Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами музыки. Диагностика эстетической воспитанности учащихся Диагностика эстетической воспитанности


При формировании теоретической базы выпускной квалификационной работы возникла необходимость анализа практического состояния вопроса об уровне эстетического воспитания младших школьников. Свое исследование мы построили на базе МАОУ «Болдыревская СОШ» Абатского района, Тюменской области.

В исследовании всего было задействовано 28 учащихся двух классов: 1«А» - контрольный класс, 1«Б» - экспериментальный класс.

Исследование проводилось с согласия родителей и преподавателя физической культуры Бухарова Виктора Анатольевича.

На данном этапе были использованы следующие методы педагогического исследования: тестирование, наблюдение, графические методы анализа полученных результатов Комплекс данных методов обеспечивал целенаправленное выявление уровней эстетического воспитания учащихся.

Эксперимент проводился с 20.04.2015г. по 16.05.2015г. в спортивном зале данной школы.

Уровень эстетической воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной групп определялся с помощью теста - анкеты предоставленного в приложение Б. После заполнения анкеты обрабатывались с помощью следующего ключа таблица Б1.

В психолого-педагогической литературе пред­лагается немало программ изучения личности, где в качестве универсальных, интегральных критериев и показателей уровня культуры учащихся различные исследователи рекомендуют рассматривать их отно­шение к обществу, к людям, к труду (И.С. Марьенко, П.Т. Лихачев, В.А. Яковлев и др.), активность жиз­ненной позиции (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, З.И. Ва­сильева, А.И. Кочетов, Т.К. Ахаян, А.В. Зосимовский). Е.Н. Бондаревская, В.И. Пирогов и другие справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т.е. на изучении уровня воспитан­ности личности с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев их оценки.

Таким образом, критерии - это признаки, на осно­вании которых производится оценка, суждение. В про­цессе выявления критериев мы учитывали следующие требования:

а) критерии должны отражать основные законо­мерности формирования личности;

б) с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;

в) качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;

г) критерии должны быть раскрыты через ряд ка­чественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;

д) критерии должны отражать динамику изме­ряемого качества во времени.

Хотя ученые выдвигают в качестве критериев дале­ко не одно и то же и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет, все они единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня.

Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности учащегося. Эта модель включает следующие компоненты: развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, по­требностей); общая образованность в сфере культу­ры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов; степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоение предметно- эстетической деятельности .

Свою модель основных показателей дает М.А. Верб:

Понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;

Эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству;

Умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;

Умение отличить истинную красоту от мнимой в искусстве, поведении, быту;

Наличие разносторонних эстетических интере­сов и потребностей, в том числе индивидуаль­ных предпочтений;

Развитость тех или иных художественных спо­собностей, участие в художественно-творческой деятельности .

Для выявления уровней эсте­тического воспитания учащихся нами были избраны сле­дующие критерии и показатели.

1. Когнитивный:

а) сформированность эстетических знаний (пред­ставлений и понятий);

б) степень проявления интереса к эстетическим знаниям.

2. Эмоционально-волевой:

а) развитость эстетических чувств;

б) сформированность волевых качеств, необходи­мых для выполнения эстетической деятельно­сти;

в) степень проявления усилий в совершенствова­нии своих эстетических способностей.

3. Мотивационный:

а) стремление к прекрасному и другие социально значимые мотивы в эстетической деятельности.

4. Деятельностный:

а) сформированность эстетических умений и на­выков;

б) активность, инициативность, самостоятель­ность в эстетической деятельности.

Ориентируясь на данные критерии и показатели, в ходе констатирующего эксперимента были выделены три группы учащихся с различными уровнями эстетического воспитания (высокий уровень, средний и низкий), их описание предоставлено в приложении В. Охарактеризованные уровни являются типич­ными и позволяют говорить об определенных тен­денциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе учащихся от более низкого к более высокому уровню.

На этапе констатирующего эксперимента было изучено состояние эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве современной школы. В ходе констатирующего эксперимента в изучаемых классах определялся первоначальный уровень эстетического воспитания учащихся. Предполагалось определить у испытуемых исходный уровень эстетического воспитания с учетом разработанных критериев и с помощью диагностических методик.

