеристика одежды и одно из самых важных в наше время средств выражения идеи для современных дизайнеров и художников-модельеров,а так же определяет моду.

Силуэты бывают основные и производные.

Основные — это те. которые определяются построением модели формы сезона или года. На её основе задаются ряд вариантов одежды с какими-либо дополнениями.

Производные — сочетают в себе различные черты основных силуэтов.

1960-ые года

На сегодняшний день различают силуэты по прилеганию:

    Прямой — прямоугольная геометрическая форма. Бывает узкий расширенный прямоугольник(фигура с прямыми углами), и квадрат с усеченными верхними углами. Этот вид универсален,в нем ширина одежды в области груди и бедер одинакова.

    Полуприлегающий силуэт. Он немного прилегает по линии талии,линии груди,и бедер. Бывает плавным, иногда еле заметным расширенным к низу. Этот вид силуэта как бы слегка повторяет очертания фигуры.

    Приталенный силуэт,где одежда имеет зауженную талию.

    Трапеция силуэт. Расширен от линии плеча или проймы и заужен или прямой внизу. Одежда, выполненная в таком силуэте может быть как свободной,так и зафиксирована поясом на линии талии.

По сравнительному сходству с простыми геометрическими фигурами:

прямоугольный

трапецевидный


  • часто характеризующиеся буквенное обозначениями: А. Х, Т, S,V


    Профессионально,а именно, глубоко залезать в эти темы не будем.

    Если кому нужно,то сам полистает материал по этим направлениям более подробно,ладушки?

    Для того,чтобы то же платье/изделие хорошо сидело на фигуре, необходимо, чтобы оно имело правильный баланс.

    Баланс платья — это соотношение между передней частью(полочкой) и спинкой платья/одежды в сочетании с естественным положением самой фигуры человека.


    Т.е. Под балансом понимают взаимоувязку основных конструктивных участков по плечевым, боковым срезам, пройме и окату рукава,талии,что обеспечивает равновесное положение вертикальных швов, краев борта, рукавов,отсутствие заломов (дефектов) на поверхности готового изделия или,наоборот, ровное распределение заломов,фалд(на юбках, например)
    Разность уровней полочки(переда) относительно уровней спинки в верхней части называется верхним балансом ,а в нижней части - нижним балансом .
    Правильно рассчитанный баланс обеспечивает хорошую посадку изделия на фигуре.
    В зависимости от строения фигуры баланс может быть нулевым, положительным и отрицательным.
    -Нулевой баланс означает равенство уровней полочки и спинки;
    -Положительный - превышение уровня полочки над уровнем спинки;
    - Отрицательный - понижение уровня полочки относительно уровня спинки.
    С увеличением сутулости фигуры баланс уменьшается, с увеличением перегибистости увеличивается.
    Верхний баланс определяется по специальной формуле...

    Баланс изделия уточняется в процессе примерки на самом человеке. Реже — на манекене.

    Удачного пошива и творческих свершений!



    Соотношение тела между собой называется пропорция. Канон — закономерность пропорции человеческого тела, принимаемую за идеальную и выражаемую в определенных единицах измерениях. Единицей измерения при построении фигуры служит модуль . Модуль равен 1/8 роста фигуры. Принято считать, что высота головы равна 1 модулю, исходя из расчета этой высоты определяем среднепропорциональный рост, при нормальном отклонении длины головы (оно колеблется до 1 см в сторону уменьшения и 2 см в сторону увеличения). Принято считать, что высота головы в среднем равна 22 см.

    Построение фигуры

    Высота плеча равна 1/6 модуля;

    Ширина плеча равна 1 модулю;

    Ширина талии равна 1 модулю;

    Ширина на уровне бедер 1,5 модуля;

    Ширина на уровне колена 5/6 модуля;

    Ширина на уровне стопы 1/3 модуля;

    Высота от линии стопы 1/3 модуля;

    Центр груди расположен на пересечении вспомогательной линии с грудным поясом;

    Длина руки доходит до середины бедра;

    Длина кисти составляет 3/4 модуля;

    Линия локтя приходится на линию талии;

    Икроножная мышца: от коленного пояса вниз 1/3 модуля, ширина икры меньше, либо равна 1/2 модуля (до 1,5 см).

