Этическая беседа по нравственному воспитанию на тему "чувства". Этические беседы Беседы на морально этические темы

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» Института повышения квалификации

педагогических работников

Самостоятельная работа слушателя курсов повышения квалификации воспитателей мини-центров.

Тема: «Разработка конспектов занятий этических бесед для детей дошкольного возраста.»

Подготовила:

воспитатель

ГККП «Детский сад «Алтын Дан»,

Астраханский район

с. Жалтыр

Проверила:

Джакупова Шынар Сунгатовна,

старший преподаватель

кафедры психолого-педагогического

сопровождения профессионального

развития учителя

АО «Филиала «НЦПКӨрлеу» ИПК ПР

Кокшетау 2016

І. Введение.

1.1 Цель данной проблемы.

1.2 Актуальность данной проблемы.

1.3 Задачи.

ІІ. Основная часть.

2.1 Конспекты занятий этических бесед для детей дошкольного возраста.

2.2 Конспекты занятий этических бесед.

ІІІ. Заключение.

ІV. Список литературы.

І. Введение

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Культура поведения - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.


1.1 Цель данной работы: изучить возможности использования этических бесед как метода формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре.

1.2 Актуальность данной проблемы

Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности.

Отсюда возникают противоречия:

· между необходимостью воспитания культуры поведения в современном обществе и недостаточным вниманием к воспитанию культуры поведения в дошкольном образовательном учреждении;

· между достаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения в теории дошкольной педагогики и отсутствием системы работы по воспитанию культуры поведения в практике работы с детьми.

Проблема исследования - каковы возможности использования этических бесед как метода формирования представления культуры поведения у детей дошкольного возраста?

1.3 Задачи

* Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре.

* Разработать систему по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста.

* Сформулировать методические рекомендации по использованию этических бесед как метода формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре.

ІІ. Основная часть

2.1 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Эффективным методом воспитательной работы с дошкольниками является этическая беседа. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения , привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В культуре поведения детей дошкольного возраста продолжает занимать большое место воспитание культуры общения . Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на воспитание нравственных убеждений, суждений, оценок и понятий. К этой группе относятся этические беседы. Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.


Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на само регуляцию его поведения ещё не велико, но в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии оценивать своё поведение. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и другие.

Названные темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем, и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без этого нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также систематизировать и обобщать представления о нравственности, которые приобрели дети в предыдущих группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

В формировании этических представлений и гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные.

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и так далее. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи.

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и другое.

Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:

1. научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий;

2. дать представление о моральной стороне человеческих отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и других видов искусства;

3. способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

4. формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм;

5. учить соблюдать правила поведения.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если воспитатель обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время , если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям.

От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает детей к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации.

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, то есть направляли на решение нравственно-этической проблемы. Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания.

2.2 Разработка конспектов занятий этических бесед для детей дошкольного возраста.

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило.

Примеры этических бесед:

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Занятие №1 Тема : «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям. Вопросы к детям:

Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают - это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини - Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, - удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? - обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости . Теперь, когда Вини - Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Занятие №2 Тема : «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Занятие № 3 Тема : «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Занятие № 4 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Занятие № 5 Тема : «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Занятие №7 Тема : «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет).
Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим.

Этические беседы на тему «Дружба»

Цель: иметь привычку дружно играть и трудиться сообща, договариваться, помогать друг другу, обобщать знания о дружбе, помогать укрепить дружеские отношения.

Занятие №1 Тема : «Почему нужно уметь уступать» (5-6 лет).

Цель: в ходе беседы учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Беседа по вопросам:

Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

Во что вы любите играть?

Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ:

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю", - и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!". И она согласилась. Завтра мы опять будем играть». На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», - заявила Поля. «Нет, будем играть как: вчера», - не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, - а потом добавила; - И послезавтра».

Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

Были ли споры между девочками?

Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)

Обобщить ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

Занятие №2 Тема : «К чему ведут ссоры в игре» (5 - 6лет).

Цель: напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.

Занятие №3 Тема : «Правила дружной игры» (5 -6лет).

Цель: в беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор.

Занятие №4 Тема : «Как жить дружно, без ссор» (5-6 лет).

Цель: в ходе беседы вместе с детьми пытаться разобраться в причинах ссор.

