Игры с малышом во время купания. Групповые и командные игры на воде

Все родители мечтают, что их чадо вырастит здоровым, крепким, умным и красивым человеком. Однако далеко не все до конца понимают, что об этом нужно позаботиться с самого рождения малыша (о здоровье ребенка нужно беспокоиться ещё до зачатия). С младых лет нужно развивать в ребенке силу, ловкость, находчивость, быстроту реакции, гибкость и так далее. Но как, спросите вы, все это делать, когда малютка ещё даже не может самостоятельно держать головку или только-только учиться сидеть? Ответ есть – развивающие игры во время купания.

Время купания ребенка

Практически все без исключения детки очень радуются купанию. Для ребенка это одновременно и развлечение, и удовольствие. Но как быть родителям, и как вычислить правильное время купания, для того чтобы водные процедуры малыша из пользы не перешли во вред?

Все элементарно, если соблюдать рекомендации врачей педиатров, согласно которым новорожденных малышей купают по 10-15 минут в день, при этом строго соблюдая время, в которое купают. Помните, у каждого ребенка, независимо от возраста должным быть индивидуальный режим который стоит безукоризненно соблюдать.

Детки постарше (от 10 месяцев и более) купаются гораздо дольше, их время отведенное на купание может достигнуть 15-20 минут, всё зависит от настроения малыша и температуры воды в ванночке или ванной. Если вода в ванночке быстро остывает, не забывайте долить еще немного теплой для того чтобы малыш от таких перепадов температуры не простудился. Только будьте осторожны! Не подливайте, горячу воду, когда малыш сидит в ванночке!!! Достаньте кроху из ванночки, подлейте воды, проверьте чтобы вода была нужной температуры и только затем поместите малыша обратно в ванночку.

Как проверить температуру воды для купания?

Температура воды для купания новорожденных должна быть не более 37 градусов, а температура помещения, в котором купают ребенка не менее 22. Лучше всего проверить температуру воды для купания при помощи специального градусника, который продается в любой аптеке. Но если градусника нет, то вы можете просто опустить свой локоть в воду – если вам будет комфортно, значит вода не горячая. Малышей постарше можно купать в более теплой водичке 40-42 градусов.

Развивающие игры во время купания

Пока ребеночек совсем маленький, конечно, о каких-либо развивающих играх трудно говорить. А вот ближе к четырем месяцам уже можно, к примеру, научить ребенка хлопать ручками по воде, постепенно можно брать в ванночку любимые игрушки. С момента, когда ребенок уже сможет самостоятельно сидеть, водные процедуры можно и нужно перенести в большую – взрослую ванну. Но тут родители должны быть крайне внимательны.

Итак, теперь к развивающим играм непосредственно. Когда ваш малыш сидит в теплой воде, а рядом его любимые родители – он счастлив. Вот тут-то и можно постепенно начать развивать у него не только ловкость рук, но творческие способности. В этой уютной атмосфере (ведь малыш 9 месяцев был именно в такой среде в животике у мамы) ребенок гораздо легче воспринимает новое, что, в свою очередь, вызывает его искренний восторг.

Развивающие игры для детей во время купания

Это только несколько возможных развивающих игр во время купания. Подключите фантазию и придумайте свои игры. Самое главное, что бы они были безопасны. Да и вообще, во время купания малыша будьте крайне бдительны. В первую очередь, ни при каких обстоятельствах не оставляйте малыша одного. Во-вторых, осторожно обращайтесь с моющими средствами. И, в-третьих, следите за температурой воды. Не затягивайте купание и игры, вода быстро остывает и ребенок может слишком охладиться.

Редакция сайт желает здоровья Вам и Вашим малышам. Не забывайте заботиться и беречь своих деток с первых дней жизни.

В данной статье мы поговорим об играх с малышом во время купания, ведь каждый заботливый отец, каждая любящая мать хочет, чтобы во время купания ее малышу было весело и приятно.

Вы играете с малышом во время купания? Наверное, в ванной комнате звучит смех, а пена взлетает в воздух, словно миниатюрные мыльные пузыри. Когда приходит время завершать купание, вы чувствуете себя виноватой. Успокаивает то, что завтра вечером малыш снова будет веселиться и плескаться в теплой ванне.

Сначала вы просто обираете ребенка влажной тряпочкой. Подробнее о том, написано в нашей другой статье.Через пару недель после рождения вам нужно переходить к более интенсивным процедурам. Когда на месте пупочного канатика останется маленькая ранка, вы должны искупать ребенка в ванночке. Родители осторожно наполняют ее кипяченой водичкой. Специалисты говорят, что подобная предусмотрительность лишняя. После купания вы все равно обработаете ранку зеленкой. Когда кожа в этом месте затянется, вы можете «переселить» карапуза в большую ванну. Теперь купание – это не только гигиеническая процедура, но и развлечение. Сначала малыш должен привыкнуть к такому количеству водички. Легкий способ показать ребенку, что вода оказывает поддержку – дать ему полежать на ней. Обязательно помогайте карапузу, потому что сам он никак не справится! Поддерживайте одной ладонью его под шейку, а другой – под спинку. Не спешите, «поплавайте» то в один конец ванны, то в другой. Спустя месяц добавьте новых ощущений. Приближайте ребенка к стенкам ванны ручками и ножками. Малыш будет отталкиваться от поверхности, укрепляя свои мышцы.

