Естествознание для детей (Экспериментариум). Архивы естествознание - веселая наука Естествознание для дошкольников программа

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели и задачи.

Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению. И в связи с этим основными целями программы являются:

расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса. Их достижение возможно при решении ряда задач :

1. Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.

2. Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.

3. Получение первичного практического опыта экспериментирования.

4. Создание условий для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.

5. Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.

6. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.

7. Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.

8. Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.

Описание программы.

Программа “Дошкольная Академия естественных наук” состоит из нескольких

образовательных (познавательных) разделов:

Ботаника для дошкольников 6-7 лет

География для дошкольников (1 ступень для детей 5-6 лет, 2 ступень для детей 6-7 лет)

Астрономия для дошкольников 6-7 лет

Физика для дошкольников 6-7 лет

Химия для дошкольников 6-7 лет

Данные курсы характеризуются ступенчатостью – постепенным усложнением

материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.

На занятиях используются материалы для дошкольников: карты, книги, энциклопедии, настольно-печатные игры, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курсов. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Дорисуй…”, “Соедини” и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.

В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде карт, книг,

карточек, пособий, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут демонстрировать собственные достижения.

Несмотря на “взрослость” названия курсов, характер получения информации

непосредственен, детям рассказывают яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом, демонстрируют впечатляющие опыты. Методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают курсы по-настоящему увлекательными и выбираемыми детьми.

Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей

на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты, где проводится занятие, если ему неинтересно или он устал. Участие во всех видах деятельности является необязательным. Если ребенку интересно послушать только сказку или принять участие в опыте, то его участие в занятии может этим и ограничиться.

Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению

за растениями, насекомыми и т.д., посадке и уходу за растениями, по созданию альбомов и пр.

В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.

Дети могут совместно создавать альбом по выбранной ими тематике, совместно обсуждать способы посадки на одной грядке лука или другого растения и пр.

Используются экскурсии, походы в лес, на выставки животных, в обсерваторию.

Включение личного опыта ребенка через обсуждение его поездок с семьей, приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематикам курсов.

С родителями обсуждаются и проводятся совместные поездки на природу, обустройство участка, посадка клумбы, овощей на грядках, находящихся на территории детского сада. Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства “опытных пространств”, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения.

Педагоги также используют детскую литературу, видеофильмы, диафильмы.

Ожидаемые результаты

.

В области образовательных умений и способностей:

­ умение пользоваться образовательным пространством группы;

­ получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,

телевизором и др. как источниками информации;

­ умение применять полученную информацию для выполнения задания;

­ увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;

­ получение опыта творческих действий (изготовление карт, книжек, поделок,

мобилей, участие в сочинении сказок, придумывания заданий товарищу);

­ получение опыта взаимодействия со специальными предметами: микроскопом,

лупой, горелкой, свечами, компасом, картами, глобусом, магнитом;

­ получение первичного опыта в изучении свойств предметов экспериментальным

Диагностика и мониторинг

.

Проведение викторин по материалам образовательного курса. Использование настольно-печатных игр для дошкольников про растения, животных, страны, континенты, космос и пр. Диагностичным является само обращение ребенка к таким играм, частота его обращения, верное выполнение условий и правил игры.

В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.

Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка.

1) “Ботаника для дошкольников”.

Занятия проводятся в разном режиме, в зависимости от поставленных задач. Курс рассчитан на учебный год, проведение в режиме 1 занятие в неделю. Всего 27 занятий.

В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность по уходу, выращиванию за растениями в группе, на участке. Данный курс предполагает путешествия детей по разным местам, где можно понаблюдать за разными растениями: посещение леса, сквера, Ботанического сада, поля, огорода, сада.

Фрагмент учебного плана.

Тема Задачи Средства передачи информации, материалы Виды деятельности
Сказка о волшебных превращениях зеленого листика. 1. Познакомить детей с сезонными

изменениями в жизни растения.

2. Обсудить важность сбрасывания листьев растением осенью в холодное время года.

1. Книга Соколовой “Времена года”.

2. Книга Соколова-Микитова “Год в лесу”.

3. Сухие листья разного цвета.

4. Фотографии из детской энциклопедии.

5. Бумага, цветные карандаши.

1. Прослушивание сказки “Превращения листика осенью”.

