Сомнение человека. Ильин И.А

Нет сомнения — человечество найдет пути, ведущие к обновлению… (Иван Ильин, «Путь к очевидности»)
Эти слова русского философа ставят вопрос перед современным человеком, у которого есть будущее. Сегодняшняя реальность подтверждает остроту вопроса. Перед человечеством стоит задача выживания под угрозой полного уничтожения. Что угрожает человеку?
Наша планета - это все, что есть у человечества. Она похожа на дом, но не является механическим набором строительных материалов и вещей, необходимых для жизни. Земля - живой организм, к которому человечество относится порой небрежно и беспечно, порой - бессовестно, потребительски. По настоящему глобальными опасностями сегодня являются войны и варварское отношение к экологии.
Войны уносят огромное количество жизней. Речь не только о разнообразном смертоносном оружии массового поражения, которое накоплено человечеством. Во время войн разрушается экономика, люди умирают от голода, от холода и жары, от болезней. Уровень вооружения на сегодняшний день таков, что если этот арсенал пустить в ход, это грозит уничтожением всей планеты. Человечество вряд ли выживет в этой войне. Это понимают ученые и политики, и этого боятся обычные люди.
Не менее остро стоит проблема экологической безопасности. Циничные методы разработки недр, добыча ресурсов сопровождается нарушениями экологии. Последствия таких разработок губительны для природы. Невообразимое количество промышленного мусора, ядовитых химических и ядерных отходов - также способны отравить все живое на многие тысячи километров. Смертельную опасность для экологии представляет и современное вооружение. Человечество живет за счет планеты, по принципу «после нас хоть трава не расти».
Почему человечество допустило такой беспредел в отношение собственной планеты? Этим вопросом задавались мыслители и философы во все времена, а современная ситуация говорит о том, что поиск ответов на эти вопросы не терпит отлагательства.
Причина - в человеке, в несовершенном сознании. Самая страшная проблема для человечества - мышление человека.

Посмотрите вокруг: люди привыкли конкурировать, завидовать друг другу, обманывать, стремиться к подавлению более слабых. Они строят отношения между собой, между корпорациями, между странами и народами - по принципу несправедливости. Любое действие порождает противодействие. Уровень ненависти повышается, агрессия накапливается, и результатом всегда является война.
Не менее отвратительна привычка человека жить за чужой счет - будь то бесхитростный доверчивый сосед, более слабая страна, или планета. С непонятным эгоизмом люди разрушают все вокруг себя: отношения и мир между странами, природу, ее флору и фауну. Жадность оборачивается огромными потерями не только для окружающего мира, но и для самого агрессивного человека.

20. О БЛАГОДАРНОСТИ

Нет сомнения – человечество найдет пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. Но для этого оно должно научиться благодарности и на ней строить свою духовную жизнь.

Современное нам человечество не ценит того, что ему дается; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нем заложено. Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть – техническую и государственную. Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть, распоряжаться и наслаждаться. И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

И вот, каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. И тот, кто выдерживает это испытание, тот оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе, он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, тот одержим духовною слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

Как только человек откроет свое духовное око и воспримет окружающую его вселенную, – сквозь эту жестокую кору повседневности и примелькавшейся, привычной, омертвевшей пошлости, – так он откроет великое множество даров, окружающих его отовсюду. Обычно мы принимаем эти дары самоуверенно и равнодушно, как нечто само собою разумеющееся, как наш «экзистенцминимум», причитающийся нам: кажется, что все это рассыпается в мире «так, между прочим», «ниоткуда» и никакого особенного значения не имеет. Мы измеряем эти дары мерою нашей личной пользы, и ропщем, и негодуем, если что-нибудь нас не удовлетворяет или нам не подходит… Мы проходим через жизнь как властные и самодовольные хозяева, которые имеют полное право заметить и не обратить внимания, принять и отвергнуть, одобрить и пожурить, воспользоваться и забыть. Мы выбираем нужное и полезное, мы предпочитаем удобное и приятное, – и оставляем прочее без внимания. Как неблагодарные наследники, мы совершенно не думаем о Том, Кто оставил нам это жизненное богатство и Кто вложил в каждый самомалейший дар следы Своего Духа.

