Конспект занятия по лепке в старшей группе тема «Овощная ярмарка. Конспект занятия по нетрадиционной лепке в старшей группе

Евграфова Наталья Евгеньевна

воспитатель 1 высшей категории

ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»»

Занятие по лепке в старшей группе «Сказочная Гжель»

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, плоскостной сервиз из белой бумаги, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. А вы радовались когда шли в детский сад?

Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад, вас видеть я!

Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А , вы любите путешествовать? Мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас узнаете.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А о каком вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель: Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами. Проходите на стульчики и смотрите внимательно. Расскажу вам сказку.

(1слайд) Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.

(слайд №3) Нашли они в своей сторонушке глину чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

(слайд №4) Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать.

(слайд №5) Один мастер слепил чайники: в виде домика, а на крышке – дом с трубой, а в доме том люди живут.

(слайд№6) При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.

Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. (слайд №7) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.

(слайд№8) Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазеры.

(слайд №9) Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд №10) Лепили гжельские мастера животных и птиц.

(слайд №11) разных барышень в нарядных платьях.

Делают в Гжели и часы. (слайд №12) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами и птицами.

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.

(слайд №13) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

(слайд №14) Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

– О каком промысле эта сказка?

– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

– Каким узором украшают мастера свои изделия?

– Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

– Для чего нужны гжельские изделия?

– Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник и блюдца, которые украшены гжельским цветком. Что не хватает в этом сервизе? Назовите мне предметы, которые должны присутствовать в чайном сервизе?

Ну а сейчас, дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель :Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети приклеивают свои работы на ватмане, располагая их симметрично

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка

«Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте стихотворение о Гжели (Стихотворение читают дети)

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

Деревня в Подмосковье

Пр ославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – ГЖЕЛЬ!

Задачи:

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные) , передавать их характерные признаки.

Закрепить приемы раскатывания, сплющивания, приглаживания, развивать мелкую моторику руки.

Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка» ; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.

Материал:

Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации различных овощей и фруктов, а также иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов, заучивание загадок, пение песни «Собираем урожай» чтение В. Сутеева «Яблоко» , Ю.Тувим. «Овощи» .

Ход занятия:

Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они повезли на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка» ? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму.

Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку.

Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.

Загадки про овощи:

1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали, -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

/Картофель/

2. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

/Помидоры/

3. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?

4. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

5. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/

6. Над землей трава,

Под землей – алая голова.

А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?

Помидор, лук - круглые;

огурец, картофель - овальные;

морковь – удлиненная;

свекла – конусообразная.

Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Помидор – красный;

картофель - белый, розовый;

огурец – зеленый;

свекла – темно- вишневая;

морковь – оранжевая;

лук - коричневый.

Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.

Физминутка "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим,

/движения ребром ладони вверх-вниз/

Мы морковку трем, трем.

/движения ладонями вперед-назад/

Мы морковку солим, солим,

/круговые движения пальцами/

Мы морковку жмем, жмем.

/сжимание ладоней в кулачки/

А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами.

/самостоятельная деятельность детей/

Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?

Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на настоящие овощи.

/анализ работ детьми/.

А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса?

Лук, чеснок – острый,

Картошка – рассыпчатая,

Помидор – сладко-кислый,

Огурец – хрустящий,

Перец болгарский – сладкий.

Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.

Ознакомительный процесс

Работа детей

Программное содержание:

Учить детей создавать образ животного конструктивным способом.

Развивать умение планировать свою работу, лепить последовательно, использовать вспомогательные материалы для передачи выразительности образа.

Продолжать формировать представление о приспособлении животных к зиме.

Развивать творчество, словообразовательные умения детей, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать эмпатические чувства, самостоятельность.

Материалы и оборудование: микрофон, образец пластилиновой фигурки зайца, изготовленной воспитателем, технологические карты, пластилин, стеки, дощечки, кусочки металлического провода (для усов).

Ход занятия в старшей группе

I . Организационный момент:

II . Актуализация знаний детей.

Попробуйте отгадать, о ком или о чем мы сегодня будем говорить. Для этого поиграем в игру

Игра «Да - нет» (теория решения изобретательских задач).

Воспитатель. Вы задаете мне вопросы, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».

