Развитие речи с использованием малых форм фольклора(1 младшая группа). Открытое занятие по фольклору в первой младшей группе Фольклорное занятие в 1 младшей группе


Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной.


ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: Если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы помогают детям запоминать слова, а звукосочетания позволят быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произнесения фонетических конструкций. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребенка.


Основные цели и задачи проекта: Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
















Этапы реализации проекта в период октябрь-ноябрь этап: На занятиях по развитию речи дети рассматривали картинки Васнецова Ю. 2 этап: В свободное время читали детям произведения народно- прикладного искусства(Сорока-белобока; Чики-чеки-чек аллочка; Конь, мыши водят хоровод.) 3 этап: В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с картинами и произведениями народно-прикладного искусства. 4 этап: В свободное время разучивали с детьми потешки: Птичка, Сорока-белобока. 5 этап: Проводили досуг в группе (кукольный театр «Колобок») 6 этап: Провели занятие по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы и искусства. 7 этап: Провели литературный досуг с использованием произведений художественной литературы и искусства «Курочка Ряба». 8 этап: Подготовка презентации, анализ проделанной работы.



Педагогический проект в 1младшей группе

«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Участники проекта : дети 1младшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта : познавательно – творческий, групповой, совместный.

Актуальность: в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.

Гипотеза : Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.

Предмет исследования : фольклор.

Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.

Этап 1. Поисковый .

Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.

Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.

2. Приобщить детей к традициям народной культуры.

3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.

4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.

5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.

2. Понимание значения слова «потешка».

3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.

4. Создание картотек всех видов потешек.

5. Заучивание детьми потешек.

Сбор сведений

1. Задать вопросы:

Что вы знаете о потешках?

Какие потешки вы знаете?

О ком бы вы хотели ещё унать потешки?

Разработка плана проекта

1. Отобрать иллюстрации к потешкам;

2. Найти литературу, рассказывающую о потешках;

3. Отобрать героев потешек;

4. Обратиться за помощью к родителям.

Этап 2. Аналитический .

План проекта «Потешка»:

1. Выбор темы и разработка проекта (октябрь).

2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).

3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).

4. Создать информационный стенд для родителей (декабрь).

5. Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).

6. Знакомство детей с потешкой (январь).

7. Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).

8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).

9. Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

1. Создать развивающую среду:

Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.

Пополнить уголок книги сборниками потешек.

Изготовить альбом «Потешки».

2. Организовать непосредственную образовательную деятельность.

Речевое развитие. Тема: «Чтение потешки «Козушка – белоногушка».

Художественная литература. Чтение потешек.

Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;

Экскурсии по территории детского сада;

Наблюдение на прогулке;

Чтение художественной литературы по теме проекта;

Беседа с детьми по содержанию потешек.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Настольные и дидактические игры;

Сюжетно – ролевые игры.

5. Взаимодействие с семьёй.

Подготовить анкету для родителей;

Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

Этап 3. Практический .

Формы работы Содержание

1. Непосредственная образовательная деятельность

Познавательная деятельность (речевое развитие).

Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.

Социально – личностное развитие.

Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».

Художественная литература.

Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.

Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

2. Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.

Экскурсия по территории детского сада.

Чтение потешек про животныж, о людях.

Знакомство с другими видами фольклора.

Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».

3. Самостоятельная деятельность

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.

Рисование животных, птиц героев потешек.

Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.

Организация сюжетно – ролевых игр.

Лепка горошка, пряничков для животных.

4. Взаимодействие с семьёй

Подготовка анкеты для родителей.

Информация на стенде.

Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.

Этап 4. Презентация проекта .

Цель : изготовление мини – книжки.

1. Дети делятся на небольшие подгруппы;

2. Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;

3. Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;

4. Оформление страниц совместно с воспитателями;

5. Оформление книги с потешками.

Этап 5. Контрольный .

1. Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?

2. Беседа с родителями.

