Как методически правильно составить и провести занятие по рисованию на тему «Посуда» в средней группе. План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по ИЗО "Посуда для гостеприимных хозяев"

Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира. Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера. Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование - создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.

Приёмы

  • Линия - прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
  • Штриховка цветными карандашами - простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
  • Растушёвка - помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
  • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

Особенности

Детские работы по декоративному рисованию (фотогалерея)

Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративная роспись растительным орнаментом

Конспект занятия по декоративному рисованию

В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки, стихотворений или загадок, но и просмотром познавательных картинок, презентаций, фрагмента развивающего фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к заданию, знакомство с элементами росписи для украшения предметов. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, стимулирующие творческую активность, создающие психологически комфортную обстановку.
  2. Практическая часть - воспитатель поясняет суть задания (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ образца, подготовленного воспитателем, всё реже используется для срисовывания, чаще для демонстрации новых технических приёмов или его уточнения последовательности выполнения работы. Приёмы, которые уже освоены, не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель подсказывает и помогает в случае возникновения затруднений или непонимания у детей во время рисования.
  4. Заключительная часть - анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Конспект занятия на тему «Синяя гжель» (автор Е. Улимова)

Цель работы : приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства
Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы, палехские шкатулки, филимоновские свистульки, хохломская посуда, матрёшки (семёновские и др.), выставка гжельской посуды и куклы в «гжельских» костюмах (В начале занятия она прикрыта синим и белым шифоном), Разрезные картинки к дидактической игре «Собери картину и угадай роспись», Рисунок гжельской посуды, закрашенный белой краской так, чтобы проступали синие узоры, контурные заготовки гжельской посуды, синяя гуашь, кисти №1 и 2.
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем)
Воспитатель. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали. Что же расписывали народные художники? (Дети перечисляют предметы, лежащие на столе)
Все эти красивые и полезные вещи сделали народные мастера своими руками. Они подарили нам и всем людям настоящий праздник. Считают, что все эти вещи не только необходимы в быту, но и украшают нашу жизнь.
Подойдите, пожалуйста, сюда. Здесь лежат детали мозаики.Соберите из кусочков целую картинку и посмотрите, что у вас получится.
Дидактическая игра «Собери картинку и угадай роспись»
Беседа в ходе игры. Что у тебя на картинке? А какая это роспись? Какие элементы городецкой росписи можно увидеть на этом рисунке? Какую посуду расписывали в Городце? Чем отличаются Филимоновские игрушки от всех других? Какие узоры рисовали на филимоновских свистульках? А в каком селе делали такие красивые игрушки? Какие элементы составляют дымковские узоры?
А у меня для вас приготовлена очень красивая картина. Посмотрите, какие на ней волшебные синие гжельские узоры. Ой, что это такое, ничего не пойму?
Кто же это сделал? Все синие узоры закрасил, будто заморозил……
Воспитатель. Ну и дела. Синюю Гжель зима снегом замела. (подходим к столам). И нашу посуду, которую мы вчера расписывали, снежинки засыпали и узоров никаких не видно. Даже нечем пап и мам удивить. Придётся нам заново потрудиться, вернуть узоры на посуду. Может, тогда и Гжель к нам вернётся.
2. Практическая часть.
Я думаю, что сделать вам это будет несложно,ведь вы - настоящие умельцы, мастера своего дела. Сначала давайте вспомним, как называют роспись,элементы которой мы использовали вчера, расписывая посуду? (Гжельская роспись)
Какая краска нам потребуется?
Какими приёмами работы кистью вы пользовались при росписи? (Рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать - переделывать.)
4. Итоговая часть.
Готовые работы несите на выставку. Анализ работ.

Образцы и описания порядка выполнения работ

Городецкая роспись - русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.

Презентация на тему «Городецкая роспись» (фотогалерея)

Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы

Видео: Как рисовать цветок Купавку - замалёвок, теневка и 3 вида разживка

«В мастерской Городца» - рисование основных элементов росписи (ромашка, бутон, роза)

Инструкция:


«Городецкая роспись» - декорирование разделочной доски

Материалы: вырезанные из бумаги заготовки разделочной доски, акварельные и гуашевые краски, средняя и тонкая кисти.