Дети задают вопросы по плану:

Это живое?

Это растение (животное)?

Это зверь (птица, букашка)?

Это дикое (домашняя) животное?

и т. д., пока не отгадают, что это - заяц.

Воспитатель. - Я уверена, что вы много знаете про зайцев. Давайте расскажем это во время игры .

Игра «Я знаю» (упражнение «Микрофон»):

«Я знаю, что заяц дикое животное, а кролик, похожий на зайца, - домашнее животное»

«Я знаю, что есть заяц-русак и заяц-беляк».

«Я знаю, что зайцы не строят постоянного жилья.»

«Я знаю, что зайчата рождаются зрячими и могут сразу самостоятельно передвигаться».

«Я знаю, что зайцы не делают запасов на зиму»

Упражнение «Почему у зайца короткий хвост»? (Мозговой штурм)

(Гипотезы детей)

Как можно назвать зайца, у которого короткий хвост?

А заяц, у которого длинные уши - ...

III . Общее определение темы, мотивация занятия.

Воспитатель. Как, по вашему мнению, кого мы сегодня будем лепить?

Посмотрите, какого зайчика слепила я. Хотите ли вы научиться лепить такого?

Для чего он может вам понадобиться? Что с ним можно делать? (Играть, подарить)

А если бы я этому зайчику слепила бы лисичку, то какую бы сказку можно было бы разыграть?

В каких еще сказках, мультиках встречается зайчик?

I V. Определение задач для детей (дифференцированно):

Возьмите карточки и рассмотрите их. Кто сам, без моей помощи, сможет изготовить животное?

Задача 1: Слепить зайца по схематическим рисункам.

Задача 2: Кто справится - лепит зайчат.

Все остальные дети выполняют задания по показу и объяснению воспитателя:

Сейчас я покажу, как вылепить зайца , а вы мне поможете - будете смотреть на схематический рисунок и подсказывать что за чем делать. (Показ.)

Как вы думаете, зачем у вас на столах имеются кусочки провода? Как его можно использовать во время лепки зайчика?

Физкультурная минутка

Самостоятельная работа дошкольников по лепке зайчика.

А теперь попробуйте слепить зайчика сами

Лучшей будет та работа, которая будет похожа на образец, опрятная, красивая.

В конце занятия мы вместе оформим выставку ваших работ.

Итог. Рефлексия

Кто научился лепить зайчика ?

У кого он получился похожим на образец?

Что, по вашему мнению, мы знаем про зайцев?

Сейчас проверим.

Проводится интерактивная игра с элементами эмпатии «Я - заяц» (выбирается ребенок, берет на себя роль зайца, все остальные дети задают вопросы о зайце интересующие их).

Лепка. Тема: «Лепка девочки в зимней шубке»

(старшая группа)

Программное содержание: вызвать у детей желание передать образ девочки в лепке. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Развивать образные представления, эстетическое восприятие. Развивать детское творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Приобщать детей к изобразительному искусству.

Материалы и оборудование: куколка в зимней одежде, пластилин, доски для лепки, стека, салфетки, проигрыватель, запись музыки «Зима».

Виды деятельности: коммуникативная, музыкальная, познавательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе зимой, за одеждой взрослых и детей зимой, рассматривание картин о зимних забавах.

Ход НОД:

Дети сидят на стульях, воспитатель сидит перед ними.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель. Да, все верно. Назовите, пожалуйста, другие приметы зимы.

Дети. Падает снег с неба на землю.

Солнце мало греет.

Небо часто закрыто облаками, тучами.

Мороз на улице.

Деревья стоят голые – спят.

Трава не растет.

Некоторые животные впадают в спячку.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А что же делают люди, чтобы не замерзнуть зимой?

Дети. Включают в домах отопление, одеваются в теплую одежду: штаны, куртки, шубы.

Воспитатель. А еще люди греются, бегая или играя в игры. Давайте мы с вами сыграем в игру «Мышеловка».

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Воспитатель. Ну вот, пока мы с вами играли, к нам пожаловала гостья (показывает куколку в длинной шубке, шапке и сапогах). Как вы думаете, ей холодно было к нам добираться? (ответы детей). Почему вы так думаете?

