Рождественские традиции, обряды и приметы. Рождество Христово: даты, история, традиции

Новый год мы отпраздновали. Еще один любимый праздник зимы — это, конечно же, Рождество. Рождество-религиозный праздник. В этот день христиане славят рождение младенца Иисуса Христа. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а христиане-7 января. До Рождества верующие держали пост, а в Рождество идут в храм. Рождественские дни длились не один, а целых 12 дней, Святки. День накануне Рождества называется Сочельник.

Рождество — это завершение определенного жизненного пути. Можно отдохнуть, расслабиться и ждать чуда и волшебства, которые дарит нам праздник. Раньше на Руси очень чтили традиции и обычаи Рождества. Сейчас немного о них позабыли. Может быть, верующие люди стараются придерживаться традиций полностью. Традиции Рождества очень интересны. Давайте подробнее о них поговорим сегодня, накануне праздника.

2. Сочельник

3. Святочные гадания

4. Приметы, связанные с Рождеством

В конце ноября начался рождественский пост — это подготовка к великому торжеству. Пост не все, конечно, соблюдают, но верующие, думаю, что его придерживаются, стараются ограничивать себя в тяжелой пище, выпивке. Поститься следует тем, кому это под силу.

Еще одна традиция перед Рождеством-это наведение генеральной уборки дома: выметают пыль из углов, стирают занавески, т. е. очищают свое жилище перед светлым праздником.

В старину мужчины чинили сани, дом, крышу, вообщем находили себе дело. Сейчас тоже для наших мужчин есть много домашней работы, которая требует именно мужской силы и сноровки.

Перед Рождеством люди ездили на ярмарку, чтобы купить обновки себе и близким. Обновляли посуду, колотую и треснутую выбрасывали. Сейчас тоже не помешает очистить свой дом от ненужных вещей, которые несут только плохую энергетику, больше ничего хорошего. Так что смело выбрасывайте ненужную посуду, вещи, которые только захламляют наше жилище.

Подготовиться к празднику нужно было всей семьей. Не зря поговорка гласит: » Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь год будет жить в мирке и согласии». Так что привлекайте к подготовке к празднику всех членов своей семьи: мужа, детей.

Молодежь на Руси готовилась к празднику основательно. Парни и девушки шили костюмы, учили песни, мастерили Вифлеемскую звезду. Потому что в старину устраивали шумные гулянья, шествия. Ходили по дворам ряженые. Люди веселились, пели , переодевались, колядовали. А хозяин выносил им угощения. Во времена моей молодости тоже так было — молодые парни и девушки ходили по селу, поздравляли хозяев, пели, . Было весело. Сейчас уже эта традиция уходит. Хотя дети некоторые еще ходят и поздравляют, »щедруют,» за что получают сладости или денежки.

Именно с Рождеством связано и появление на Руси. К 18 веку елку наряжали во всех странах Европы. К веткам привязывали яблоки, свечи, которрые зажигали в праздник. Верхушку ели украшали звездой или ангелом в память о звезде, которая взошла над колыбелью Иисуса Христа.

Чего делать было нельзя на Рождество? Запрещалось стирать, убирать, готовить, рубить дрова. Это делать нужно было перед праздниками, а праздник должен оставаться чистым и светлым. Тем более, люди считали, что сор из углов выметать нельзя. т. к там могли быть души умерших родственников, пришедших на праздник.

Сочельник

Это последний день поста. Все родственники собирались вместе, накрывали на стол По традиции в этот день готовили сочиво (отсюда и название). Сочиво-это размоченные зерна пшеницы, риса, с добавлением меда, фруктов. В настоящее время это блюдо мы называем кутья. На Рождество многие ее готовят из пшеницы, добавляя мак, орехи, мед.

За стол можно было садиться после того, как в храме отслужат службу, и когда на небе появится звезда, которая возвестила волхвов о рождении спасителя.

