Внеклассное мероприятие "наступили святки - начались колядки". Конспект занятия «Святки и рождественские колядки

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Есть особые дни в году, когда граница между плотным миром событий и тонким миром энергий истончается настолько, что это время считалось мистическим. Оно традиционно использовалось ведающими женщинами и мужчинами для обрядов и ритуалов, смысл которых — гармонизировать жизнь и придания особой силы своим желаниям и мечтам. Ибо в эти дни нас слышат…

Одни из таких дней — Дни Зимнего Солнцестояния и древний праздник славян Коляды.

О чем говорит Природа?

Зимнее Солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе — это символ возрождающегося года, "новых начинаний" во многих традициях и культурах.

Ведь, именно с этого события на небе — день становится длиннее и солнечнее.

В славянской традиции год начинается с Дня Зимнего Солнцестояния — праздник Нового Года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетие, дни Рода отмечаются в период с 19 по 27 декабря. На Руси в христианской традиции мы празднуем Рождество Христово, Святки, Крещение.

До начала XX в. основными зимними праздниками в культуре нашего народа были Коляды и Рождество Христово . Позднее праздник Коляды был замещён великим праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.

25 декабря начинается один из значимых праздников славянского народного календаря — Праздник Коляды. Это очень древний языческий праздник. "Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает": свету становится больше, день длиннее. Зима обязательно закончится, и придёт пора тепла и урожая.

Коляды праздновался в Зимние Святки (сочельник) с 25 декабря (поворот Солнца на Весну) по 5-6 января.

Коляда "коло-колесо"; круг — солярный знак Солнце. Весёлое, желанное божество, Солнце-младенец, в славянской мифологии.

Приходит Коляда — юное зарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Это новорождённое Солнце открывает новый год, символизирует Солнце будущего года. Воплощение новогоднего цикла.

"Когда-то его воспринимали не как "ряженого". Коляда была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи". (А. Стрижев "Народный календарь").

Древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "Новый Год" и Рождество и на открытках, и в новогоднем оформлении праздника художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в Космос.

Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло! И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая Новый Год (НовоЛетие).

Традиции, обычаи и обряды на Святки

  • Пришла Коляда накануне Рождества.
  • Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
  • Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
  • В одном кармане сочельник, в другом — чистый понедельник.

Пословицы и поговорки

Давайте немного окунёмся в традиции Руси и наших предков славян.

"Славянские традиции и праздники — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о Космосе и Земле, о Природе и её законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе."

Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения.

"Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь в "доброе время". Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную космическую силу — любовь !"

Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.

У древних славян 25 декабря (месяц "студень") начинался поворот Солнца на Весну. Наши предки представляли Солнце прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима.

Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — "смерть"), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В эти вечера всё заволакивается морозом и кажется мёртвым.

По этой причине, Святки — время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами. Зимнее Солнцестояние — начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок.

Кудесник прогонял злых духов песнями.

И всё же Зимние Святки являются самым весёлым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, Солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет "на разрисованном возочке, на вороном конечке" в тёплые страны (к Весне и Лету).

Колядование обрядовый обход домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершали накануне Рождества (25 декабря), Васильева дня (1 января), Крещения (19 января).

У всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся всё более популярными.

Праздник обычно состоит из трёх частей: зачин, пир, обряды и игрища.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина — уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб.

Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать!

На столе обязательно была "кутья" — ритуальное блюдо православных христиан, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или риса, политая мёдом, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья. Зёрна символизируют будущее всеобщее воскресение; мёд или сахар — блаженство будущей жизни.

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут Души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу — так считали древние славяне. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде.

Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры ("для согрева душ мёртвых"), зажигают свечи на могилах родителей . Проводы Предков обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженые, колядные песни , молодёжные игры , г адания . В канун Коляды (вечером 24 декабря) начинается святочное ряжение.