Инструкция:

  1. Простым карандашом нанести эскиз узора на бумажную доску.
  2. Средней кистью закрасить фон заготовки акварельными красками.
  3. Тонкой кистью прорисовать подмалёвок для ромашки.
  4. Аналогичным образом, используя другой цвет, закрасить подмалёвок для бутона.
  5. Гуашью прорисовать тенёвку купавки и ромашки.
  6. «Оживить» прорисовку цветов белой гуашью.
  7. Нарисовать листочки, прорисовать мелкие декоративные элементы (завитки, веточки, ягодки).
  8. Готовые работы.

«Сказочная птица» - городецкая роспись

Материалы: деревянная разделочная доска или тонированная заготовка из бумаги, гуашь, кисти разных размеров.

Инструкция:

  1. В верхней и нижней части заготовки нарисовать цветы.
  2. Лёгкими движениями нанести тонкие изогнутые контурные линии спины, грудки и хвоста. Кисть держать вертикально по отношению к поверхности.
  3. Закрасить туловище и хвост, кончиком тонкой кисти прорисовать клювик и ноги.
  4. Тонкими дугообразными линиями изобразить лапки, тремя точками прорисовать коготки.
  5. В форме листочка нарисовать крыло, остроконечными зубчиками оформить хохолок.
  6. Мазками изобразить оперение.
  7. Узорами из точек, полосок, мазков украсить туловище и крыло.
  8. Края изделия оформить окантовкой.
  9. Детские работы.

«Конь вороной» - традиционная народная городецкая роспись

Этапы прорисовки:


Видео: обучающий фильм «Золотая хохлима»

«Золотая хохлома» - роспись бумажной заготовки в виде чашки травяным узором с фото

Травяной орнамент наносится без создания предварительного карандашного рисунка. Особенности нанесения декоративных элементов:

  • «осочка» - кончиком кисти сверху вниз;
  • «травинки» - прорисовываются плавно с утолщением;
  • «капельки» - приёмом примакивания;
  • «усики» - закрученная в спираль линия;
  • «кустик» - комбинация из симметрично расположенных «осочек».

Дети расписывают заготовки, вырезанные из бумаги.

Выставка детских работ.

«Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» - рисование восковыми мелками и акварелью

Инструкция:

  1. Нарисовать восковым мелком жёлтого цвета внизу тарелочки три листика.
  2. Красным восковым мелком дорисовать ягоды клубники.
  3. Нарисовать листочки-капельки.
  4. Между листочками изобразить завитки.
  5. Добавить мелкие цветочки и завитки в верхней части тарелки.
  6. Тонировать всю тарелку чёрной акварелью.

«Чаша» - поделка из солёного теста

Инструкция:

  1. Тесто аккуратно нанести от центра внутренней части формочки к краям и равномерно распределить по поверхности.
  2. Дождаться высыхания и снять с формочки.
  3. Толстой кистью закрасить жёлтым цветом фон, оставляя полосу по краю неокрашенной.
  4. Кистью среднего размера окрасить кайму по краю чаши в красный цвет.
  5. Тонкой кистью прорисовать завиток, который попеременно закручивается вверх и вниз.
  6. На кончиках завитков дорисовать ягодки клубничек.
  7. Прописать зелёные листики.
  8. Тонкой кистью оформить травный узор - ритмические мазки с небольшим утолщением.
  9. Жёлтым цветом сделать «оживку» в виде прожилок на листиках и точек на ягодках.

«Жостовский букет» - роспись подносов

Материалы: заготовка бумажного подноса из чёрной бумаги, гуашь, кисти.

Этапы работы:

  1. Замолёвок - в центре заготовки нанести силуэты цветов.
  2. Тенёжка - придать цветам объём, прорисовав тени.
  3. Бликовка - белой гуашью прорисовать тонкие линии на цветах и листьях.
  4. Чертёжка - тонкой кистью прорисовать прожилки на листьях и края изображения.
  5. Готовые работы.

Видео: Гжельская роспись

Основные элементы: сеточка, капелька, мазок с тенью, декоративные бордюры.