Занятие №5 Тема : «Урок дружбы» (5 - 6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям о том, что с друзьями надо делиться.

Этические беседы на тему «Бережливость»

Занятие №1 Тема: «Берегите книгу» (5 -6лет).

Цель: в процессе беседы объяснять детям, как следует обращаться с книгой.

Предложить детям послушать стихотворение К. Жанэ «Братишки». Но сначала он просит детей дать братьям имена.

Купила по книжке братишкам. Один прочитал свою книжку. Другой разорвал свою книжку. Купила по книжке братишкам. Но разные были братишки.

Что сделал первый брат (имя) со своей книгой?

Что сделал второй брат (имя) со своей книгой?

Кто из вас поступает так же, как первый брат?

А кто бывает иногда похож на второго брата?

Что должен сделать брат, который разорвал свою книжку? (Привести книжку в порядок.)

Затем предложить детям поиграть в больницу для книг.

Занятие №2 Тема: «Каждой вещи - свое место» (5 -6лет).

Цель: напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.

Занятие №3 Тема : «Надо вещи убирать, не придется их искать» (5-6 лет).

Цель: в ходе беседы знакомить детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминает о необходимости беречь свое время.

Занятие № 4 Тема: «Неряха-замараха» (5-6 лет).

Цель: в ходе беседы закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам.

3. Заключение

Проблемой формирования представлений о поведенческой культуре у детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения является беседа, так как в процессе беседы взрослый не навязывает свою точку зрения, а побуждает детей к размышлению, высказыванию собственного мнения. Дети в ходе беседы делают правильные умозаключения, опираясь на собственный опыт и на опыт других детей или взрослых.

Правильное формирование поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным только тогда, если будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста, понимание детьми смысла требований и правил поведения, последовательно сформирована культура общения детей, соблюдение этических норм, подчинение требованиям взрослого, а также развитие морального сознания.

При использовании этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре необходимо учитывать особенности такие, как опора на собственный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А также дети должны высказывать свои суждения и выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения знаний о поведенческой культуре беседа не должна носить назидательный характер.

Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Конечная цель, к которой стремится воспитатель, в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Если использовать этические беседы систематически, то уровень поведенческой культуры повысится.

Список использованной литературы

1. Алябьева -этические беседы и игры с дошкольниками. М.: 2003. - 128с.

2. Архангельский воспитание. - М.: Просвещение, 1989.– 123 с.

3. , Калинина и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. - 275 с.

4. Болдырев воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. – 56 с.

5. Журнал Дошкольное воспитание. Беседы на этические темы. №4 – 1988.

6. , Касаткина детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

7. , Коджаспиров словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 176 с.

8. Кряжева эмоционального мира детей. – Ярославль, 1999. – 208с.

Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Беседы проводятся на занятиях в группе продленного дня один раз в месяц. Продолжительность беседы не должна превышать 30-40 мин.

Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кинофильмы.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. При проведении беседы очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель как старший их наставник.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, задания, тесты и пр.

В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить:

1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).

2. Беседы, связанные с обсуждением книги.

3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.

4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.

5. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.

6. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми.

Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.

Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Цветик-семицветик

Цели : развитие у детей чувства милосердия и сострадания; воспитание гуманных чувств.

Ход беседы

Учитель. Дети, мы с вами смотрели документальный фильм «Аномалия». Вспомните, о ком этот фильм. (Ответы детей.)

Вспомните Сашу, который не может ходить. Ему помогли оборудовать молельную комнату, где он обращается к Богу сам и учит этому других. Помните девочку, которая рисует, держа карандаш во рту, потому что ее пальцы не сжимают карандаш; девочек, любящих танцевать, но не умеющих ходить?

Кто помогает этим детям жить, ухаживает за ними?

Могли бы эти дети ходить в обычную школу? Почему?

Как мы должны относиться к таким детям?

Инвалидами не только рождаются, но и становятся: сломал ногу, а она неправильно срослась; играл на дороге - сбила машина; залез на крышу, упал - сломал позвоночник и т. д.

Послушайте рассказ и подумайте, какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку.