После застолья "Колядники" рядятся в одежды и маски, изображают зверей. Ряженые называются в народе также кудесниками, колядовщиками. Они ходят по улицам и домам с музыкой, прибаутками и поют колядки — особые обрядовые песни , прославляющие Коляду, дающего всем блага, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.

Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами ряженые должны были быть неузнанными. Во время их появления разыгрывались сценки: шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю. Ряженные веселят людей и потешными представлениями в коих нередко скрыт глубокий смысл, а в пустые мешки собирают угощения и подарки.

На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, "родители" выбирали "жениха", "невесту", сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Позднее также появились рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. Показывали кукольные представления. В разных частях России колядование проходило по-разному.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив.

"Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла."

Колядное хождение может продолжаться все две недели святок. В старину обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование — просто традиционное развлечение и не более того…

Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи.

Во-первых, собирают дары для обитателей Иного Мира — в древности часть даров приносилась в жертву Предкам.

Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых — обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов — "зерносып": посыпание зерном на счастье , сопровождаемое обрядовой песней, например, такой:

Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Вестники поют песни, славят Род, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Вы нас будете дарить — мы Вас будем хвалить!
А не будете дарить, тогда будем корить.
Не дадите пирога — сведём корову за рога!

В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие "дарили" крестьянскому дому благополучие на весь год. Каждой крестьянской семье желали "избушку ребят, хлевушку телят", "сына в четыре аршина", "в конюшню конев", "полтораста коров, девяносто быков", да чтобы "одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила".

А хозяева отдаривали их печеньями в форме зверюшек, а также пирогами, оладьями, ватрушками, напитками и деньгами. Все старались одарить колядующих так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед богами. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия "козульки". Накануне Рождества их выпекали специально для раздачи колядующим.

Пекли колядки: из постного ржаного (или ржаного и пшеничного) теста делали небольшие круглые лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

Пекли обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики).

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

"Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!"

До выкрикивания угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и застольями, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, кружились хороводы. Колядные песни всегда были разнообразны.

На следующий день, после колядного вечера 24 декабря, отмечали сами Колядыпраздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

Колядовщики несли Солнышко с зажжённой в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, соломой с колосьями.

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай , посыпают снег цветным толчёным мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков.

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня : все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый Живой Огонь. Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи — для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить в гору горящее колесо — символ набирающего силу Солнца — со словами:

  • "Колесо, гори-катись, со Весной Красной вернись!"
  • "В гору катись, с Весной воротись".

В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

Также праздновался Щедрый вечер, Богатый вечер — народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года по старому 31 декабря (по новому стилю 13 января). На него выбирали самую пригожую девушку, украшали её венком, лентами и во главе с ней ходили по селу. Девушки пели "щедровки" — те же колядки, обращённые к хозяевам, величального характера, с припевом: "щедрый вечер, добрый вечер".

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Здесь отражены далеко не все поверья и традиции этих волшебных дней.

Данная статья не является религиозной и носит просветительский характер. Материал основан на книге "Мифологические представления древних славян", "Славянская мифология" и других источниках.

ПРИШЛА КОЛЯДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Святки и колядки в живописи Часть 1)

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Константин Трутовский Колядки в Малороссии 1864 г.

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Николай Пимоненко Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1867 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1872 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Ефим Честняков Коляда (фрагмент).

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Федот Сычков Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Анастасия Швецова Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Гавриил Горелов Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I .
«Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Всех поздравляю с наступлением самого светлого периода на святой Руси — Святок и Рождества! Конечно некоторые осудят меня за то, о чем я напишу ниже! Ну, сильно не сердитесь — ведь астрология тогда тоже страшный грех 🙂 А хочу я вам представить великолепную подборку святочных гаданий, примет и всего, что делали незамужние и замужние девушки и женщины в это время. Многие считают это грехом — но вся наша жизнь, один сплошной грех)) Поэтому вперед девчонки! Гадайте на здоровье. Сильно испытывать судьбу, конечно, не стоит. Но если пробежать вечерком по соседям, в интересном костюмчике, поплясать и попеть песни, вытащить вещицу из шапки наудачу и сжечь традиционную бумажку — думаю не великий грех, для простого человека. Ведь главное никому не делать больно или плохо, и тогда ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!

