Какой свет лучше для школьника. История электрической лампочки для детей

1. Дать детям представление о техническом прогрессе на примере знакомства с историей развития осветительных приборов – электрической лампочки.

2. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.

3. Формировать интерес к истории.

Оборудование: Иллюстрации жизни древних людей, печи и лучины в домах, маяков, старинной улицы и фонарей, керосиновой лампы, длинная тонкая сухая щепка, свеча, спички, блюдце.

Литература:

1. Энциклопедии для детей различных изданий.

2. «Что было до …» О. Дыбина М 2002г.

3. « Как солнце в дом пришло» изд.»Малыш» 1975г.

Словарная работа: лучина, свеча, фитиль, печь, керосиновая лампа, фонарь, маяк, электрическая лампочка, светильники, люстры.

1. Средства освещения – от костра до керосиновой лампы.
2. Газовые фонари и электрическая лампочка.
3. Применение электрической лампочки в жизни современных людей.
4. Составление цепочки «История лампочки» (Дидактическая игра).

Вопросы к детям:

1. Почему людям плохо без электрического света?

2. Как Вы думаете, а лампочки всегда были?

(Ответы детей)
Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь, на котором
готовили пищу и грелись. От костра в пещере было светло и тепло.
(См. иллюстрацию.)

Прошло много-много лет, люди стали жить в домах.
Костер пришлось спрятать в печь из камня и кирпича.
Почему? (Ответы детей).

По вечерам, чтобы было светло, зажигали лучину.
А что такое лучина? (Ответы детей).
Лучина – сухая тоненькая и длинная щепка. (См. иллюстрацию).
(Провести опыт): зажечь щепку и предложить детям ответить на вопросы:

1. На долго ли хватало лучины?

2. Удобно ли это было людям?

Да, это было не очень удобно, и люди придумали свечу. (Провести такой же опыт со свечёй), подставить под пламя стекло или блюдце, увидеть копать и сделать вывод с детьми.
Сейчас свечи зажигают на новогодних ёлках, на праздниках. А сто, двести лет назад во дворцах, на улицах, в домах, театрах горели свечи. Когда в комнате горело много свечей, становилось жарко и душно. Со временем люди изобрели керосиновую лампу.
(См. иллюстрацию), можно показать и настоящую керосиновую лампу и рассказать о её работе. С такой лампой можно было выходить и в дождь, и в снег, и в ветер.
В домах светло, а на улице темным-темно. Вот и придумали люди уличные фонари.
По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно. (См. иллюстрацию).
Отгадайте загадку – «огонек в стекле запаян, как зажёг его хозяин»
(Ответы детей).
Конечно, это электрическая лампочка. Придумал её русский инженер Александр Лодыгин. Электрическая лампочка очень удобная, как Вы думаете, почему?
(Ответы детей).

1. Да, ярко светит, щёлк – засветилась, щёлк – погасла. Ни запаха, ни дыма.

2. Ребята, а где теперь используют люди электрическую лампочку. (Рассматривание иллюстраций, выводы детей.)

Дидактическая игра «История лампочки» (Составление цепочки).



Приключения Лампочки

Игровой комплекс

Задачи:

    закреплять знания об электроприборах, правил безопасного поведения с бытовыми электроприборами; стимулировать развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение классифицировать предметы бытовой техники ; поддерживать желание детей соблюдать игровой сюжет, помогать игровому персонажу, проявлять сообразительность, находчивость, доброжелательность. воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.

Игровое оборудование:

    дидактическая коробка «Определи на ощупь!»; карточки со схематическим изображением игрушки; картинки для игры «История лампочки». (солнце, костер, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка); наборы счетных палочек.

Ход игрового комплекса

Воспитатель (В). Ребята, прислушайтесь,… Кто-то плачет?

Подходят к закрытой коробке. Воспитатель заглядывает в коробку.

Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Ярко солнышко светило,

Но когда ушло оно,

Сразу стало нам уныло,

Очень мрачно и темно.

Только я не унываю –

И скорее свет включаю.

В вазе солнышко живет,

Ваза свет чудесный льёт!

Вот оно, магическое

Солнце электрическое!

Кто поможет нам ответить,

Что за вазочка нам светит?

Дети. Это лампа! (Дети находят в коробочке модель лампочки).

В. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь? Ребята, как вы думаете, что могло случиться с этой лампочкой? (Она потерялась, ее забыли, она осталась одна и т. д.)

Давайте спросим у нее самой.

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили…. я жила в доме с большой и дружной семьей: девочка Аня, мальчик Ваня, их мама и папа, бабушка и дедушка. Но меня-то они очень обижали…

Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

В. Дети, как вы думаете, за что могла лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем).

Ребята, а из вас кто-то боится темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т. д.)

Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки, поиграем в игру «Темная комната».

Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.

Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.

В. Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы чувствовали? что делает человек в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли! Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днем никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.

В. Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы.

Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».

В. Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы. Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Лампочка. Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа! (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на улице, в транспорте и других местах).

Древние люди жили в пещерах и обходились без электрического света. Чем они освещали свое жилище? (Костром). А знаете ли вы моих предков – чем люди освещали свое жилье в разные времена?

В. Ребята, давайте расскажем лампочке ее историю!

Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.

Материал: картинки для игры «История лампочки».

Воспитатель. Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями.

Примерные рассказы детей:

Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единствен­ным для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в тем­ноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».

Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников».

Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар».

Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня их часто используют как новогодние подарки.

Как вы думаете, чем неудобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.

Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые : уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно».

Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоян­но надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электричес­кую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в на­ших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так приятно вас слушать! вы, оказывается, знаете обо мне немало…

В. Что же опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

В. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки). Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т. д.).

Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

Цель : закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

В. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

В. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т. д.)

В. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

В. Дорогая Лампочка, мы сейчас поиграем с ребятами в игру «Найди подходящие предметы», в которой можешь участвовать и ты!

Игра «Найди подходящие предметы»

Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами, стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Игровые действия: команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.

Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

В. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, миксер электрический, миксер механический, венчик.

Холодильник – кладовка, погреб;

Электрочайник – обычный чайник;

Стиральная машина - стиральная доска и таз с водой;

Посудомоющая машина – кухонная раковина;

Тостер – сковорода – мангал для костра и т. д.

В. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Лампочка. Папа в этой семье не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

В. Ребята, поможем ему «починить» все приборы?

Игра «Выложи из палочек »

Цель: Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Игровые действия: составлять из счетных палочек контур предмета в соответствии с предложенным силуэтом, высказывать предположения по преобразованию фигуры.

Материал: наборы счетных палочек.

Ход игры

В. Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа). Папа этих детей никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счетных палочек. (Выполняют вместе).

Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу.

Показывает силуэты разных видов ламп:

Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

В. Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит? затем самостоятельно выложите такую же лампу из счетных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть и новые – экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые энергосберегающие.

В. Ребята, как вы думаете, почему? Вспомните, как мы с вами в проекте исследовали отличия обычной лампы накаливания и энергосберегающей. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку ребят в необходимости заменять старые лампочки.

Игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

В. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.

Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т. т.)

Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что……...

Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что…

Электроэнергию надо беречь, так как…

Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

Если не выключать свет днем и ночью, то…

Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

Фонари на улице перестали светить, поэтому… и т. д.

Лампочка. Вы, ребята, молодцы!

Воспитатель. Ребята, мы можем передать этой семье наши памятки, как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию, которые вы изготовили вместе с родителями: «Уходя, гасите свет!», «Берегите электричество!», «Сделайте правильный выбор!», «Не освещай пустые комнаты!», «Не включай одновременно много электроприборов!» и др.

Удобное и безопасное освещение - важнейшее условие эффективной организации рабочего места для ребенка школьного возраста. Именно за письменным столом он будет выполнять большую часть домашних заданий и от того, насколько правильно подобрана настольная лампа для школьника, во многом зависит успешность учебного процесса.

На что стоит обратить внимание

Лампы настольного типа принято классифицировать по ряду признаков, в том числе внешнему виду, особенностям работы, характеристикам лампочки и другим параметрам. При выборе настольной лампы рекомендуется обратить внимание на такие параметры, как:

  • место размещения;
  • мощность лампы;
  • размеры осветительного прибора и т.д.

Размещение и фиксация светильников

Один из основных показателей - способ установки. Светильники фиксируют либо к корпусу стола (на краю), либо они стоят на ножке - статической или динамической. Последний вариант предпочтительнее, поскольку позволяет менять направление света в нужную сторону.

Основание светильника должно быть достаточно увесистым, чтобы избежать его отклонений или скольжения по столу. Предпочтительны осветительные приборы на струбцине, так как они жестче крепятся на рабочем столе.

Важно! Если ребенок правша, источник света нужно располагать слева от него. Если же левша, наоборот - справа.

Очень практичное решение - разместить лампу рядом с рабочей зоной, а не прямо на письменном столе. В результате на столе появляется дополнительное свободное место. Такие лампы устанавливаются на пол или же фиксируются на стене. Если такая лампа размещена в непосредственной близости от стола, с точки зрения функционала она ничем не отличается от настольного варианта.

Способ управления светом

Оптимальный вариант - светильник, у которого выключатель расположен в основании или на плафоне. Переключатель должен иметь достаточный ход и не залипать при нажатии.