2. Просмотр иллюстраций, гербария, фотографий.

3. Беседа.

4. Рисунок “Осенний букет”.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, гербария с использованием детских энциклопедий, коллекции картинок, фотографий и пр.

2. Практическая работа и опыты: посадка земляного ореха, лука, рассады цветов для клумбы; рассматривание частей листа под микроскопом и пр.

3. Продуктивные формы деятельности: коллективное создание коллажа “Лес осенью”, рисование картин “Луг зимой”, “Пруд весной” и пр.

2) “География для дошкольников” .

1 ступень рассчитана на возраст 5-6 лет. Всего 10 занятий, по 1 занятию в неделю длительностью 20-25 минут.

Курс может сочетать в себе и поездки детей (семейные), индивидуальный опыт каждого ребенка, создание возможностей для его проявления через организацию беседы о путешествии, просмотр фотографий, сувениров; оформление с ребенком альбома, например, “Я – в Египте” и пр. Просмотр видеофильмов о разных странах и их обитателях, сбор детских географических журналов.

Фрагмент учебного плана.

Тема Задачи Средства, материалы Виды деятельности
Планета Земля. 1. Познакомить детей с глобусом, как макетом нашей планеты.

2.Познакомить с мифами о её возникновении.

3. Выяснить, как действует притяжение Земли.

1. Глобус.

2. Физическая карта мира.

3. Книга А. Усачева “Мои географические открытия”.

4. Книга В. Калашникова “О звездах и планетах”.

5. Альбом, цветные мелки.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Слушание мифов о возникновении Земли.

4. Опыт “Притяжение Земли”.

5. Подвижные игры “Космонавты”, “Вокруг Солнца”.

6. Рисование глобуса.

2 ступень рассчитана на возраст 6-7 лет. Всего11 занятий, 1 занятие в неделю длительностью 25 минут.

Фрагмент учебного плана.

Тема Задачи Средства, материалы Виды деятельности
Южная Америка. 1.Познакомить с Бразилией - государством Южной Америки.

2. Вспомнить особенности животного мира Южной Америки.

1. Глобус.

2. Физическая карта мира.

3. Строительный набор.

4. Журнал из серии “Неугомонные детки”.

5. Цветная бумага, клей.

6. Детская энциклопедия.

7. Книга И. Ивановой “Путешествие по глобусу”.

8. Карточки с изображением животных.

9. Пособие “Народы мира”

1. Рассматривание глобуса, карты.

2. Рассматривание иллюстраций о животных.

3. Подвижная игра “Капитаны”.

4. Игра “Выбери правильно животное”.

5. Слушание рассказа “Как Колумб открыл Америку”.

6. Разгадывание кроссворда.

7. Рассматривание иллюстраций “Народы мира”, беседа о языке, столице, обычаях.

8. Аппликация “Флаг Бразилии”.

9. Постройка дома на сваях из конструктора.

Примеры некоторых специфических способов и методов работы по данному курсу:

1. Для возникновения обсуждения педагог задает вопросы, создающие проблемную ситуацию, например, “На всех континентах есть медведи: белый – в Арктике, бурый – в Европе, панда – в Азии, гризли – в Северной Америке, очковый – в Южной Америке, коала – в Австралии. Почему в Африке нет медведей?”

2. Использование на занятиях разных информационных источников. Специально на глазах у детей педагог готовится к занятию, показывая к чему он обращается для получения необходимой информации.

3. В конце занятия педагог обращается к детям с вопросом: “Путешественники, куда мы отправимся в следующий раз?” Совместно с детьми определяется тема будущего занятия. И это создает такие ситуации, при которых часть детей может специально спросить у родителей, кто-то обратит внимание на передачу по телевизору или картинки в книге, другие остановятся перед картой, иллюстрациями, возможно в другой раз прошли бы мимо них. Педагог готовит именно этот “заказанный” материал, возможно совместно с детьми и их родителями. Дети на следующее занятие попадают уже с определенной установкой, желанием это изучать.

3) “Астрономия для дошкольников”.

1 ступень рассчитана на возраст 5-6 лет, всего 11 занятий 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут.

Курс может включать в себя посещение планетария, специальных выставок, просмотр видеофильмов. Изготовление детьми совместно со взрослыми мобиля “Солнечная система”, оформление в беседке звездного неба, рисование и изготовление звездных карт.

