Как встречают новый год в египте. В египте новый год и рождество отмечают трижды в год

Ставшими истинными национальными празднествами? Вы хотите поподробнее узнать, что значит для египтян 25 апреля или 6 октября? Не подозреваете, что происходит на коптское Рождество, на Новый год в этой стране? Так непременно стоит приехать сюда и лично принять участие в веселых праздничных мероприятиях!

У египтян, как у других народностей, есть свои праздники, которые они свято чтут и отмечают согласно сложившимся вековым традициям. При этом египтянам не чужды и те очень древние торжества, которые праздновались еще до разделения религии этого народа на христианство и мусульманство. В связи с этим в наши дни эти праздники отмечаются всеми египтянами, независимо от их религиозных предпочтений.

Одним из таких архаичных торжеств является Шамм эн-насим, или в переводе «запах ветра с запада». Отмечают Шамм эн-насим весной, древние египтяне его называли «Опет» и связывали с воскресением всего живого в природе. В коптском календаре он стоит после коптской Пасхи, празднуется в первый понедельник после нее, и совпадает с Пасхой православной.

По многовековой традиции в день Шамм эн-насим все египтяне вместе с многочисленными семьями уезжают на природу, устраивая пикники около воды. Особенно много людей съезжается на побережье Нила . На импровизированных столах появляются крашеные яйца, совсем как у православных, листья зеленого салата, первый лук, соленая рыбка.

В этот день никто не работает, он провозглашен выходным днем по стране, поэтому все могут никуда не спешить и предаваться покою и отдыху на природе. В этот день обязательно следует кушать много сладостей, дарить цветы, мелкие презенты в виде сувениров.

Так как с древности египтяне почитают священные воды Нила , то и в этот важнейший национальный праздник все стараются приобщиться к великой реке, прокатившись по ней на катерке или фелюге.

Поскольку Шамм эн-насим празднуется с радостью и мусульманами, и христианами, то его стали полагать неофициальным олицетворением единства всего египетского народа. Видимо, именно по этой причине Шамм эн-насим не канул в лету в течение веков, а сохранился, как великая национальная традиция.

Новый год по-египетски

Официальное начало года у египтян действительно приходится на 1 января, как и во всем мире, но, если обратиться снова к истокам истории , то выясняется, что древние египтяне начинали отсчет нового года с разливом благородного Нила . Они следили за восхождением священной звезды Сириус, которая предзнаменовывала грядущий разлив реки. Этот период для народа, живущего практически в пустыне , становился истинным великим праздником, с наступлением которого для египтян и наступал Новый год, как новый благословенный этап жизни.

Нильская вода слыла целительной, ее набирали в сосуды, кувшины и хранили, как святую воду. Во время разлива Нила местные жители ходили по домам родных и близких людей, чтобы вместе помолиться и поблагодарить богов за дарованную им живительную влагу.

Перед наступлением Нового года проводилась ночь бога Ра , бог Солнца повергал богов мрака и тьмы. Центральной фигурой при этом становилась Хатхор – дочь Ра , богиня музыки и любви. Во время празднования ночи Ра египтяне торжественно проносили по улицам ладью, в которой стояла статуя богини, а потом происходила церемония водружения Хатхор на кровлю храма.

В триумфальном шествии обязательно принимал участие сам фараон и его придворные. Статую Хатхор размещали в беседке, оформленной 12 колоннами, по количеству месяцев. С рассветом первый луч солнца первого дня года падал на статую, что считалось полученным благословением от бога Ра для всего Египта.

В сегодняшние дни мало что поменялось, многие египтяне, в особенности в деревнях, пожилые люди или просто консервативные, продолжают отмечать Новый год по старинке. Поэтому 1 января вы не увидите бурного веселья, красочного оформления улиц, широкого размаха, как в иных странах.

Единственно, кто радуется европейскому Новому году – это персонал отелей и туристических компаний. В Египет устремляются тысячи туристов, жаждущих экзотики. Для них встреча любимого праздника в этой необычной экзотической стране – изысканное удовольствие. Ведь, действительно, как здорово – на родине снег, мороз, метель и елки, а в Египте – песок, ласковое море, пальмы и пирамиды .

Тем более что для иностранных гостей турагентства и работники гостиничного бизнеса организовывают Новый год по полной программе – щедро и живописно украшаются деревья, интерьеры помещений, везде развешиваются серпантин и гирлянды, елочная мишура и игрушки. Здесь можно купить даже елку – настоящую или искусственную. Разумеется, натуральная ель стоит недешево, и ее могут позволить себе только обеспеченные граждане. В основном, люд приобретает искусственные ели и сосны, или иногда тую.