В ходе констатирующего этапа опытно - экспериментальной работы в результате тестирования были получены данные об исходных уровнях эстетического воспитания младших школьников таблицы Г2 и Д3. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах наблюдалось большое сходство данных по основным критериям и показателям сформированности у учащихся эстетической культуры, средний балл уровня эстетического воспитания составляет 15,6в контрольном и 15,1 в экспериментальном классах. Как показывают данные констатирующего этапа экспериментального исследования, общий уровень эстетического воспитания в целом недостаточен. Результаты диагностики занесены в итоговую таблицу данных и оформлены в процентных соотношениях, таблица Е 4.

Количество учащихся с высоким уровнем эстетического развития крайне малочисленно в обоих классах и составляет всего 7% от общего числа испытуемых.

Число учащихся с уровнем ниже достаточного составило 79% в контрольном классе и 72% в экспериментальном, что составляет больше, чем две трети от общего числа испытуемых. И низкий уровень эстетического воспитания составил 14% и 21% соответственно.

Для мониторинга была составлена следующие гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (рисунки Е 2 и Е 3). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном и экспериментальном классах со средним уровнем эстетического развития.

Одной из основных особенностей младших школьников (средний уровень эстетического развития) является стихийное эмоциональное стремление к эстетическим явлениям искусства и действительности. Данный уровень характеризуется слабой осведомленностью школьников в области эстетических знаний и опыта.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что большинство учащихся не задумываются о важности эстетического воспитания. Они не видят прямой связи эстетического и физического воспитания, оперируя тем, что на уроке физической культуры на первом месте развитие физических качеств и способностей, даже не догадываясь, что в процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений и что физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Больше трети учащихся не волнует оценка их внешнего вида, не считают важным то, как они выглядят в глазах окружающих.

Так же подавляющее большинство помимо школьных занятий не посещают никаких секций и кружков, а если посещают, то не постоянно и с неохотой.

Что касается музыкальных произведений, особого интереса они не вызывают так же у большинства учащихся. Лишь немногие ответили, что обладают умением двигаться под музыку, имеют понятие о чувстве ритма, темпе исполнения. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.).

Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию.

Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Целенаправленное формирование эстетических восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а так же музыкального слуха, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства порождают эстетические переживания, которые способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус , способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиции художественно-эстетического идеала. На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также с активной творческой деятельностью.

Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты. Любовь к родине не возможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без чувства прекрасного.

Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Важнейшая функция искусства – осуществление художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений, обогащение опыта жизненных отношений детей, средство их самовыражения и самоутверждения, способствует разностороннему развитию детей, снимает у них напряжение от учёбы, труда, спорта.

Сущность, цель и задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Оно осуществляется посредством художественного воспитания – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видать, чувствовать, понимать и творить красоту.

Принципы системы эстетического воспитания: 1. всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (в повседневной жизни дети сталкиваются с красотой и безобразным, с трагическим и комическим); 2. комплексный подход ко всему делу воспитания (тесные межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством и т.д.);3 . единство художественного и общего психического развития детей (художественно-эстетическая деятельность развивает память, мышление, воображение, речь детей и т.д.);4. художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей (это становится содержанием духовной жизни детей, средством их самовыражения);5. эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость (для детей важны эстетичный вид помещения, внешний вид партнёра по общению и т.д.);6. учёт возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Учебные и внеучебные формы и средства эстетического воспитания . Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и практики. Они расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, способствуют развитию мыслительных процессов, предоставляют возможность эстетического наслаждения, нравственного воспитания, духовно обогащают ребёнка.

Для того, чтобы учащиеся могли более полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить своё художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии.

Во внеурочное время, на основе добровольного выбора детьми занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, регулирование восприятия средств массовой информации, организация свободного времени.

Художественная самодеятельность является средством самовыражения и самоутверждения детей, средством развития эмоциональной сферы ребёнка, доставляет наслаждение.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание, являются дома и дворцы школьников, музыкальные и художественные школы. Они осуществляют духовное обогащение школьников, формируют у них культурные потребности, развивают творческую активность.

Органами народного образования организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, выставки детского рисунка, фестивали детской художественной самодеятельности.