Размеры светильника

Лампы с фиксацией на краю стола оснащаются удобными трансформирующимися ножками, благодаря чему появляется возможность регулирования высоты установки источника света, а также угла светового потока. Высота установки обычно колеблется между 20 и 100 сантиметрами, однако встречаются и более длинные ножки. Наиболее комфортного освещения можно добиться, если длина ножки составляет не менее 50 сантиметров, иначе свет будет отражаться от поверхности книги (тетрадки) или ослеплять ребенка.

Размер лампы должен находиться в соответствии с габаритами стола. Такое требование предъявляется не только из эстетических, но и практических соображений. Если какие-то части осветительного прибора выступают за границы стола, то велика вероятность опрокидывания лампы по неосторожности. Также следует иметь в виду, что слишком габаритное устройство не позволит разместить на столе другие полезные предметы.

Самая тяжелая часть прибора освещения - его основание. Делается это специально, чтобы придать настольной лампе устойчивость, что позволяет повысить безопасность эксплуатации устройства. Однако если светильник нужно часто перемещать, то лучше выбрать лампу с легким основанием.

Штатив

Наиболее комфортное освещение обеспечивается, когда плафон располагается на уровне глаз. Штатив позволяет настраивать нужную высоту благодаря наличию складывающихся и выдвигающихся механизмов. Также существуют гнущиеся (гибкие) штативы. Особенно удобны в использовании гибкие кронштейны для детей, поскольку позволяют без труда настраивать нужное положение устройства освещения.

Световые характеристики

Главный параметр, на который нужно ориентироваться при выборе лампы для первоклассника (да и любого другого пользователя), - качество света. Чтобы сделать правильный выбор при покупке лампы, рекомендуется разобраться в некоторых технических нюансах осветительных приборов.

Виды ламп

Самым распространенным типом источника света по-прежнему являются лампочки накаливания. Их главное достоинство - дешевизна. Однако им и существенные недостатки, в том числе не слишком долгий срок эксплуатации, высокое потребление электроэнергии. К тому же, использование ламп накаливания приводит к перегреву плафона.

Люминесцентные лампы имеют массу преимуществ, в том числе отсутствие перегревания, продолжительный срок эксплуатации и экономичность. Следует иметь ввиду, что такой источник света характеризуется искажением цветов, что плохо скажется на зрении ребенка. Чтобы сделать правильный выбор, рекомендуется посмотреть на аббревиатуру, указанную на упаковке изделия. Лучшая цветопередача при работе с графикой достигается светильниками, промаркированными буквой Ц. А вот для чтения с бумажного носителя следует выбрать изделие, на котором есть аббревиатура ЛТБ, поскольку они дают теплый белый цвет.

Галогенные источники света характеризуются максимально приближенным к натуральному спектру излучением. Галогенные светильники дают мягкий и рассеянный свет. Другие преимущества галогенных устройств включают долгий срок службы и экономность в расходовании электроэнергии.

Светодиодные лампочки дают качественный свет. Такие источники света оснащены регулировкой мощности, они экономичны и служат в течение многих месяцев или даже лет.

Обратите внимание! Светодиодные лампы предлагаются с часами, термометрами, календарями и другими полезными функциями.

Мощность лампы

Если выбор пал на лампы накаливания, следует обратить внимание на их мощность. Офтальмологи рекомендуют выбирать источники света мощностью от 40 до 60 Вт. Особенно важно придерживаться этого совета, когда речь идет о ребенке. Использование слишком слабых или слишком мощных ламп приведет к ухудшению зрения (в первом случае будет плохая видимость, во втором - яркий свет будет слепить). Максимально допустимый показатель мощности - 100 Вт.

Особенность светодиодных ламп - высокое качество света при низкой мощности. Для обеспечения того же уровня освещения рабочего места ученика, какой дает лампа накаливания, потребуются диоды гораздо меньшей мощности. К примеру, 60-ваттную лампочку накаливания заменяет 10-ваттное светодиодное устройство.

Оптимальный вариант - светильник с регулировкой мощности. Такое устройство стоит дороже, зато позволяет обеспечить более комфортное освещение. Например, при чтении бумажного носителя лучше уменьшить мощность освещения, а при работе с компьютером - увеличить.

Цветовая температура

Важный показатель работы осветительного устройства - цветовая температура. Одинаковые по мощностным характеристикам источники света могут давать разные типы цветов: белый, дневной, холодный или же теплый. Холодный белый или дневной свет приводят к быстрой усталости глаз ребенка. Для освещения рабочего места рекомендуется использовать теплые цвета. Цветовая температура для комфортного чтения должна быть в рамках 2700–3200 К, световой поток - в пределах 400–700 лм.

Обратите внимание! Для ламп накаливания понятие цветовой температуры неприменимо, поскольку они всегда дают только теплый свет.

