Социально-психологические особенности детей. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте Психологические особенности детей дошкольного

Психологические особенности детей

раннего возраста (2 – 3 года)

У детей 2 – 3 лет продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развиваются действия соотносящие и орудийные. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

К третьему году совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трёх предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослыми и др.

Психологические особенности детей младшего

дошкольного возраста (3 – 4 года)

Ребёнок в возрасте 3 лет может несколько секунд простоять на одной ноге.

Перешагивает неприставным шагом препятствие высотой 25-30 см. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Мелкая моторика

Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.

Рисует круг, яблоко, мячик, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища. Основное новообразование – наполняет рисунки конкретным смыслом, то есть отображает предметы окружающего мира. Режет ножницами, делает бахрому, вырезает из бумаги простые фигуры. Нанизывает на веревочку бусины диаметром 1,8 см. Лепет простые фигурки из пластилина.

Строит башню по образцу из 9 кубиков, Копирует с модели поезд, строит после показа мост.

Навыки самообслуживания

Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает пальто.

По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком. Моет руки с мылом перед едой. Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки. Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.

Речевая сфера (Понимание речи)

Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?».

Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: « Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку». Ребенок понимает прочитанные, короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее. Называет практически все, за исключением одной – двух картинок из групп: животные. Люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.

Активная речь

Переход к полноценной речи.

Ребенок имеет словарный запас более 400 слов (может достигать 1500 слов). Начинают правильно произносить звуки, уточняют их произношение. В речи использует сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Остается неусвоенной категория род. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. С 3х лет устанавливается согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечаются смешения рода у местоимений: «мая папа». Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и т. д.

Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Хорошо отвечает на вопросы. Повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3х цифр.

Познавательная сфера ( Игра и действия с предметами)

Манипулирование предметом без попытки обследования.

Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»). Появляются более сложные сюжетные постройки. Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».

Восприятие

Восприятие ребенка непроизвольное.

Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:

Собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку;

Собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);

Подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров;

Собирает 2х-3х-составную разрезную картинку.

Правильно соотносит 4 пары одинаковых предметных картинок.

Пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки.

Различает, правильно показывает и знает названия 4 основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

Правильно и по назначению использует геометрические фигуры.

Память

Непроизвольная.

Ребенок помнит свои имя, фамилию, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры.

Внимание

Непроизвольное, одноканальное гибкое, способен сам переключать внимание. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует.

Устойчивость внимания (способность ребенка сосредотачиваться на чем либо, например, на игрушке или игровой деятельности) до 15 -20 минут.

Находит 5-6 одинаковых изображений из 10 предметных картинок. Определяет, какого предмета не стало из трех предложенных.

Мышление

Формируются элементы наглядно-образное мышления. Сенсорный интеллект. У ребенка появляются символические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным его окружением.

Эмоционально-волевая сфера

Ребенок различает мальчиков и девочек. По просьбе «делится», дает игрушку другому ребенку. Появляются символические (творческие) игры.

Воля

С 3 лет поведение ребенка побуждается мотивами. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника. Система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.

Психологические особенности детей среднего

дошкольного возраста (4 – 5 лет)

Двигательная сфера (крупная моторика)

Возросшие возможности двигательной деятельности: ловкость, гибкость делают доступным для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях. Особенно легко дается гимнастика.

Ребёнок ходит и бегает, согласуя движения рук и ног. Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1.5 м. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз. Сохраняет равновесие на ограниченной площади опоры. Может ходить на лыжах, скользить самостоятельно на льду, кататься на двухколесном велосипеде. Может лазить на шведской стенке, не пропуская реек. Прыгает через скакалку.

Мелкая моторика

Ребёнок в 4 – 5 лет хорошо знает правую и левую руку.

Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Правильно держит ножницы, может резать по диагонали, вырезать круг из квадрата, раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. Сгибает прямоугольный лист пополам. Может строить дома из кубиков. Рисует красками, использует сочетания цветов. Правильно передает в рисунке форму, строение предмета, расположение частей, соотношение по величине. Его рисунки, узоры уже сложны по сюжету, а человек имеет настоящее лицо: с глазами, ртом. Срисовывает треугольник, прямоугольник. В 5 лет может начинать играть на некоторых музыкальных инструментах, вязать и вышивать.