Когда карапуз научится самостоятельно сидеть, купание превратится в настоящее развлечение. Он чувствует себя намного
свободнее, чем раньше. Не нужно наливать слишком много водички в ванну. Постелите на дно ванны коврик из резины. Он предотвратит скольжение. Сначала ребенок научиться делать фонтанчик – бить ладошкой по водичке, а потом и шторм
– окунать ручки по локоть в водичку и двигать ими вперед-назад. Дайте малышу игрушки из резины. Возьмите
резиновую уточку и удержите ее на дне ванны. Потом резко отпустите ее, и она вылетит из-под воды. Карапузу очень понравится!

Купание малыша от года до двух лет. Совершенствуем координацию

Вода при купании должна быть прохладной. Ребенок будет активно двигаться в ней. Чересчур горячая вода негативно влияет
на сердце. Двигаться в водичке сложнее, чем в воздухе, поэтому во время купания укрепляются мышцы.
Налейте в ванну немного детской пены. Пока ванна полностью наберется, гора пены вырастет до размеров Гималаев. Можете
имитировать игру в снежки. Пена поможет вам без проблем помыть карапузу голову. Шампунь на волосах тоже становится пеной, а без нее вы не смогли бы создать столько оригинальных причесок. Да и Дед Мороз получается очень смешной!
Дайте карапузу ведерко. Пусть наберет в него воды, а потом выльет ее на себя. Заменой может стать бранд-спойт. Возьмите
самую обыкновенную пластиковую бутылку. Малыш опустит ее под воду и посмотрит, как пузырьки воздуха покидают бутылочку и замещаются водой. Когда бутылка заполнится, нужно направить горлышко в стену и сжать пластиковые бока.

Купание в ванной ребенка от двух до трех лет

Карапузы в этом возрасте любят проводить эксперименты. Вода – это великолепная возможность узнать что-то новое. Размер какой-нибудь емкости можно определить во время купания. Дайте малышу чашку или миску из пластика. Пусть ребенок с
помощью чашки наполнит мисочку. Сколько чашек с водой ему понадобилось? Объясните карапузу, что такое объем.Заморозьте отвар ромашки либо черный чай. Когда малыш будет купаться, дайте ему кубик льда. Предложите ему положить кубик на дно и посмотреть, что же произойдет. Кубик станет исчезать. Пусть малыш прикоснется и поймет, что вода возле кубика изменила свой цвет и стала прохладнее.

Панели для игры, которые прикрепляют на край ванны, помогают малышу понять, что вода имеет определенную силу. Выливая
водичку на лопасти водяной мельницы, карапуз увидит, как они вращаются. Это и есть энергия воды.
Можете познакомить ребенка с такой характеристикой, как вес. Покажите карапузу, как быстро тонет ложка. А так ли
быстро тонет пластмассовая лопатка и деревянный черпак? Кто быстрее достигнет дна, тот и весит больше. Поэкспериментируйте с резиновой лягушкой и маленьким воздушным шариком. Расскажите малышу, почему эти предметы не тонут. Ребенок
будет ждать следующего эксперимента с нетерпением! Таким образом купание для ребенка с элементами игры станет не просто процедурой гигиены и здоровья, а еще и увлекательной игрой, и каждое купание он будет ожидать с нетерпением и
восторгом!
Также очень советуем посмотреть интересное видео на тему «Какие игры можно придумать во время
купания вашего ребенка
».

Эх, до чего же это интересное для малышей занятие - купание в ванной! Интересное, веселое, полезное… Полезное не только с точки зрения гигиены. Вода расслабляет и успокаивает, расширяет диапазон тактильных ощущений, дает малышу замечательную возможность поэкспериментировать с разными предметами и приобрести неоценимый опыт. И, конечно, игры в воде - это огромная радость и удовольствие для маленького купальщика, особенно, если мама не побоится вымокнуть с ног до головы и тоже примет в них участие. В конце концов, что такое мокрый пол по сравнению с веселой игрой? А еще во время купания можно организовать самые первые уроки для малышей буквально по всем предметам. Учиться сидя в теплой воде в окружении душистой пены - это ли не мечта любого ученика? Попробуем?

Урок первый: родная речь

Для самых маленьких купальщиков называйте (и не один раз!) все предметы, которые их окружают. Ведь в ванной комнате можно отыскать столько новых, незнакомых слов! Добавляйте прилагательные: пена белая, мягкая, пышная, душистая; водичка прозрачная, теплая, журчащая. Не забывайте и о глаголах: шлепать, брызгать, плавать, булькать, грести, пениться, разливаться, растекаться…

А как насчет всевозможных "купальных" стишков и потешек? Они не только помогут развитию речи малыша, а и придадут вашим водным процедурам особую теплоту и ощущение радостного веселья.