Перед сонным часом или в другое удобное для этого время воспитатель читает терапевтические сказки из книги Зинкевич-Евсигнеевой “Сказки страны Зодиакалии”.

Фрагмент учебного плана.

2 ступень рассчитана на возраст 6-7 лет, всего 10 занятий 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут.

Фрагмент учебного плана.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

1. Практическая работа с “динамичными” пособиями, играми “Волшебная Астрономия”, “Мишка в космосе”, где ребенок может манипулировать космическими объектами, через игровые образы “постигать” космос.

2. Сочинительство, выражающееся в совместном с педагогом придумывании сказок про инопланетян, о своем созвездии и т.д.

4) “Физика для дошкольников”

Курс построен на экспериментировании детей совместно со взрослыми, обсуждении наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.

Фрагмент учебного плана.

Тема Описание опыта Задачи Материалы Виды деятельности
Волшебные магниты Проблемная задача:

Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет -гвоздик. Рядом на столе лежат другие предметы – магнитик, карандаш, лист бумаги, ластик. Перед ребенком ставится задача: достать гвоздь, не вылив воду и не замочив рук.

1. Знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы.

2. Знакомство с компасом.

1. Магнит.

2. Лист бумаги.

4.Металлические предметы: скрепки, гвозди и пр.

5. Стакан с водой.

1.Самостоятельное проведение опыта.

2. Беседа о свойствах магнита.

3. Практическое применение компаса.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

1. Практическая работа, проведение опытов. Опыты проводятся как педагогом, так и самостоятельно детьми при поддержке взрослого. Педагогом активно при этом используется метод проблематизации, он побуждает детей генерировать идеи, строить предположения, говорить, не боясь быть “неправильным”. Затем через проведение опыта, эксперимента дети получают ответы на поставленные вопросы. Педагог с детьми обсуждает, чья версия была ближе всего к истине.

5) “Химия для дошкольников”.

1 занятие в неделю длительностью 20-25 минут. Всего 4 занятия.

Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.

Фрагмент учебного плана.

Тема Описание опыта Задачи Материалы Виды

деятельности

Извер-жение вулкана

(Сода + уксус)

1. Опыт проводится педагогом:

Делается макет горы, внутри которого размещается стаканчик с уксусом, подкрашенным красным цветом. В жерло вулкана педагог насыпает ложку соды. Дети наблюдают за химической реакцией: появление пены, выход ее наружу с шипением.

2. Дети проводят опыт: в очень слабый раствор уксуса, находящегося в стаканчиках, кидают маленькие кусочки мела и наблюдают, как мел исчезает.

Знакомство с химическими свойствами соды, уксуса, мела.

Взаимодействием веществ друг с другом.

1. Макет горы из папье-маше

2. Стакан с уксусным раствором.

3. Сода пищевая.

5. Стаканы со слабым уксусным раствором.

6. Кусочки мела.

1.Наблюдение за опытом.

2.Обсуждение.

3.Самостоятельтельное проведение опыта с растворением мела.

4.Обсуждение.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

1. Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.

2. В конце курсов проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.

Размышляя об этом, я определила цель своих уроков естествознания: научить детей разумно относиться к любому вопросу о природе и уметь находить ответ в литературе, планировать и осуществлять самостоятельное наблюдение, добывать новые знания, выдвигать предположения и проверять их в условиях эксперимента.

Этим отличается курс «Естествознание» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой от других курсов природоведения.

Можно учить детей представлениям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира продолжает меняться, особенно быстро в последнее время. Поэтому нужно помочь детям освоить не только знания о природе, но и способы получения этих знаний.

Предметом курса Е.В. Чудиновой является экспериментальный метод естественных наук, или, согласно метафоре Ньютона, - обучение «бросанию камешков» (объяснительных идей) в океан чувственного опыта. Курс Е.В. Чудиновой строится на основе теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, основным методом обучения является постановка перед детьми системы учебных задач.

В курсе «Естествознание» система учебных задач организуется вокруг разрешения научных споров (эксперимент как способ проверки правильности того или иного предположения).

Уже в первом классе дети узнают способы получения информации об окружающем мире и открывают для себя эксперимент, с помощью которого можно проверить свои предположения.