На стол клали сено, память про ясли, где лежал младенец Иисус. Праздничный стол покрывали белой скатертью и ставили 12 блюд (по числу апостолов). На столе должны были быть постные блюда. на стол ставили рыбу отварную или запеченную, узвар-компот из сухофруктов. Зерна пшеницы символизировали начало новой жизни, созревшие плоды и фрукты- знак окончания жизненного пути. Таким образом, Сочельник-это своеобразный ритуал рождения Иисуса Христа.

А еще на праздник пекли пирог, в который клали монетку. Считали, кому она попадется, тому и выпадет счастье.

Святочные гадания

Святки начинались 6 января и длились две недели, до Крещения. Это был веселый и радостный праздник на Руси.

В это время устраивали святочные гадания. Девушки очень внимательно относились ко снам, в это время они считались вещими. А сама ночь на Сочельник считалась судьбоносной.

Гадания были очень разные: это и бросание башмачка через порог, гадания на зернах, на рисе, на воске, кофейной гуще. Чтобы привлечь женихов, брали заслонку из печи, сыпали крошки и кормили петуха. еще интересное гадание, мне рассказывала моя бабушка — ставили емкость с водой, с другой стороны — зеркало, а посередине комнаты-зерна пшеницы. Запускали в избу петуха. куда он пойдет, таким и суженый будет. К воде — пьяницей, к зеркалу — красавце, а к зернам, значит, богатым. Вот такие веселые гадания устраивали наши прабабушки и бабушки в старину.

Приметы, связанные с Рождеством

Согласно приметам, именно 7 января начинались сильные морозы (у нас уже начались сильные морозы перед Новым годом. Посмотрим, как будет на Рождество). Хорошая примета, если в дом первым войдет мужчина. Значит ссор не будет. А если женщина, не очень хорошо, считалось что это к несчастьям и болезням. Ну, мы. не будем верить таким приметам. Пусть это останется в прошлом.

Еще считали, что если хозяин в этот день что-то разобьет, это к ссоре.

7 января не следует ругаться, переезжать на новое место, резать скот и думать о плохом (это, я считаю, неплохая примета).

Погодные приметы

Если на Рождество ударят морозы, то и на Крещение будет холодно.

На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут.

На Рождество иней на деревьях — хороший урожай хлеба, небо звездное — урожай гороха.

Если Рождество теплое, весна будет холодная.

Темные святки- молочные коровы, светлые — ноские куры.

Традиции и обычаи Рождества формировались в России многие века. Поэтому нужно, если не соблюдать их, то просто относиться с уважением. Еще считается, если посмотреть на небо в рождественскую ночь, помолиться, загадать желание, только оно должно быть обязательно добрым, то оно непременно сбудется. Давайте будем верить в чудеса!

С Рождеством вас, дорогие мои читатели! Добра, мира и счастья!

Если вам была полезна и интересна эта статья, то поделитесь пожалуйста ею со своими друзьями в соц. сетях, нажав на кнопочки.

И рада буду общению с вами в комментариях.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Рождество у православных является одним из самых почитаемых после Пасхи. В отличие от католического (24 декабря), православное Рождество отмечается 7 января. Причиной такому расхождению дат послужило установление в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, григорианского календаря.

Православное Рождество, в отличие от католического, не так много значения уделяет атрибутике праздника. Основной целью всё же является духовное видение праздника и внутреннее умиротворение.

Обычаи на Рождество Христово

Считается, что в ночь перед Рождеством силы добра и зла набирают особую силу. И то, какими помыслами больше наполнен человек, имеет тесную связь с проявлением в его жизни той или иной силы — » Каждому воздастся по вере своей «. Именно поэтому великому празднику Рождеству Христову предшествует сорокодневный период поста. Пост призван для того, чтобы, помимо плоти, очистить и помыслы. В этот период все истинные верующие посещают церковные службы, молятся и каются за грехи свои, чтобы светлый праздник встретить с чистыми помыслами и наполненной Божественным светом душой.

Самым важным днём периода Рождественского поста является канун самого праздника — сочельник (6 января). В сочельник, который ещё называют Коляда, едят только кашу из зёрен (кутья). Традиционно в кашу добавляют мёд, орехи и ягодный отвар. По давней традиции, никакую другую пищу до появления на небе первой звезды принимать нельзя.

