Как видят младенцы. Развитие зрения у ребенка до года: когда новорожденный начинает видеть

Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы - например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.

В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком - хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Особенности формирования зрения

Не сомневайтесь, дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое: происходит адаптация к непривычным условиям. Не волнуйтесь, если малыш редко открывает глаза или в основном щурится. А бывают и такие младенцы, которые уже в первые часы жизни «удивленно» взирают на окружающий мир.

Острота зрения новорожденного значительно слабее, чем у взрослых: 0,005 - 0,015. В первые месяцы она растет до 0,01-0,03. Это связано с постепенным формированием центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Тот участок сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение, 1,0 (т.н. желтое пятно), у недавно родившегося малыша пока отсутствует.

Вот как формируется зрение новорожденного и какие этапы развития проходит зрительная функция с течением времени.

«Налаживая» зрительный контакт, держите малыша вертикально: в этом положении его взгляд лучше фокусируется. Даже когда новорожденный начинает видеть хорошо, не спешите - подождите, пока он сосредоточится. Ваше лицо (или предмет, который вы показываете) должно находиться от глаз ребенка на расстоянии около 20 см. Общаясь, постарайтесь не менять слишком резко выражение лица, внешний вид в целом, в том числе прическу, даже не снимайте очки, если вы их носите - чтобы выглядеть привычно для крохи и не волновать его.

Бинокулярное зрение формируется с шестой недели жизни. Младенец начинает видеть осознанно только с четвертого месяца. До этого времени он не может использовать одновременно оба глаза, отчего кажется, что он косит или его глаза «блуждают» независимо друг от друга.

Возможные проблемы

Итак, не стоит сразу делать заключения о том, что у малыша плохой слух или зрение. Но необходимо помнить, что есть случаи, в которых это предположение может оказаться верным.

Проблемы со слухом у малыша (глухота, тугоухость) возможны при патологических родах или если мама во время беременности:

  • болела краснухой, корью;
  • увлекалась алкоголем, наркотическими средствами;
  • принимала препараты с токсическим действием (антибиотики).

Насторожитесь, если ребенок:

  • не выказывает беспокойства при неожиданных, громких звуках;
  • не откликается на ваш голос изменением поведения, мимики;
  • в 4 месяца не обращает внимания на разговоры людей или на музыкальную игрушку;
  • часто дергает себя за ушки (возможно повышенное давление, инфекция).

Плохое зрение у новорожденного (или слепота) могут быть, если мама во время беременности:

  • перенесла краснуху (риск врожденной катаракты);
  • болела токсемией/токсоплазмозом/токсокарозом.

На четвертой неделе жизни младенец уже должен на короткое время фокусировать взгляд на предметах. Проверьте зрение таким образом: закройте малышу правый глаз и покажите игрушку, затем то же проделайте с левым глазом.

До полугода дети немного косят - это естественно. Но если после 6 месяцев такой взгляд сохраняется, обязательно обратитесь к врачу. Признаки косоглазия ни в коем случае нельзя оставлять без внимания: без адекватного лечения может развиться слепота.

Если у родителей есть хотя бы малейшее подозрение, что что-то идет не так, нужно обратиться за консультацией к педиатру и соответствующим специалистам - офтальмологу, отоларингологу. Они знают, когда начинает видеть новорожденный ребенок, а когда у него формируется слух, и вовремя заметят отклонения в развитии.

Распечатать

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный - это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха - все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы - бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

Когда в семье свершается долгожданное событие и на свет появляется ребенок, родители с нетерпением начинают ожидать признаки осознанности от своего чада. Существует мнение, что новорожденные не обладают ни зрением, ни слухом, испытывают только чувство голода и реагируют исключительно на свет. Если принять все вышеизложенное, как факт, возникает закономерный вопрос – когда ребенок начинает видеть?