Сочельник… Сыплется снежок.
Уснув, застыли ели.
Собрались девушки в кружок,
Гадать под вечер сели.
В углу поставлен башмачок,
Чтоб бросить на дорожку.
Закрыты двери на крючок,
И ставни на окошках.
Под блюдо собраны со всех
Цветные побрякушки.
Затихли речи, смолкнул смех,
Гадают три подружки…
В светёлке тихий полумрак,
В углу мерцает свечка.
Раскладывают так и сяк…
И… Замерло сердечко!
Одной досталося кольцо!
Знать, свадьба на пороге.
Другая видит письмецо
От милого, с дороги.
И третья ждёт судьбы итог,
Зажав в руке платочек.
Трепещет сердце, как листок –
Дождаться счастья хочет.
Светало. Вьюга за окном
Свою запела песню…
Уснули девки за столом,
Им снится сон чудесный.
Пусть счастье, милые, найдёт
Вас даже без гаданья,
А Рождество и Новый Год
Исполнят все желанья

Колядки

Для одаривания тех, кто пришел колядовать принято было печь пряники, пироги, печенье. Если хотите, чтобы счастье заглянуло в дом не поленитесь и проявите кулинарные способности. Если нет желания просто купите печенье и конфеты. А вдруг к вам заглянут? В этот день нужно проявить щедрость и великодушие!

До крещения Руси в православную веру, у русских были свои традиции и праздники, и одним из главных праздников был Коляда. Коляда символизировал переход от зимы к лету, от ночи ко дню и начало нового года.Встречали Коляду с 21 на 22 декабря. Кто такой Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и
вездесуща, это - Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек,существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы - Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Дар Коляды сильно отличался от привычного нам календаря, например, основой его является 16-ричная система исчисления. В году (называемом летом) – 9 месяцев, в неделе – 9 дней, в сутках – 16 часов, каждый час равен полутора нашим часам. Час делится не на минуты, а на части, затем на доли, потом на мгновения, после этого – на миги, а уж последней, самой маленькой частицей времени, является сиг. Этой частицей пользовались наши предки, чтобы определять скорость телепортации, которой они владели – а иначе откуда появились такие слова, как сигать, сигануть?

В ночь перед приходом Коляды ряженые ходили по домам и прославляли хозяев. Обязательным атрибутом колядующих была звезда, колокольчик и мешок. Звезду прикрепляли к шесту, шест украшали лентами и главный в группе колядующих – звездарь, нёс её высоко над головой. Звонарь нёс колокольчик, оповещая всех о том, что к дому идут колядующие. Хозяева должны были подготовиться к прославлению. Ведь по старой традиции в этот вечер славили хозяина и хозяйку дома и пели гимны в их честь. Ещё считалось, что если дитя в доме не говорит ему непременно нужно попить воды из колокольчика и ребенок после этого начинал говорить. В мешок, после песнопений, складывали различную еду – колбасы, пряники, хлеб, все, чем были богаты хозяева. По традиции в конце колядок начинался праздник – все садились за большой стол выкладывали всю еду и вместе пировали и чествовали приход Коляды. После крещения Руси традиция праздновать Коляду сохранилась, только гимны стали другими и много изменилось. Теперь славят гимнами Христа и встречают не рождение Коляды, а Рождение Христа. Русских трудно было отучить от тех знаний и традиций, которые им передавали из рода в род их предки. Поэтому священники в 3-4 веке, устав накладывать запреты на празднование языческих праздников, отлучали от церкви тех, кто посмел принять участие в праздновании. Сами понимаете, чем могло закончиться отлучение в те времена. Поэтому наш мудрый народ и тут исхитрился и придумал новый обычай. Они одевались в шкуры животных, как будто это не люди а животные ходили по домам и пели гимны, песни, конечно, пошли уже не те, множество гимнов выражало протест новой вере, до 19 января креста не одевали, те кто вынужден был подчиниться новым законам. Но 19 января вырубалась прорубь в виде креста и все «смывали с себя грехи» и снова надевали кресты. А позже одевание в шкуры животных переросло в маскарад одевать костюмы нечестии, вроде бы для того, чтобы испортить праздник Рождества и совратить побольше душ. Хотя есть и такое поверье, что изначально только мужчины одевались в шкуры животных и ходили с гимнами по домам, они как бы символизировали дружину бога Коляды.Кто теперь знает, где они истоки и что было первым КУРИЦА или ЯЙЦО? И как правильно — Сочельник или Святки, Крещение или Велесов день? Думаю каждому подсказывает сердце как вести себя и чему верить:)