«Снеговики в технике гжель»

Рисунок строится на смешении белого и синего цветов, это позволяет получить большой диапазон оттенков от насыщенного синего до ослепительно белого. Допускаются контрастные цветовые переходы и плавные, которые получаются благодаря растушёвке.

Дети работают с опорой на образец.

Необходимо нарисовать силуэт снеговика, декорировать его лепестками с тенью, дорисовать посох со спиралевидным концом и завитушками.

«Кувшин в технике гжель» - рисунок в комбинированной технике (акварель и фломастер)

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом картонную заготовку, дорисовать линии основной части кувшина.
  2. Дно и крышку оформить сеточкой, на ручке и носике прорисовать растительный и геометрические узоры.
  3. Нарисовать нижний контур туловища - волнистую линию (клюв, шея, животик).
  4. Добавить идущую от клюва вверх ещё одну линию (голова и шея).
  5. Прорисовать хохолок, клювик и лапки.
  6. Добавить два овала (крылья) и хвостик.
  7. Декорировать крылья сеточкой, прорисовать перья.
  8. Дорисовать цветок над птицей.
  9. Детские работы.

«Гжельский теремок» - рисунок фломастером с последующей размывкой

Инструкция:

  1. Нарисовать линию земли, затем главный прямоугольник, над ним низкий прямоугольник.
  2. Внутри главного прямоугольника дорисовать домик.
  3. Надстроить треугольные и в форме маковок крыши терема.
  4. Нарисовать узор балюстрады, прорисовать горизонтальные линии брёвен, декорировать крышу. Добавить линию пригорка и избушку на ней.
  5. Нарисовать крышу с трубой, деревья и облака.
  6. Размыть рисунок с помощью мокрой кисти.

Детские работы (фотогалерея)

Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами

«Полхов-майданская» роспись матрёшки

Инструкция:

  1. Приготовить заготовки бумажных матрёшек с прорисованными овальными контурами передника и лица.
  2. Простым карандашом нарисовать цветок.
  3. Дорисовать ягодки.
  4. Мазками закрасить контурное изображение цветка гуашью.
  5. Зелёным цветом нарисовать листочки.
  6. Прорисовать лицо (носик, ротик, глазки и щёчки), закрасить платок, накидку и нижнюю часть фигурки.
  7. Работа детей над росписью матрёшки.

Конспект занятия

В форме специально организованного обучения по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Познание».

Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме

Коррекционно-образовательные задачи:

Упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формирование навыка образования качественных прилагательных

Продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными.

2) Образовательная область «Познание»

Познакомить с понятиями «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.?

3) Образовательная область «Безопасность»

Приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация»

Совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;

Развивать фонематическое восприятие.

2) Образовательная область «Здоровье»

Продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;

Совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.

3) Образовательная область «Социализация»

Совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

4) Образовательная область «Физическая культура»

Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

2. Коррекционно-воспитательные задачи:

1) Образовательная область «Социализация»

Воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;

Воспитывать навыки культуры поведения.

Словарная работа:

Номинативный словарь: части посуды

Индивидуальная работа:

Автоматизация шипящих звуков у Ани.

Автоматизация сонорных звуков у Андрея.

Развитие речевой активности у Данила.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационный:

Картинки с изображением предметов посуды с недостающими частями;

Картинки с изображением предметов посуды;

Натуральные предметы посуды;

Игрушки (Федора, мяч) ;

Мольберт;

Ноутбук, слайды «Посуда».

2. Раздаточный:

Картинки для дорисовавания частей посуды;

Карандаши.

Предшествующая работа:

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»

Методические приемы.

1. Наглядные:

Предметные картинки «Посуда»;

Предметные картинки с изображением посуды с недостающими частями;

Ноутбук.

2. Словесные:

Художественное слово.

3. Практические:

Игра «Помощники»;

Игра «Что есть у … »;

Игра «Образуй слово»;

Игра «Назови ласково»;

Игра «Сосчитай-ка»;

Рисование частей посуды «Почини Федорину посуду»

4. Презентация: «Посуда».

5. Игровые: сюрпризный момент- проблемная ситуация.