МК ДОУ Порошинский детский сад № 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

МЛАДШАЯ ГРУППА № 2

Визитная карточка проекта

Место проведения :

МКДОУ «Порошинский детский сад №12

Срок проведения: с 15.01.2018 по 25.01.2018

Воспитатели младшей группы № 2:

Васильева Елена Геннадьевна

Кузова Алина Константиновна

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно – творческий

Тип проекта по количеству участников : групповой

Продолжительность проекта : краткосрочный

Ожидаемый результат:

Развивать интерес к народному творчеству , желание рисовать и лепить народную игрушку , слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.

Участники проекта

Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей .

Актуальность и выбор темы

проекта

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.

2. Дать представление о народных игрушках

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

. составление и обсуждение поэтапного плана работы;

Постановка цели, задач, актуальность проекта;

Подбор методической, справочной и

художественной литературы по данной теме;

Подобрать фото и видиоматериалы;

Подбор необходимого оборудования и

пособий для практического обогащения

проекта.

Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушак (матрешки, дымковская игрушка).

2 этап – Реализация проекта

Игровая деятельность:

. Сюжетно- ролевые игры

«В гостях у Матрешек» .

. Дидактические игры:

«Золотые ложки. Отгадай предмет» .

«Украсим матрешку» ,

пазлы на тему русских народных сказок .

«Подбери цвет» .

. Подвижные игры и эстафеты

«Карусель» , «Наседка и цыплята» , «Гуси – лебеди»

Учебно- познавательная деятельность:

Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы

Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек . Альбомы народных промыслов

. проведение с детьми группы тематических НОД:

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.

ИЗО:

Народная игрушка «Матрешка»

лепка. «Крендельки- баранки»

беседы о быте и традициях древней руси.

Интегрированное занятие:

«Путешествие в сказку Колобок»

ИЗО: дымковская игрушка «Уточка»

Художественно – речевая деятельность

Пересказ сказки «Репка» , чтение Русских народных сказок. «Бычок – черный бочок, белые копытца» . «Волк и семеро козлят» «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Разучивание песен и потешек «Курочка – рябушечка» , «На улице три курицы» , «калачи», Слушание народных песен «Петушок» , «Ладушки» .

Театрализация сказок

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей « Роль фольклора в развитии речи детей»

Папка- передвижка «Народные промыслы России»

. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок

3 этап - Заключительный

Подведение итогов работы

Составление отчета о проекте

Игра –путешествие « В гостях у бабушки Авдотьи»

Результат

Познакомились с русскими народным творчеством

Расширение представления о народном искусстве

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;

Дальнейшее развитие проекта

Продолжить работу по формированию познавательной активности детей

Расширять и систематизировать знания детей по этой теме

Белашова Татьяна Анатольевна
Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши»

Педагогический проект в первой младшей группе

На тему: Фольклор и малыши»

План проекта:

1. Информационная справка о проекте

2. Реализация проекта

1 этап – подготовительный

2 этап – практический

3 этап – заключительный

3. Выводы

4. Используемая литература

1. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».

2. Гербова «Занятия по развитию речи».

3. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

4. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги».

5. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в д/саду».

6. Лебедева E.X. «Простые поделки из бумаги и пластилина».

7. Шебеко B.Л., Ермак Н. Н. «Физкультурные праздники в детском саду».

8. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».

9. Сборник «Первые шаги».

10. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов», «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».

Актуальность проекта:

Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений

Проблема

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).

Игровая мотивация

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель:

Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).

Задачи:

1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.

5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

Участники проекта:

воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат

1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

4. Словотворчества детей.