Как только мы откроем наше духовное око, так мы увидим везде и повсюду целое богатство таких даров, данных нам не для жизненного использования или злоупотребления, а для изучения, истолкования, изумления и радования. Мы разучились дивоваться на эти истинные чудеса Божии, мы проходим мимо них с каменным и холодным сердцем, и если кто-нибудь дивуется на их таинственную божественность, то мы пытаемся разочаровать и «успокоить» его при помощи механически-плоских «объяснений» – и считаем это признаком нашей «образованности» и «просвещенности». Но это и свидетельствует о нашей духовной «декадентности» и бесплодности; и еще о нашей завистливости и неблагодарности . Ибо, в самом деле, кто, получив некий богатый дар, начинает злоупотреблять им в бессердечии, тот лишен чувства благодарности: он отвечает на щедрость – черствостью и на благость – пренебрежением, и это обличает в нем завистника. А зависть делает его слепым.

Мир полон чудес Божиих – вот древняя мудрость, которая не увянет во веки веков. Никакие научные исследования и открытия не отнимут у нее ничего; они только возобновят и подтвердят ее с новою силою. Так было, так и будет. Никакое наблюдение не лишит богосозданного чуда – его глубины и значительности; никакое мышление, познание и объяснение не погасит его необъясненной таинственности. Мы просыпаемся к бытию и жизни – и видим себя окруженными этими дарами, как бы включенными или вращенными в них: пространство, время, живая материя, душевные способности, духовные силы . Мы живем всю жизнь в этих дарах, ими, из них; мы творим в них новое и можем создать из них дивное и значительное; мы наслаждаемся ими и тогда, когда злоупотребляем ими; а когда мы покидаем эту жизнь, то иногда уходим с чувством, что нам было дано бесконечное богатство и что мы сделали из него слишком мало.

Какой драгоценный дар имеет собственное, лично-особенное, единственное в своем роде, покорно-непослушное тело, всю жизнь прислушиваться к нему, чтобы овладеть его таинственными законами и подчинить их законам духа . Какое драгоценное право – превратить его в верный символ своей духовности и, наконец, когда оно впадает в изнеможение, покинуть его для лучшей, более свободной и духовной жизни!

А этот изумительный дар Божий, именуемый пространством, с его светом и тенью, с его прерывно-непрерывным наполнением, с его бесконечными звездными далями, с его богатством форм и красок, со всеми радостями движения и относительного покоя, с творческими перспективами в искусстве! Сколько созерцания, сколько тайн, сколько мудрости!

А дивный дар времени – с неисследимым началом и неведомым концом… Всего один, кратчайший, светлый миг длительности, скользящий из будущего в прошлое, пожизненно непреходящий, раскрывающий нам сразу две перспективы – утрачиваемого богатства в прошедшем и обетованного богатства в будущем… Великое русло мгновений, которое мы можем заполнить творческим трудом, любовью, богосозерцанием, молитвой и красотой и по которому мы в действительности то проносимся в страстях и злодеяниях, то влачимся в пошлых развлечениях…

А это неисчерпаемое богатство природы – в ее органическом единстве, в ее сокровенной закономерности, в ее покое и в ее бурях, в ее благостной готовности служить человеку, показывать ему свою красоту, открывать ему свою разумность и тихо принять его покинутые останки…

Каждый дар дивен и драгоценен, каждый указывает человеку его задачи и его никогда не заполнимые перспективы. Каждый говорит нам о сокровенной благости, мудрости и любви к человеку; каждый зовет его к истинному счастью.

Да, это – счастье: властвовать над своим телом и над своею душою, строить и крепить свой характер, копить духовные богатства, совершенствовать свои духовные акты. Это счастье – творчески работать, создавать в мире новую красоту, отдавать свое вдохновение и свои усилия на создание Божией ткани в мироздании. Это счастье – вести общение с людьми, вчувствуясь в их жизнь и постигая ее смысл; отдавать им свое лучшее и принимать их дары; прощать им и получать от них прощение; иметь отца и мать, и самому делаться отцом или матерью; иметь верных друзей; отстаивать свою родину и служить своему народу. Это счастье – любить и быть любимым; это чудо – обмениваться взглядом любви и выражать любимой женщине полноту своего чувства – целостно и нежно. Это счастье – воспринимать веяние духа и одухотворять свою душу и жизнь. Это счастье – переживать молитву, исследовательскую очевидность, совестный акт, художественное созерцание, истинную политическую свободу и служить водворению справедливости на земле.

Но высшее счастье состоит в том, чтобы находить в собственном сердце Божий луч, следовать ему в молитве и в делах, постигать его во всем и повсюду, и открывать другим людям доступ к нему.