По преданию, звезда символизирует Вифлеемскую звезду, которая загорелась на небе в момент рождения Христа. Именно с сочива и начинается вечерняя трапеза. Вся семья собирается за столом, читает молитву и поздравляет друг друга, прощая все обиды.

По традиции, на стол выставляется 12 блюд, символизирующие 12 апостолов. Рождественское угощение на Руси всегда было щедрым. Поросёнок или утка в яблоках, борщ, рыба, пироги, каша в тыкве — всё самое лучшее. Всеношное бдение начинается в православных храмах великим повечерием, куда церковь вкладывает особенный духовный смысл и выражает радость рождения Христа пением «Яко с нами Бог».

На Руси не было праздника долгожданнее, чем Рождество. Ведь традиции и обычаи рождества очень веселые и своеобразные. Молодые люди устраивали раздольные веселья и забавы. Например, кто — то из парней надевал на себя шкурку животного, а остальные шли за ним по соседним домам. В каждом доме ряженый совершал ритуал изгнания недоброй силы, произнося слова: «Бог благослови дом и всё, что в нём». После этого хозяева дома щедро одаривали компанию за свою работу. Вечером по дворам начинали ходить колядовщики с кутьёй. По традиции, нужно было вознаградить ходящих, иначе можно было накликать беду на весь год. Старшее поколение устраивало «посиделки»: старики вспоминали истории из молодости и рассказывали про обычаи и традиции на Рождество, а бабы и девки гадали.

С Рождества начиналось самое чудесное на Руси время — Святки. Девушки гадали на женихов до самого Крещения. Очень почитался на Руси и обряд из соломы. Солома на Руси всегда считалась символом достатка и хорошего урожая.

Издревле перед Рождеством из соломы вязали небольшие снопы и устанавливали их в домах. Считалось, что такой обряд изгоняет недобрых духов из дома и привлекает удачу. Так же существует поверье, дошедшее и до нынешних времён, что любое озвученное в Рождественскую ночь благое желание или намерение обязательно исполнится.

Существует ещё одна добрая традиция на Рождество — кормить птиц зерном или хлебными крошками. Это приносит счастье и достаток в дом. Работать в этот праздник не принято. Напротив, нужно принимать гостей или самим идти в гости и разговляться.

Что дарили на Рождество

Дарили всё. Каких — либо особых норм не существовало. Так, например, царским дочкам в Рождество дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию так собиралось колье. В конце 19 века (1897 г.) в России появились поздравительные открытки, а уже через некоторое время распространилась традиция дарить такие открытки на Рождество и Пасху.

История Рождества

Давным — давно в городе Назарете жила девушка Мария и была она обручена с Иосифом. Однажды к Марии спустился ангел Гавриил и сообщил ей, что скоро на неё сойдёт святой дух и ей предстоит родить святое дитя, которого мир будет называть спасителем, сыном Божьим.

В то время император Август проводил перепись населения и каждый житель должен был вернуться в то место, где родился. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому вместе с Марией они и отправились туда. Но, к сожалению, по прибытию в Вифлеем, они не нашли места для ночлега и им прищлось остановиться для отдыха в обычном хлеву.

Там и был рождён ночью Иисус Христос. В ту самую ночь по местным полям пасли свои стада пастухи, перед которыми явился Ангел и рассказал им о рождении Божественного ребёнка. Пастухи поспешили к месту рождения младенца. Путь им указала Вифлеемская звезда. Подойдя к хлеву, они увидели младенца в яслях, а рядом Марию и Иосифа.

Один из самых великих праздников христианского мира - день появления на свет Сына Божьего, младенца Иисуса. В чём отличие православной традиции от католической? Откуда взялся обычай наряжать рождественскую ёлку? Как проходит празднование Рождества в разных странах? Обо всём этом пойдёт речь в данной статье.

История Рождества

История празднования Рождества начинается с рождения маленького Иисуса в палестинском городе Вифлееме.