молодым специалистам мои проекты очень помогут в работе


Занятие знакомство с фольклорными произведениями в 1 младшей группе.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность.
Побуждать детей выполнять игровые действия по показу воспитателя.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Предварительная работа:
1. Заучивание потешек.
2. Рассматрмвание иллюстраций в книгах «Потешки».
Методические приёмы:
1. Сообщение цели (загадка про кота) .
2. Чтение потешек про кота.
3. Мелкая моторика (шнуровка сапожек) .
4. Поездка в гости к петушку на поезде.
5. Чтение потешек про петушка, курочку, цыплят.
6. Игра «Курочка и цыплята».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках царапки, кричит «мяу».
Дети: Кот.
Воспитатель: Правильно. А вот он и в гости к нам пришёл. Ночью кот мышей ловит, а днём греется на солнышке и мурлычет. Как он мурлычет?
Дети: Мур-мур-мур.
Воспитатель: Давайте прочитаем про нашего кота потешку:
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Воспитатель: А теперь, Лена прочитает про киску:
Киска, киска, киска брысь.
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт
Через киску упадёт.
Воспитатель: Дети, киска приглашает нас в гости к петушку, но прежде чем отправиться, давайте поможем ему зашнуровать сапожки, которые он нам принёс. (дети садятся за столы и шнуруют) .
Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправиться в гости к петушку. Поедим на поезде, я буду паровозом, а вы все вагончики. Застучали колёса, «чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух». Приехали. А вот и петушок нас встречает «ку-ка-ре-ку».
Дети рассказывают потешки про петушка и про курочку, играя пальчиками.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко, умница моя.
Воспитатель: А как курочка зовёт цыплят?
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: Какие цыплята? А какая курочка?
Дети: Цыплята маленькие, а курочка большая. Расскажите потешку про цыплят.
Цып-цып-цыплятки, есть водица в кадке.
Кто меня боится, тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки, не боятся кадки,
Возле кадки блюдце, все они напьются.
Детки, вы все молодцы, хорошо играли, рассказывали потешки. Я очень вами довольна.
1111111111111
Автор: Шурыгина С.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 55 «Чудесница» (Республика Коми, г. Воркута).
Программное содержание:
Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток); знакомить детей с русской традиционной игрушкой; воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам; воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.
Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.
Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.
Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.
Ход занятия:
Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в «Русскую избу» и садятся на лавочки вокруг стола. На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей было столько игрушек, как у вас сейчас. Дети придумывали себе игрушки сами.
Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.
Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.
Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.
Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.
Дети называют имена своих куколок и поют им вместе с воспитателем колыбельную:
Баю-баю-баиньки,
Маленькие заиньки,
Катеньку качали.
Кате напевали:
Баю-баю! Баю-бай!
Спи малютка, засыпай!
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим.
Катя, Катенька, проснись!
Да с кроватки–то спустись!
Слышишь, крикнул петушок.
Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Кате спать не даёшь?
Как поёт петушок?
Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!
Воспитатель:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, моя Катя!
Встань, моя дочурочка!
Потягушки, потянись.
Поскорей, скорей проснись!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться
Водичка, водичка!
Умой моё личико!
Чтобы глазки блестели!
Чтобы щёчки краснели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?
Дети: Да!
Дети берут плошки и ложки.
Воспитатель:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка.
Кашку мы сварили –
Катю накормили.
Дети кормят куколку.
Воспитатель вместе с детьми читает потешки:
Эта ложечка за мамочку,
Эта ложечка за папочку,
Эта ложечка за дедушку,
Эта ложечка за бабушку,
Эта ложка за тебя!
Расти большой, вот такой!
Катя, Катя маленька.
Катенька удаленька.
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.
Проводится игра «Куколка и хоровод».
Воспитатель:
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
«Кра – кра –кра – кра,
Маленькому спать пора!»
В окна голуби взглянули