Но самое торжественное и необычайно популярное здесь растение в Новый год – это пуансетия. Этим великолепным цветком с красно-зеленой листвой принято украшать квартиры, дома, офисы и вообще все, что можно. Пуансетию используют в качестве новогоднего подарка близким. Кроме флоры в Египте принято дарить бижутерию и ювелирку, бытовую технику, электронику и предметы одежды.

Маулюд – мусульманский праздник

Если перевести на русский, Маулюд значит «день рождения», этот праздник религиозный и история его начата со дня прихода в мир пророка Мухаммеда. Ученые не могут назвать точную дату его появления, поэтому сегодня этот праздник символизирует и рождение пророка, и день его кончины. Он одновременно и радостный и скорбный.

Отмечают праздник Маулюд по мусульманскому лунному календарю на двенадцатый день месяца раби уль-авваль, эта дата плавающая, она определяется решением имамов. Этот день объявляется выходным, в церемонии празднования Маулюда участвуют члены правительства страны и ее глава.

Если строго подходить к возникновению Маулюда, то его нельзя полагать праздником каноническим, он стал отмечаться в стране только в 1207 году, гораздо позже возникновения ислама. Это, скорее, памятная дата, дань мусульманской традиции. Египтяне встречают Маулюд, прежде всего, в молитвах и добрых делах, угодных Богу.

Люди вспоминают пророка Мухаммеда, его благие дела и прославляют его, а имамы напоминают верующим о том, что они не должны отступать от заветов пророка. В этот день на улицах активно подают нищим, занимаются бескорыстными и благотворительными деяниями, отличников учебы награждают памятными знаками.

Благочестивая печаль и молитвы вовсе не мешают веселиться и радоваться. На улицах развешиваются цветные фонарики, гирлянды, везде проходят веселые шествия с музыкальными инструментами, люди подносят друг другу угощение в виде сладостей, а также популярных особых фигурок из сахара, изображающих всадников с копьями или «невесту Мухаммеда».

Коптское рождество в Египте

Мало кто знает, что копты – это египтяне, исповедующие христианство. Эта ветвь религии сохранилась с фараонских времен, сегодня копты во многом подражают православию, хотя, если строго подходить к канонам коптской церкви, она не является православной.

Коптская церковь насчитывает 400 православных общин, где в ходу арабский и коптский языки. Все копты носят особую татуировку на правом запястье, она представляет собой крест. Тату наносят на руку после прохождения обряда крещения. Крест символизирует, что человек готов мученически умереть за веру

Рождество у коптов отмечается так же, как и православных – 7 января. В 2003 году коптское Рождество стало официальным выходным днем в Египте, его празднуют, как и в православных странах, с крестными ходами, торжественными богослужениями. Очень интересно слушать эти богослужения в коптском храме, они не похожи на привычные нам песнопения и молитвы. Ведь истоки церковной музыки у коптов относятся к древнеегипетской музыкальной культуре , а инструменты, на которых играют в коптских церквях, сродни древним инструментам времен фараонов, поэтому их необычное оригинальное звучание совсем не то, к чему мы привыкли в православных церквях.

В Египте развито паломничество из разных стран, например, сюда любят приезжать на Рождество россияне, украинцы. Паломники посещают разные святые места, к примеру, церковь Святого Сергия, где ранее находился грот, в котором нашла приют Мария с новорожденным Иисусом, гору Синай, монастырь Святой Екатерины с Неопалимой купиной.

Помимо мероприятий религиозного характера копты широко и весело отмечают Рождество народными гуляниями, дарят подарки, организовывают изобильные застолья с мясом и сладостями.

Дата: 27.09.2017

До наших дней сохранилось немало информации о том, в каких условиях жили древние египтяне, и уже понятно, что это был трудолюбивый народ, способный на большие свершения. Но при этом, в Древнем Египте было немало праздников, причем некоторые из них даже сохранились и в следующих эпохах. Естественно несколько видоизменившись.

Так в частности, Новый Год египтяне отмечали летом, а вернее даже девятнадцатого июля и обычно этот праздник совпадал по времени с началом разлива реки Нил, главной реки великого государства. Большой объем информации о том, как проводился праздник Нового Года, сохранился в храмах Хатор и Гора, которые находятся соответственно в Дендере и Эдфу. Как известно, Хатор считали дочкой бога солнца Ра, и она являлась непосредственной участницей празднования, а торжества начинались за двое суток до наступления нового года.