Дети. Она одета очень тепло.

Воспитатель. Ребята, она не просто так пришла к нам. Ей очень грустно играть на улице одной, ее подружки бояться выходить гулять из-за холода. Мы сможем ей помочь? (дети: да). А как мы поможем? (дети: сделать ей подружек). Ну что ж, тогда давайте подумаем, как именно мы будем лепить девочек-подружек. Из каких частей?

Дети. Туловище, голова, руки.

Воспитатель. Давайте рассмотрим форму этих частей. На что похоже голова? Туловище? Руки?

Дети. Голова на круглый шар, туловище на конус, руки на тонкие цилиндры.

Воспитатель. То есть наши куколки будут состоять из нескольких частей. Что же нужно сделать вначале?

Дети. Разделить кусок пластилин.

Воспитатель. Кусок пластилина мы делим на несколько частей. 2 части небольшие: для рук и головы, а одна часть большая – для лепки туловища в длинной шубке. Кусочки поменьше мы откладываем, а большому кусочку начинаем придавать форму. Сначала лепим толстую колбаску, а потом начинаем ее вытягивать так, чтобы одна сторона стала узкая, а другая широкая. Как называется такая фигура? (дети: конус). Когда мы закончили лепить туловище, нужно поставить его на доску и проверить, устойчиво ли стоит. Затем берем один отложенный кусок глины и лепим из него голову. Покажи, пожалуйста, Вероника, как нужно лепить голову.

Ребенок. Нужно из куска глины скатать шар, поставить его сверху туловища, слегка придавить и место соединения сгладить пальцами.

Воспитатель. Молодец, спасибо. А теперь нам осталось сделать руки. Разделим последний кусочек глины на две одинаковые части. Коля, как теперь продолжим лепить руки?

Ребенок. Нужно оба куска пластилина раскатать в колбаски так, чтобы они были одинаковой длины и толщины. Затем приставить их с двух сторон к туловищу и немного надавить. Затем сгладить место соединения.

Воспитатель. Очень хорошо, спасибо. Ребята, когда все части соединены, осмотрите всю куколку – сгладьте все неровности, проверьте соединения частей и в конце с помощью стеки сделайте своим куколкам лицо: глаза, рот, нос. Все понятно? Тогда можете занять свои места и начинать лепку куколок.

Звучит музыка в записи «Падал снег».

Дети выполняют работу. Воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку и помогает советами или похвалой. Когда все дети доделали куколок, устраивается хоровод кукол, во время которого дети сами оценивают свои поделки.

Воспитатель подводит итог НОД.

Воспитатель. Что-то мы засиделись. Давайте покажем нашим куколкам, в какие игры можно играть на улице, чтобы не замерзнуть.

Подвижная игра «Два Мороза».

Проводятся две параллельные черты. По считалочке выбираются два водящих, они располагаются на площадке между этих черт. Остальные дети – в городе, за одной из этих черт. Водящие обращаются к игрокам:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Жители города хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,-
и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился.

Конспект занятия по лепке в старшей группе

Тема «Идет лиса с базара с подарками»

Цель:

Закрепить умение детей лепить фигуру животного, передавать в лепке выразительность образа.

Программные задачи:

Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы, раскатывание пластелина между ладонями, оттягивание деталей, соединение частей путем прижимания. навыки рельефной лепки

продолжать учить детей создавать образ лисы на основе впечатлений от прочитанного произведения;

закреплять приемы работы с пластелином,;

вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное произведение, на собственную работу и работы друзей;

воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимание.

Предварительная работа:

Рассматривание картины «Дикие животные»: Чтение сказки «Жихарка», «Лиса и заяц», обследование игрушки Лиса. Разучивание игры «Хитрая лиса». Рассматривание иллюстраций по сказкам. Показ кукольного театра «Лиса и кувшин». Потешки про лису.

Материал :

пластелин разных цветов (большая часть оранжевого цвета), доски для лепки, стеки, игрушка – лиса, корзина с подарками.

Приемы:

Показ способов действия, показ образца, показ с объяснением.