Преемник Юлия Цезаря, император Август, повелел произвести всеобщую перепись населения в своём государстве, в которое тогда входила и Палестина. У евреев в те времена существовал обычай вести учёт по домам и родам, каждый из которых относился к определённому городу. Поэтому Дева Мария вместе с мужем, старцем Иосифом, вынуждены были покинуть галилейский город Назарет. Им пришлось отправиться в Вифлеем - город рода Давида, к которому принадлежали они оба, для того, чтобы их имена внести в список подданных кесаря.

В связи с приказом о переписи все гостиницы в городе оказались заполнены. Беременной Марии вместе с Иосифом удалось отыскать ночлег в известняковой пещере, куда пастухи обычно сгоняли скот. В этом месте в холодную зимнюю ночь и был рождён маленький Иисус. За неимением люльки Пресвятая Дева спеленала сына и уложила в ясли - кормушку для скота.

Первыми, кто узнал о рождении Божьего Сына, стали пастухи, сторожившие неподалёку стадо. Им явился Ангел, который торжественно объявил о появлении на свет Спасителя Мира. Взволнованные пастухи поспешили в Вифлеем и нашли пещеру, в которой ночевали Иосиф и Мария с младенцем.

В то же время с востока на встречу со Спасителем торопились волхвы (мудрецы), давно ожидавшие его появления на свет. Яркая звезда, которая внезапно зажглась в небе, указала им путь. Поклонившись новорождённому Сыну Божьему, волхвы преподнесли ему символические дары. Долгожданному рождению Спасителя возрадовался весь мир.

Католическое и православное Рождество: традиции празднования

История не сохранила сведений о точной дате рождения Иисуса Христа. В древние времена первые христиане считали датой празднования Рождества 6 (19) января. Они полагали, что Сын Божий, искупитель человеческих грехов, должен был родиться в тот же день, что и первый грешник на Земле - Адам.

Позднее, в IV столетии, указом римского императора Константина Рождество было велено праздновать 25 декабря. Это подтверждало предположение, что Сын Божий был зачат в день приходившийся на 25 марта. Кроме того, в этот день римляне некогда отмечали языческий праздник Солнца, которое теперь олицетворял Иисус.

Разница во взглядах православной и католической церквей на дату празднования Рождества возникла в результате введения в обиход в конце XVI века Многие православные и восточнокатолические церкви продолжали считать днём рождения Иисуса Христа 25 декабря по старому, юлианскому, календарю - соответственно, теперь они праздновали его 7 января по новому стилю. Католическая же и протестантская церкви избрали иной путь, объявив днём Рождества 25 декабря по новому календарю. Так закрепилось расхождение в традициях католиков и православных, которое существует до сих пор.

Обычаи православного Рождества: Рождественский пост

В те времена существовала традиция наряжать ель блестящими мелочами, фигурками из цветной бумаги, монетами и даже вафлями. К XVII веку в Германии и Скандинавии украшение ёлки превратилось в неизменный обряд, символизирующий празднование Рождества.

В России этот обычай возник благодаря Петру Первому, который велел подданным украшать дома в святочные дни еловыми и сосновыми ветвями. А в 1830-х годах в домах петербургских немцев появились и первые целые ёлки. Постепенно эту традицию подхватили и коренные жители страны с присущим русским широким размахом. Ели начали устанавливать повсеместно, в том числе на площадях и улицах городов. В сознании людей они стали прочно ассоциироваться с рождественским праздником.

Рождество и Новый год в России

В 1916 году празднование Рождества в России было официально запрещено. Шла война с Германией, и Святейший Синод счёл рождественскую ёлку "вражьей затеей".

С образованием Советского Союза людям снова разрешили ставить и наряжать ёлки. Однако религиозное значение Рождества сместилось на второй план, а его обряды и атрибуты постепенно впитал в себя Новый Год, превратившийся в светский семейный праздник. Вифлеемскую семиконечную звёздочку на верхушке ели сменила пятиконечная советская звезда. Выходной в день Рождества отменили.