Праздник Нового Года сохранился и до наших дней

Основное внимание уделялось верховному жрецу, который в окружении четырех пророков и жреца-музыканта заходил в «зал пламени», с тем, чтобы поднять каменную глыбу, закрывающую проход в крипту. Там и находилась ладья со скульптурой богини Хатор, и жрецу предстояло ее очистить. Далее статую сопровождали до молельни под открытым небом, а там начиналось проведение обряда возложения короны, в котором представители каждого из восьми богов Гермополя приносил по одной короне. Перед наступлением празднования ежегодно проводили торжественное шествие, и после него статуя устанавливалась внутри беседки, а занавески опускались.

Только после того как появлялся первый луч света, занавески необходимо было открыть с тем, чтобы Хатор могла заново набрать магическую силу, воссоединившись со своим отцом богом Ра. Современные ученые считают, что именно древние египтяне придумали праздник Нового Года, который сохранился до наших дней. Существуют определенные разногласия в датах проведения этого праздника, к тому же он даже тогда праздновался по-разному, но факт остается фактом, за этот праздник мы должны благодарить древних египтян. Во время празднования наступления очередного года было много веселья и танцев, торжественных ритуалов и обрядов. Все подчинялось общей идее уговорить богов сделать людей счастливее, урожаи больше, а жизнь прекраснее.

Многие древние египтяне отмечали первый месяц нового года пением, плясками и красным пивом до потери сознания. Так считают археологи, которые нашли новые факты, касающиеся ритуала, известного как "Празднество опьянения".

Во время раскопок в Карнаке, во дворе храма, посвященного богине Мут, археологи недавно обнаружили цилиндрический фрагмент известняковой колонны, датированный 1470-1460 гг. до н. э. и содержащим упоминание о празднике.

Эта находка дает основание для предположений о том, как некоторые египтяне три тысячелетия тому назад отмечали Упет Ренепет — Новый год, который для них начинался примерно в конце августа и совпадал со столь желанным сезонным разливом Нила, орошающим землю, на которой потом должно было вырасти зерно, например, пшеница и ячмень. Празднество опьянения обычно проходило через 20 дней после первого большого разлива.

Хотя выпивка и танцы являются частью многих современных новогодних торжеств, древние египтяне, вероятно, не одобрили бы наши вечеринки, поскольку они смотрели на это совсем в другом свете. «Празднество опьянения не было для них социальным событием, — говорит руководитель раскопок д-р Бетси Брайан. — Люди приходили не для того, чтобы веселиться. Они пили для того, чтобы войти в то состояние, в котором можно стать свидетелем явления божества».

Брайан, которая является председателем Отдела Ближнего Востока в Университете Джона Хопкинса, добавляет: «Обычно древние египтяне относились к пьянству с неодобрением, однако они могли собраться для того, чтобы напиться с какой-то конкретной целью». Она заявила информационной службе канала Discovery, что возраст письменных упоминаний о празднестве измеряется несколькими тысячами лет, но надпись на найденном известняковом цилиндрическом фрагменте колонны является одним из первых свидетельств, позволяющих привязать празднество ко времени правления конкретного египетского царя, а место его проведения — к конкретному храму.

В данном случае фараоном является Хатшепсут, которая правила около 20 лет в 15 веке до н. э. Надпись на колонне гласит: «Она (Хатшепсут) создала это (храм) как памятник ее матери Мут, госпожи Ишеру, создав заново для нее колонный портик для опьянения для того, чтобы она могла бы существовать так, словно ей дарована жизнь вечная».

Находки были опубликованы в недавно вышедшей книге «Хатшепсут: от царицы к фараону», содержащей тексты, собранные Музеем искусств Метрополитен. Те же тексты представлены на выставке, посвященной Хатшепсут, в настоящее время проходящей в Музее де Янга в Сан-Франциско. По мнению д-ра Брайан празднество опьянения начиналось с того, что его участники умиротворяли грозную богиню-львицу, например, Мут, красным пивом, которое получало свой цвет от красной охры.

В известной легенде под названием «Уничтожение человечества» повествовалось о том, что если богиня выпьет красного пива, то она больше не будет убивать людей. Как следствие, древние египтяне ассоциировали пиво цвета крови со спасением. Ритуальные песнопения, используемые во время празднества, позволяют предположить, что богиню (вероятно, запечатленную в камне) сажали на трон в храме, затем проносили через зал, а после этого выносили во двор перед храмом. Здесь участники празднования напивались, пели, плясали, занимались сексом и ждали явления богини.