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребенок стал значительно увереннее в самообслуживании. Помощь взрослого ему нужна прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в привычной обстановке он вполне самостоятелен. Он сам тщательно зашнуровывает ботинки и может завязать шнурки, легко застегивает и расстегивает пуговицы.

Пытается беречь одежду, что удается не всегда. Он может застилать свою постель.

Ест, пользуясь столовыми приборами, иногда и ножом. Использует салфетки. Перед едой обычно моет руки, сам расчесывается и пользуется носовым платком. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до 2-3 поручений сразу.

Речевая сфера (понимание речи)

К 5 годам ребенок способен понять абстрактные понятия Он пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь. Ребенку хочется осмыслить значение слов, происхождение. Его интересует звуковая форма слова, ее мелодия и музыкальность. Малыш часами может видоизменять слово, «изобретая» новые. Умеет пересказывать небольшие литературные тексты. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Возникает интерес к юмористическим произведениям.

Активная речь

Речь усложнятся: ребенок усваивает правила грамматики, запоминает буквы.

К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. Ребенок использует союзы и предлоги, меняет местами части речи. Довольно часто образовывает вопросительные предложения и может задать вопрос-предвидение: что будет? Он также задает вопрос зачем? и для чего? и этими вопросами пытается решить глобальные проблемы. Он хочет знать: что хорошо, что плохо и почему. В 5 лет ребенок уже понимает пассивную конструкцию. Он применяет будущее время, использует прошедшее. Правильно произносит все звуки родного языка. Составляет рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предмету.

Познавательная сфера (игра и действия с предметами )

С 5 лет – планомерное и последовательное обследование объекта.

Исследуя предметы, их свойства и качества ребенок пользуется разнообразными обследовательскими действиями; умеет выделять отдельные части и характерные признаки (назначение, цвет, форма, количество, величина) предметов и живых объектов, сравнивает и группирует их по этим признакам. Ребенок имеет представления о разных видах общественного транспорта, о жизни домашних и диких животных, знает название родного города, основные трудовые действия повара, врача, названия 3-4 деревьев, одного кустарника, 2-3 птицы, бабочку, жука. Различает и называет части суток. Исключает лишнее понятие из группы объектов.

Основным видом деятельности остается игра. Охотно играет со сверстниками в ролевые игры.

Восприятие

Помимо основных цветов, ребенок уже знает многие другие. Умеет составлять целое из 4-6 частей.

Воспринимает, узнает и описывает звуки колокольчика, свистка, бубна, деревянных ложек, хлопка в ладоши, погремушки; запахи : цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный. Различает слабые- резкие, приятные – неприятные, сладкие. Различает свойства предметов : тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый; по материалу : деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д. Определяет нахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте; воспринимает пространство : высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади.

Знает : утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотносит события со временем его происшествия.

Развитие элементарных математических представлений

Ребенок считает в пределах пяти (количественный счет), отвечает на вопрос «сколько всего». Сравнивает 2 группы предметов, используя счет. Сравнивает 5 предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке. Знает круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Определяет направления движений от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Память

Ребёнок 4 – 5 лет отличается хорошей памятью: может запомнить большое стихотворение, даже не понимая вполне его смысл. Легко запоминает слова из иностранных языков и уже способен изучать языки.

Присутствуют элементы опосредованного запоминания.

Объем:

Зрительная образная – 5 предметов;

Слуховая образная - 4 – 5 звуков;

Слуховая вербальная – 5 слов;

Кратковременная – воспроизводит 5 – 6 слов;

Тактильная – 4 -5 предметов.

Воображение

Воображение ребёнка в этом возрасте ведущая функция. Происходит развитие фантазии, появление творческой активности.

Внимание

Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому.

Концентрация : рассматривает привлекательную картинку в течении 15 – 20 секунд.

Объем внимания : составляет 5 предметов.

Устойчивость внимания: 15 – 20 минут.

Мышление

К пяти годам при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представлений. Малыш предваряет предметное действие. Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно - схематическое, то есть ребёнок понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.