«Жили в одном большом городе, в большом доме Коля и Ира. Дружить они особо не дружили, но и не враждовали между собой. Жили да и жили. Учились в одном классе, сидели за одной партой. Пришла зима. На каникулах дети весело играли в снежки, катались на санках, строили снежную крепость. После каникул все вернулись в школу. Не пришла только Ира. Оказалось, девочка каталась на льду, упала и сломала ногу. Теперь она была дома. Коля рассказал маме о случившемся, и та посоветовала сыну навестить одноклассницу. Мальчик пошел к Ире. Она доброжелательно встретила его. Ходить девочка не могла и только прыгала на одной ноге, а другая была закована в гипс. «Теперь, наверное, придется остаться на второй год, ведь я много пропущу в школе», - грустно сказала Ира. «Не волнуйся, я что-нибудь придумаю», - пообещал девочке Коля. А на другой день школьники увидели такую картину: Коля вез на санках Иру в школу. Мальчишки тут же подняли их на смех. «Тили-тили тесто, жених и невеста», - кричали они. Но Коля не обращал на них внимания. Каждый день Коля стал привозить Иру в школу и отвозить домой. Все привыкли к этому, перестали дразнить и даже помогали девочке подняться по ступенькам».

Что случилось с Ирой?

Как помог ей Коля?

Как сначала реагировали мальчишки на Колин поступок? А потом?

Обращал ли Коля внимание на насмешки друзей?

Какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку?

Игра «Сиамские близнецы».

Цель: развивать умение сотрудничества, чувство коллективизма у детей.

Оборудование: повязки на глаза, большой лист бумаги, карандаши.

Дети разбиваются на пары.

Учитель . Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Скажите, что значит «сотрудничать»? Приведите примеры, когда вы с кем-нибудь сотрудничали.

Инструкция

Разбейтесь на пары, четверо будут работать, а остальные смотреть. Сядьте за стол. Я положу перед вами большой лист бумаги. Один в паре работает с завязанными глазами под руководством другого. Рисовать мы будем дом с забором, стоящий среди деревьев и цветов.

Физкультминутка

Учитель . Дети, встаньте. Представьте себе на минуту, что у вас болит правая рука. Попытайтесь расстегнуть пуговицы на одежде одной левой рукой. А теперь попытайтесь завязать шнурки, не получается? Закройте крепко-крепко глаза. Пройдите. Вам страшно идти? Вы боитесь натолкнуться на что-нибудь и упасть? Возьмитесь за руки, так легче идти? Вот видите, когда есть рядом опора, идти легче.

Помните сказку «Цветик-семицветик»? Девочке Жене бабушка-волшебница подарила волшебный цветок. На что потратила Женя 6 драгоценных лепестков? И вот остался последний. И что же? (Чтение отрывка.)

Как вы думаете, какой лепесток принес наибольшую пользу?

Почему вы так думаете?

Сегодня мы с вами говорили о детях-инвалидах. По всему миру взрослые проявляют заботу о них: для таких детей строят специальные больницы, детские сады, школы; создают специальные книги и компьютерные программы; оборудуют тренажерные залы. Дети-инвалиды пользуются особыми правами.

Мы с вами должны проявлять сострадание к таким детям. Посмотрите, у меня в руках волшебный цветик-семицветик. Я раздам вам его лепестки, вы подумайте и напишите, чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, что хотели бы пожелать им.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Добрым быть полезно

Цели : воспитание желания совершать добрые поступки; замечать в людях хорошее; формирование отрицательного отношения к жадности и зависти.

Ход беседы

Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что так благотворно действует на людей? Климат? Пища? Ученые долго искали причину этого явления. Наконец они решили, что главное здесь - добросердечность горцев. Она переходит из поколения в поколение и образует полезный «микроклимат».

А что чувствуют жадные, злые, завистливые? (Ответы детей.) Постоянное недовольство вредит и сердцу, и нервам, и желудку. А еще у такого человека обычно мало друзей.

Игра «Расскажи о хорошем».

Дети по очереди берут карточки с именами детей группы и рассказывают о хороших качествах данного человека.

Тест «Твое мнение».

Напишите, о чем вам приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как помог кому-то или о том, как кого-то обидел.

Учитель. Вот видите, дети, о хорошем поступке вспоминать приятнее, да и делать добрые дела тоже. Доброту в себе нужно тренировать: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

Игра «Связующая нить».

Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Описание игры

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим.

Учитель. Дети, а теперь натяните нить. Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот, оказывается какие вы дружные в своей группе.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Забота взрослых о детях

Цели: формирование представления детей о доброте; воспитание отрицательного отношения к эгоизму.

Ход беседы

Учитель. Дети, скажите, пожалуйста, как взрослые заботятся о вас? (Покупают игрушки, книги; заботятся, чтобы у детей было все необходимое.)

А могут ли дети заботиться о взрослых? Как? Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». (Чтение рассказа.)

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

В. А. Осеева

Учитель . Удивило ли вас что-нибудь в отношении мальчиков к маме и бабушке? Что именно?

Почему молчали мама и бабушка?

Что бы вы сказали о поступке мальчиков? Как бы вы их назвали? (Равнодушными, черствыми, неблагодарными.)

А как бы поступили вы?

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Учусь держать себя в руках

Цели: формирование умения изображать разные эмоции; воспитание умения переживать огорчения.

Ход беседы

Учитель . Дети, посмотрите на рисунки (демонстрирует). Здесь вы видите различные состояния человека - его эмоции. От того, что человек испытывает, чувствует, зависит выражение лица, поза и поведение. Назовите эти состояния. (Радость, грусть, веселье, печаль.) Какие эмоции еще вы знаете? Изобразите их условно.

Эмоции бывают приятными (положительными) и неприятными (отрицательными). Чем чаще человек испытывает положительные эмоции и реже отрицательные, тем меньше вредных нервных напряжений возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. И не только он сам. Рядом с жизнерадостным, спокойным, доброжелательным человеком и другим людям легче живется и работается. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Умеете ли вы это делать?

Тест

Мама обещала пойти с Толей в выходной день в луна-парк. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа...»

Вопрос: что, по-твоему, почувствовал Толя, и как он поступил?

Варианты ответов:

1. Ушел в свою комнату (в угол) и долго рыдал, чтобы мама слышала.

2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.

4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной.

Расскажите эту историю до конца в каждом из вариантов Толиного поведения. Обязательно обратите внимание на следующее:

Что при этом почувствовала мама и как себя вела?

Что почувствовал сам Толя?

Удалось ли найти выход из положения?

Можно ли пережить огорчение? Как?

1. Никогда не спеши «выплеснуть» чувства на окружающих. Собери всю свою волю и сдержись.

2. Постарайся успокоиться. Для этого есть разные способы:

Сделай дыхательную гимнастику: несколько глубоких вдохов и выдохов.

Выпей стакан воды.

Поговори с кем-нибудь на другую тему.

Поплачь (но не демонстрируй это всем).

После такой разрядки обязательно почувствуешь себя спокойнее. Теперь можно обсудить положение. Решение найдется!

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Давайте говорить друг другу комплименты

Цели : формирование умения использовать комплимент адресовано и мотивированно; развитие коммуникативных способностей.

Ход беседы

Дети сидят на стульчиках.

Учитель . Дорогие мои друзья, сегодня мы отправимся с вами путешествовать по «Стране комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, в этой стране всегда царят добро и любовь. А вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей.)

Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, лестные отзывы, содержащие похвалу или одобрение. Комплименты бывают добрые, то есть приятные, чудесные и при этом правдивые.

А есть комплименты льстивые, то есть угодливые, восхваляющие кого-либо незаслуженно.

Сейчас я прочитаю вам две басни И. А. Крылова. Послушайте внимательно. Вы услышите в них комплименты. Определите, каких комплиментов встречается больше - лестных или льстивых.

Чтение басен «Кукушка и петух» и «Ворона и лисица».

Обсуждение содержания басен. Особо обращается внимание на различные мотивы лести. Воспитатель зачитывает мораль басни «Ворона и лисица».

Учитель. Пришло время поиграть.

Игра «Ласковое имя».

Цель: воспитывать гуманные отношения между детьми, благодаря осознанному отношению к своему имени и имени другого.

Описание игры

Дети становятся в круг.

Учитель. Бросая мяч друг другу, назовите одно или несколько своих ласковых имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто в первый раз бросил мяч, и назвать его ласковое имя.

Игра «Комплимент».

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.

Описание игры

Дети становятся в круг.

Учитель. Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе...», - а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).