Кто тут будет - куп, куп,
По водичке - хлюп, хлюп,
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг?
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется…
(С.Капутикян)

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!
(Э. Мошковская)

Урок второй: математика

Используя стены вместо доски точно так же можно легко и просто запомнить геометрические фигуры. Мама рисует на стене квадрат или треугольник, а малыш стирает его пальчиком. Посчитайте вместе, сколько углов у этих фигур. А вот у круга углов нет… Геометрические фигурки можно вырезать и из тонкого поролона. Тогда у малыша появится целый выводок обучающих мочалок. Ими можно просто играть, как вздумается, можно рассматривать и изучать, а можно выполнять мамины инструкции: давай помоем животик красным квадратиком, а ножки потрем синим ромбиком…

А затем займемся веселым счетом. Например, сосчитаем, сколько маленьких стаканчиков воды поместится в большую пластиковую бутылку. Или сколько нужно столовых ложек жидкости, что бы наполнить маленький стаканчик. Для того, что бы малышу было удобно наливать воду в узкое горлышко, научите его пользоваться воронкой. Если кроха только осваивается с количественным счетом, поступите следующим образом. Возьмите яркий маркер и после очередного вливания отмечайте уровень воды на стенке бутылки. Когда бутылка заполнится доверху, вместе с малышом сосчитайте деления. Сколько их, столько и стаканов вы налили.

Если у вас отыщутся привезенные с моря ракушки и морские камешки, насыпаем их на дно ванной, а затем вылавливать и складывать в пластиковые коробочки из-под продуктов или в половинки мыльниц. Не забываем сортировать: ракушки отдельно, камешки отдельно. А потом сосчитаем, сколько и чего мы наловили. Вместо ракушек можно использовать крупные пуговицы, игрушки от "киндер-сюрпризов" и прочую "мелочевку".

Урок третий: анатомия

Где же еще, как не ванной, удобнее всего изучать себя и части тела? Наверняка, кроха уже отлично знает, где у него ножки, ручки и пуп. А знает ли он, что такое локоть, колено, голень, бедро, плечо, запястье, щиколотка, затылок, макушка? Дайте малышу мягкую губку и предложите помыть правую пятку, а теперь левый локоть. Разберитесь, что такое лопатки, ключицы, ребра, позвоночник, копчик, где находится печень, а где сердце. Если малышу интересно (еще бы не интересно!), расскажите ему, как устроены суставы, зачем нужен позвоночник и почему сердце все время стучит.

Самым маленьким естествоиспытателям предложите выкупать в ванной любимую куклу, а заодно показать, где у куколки глазки, носик, лобик. Мама намыливает спинку малыша и приговаривает: "Моем Машину спинку. Помой спинку куколке". На пару с куклой даже нелюбимая процедура мытья головы станет куда приятнее.

Урок четвертый: география

Не так просто отыскать малыша или малышку, которых не интересовала бы тема корабликов и удивительных путешествий к неведомым землям. Увы, заняться таким радостным делом, как пускание корабликов, на улице не всегда удается. Но ведь у нас есть ванна, где воду можно отыскать не только весной, а в любое время года! Покупные пластмассовые лодочки, конечно, хороши, но они быстро надоедают. А вот самодельные кораблики можно мастерить прямо во время купания и тут же проводить их испытание. Например, симпатичные лодочки получаются из кусочков фольги. Кстати сказать, работа с фольгой - отличное творческое упражнение и хорошая тренировка для маленьких пальчиков. Пусть малыш попробует сделать из нее кораблики разных форм и размеров. Такие кораблики не очень устойчивы во время плавания, но их все равно интересно делать и весело запускать.

Любая пластиковая коробочка, обрезанная бутылка, пакетик из-под сока или половинка мыльницы могут играть роль корабля, если прибавить к этому чуть-чуть воображения. А уж этого добра у малышни хоть отбавляй! С кораблями можно придумать множество увлекательнейших игр, а еще они помогут малышу изучить азы географии. Наверняка все из вас видели в продаже недорогие пленки-плакаты, которые можно приклеить на любую гладкую поверхность. Обычно, на них изображены всевозможные кухонные натюрморты и яркие пейзажи. Но есть один удивительный плакат в виде географической карты для детей. Покупаем его и вешаем на стену в ванной комнате. Теперь, играя корабликами во время купания, вы сможете совершать вместе с малышом кругосветные плавания по карте, запоминая названия материков и океанов и "прокладывая" водные маршруты от одной точки до другой. Уважаемый капитан, куда мы сегодня отправимся? На остров Мадагаскар? Есть! Поднять паруса!

Урок пятый: физика

О, здесь простор для экспериментов просто безграничен! Что плавает, а что тонет и почему? Бросаем в воду все подряд (пластмассовые и резиновые игрушки, камешки, пуговицы, зубочистки, листья, пластиковые крышечки, каштаны, чайные ложки, бумажные салфетки, кусочки ткани, мочалки, зубные щетки и т.п.) и наблюдаем, что произойдет. А что случится с водой, если перелить ее из узкой бутылки в широкую банку? Кстати сказать, так любимые малышами игры по переливанию воды из одной емкости в другую, которыми они могут заниматься бесконечно долго, на самом деле очень полезное развивающее занятие. И дело не только в тренировке моторики и координации движений. У малышей-дошкольников очень медленно развиваются количественные представления. И чем больше они будут экспериментировать с водой и всевозможными банками-бутылками-стаканчиками-ковшиками, тем легче и быстрее они освоятся с непростым понятием объема.