И вот, когда наше духовное око отверзается, видит эти дары во всей их драгоценности и неисчерпаемости и когда сердце наше ощущает скрытую за ними благость и любовь, – то приходит час нашего ответа на все узренное и полученное. И если мы не отвечаем молитвою благодарения, то мы оказываемся недостойными этих даров. Но при этом мы уже не можем оправдываться нашей прежней слепотой. Если наше сердце не отозвалось, не вострепетало и не загорелось, если оно не преисполнилось благодарности, то это означает, что оно ожесточилось в черствой зависти.

Что такое благодарность? Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял ее бессловесно. Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния; ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь, и в дальнейшем – потребность ответить добром на добро. Эта радость вспыхивает сама, свободно, невынужденно и ведет за собою любовь – свободную, искреннюю. Человек приемлет дар – и радуется не только полученному дару, но и доброте дарящего, Его любви и Его бытию и, наконец, тому, что эта доброта пробуждает любовь в душе самого одаренного. Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. Дар есть луч, требующий ответного излучения. Он обращается сразу – и к сердцу, и к воле. Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

Когда человек видит перед собою неисчерпаемые дары Божии, то в нем очень скоро возникает чувство, что он никогда не сможет ответить сполна на эту неисчерпаемую благость. Чем дольше, чем постояннее он погружается в созерцание этих даров, тем увереннее он читает повсюду символические письмена Всевышнего и тем сильнее становится в нем чувство, что он никогда не сумеет ни прочесть их до конца, ни воздать Господу достойную благодарность и хвалу. Сколько гениальных естествоиспытателей носили в себе это чувство в течение всей жизни, и все они знали о том, что «достаточного» ответа они не имеют!..

И в самом деле, чем мы можем ответить великому Подателю этих даров? Какая благодарность соответствовала бы Его благости?.. Поэтому правы те, кто, проведя свою жизнь в созерцании и благодарении, завершают ее молитвою: «Прости мне Господи, что я не сумел достойно возблагодарить Тебя за дары Твои, что не хватило у меня любви и радости для того, чтобы любить Тебя превыше всего и радоваться на Твои создания»…

Так отверстое око духа воспринимает дары Творца; так истинная благодарность поставляет нас в луч Божий и возводит нас к созерцанию Его. Каждый миг жизни испытывает человеческое сердце: способно ли оно к благодарению, созрело ли оно для благодарности; ибо каждый миг несет ему дары, из коих благостно излучается верховная мудрость и любовь. Поэтому глубочайший смысл благодарности состоит в том, что она открывает человеку доступ к Богу: ибо она есть не что иное, как воспламенение личного огня, отвечающего на зов вечного отеческого пламени из средоточия вселенной.

Так религиозная благодарность очищает душу от зависти и ненависти. И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

Казалось бы, отсутствуют какие-либо препятствия для выражения чувства благодарности за помощь, человеческую поддержку, сделанное доброе дело. Однако на звание благодарных сегодня могут претендовать совсем немногие люди! Все превратились в обозленных, черствых и равнодушных личностей, неспособных на произношение простого слова “Спасибо” после оказания им помощи или услуги.

И. Ильиным была затронута тема благодарности в его тексте, где он пишет: “Это ответ…сердца на оказанное…благодеяние”.

такое человеческое качество характера, как умение быть благодарным, считается ответом любовью на любовь, радостными эмоциями на доброту, светлым излучением на тепло, преданным служением на благодарность, что была кому-то дарована. Позиция Ильина заключается в соблюдении истины, касающейся того, что человечеству необходимо научиться быть благодарным, и на этом чувстве осуществлять построение своей духовной жизни. Мнение автора можно расценивать, как самое верное, потому что благодарность выступает в роли важного качества человека, хотя, увы и ах, как было написано выше, только единицам свойственно умение отвечать

добром на добро.

Пример того, когда люди не способны проявлять благодарность содержится в легенде о Данко, переданной в рассказе “Старуха Изергиль” Максимом Горьким. Молодой красивый парень по имени Данко вызвался оказать помощь в спасении племени от неминуемой смерти. Ему для этого пришлось пожертвовать собственной жизнью, и вырвать сердце из своей груди с целью освещения пути для передвижения племени. Данко спас людей, а сам погиб. Но те, ради кого была принесена жертва, радовались и ликовали.


Другие работы по этой теме:

  1. А. П. Чехов своей пьесой “Вишневый сад”, считающейся по праву достаточно известной в русской литературе, показал пример новаторского подхода к передаче старых идей в новом...
  2. В лирике Ф. И. Тютчева духовная жизнь человека напрямую связана с живописными картинами природы. Так, например, в представленном для анализа стихотворении “К. Б” встреча возлюбленных...
  3. И. А. Ильиным в его статье поднимается проблема, связанная со значением родного языка. По мнению автора, Россия своим гражданам преподнесла бесценный дар – великий русский...
  4. Тургенев видел в образе Базарова “лицо трагическое”. С этим нельзя не согласиться, его “рефлексирующий нигилист” имеет собственную точку зрения, но не знает, как применить знания...
  5. В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. Размышляя над...