«Гули – гули – гули - гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать».
Надо положить наших куколок в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.
Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Надо маленькому спать.
Чтобы утро не проспать.
Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!
Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:
Этот пальчик - дедушка, (на большой палец)
Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)
Этот пальчик – папа, (на средний палец)
Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)
Этот пальчик – я!
Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).
Дети благодарят хозяйку и прощаются.
11111111111111111
Фольклорное занятие для детей 1-й младшей группы "В гостях у Вани"
Иванова Тереза Гундыновна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Задачи:
Обучающие: Закрепить у детей знания малых фольклорных форм.
Развивающие: Развивать любовь к русским народным потешкам, песенкам.
Воспитательные: Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание картинок, разучивание колыбельных песенок, прибауток.
Демонстрационный материал: Игрушки: кукла Ваня, кот, собака. Деревянные ложки, плошки, русские традиционные игрушки. Интерьер русской избы, салфетки, музыкальные инструменты.
Методы и приемы:
Сюрпризные моменты.
Игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом.
Использование музыкальных инструментов.
Звукоподражание.
Ход занятия
Дети заходят в “Русскую избу”, рассматривают (печку, стол, лавочку, на столе стоят плошки, игрушки, деревянные ложки). Гостей встречает воспитательница в национальном наряде:
Уж вы, гости дорогие, добро пожаловать,
Милости просим – заходите.
Как уютно в нашей горнице
Спозаранку печка топится
Котик лапкой умывается
Наша сказка начинается.
Стоит люлька. В люльке спит Ванюша.
Ведущий: В гости мы пришли к Ванечке. А где же Ванечка? (Подходят к люльке) Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.
Дети: Разбудим.
Ведущий:
Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись
Слышишь, крикнул петушок, просыпайся мой дружок. (Кричит петушок.)
Как закричал петушок?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Ведущий:
Вот проснулся петушок, встала курочка.
Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.
Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись. (Наливаем в тазик водичку.)
Выходи, водица! Мы пришли умыться.
(Ванечка умывается, читаем потешку.)
Водичка, водичка! Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
(Дети проговаривают вместе с воспитателем.)
Ведущий: Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?
Дети: Да. Поиграем.
(Хором поют и инсценируют песенку “ Ладушки”.)
Ладушки, ладушки.
Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)
Кашу поели.
Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)
На головку сели,
Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)
Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)
Ведущий: Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу.
Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.
(Дети берут ложки и плошки.)
Ведущий:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка,
Кашку мы сварили –
Ваню накормили.
Дети: дети кормят куколку и приговаривают:
Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,
Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку
Это ложка для тебя.
Расти большой, вот такой!
(Поднимают куколку вверх.)
Ведущий: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную.
(Дети качают люльку и поют колыбельную.)
Баю-баюшки-баю,
Баю Ванечку моего
Приди, котик, ночевать
Нашего Ванечку кочать,
Нашего Ванечку качать,
Качать, прибаюкивать
Спи, усни,
Угомон тебя возьми
Баю-баюшки-баю.
Баю Ванечку моего.
Ведущий: Тише, тише, наш Ваня уже уснул. Давайте отойдем, не будем его будить. На прощание угощаю вас вкусными пряниками. (Воспитатель дает детям корзину с пряниками, идут в группу.)
111111111111111
Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы.
Тема: «Экскурсия на птичий двор».
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки «Наши уточки с утра». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать любознательность, память, внимание, речь. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к домашним животным.
Материалы к занятию:Птичий домик, мягкие игрушки: курочка, цыплята, петух, гусь, маски с изображением курочек, цыплят, уточек.
Словарная работа: Петушок, курочка- рябушечка, цыплятки, крыша, двери, окна.
Предварительная работа:Чтение потешек, пение песенок, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель:Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на птичий двор. Становимся друг за другом (паровозиком) и поехали! (Воспитатель поет, дети помогают. Музыкальное сопровождение) .
-Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу!
Дети: - Ту-ту-уу!
Воспитатель:Вот мы и приехали на птичий двор. Давайте отдохнем и поздороваемся.
Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.
Коммуникативная игра:
-Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп. (Дети хлопают в ладоши).
-Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. (Дети топают ногами).
-Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.
-Кругленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.(Дети указательными пальчиками трогают щечки).
-Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок. (Дети показывают губки).
-Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк. (Дети показывают зубки).
-Здравствуй, мой носик! Би-би-би. (Дети указательным пальчиком дотрагиваются до носа).
-Здравствуйте, гости! Милости просим. (Дети разводят руки в стороны).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый домик стоит! Что у домика есть? Дети: Крыша, дверь, окно.
Воспитатель: Интересно, кто в этом домике живет? Давайте постучим: тук-тук-тук.
Дети:: Тук-тук-тук. Кто в домике живет?
Воспитатель: Слышите, кто-то говорит: ко-ко-ко? Кто это?
Дети:- Курочка.
(Воспитатель достает из домика курочку, читает потешку) .
Курица - красавица
У меня жила.
Ах, какая умница
Курица была.
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Вкусные, румяные
Пекла мне пироги.
Воспитатель: Как курочку называют?
Дети: Курочка – пеструшка, курочка – тараторочка, курочка- ряба.
Пальчиковая гимнастика: «Курочка»
Мама курочка пришла,(идём пальчиками от локтевого сгиба к кисти).
Лапкой землю погребла. (Гладим ладошку).
Червячка она нашла,(рисуем на ладошке волнистую линию - «червячка»).
И цыплятам отдала.(Пальчики собираем в кулачок).
Воспитатель: Слышите, кто-то пищит: пи-пи-пи.
Дети: - Цыплята!
(Воспитатель достает из домика двух цыплят. Рассматривают их) .
Воспитатель: Цыплята какие?
Дети: Маленькие, желтые.
Воспитатель: Как они пищат?
Дети: - Пи-пи-пи.
Воспитатель:Что курочка им говорит?
Дети:Ко-ко-ко. Не ходите далеко.
Воспитатель: Курочка с цыплятами приглашают нас с вами погулять по двору.
Физкультминутка.
-Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки!
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зернышки ищите! » (Дети повторяют движения за воспитателем).
Воспитатель: Давайте покормим курочку с цыплятками. (Дети показывают, как кормят, протягивая ладошку).
Воспитатель: Кто еще живет в домике? Тук-тук-тук. (Дети повторяют: тук-тук-тук).
(Слышится ку-ка-ре-ку) .
Воспитатель: Кто так кричит?
Дети: - Петушок.
(Появляется петушок). Дети рассматривают петушка.
-Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй! »
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок.!
Воспитатель: - Какую же песенку он поёт?
Дети: Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Какой у петушка клюв?
(Далее дети показывают гребешок, бородушку, хвост, шпоры).
Воспитатель: Давайте и петушку насыплем зернышек! Клюй, петушок! (Дети повторяют: «Клюй! Клюй! »).
Воспитатель: Кого еще можно встретить на птичьем дворе? Тук-тук-тук. Кто в домике живет? (Слышится: га-га-га) .
Воспитатель: Ой, ребятки, кто там?
Дети: - Гусь. (Появляется гусь из домика) .
Воспитатель: Белые гуси к ручейку идут,
Белые гуси гусяток ведут,
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га».
Воспитатель: Как гусь кричит?
Дети: - Га-га-га.
Воспитатель: Какой гусь?
Дети: - Белый.
Воспитатель: Клюв какого цвета?
Дети: - Красный.
Воспитатель: Как он клювик открывает?
Пальчиковая гимнастика.
Гусь стоит и все гогочет. (Дети показывают пальчиками обеих рук, как гусь открывает клювик.
Ущипнуть, наверно, хочет.
- Га-га-га! Дети: - Га-га-га!
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем потешку:
Наши уточки с утра… Дети: - Кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда… Дети: - Га-га-га.
Наши курочки в окно… Дети: - Ко-ко-ко.
Наш индюк среди двора… Дети: - Бал-бал-бал.
Наши гуленьки вверху… Дети: - Гру-гру-гру.
А наш Петя поутру нам споет… Дети: - Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Кого же мы видели из домашних птиц?
Дети: Курочку - ко-ко-ко, цыплят – пи-пи-пи, гуся - га-га-га, петушка - ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Мы угощали птичек зернышками, они тоже приготовили нам корзинку с баранками.(Воспитатель раздает баранки, читает потешку).
Ах, качи-качи- качи,
Все баранки- калачи,
Все баранки-калачи
С пылу, с жару, из печи!
Воспитатель: Теперь нам пора, уезжаем детвора! (Дети встают друг за другом, паровозиком.
Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу! Дети: - Ту-ту-ууу!