Когда дети скажут по одному комплименту, воспитатель подбрасывает мяч и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, поменяемся опять». Дети меняются местами, и игра повторяется.

Учитель. Я рада, что вы растете доброжелательными людьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце и вы любите друг друга.

Вы, наверное, поняли, какую огромную роль играют комплименты в нашей жизни. Оказывается, не так уж легко правильно говорить и получать их. А главное, не путать лестный и льстивый комплимент.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Как научиться учиться

Цели : формирование умения детей тренировать память; воспитание волевых качеств - усидчивости и настойчивости.

Ход беседы

Учитель . Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, что-то записывал, а пришел домой и ничего не помнит. И как задачу решать, совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли... Может, не решать, а списать у кого-нибудь? Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников. Давайте выясним, в чем их причина, лично для каждого.

Тест

Выберите и отметьте подходящий вариант окончания фразы.

Многие ребята жалуются на плохую память, «плохие способности». А «бедная» память просто не тренирована. Она не привыкла работать. Значит, нужно тренировать ее. Память у людей бывает трех типов: зрительная (человек лучше запоминает то, что видит); слуховая (особенно хорошо запоминается то, что слышит); двигательная (лучше запоминает, когда записывает).

Как можно тренировать зрительную память, мы узнаем из игры.

Игра «Чего не стало».

Играют два и более человек. На столе разложены разные предметы, игрушки. Нужно внимательно посмотреть, что находится на столе, закрыть глаза. В это время водящий убирает один предмет. На кого водящий указывает, тот отгадывает, чего не стало на столе.

Учитель . Прекрасная тренировка всех типов памяти - заучивание стихов.

Что же нужно делать, чтобы лучше учиться?

Как можно тренировать память?

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Правда, ложь и фантазия

Цель : формирование отрицательного отношения ко лжи; умения показать, чем ложь отличается от фантазии.

Ход беседы

Учитель . Дети, послушайте старую басню. Мальчик- пастушок кричал: «Волки, волки!» Прибежали крестьяне - нет волков. И раз, и два так шутил мальчик. Но однажды и вправду напали на стадо волки. Сколько ни кричал пастушок, никто не пришел к нему на помощь: все знали, что мальчик - лгун. А теперь послушайте рассказ «Фантазеры» Н. Носова и ответьте на вопросы. (Чтение рассказа.)

Как начинается рассказ?

Что делали мальчики на скамейке?

Что случилось потом?

Кто к ним пришел?

Смог ли Игорек так же легко придумывать истории?

О чем рассказал Игорек?

Как его поступок по отношению к Ире можно назвать: ложь или фантазия?

Кого встретили Мишутка со Стасиком, идя домой?

Какое состояние было у девочки? Почему?

Что предложили ей мальчики?

Можно ли назвать ложью Мишуткино высказывание о том, что он съел ведро мороженого?

(Можно сказать, что Мишутка солгал, но сделал он это лишь для того, чтобы утешить и развлечь Иру. И его ложь, может быть, принесла некоторое облегчение девочке.)

Как вы думаете, Стасик и Мишутка лгали или фантазировали в сквере? (Их разговор можно назвать фантазией, ведь они просто развлекали друг друга.)

Так чем же отличается ложь от фантазии? (Ответы детей.)

К чему может привести ложь? (Ответы детей.)

Учитель . А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы моего теста.

Тест

Можно ли обманывать в следующих случаях:

Чтобы похвастаться;

Не испортить с кем-нибудь отношения;

Избежать наказания;

Добиться выгоды;

Помочь кому-то пережить тяжелое событие;

По привычке?

Учитель . Сегодня мы с вами вели разговор о двух таких непростых вещах, как ложь и фантазия. Очень важно отличать эти два понятия и как можно меньше использовать в своей жизни ложь, потому что она может очень сильно навредить вам в дальнейшей жизни.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Сочиним сказку

Цель: направление фантазии ребенка на сочинение сказки и создание рисунков-иллюстраций по ее сюжету.

Методика проведения

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог показывает объемную книгу.

Учитель . В этой книге много сказок. Читать мы их сегодня не будем. Мы с вами придумаем сказку сами.

Вопросы:

Про кого будет наша история?

Где он (она) жил(а)?

Каким был наш герой?

Что он любил делать? Чем занимался?