Детям нравятся практические занятия, например, с растениями. На уроке мы пытаемся сами посадить растения. Совместно вычленяем проблему - далеко или близко нужно распределять семена друг от друга при посадке? Выдвигаем гипотезу - когда растения растут близко, они мешают друг другу. Определяем способ проверки - эксперимент. Подготавливаем, замачиваем семена любых растений, затем высаживаем в две коробки. В одну - очень много семян, в другую - 2-3 семечка. Делаем предположение: «Если гипотеза верна, то что мы увидим в 1-й коробке? А во второй? Какие будут растения?» Зарисовываем результаты эксперимента в тетрадях. Чему учились дети, выполняя эту работу? Задавать вопросы, делать предположения, фиксировать процесс в виде символической записи. Наконец, они приобрели практический опыт правильной посадки растений.

А главное - дети активно мыслили! То, что интересует ребят, позволяет им узнать необычное в обычном, расширяет их жизненный опыт, то по-настоящему их развивает. Этому способствуют творческие задания. Например, такое. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, петух, мышка, ежик, лиса, заяц, волк. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном природном сообществе? В ходе дискуссии выясняем, что такое сообщество, по каким законам оно образуется, какое влияние оказывают друг на друга представители сообщества, в чем опасность нарушения связей в природном сообществе. Свои суждения, предположения ученики подтверждают текстом учебника или статьями из энциклопедий, а дома зарисовывают разные сообщества.

Продолжением этих уроков может быть творческая работа на тему «Какое животное смог бы ты пригласить в гости, в окрестности своего города, предоставив все условия для жизни?». Для этого, советуем детям, воспользуйся приглашением:

«Уважаемая...! Приглашаю тебя в гости. В нашей местности есть прекрасный...»

В итоговой работе по теме «Природные сообщества» были следующие задания:

1. Подчеркни способы приспособления животных к условиям обитания в водной среде: яркая окраска, запасы воздуха, сильный запах, густой мех, жировая прослойка.

2. Напиши, к какому природному сообществу относятся эти животные и растения: клевер, шмель, куропатка, кузнечик, жаворонок, василек, бабочка, просо.

Начиная с 1-го класса, учимся работать с текстом. Используем не только научные тексты, но и художественные. Вот какой урок проведен в 1-м классе.

Произведения писателей-натуралистов как источник получения знаний о природе

Развивающие цели: умение находить в тексте информационные слова, использовать их для подтверждения своих гипотез; образное мышление; способности соотношения своих знаний и знаний, существующих в культуре.

Образовательные цели: дать понятия ранней и поздней весны; установить взаимосвязь между живой и неживой природой; познакомить с новым источником получения знаний.

Оборудование: линейки, карандаши, страница альбома, разделенная на 4 части, печатный лист с текстами.

Этапы урока:

1. Начнем урок прослушивания «звуков природы». Слушаем звуки и нарисуем то, что представили, услышав их.

2. Что нарисовали?

В какое время года бывает такое природное явление? (Чаще весной и летом).

3. Приходилось ли вам наблюдать грозу? В какое время года?

Что происходит в природе, когда начинается гроза?

Какой источник информации вы использовали, чтобы сообщить нам о природном явлении, о грозе? (Наблюдения).

4. Наш жизненный опыт и наши наблюдения позволили сделать предположение, что гроза начинается в мае.

Можно ли найти подтверждение этой гипотезе?

Какие источники можно для этого использовать?

Давайте уточним, какой гипотезе мы будем искать подтверждение? (Грозы впервые бывают весной).

Воспользуемся листочками с текстами, которые приготовлены для вас.

а) Прочитайте тексты;

б) Есть ли среди этих текстов те, которыми можно сопроводить звуки, услышанные в начале урока?

Прочитаем. Давайте посмотрим, совпали ли наши рисунки с описаниями в тексте? Когда бывает гроза? (Весной). Подтвердите текстом.

В лесу

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы. (По Г. Скребицкому).

Весной

Тепло. Повышается температура воздуха. Снег почти стаял, кое-где остались только его пятна.

Солнце сильно пригревает, хотя по ночам бывают заморозки. На больших реках начинается ледоход. В последние дни апреля или в начале мая случаются первые весенние грозы.