Форма и материал плафона

Не рекомендуется выбирать настольные лампы со слишком сложными формами плафонов - это непрактично. Оптимальное исполнение плафона - в виде трапеции. Плафон трапециевидной формы позволяет наиболее эффективно распределить поток света и создать комфортное освещение для детских глаз.

Цвет плафона не должен быть слишком ярким, чтобы не раздражать глаза. Лучше всего, если светильник мягких пастельных тонов.

Важно! Поверхность светильника не должна быть глянцевой. Такой материал дает блики, поэтому нужно выбрать осветительный прибор с матовой поверхностью.

Важный вопрос - материал, из которого изготовлен светильник. Предпочтение следует отдавать только высококачественному пластику. Дешевая пластмасса не выдержит повышенной температуры и рано или поздно станет плавиться. Металлические плафоны приобретать не стоит, поскольку о них легко обжечься.

Заключение

Даже самая дорогая и качественная настольная лампа не заменит ребенку естественное освещение. Для длительной работы за письменным столом нужен не только местный, но и общий свет. Яркость общего света может быть и небольшой. Оптимальный вариант - комбинированное освещение. В этом случае глаза ребенка будут меньше уставать во время занятий.

Выбор настольной лампы для школьника это очень серьезное дело. И непоправимые ошибки здесь могут негативно сказаться на здоровье вашего ребенка.

Акцент в первую очередь нужно делать не на дизайне и функциональности, а на безопасности такого источника света.

Хорошую лампу можно подобрать по трем главным составляющим:

  • тип лампочки и ее характеристики
  • штатив и плафон
  • крепеж и место расположения на столе

Если понравившаяся модель проходит по этим параметрам, уже далее обращаете внимание на другие полезные функции и атрибуты - порты USB для зарядки гаджетов, часы с будильником и т.п.

При этом не путайте интерьерную настольную лампу и лампу для школьника.

Это совершенно разные изделия, выполняющие разные задачи.

Тип лапочки внутри светильника

На сегодняшний день в магазинах представлен очень богатый выбор настольных светильников, как с простыми лампочками накаливания, так и со светодиодными.

Классические люминесцентные энергосберегайки, можно сказать свой век отжили.

Да и заниматься демеркуризацией помещения, в случае если такая лампочка разобьется, охота далеко не каждому.

Ядовитые пары ртути в детской комнате, это не совсем то, чего желают родители для своих детей.

Поэтому такие лампочки отбрасывайте сразу.

Коэффициент пульсации

Среди остальных видов нужно выбирать те модели, которые не дают мерцания. Даже обычная лампочка Ильича, провоцирует очень большую нагрузку для глаз.

Одно дело, когда такие источники света висят под потолком. И совсем другое, когда они расположены в нескольких сантиметрах от вашего ребенка.

Визуально вы не будете замечать такого мерцания света. Чтобы проверить этот эффект прямо в магазине, просто посмотрите на включенный светильник через камеру смартфона.

Такой простой и незамысловатый эксперимент, позволит вам избежать ошибок при покупке.

От качественной лампы на экране не будет никаких полосок, только одно светлое пятно. Чего не скажешь про дешевые экземпляры.

Например у 60-100 ваттных ламп накаливания, коэффициент пульсации доходит до 14%. А санитарными нормами в жилом помещении рекомендуется не более 10%.

Причем здесь зависимость обратная. Чем больше мощность лампы, тем меньше ее пульсация. Но к сожалению, 150Вт или 200 Вт обогревайки уже практически не купить.

А они как раз таки лучше всего вписывались в норматив – 5-7%.

Поэтому с медицинской точки зрения смотрите не на экономию в ваттах или дизайн светильника, а на то, какое влияние он оказывает на глаза при длительной работе.

Также не забывайте про безопасность. Что будет, если у вас в доме случится скачок напряжения и оно попадет на разогретую лампочку накаливания?

Взрыв и разрушение стекла в этом случае, не такое уж и редкое явление. Но одно дело, когда это происходит внутри люстры или бра.

И совсем другое, когда подобное случается перед лицом ребенка выполняющего домашнее задание.

С этой точки зрения простые лампочки в настольных светильниках никуда не годятся.

Еще не забывайте, что о них можно обжечься. Да и корпуса плафонов они нагревают будь здоров, хоть сосиску жарь.

Вот и получается, что единственно приемлемый вариант на сегодня для настольных ламп – это светодиодные Led модели.

Мощность

Какой мощности их выбрать? Изначально офтальмологами были выработаны рекомендации для обычных лапочек накаливания.

Их мощность не должна была превышать 60Вт.

Почему именно столько? При большей мощности чем 60Вт, падающий свет очень хорошо отражается от белой бумаги тетрадок, книг, альбомов.