Критерии эстетической воспитанности. Эстетическая воспитанность не мыслима без развитого художественного вкуса. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и мире. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств при встрече с прекрасным, чувств отвращения при встрече с безобразным и т.д. Признаком эстетической воспитанности также является способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

Психологические критерии измеряют способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.

Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития художественного вкуса. Это проявляется в выборе детьми занятий для удовлетворения своих потребностей, в оценке явлений искусства и жизни. Возможно выявить уровень развития художественно-образного мышления, творческого воображения.

Социальные критерии требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность проявляется во всём поведении ребёнка.

  • Тема 4. Основы деятельности классного руководителя
  • 1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их
  • 2. Обоснуйте воспитательное значение ученического коллектива
  • 3. Охарактеризуйте стадии (этапы) развития коллектива
  • 1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»
  • 3. С целью формирования более полного и четкого представления о содержании направлений воспитательной работы составьте ряд ключевых терминов
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры
  • 5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса
  • Тема 7. Диагностика воспитанности
  • 1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:
  • 2. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах - воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей.
  • 3. Руководствуясь содержательными критериями, сделайте выводы о воспитанности школьников по их характеристикам:
  • 4. В соответствии с оценочными критериями оцените уровень воспитанности подростка в аспекте физической культуры как высокий, средний или низкий:
  • 6. Ознакомившись с методиками диагностики, содержащимися в разделе «Дополнительные материалы»:
  • Тема 8. Формы организации воспитательного процесса
  • 1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей?
  • 2. Напишите, какие условия необходимо соблюдать, для того чтобы игра выполняла воспитательную функцию:
  • 3. Назовите обязательные признаки шоу-технологии:
  • 4. Укажите отличия в организации состязательных форм воспитательной работы.
  • Тема 9. Методы воспитания
  • 1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся:
  • 2. Приведите примеры предъявления требований в разнообразных формах.
  • 3. Продемонстрируйте владение методами объяснения и рассказа на примере одной из актуальных для подростков тем.
  • 4. Составьте систему вопросов, в качестве подготовки к групповой беседе с подростками с целью формирования у них негативного отношения к вредным привычкам.
  • 5. Для освоения технологии организации диспута подготовьте программу диспута с подростками (или старшеклассниками) на актуальную для данного возраста тему и подберите соответствующую литературу.
  • 6. Опишите алгоритм применения похвалы:
  • 7. Составьте рекомендации для применения метода наказания.
  • Тема 10. Современные технологии воспитания
  • 1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы:
  • 2. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» , раскройте содержание этапов (алгоритмов) технологии организации коллективной творческой деятельности:
  • 3. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» (??), охарактеризуйте компоненты технологии индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной н.П. Капустиным:
  • 4. Раскройте ключевую идею технологии воспитания н.Е. Щурковой, ответив на вопросы:
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры

    1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

    2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

    3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

    5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса

    Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

    Выявите сущность и специфику художественного воспитания (в отличие от эстетического):

    Художественное воспитание - эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Формирует художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов.

    ____прекрасное____ и безобразное,

    трагическое и _____комическое___,

    ___возвышенное___ и низменное.

    6. Ознакомившись с содержанием приоритетных стратегий воспитания, рассмотрите правомерность и целесообразность реализации комплексного подхода к определению содержания воспитания

    Например, каким образом «сочетаются», «переплетаются», «складываются» различные направления воспитательной работы при организации следующих дел:

    а) в конце апреля уборка и благоустройство учащимися пришкольного участка: личностный - самосознание; ценностный - нравственность; деятельностный - трудолюбие, экологическая направленность.

    б) подготовка и показ школьниками кукольного спектакля по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро для детей детского дома: гуманистический, художественно-эстетический, комплексный, духовно-нравственный.

    в) ко Дню именинника девочки приготовили для одноклассников следующие холодные закуски: культурологический, деятельностный, ценностный, комплексный.

    Тема 7. Диагностика воспитанности

    1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:

    внешние - связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

    внутренние - связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями;

    оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса;

    «жесткие» - в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели;

    «мягкие» - применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества.