Прочитайте текст и выполните задания 20-25. (1)Нет сомнения - человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры

(1)Нет сомнения - человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности и на ней строить свою духовную жизнь.

(3)Современное нам человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть - техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6) Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)0но одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни - и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)0н творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18) Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести, (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем - потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно, невынужденно и ведёт за собою любовь - свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину)

20. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора? Укажите номера ответов.

1) Современное человечество в своём стремлении владеть ценит не творческую силу, а власть.

3) Иногда необходимо проявлять благодарность без словесных изъявлений; 4) Благодарность никогда не сможет очистить душу от зависти и ненависти. 5) Будущее человечества принадлежит тем, кто умеет быть благодарным.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 10-13 содержится рассуждение.

2) В предложении 15 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 14.

3) В предложениях 10-13 есть все типы речи

4) В предложениях 10-13 есть повествование и описание

5) В предложениях 10-13 содержится повествование Ответ: ___________________________

22. Из предложения четвертого (4) выпишите антонимы Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 14-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________

Views: 26985

(1) Нет сомнения – человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть – техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои “убытки” и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем – потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь – свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. 22) Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24) Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. 26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину)

Иван Александрович Ильин (1882 – 1954) – известный русский философ, литературный критик, публицист.

Благодарность. Что означает это понятие? Именно эту проблему поднимает И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор замечает, что жизнь постоянно подвергает нас испытаниям, проверяющим нашу способность быть благодарными. Философ с нескрываемым сожалением говорит о том, что люди, не выдерживающее такое испытание, одержимы «духовной слепотою и завистью» и «носят в себе разложение гибнущей культуры». С другой стороны, люди, которые это испытание проходят, наоборот, «призваны творить новый мир и его культуру». Свои рассуждения публицист завершает справедливым выводом о том, что истинная благодарность «очищает душу от зависти и ненависти», и будущее всего человечества в руках благодарных людей.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем – потребность ответить добром на добро». И.А. Ильин убеждён: истинная благодарность означает способность человека радоваться добру другого, и эта радость порождает любовь и стремление отплатить добром.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении главный герой Пётр Гринёв, подарив вожатому свой заячий тулуп, отблагодарил его за то, что тот помог ему выйти из метели. Гринёв сделал это из чистого сердца в знак благодарности за неоценимую помощь, ему захотелось ответить добром на добро. Он не знал, что перед ним был самозванец Емельян Пугачёв. Прошло время, и Пугачёв, взяв Белгородскую крепость, стал казнить всех, кто не захотел ему присягать. Среди неподчиняющихся был и Гринёв. Однако, узнав в лице Гринёва барина, подарившего ему тулуп, Пугачёв помиловал его и вскоре отпустил. Это тоже было сделано из благодарности, поскольку своим поступком Гринёв заслужил уважение Пугачёва, которое затем переросло, как мне кажется, в отеческую любовь. Гринёв сделал Пугачёву добро, и последний впоследствии неоднократно ответил ему добром. Таким образом, истинная благодарность заключается в радости от помощи, и эта радость переходит затем в любовь и стремление ответить на поддержку добром.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: настоящая благодарность – это радость от поддержки другого человека, которая в конце концов переходит в любовь и потребность отплатить добром. Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении главный герой Родион Раскольников за убийство старухи-процентщицы и её сестры был выслан в Сибирь. Но вместе с ним поехала преданная Соня Мармеладова, которая всей душой его любила и очень жалела. Сначала Раскольников не смог по достоинству оценить её поступка. Но в конце концов он осознал, какой подвиг ради него Соня совершила. И он испытал искреннюю благодарность. Он почувствовал радость от её прекрасного поступка и понял, что любит Соню. И он пожелал своей любовью и преданностью искупить все её страдания. Следовательно, настоящая благодарность – радость от помощи другого, радость, переходящая в любовь и стремление в ответе добром на полученное добро.

В заключение ещё раз подчеркну: тот, кто благодарен по-настоящему, будет испытывать радость от доброго поступка другого человека, эта радость перейдёт в любовь и уважение, что порождает стремление ответить на добро добром.