После того как распался СССР, особых изменений не произошло. Самым значимым зимним праздником на постсоветском пространстве по-прежнему остаётся Новый Год. Рождество начали широко отмечать относительно недавно, в основном - православные верующие, живущие в этих странах. Тем не менее, в рождественскую ночь в храмах проводятся торжественные богослужения, которые напрямую транслируются по телевидению, празднику также был возвращён статус выходного дня.

Праздник Рождества в США

В Соединённых Штатах Америки традиции празднования Рождества стали приживаться довольно поздно - с XVIII века. Пуритане, протестанты и баптисты, которые составляли большую и самую влиятельную часть переселенцев в Новый Свет, долгое время сопротивлялись его празднованию, даже введя за это штрафы и наказания на законодательном уровне.

Первая американская рождественская ель была установлена перед Белым домом только в 1891 году. А ещё через четыре года 25 декабря было признано общенациональным праздником и объявлено выходным днём.

Обычаи празднования католического Рождества: украшение домов

В США к Рождеству принято празднично наряжать не только ёлки, но и дома. Вдоль окон и под крышами развешивают иллюминацию, сверкающую всеми цветами радуги. Гирляндами украшают также деревья и кусты в саду.

Перед входными дверями хозяева дома обычно выставляют светящиеся фигуры животных или снеговиков. А на саму дверь вешается из еловых ветвей и шишек, перевитых лентами, дополненный бусами, колокольчиками и цветами. Такими венками также украшают внутренне убранство дома. Вечнозелёная хвоя - олицетворение торжества над смертью - символизирует счастье и благополучие.

Обычаи празднования католического Рождества: семейный вечер

Принято, чтобы на празднование Рождества Христова большая семья в полном составе собиралась в доме родителей. Перед началом праздничного ужина глава семейства обычно читает молитву. Затем каждый съедает по кусочку освящённого хлеба и выпивает по глотку красного вина.

После этого можно приступать к трапезе. Традиционные блюда, которые готовятся в честь празднования Рождества, свои в каждой стране и регионе. Так, в США на стол обязательно подаётся суп из бобов и капусты, домашние колбасы, рыба, картофельный пирог. Англичане и шотландцы к этому дню непременно фаршируют индейку, готовят пирог с мясом. В Германии традиционно готовят гуся и варят глинтвейн.

Обычаи празднования католического Рождества: подарки и гимны

После щедрого и сытного праздничного ужина все обычно начинают вручать друг другу подарки. А малыши готовят "рождественские носки", которые развешивают у камина: наутро Санта-Клаус непременно оставит там для них сюрприз. Часто дети оставляют под ёлкой лакомства для Санта-Клауса и его оленя, чтобы те в Рождество тоже не были голодными.

Празднование Рождества Христова в небольших американских городках сохранило также ещё одну приятную традицию. Рождественским утром люди ходят в гости друг к другу и поют старинные песни, посвящённые этому празднику. Дети, наряженные ангелами, исполняют рождественские гимны, прославляют Бога и рождение младенца Иисуса Христа.



В ночь с 6 на 7 января 2019 года православная часть христиан отмечает один из самых почитаемых праздников – Рождество Христово. Верующие очень трепетно относятся к этому светлому дню, ведь пришествие маленького Иисуса Христа в наш мир символизирует его своеобразное обновление. Отдавая дань чуду рождения Божьего сына, широко используется во всем мире, в том числе и на наших просторах, летоисчисление – от Рождества Христова.

Разумеется, христианство не сразу стало основным вероисповеданием у славян, и существующие традиции, имеющие отношение к языческим обрядам, причудливо сплелись с церковными знаниями. Поэтому празднование сохранило много сопровождавших его обычаев, традиций и примет, которые могут не иметь отношения к Священному Писанию, однако, чрезвычайно интересны и до сих пор соблюдаются многими. Впрочем, большая часть из этих не совсем канонических действ со временем стала официально признаваться церковью.

  • Рождественский стол
  • Прочие рождественские приметы

Церковные традиции празднования

Первые упоминания празднования Рождества относятся еще к апостольским временам, когда апостолы славили появление на свет Иисуса. В наше же время перед Рождеством храмы украшаются еловыми ветками, огнями и праздничными церковными гирляндами.