    "

    УДК 37.01:373 ББК 68.91.2

    Семенищева Марина Геннадьевна

    аспирант

    кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Semenishcheva Marina Gennadievna Post-graduate Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan

    Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств Criteria and Levels of Junior Schoolchildren’s Aesthetic Education

    Determined by Arts Synthesis

    В данной статье раскрываются основные критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств, дана оценка уровней эстетической воспитанности обучающихся.

    The article is devoted to the basic criteria of junior schoolchildren’s aesthetic education determined by arts synthesis; the levels of the pupils’ aesthetic education are evaluated.

    Ключевые слова: синтез искусств, эстетическая воспитанность, критерии и уровни эстетической воспитанности.

    Key words: arts synthesis, aesthetic education, criteria and levels of aesthetic education.

    Все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивность) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал.

    Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. В педагогическом смысле под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие .

    Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев, Е.Н. Таллин, А.В. Тутолмин, И.И. Трубина и др.), позволил сделать заключение, что сегодня нет единого оп-

    ределения эстетической воспитанности учащихся. В результате обобщения рассмотренных научных подходов, мы пришли к выводу о том, что эстетическую воспитанность младших школьников следует определять как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированное™ у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественно-эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса и чувства и эстетического действия. Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств.

    Исходя из выделенных И.И. Трубиной, этапов эстетического воспитания и определения эстетической воспитанности, мы выделяем следующие критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств: развитость эстетических отношений (чувства, восприятие, воображение, эмоциональное переживание); широта эстетических знаний (сознание, потребности, идеал, вкус); устойчивость проявления художественноэстетических способностей (способности и действия).

    Критерий широта эстетических знаний характеризуется созданием определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о различных видах искусств, представленных в синтезе, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря об эстетическом воспитании младшего школьника, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно, что приведет к верной, аргументированной интерпретации художественных произведений, представленных в синтезе искусств.

    Этот критерий характеризуется рядом показателей: эстетическим сознанием, эстетическим вкусом, эстетическим идеалом, эстетическими потребностя-

    ми. В совокупности эти показатели представляют собой глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактнологическому способу получения информации.

    Достаточность эстетических знаний это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.

    Следующим критерием эстетической воспитанности младших школьников выступает критерий развитости эстетических отношений, который позволяет выявить богатство и яркость эмоциональных проявлений, устойчивые эмоционально-оценочные переживания младших школьников, особенности их эстетического восприятия, эстетической оценки явлений действительности и произведений искусства с позиции эстетического идеала (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.п.). Он позволяет также выявить отношение школьников к эстетическому объекту, которое может проявляться как в ситуативном выборе эмоциональных оценок, так и в форме эмоциональнооценочного отношения к эстетическим объектам.

    Показателями этого критерия являются: эстетические чувства, эстетическое восприятие, творческое воображение, эмоциональное переживание.

    Этот критерий определяется отношением к искусству, культуре, эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этот критерий характеризуется потребностью в обращении к различным видам ис-

    кусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа, наличием разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребностей систематически следить за развитием различных видов искусства, общаться с различными видами искусства, творчески применять полученные эстетические знания.

    Этот критерий направлен на оценку способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей эстетической информации, самостоятельного создания собственного синтеза искусств, отличающегося неординарностью, новизной, нестандартностью.

    Другим критерием эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления художественно-эстетических способностей, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств.

    Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.

    Эстетическая активность проявляется в деятельности младшего школьника, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей.

    Эстетическая активность младшего школьника проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного, в его эстетическом отношении к собственному поведению: эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.

    Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие эстетических способностей личности, которые превращают младшего школьника, в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

    Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, детерминированной синтезом искусств, нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и высокий. При этом мы исходили из этапов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выделенных И.И. Турбиной: 1) пробуждение эстетических чувств личности (созерцание - ощущение - эстетическое удовольствие - радость); 2) формирование эстетического сознания (восприятие - эстетический вкус - эстетические суждения, взгляды - интересы - потребности - эстетические идеалы); 3) развитие эстетических способностей, включенность личности в эстетическую деятельность.