Ход занятия

В форме специально организованного обучения.

I. Вводная часть

Организационный момент.

Логопед: Ребята, ко мне пришла Федора. У нее горе. От нее опять хочет убежать посуда, но не оттого, что она ее не мыла, а потому, что она совсем про нее ничего не знает. Поможем ей? (Дети: да, поможем)

II. Основная часть

1. Игра «Помощники» - развитие фонематического восприятия.

Логопед: Вы будете моими помощниками. Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)

Помощники, руки вверх! - Руки в стороны! - Помощники, руки в стороны! - Руки вперед! - Помощники, руки вниз! - Руки на пояс! - Помощники, руки на пояс!

Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Федоре.

2. Активизация номинативного словаря

Игра «Что есть у… »

Логопед: Посмотрите, ребята, на столе стоит посуда. Расскажем Федоре какие есть части у каждого предмета посуды. Но помните, с посудой нужно обращаться осторожно, иначе вы можете ею пораниться. (Дети называют части посуды, стоящие на столе)

Кастрюля: крышка, дно, стенки, ручки;

Вилка: ручка, зубчики;

Чайник: дно, крышка, ручка, носик, крышка;

Кувшин: дно, стенки, горлышко, носик;

Кружка: стенки, дно, ручка.

Логопед: Замечательно, а что вы сейчас называли? (Дети: части посуды)

3. Образование качественных прилагательных

Игра «Образуй слово»

Логопед: Дети, Федора совсем не знает из чего же сделана посуда. (показ слайдов на ноутбуке).

Если посуда сделана из стекла, она какая? (Дети: стеклянная)

Посуда из хрусталя? (Дети: хрустальная)

Посуда из пластмассы? (Дети: пластмассовая)

Посуда из металла? (Дети: металлическая)

Посуда из глины? (Дети: глиняная)

Посуда из дерева? (Дети: деревянная)

Логопед: Здорово, теперь Федора знает что из чего сделано.

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Наша Федора проголодалась, и мы сварим ей кашу.

Маша каши наварила,

(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.

(руки разводят в стороны)

Положила Маша кашу:

Кошке- в чашку,

Жучке- в плошку,

А коту- В большую ложку,

В миску- курицам, цыплятам,

И в корытце- поросятам.

(загибают по одному пальчику на левой руке)

Всю посуду заняла,

(разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.

(сдувают «крошки» с ладошки)

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)

Чашка- (Дети: чашечка)

Тарелка- (Дети: тарелочка)

Ложка- (Дети: ложечка)

Вилка- (Дети: вилочка)

Кувшин- (Дети: кувшинчик)

Миска- (Дети: мисочка)

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием

6. Согласование существительных с числительными

Игра «Сосчитай-ка».

Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? (Дети: да, научим.) Показ слайдов на ноутбуке. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)

Кастрюля- (Дети: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль) ;

Стакан- (Дети: один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов) ;

Ложка- (Дети: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек) ;

Вилка- (Дети: Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок) .

Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить

7. Физминутка «Пузатый чайник»

Вот какой пузатый чайник!

И на кухне он- начальник!

Воду кипятит, крышечкой стучит!

Пых-пых-пых! Водичка дышит.

Кипяточек паром пышет!

Пых-пых пышет, пых-пых пышет,

Ждет, когда его услышат!

(Дети надувают щеки, чередуют соответствующие словам движения рук, совершают пружинящие движения ногами)

8. Рисование частей посуды «Почини Федорину посуду».

Логопед: Ребята, Федоре нужно починить посуду, она сама не может справиться. Вам нужно дорисовать недостающие части посуды. (Дети дорисовывают части посуды)

Логопед: Какие вы смышленые ребята!

III. Итог.

Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились? » (Дети отвечают)

Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Аня была очень внимательна. Илюша справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Данил старался быть активным. Умницы!

Лариса Вячеславовна Парфенова
Конспект занятия для детей подготовительной группы по художественному творчеству «Посуда»

Цель : обобщение знаний о посуде , рисование посуды .

Задачи :закреплять представления о назначении посуды ; обогащать словарь по теме "посуда ";развивать связную речь;учить рисовать посуду , её части и детали, украшать узором;развивать изобразительные навыки.