У ребенка появляется дискомфорт. Тетрадку хочется отодвинуть подальше или лампу задрать повыше. Как следствие, зрение напрягается.

Оптимальная высота расположения источника света до поверхности стола – 35см.

А если на столе стоит компьютер, то лампа должна возвышаться над ним, а не располагаться сбоку. Иначе бликов не избежать.

1 of 3




Симпатичные и смешные карапульки даже не берите в расчет.

Но мы с вами договорились, что источники в виде лампочек накаливания использовать не желательно. Как же перенести эти расчетные 60Вт на светодиодные модели?

Есть таблицы соответствия разных типов ламп по отношению к обычным. Воспользуйтесь ими.

Согласно этим таблицам, для рабочего стола школьника достаточно будет светодиодных моделей мощностью 6-8Вт.

Однако не все Led светильники “одинаково полезны”. Разница эффективности освещения при одинаковой мощности у них может достигать почти 40%.

Поэтому здесь ориентируются в первую очередь на такой параметр как освещенность рабочей зоны. Что это такое, как ее подсчитывают, как не перепутать люксы с люменами, и с чем все это ”едят”, подробно читайте в статье ниже.

Если бюджет позволяет, то идеальным вариантом будут марки с регулируемой яркостью и встроенным диммером.

С одним и тем же светильником, будет комфортно работать как с книгами и тетрадками, так и за компьютером. При работе с бумажными изделиями убавляете мощность, а при переходе к монитору, добавляете ее.

Если модель не диммируемая, то при покупке в магазине возьмите с собой чистый лист белой бумаги формата А4. И подложите его под включенную лампу.

Если вас слепить не будет, можете смело покупать такой светильник и лампочку к нему.

Цвет свечения

Еще один не маловажный параметр – цвет свечения. В рабочих зонах офисов или контор, предпочтителен именно холодный оттенок.

Говорят, что он здорово повышает концентрацию и производительность.

Однако для сетчатки ребенка более безопасным является теплый оттенок.

Такое свечение соответствует температуре от 2700К до 3200К.

Данные по температуре всегда можно найти либо на коробке из под лампочки, либо на ее корпусе.

Всегда обращайте внимание на цвет. Порой он может преподносить неприятные сюрпризы.

Устройство и конструкция штатива и плафона

Очень важно, чтобы штатив был подвижным. Мог складываться, менять угол, направление свечения.

И все это без перемещения самого основания настольной лампы. То есть, поставили ее в одно место на столе, и подвижной ногой регулируете, куда и как направить поток света.

Моделям с длинным штативом нужно отдавать предпочтение. Самое главное, для сохранения зрения подобрать правильный угол наклона, чтобы свет не бил в глаза.

И чем больше у вас есть позиций, в которых вы можете зафиксировать настольную лампу, тем лучше. Потому что поверьте, для письма нужно одно положение штатива, а для рисования уже другое.

Сама голова или плафон также должны изгибаться и крутиться.

При этом не выбирайте модели:

  • у которых плафоны имеют яркую раскраску

Они будут отвлекать внимание и играть роль раздражителя для глаз. Лучший цвет – нейтральный (черный, белый), либо темно зеленый.

  • с не глубокими плафонами

Если речь идет не о светодиодных плоских вариантах, а о конусных плафонах, где спрятаны грушевидные лампочки, то нельзя допускать, чтобы сама лампочка выглядывала за края.

Она всегда должна быть полностью утоплена внутри корпуса.

  • с рассеивателем в виде отдельных крупных точек на панели

Появляется все больше настольных вариантов с несъемными и незаменяемыми светодиодными панелями. Но если одни из них способны давать ровный световой поток, то вот другие, светят как бы отдельными яркими точками.

А еще посчитайте количество светодиодов в этих панельках. Рекомендуемое число – не менее 12шт.

Хотя все может зависеть от их мощности. Однако при большем количестве и свет будет более равномерным.

  • выполненные из не термостойкого материала

Хоть светодиоды и не греются, но не забывайте, что это все-таки электрический аппарат. И какой бы дорогой не была модель, замыкания все равно теоретически возможны.

Крепление и расположение

Немаловажный фактор безопасности – как настольная лампа крепится или стоит на рабочем столе.

С наступлением осени перед родителями всех школьников встает важнейшая задача – подготовить ребенка к учебе и сделать так, чтобы его учебный процесс протекал как можно эффективнее и безопаснее. А поскольку дети выполняют большинство своих домашних заданий в стенах родного дома необходимо обеспечить им нормальные условия, которые подразумевают правильную организацию учебного места.

Особое значение придается выбору правильного освещения способствующего сохранению у ребенка хорошего зрения и не мешающего комфортному усвоению школьного материала.