Зрение новорожденного в первые дни

После рождения глазные мышцы у ребенка еще не натренированы, поэтому он не может фиксировать взгляд. Глазки у новорожденных могут сходиться на переносице или расходится в разные стороны, это также прямое следствие слабости мышц, которое со временем проходит. Кроме прочего, существует мнение ученых, что новорожденный видит мир плоским и даже перевернутым, и только после становления зрительных мышц приобретает зрение взрослого человека. В настоящий момент данная теория не имеет безоговорочной поддержки среди медиков и считается недоказанной.

Что видит новорожденный

Медики всего мира сходятся во мнении, что новорожденные реагируют только на яркость предмета и окружающий мир видят в виде размытых пятен, словно рассматривают картину импрессиониста. Некоторое время после рождения дети лишь ненадолго открывают глаза и это естественно, не нужно забывать, что ребенок только вышел из темноты. Зрительное поле новорожденного составляет всего 60 сантиметров.

Полезно : Шея у новорожденных детей очень слабенькая и родителям постоянно необходимо поддерживать головку малыша. Читаете, .

Как далеко видит грудничок

Конечно, дети видят сразу после рождения, но четкости зрения у них нет. Наиболее предпочтительное расстояние, на котором новорожденный может рассмотреть предмет 20-25 сантиметров, кроме того, предмет должен находиться на уровне глаз ребенка. Данное расстояние не случайно, именно на таком удаление находится от глаз младенца мамино лицо во время кормления грудью.

Важно. Если родителям хочется поскорее познакомиться с новорожденным, необходимо дождаться, когда ребенок широко откроет глаза и приблизить к нему лицо на указанное выше расстояние. Стоит отметить, что младенцу может нравиться больше рассматривать папино лицо, чем мамино, так как черты мужского лица более четкие, а наличие усов и бороды прибавляет ему контрастности.

Как обратить внимание ребенка на предмет:

  • ребенку рекомендовано придать вертикальное положение, взяв его на руки;
  • спешка недопустима, младенцу необходимо время, чтобы сосредоточиться;
  • поднесите предмет или приблизьте ребенка на расстояние 25 сантиметров к предмету;
  • при контакте с новорожденным используется мимика в сочетании со спокойным голосом.

Косоглазие у младенцев является нормой —

Какие цвета различают новорожденные

Ребенок после рождения видит мир в сером цвете, однако способен различать ярко-красный цвет, а также блестящие предметы. Чуть позже новорожденный становится способен различать желтый цвет. В таком виде зрение грудничка сохраняется до четырех месяцев. После четырех месяцев к краскам мира новорожденного добавляется синий и зеленый цвета.

Интересно. Черно-белые картинки, следующие после родительских лиц, могут претендовать на внимание новорожденных. Они привлекают внимание младенцев своей контрастностью.

Важно! Груднички очень привередливы в выборе предмета сосредоточения. И если кто-либо из родителей постоянно ранее показывался новорожденному в очках, то при появлении перед ребенком без аксессуара, он может столкнуться с полным равнодушием и нежелание смотреть на родителя. Это связано с тем, что ребенок способен хранить образ родных людей в памяти, и теряется при непонимании, если в образе происходит резкое для него изменение.

Когда приходит полноценное зрение

  • от 2 до 6 месяцев. Примерно с двух месяцев новорожденные могут следить за направлением взгляда взрослого. А в три месяца младенцы способны хорошо различать знакомые им предметы, такие как бутылочка, погремушка и подобное. Размер различаемых объектов в этом возрасте колеблется от 2 мм до 60 см;
  • от 6 месяцев. С полугода своей жизни дети начинают внимательно рассматривать и изучать окружающую обстановку, у них развивается хватательных рефлекс, который позволяет более достоверно рассчитывать расстояние до заинтересовавшего их предмета, что помогает формировать трехмерное восприятие мира. Ребенок уже может фокусироваться на предметах, находящихся на очень близком расстоянии от лица, примерно 7-8 сантиметров;
  • от 8 месяцев. Примерно с восьми месяцев своей жизни, ребенок начинает видеть предметы не только как единое целое, но и составными частями. Он уже осознает, что предметы не исчезают, а меняют место своего нахождения, поэтому начинает искать интересующие его предметы взглядом, а также внимательно изучать окружающий его интерьер. Зрение в это время продолжает улучшаться.