Методические ресурсы :лист бумаги, гуашь, кисть, салфетки, стаканчик с водой, тарелочки с разрезными картинками, кукла Федора, мультфильм "Федорино горе".

1. Организационный момент. Вводное слово.

Ребята, я сейчас около нашей кухни слушала чей-то плачь. Давайте посмотрим, кто там плачет?Воспитатель показывает куклу Федору детям.

Посмотрите, вот кто это плакал. Вы помните, от кого убежала вся посуда ? (от Федоры) .

Почему же посуда убежала от Федоры (Потому,что Федора не ухаживала за посудой , не мыла её, не чистила.)

Да,ребята, посуда очень не любит быть грязной. Вспомните,как "чайник за кофейником бежал, тараторил, тараторил, дребезжал. ".

Воспитатель предлагает посмотреть кадры из мультфильма "Федорино горе".

2. Беседа по теме

Посмотрите на Федорину посуду и назовите её .

Дидактическая игра "Собери чайник".

У Федоры есть и чайник,

Он-посуды всей начальник ,

Только вот разбился он,

Давайте его мы соберем.

Детям раздаются тарелочки с разрезными картинками.

Ребята, посмотрите, перед вами части чайника, давайте вспомним, из чего он состоит? (Из крышки, носика, ручки.) Соедините все части и соберите чайник.

Ребята, как надо обращаться с посудой ? (Чистить, мыть, не разбивать её.)

Динамическая пауза "Наш любимый чайничек".

А теперь давайте с вами, ребята, под музыку изобразим чайник и другую посуду .

Это чайник наш любимый :

Есть здесь ручка, носик длинный,

Сверху крышечка лежит,

Вся сверкает и блестит.

(Дети ставят руки на пояс, одну поднимают вверх, слегка согнув. Руки кладут на голову, изображая крышечку.)

А теперь изобразим кастрюлю - поставим руки на пояс. А вот и чашка - сложим руки ковшиком.

Вытянем ладошку вперед - это ложка.

Пальцы раздвинем - вилка получилась.

3. Практическая часть.

Ребята, давайте нарисуем для Федоры красивые чашки и блюдца и подарим их Федоре. Выбирайте необходимые материалы и приступайте к работе. Не забывайте при рисовании о частях и деталях посуды .

Дети приступают к выполнению задания.

Анализ готовых работ. Оформление стенда детского творчества .

Ребята. вам понравилось помогать Федоре? Что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей .)

Публикации по теме:

«Космодром». Конспект занятия по художественному творчеству Программное содержание: Продолжать учить детей создавать конкретные образы конструктивным и комбинированным способами. Преобразовывать и.

Фотоотчет по художественному творчеству детей подготовительной группы «Рисование пластилином».(воспитатель Федякова Л. И., детский сад №329,.

Конспект НОД по художественному творчеству для детей второй младшей группы Конспект непосредственной организованной деятельности по художественному творчеству для 2 младшей группы. Цель: показать последовательность.

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группе «Ягодная тарелка» Цели: - развивать чувство формы; - совершенствовать.

Конспект НОД с использованием ИКТ по художественному творчеству (коллективной аппликации с элементами тестопластики) с детьми подготовительной.

Педагог дополнительного образования, высшей категории Анфиногенова Елена Ивановна. Живопись шерстью. Задачи:Область художественное творчество:.

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе. «В гостях у гжельских мастеров» (чайный сервиз)

Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.

Задачи: Учить выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи: гжельскую розу в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий. Совершенствовать навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Развивать мелкую моторику, воображение, память, эстетический вкус, творческие способности, диалоговую речь.

Воспитывать уважение к людям труда, мастерам своего дела. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Предварительная работа: Проведение занятий по ознакомлению с народными росписями, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Синее чудо», изделий народных мастеров.

Материал: гжельская посуда для выставки, краски, вода, кисти №2, №5, салфетки, бумажные заготовки для росписи: чашки, блюдца, аудиозапись русской народной музыки, набор картинок для демонстрации элементов, дем. таблица с изображением пошагового рисования гжельской розы.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня нас пригласили в мастерскую одного из старинных промыслов. А, что это за промысел мы узнаем если отгадаем загадку.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)

Ну, что ж тогда слушайте.