    — определенные соотношения частей (форм) одежды между собой и в целом. Самым красивым, совершенным, «правильным» выглядят соотношения близкие к естественным пропорциям человеческой фигуры. В костюме пропорции могут быть как естественными, так и сознательно нарушенными, для того, чтобы подчеркивать или наоборот, скрывать индивидуальные особенности фигуры.

    Тождество — полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными соотношениями следует осторожно: при многократном повторении одинаковых элементов, быстро происходит утомление, притупляется восприятие.

    Наибольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете, свидетельствует о нюансных отношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека это отношение.

    Ярко выраженные различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете, называются контрастным отношением. Пределом использования контрастных отношений будет восприятие целой формы как целостности, еще не разрушенной различиями.

    В организации костюма используют пропорции простые и сложные арифметические.

    Арифметические пропорции строятся на отношении целых чисел (основанные на модульности — повторении — одной и той же величины). Например: длина пальто — 7/8, рукав — 3/4, юбка минимальной длины, составляющей 1/3 (свитер или блузка — 2/3).

    Геометрические пропорции получают из геометрических фигур. Соотношение определенных элементов в них выражается иррациональными отношениями — отношениями дробных чисел.

    Пропорции «золотого сечения» могут образовывать математический ряд иррациональных чисел, которые для простоты выражаются рядом целых чисел (ряд Фибоначчи). Цифры этого ряда: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и так далее, образуются как сумма двух предыдущих чисел, а отношение каждой пары — 3/5, 5/8, 8/13, 13/21, 21/34, близки к отношению «золотого сечения».



    Первый закон композиции — цельность, или наличие целого.

    Главное качество композиции — именно цельность . Художник объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое — будь это храм, скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия форм. Закон цельности выражает неделимость целого.

    Выразительную характеристику цельности дал художник Н.Н. Волков : Композиция — это такой состав и расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.

    Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса и подобия .

    Контраст -это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала (рис. 1).

    Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме (рис. 1) .

    Подобие — повторение в различных вариациях одного и того же элемента (рис. 1).


    Второй закон композиции — закон пропорций.

    Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

    Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается золотое сечение , когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7 в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5: 8.

    Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей — все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

    Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

    Принцип золотого сечения (3: 5, 5: 8, 8: 13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета (рис. 2).

    Рис. 2 Пропорция «золотое сечение».

    Контрастные пропорции (1: 4, 1: 5) -более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (рис. 3).

    Подобные пропорции (1: 1) — вызывают ощущение статичности, покоя; рекомендуются для повседневной и домашней одежды (рис. 4).

    Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 5 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии.

    На левой фигуре (рис. 5, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3.

    На средней фигуре (рис. 5, б) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2.

    На правой фигуре (рис. 5, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1.

    Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.
    Можно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина-до колена.

    Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

    Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в контрастном отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя подобное отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в гармоничном отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).
    При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль. Пояс как элемент композиции своим расположением - чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии - обозначает особенности пропорций модели.

    Третий закон композиции — закон симметрии.

    Симметрия с давних пор считается одним из важных условий красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

    Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности (рис. 6).

    Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов (рис. 7).

    Четвертый закон композиции — закон ритма.

    Важнейший признак ритма — повторение элементов и интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

    Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.

    Частный случай ритма — метр , то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.

    Ритм в костюме могут создавать такие элементы:

    1. членение (линии конструктивные или декоративные),
    2. цвет (полоски, клетка и пр.),
    3. фурнитура (пуговицы и пр.).

    По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:

    • горизонтальный (горизонтальные полоски);
    • вертикальный;
    • спиральный;
    • диагональный;
    • радиально-лучевой.

    Последние три вида придают форме впечатление стремительного движения.

    Метрическая организация в костюме может быть рядовая (складки) или осевая (пуговицы, карманы).


    Пятый закон композиции — выделение главного в составе целого.

    В дереве главное, вокруг чего объединяются все его части, — ствол; у животных — это позвоночник. В композиции главное — композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

    Композиционным центром
    называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза.

    Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным — просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все главному.

    В костюме роль композиционного центра обычно отводится деталям. Контраст делает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9). На рисунке 9 (а) центром композиции является огромный бант. В композиции платья, изображенного на рисунке 9 (в), доминируют рукава: они привлекают внимание необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 9 (б) поставлен на плече; контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и немного экстравагантный образ.


    Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа, перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать от него внимание.

    Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу — к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.