В дошкольном детстве для малыша важно накопить практический опыт, а позже на этот стержень, как колечки пирамидки, нанижется понимание физических законов. Так что выдайте маленькому купальщику всевозможные пластиковые баночки, бутылочки, коробочки, стаканчики и прочие подходящие предметы и пусть он проделывает с ними все, что захочет.

Если в пластиковой бутылке сделать несколько отверстий, исследовать ее поведение в воде станет еще интереснее. Сначала проделайте отверстие в стенке бутылки чуть выше дна. Наберите в бутылку воду и понаблюдайте вместе с малышом, как она выливается. Затем проткните еще несколько дырочек, расположенных одна над другой. Как теперь будет литься вода? Заметит ли малыш, что чем ниже отверстие, тем более мощный фонтанчик из него пробивается? Пусть малыши экспериментируют с напорами струй в свое удовольствие, а ребятишкам постарше можно объяснить, что с глубиной давление воды увеличивается. Потому то нижний фонтанчик и бьет сильнее всех.

А почему пустая бутылка плавает, а полная тонет? И что это за смешные пузырьки выскакивают из горлышка пустой бутылки, если снять с нее крышку и опустить под воду? А что станет с водой, если сначала налить ее в стаканчик, потом в бутылку, а потом перелить в резиновую перчатку? Обратите внимание малыша на то, что вода принимает форму того сосуда, в который ее налили.

А ваш малыш уже определяет температуру воды на ощупь? Отлично, если, опуская ручку в воду, он может сказать теплая это вода, холодная или горячая. Но не все так просто, ручки можно легко обмануть. Для этого фокуса вам понадобятся три мисочки. В первую наливаем воду очень холодную, во вторую - горячую (но такую, что бы в нее можно было опустить руку), в третью - воду комнатной температуры. Теперь предложите малышу опустить одну руку в миску с горячей водой, другую - в миску с холодной. Пусть он подержит там руки около минуты, а затем погрузит их в третью мисочку, где вода комнатная. Спросите ребенка, что он чувствует. Хотя руки находятся в одной миске, ощущения будут совершенно разные. Теперь уже и не скажешь однозначно горячая это вода или холодная.

Формочки для заморозки льда есть практически в любом доме. Предварительно заморозьте в них воду и вытряхните получившиеся кубики в ванную, где купается малыш. Это наверняка приведет ребенка в восторг. Предложите малышу поскорее спасти льдинки - выловить их руками и сложить в мисочку. Все ли льдинки удалось выловить? Куда они делись?

Урок шестой: химия

Правда, растворение - это не совсем химия. Это явление физико-химическое. Но от этого оно не становится менее интересным. Растворять можно не только соль и сахар. Если у вас в хозяйстве найдется цветная соль для ванной, очень интересно сыпать ее по чуть-чуть в воду ванной и наблюдать, как она исчезает, оставляя за собой цветные зигзаги. Объясните малышу, что в воде соль распадается на множество очень маленьких кусочков. Таких маленьких, что мы не можем их видеть. Но они никуда не исчезли, они "разбежались" по всей ванной, и поэтому вода стала цветной. Красивое получается зрелище, если в небольшую пластиковую бутылку насыпать слоями соль для ванны разных цветов. Проделываем в крышке бутылки небольшое отверстие, переворачиваем бутылку, потихонечку высыпаем соль в воду и наслаждаемся, наблюдая, как яркие крупинки падают на дно ванной, оставляя за собой цветной след.

Урок седьмой: музыка

Во время купания можно петь. В ванной это особенно интересно - звук получается необычный. Как вам песенка о резиновом ежике, который с дырочкой в правом боку? Очень подходящая "купальная" песенка! А заодно можно и "посвистеть" в воду резиновой игрушкой, аккомпанируя пению и наблюдая за смешными пузырьками воздуха.

А еще можно взять пластмассовые барабанные палочки от детского барабана или ксилофона и барабанить ими по плавающим в воде пустым и полным бутылкам, краям ванной, стенам, водопроводному крану - звуки будут очень разные. Здорово, если к этому занятию присоединится и мама с маракасами из флакончиков от шампуня, наполненных горохом или крупой. Тогда у вас получится отличный шумовой дуэт.

Урок восьмой: физкультура

В ванной можно активно двигаться, но только не забывать, что это все-таки не море. Пусть малыш представит себя маленькой рыбкой и помашет в воде ручками-плавничками. Покажите ему, как гребет лапками лягушка, научите кроху делать ручками и ножками "лягушачьи" движения. А не побыть ли нам акулами или дельфинами? А как насчет синего кита? Ну-ка, как кит пускает фонтаны? Малыши любят ролевые игры. Они то и дело представляют себя каким-нибудь животным. Вот и пусть перевоплощаются в водоплавающих зверушек в свое удовольствие. "Бултыхание" в ванной - это своего рода очень полезный водный массаж. В ванной можно проводить первые уроки плавания, обучая малыша бесстрашно погружать лицо в воду и "пускать пузыри" - делать в воду выдох. Если малыш не будет бояться воды в ванной, в дальнейшем вам будет куда легче научить его плавать в бассейне или водоеме.