Как правило, в качестве основного источника освещения применяется настольная лампа. Выбор такого светильника – дело хоть и несложное, однако относиться к нему пренебрежительно нельзя. Качественная может быть самой различной формы и мощности, поэтому подбирать ее необходимо исходя не только из личных предпочтений ребенка, но и с учетом того, как организовано учебное место.

Глаза ребенка очень чувствительны, а значит источнику света, который будет стоять на письменном столе, нужно уделить особое внимание. В этой статье мы подробно рассмотрим процесс выбора и покупки настольной лампы и дадим несколько ценных советов по ее эксплуатации.

Рад приветствовать всех читателей на сайте «Электрик в доме » сегодня я бы хотел опубликовать статью на тему выбора настольной лампы для школьника. Чем следует руководствоваться и на какие моменты стоит обратить внимание при покупке.

Как выбрать настольную лампу для школьника

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уставал как можно меньше и не страдал от проблем со зрением, то тогда постарайтесь отнестись к выбору локального освещения со всей серьезностью. Мы подготовили для вас несколько рекомендаций следуя которым, вы сможете приобрести отличную настольную лампу с минимальными финансовыми и временными затратами. Итак, приступим.

Финансовая сторона вопроса

Большинство родителей идут в интернет с одним единственным вопросом, сколько стоит настольная лампа для школьника ? Старайтесь никогда не приобретать дешевые настольные лампы.

Разумеется, у каждой семьи есть свой определенный бюджет, который может не предусматривать больших затрат на такую продукцию, однако помните – нет никакой гарантии, что источник освещения, приобретенный вами по низкой цене, прослужит вам длительное время. Лучше приобрести изделие среднего класса, характеристики которого, хоть и не будут хватать звезд с неба, но зато смогут удовлетворить большинство потребностей в качественном освещении.

Эстетический вид и дизайн

Каждый человек хочет, чтобы все, что находится в его доме, было красивым и стильным, однако дети любят постоянно отвлекаться на мелкие детали, так что приобретать броскую и вычурную настольную лампу не стоит. Купите светильник, изготовленный в офисном стиле, дизайн которого не будет предусматривать наличие ярких цветов.

Организация рабочего места от этого не пострадает, зато ребенок сможет по-настоящему сосредоточиться на выполнении домашних заданий, и не будет обращать внимание на окружающую обстановку.

Функциональные характеристики лампы для школьника

Перед тем , подумайте над тем, какие функциональные особенности светильника будут для вас наиболее востребованы. Удобный переключатель, возможность регулировки наклона плафона , простота замены лампы – все это имеет огромное значение для обеспечения эффективного использования источника света. Мы выделили несколько элементов настольной лампы, на которые нужно обратить особое внимание.

Способ крепления лампы к поверхности

Основание настольной лампы должно быть прочным и тяжелым, дабы светильник не наклонялся и не скользил по столешнице. Также можно приобрести светильник на струбцине – крепление к краю стола позволит сэкономить учебное место.

Так настольная лампа для школьника крепится к столу с помощью кронштейна (струбцины).

Крепление настольной лампы на рабочем столе с помощью прищепки.

На рабочем столе ребенка лампа должна устанавливаться с левой стороны от него (если ребенок левша то справа).

Размер светильника играет роль

Забудьте о лампах небольшого размера. Источник света обязательно должен располагаться на ножке длинной не менее 40-50 см. В противном случае свет будет отражаться от поверхности тетради или стола, и попадать ребенку в глаза, а это очень вредно для зрения.

Способ управления освещением

Самыми удобными в эксплуатации считаются светильники, выключатель которых находится на основании или же плафоне. Кнопка включения/выключения должна иметь хороший ход и не западать.

Регулировка положений и наклона

В настоящее время огромной популярностью пользуются настольные ламы с возможностью регулировки высоты и поворота плафона. Светильники на хорошем гибком штативе очень практичны, и не потребуют много времени для своей подготовки к работе.

Старайтесь выбирать высокие лампы (30-45 см), поскольку, чем сильнее рассевается свет, тем большая площадь стола будет освещена.

Световые характеристики настольной лампы

Первый критерий, на основании которого необходимо выбирать настольную лампу для школьника – качество света. Мы выделили для вас три основных составляющих, играющих решающую роль в процессе получения качественного света.

Какой должна быть мощность лампочки?

Ни в коем случае не пренебрегайте мощностью лампочки. Максимально допустимым значением считается 100 Вт (для ламп накаливания), однако это не значит, что следует останавливаться именно на этом варианте. Опытные офтальмологи считают, что для обеспечения комфортного освещения ученического стола вполне достаточно лампочки 60 Вт . Что же касается светодиодных ламп, при их выборе можно смело ориентироваться на мощность 8-10 Вт .