Телевизионные трансляции в ночь на 7 января показывают всенощные богослужения, которые состоят из нескольких частей, включающих великое повечерие, утреню, Литургию. В последние годы привычным стало то, что за некоторое время до их начала к верующим обращается Патриарх, поздравляя их с наступлением одной из главных дат в православном календаре. Порядок исполнения молитв, псалмов, церковных гимнов давно известен, и привлекает множество христиан отслужить всенощную в храме.

Распространенные обычаи и традиционное празднование Рождества

Начинается празднование еще до наступления Рождества, 6 января. Канун, вечер, предшествующий Рождеству, принято называть Сочельником. Он символически связан с ночью зажжения Вифлеемской звезды на небесном своде, которая возвестила библейских волхвов о рождении нового Царя. У происхождения слова имеется несколько толкований. Наиболее распространенные два:

От слова «соченя», которым называли лепешки, испеченные на конопляном или другом растительном масле, подававшиеся к рождественскому праздничному столу;
тоже «съедобный» вариант, от слова «сочиво», так называются распаренные зерна злаковых.

Рождественский стол

Празднование начинается вечером (навечерие) и предшествует собой окончание сорокадневного Рождественского церковного поста. У отмечающих этот праздник не всегда имеется четкое понимание, что, согласно традициям, можно ставить на стол, а что нельзя. Едины все только в одном мнении – блюд должно быть не менее двенадцати, это число занимает особое место в христианстве.

Согласно канонам, Сочельник является последним днем поста, причем самым строгим, поэтому блюда на столе должны быть постными. Однако распространено и другое мнение, что с восходом первой вечерней звезды можно уже «разговляться», начинать употреблять скоромную пищу.

Непременное блюдо в центре стола в России, Беларуси, Украине и даже Польши и Болгарии – рождественская . Вариантов приготовления ее существует множество, чаще всего – это каша из зерен пшеницы или ячменя (в последнее время может быть рис или другая крупа – перловая, пшено), с добавлением меда, орехов, сахара или варенья. Кстати, сочиво – одно из названий кутьи, а сочельник иногда именуется кутейником.




Часто можно встретить среди трапезных блюд и узвар – компот из сушеных фруктов.

С наступлением Рождества, а, значит, бесспорным окончанием поста, на стол подается все самое лучшее. Здесь непременно присутствуют блюда из свинины, которые символизируют достаток: жаркое, холодец, фаршированная голова и другие, зависящие от фантазии хозяйки.

Обязательным считается наличие блюда из рыбы, для того, чтобы будущий урожай был хорошим.
Прочие блюда представлены всевозможной выпечкой, как с мясной, так и с овощной начинкой, соленьями, салатами, мясными и другими угощениями. Считается обязательным попробовать хотя бы понемногу от каждого из угощений.

Сам стол укрывается сеном и соломой, чтобы в какой-то мере отдать должное тому месту, где родился Христос – хлеву.

Колядование и другие святочные гуляния

Святочными днями или попросту называют дни от Рождества до Крещения Господня. Во многих местах эта традиция народных гуляний сохранилась, однако, это характерно, скорее всего, сельским и деревенским поселениям, где люди хорошо знают друг друга и нормально это воспринимают.

Колядование начиналось в Сочельник и могло продолжаться в течение всех Святок. Молодежь собиралась в группы, переодевалась в различные костюмы и следовала от дома к дому. При каждом посещении такие ряженые пели песни и читали стихотворения, в которых славили Иисуса, желали здоровья, достатка и других благ хозяевам. За это хозяева по возможности одаривали их угощениями, небольшими деньгами.
Фольклор славянских стран славится многообразием таких песен и стихотворений – колядок, а на некоторых территориях можно встретить целые театрализованные действа, которые разыгрывал вертепный театр.

Что можно и что нельзя делать в период рождественских праздников

Время празднования Рождества Христова уже долгое время считается волшебным, поэтому обросло большим количеством примет, традиций и ритуальных действий, некоторые из которых были запрещены, а некоторые нужно было обязательно выполнить.