И только к 3-4 годам зрение у детей становится идентичным со зрением взрослых. Именно в этом возрасте уже можно проводить проверку зрения ребенка, чтобы определить его остроту. Интересно, что формирование цветового восприятия мира у детей заканчивается в возрасте приблизительно 4-5 лет.

  1. Больше информации для глаз – лучше зрение. Как и любые навыки, зрение грудничков можно и нужно тренировать;
  2. Начинать занятия в виде развивающих зрение игр лучше с 2 месяцев;
  3. Для тренировки зрения лучше использовать игрушку с приятным звуком, что поможет привлечь внимание ребенка.
    Пример. Приблизьте погремушку на расстояние 20-30 см от глаз ребенка. Следите за зрительной реакцией младенца. В момент, когда ребенок поймал взглядом предмет, отведите игрушку медленно в сторону на 10-15 см, затем верните в первоначальное положение и отведите ее в противоположную сторону на 10-15 см.
  4. Мобиль также является прекрасным зрительным тренажером;
  5. Давайте ребенку рассматривать черно-белые картинки, это способствует установлению связи между нейронами и помогает развитию не только зрения.

Забота о зрении с рождения

Всегда необходимо помнить, зрение является одним из наиважнейших органов чувств, с помощью которого человек познает окружающую среду. Закладка и формирование будущих органов зрения происходит еще в утробе матери и получает свое развитие в течение нескольких лет после рождения ребенка на свет.

И хотя зрение новорожденного сильно отличается от зрения взрослого человека и еще не играет столь большой роли в его жизни, необходимо приложить все усилия для сохранения здоровья глаз. Ведь болезни глаз, это не только плохое зрение, но и возможное нарушение функции других органов. Если ребенок находится в группе риска, то есть по наследственному фактору имеет склонность к глазным болезням, то посещение офтальмолога является обязательным, не реже 4 раз в первый год жизни младенца, а именно три раза в первое полугодие и четвертый раз в год.

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

313

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

276

Елена Нефедова

Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!

213

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

205

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

162

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82

Зрение - исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие.

Говоря о зрении, обычно имеют в виду глаза. Но глаз - это периферическая часть зрительного анализатора , который включает в себя также зрительные нервы и кору головного мозга . Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих зрительного анализатора и дает зрение.

ЧТО И КАК ВИДИТ МЛАДЕНЕЦ?

Глаза закладываются на третьей неделе внутриутробного развития и формируются в течение всей беременности. Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28 неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Кроме того, считается доказанным, что реакция на яркий свет появляется у ребенка до рождения - в утробе матери. Рождается ребенок с еще не зрелым зрительным анализатором (его формирование завершается лишь к 10-11 годам).

Бытует мнение, что новорожденный видит мир перевернутым, - так ли это? Если отказаться от домыслов и оперировать только фактами, дело обстоит следующим образом. Как и у взрослого, на сетчатке младенца изображение действительно отображается в перевернутом виде (это объективный оптический закон). Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку. Рождается ли человек с этим навыком или приобретает его со временем, сказать невозможно: ведь младенец не пожалуется на несолидное поведение мамы, зачем-то перевернувшейся вниз головой. Поэтому все рассуждения на эту тему, вызванные вполне понятным желанием воссоздать картину мира, видимую только что пришедшим в него человеком, не представляют никакого научного или практического интереса.

Сразу после родов на ребенка в буквальном смысле обрушивается огромное количество зрительных стимулов, ведь он попадает из темной матки в яркий окружающий мир.