Обязательно поинтересуйтесь у ребенка о том, как он себя чувствует при данном освещении в процессе выполнения домашних заданий. Попробуйте подобрать такую лампочку, свет от которой обеспечит глазам школьника максимальный комфорт и не будет, при этом, оказывать негативное воздействие на зрение. Если ребенку достаточно тех условий, которые создает лампочка мощностью 60 Вт, то оставьте ее. Если же нет – приобретите более яркую лампочку – 75-100 Вт.

Цветовая температура свечения светильника

Обязательно обращайте внимание на цветовую температуру светильника , которую он излучает. В последнее время стали очень популярны энергосберегающие и светодиодные лампы. Многие родители чтобы сэкономить на электроэнергии используют именно их. Но не все знают о такой характеристике как цветовая температура ламп и что одинаковые по мощности лампы могут излучать разный цвет, например белого, дневного или теплого света.

Для тех кто не знает что это за характеристика у меня есть отдельная статья на эту тему цветовая температура светодиодных ламп , пожалуйста, заходите и ознакамливайтесь.

Если использовать лампы холодного белого или дневного цвета в настольном светильнике глаза от такого освещения будут быстро уставать, что может негативно сказаться на зрении ребенка. Поэтому если Вы используете экономные лампы, то подбирайте их с теплой температурой свечения. Есть определенные требования и к цветовой температуре – она должна быть в пределах 2700-3200 К .

Кроме того, старайтесь выбирать такой осветительный прибор, световой поток которого не выходит за рамки диапазона 400-700 лм .

Что же касается обычных ламп накаливания, у них отсутствует такая характеристика как цветовая температура, так как все они светят теплым светом. А насчет номинальной мощности такой лампочки, то она чаще всего составляет 60 Вт .

Форма и материал исполнения плафона

Старайтесь не приобретать настольные лампы с чересчур вычурными формами плафонов. Оптимальный вариант – светильник, изготовленный в форме трапеции. Такая форма не мешает распределению светового потока и обеспечивается максимально комфортное освещение для детских глаз. Также не стоит забывать и о цвете лампы. Правильно подобранный оттенок способствует снижению нагрузки на зрение и помогает создать дополнительный эффект освещенности.

Плафон, выбранный вами настольной лампы, должен быть изготовлен только из качественного пластика. Дело в том, что дешевая пластмасса не способна выдерживать воздействие высоких температур и может расплавиться в любой момент. Что же касается металлических плафонов, то их также не рекомендуется приобретать, так как об горячий металл очень легко обжечься.

Какая настольная лампа лучше для школьника светодиодная или энергосберегающая

Если подвести итог всему вышесказанному, то можно сделать следующий вывод – лучшей настольной лампой считается та, которая нравится школьнику и не вредит его здоровью. Выбрав подходящий светильник, не спешите его приобретать. Сначала проверьте наличие сертификатов, подтверждающих качество товара, и внимательно осмотрите конструкцию лампы.

Особое внимание необходимо обратить на качество изоляции проводов, поскольку малейшая трещина в кабеле может привести к короткому замыканию и выходу осветительного прибора из строя. Не стоит забывать и о патроне – лампочка в него должна вкручиваться без особых усилий.

В настоящее время многие продавцы советуют покупателям приобретать энергосберегающие люминесцентные лампы, излучающие холодный белый свет.

При изготовлении таких лампочек использует ядовитая ртуть, поэтому мы рекомендуем вам не поддаваться на уговоры сотрудников торговых точек и не делать опрометчивых покупок. Лучше приобретите светодиодную лампу или самую обыкновенную лампу накаливания.

Кстати сегодня очень популярны лампы со встроенными светодиодными панелями и несколькими уровнями яркости. Думаю приобрести себе такую, как только появится обязательно сделаю обзор.

Безопасность превыше всего

Настольная лампа – это не только средство, предназначенное для получения комфортного освещения, а еще и осветительный прибор. Использование такого светильника, особенно если в его устройстве есть какие-то неполадки, может быть сопряжено с большой опасностью. Перед покупкой обязательно проверьте исправность лампы, осмотрите провода и розетки.

Кроме того, никогда не приобретайте продукцию, качество которой не подтверждено наличием соответствующих сертификатов безопасности. Настольная лампа для школьника должна быть надежной, удобной в использовании и практичной.

Качественная настольная лампа может сыграть огромную роль в учебном процессе. От освещения зависит очень многое, так как большая нагрузка на детские глаза приводит к быстрой утомляемости и не позволяет ребенку нормально сосредоточиться на усвоении учебного материала.