А не попробовать ли нам бросать камешки, ракушки или крупные пуговицы в коробочку или формочку для песка, которые плавают на другом конце ванной. А потом соорудим из флакона от шампуня брызгалку и попробуем попадать в коробочку струей воды. Так тренируем меткость, ловкость, глазомер и веселимся, конечно. Кстати, а ваш малыш знает, почему коробочка, пока была пустая, плавала, а потом, нагрузившись камешками, потонула?

Урок девятый: рисование

Да, много чего интересного можно придумать во время купания! Можно даже творчеством заниматься. А почему нет? Например, выдавить немного папиной пены для бритья на ладошку и попробовать что-нибудь из нее слепить. Конечно, добиться портретного сходства не удастся, но зато можно сделать в белой пышной массе пальчиком дырочки-глазки, нарисовать ротик - и получится привидение, дикое, но симпатичное. Из пены получаются великолепные айсберги, или сугробы снега, или белые облака. Ею можно украшать ножки и ручки, и даже выдавить на волосы, а потом полюбоваться на себя в зеркало. В конце концов, пену просто приятно мять в ручках, обогащая тактильный опыт.

Предложите малышу порисовать пеной на стене ванной. Что у него в результате получится? А еще на кафеле можно рисовать обычными акварельными красками. Только сначала убедитесь, что у малыша нет на них аллергии. Просто сидя в ванной, кроха окунает кисточку в воду, набирает краску и рисует на стене все, что ему захочется от разноцветной абстракции до законченных сюжетов. Еще можно, например, нарисовать на каждой плитке смешную мордашку или зверушку. Или даже придумать для кафеля свой собственный узор, разрисовав его геометрическими фигурками, или цветами, или бабочками. Не беда, если немного краски случайно (или не совсем) попадет и на малыша. Все это безобразие с тела потом не так уж и сложно смыть мылом, а со стен - водой с капелькой чистящего средства. Зато восторг от такого необычного рисования запомнится надолго. И желание рисовать на обоях уже не будет таким острым. А самые удачные рисунки можно и сфотографировать на память.

Есть и еще одно увлекательное творческое занятие. Знаете ли вы, что можно рисовать… мыльными пузырями? Только сначала необходимо провести небольшую подготовку. Возьмите несколько маленьких стаканчиков, на треть заполните их водой и подкрасьте красками разных цветов (краски не жалейте). Подойдет и гуашь, и акварель. Эта операция вполне по силам ребенку. Теперь добавьте в каждый стаканчик приблизительно по столовой ложке шампуня, размешайте, а затем выдайте малышу соломинку для коктейля и пусть он как следует взобьет пену, выдувая воздух в стаканчики с краской. Только не доверяйте эту операцию самым маленьким художникам, которые могут случайно втянуть мыльную пену в себя. Для них взбейте пену сами. Когда пены станет много и она начнет подниматься за край стаканов, возьмите лист бумаги (белой или цветной) и быстро приложите его к пене, а затем уберите. На бумаге останутся фантастические отпечатки. Этот же лист можно приложить к пене другого цвета, что бы добавить красок. Пусть малыш сделает столько отпечатков, сколько захочет. Обычно, такие творческие эксперименты производят на ребятишек большое впечатление. Затем бумагу можно высушить и использовать в дальнейших творческих играх. Например, увидеть в расплывчатых образах что-то конкретное и дорисовать. Это может быть солнышко, или цыпленок, или котик, или волшебный цветок. Можно использовать цветные отпечатки для аппликаций или просто вставить в рамочку и подарить бабушке.

Веселого вам купания, интересных игр и нескучных уроков!

Игры на воде - не только интересное развлечение для детей во время купания, но и эффективное средство физического развития и закаливания. Они организуются на неглубоком месте открытого водоема или в бассейне как на мелком, так и на глубоком месте. Это зависит от характера игры. Не умеющим плавать игра поможет преодолеть страх перед водой, а тем, кто умеет держаться на воде, легче будет научиться плавать по-настоящему. Ведь плавание очень важный, жизненно необходимый навык. При организации игр на воде, так же как и при обучении плаванию, важно соблюдать все известные меры безопасности на воде (пересчитывать детей, внимательно следить за ними во время пребывания в воде). Важно помнить, что перед играми на воде необходимо хорошо разогреться, проделав ряд гимнастических упражнений, в том число таких, которые имитируют движения пловца.

ДЕЛЬФИНЫ

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Каждую такую дорожку из 6 - 10 обручей выкладывают перед командами между бортиками бассейна. Игроки в командах выстраиваются колоннами.

После сигнала к началу игры первый из них прыгает (вбегает) в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать продвижение вперед. Руководитель и его помощники следят за правильностью преодоления дорожки. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок. Усложняя игру, можно дать в руки преодолевающим обруч резиновый мяч.