Проявляются элементы произвольности. Ребенок действует с предметами путем зрительного соотношения, с учетом формы и величины. При описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлеченные категории, опираясь на существенные признаки. Пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т. д.). Понимает элементарные причинно-следственные связи.

Эмоционально-волевая сфера

Малыш переступил порог застенчивости. Теперь он уже мало упивается успехами, а, в основном, стыдится недостатками, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что ребенок на качественно новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность. Формируется самооценка. Ребенок, как и раньше, весь в эмоциях, но он уже умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы или страх. Появляются стереотипы их полового поведения, мужского или женского, что больше всего отражается в игре. Девочки предпочитают тихие, «семейные» игры, без выплеска эмоций, мальчикам необходимы азарт, соревнование, технические средства. Ребенок способен оценить свои результаты и окружающих, имеет завышенный уровень притязаний. Ребенок принимает и удерживает 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной. Называет по пиктограмме эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении и знает способы выражения и изменения эмоциональных состояний, также определяет эмоциональные состояния у героев сказки.

Сфера общения.

Потребность в общении – ведущая.

Продолжает сохраняться ситуативно - деловая форма общения со сверстниками. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают на передний план для ребенка. Роль взрослого в игре к пяти годам почти исчезает. Налаживаются взаимоотношения со сверстниками. Играя, ребенок учится сотрудничать и различать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Осведомлённость ребёнка:

    Ребёнок в возрасте 5 – 6 лет хорошо знает свою фамилию, имя, отчество;

    знает фамилию, имя, отчество родителей, профессию, адрес, город в котором живёт.

    анализ : описывает предмет по известным признакам; выполняет задание: «найди шестое», и «логические цепочки» из 3 предметов и двум признакам; исключение на основе всех изученных сообщений.

    зрительный синтез : из 6 частей без образца и из 6 частей – со зрительной опорой на образец.

    сравнение предметов : по изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве, на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок; ребёнок должен самостоятельно называть по 5 сходств, 5 отличий.

    обобщение : на основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

    сериация: по цвету – 4 оттенка; по величине – 5 предметов; по эмоциональному состоянию – 4 карточки; по свойствам – 3 предмета.

    классификация: на основе имеющихся обобщений по двум признакам с помощью взрослого.

Мышление

    проявление элементов произвольности;

    проявление творческой активности;

    наглядно – действенное мышление: самостоятельно с предметом путём зрительного соотношения, с учётом формы и величины;

    наглядно – образное: понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.

    при описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлечённые категории, опираясь на существенные признаки;

    пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т.д.)

    словесно – логическое: находит простые аналогии – антонимы и синонимы;

определяет логические последовательности событий (по серии, сюжетные картинки);

Понимают элементарные причинно – следственные связи;

Внимание

- переключение внимания – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому;

    концентрация внимания : рассматривает привлекательную картинку в течение 15 – 20 секунд;

- объём внимания – 5 предметов

    устойчивость внимания – 15 – 20 минут;

-концентрация: находит в рисунке контура известное изображение, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделяет в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Эмоционально – волевое развитие:

    Ребёнок в 5 – 6 лет способен оценить свои результаты и результаты окружающих людей;

    имеет завышенный уровень притязаний;

    потребность в общении ведущая;

    общение со взрослыми – внеситуативно – личностное;

    в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно – деловой формы к внеситуативно – деловой;

    ведущая деятельность - сюжетно – ролевая игра;

    принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной ситуации;

    называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг;

    умение рассказать о своём настроении;

    знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний;

    умение определить эмоциональное состояние у героев сказки;

Восприятие:

    ребёнок в 5 – 6 лет хорошо понимает эмоциональные состояния : радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение;

    Воспринимает звуки : колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.

    Способен воспринимать запахи : цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный; узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)

    свойство предметов : тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.

    пространство : высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение

    нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.

    времени: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.

Память:

    зрительная образная : объём – 5 предметов;

    присутствуют элементы опосредованного запоминания.

    слуховая образная : объём – 4 – 5 звуков;

    слуховая вербальная : объём – 5 слов;

    долговременная : рассказывают стихи, сказку;

    кратковременная : воспроизводит 5 – 6 слов;

Воображение:

    Воображение является ведущей функцией;

    Активно развивается фантазия;

    Проявляется творческая активность;

Психологические особенности детей старшего

дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Восприятие

    Дети в возрасте 6 – 7 лет усваивают отдельные эталоны и системы, в которые эти эталоны включены.

    Производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам.

    Складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нём.

    Изменяется целостное восприятие предмета. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным (ребенок не только хорошо представляет себе общее очертание предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение).

    Дети решают практические и проблемно - практические задачи методом практического примеривания и методом зрительной ориентировки.

6. Воспринимает оттенки изученных эмоциональных состояний.

Мышление

    Наглядно-образное мышление становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения.

На основе образного мышления начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое даёт возможность усваивать элементарные научные знания.

Память

Пользуется приемами опосредованного запоминания материала.

Преобладает образная память (6 лет – объем: 6 предметов ; 7 лет – объем: 7-8 предметов).

Слуховая образная память : 6 лет – объем: 6 звуков; 7 лет – объем: 7 звуков.

Слуховая вербальная : 6 лет – объем: 6 слов ; 7 лет – объем: 7-8 слов.

Если ребенок не может запомнить больше трех слов с четвертого предъявления, следует обратить внимание на психосоматическое состояние ребенка и обратиться к неврологу.

Воображение

Дети могут использовать способ «включение» (заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции: круг – мяч и дорисовывается футболист).

Может сочинить сказку или историю на заданную тему и наполняет их интересными и порой оригинальными деталями (6 лет : репродуктивное с элементами творчества; 7 лет : творческое воображение).

Внимание

    Происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию и главным средством организации внимания является речь.

    Объем – 6 лет : 6 предметов; 7 лет : 7-8 предметов.

    Концентрация 6 лет : нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью; 7 лет : нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки, умение видеть двойственные изображения.

    Ребенок может заниматься неинтересной работой 10 минут (устойчивость – 6 лет: 20-25 минут; 7 лет: 25-30 минут).

    Может действовать по двум правилам одновременно.

    Если ребенок не может сосредоточиться на необходимой и неинтересной работе даже в течение 5 – 10 минут, то необходима дополнительная консультация у специалистов.

Речь

Слово начинает служить источником знаний, передачи общественного опыта.

Речь активно включается в усвоение знаний, развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание, в формирование деятельности и личности ребенка

Новообразования:

В возрасте 6 – 7 лет появляются следующие новообразования.

1. Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива.

Особенности возраста:

    Проявление произвольности всех психических процессов.

    Повышенная чувствительность.

    Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение к взрослому, как к единственному источнику достоверного знания.

    Появление кризиса семи лет (капризы, демонстративное поведение).

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Психология дошкольника: особенности возрастного развития

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает , общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) - мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь - комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью - важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки - все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) - развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые - наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению - через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. Нередко одно только упоминание о «нежном возрасте» вызывает у взрослых людей улыбку умиления. Это пора искренности и непосредственности, наивности и чистоты. Однако вопреки бытующему мнению о безоблачности этого периода жизни нельзя не признать, что это едва ли ни один из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период ребенок является легкоранимым, уязвимым, социально неадаптированным, находится в стадии эмоционального становления. Представьте, как сложно приходится человеку в тот момент, когда он не обладает достаточным словарным запасом для выражения собственных мыслей и чувств, не может опереться на личный жизненный опыт и накопленные знания для объяснения явлений и событий, происходящих вокруг него. Впрочем, большая часть этих трудностей возникает только при взаимодействии со взрослыми, не готовыми признать в ребенке полноценную личность, увидеть в нем полноправного партнера, собеседника, друга.

Дошкольниками обыкновенно принято называть детей в возрасте от трех до семи лет.

От трех до четырех лет

В этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Родители чувствуют, что ребенку необходимо детское общество. При этом он еще очень сильно привязан к дому, к родителям, и расставание с ними зачастую становится для малыша серьезным испытанием.

С трех-четырех лет происходят серьезные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и детьми.

Действия ребенка в этом возрасте приобретают целенаправленный характер – и это очень важное достижение. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью. Правда, ребенок довольно быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Это происходит из-за неустойчивости внимания. У людей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию. Для трехлеток очень характерно планирование игры по типу «А давай я буду зайкой, а ты волком! Привет, волк!» Пока ребенку проще играть со взрослыми, он только учится строить отношения с другими детьми. Игры с правилами пока непонятны.