И был у него друг. Кто?

Чем друг помогал герою?

Однажды наш герой отправился путешествовать. Куда?

Для чего? За чем?

Но у героя был враг. Кто?

Как он вредил нашему герою?

Друг героя захотел ему помочь? Что он сделал?

Какой волшебный предмет дал в помощь?

Как это помогло герою?

Как был наказан враг?

Чем все закончилось?

Учитель пересказывает сказку, предлагает детям нарисовать к ней иллюстрации.

Игра «Неожиданные картинки».

Цель : показать каждому ребенку, какой вклад вносят члены группы в общий рисунок.

Оборудование : листы А4, карандаши.

Описание игры

Дети рассаживаются за столы. Каждому выдается по листу бумаги и цветные карандаши.

Инструкция

Учитель. Ребята, сейчас по моей команде вы начнет рисовать. Рисуйте то, что вам хочется. Эта работа - на свободную тему. По моему знаку вы должны поменяться рисунками друг с другом. И далее следующий будет продолжать работу над вашим рисунком. Через 2-3 минуты опять поменяетесь. Каждый из вас сможет внести свой вклад в работу. Итак, приступаем.

Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось ли тебе дорисовывать чужие картинки?

Какой из рисунков тебе нравится больше всего?

Отличаются ли они от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Конспект беседы в начальной школе. Тема: О неприятном

Цель : воспитание умения просчитывать последствия поступка; формирование понимания, что жизнь - это школа в которой есть свои правила.

Ход беседы

Учитель . В школе вам приходится учить разные правила: правописания, сложения и вычитания... - их много. Не всегда все получается. Бывают неудачи. Жизнь - это тоже школа, только очень большая. Ведь вы должны научиться жить в сложном мире. Правил в нем намного больше, чем в школьной программе. И тоже не все сразу получается. А за проступки приходится терпеть наказание. Иногда наказания бывают суровыми.

Как вы считаете, что такое наказание?

Зачем взрослые наказывают детей?

Как вы понимаете выражение «сам себя наказал»?

Если вы провинились и вас наказали, постарайтесь получить из этого урока пользу. Научитесь не совершать подобных поступков.

Сотрудничество и взаимопонимание с ребятами в классе, группе, с друзьями во дворе, часто помогает не совершать плохие поступки, или поддерживает, если вас наказали. И очень важно научиться такому сотрудничеству и пониманию.

Игра «Разговор сквозь стекло».

Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Инструкция

Учитель. Дети, сейчас представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход в другом конце торгового зала. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Помните, вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

Игра «Двое с одним мелком».

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Инструкция

Учитель. Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнером. Теперь вы - одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам дается один карандаш на двоих. Передавая его друг другу, вы должны по очереди рисовать одну картину. В этой игре есть такое правило: нельзя разговаривать во время рисования. На выполнение у вас - 5 минут.

Вопросы:

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли было тебе от того, что изображение постоянно менялось?

Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

Чурепкина Валентина Петровна, воспитатель ГБУЗ КО "Областной детский санаторий для больных туберкулёзом" г. Березовский, п. Барзас Кемеровская область.

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский


Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа.

В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников, и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного воспитания.

Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т.п. Целесообразно привлекать учащихся к сбору материала для бесед.

Этическая беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т.д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.

Основные этапы проведения этических бесед:

Сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни, или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

Объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

Обсуждение конфликтных ситуаций;

Обобщение фактов;

Мотивация и формирование нравственного правила;

Применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во многом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащихся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литературы, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этические беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т.е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.

1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственноговоспитания

2. Технологический проект беседы по вопросам нравственноговоспитания

2.1 Обоснование темы

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Список использованной литературы


1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственноговоспитания

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейшихзадач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знаниепредмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельностьна формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственноговоспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во всевремена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний онормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этимочевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начинаяс самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работыпедагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношенийчеловека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьникбудет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразныхявлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию,последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различныесредства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное местозанимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитаниенравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательногообсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика.Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушиваети учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения сними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называетсяпотому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные,этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важныхусловий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагалаборьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартныевопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранеесоставленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослымиответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их суважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатыватьправильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию:учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомненияпозволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильномупониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколькотеплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опытувоспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждениитрудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления,связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре нареальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том,чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Дляэтого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазамивоспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональныеучителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщениеконкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участиемвсех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщениенаиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление ихс ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведениядругих людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простуюструктуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов,их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классахбеседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрациииспользовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