ГОНКА КАТЕРОВ

Можно проводить гонку катеров в виде встречной эстафеты, где друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды из 5 мальчиков и 5 девочек. Для игры нужны 4 плавательные доски. После сигнала к началу игры по одному представителю от каждой пятерки одновременно плывут с доской вперед. Они работают одними ногами, оставляя за собой (словно катера) пенистый след, Задача игроков одной команды встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номером, а сами быстро выходят из воды. При этом каждый раз при встрече происходит обмен досками.

Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает команда, где мальчики и девочки первыми закончат гонку катеров, поменявшись между собой местами.

БОЙ НА ВОДЕ

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема (бассейна) занимают на досках положение лежа или сидя.

По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащить соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому потерять равновесие и оказаться в воде. Кого постигнет такая участь, - выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить на время (5 - 8 мин) или до полной победы одной из команд.

ЗА МЯЧОМ В ВОДУ

Участвуют две команды, которые выстраиваются на берегу или на одном из коротких бортиков бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. При этом каждый направляется не к своему мячу, а к тому, что бросил противник.

Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второму номеру. Сделавший это первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

МЯЧ ЗА ЧЕРТУ

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных (коротких) бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том, чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна на его стороне. Можно бросить мяч в бортик, но с расстояния не более двух метров.

На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее число раз перебросить мяч за границу дома противника.

БАСКЕТБОЛ НА ВОДЕ

В отличие от обычного баскетбола в водный баскетбол играют обычно не с двумя, а с одной корзиной. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5-6 человек. У игроков - отличительные шапочки. Одна команда защищает корзину, другая - атакует. Сама корзина находится на середине водоема и представляет собой плавающую, хорошо надутую автомобильную камеру среднего размера. К ней на трех растяжках крепится груз, лежащий на дне, чтобы камера не могла свободно двигаться в процессе игры. Иногда к камере на трех-четырех распорках прикрепляют настоящее баскетбольное кольцо с сеткой.

Задача атакующей команды забросить в середину камеры (или в корзину) мяч. Через 10 минут, команды меняются ролями. Играют 20 минут, после чего подводится итог. Победитель определяется по числу заброшенных мячей. Можно приблизить игру к настоящему баскетболу, используя две камеры, в которые соревнующиеся пловцы должны забрасывать мяч.

МОРСКИЕ ВИТЯЗИ

Играют мальчики. Разделившись на пары, одни изображают коней, другие - всадников, то есть морских витязей. Играющие входят в воду по грудь и становятся друг против друга. Игра может носить характер командной борьбы. По сигналу витязи сближаются и стараются стянуть друг друга с коня, окунуть соперника в воду. В этом им активно помогают кони. Витязь, оказавшийся в воде, покидает вместе с конем поле боя. В игре разрешается одному витязю бороться против двух-трех. Заканчивается сражение витязей, когда все игроки одной из команд будут повергнуты в воду.

ЭСТАФЕТА В ВОДЕ

Эстафета может быть проведена с бегом по воде вдоль берега, с вбеганием в воду, окунанием возле вешки и возвращением обратно, а также на глубине по грудь (или на глубоком месте) - с преодолением отрезка одним из способов плавания.

На расстоянии 12 - 18 м от берега устанавливаются два-три флажка (воткнутых в землю или плавающих с грузом на дне). В бассейне эстафету можно проводить поперек ванны (с хорошо плавающими - вдоль ванны).

Против флажка выстраиваются команды, первые номера которых по сигналу вбегают в воду, плывут до флажка и обратно, передавая касанием руки эстафету следующему. Побеждает команда, затратившая меньшее количество времени на выполнение задания.

ЧЕХАРДА С ПОДНЫРИВАНИЕМ

Игра проводится на глубине по пояс. Участвуют две команды мальчиков по 6 - 8 человек. Игроки стоят в колонну по одному в двух метрах один от другого. Все игроки принимают положение ноги врозь. Игру начинают последние номера команд. Они перепрыгивают, отталкиваясь от дна, через стоящего впереди, опираясь на его плечи, а затем ныряют между ногами следующего игрока, поднимаются и снова прыгают и так далее, пока не окажутся первыми в своей колонне. Когда прыгавший встанет в исходное положение впереди направляющего, вся колонна делает 4 - 5 шагов назад. Сзади стоящий продолжает игру. Она заканчивается, когда начавший прыгать снова окажется последним, а направляющий, окончив прыжки и подныривание, поднимет руку вверх.

Можно проводить игру и следующим образом. Когда первый перепрыгнет через третьего игрока, в игру вступает тот, кто оказался последним. Упражнения должны проделывать все в команде, то прыгая, то ныряя один за другим, пока начавший игру снова не станет последним в колонне. Во время ныряния разрешается отталкиваться (подтягиваться), держась за ноги партнера. Для точной ориентировки в воде глаза лучше держать открытыми.

ГОНКИ МЯЧЕЙ В ВОДЕ

Команды по 6 - 8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится у направляющих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи находятся в воде), передают мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдет до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок, прогнувшись, принимает мяч от стоящего позади и передает игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передает его между ногами назад.

Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен завладеть им и продолжать передачи. Для умеющих плавать гонка мяча может заключаться в ведении мяча руками и головой, продвигаясь вперед до отметки и обратно. Соревнования носят командный характер и проводятся в виде эстафеты.

УСПЕЙ НЫРНУТЬ

Играющие делятся на две команды. Одна выстраивается по кругу на глубине выше пояса, стоя спиной к середине. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотники получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныряют в воду (рис. 50). После каждого попадания утка покидает круг. Через 10 минут игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника.

С ДОНЕСЕНИЕМ ВПЛАВЬ

Игра проводится на глубоком месте. Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздаст всем по листу сухой бумаги. По сигналу игроки входят в воду и плывут к вехе, поставленной в воде на расстоянии 20-25 м от берега. Листок игроки держат в одной руке, а второй подгребают и, работая ногами, плывут до вехи, огибают ее и возвращаются обратно. Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой листок бумаги. Запрещается мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего игрока, не разрешается также становиться и идти по дну. Игра проводится с группой учеников, умеющих достаточно хорошо плавать. Важно показать ребятам наиболее удобные приемы плавания с помощью движений ног и одной руки. Игру можно проводить в виде эстафеты, где донесение (бумагу или эстафетную палочку) передают из рук в руки. В этом случае в игре одновременно участвуют две-три команды. В бассейне игра проводится с касанием бортика при повороте.

Игра напоминает упражнение стрела. Соревнуются отдельные игроки или команды в умении, не работая руками и ногами, проскользить по воде как можно дольше. По сигналу играющие соединяют руки над головой, наклоняются вперед, ложатся на воду и, оттолкнувшись ото дна, скользят к берегу (противоположной стенке бассейна). Конец скольжения отмечается там, где играющий поднимает голову для вдоха. Выигрывает тот, кто проплывет таким образом большее расстояние.

ВОЛЕЙБОЛ ПО КРУГУ

Играющие встают в круг по пояс в воде и передают волейбольный или легкий резиновый мяч друг другу, стараясь при этом не уронить его. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останутся два-три самых ловких волейболиста. Можно играть и без выбывания. Тогда участник, допустивший ошибку, идет в середину круга. Его задача - коснуться мяча. Водящего сменяет тот, кто неточно передал мяч партнеру. Для ребят старшего возраста игру можно усложнить. Для этого место игры можно огородить поплавками (размер поля - 5х10 м) и установить сетку, высота которой зависит от степени подготовки участников. В каждой команде по 5 - 6 человек. Основное правило соревнования: мяч на одной стороне площадки не может переходить от одного игрока к другому более трех раз.

РЫБКА В СЕТКЕ

Шесть-восемь ребят, держась за руки, становятся в круг спиной к середине. Это сетка. В центре круга один из участников - рыбка (рис. 49). Этот игрок старается потихоньку выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырнула рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому, почувствовав с правой стороны от себя движение рыбки, игрок должен крикнуть: «Поймал!» Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки.

ПЕРЕТЯЖКИ

Игра проводится на глубине но пояс. Участники делятся на две команды, в каждой из которых по 5 - 6 человек. Впереди встают капитаны, они берут друг друга за руки. Остальные игроки выстраиваются сзади и обхватывают один другого за пояс. В таком положении каждая команда старается перетянуть противника на три шага в свою сторону. Как только одной из команд удалось это сделать, руководитель останавливает игру. Если капитан выдернул руки или расцепились игроки, команде засчитывается поражение. Для игры можно использовать канат или толстую веревку, за которую берутся участники. Соревнование проводится 3-4 раза, после чего подводится общий итог.

КАРАСИ НА ПРОГУЛКЕ

Шесть-семь играющих, взявшись за руки, образуют круг. Это сеть. Такое же количество игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водящий - щука. Он, преследуя карасей (глубина воды - по пояс), передвигается только за кругом. Караси, спасаясь от щуки, могут нырять под руками стоящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро.

Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образующие сеть, и караси меняются местами. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно бегающим участникам игры хвататься за игроков, образующих сеть. Не разрешается также задерживать и топить друг друга.

РЫБАКИ И РЫБКИ

Играющие делятся на две равные команды - рыбаки и рыбки. Рыбаки делятся на три тройки, выстраиваются на берегу (около бортика бассейна) и берутся за руки.

По сигналу руководителя рыбаки ловят рыбок, свободно перемещающихся в воде (глубина по пояс). Рыбка считается пойманной, если трое рыбаков сомкнут вокруг нее руки. Отмечается время, за которое рыбаки поймали всех рыбок, после чего команды меняются ролями. Побеждает команда, которой понадобилось меньше времени, чтобы вывести из игры всех рыбок.

Можно провести не командный, а групповой вариант игры. В этом случае трое рыбаков ловят последовательно три рыбки, из которых составляют новую тройку ловцов. Игра продолжается, пока не останется одна самая ловкая рыбка. Она выбирает себе двух помощников, и игра повторяется.