В этот период жизни также развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре с другими детьми ребенок учится брать на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые являются для него образцом поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Самым главным видом деятельности в этом возрасте постепенно становится ролевая игра. И речь здесь не только об игре в дочки-матери, в летчиков или докторов. Ребенок посвящает ролевой деятельности большую часть своего активного времени. В игровом коллективе у него появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

Многие трехлетки с удовольствием рисуют, но, как правило, изображения получаются весьма абстрактными. Это происходит из-за того, что представления ребенка о предмете только начинают формироваться. Графические образы могут показаться бедными. В этом возрасте намного важнее знакомство ребенка с цветом и красками, чем то, что он может нарисовать. Поэтому не стоит предлагать ребенку изобразить что-то конкретное, как не стоит и навязывать использование определенных цветов. Частая ошибка педагогов: «Почему ты нарисовал солнце синим? Нужно нарисовать его желтым».

Огромное значение для развития мелкой моторики имеют лепка и аппликация – они оказывают положительное влияние на развитие восприятия.

Многие дети в этом возрасте любят играть в строительные кубики. Конструктивная деятельность пока ограничена возведением несложных построек по образцу или замыслу.

К трем-четырем годам дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. К концу этого возрастного периода дети способны запоминать значительные отрывки из любимых стихов и песен.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

В возрасте четырех лет совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. В игре происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Четырехлетний человек способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

В этом возрасте в человеке просыпается «почемучка» – вопросы так и выплескиваются из малыша. Это признак того, как резко возрастает любознательность ребенка.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического роста и развития. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличие от простого намерения включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетноролевая игра. Именно в игре у детей формируются познавательные процессы, развиваются наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Сюжеты рисунков и построек становятся намного разнообразнее, хотя замыслы, возможно, покажутся взрослым недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Важным психическим новоприобретением детей этого возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому (как? зачем? почему?). На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

На пятом году жизни дети хорошо владеют речью, связно говорят, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку или историю на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания, доступна сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Улучшаются произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

В шесть лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, задавать рамки, в которых ребенок может вести поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество.

К шести годам человек умеет самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Особенно ярко это проявляется в творчестве.

Обязательным элементом образа жизни детей в этом возрасте является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению – перспектива школьного обучения рисуется ребенку весьма заманчивой. Пожалуй, самое важное – не убить этот интерес. В этот период нужно стремиться развить внимание и память детей, формировать элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.

Поведение шестилетнего человека так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. В процессе взаимодействия с внешним миром шестилетний ребенок, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания помогает разрешению конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

За этот короткий период жизни – с трех до семи лет – человек проходит несколько важнейших этапов в физическом, умственном и эмоциональном развитии.

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Программа воспитания и развития детей раннего возраста Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Из книги Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста автора Лебедева Галина Александровна

Ольга Юрьевна Тихомирова, Галина Александровна Лебедева Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Глава 5. Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Развитие детей раннего возраста Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи

Из книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Теплюк Светлана Николаевна

Особенности развития детей раннего возраста Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Порой ребенок оказывается в незнакомой ситуации, где все для него ново, непривычно: обстановка, люди. При изменении привычной среды он теряется, резко снижается его эмоциональный фон. Малыш испытывает серьезный стресс,

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду В соответствии с программой обучения детей 6-летнего возраста предельная учебная нагрузка в течение недели составляет не более 20 ч, а ежедневная – 4 ч, т. е. 4 урока в день. В отличие от

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Глава 2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие внимания Задание 1Распределение внимания, 2,5–5 летРебенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей 2,5 и 3 лет предлагается в 2–3 строках (содержащих не более 24 знаков) зачеркнуть

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел

Из книги Как отучить ребенка кусаться и драться автора Любимова Елена Владимировна

Из книги Чтение в средней школе автора Кашкаров Андрей Петрович

Как отучить кусаться и драться ребенка дошкольного возраста Итак, предположим, что мы уже установили ту одну (или не одну) причину, по которой наш «ангелочек» враз превратился в «дьяволенка». Нужно сказать, что улучшить семейную обстановку согласно предыдущему примеру