· подготовительный этап;

· проведение беседы;

· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детейна основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает всебя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные вариантыподготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детскогоколлектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которыедолжны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужнопоступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература,готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания,поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, иони убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главноетребование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильнопоступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркиепримеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняетвысказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметьзадавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять ихобращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведениюморального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми,выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральныетемы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторонужизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка,увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствиялюбого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутреннимпереживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состояниичеловека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связатьпрочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденнойобстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания,упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятсявпечатлениями

В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементызанимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различныеситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектомобщественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлятьобщественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью идисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых икорректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правиламобсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанныеправила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственнойоценки.

Возможны различные варианты последовательности проведенияэтических бесед:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса квосприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельностивыдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой иопределение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы иповедению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основнымположениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться втрафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не можетбыть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобныхрецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Онине ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интересшкольников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущностинравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, чтотакое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудьзанимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае изклассной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленногораскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность иподчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себевопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщенияучащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использованиехудожественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, таккак только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентироватьвнимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить вблагожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, чтоучащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем,чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить текатегории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическуюбеседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провестибеседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


2. Технологический проект беседы по вопросам нравственноговоспитания

2.1 Обоснование темы

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна насегодняшний день.

Прежде всего ребенку смалых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иныхпринципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры,нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральнойкультуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом икаждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться ксебе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? Вповседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегдаосуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людеймежду собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общатьсякультурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно снезнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почтибезошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или недумать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правилаповедения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развиваетсякультура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийсявеками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственностиначинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это ужевоспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далеедетский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит егобудущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас можеттолько высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Недорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура можетпомочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужноуделять больше внимания подрастающему поколению.

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Цель: Воспитание чувства любви,внимания к своим близким

Задачи:

· образовательная: в ходе беседы изучить основные подходы копределению «чувства», дать определение данному понятию;

· развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли,размышлять;

· воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям,родным.

Понятия: чувство, эстетика,родственность, эмоции, ощущения, любовь.

Ход беседы:

Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте навопросы.

Пришли два юноши на цветущий луг.

Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковребудто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову быпустить – к вечеру будет два ведра молока.

И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченныйволшебной музыкой.

И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! –взволнованно проговорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумалСергей.

Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей иотправился в село.

Ученики отвечают на вопросы:

1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого измальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что можетчувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

Ученики отвечают.

Учитель приводит в пример известные высказывания.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных спредставлением или идеей.

Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненныеконтуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения,эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаемизвне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе»,это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некиесущества, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться иугасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые онореагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оноспособно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могутподдержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут бытьчрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль,огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние,которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следуетназвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимогочеловека.

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразныечувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

Ученики пытаются ответить.

У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям.Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одноиз самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовьматери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малышане за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период уребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение –уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Этотрамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизова)

У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также идочери) – все это довольно разные чувства.

У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению наравных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешьродителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

Чтение стихотворения учителем.

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы, робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я слабее.

Будь у меня любимый младший брат,

Его учил бы жизни, как умею,

И защищал, не требуя наград,

До той поры, покуда я сильнее.

(К.Ваншенкин)

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевныхсвойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству,учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественноеобщество.

Задание 4. Анализирование учениками высказываний

У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценитькрасоту жизни.

Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасеткрасота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающийпрекрасное как истинное содержание жизни.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тоговремени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся налепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человекпостиг красоту. (В. Сухомлинский)

Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы учителя:

· Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

· Чем отличается от других понятий чувство родства?

· Зачем нам нужно чувство прекрасного?

· Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

· Как соотносятся чувство любви и уважение?


Список использованной литературы

1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическоесопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.:БГПУ,2004.

3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод,пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А.Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л.Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44с.

5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. идополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведенияпрактических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80с.

7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников:пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик,А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.