БЕГОМ ПО ВОДЕ

Играющие выстраиваются вдоль бортика на мелком месте бассейна (водоема). Участники, соревнуясь по парам, должны пробежать как можно скорее к противоположному бортику (или по воде вдоль берега) и коснуться руками бортика или воткнутой в дно водоема вешки. Дается задание держать при этом руки на поясе, за головой или вверху. Побеждает тот в паре, кто выполнит упражнение быстрее. Бег повторяется в обратную сторону. Можно устроить простую или встречную эстафету с бегом по воде.

ВОДОЛАЗЫ

Эта игра для тех, кто любит нырять и плавать под водой. Участники выстраиваются на берегу, а руководитель бросает на дно реки или бассейна несколько (по числу играющих) пластмассовых тарелочек или резиновых шайб. По его сигналу водолазы ныряют и стараются собрать как можно больше предметов. На это дается 30 - 40 секунд. Кто из ребят лучше выполнит задание, тот и победитель. Можно устроить командные состязания водолазов.

САЛКИ В ВОДЕ

Водящий назначается руководителем. Водящий и остальные игроки могут передвигаться в воде произвольным способом: бегать, плавать с помощью ног и рук на груди, на спине. Не разрешается выбегать на берег и нырять. Салить можно только верхнюю часть туловища. Осаленный меняется с водящим местами.

Можно положить на поверхность воды два-три надувных круга. Тогда, спасаясь от водящего, игроку разрешается ухватиться за круг. Водящий не имеет права салить держащегося за круг и должен догонять другого участника игры. Правила запрещают держаться за круг более 5 секунд.

ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКАМИ

Игра напоминает обычные салки в воде, однако, спасаясь от водящего, в момент опасности играющие принимают положение поплавка. Игрок, которого пятнашка достигнет прежде, чем он примет положение поплавка, меняется с ним ролями. Положение поплавка можно заменить любым другим положением: на спине, с выставленной из воды ногой и т. п., в зависимости от умения играющих и поставленной задачи.

Игру можно проводить, как упражнение в парах. Игроки встают друг к другу лицом и берутся за руки, а затем отрывают ноги ото дна и упираются ступнями друг в друга. По команде «Марш!» они опускают руки и, оттолкнувшись ногами друг от друга, скользят по воде в противоположные стороны. Побеждает тот, кто сумеет проскользить дальше.

Игру можно провести, и разбившись на команды. На головах должны быть шапочки разного цвета. Каждый игрок, плавая свободно на спине ногами вперед, старается подплыть к игроку другой команды и дотронуться до него ступнями ног. Торпедированный игрок выбывает из игры, которая длится до тех пор, пока все игроки одной команды не выйдут из строя. Одновременное торпедирование друг друга расценивается как ничья, и оба игрока, расходясь в стороны, продолжают игру.

МОРСКОЙ БОЙ

На глубине по пояс дети становятся в две шеренги лицом к лицу на расстоянии 2-3 шагов. По сигналу они начинают бой, стараясь заставить противоположную сторону отступить, обдавая брызгами стоящих напротив игроков. Выигрывает шеренга, которая окажется более стойкой, не отступит и сохранит больше игроков. Тот, кто повернулся спиной к противнику, - выходит из игры, поле боя покидает и тот, кто, спасаясь от брызг, окунулся с головой. В ходе поединка не разрешается касаться друг друга руками.

Упражнения для освоения с водой

ПОПЛАВКИ

Играющие заходят в воду по грудь, делают глубокий вдох и приседают, опустившись на дно, голову наклоняют к коленям, а руки соединяют впереди. Затем раскрывают руки, чуть коснувшись дна, и всплывают, как поплавки наверх. После каждого всплытия игрок снова опускается на дно. Кто за 2 минуты сделает больше упражнений?

Играющие опускаются на дно и движутся по дну, вытянув ноги и опираясь только на руки, словно тритоны. Кто продвинется под водой дальше, тот и выиграл.

Играющие отходят от бортика и поворачиваются к мелкой части бассейна (водоема). С помощью ведущего или его помощников дети ложатся на воду головой к берегу, вытянув руки над головой, изображая стрелу. Руководитель, захватив одной рукой играющего за ноги, а другой поддерживая снизу за живот или спину (в зависимости от положения играющего - на груди, на спине), мягким движением с нарастающим усилием толкает его к берегу. Отличной считается та стрела, которая дольше всех проскользит. В условиях мелкого бассейна дети могут устроить соревнование, самостоятельно отталкиваясь ногами от одного из бортиков.

Играющие встают парами спиной друг к другу и захватывают партнеров согнутыми руками у локтей. После этого, сделав глубокий вдох, поочередно нагибаются вперед до касания лицом поверхности воды. Можно провести соревнование между парами на количество и качество выполнения упражнения.

Сделав глубокий вдох и наклонившись вперед, занимающиеся свободно ложатся на воду. Тело вначале несколько погружается в воду, а затем всплывает. Упражнение удается в том случае, если сделать глубокий вдох и не производить каких-либо движений.

Упражнение выполняется так же, как и вышеописанное, только руки и ноги занимающиеся разводят в стороны, стараясь таким образом пролежать на воде 10 секунд. Труднее выполнять упражнение, лежа лицом вверх.