Вот такая история.

А вот и песенки для колядок, может кому пригодятся.

Подойдя к дому нужно обязательно спросить разрешение покалядовать. В старину отказать колядующим был большой грех. Но в наши дни можно встретить разных людей, поэтому правила этикета никто не отменял.

После получения разрешения нужно начинать читать колядки и непременно кланяться:

Коляда, коляда!
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврина,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и быитьем,
И богатством. . .

Ходит коляда по святым вечерам
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Коляда-Солнцеворот
Стань у наших у ворот
Разгони Сварог потемь
Верни на Русь красный день
Огнем возгори Коло воздыми
Води Коло горе а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись
Красное разожгись
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли Вас прославлять
И хозяев величать
Вам жития сто лет
Да полный стол на обед!

Чеботарёва Виктория Викторовна

музыкальный руководитель

МДОУ детский сад №4

город Котово Волгоградской области.

СВЯТКИ- КОЛЯДКИ

Сценарий совместного с родителями развлечения

Зал украшен по-новогоднему. Входят девочки-подружки.

ВСЕ: Здравствуйте, люди добрые!
ребёнок : С Новым годом! С Новым счастьем!
Чтобы здоровы были.
Много лет чтоб жили! (дети кланяются гостям праздника, проходят, садятся на лавочку)

(Голос-микрофон) Друзья, вы знаете, что 7 января мы отмечали праздник Рождества Христова. А дни от Рождества до Крещения в народе называли Светлыми или Святками. Святки – святые дни, когда вспоминают о любви к Богу, к людям, о том, что необходимо делать добро и жить в мире со всеми окружающими и самим собой. В эти дни ходят друг к другу в гости, дарят подарки, поют колядки. Чем веселее в Святки, тем лучше. Поэтому давайте и мы с вами будем веселиться, играть да гадать, Христа Рожденье прославлять.

Ярче, звёздочки, светите,

Укажите нам пути.

Разрешите, разрешите,

Празднику в наш дом войти.

Танец Звёздочек

1 ребёнок: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли на колядки?

Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.

2-й ребёнок: Все на святки, все на святки,
Приходите-ка, ребятки,
И авсей, и коляда!
Отворяйте ворота!

3-й ребёнок: Что такое это- святки?
Вы не слышали ребятки?
Что ж придётся рассказать
И конечно показать.

2 ребёнок: Эй, спешите все сюда!
В гости коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться!

1 ребёнок: А что такое святки?

4 ребёнок: Праздник тот самый длинный
Он весёлый и старинный.
Наши деды пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.

1 ребёнок: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

А вот и гости уже пожаловали!
Ведущая: Здравствуйте, хозяева добрые!

С новым годом!

С новым счастьем!

С новым здоровьем!

ребёнок: Мы пришли к вам хороводом

Прямо к свежим пирогам,

Поздравляем с Рождеством вас,

Низко кланяемся вам!

ребёнок: Авсень, авсень, ты гулял по всем,

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем - тому сбудется,

Кому сбудется - не минуется.