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

3.3.2. Для детей возраста 8-12 лет Геласимов А. Кольцо белого волка. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. – ISBN 978-5-699-45654-3Мур У. Дом зеркал. – М.: Рипол-Классик, 2011. – 256 с. – ISBN 978-5-386-02695-0Мурашова Е. Класс коррекции. – М.: Cамокат, 2007. – 192 с. – ISBN 978-5-91759-014-1; 978-5-902326-34-2Пеннак Д. Маленькая торговка

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Рвота у детей более старшего возраста У детей более старшего возраста рвота обычно вызывается кишечной инфекцией, такой как желудочный (или кишечный) грипп, называемый гастроэнтеритом. Иногда рвота сопровождает часто случающиеся тяжелые заболевания, такие как отит,

Из книги Энциклопедия семейного воспитания и обучения автора Маляревский протоиерей А. И.

7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – это деятельность,

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги автора

Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей Разумеется, сопоставив их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии.Дошкольная группа: проявления агрессивностиАгрессивное поведение уже в дошкольном

Каждому родителю, воспитывающему ребенка 3-6 лет, следует знать психологические особенности детей дошкольного возраста. В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера. Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития.

Характеристика возрастного этапа

В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.

Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития. В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм — все это признаки кризиса 3 лет.

Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи, словарный запас насчитывает более 1000 слов. Внимание и память носят непроизвольный характер.

У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план. Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность. Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.

Роль игры и психические новообразования

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте находится в стадии становления. Ребенок активно познает мир и задает массу вопросов. Развиваются познавательные процессы — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Зная особенности психического развития детей дошкольного возраста, родители выстраивают с ними гармоничные отношения и воспитывают здоровую личность.

Ведущая деятельность дошкольников — игра, освоение норм поведения в обществе и мира человеческих отношений. Ребенок стремится отделиться от взрослых, формирует собственную ситуацию, где он является хозяином положения. Но в действительности он не может принимать полноценное участие в жизни взрослых в силу ряда физических и психических ограничений. Символической формой, помогающей самоутвердиться, выступает сюжетно-ролевая игра, в которой соблюдается ряд условий:

  • ребенок подражает действиям взрослых;
  • придумывает ситуацию, где реальные вещи замещаются игрушками;
  • символический характер происходящего;
  • процесс включает ряд правил и ограничений.

Все это обеспечивает психологическое здоровье дошкольника, его умственное и эмоциональное развитие. Посредством игры он учится взаимодействовать с окружающими, познает мир, а благодаря подчинению правилам развивается произвольность поведения.

Психологические особенности дошкольного возраста включают ряд новообразований, характерных для данного этапа развития:

  • формирование наглядно-образного мышления, предвосхищение будущего результата деятельности;
  • развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания), возможность приостанавливать реакции для оценки ситуации и прогнозирования;
  • расширение спектра мотивов;
  • становление и развитие самооценки и самосознания;
  • активная функция речи;
  • в нравственном развитии осуществляется сознательное принятие норм поведения в обществе;
  • психологическая готовность к школе (интеллектуальная и личностная).

В большинстве случаев по достижении 7 лет у ребенка имеются данные новообразования в том или ином качестве.

Трудности психического развития

Психология дошкольного возраста такова, что стремительный рост и развитие обуславливают возникновение ряда противоречий, влияющих на поведение и эмоциональные проявления дошкольника. Обилие внешних впечатлений и новых возможностей, повышенная двигательная активность, возрастающая потребность в общении со сверстниками — это основные движущие силы развития ребенка дошкольного возраста.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте может быть затруднено в силу ряда проблем:

  • эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
  • замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
  • поведенческие проблемы (лживость, дерзость, зазнайство);
  • неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость, энурез);
  • проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).

Дошкольная психология утверждает, что несмотря на усложнение переживаний, психика дошкольников достаточно гибкая и адаптивная, способная справиться с рядом погрешностей в воспитании и негативными факторами. Разобраться в подобных трудностях поможет диагностика психического развития детей.