Новорожденный имеет очень слабое зрение: он видит только крупные предметы, расположенные в непосредственной близости от него. В этом кроется глубокий смысл. Природа как бы оберегает малыша от чрезмерной зрительной стимуляции, позволяя выделить из огромного многообразного мира самое главное: мамино лицо. И действительно, лучше всего он видит на расстоянии примерно 40-50 см - как раз настолько удалено от малыша лицо мамы во время кормления. Не ближе 40-50 см от лица новорожденного рекомендуется размещать и игрушки.

Если новорожденному показать яркую игрушку, он не остановится на ней взглядом. Но уже со второй недели жизни появляется фиксация взора - его кратковременная задержка на предметах. Однако сосредоточиться надолго малышу пока не под силу. Когда его взгляд не зафиксирован на каком-либо объекте, у него может наблюдаться кажущееся косоглазие - раскоординированность движений глаз. На самом деле ничего общего с истинным косоглазием это явление не имеет, представляя собой нормальное проявление функциональной незрелости зрительного анализатора. Это, впрочем, не означает, что у новорожденных не встречается истинное косоглазие - правильно оценить состояние зрительного аппарата ребенка может лишь окулист.

Бинокулярная фиксация взора (предмет фиксируется двумя глазами) появляется на 2-3 месяце жизни. В этом возрасте движения глаз становятся координированными и «косоглазие», если оно было кажущимся, а не истинным, исчезает. С 2-3 месяцев ребенок начинает узнавать мать, а потом и других близких людей, реагируя на их появление в поле своего зрения улыбкой и общей двигательной активностью. Острота зрения в течение первого года жизни значительно возрастает. К шестому-восьмому месяцам дети начинают выделять взглядом на общем фоне простые геометрические фигуры, а с 1 года - и более сложные рисунки.

Восприятие цвета . Помимо мифа о «перевернутом мире», есть еще одна довольно прочно укоренившаяся в сознании многих легенда, касающаяся зрения младенца. Очень часто можно услышать, что новорожденный младенец обладает черно-белым зрением и лишь со временем мир окрашивается для него разными красками. Это не так, хотя доля истины в этом заблуждении - как и в большинстве других - есть. Как мы уже говорили, на сетчатке новорожденного отображается та же «картинка», что и на сетчатке взрослого человека. Однако фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета. Гете писал: «Желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло. Синий цвет, наоборот, представляет все в печальном виде». Интуиция не подвела автора «Фауста» - действительно, раньше всего малыши начинают задерживать взгляд на предметах желто-зеленой гаммы, но очень скоро к ней присоединяются и другие цвета.

ЧТО ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ?

Мамы и папы должны помнить, что от них зависит очень и очень многое - в том числе и становление зрительных функций ребенка. Хотелось бы привести несколько практических рекомендаций:

1. Глаз - орган, очень чувствительный к воздействию факторов внутренней и внешней среды. Задача родителей - позаботиться об общем здоровье и правильном питании малыша.

2. Ребенок обязательно должен находиться в хорошо освещенном помещении - учтите это при выборе комнаты для детской.

3. Для правильного развития зрительного аппарата ребенку необходимо достаточное количество зрительных впечатлений. Малыша должны окружать яркие предметы разной формы и разного размера. Это могут быть не только дорогие игрушки, купленные в магазине, но и самодельные гирлянды или шары из бумаги или ткани разных цветов - плод вашей фантазии. Необходимо помнить, что в раннем возрасте они должны располагаться на значительном расстоянии от ребенка (40-50 см). И еще одно: игрушки, окружающие ребенка, желательно периодически менять.

ВИЗИТ К ОФТАЛЬМОЛОГУ

К сожалению, у грудных детишек могут встречаться различные заболевания глаз. Наиболее частыми причинами врожденных заболеваний являются:

  • неблагоприятное влияние окружающей среды;
  • заболевания матери во время беременности:
                  • перенесенная краснуха
                  • туберкулез
                  • вирусные заболевания;
  • генетические факторы.