Колядка

Мальчик: Мы в гости пришли

И Козу вам привели.

Коза . Ме-е-е (мотает головой).

Девочка: Коза моя белая по горке ходила,

Коза моя смелая Волка дразнила.

Волк такого не стерпел,

Взял Козу мою да съел!

(Коза падает на пол, все ахают).

Мальчик: Нашей Козе много не надо:

Решето овса, поверх колбаса,

Три куска сала…

Все : Чтоб Коза встала! (Коза встаёт).

Вед. А Коза наша – певица,

Коза – петь мастерица!

А ну, Коза, сюда вставай

Да частушки запевай!

Частушки

  1. Начинаю петь частушку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную!

  1. Раздайся, народ,

Сейчас пляска пойдёт!

Пойду, попляшу,

На народ погляжу!

  1. Наши девкималеньки,

Чуть побольше валенка,

Всех в округе удивят!

4.Оханьки да аханьки,

Какие парни махоньки,

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней!

  1. Моя милкамаленька

Обувает валенки,

А когда обуется,

Как пузырь надуется!

7. Ой, пол провались,

Потолок обвались,

На доске остануся,

С частушкой не расстануся!

8. Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы –

Не возьмём ни рублика!

ребёнок: Эх, на улице мороз подмораживает,
Не велит долго стоять замораживает!
А мы ещё запеваем
Хозяев потешаем!
А вы помогайте нам подпевайте!

(исполнение песни «Ой, мороз!», садятся на места) .

Ведущий: Ох, повеселились мы да потешились
Пора и коляду зазывать
В гости приглашать.

Хором: ЭЙ, коляда, маляда
Золотая борода.
Приходи, коляда,
Отворяй ворота (выходят ряженные)

Баба Яга: Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Что б здоровы были
Много лет прожили.

Леший: Открывайте, сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин, хоть сала клин.

Баба Яга: А вы знаете, есть такая примета, кто в Новый год чихнёт, тот много лет проживёт. Кто болеть не хочет, чихнем все вместе 3-4 «Апчхи»

Ряженные: Будьте здоровы!

Баба Яга: А теперь все в круг вставайте с Бабкой Ёжкой поиграйте (все идут по кругу приговаривают и показывают)

Игра «Бабка-ёжка»

В тёмном лесе есть избушка,
Стоит задом наперёд
В этой маленькой избушке
Бабушка Яга живет:
Нос такой (показывают)
Глаза такие (показывают)
И поломана нога (показывают)
Ах ты, бабушка Яга,
Не боимся мы тебя
Уходи, уходи,
Больше к нам не приходи.

Баба Яга: (обижено) Так не честно, мне эта игра не нравится. Предлагаю поиграть в другую игру. Хотите? (ответы детей) Что б урожай хлеба был большим в Рождество играли в игру «Льдинка» Я льдинку сейчас раскручу, а вы прыгайте и не касайтесь, что бы посевы от холода не погибли, да приговаривайте:

«Что б был долог колосок,
Что б вырос лён высок.
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши».

Стук в дверь входят цыганки

Цыганка: Мир дому сему да хозяевам здравия.

Мы пришли колядовать -

Христа Рожденье прославлять.

Баба Яга: Проходите, гости в хату, не стесняйтесь.

1 Цыганка: Давайте-ка, подружки, покажем
Как мы лихо пляшем.

2 Цыганка: Повеселить наших гостей
Сегодня каждый рад.
Весёлую цыганочку

танцует детский сад.

Цыганский танец.

Цыганка: Ай, спасибо хозяевам, да малым ребятушкам. Да, спасибо тому, кто в этом дому.А вы знаете, что раньше гадали во все дни святок, но главный вечер для предсказаний был в Крещение.