Диагностическое обследование дошкольников психологом

С целью исследования особенностей развития дошкольников используются разнообразные методики. Преимущественно это тесты, позволяющие определить личностные особенности ребенка, уровень его психического развития, а также психологическую готовность к школе. Разработкой подходов к обследованию, методов, правил проведения, интерпретации результатов занимается психология детей дошкольного возраста.

К 5-6 годам ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос. Развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации. Поскольку произвольность поведения в этом возрасте еще только формируется, психодиагностика детей должна включать задания, затрагивающие как произвольный, так и непроизвольный уровень познавательных процессов.

Методики для дошкольников в основном направлены на определение сформированности предпосылок к учебной деятельности, уровня личностного и познавательного развития дошкольника, особенностей его мотивационно-потребностной сферы.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста не ограничиваются специальными заданиями и тестами. Оптимальными психодиагностическими результатами обладает наблюдение за детьми в процессе игры со сверстниками или в одиночестве. Как правило, в этом процессе отражаются особенности взаимоотношений с родителями, степень конфликтности и агрессивности ребенка, умение подчиняться правилам и нормам. Проективные, рисуночные тесты отлично подходят для маленьких детей. На листе бумаге отображаются все переживания и проблемы, эмоциональное состояние и степень уверенности в себе.

Важным условием получения достоверных результатов является установление психологического контакта между дошкольником и психологом. Только в этом случае диагностика развития будет оправданной. Если ребенка заставлять или запугивать, результаты обследования могут быть сильно искажены. При необходимости будет рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом или другим специалистом.

Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого, прежде всего родителя, оказывают непосредственное влияние на формирование самооценки ребенка. В раннем возрасте она базируется преимущественно на отношении к нему родителей, с которыми малыш идентифицирует себя и которым подражает. Если взрослые не поддерживают активность и непосредственность ребенка, у него может сформироваться неадекватная самооценка, как правило, заниженная.

Застенчивые дети дошкольного возраста доставляют родителям немало беспокойства. Ведь такого ребенка сложно отдать в детский сад или на развивающие занятия, оставить под присмотром другого взрослого. Он замкнутый, не играет со сверстниками на площадке, стесняется проявлять себя, часто плачет и переживает. Дошкольники с высокой самооценкой лучше ориентируются в детских играх и отношениях, уверенно чувствуют себя в коллективе, активные и инициативные. Но если самооценка завышена, это может привести к заносчивости и высокомерию.

Советы психолога родителям по формированию адекватной самооценки дошкольника включают следующие рекомендации:

  • привлекать ребенка к повседневным делам, поручить ему простые обязанности, выполняя которые, он будет чувствовать свою значимость и полезность;
  • для застенчивых детей важно создавать ситуацию успеха, хвалить и поддерживать все начинания;
  • все воспитательные воздействия (как похвала, так и наказание) должны быть адекватными возрасту и поступкам дошкольника;
  • поощрять активность и инициативу;
  • сравнивать ребенка только с ним самим (каким он был вчера и каким стал на данный момент);
  • формировать адекватное отношение к неудачам, вместе разбирать ошибки и делать выводы;
  • принимать малыша таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Родителям не стоит забывать, что наряду с возрастными психологическими особенностями происходит индивидуальное личностное развитие дошкольника с присущими ему уникальными качествами. Наследственность, особенности темперамента, стиль воспитания, семейная атмосфера — факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и развитие личности дошкольника. Уважение, принятие и поддержка со стороны семьи помогут маленькому человеку вырасти уверенным в себе, активным и целеустремленным.

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений(уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процесс сюжетно – ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщенна и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Дошкольник мыслит образно, но он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально эффективный характер: перцептивные процессы дифференциуются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину;

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

Появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

В среднем дошкольном возрасте(между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно – логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Образ действия с объектом.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей). Сначала ребенку нужно, чтобы кто – то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды

деятельности. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей, не умея оценивать свои собственные.

Развитие самосознания

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки(«я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку.

Кризис семи лет

Кризис семи лет – это период социального «Я» ребенка(Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Происходит смена основных переживаний:

Открывается сам факт переживаний;

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания обретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (или, шире, - готовность познавательной сферы);

Личностная (в том числе мотивационная);

Социально-психологическая готовность;

Готовность эмоционально-волевой сферы.