Патологические изменения органа зрения могут наблюдаться у новорожденных с врожденным токсоплазмозом. Иногда заподозрить ту или иную патологию глаз могут родители - по внешнему виду ребенка. Например, они могут заметить птоз (опущение) верхнего века; микрофтальм (уменьшение глаза); макрофтальм (увеличение глаза), встречающийся при врожденной глаукоме; помутнение роговицы (так называемое «бельмо») и хрусталика («белый зрачок») - при врожденной катаракте. Покраснение глаз и век также свидетельствует о неблагополучии. Внимательная мама не пропустит косоглазие у своего ребенка (о физиологическом и истинном косоглазии мы писали выше). Иногда у новорожденных на коже лица и век видны синюшно-красные пятна. Это телеангиэктазия (неравномерное расширение мелких сосудов). Как правило, в течение нескольких месяцев пятна самостоятельно исчезают. Однако если количество таких пятен со временем не уменьшается, а увеличивается, следует обратиться к врачу для исключения доброкачественной опухоли сосудов (гемангиомы).

И все же было бы глубочайшим заблуждением со стороны родителей считать, что внимательное отношение к ребенку - гарантия выявления любого заболевания глаз. Возьмем, к примеру, наиболее агрессивное и тяжелое из этих заболеваний, представляющее угрозу жизни ребенка, - ретинобластому, врожденную злокачественную опухоль сетчатки. Как правило, эту опухоль окулист может заподозрить еще в родильном доме или при первом осмотре ребенка в поликлинике. Родители же, не вооруженные специальными знаниями и инструментарием, могут заметить изменения в виде белого или зеленоватого свечения зрачка только на поздних стадиях болезни. Мы остановились на этом грозном заболевании вовсе не с тем, чтобы напугать, а именно потому, что при его ранней диагностике и правильном лечении можно сохранить не только жизнь ребенка, но и в некоторых случаях глаз с остаточным зрением. Кроме того, по виду и состоянию глаз и отдельных его структур врач может с большой достоверностью судить о состоянии организма в целом. Например, застойные диски зрительных нервов появляются при повышении внутричерепного давления. Это состояние требует немедленной консультации невропатолога. Окулист нередко является первым специалистом, который может заподозрить обменные нарушения, патологию почек, сердечно-сосудистой системы, врожденные инфекции (например краснуху, сифилис, туберкулез, токсоплазмоз). Вывод напрашивается - визитом к офтальмологу в первые месяцы жизни ребенка пренебрегать ни в коем случае нельзя! Провести обследование ребенка, правильно поставить диагноз и назначить лечение может только врач-офтальмолог. Он может прибегнуть к консервативной терапии, а может и порекомендовать операцию. Например, врожденная катаракта и глаукома лечатся только оперативным путем. Тактику лечения врач определяет в каждом конкретном случае индивидуально.

В первый раз следует показать ребенка окулисту в трехмесячном возрасте, второй раз - в 6 месяцев, третий раз - в 1 год. Какие же обследования проводит врач-офтальмолог?

  • Общий осмотр (врач оценивает, как двигаются глаза и закрываются веки малыша).
  • Предварительная оценка зрения (реагирует ли малыш на свет, на каком расстоянии он видит предметы).
  • Определение (с помощью специальных скиаскопических линеек) рефракции - преломляющей силы оптической системы глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Необходимо отметить, что для детей до трех лет нормальной рефракцией является дальнозоркость. Окулист определяет степень рефракции. Например, при высокой степени дальнозоркости необходима коррекция очками для профилактики косоглазия и амблиопии (низкого зрения вследствие функционального недоразвития органа зрения). При необходимости очки назначают и детишкам до года.
  • И, наконец, исследование глубоких сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что обследование малышей непременно проводится с широким зрачком (для расширения зрачка используют специальные препараты, которые закапывают в глаз ребенку). Если перед обследованием вашему ребенку не закапали в глаза средства для расширения зрачка 1 , стоит выяснить у врача причину этого.

Желаю вам, чтобы ваш малыш смотрел на мир здоровыми и счастливыми глазами, - это в очень большой степени зависит от вас!