    На низком уровне эстетической воспитанности оценка младшего школьника ограничивается словами: "нравится", "не нравится". Проявляется его нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера явления произведения искусства, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта. Отсутствует способность воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Не сформирован эстетический идеал. Младший школьник не понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он мало заинтересован в приобщении к различным видам искусств, эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к различным видам искусств и художественной деятельности. Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям различного вида искусств. Младший школьник не может выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее творческое воображение художествен-

    ные способности практически не развиты, отсутствие образных ассоциаций, воображение носит пассивный воспроизводящий характер. Отсутствие внимания при восприятии художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации обуславливает отсутствие эмоциональности, и как следствие, нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий. Существует недостаточное развитие эстетического восприятия, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, отсутствие образных ассоциаций. Эстетическая творческая деятельность практически отсутствует, желание участвовать в ней не проявляется. Репродуктивно- исполнительское выполнение учебных заданий.

    На среднем уровне эстетической воспитанности младшего школьника, проявляется частичная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественные интересы у младшего школьника проявляются ситуативно, слабо развиты эстетические вкусы, потребности. Эстетические знания ограничены, характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности и недостаточным уровнем аналитического подхода. Младший школьник не всегда способен отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. В целом младший школьник имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он заинтересован в усвоении эстетических ценностей различных видов искусств, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство. Ребенок стремится к приобщению к эстетическим ценностям различных видов искусств; проявляет интерес к художественной деятельности с использованием различных видов искусств. В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства в синтезе, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее. Прибегает к помощи педагога или ав-

    торитетных для него людей (родителей, товарищей). Слабо развиты художественные способности, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания, проявляется активный, творческий характер воображения. Нестабильность внимания во время просмотра или слушания художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации, у младшего школьника, приводят к тому, что эстетические чувства подвержены настроению, а эмоциональность проявляется при восприятии знакомых художественных произведений. Наблюдается частичная сформированность эстетических умений, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания. Эстетическая творческая деятельность носит временный характер, желание участвовать в ней возникает лишь под влиянием поощрения со стороны взрослых или сверстников. Активно-исполнительское отношение к учебным заданиям.

    На высоком уровне эстетической воспитанности младшего школьника сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное восприятие. Младший школьник способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Верно и аргументировано интерпретирует художественные произведения, представленные в синтезе. Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Умеет выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств. Младший школьник заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Обладает потребностью в обращении к различным видам искусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа. Самостоятельно создает собственный синтез искусств, отличающийся неординарностью, новизной, нестандартностью. Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаи-

    вать свою позицию. Младший школьник проявляет самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, способность переноса образных ассоциаций с известных произведений искусств на новые. Эстетические оценки младшего школьника с опорой на художественные знания различных видов искусств, воображение носит активный преображающий характер. Внимательное, сосредоточенное состояние во время просмотра, слушания художественного произведения, экскурсии. Богатство эмоционально чувственных переживаний при восприятии красоты природы, произведений искусства. Эстетическая творческая активная деятельность присутствует постоянно в различных видах художественно-эстетической деятельности младшего школьника. Развитость эстетической воспитанности, готовность ее совершенствовать. На этом уровне у младшего школьника инициатива, интерес и желание участвовать в творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), перекликаются с самостоятельным креативным выполнением учебных заданий.

    Библиографический список

    1. Вержибок, Г. В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. Вержибок Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. -Минск, 2001. - С. 242-247.

    2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.-175 с.

    3. Трубина, И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы / И. И. Тру-бина // Информатика и образование, 2005. - N 5.. - С. 122-123. - Библиогр.: с. 123

    4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов, 2003. - 212 с.

    1. 2. Likhachev, B.T. Theory of Schoolchildren’s Aesthetic Education. - M., 1985 -175 p.

    2. Trubina, I.I. Education Quality Monitoring: Problems and Approaches / I. Trubina // Information Technology and Education, 2005. - N 5. - P. 122-123.

    3. Tutolmin, A.V. Moral-and-Aesthetic Education of Schoolchildren. - Glazov: Glazov State Pedagogical University, 2003. - 212 p.

    4. Verzhibok, G. V. Pupils’ Upbringing As a Criterion of Education Effectiveness / G.V. Verzhibok // Social Pedagogical and Practical Psychology: Mat. of Scient. and Pract. Conf. "Specialists’ Training in the Sphere of Socio-Educational and Psychological Support: Experience, Problems, Prospects", Minsk, 10-11 April, 2001, Ministry of Education. - Minsk, 2001. - P. 242-247.