«Общей чертой празднества и современных вечеринок является наличие “предварительно назначенного лидера”, который должен был оставаться трезвым в течение всего мероприятия для того, чтобы позаботиться об остальных», — говорит Брайан.

Праздники Египта классифицируются по-разному. Имеется ряд общенациональных праздников, отмечаемых всеми группами населения. Поскольку ислам является государственной религией, исламские праздники празднуются всеми египтянами. Христианские праздники не являются общенациональными (кроме православного Рождества), однако христианам не запрещается их праздновать.

В Египте этот день выходной. И как правило, родственники навещают друг друга в этот день или просто идут в парки, места отдыха. Многие магазины украшаются елками, игрушками и мерцающими гирляндами в преддверии западного Рождества и Нового года. Все цветочные магазины в Египте на новый год завалены особыми цветами – пуансеттии или как ее еще называют «Вифлеемской звездой» – пятиконечные крупные цветы алого цвета.

В супермаркетах можно купить елку на любой вкус, украшения и прочие новогодние атрибуты.

Однако праздник 1 января не воспринимается многими египтянами как главный праздник года, и его не принято отмечать с таким размахом как, например, в России. Празднование Нового года на западный манер можно считать своеобразной данью моде.

Единственный интересный факт, который я узнала, что в Александрии в ночь с 31 декабря на 1 января есть такая традиция -люди выбрасывают из окон домов и машин стеклянные изделия -бокалы,бутылки и прочее. Зачем, они это делают так и не удалось узнать:) Наверное, на счастье...
Так что, если Вы вдруг оказались в Александрии в Новогоднюю ночь будьте осторожны:)


Исламский календарь - лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) - даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).

Хиджра - лунный календарь, и год в ней - это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли. То есть в нем 354(355) дня; 33 года Хиджры примерно равны 32 солнечным годам.
Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Создание лунного календаря приписывается правившему первым исламским государством после смерти пророка Мухаммеда халифу Омару ибн аль-Хаттабу. По преданиям, праведный халиф Омар обратился к соратникам с просьбой избрать точкой отсчета исламской истории какое-либо знаменательное событие из жизни молодой мусульманской общины. Были разные предложения: рождение Мухаммеда, дата которого с хронологической точностью не установлена, исторические эпизоды его жизни, день кончины пророка. Отправной точкой избрана хиджра - исход из Мекки, в результате которого сформировалась первая община мусульман. Вот уже около 14 столетий вся мусульманская община мира придерживается этого решения.

Месяц в Хиджре - период между двумя новолуниями. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12. Их названия сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.

Мухаррам - один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам - месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммада говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».

мухаррам - араб. محـرّ م‎‎
са́фар - صفـر‎
рабии`у ль-авваль - ربـيع الأول‎
рабии`у с-саании - ربـيع الآخر‎ или ربـيع الـثاني‎
джумаада ль-ууля - جمادى الأول‎
джумаада ль-аахыр или джумаада с-саании - جمادى الآخر‎ или جمادى الـثاني‎
ра́джаб - رجـب‎
шаабан - شعـبا ن‎
рамадан (тюрк. рамазаан) - رمضا ن‎
шавваль - شوّ ال‎
зуль-ка`да - ذو الـقـعـدة‎
зульхиджа - ذو الحجة‎

Цикл состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.

Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный - високосный.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.

В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно - разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года - "ахет". Разлив Нила назывался приходом Хапи - бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.

Подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Люди закупали ткани, сандалии и благовония для умащения. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, с нетерпением ожидая разлива.

Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, бороздили реку, расплывались, уходили на север, а за ними шли новые и новые массы воды. Впереди людской толпы стояли жрецы храмов. На порогах бедных хижин и на мраморных ступенях дворцов - везде люди радостно встречали животворные воды.

В день разлива Нила приносили жертвы Хапи, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. Статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Еще при праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды "святой водой" из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. Кроме того, освобожденные от работы, египтяне навещали в это время друзей и родственников, и вместе с ними поминали предков и славили богов.

Часто древнеегипетский Новый год связывают еще с одним культом - богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года - "ночь Ра", когда происходила битва бога солнца с богами тьмы - проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет - мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.

картины художника Frederick Arthur Bridgman (1847-1928).