Не стоит бежать в ближайший магазин и приобретать первый попавшийся светильник. Внимательно изучите предлагаемый покупателю ассортимент, определите потребности ребенка в освещении и только потом делайте выбор.

22.08.2019 9629

Начало учебного года близко: скоро школьники засядут за учебники и тетрадки. Родители мечутся по школьным базарам в поисках портфелей и прочих принадлежностей. В погоне за «линеечкой по три двадцать» и немаркой формой многие забывают об элементарных вещах: рабочем столе для ребенка и его правильном освещении.

Почему это важно

Большую часть времени современные люди, в том числе и школьники, сидят: на работе и учебе, в транспорте, перед компьютером и телевизором. «Человек сидячий» стал таким вовсе не из-за лени. Работая и обучаясь, мы вынуждены находиться за столом больше половины сознательной жизни. Сменить занятие на более подвижное получается не всегда. Чтобы сохранить здоровье, приходится прибегать к ухищрениям: эргономичной мебели и продуманному освещению.

Аргумент «прадед и при лучине писал» не работает: объемные домашние задания и доклады - это вам не урок чистописания в церковноприходской школе. Для поиска информации учащиеся пользуются не только книгами, но и цифровой техникой. Всего за пару поколений нагрузка на зрение возросла многократно. Первоочередная задача светильников – ее снижение. Кроме того, ученые выяснили, что правильное освещение повышает работоспособность.

Как правильно

Знания подавляющего большинства об освещении рабочего места сводятся к одной прописной истине: «свет должен падать слева». На деле правил несколько.
  • Больше дневного света - не значит лучше. Стол, расположенный прямо перед окном – неудачное решение. Отражающиеся от светлых тетрадных листов и других поверхностей солнечные лучи раздражают глаза. Как следствие – утомляемость и снижение остроты зрения.
  • Все лишнее – вон! Чтобы тени и блики не мешали грызть гранит науки, посторонние предметы, особенно блестящие или заслоняющие свет, нужно убрать со стола.
  • Умеренность. Необходимо «дозировать» и естественное, и искусственное освещение. Так, мощность подходящей лампы накаливания не должна превышать 60 – 80, светодиодной – 8 – 10 ватт.
  • Правило рабочей руки: светильник для правши размещается слева, для левши – справа.
  • Работа под прикрытием. Нельзя использовать лампу без абажура или рассеивателя. Концентрированный свет скорее ослепляет, чем освещает.
  • Практичность важнее красоты. При выборе между простым устройством с регулятором высоты и менее подвижным дизайнерским произведением предпочтение лучше отдать первому варианту.

Идеальная лампа для школьника – это:

  • конусообразный или трапециевидный плафон;
  • приглушенный цвет, не отвлекающий от занятий;
  • отсутствие опасных элементов: бьющихся деталей; источников света на основе ртути; материалов, накапливающих пыль и способных загореться;
  • прочная конструкция с функцией изменения высоты прибора, а также направления света;
  • устойчивость за счет крепежа или широкого основания;
  • матовая поверхность, не создающая слепящих бликов.

А чем светить?

Источник света важен так же, как и устройство светильника. В настольных приборах используются следующие разновидности:
  • лампы накаливания , создающие комфортное для зрения свечение и отличающиеся высокой цветопередачей, имеют ряд недостатков: сильно нагреваются, бьются и нуждаются в частой замене;
  • компактные люминесцентные лампы , пусть и в малом количестве, содержат ртуть, а значит потенциально опасны; кроме того, КЛЛ мерцают, утомляя глаза;
  • светодиодные лампы и светильники на светодиодах , пожалуй, оптимальны: свет качественных моделей не пульсирует и не искажает цвета, изделия долго служат и потребляют мало энергии.

Быстрый просмотр

При выборе источника света ориентируйтесь на основные характеристики:

  • мощность, показывающую «прожорливость» лампы;
  • световой поток, характеризующий интенсивность излучения;
  • цветовую температуру, обозначающую цветность света;
  • коэффициент пульсации светового потока;
  • индекс цветопередачи.
Если с прочими пунктами все ясно, то параметр «цветовая температура» требует разъяснений. Подробно о ней можно прочитать .

Для уголка школьника категорически не подходят источники света с холодным белым свечением и цветовой температурой от 5000 К и выше. Такое освещение больше пригодно для просторных общественных помещений. Слишком теплый свет – также спорный вариант. Он расслабляет и не очень способствует активной умственной деятельности. Впрочем, использование таких ламп допустимо. Нейтральный белый свет со значением цветовой температуры в пределах 3300 – 5000 кельвинов хорошо подойдет для рабочего места. Он помогает сконцентрироваться и взбодриться, при этом, в отличие от холодного, не создает напряжения и тревожности.

Полный ассортимент настольных ламп представлен в нашем