Небо голубое. У большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. (По Архангельскому).

Первые грозы

Внезапно темнеет небо. Надвигается гроза. Все птицы смолкают. В теплом воздухе, наполненном ароматом цветов, наступает тишина. Вдруг раздается оглушительный гром, сверкает молния, и начинается ливень. Благодатный ливень, который так нужен растениям. Однако это ненадолго. Небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, повсюду журчат и сверкают ручьи. Громче прежнего поют птицы. (По Г. Арманд-Ткаченко).

Звери весной

Весной звери просыпаются от зимней спячки.

Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и прогалин на пригорках появится уже больше, выходят из берлог и медведицы с медвежатами.

Просыпаются и ежи под ворохами древесных листьев, где они спали с осени до самой весны.

Весной линяют белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и теплую зимнюю шубку на более легкую летнюю.

У лесных зверей весной появляются детеныши - лесные малыши.

У белки в ее гнезде бывает 4-7 крошечных слепых бельчат.

Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появится пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шерсткой. (По М. Богданову).

в) Учитель: Делаем вывод, что солнечное тепло, которое именно весной набирает силу, помогло образоваться тучам, и они проливаются на землю дождем да еще и с грозами.

1. Что происходит после дождя в неживой природе? Какая температура воздуха? (Подтверждение текстом). Как называет автор ливень? (Благодатный).

2. Какие еще процессы происходят после грозы (по тексту)? (Появляются листья, поют птицы).

Можно ли нам записывать эти процессы в первую колонку? (Нет).

Как назовем первую колонку? («Изменения в неживой природе»).

Мы уже нарисовали картину весны. И снова возвращаемся к этому времени года. Люди говорят, что есть три весны. (Учитель читает В.Бианки «Три весны»).

Грозы бывают ранней или поздней (последней) весной?

Домашнее задание № 1. Следить за изменениями в природе и отметить дату первой грозы.

3. Работаем с таблицей для фиксирования наблюдений за изменениями в природе. (См. таблицу).

Во второй колонке нарисуйте процессы, которые описаны в тексте «В лесу» (появление почек, сокодвижение). Когда появились первые почки?

Домашнее задание № 2. Следить за изменениями в природе и отметить дату появления листьев.

4. Какие процессы происходят в жизни животных? Отметим эти изменения в 3-й колонке таблицы.

5. Что происходит в жизни человека весной? (Подготовка к посеву).

Домашнее задание № 3. Принести баночку с землей для того, чтобы мы могли посеять семена цветов.

Итоги урока. Что мы знали о весне до этого урока? Что узнали? Зафиксируем новое знание.

Знали:

Узнали:

Гроза; погода весной; линька; изменения в природе ранней, поздней весной; сокодвижение.

Каким способом мы получили информацию? (С помощью текста).

Сможем ли мы воспользоваться этим источником для получения других знаний о природе?

Нина Санникова


Иллюстрация с сайта: http://www.povodok.ru/main/main_vip/art7679.html

Технология формирования естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников

Естествознание и мыслительная деятельность

Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни невозможна без естественнонаучн ого образования. Обучение естествознанию обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности ребенка.

Огромные достижения и успехи в области естественнонаучн ых исследований (по физике, химии, биологии и другим наукам) отразились на организации процесса обучения дошкольников и младших школьников.

Естествознание для детей представляет собой систему занятий по ознакомлению с природой, опытно-экспериме нтальную деятельность, основанную на совокупности естественных наук. У детей дошкольного и младшего школьного возраста при изучении различных объектов природы, их функций, строения, свойств развиваются мыслительные способности, формируется активная мыслительная деятельность, что позволяет ребенку анализировать, сравнивать, моделировать, выделять главное, выдвигать гипотезу и защищать свою точку зрения.

Сто тысяч «почему»

В западных странах простейшие естественнонаучн ые опыты включены в различные методики раннего развития. Малышей на занятиях учат выращиванию семян, наблюдению за изменениями, происходящими в природе, изучению действия магнитных полей, созданию соляных кристаллов и т.д.

Для эффективного развития у детей устойчивого интереса к учебе и процессу усвоения новых знаний, занятия по естествознанию проводятся в непринужденной игровой форме. Совершенно не обязательно обладать особыми профессорскими знаниями в области естествознания для того, чтобы увлечь ребенка, подарив ему волшебный мир удивительных открытий и дать возможность для развития творческого потенциала.