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая… (Гжель)!

Воспитатель: Ребята, почему данный промысел называют гжельским? (По названию подмосковной деревни Гжель)

Из чего мастера делают гжельские изделия? (Из глины)

Да, верно давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Воспитатель: А какие изделия изготовляют мастера из глины?

Дети: Чайники, фигурки, сахарници.

Воспитатель: Значит, разные вещи можно расписывать гжельскими узорами?

На столе стоит корзина с изделиями гжельских мастеров.

Воспитатель достает изделия гжельских мастеров.

(Дети рассматривают посуду)

Рассмотрим роспись поближе, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
-Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
-Что нарисовано на ложечке?
-Где расположен цветок?
-Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
-Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Воспитатель: Давайте мы сейчас вспомним какими узорами украсили мастера свои изделия. Как же они называются?

Дети: Кружки, точки, полосы, бордюры, капельки

Воспитатель: Все-то вы знаете. Это значит, что пришла пора стать вам народными умельцами. У меня есть для вас работа. Давайте попробуем создать чайный сервиз.

Воспитатель: А кто из вас знает, что такое сервиз?

(Дети приводят варианты ответов.)

Воспитатель: Сервиз – это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. И на сервизах все узоры одинаковые. Поэтому каждый на своей посуде будем рисовать вот такой узор. (На доску выставляется образец) И у нас получится настоящий сервиз. Для работы нам понадобится краска синего цвета. Узор всегда расположен в центре изделия. Основным элементом росписи будет роза.

А какие элементы еще составляют узор? (Линии, веточка, капельки) .

Каким цветом мы будем рисовать дополнения? (Голубым, синим)

Показать детям мазок, объяснить, что он состоит из цвета и оттенка.Чтобы нарисовать такой мазок, нужно положить синюю краску на палитру, намочить кисть и влажной кистью набрать краску с одной стороны. Теперь кистью нарисовать широкую линию, как мазок.

Дети рисуют несколько мазков на листочке для упражнений, затем на чашке (блюдце).

После того, как роспись завершена, сервиз раскладывается на отдельный столик.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

А из чего делают гжельскую посуду?

А что можно расписывать гжелью?

А что такое сервиз?

(Дети: Это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. Роспись на всех приборах одинакова.)

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать те, где хорошо получились двойные мазки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Гжельская сказка

Задачи:
— закреплять знания о гжельской росписи
— побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи
— закрепить элементы гжельской росписи: роза, завитки, веточки, сеточка, широкая и узкая полоса
— развивать композиционное умение: в центре располагать крупный цветок
— закрепить умение рисовать мазок с оттенком
-украшение концом кисти.
— создавать изображение нетрадиционным способом с помощью манной крупы
— развивать эстетический вкус
— учить создавать коллективную работу
— воспитывать любовь к русскому искусству.

Интеграция образовательных областей : хт, познание, коммуникация, музыка.

Материал:
выставка гжельской посуды
белая скатерть,
круги белой бумаги диаметром 18 см
сервиз из папье – маше
кисти (№2, 6)
синяя гуашь
баночки с манной крупой
посуда для воды
маленькие ложечки
«волшебная палочка»
шапочки с изображением снежинок
костюм Гжели (кокошник, платье)
кокошники и шапочки с изображением узоров гжельской росписи для детей
запись вариаций на темы русских народных песен.

Предварительная работа:
— рассказ о значении расписных изделий народных мастеров
— показ диапозитивов, таблиц гжельских изделий
— рисование по мотивам гжельской росписи
— изготовление посуды из папье – маше.

Ход:
Воспитатель: Ребята, а не хотите ли вы отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей).
Я нашла волшебную палочку. Давайте я вас превращу: вы будете снежинками (дети одевают шапочки снежинок).
И полетим над полями, лесами, городами (звучит музыка, дети изображают снежинок: кружатся, танцуют; воспитатель одевает костюм).