А сейчас мы погадаем
И в корзиночку заглянем.
Что вас ждёт в этом году?
Кто сердится на судьбу?
В этой маленькой корзинке,
Что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье
МОНЕТА – К богатству
ЩЕПКА – Крепкое здоровье
КАРТОШКА – Ждёт большое счастье
ГВОЗДЬ – На пороге гость
СКРЕПКИ – К новым друзьям
Полотенце - далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие.
Булка - Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. Богатство, достаток в твоём доме будет.
Колечко - Сей муку, пеки пироги, к тебе гости будут, а к ней женихи. (показ. на девочку)
Мыло- хорошее известие.

Цыгане уходят.

Баба Яга: А мы сейчас по домам пойдём,

Коляду заведём!

Путь нам дорога

До первого порога,

К дому семьи ….

Ребёнок: Кто не подаст лепешки -

У того разобьем окошки,

Кто не подаст ватрушки -

Расстукаем кадушки.

Кто не подаст пирога -

Запрем ворота,

Уведем корову за рога.

Кто не даст хлеба -

Уведем деда.

Хоз. Ой, не троньте ворота,

Мы дадим вам пирога

И дадим лепёшки,

Чтоб целы были окошки!

Вед. Святки празднует народ,

Становитесь в хоровод!

Исполняется хоровод ряженых на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот…»

  1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками-побасками!

  1. Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух,

Душегрейка на меху,

Знай кричит: «Кукареку!»

  1. А лисица, ну и пава,

Выступает величаво,

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше!

  1. Из берлоги снеговой

Вышел мишка сам не свой,

Не поймёт никак со сна –

То ль зима, то ли весна?

Медведь . А я – Мишка-медведь.

Буду я сейчас реветь.

Очень сладости люблю,

Без конфет я не могу-у- у-у!

Хоз . Мишенька, не реви,

Конфеточки забери!

Медведь. Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Вам и каша густа,

Вам и мёд на уста!

Вам и плюшек с творогом,

И детишек полон дом!

Баба Яга: А нам дальше идти,

Кто там у нас на пути?

Все на Святки, все на Святки.

Подходите-ка, ребятки!

Это дом семьи ……

Реб . Хозяева, слезайте с печки.

Зажигайте свечки.

Коляда идёт,

Веселье, шутки несёт!

Хоз . Никак колядовщики пожаловали!

Леший: Здравствуй, хозяюшка!

С новым годом!

С новым счастьем!

С новым здоровьем!

Пусти погреться.

Хоз. Пущу погреться, если вы, ребятки,

Отгадаете загадки!

Ребята, есть у меня туесок загадок. Силу волшебную он имеет только в Святые вечера на Святки (берёт туесок).

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В туесок берестяной.

Слушайте внимательно,

Отгадаете обязательно!

Загадки

1.Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

2.Рассыпала Лукерья серебряные перья,

Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)

3.Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

4.Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.(Снежинки)

5.Невидимкой, осторожно он является ко мне

И рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз)

6.У неё одёжки колки: всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Ёж на неё слегка похож». (Ёлка)

7.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

Хоз. Ну что ж, молодцы! Милости прошу, проходите.

Леший: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хоз. Можно, можно, сорите, сколько хотите!

Дети ( разбрасывают зёрна).

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем

И здоровья вам желаем!

Уродись, пшеничка,

На поле – стогами,

На столе – пирогами,

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой!

Хоз. Вот спасибо, гости!

Колядовали вы на славу,

На потеху, на забаву.

Ну, ребятки, где мешок?

Вот вам сдобный пирожок

И бараночки, и прянички!

Баба Яга: Спасибо, хозяева щедрые!

Спасибо этому дому,

А мы пойдём к другому.

А вот гостеприимный дом семьи ……..

Все . Пришла Коляда,

Растворяй ворота!

Хоз. Дорогим гостям мы всегда рады!

Баба Яга : Говорят, изба ваша большая, да не простая. А правда, что в доме всякие чудеса происходят и волшебные вещи имеются?

Хоз. А как же! Вы хотите погадать