«Как» и «почему», — вечные вопросы маленьких любознательных почемучек требуют исчерпывающих интересных ответов. Ответить на эти бесконечные вопросы может помочь опытно-экспериме нтальная деятельность с детьми. Например, опыты с обычной водой наглядно продемонстрируют детям, как идет дождь, проведение простейших химических реакций поможет показать извержение вулкана и т.д.

Разоблачение фокусов

Интересные игровые занятия и опыты по естествознанию способны заинтриговать любого ребенка. В теоретической части занятия педагог в интересной доступной для малышей форме предоставляет естественнонаучн ую информацию, которую закрепляет опытно-экспериме нтальной работой с непременным активным участием детей. Малыши в ходе опытов чувствуют себя профессорами, учеными, первооткрывателя ми или настоящими фокусниками.

Опытно-экспериме нтальные занятия по формированию естественнонаучн ых понятий дарят детям увлекательную игру, в процессе которой происходит усвоение сложных знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.

Новый практический курс

» ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ от А до Б»

по формированию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников с сентября 2016 года.

Для детей от 6 — 10 лет. Практические занятия и эксперименты!

Звоните, приходите с детьми в клубы-партнеры где есть БАКАЛИБРИКИ. Всегда рады Вам!

Знаний много не бывает. Особенно полезны знания о том, что нас окружают, а это природа. Именно поэтому в этом разделе наши эксперты расскажут вам о природных объектах, явлениях и процессах, обществе и мышлении. Ведь Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. А значит затрагивают одновременно несколько точных наук: математику, физику, химию, биологию, философию и т. д.

На страницах Веселой Науки эксперты исследуют вместе с детьми, показывают, рассказывают детям, объясняют законы и явления природы. Делают это весело, интересно, в игровой форме, представляют информацию простыми, понятными словами, без сложных терминов.

Когда мы смотрим на деревья, которые шумят кронами где-то высоко над нами, поневоле задумываемся: почему деревья не дорастают до самых облаков? Опыт, с которого можно начать обсуждение этого вопроса, очень простой. Предложите ребенку выпить воды из стакана через обычную трубочку для сока. Легко? Конечно! Теперь «нарастим» трубочку – соединим, аккуратно вставляя друг в друга, три […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Календарная весна наступила две недели назад. В этом году в Петербурге она удивительным образом совпала с началом природной весны – это бывает совсем не каждый год. По каким признакам мы отмечаем приход весны? Иногда первым признаком весны считается первая песенка большой синицы. Но народная поговорка гласит: «Синица поет – весну зовет». Действительно, большие синицы начинают петь […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Помните, как мы с вами рассматривали разнообразные семена? В каждом семечке, которое со временем устремится вверх, уже скрыто будущее растение. Как это увидеть? Возьмите несколько горошин и замочите их на сутки во влажной марле. На следующий день внимательно рассмотрите горошину – на ней отчетливо обозначится корешок, который всегда начинает расти первым. Если аккуратно разделить половинки горошины – сделать это […]

Катя Голубева Естествознание Катя Голубева

Казалось бы, зимой сложно наблюдать за жизнью растений – деревья и кустарники в глубоком сне, трава скрыта под снегом. Однако именно зимой мы начинаем наши ботанические экскурсии – вторая половина зимы подходит для того, чтобы начать проращивать на подоконниках семена, пересаживать комнатные растения. Начнем со знакомства с семенами. Во время прогулки наберите увядшие, но сохранившие […]

Светлана Тимашева
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»

В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Русский педагог А. Н. Герд, разрабатывая содержание и структуру первоначального курса естествознания , первым его звеном определил мир природы. Этот предмет вполне доступен и интересен детям. Формирование естественно0научных представлений у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается в течении всего дошкольного периода . Анализ комплексных образовательных программ Т . Н. Дороновой «Радуга» , В. И. Логиновой «Детство» , региональной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» позволил выявить тот факт, что в них не достаточно раскрыто содержание исследовательско-познавательной деятельности, которая рекомендована временным государственным образовательным стандартом . Экспериментирование указывается только в программе «Детство» , но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком новых знаний, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Для решения этой проблемы нами было принято решение об организации дополнительной образовательной услуги познавательного направления – кружка «Хочу все знать » .