Что нельзя делать на Рождество

Возникновение запретов тяжело логически объяснить, однако и по сей день некоторые из них соблюдаются самыми современными людьми:

Запрещается заниматься шитьем, плетением или что-то гнуть, иначе можно накликать несчастье в дом. Но есть исключение: это не касается случаев, связанных с рабочими обязанностями.
Нельзя охотиться или просто убивать животных, включая убой домашней скотины.
В Сочельник не стоит занимать ничего, что связано с разведением огня (спички, свечи, дрова, уголь), иначе случится что-то нехорошее.
Для того чтобы в доме водились деньги, их запрещено давать взаймы, к этому же суеверию относится одалживание соли, хлеба, и, как ни странно, мытье головы и стрижка волос.
Все «грязные» работы должны быть совершены до наступления праздников, чтобы не провести весь будущий год в грязи.
Запрещено садиться за стол в одежде траурных оттенков, потому что этим можно накликать несчастья и горести в дом.
В день после Рождества (8 января) не рекомендуется варить и употреблять в пищу кисель, иначе этим можно призвать в дом покойника. Похожее суеверие связано с покупкой в этот день веревки – запрещено, чтобы не допустить появление в доме повешенного.
9 января запрещается рубить дрова.
10 января не стоит затевать тесто.
11 января замужним женщинам не рекомендуется подавать мужу полотенце, или он начнет в будущем бить жену. В этот же день нельзя открывать дверь после первого стука (только начиная со второго), иначе в дом войдет болезнь, и стоит очень аккуратно обращаться с солью, ведь просыпанная соль приведет к слезам в течение года.



Что стоит сделать на рождественские праздники

Наряду с запретами, существует и немало действий, которые, как принято считать, способны отвести беды и сделать будущий год счастливым.

Для обретения счастья всей семьи, старший родственник должен поднести каждому из ее членов молоко.
На праздничном столе принято оставлять немного еды, чтобы ее вкусили умершие родственники, приходящие в гости, и они будут охранять покой семьи.
Там, где царит разлад в семье, рекомендуют на ночь выставить ведро с водой для замерзания. Потом растопленной из полученного льда водой можно напоить мужа. Она помогает также при любой женской беде.
В Рождество принято просить то, что нужно больше всего. Считается, если попросить это 77 раз, то желание обязательно сбудется. Исполнятся и желания, которые были загаданы во время падения звезды в Рождественскую ночь или просто загаданные в открытое небо, наполненное волшебной силой.
Святки – традиционное время для всевозможных гаданий, в особенности незамужних девушек. Считается, что лучшего времени для гаданий просто не существует.



Прочие рождественские приметы

Если после наступления Рождества в дом первым войдет пьяный, то в течение всего года этот дом будут сопровождать ссоры. Первым должен войти мужчина или мальчик, тогда обещается благополучие. Если же первой ступит на порог девочка или женщина, то дому будут сопутствовать неудачи. Постучавшаяся в окно птица принесет какую-то удивительную весть.

Если Рождественским утром в дом войдут два или более человек, это сулит семье богатство и оберегает от возможных смертей, разводов и других несчастий в течение целого года.

Не обходится и без домашних животных: сидящий под праздничным столом кот ограждает целый год сидящих за этим столом от смерти.

Согласно приметам, разбитые в этот день вещи влекут за собой суету и тревожность.
9 января предназначается для посещения родителей и кумовьев.

Дитя, которое 10 января начнет ходить без посторонней помощи, будет жить долго и счастливо.
Засолка огурцов летом рекомендуется именно в тот день, который припал на Рождество, и тогда они будут вкусными и хрустящими.




Повитуха никогда не брала даже небольших денег с семьи роженицы, если ребенок рождался на Рождество, и даже становилась крестной матерью. Считалось, что такие деньги будут в скором времени потрачены на собственную смерть.

Разумеется, это лишь небольшая часть существующих традиций, примет и суеверий, разнящихся от места к месту. Объединяет их одно: в эти дни необходимо не только гулять и праздновать, но и обязательно совершать богоугодные добрые дела.