Гжель: Здравствуйте дети, я хозяйка росписи – Гжель (воспитатель одет в гжельский костюм – кокошник, платье).
Я хочу вас пригласить в мастерскую (воспитатель приглашает в музей декоративного искусства в детском саду, дети рассматривают витрину с гжельскими изделиями, звучит спокойная русская народная мелодия).
Я вас ждала, порядок навела дорогие гости.
Перед вами выставка работ гжельских мастеров. Посмотрите, какие красивые, чудесные изделия. Гжельские художники умеют одним цветом создавать прекрасные узоры.

Гжель: Какие предметы вы здесь видите?
Дети: посуду
Гжель: Какая эта роспись?
(ответы детей)
Гжель: как называется город, где делают эту посуду?
Дети: Гжель
Гжель: Сине – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?
Видно, издали пришла и цветами расцвела
Голубыми, синими, нежными, красивыми…
Очень красивая посуда.

Гжель: Какие цветы любят рисовать гжельские художники?
Дети: розу, тюльпан, анютины глазки.
Гжель: Роза — самый любимый цветок гжельских мастеров. Чем они дополняют цветок?
Дети: Завитками, веточками, листиками.
Гжель: Какой цвет красок использует мастера?
Дети: синий, голубой.
Гжель: Сейчас мы будем расписывать вот этот сервиз.
(Дети выбирают блюдца, чашки, чайник, поднос; садятся за столы).
Гжель: Вспомните, как вы будете рисовать цветы?
Дети: широким мазком с оттенком.
Гжель: А где мы будем располагать самый крупный цветок.
Дети: В центре.
Гжель: Какие элементы узора вы будете рисовать тонкой кистью?
Дети: веточки, сеточку, травинки, пружинки.
Гжель: Какие цвета красок будете использовать при создании узоров гжельской росписи?
Дети: синий, голубой.
Гжель: Как получить более светлую краску, чем синяя краска?
Дети: Кисточкой снимать краску
Гжель: Правильно. Мы влажной кисточкой снимем в нужных местах часть красочного слоя – это приём высветление цвета (показывает).

Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на столах стоят маленькие баночки. А что же находится в них? (ответы детей)

Правильно, это манная крупа. Посмотрите: я ложечкой возьму немного манной крупы и добавлю в краску и размешаю (воспитатель показывает). Что получилось? (ответы детей)

Получилась будто густая зернистая паста. Я набираю немного этой пасты и рисую (воспитатель показывает). И получился узор необыкновенный, зернистый.
Можете использовать этот приём рисования.

У вас на столах лежат круги белой бумаги, сначала придумайте узор и нарисуйте на бумаге, а затем таким же узором распишите свой предмет.
А теперь приступили к работе
Работа детей. (Звучит народная мелодия)
(Во время рисования воспитатель советует, как расположить узор, составить композицию).
Дети выставляют свои работы на столе, покрытой белой скатертью.

Гжель: Молодцы! Какой получился красивый сервиз.
Нравится он вам? (ответы детей).
Какой узор вам больше нравится? (ответы детей)
Чем нравится этот узор? (ответы детей)

Гжель: Где получился изящный тонкий узор? (ответы детей)

Гжель: А вашими эскизами украсим скатерть (дети раскладывают по краю скатерти рисунки – эскизы).
Какая красота, на гжельской скатерти – нарядный гжельский сервиз.

Вы непросто детвора,
Вы ребята – мастера
Взяли краски, кисти
взяли
И узор нарисовали.

О гжели прекрасной споём песню
(воспитатель предлагает одеть детям кокошники, шапочки с изображением узора гжельской росписи)

Гжель, гжель, (дети водят хоровод)
Праздничная гжель,
Словно белая метелица.
Гжель, гжель,
Праздничная гжель
Синие цветы запорошила.

Гжель: Дети понравилась наша с вами встреча?
(ответы детей)
Надеюсь, что вы сами с большим интересом будете создавать узоры по мотивам гжельской росписи. Большое вам спасибо, надеюсь, что о нашей встрече расскажите своим родным.
А теперь вам пора возвращаться. До встречи.
(Дети изображают снежинок, после делятся своими впечатлениями с воспитателем)

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, рисование
Название: Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Гжельская сказка»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 5
Месторасположение: г. Белгород