Целью работы кружка стало :

формирование у ребенка целостной естественно -научной картины мира с опорой на личный опыт и их исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи :

- сформировать у детей систему знаний об окружающем ;

Совершенствовать процессы восприятия, мышления, внимания;

Развивать интерес к творческо-познавательной деятельности;

- сформировать способы самостоятельного познания окружающего .

Для успешного решения поставленных задач нами был составлен план-программа «Формирование естественно -научных представлений и исследовательской деятельности у дошкольников » для детей 4-7 лет (на среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада) . План – программа включает в себя :

Учебный план на каждый учебный год.

Перспективные планы по каждой возрастной группе на учебный год.

Диагностический пакет, который представляет собой тестовые задания, составленные педагогом С. А. Тимашевой, для выявления у детей уровня знаний, умений и навыков в области естественно -научных представлений. Для проведения тестовых заданий имеются методические рекомендации по проведению элементарных опытов, а также иллюстрированная картотека экспериментов.

В каждом занятии прописаны цели, материалы, проблема, ход занятия, вывод. Изучение свойств материалов происходит по принципу усложнения, а также по принципу учета возрастных особенностей. Согласно возраста оформлена картотека опытов . Материалы систематизированы по блокам. К каждому блоку представлен иллюстрированный материал, мотивирующий детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

Удивительный мир природы дети открывают через специально разработанные эвристические беседы, такие как «Почему образуется пар , «Почему снег тает не равномерно?» и другие : познавательные рассказы «О торфе» , «О каменной соли» и другие.

Эмоциональным мотивам занятия является кукла – ученый. Выступающая действующим лицом при проведении занимательных опытов, она задает вопросы и помогает найти ответы. Показывая фокусы и рассказывая их тайны, рассказывает о безопасном поведении в эксперименте и обращает внимание на опасные моменты. В целях соблюдения личной безопасности дети облачаются в специально изготовленную форму : фартук и головной убор.

Модель познавательной деятельности реализуется через адаптированные учебно – игровые методы и приемы, разработанные И. Г. Куликовской :

Экспериментальные игры («Тонет - не тонет» , «Хотела галка пить….» , «Мыльные пузыри» и другие) позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей :

Действие с магнитом, лупой, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности :

Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, и др.) пробуждает интерес к окружающему миру :

Моделирование проблемных ситуаций (например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?» , «Причина появления пара при дыхании» ) способствует умению ставить вопрос и решать задачу :

Использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

Построение развивающей среды началось с создания лаборатории. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формирует у детей уважение к научной деятельности и доверии к науке. Лабораторное пространство группы имеет центр воды и песка. Оборудование и материалы разделены по блокам, каждый блок находится в отдельном ящике, что позволяет легко подготовиться к проведению опытов как воспитателю, так и детям.

Для самостоятельного проведения опытов были разработаны модели – алгоритмы, помогающие детям планировать самостоятельные действия пошагово.

Развитие сенсомоторики, познавательных процессов, любознательности происходит не только через лабораторные игры, но и через следующие виды деятельности :

Коллекции (тканей, бумаги, горючих и не горючих материалов) ;

Дидактические игры («Маленькие человечки» , «Созвездия» , «Волшебные очки» , «Солнечная система» и другие);

Дидактическое пособие (пять перчаточных человечков с различными органами чувств) ;

Познавательные энциклопедии («Привычные вещи» , «Детская энциклопедия» , «1001 вопрос и ответ» )

Данная работа проводилась с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики позволяют говорить нам о том, что к концу подготовительной группы, при условии проведения систематической работы в данном направлении, у детей формируется элементарная система знаний в области естественно -научных представлений. Дети легко могут выдвигать гипотезы, проводить элементарные опыты, формировать выводы .

Список литературы

1. Головнер, В. Удивительные свойства воды [Текст] / В. Головнер, М. Аромштарн // Дошкольное образование . - №27-29. - 2000

2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская. – Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

3. Михайлова, З. А. План – программа образовательно -воспитательной работы в детском саду [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб.: 1997. – 221 с.

4. Подъяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подъяков. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Просвещение, 1998. – 128 с.