Методика проведения :

Обследовать игрушку Лисы. Уточнить, спрашивая детей, форму, величину, и

расположенность частей, приемы лепки. Учить детей добиваться выразительности фигурки, используя знакомые приемы оттягивания, сглаживания. По окончании работы, все вылепленные фигурки рассмотреть. Отметить наиболее выразительные.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель : Ребята, посмотрите какая сегодня хорошая погода, светит солнышко все рады новому дню, давайте, и мы с вами возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего дня.

Посмотрите, кто то идет, Ой, да это наша знакомая лиса.

Ребята, я предлагаю вам послушать потешку про лису

Шла лисичка на базар,
Разузнать почём товар:
Куры, утки, гусачок,
Что б купить за пятачок

Воспитатель: Ребята сегодня у нашей лисоньки день рожденья, она идет с базара и несет угощенье для своих подружек. Посмотрите, какая у нас сегодня лиса нарядная, какая у нее красивая юбка. Какого она цвета?

Дети: красного

Воспитатель: Ребята, расскажите какая лиса? Давайте мы ее рассмотрим

Дети: рыжая, хитрая, улыбается….в красивой юбке.

Воспитатель : - Замечательно. Вы назвали много слов, которыми можно описать лису. Можно даже сказать, что мы составили её словесный портрет. А я предлагаю вам слепить лису. Вы каждый по своему видите ту лису, про которую нам рассказала народная потешка. И я предлагаю вам воплотить тот образ, который вы придумали сами. Перед тем как вы приступите к работе назовите мне, пожалуйста, части тела лисы.

(туловище, голова, ноги, хвост, юбка)

Основная часть:

Воспитатель: - Я предлагаю вам начать работу с выполнения головы. Для этого надо раскатать конус, расплющить его, и там, где острая часть сделать надрез. Это будет рот лисы. Глазки, носик вы выполните сами, так, как вы считаете, должно быть.

Туловище, ребята надо сделать из овала, так же расплющив его. Также сделаем и юбку у лисы овал затем его расплющим и растянем их в стороны.

Остались лапы и хвост. Пожалуйста, подскажите, как их сделать.

Каким способом нужно лепить туловище?голову? лапки? Уши? хвост?

Дети: - Нужно взять стеку, отломить кусочек пластелина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластелин в форме овала.

Голову нужно делать так: раскатать пластелин круговыми движениями в форму шара, затем методом вытягивания сделать нос.

Лапки делаются способом раскатывания «колбаски».

Хвост то же способом раскатывания «колбаски», но только «колбаска» должна быть побольше.

Для ушек берется самый маленький кусочек пластелина.

Воспитатель: - прошу, вас не забудьте, что для того что бы «оживить» лису, придать ей выразительности можно использовать дополнительные средства: стеки. Прежде чем приступить давайте с вами подготовим наши пальчики )

Разминка для пальчиков перед лепкой.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Чтоб готов был пальчик наш, сделаем ему массаж.

Потихоньку разотрем, и к другому перейдем.

Чтоб крепка была ладошка, мы похлопаем немножко.

Постучали, а потом мы ладошку разотрем,

Ты потри её ещё, так чтоб стало горячо!

Воспитатель:- Приступайте к работе. Я включаю для вас музыку – она поможет вам в работе. Сейчас вы будете слушать весёлые песенки о лесных обитателях (можете даже подпевать).

Воспитатель: -Возьмите стеку, отломите кусочек пластелина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?

Дети: С туловища (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель: Теперь продолжим. Какую часть вы будете лепить7

Дети: Голову. Мордочку вытягиваем,уши прищипываем.

Воспитатель: Обратите внимание, сначала к туловищу юбке прикрепляется голова, затем ноги, лапки, хвост, к голове – ушки. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

(примечание. Прием изображения исходных форм(головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).

Воспитатель: Какую деталь будем лепить сейчас?

Дети:лапки и ножки(Дети лепят)

Воспитатель:-За какую часть примемся теперь?

Дети: Хвост. Один ребенок описывает процесс лепки

Воспитатель:Молодцы у вас все получается. А что еще осталось слепить?

Дети: - Ушки

Воспитатель:А давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру

Физкультминутка «Рыжая лисичка».

Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши )

Пляшет маленький народ (приседания)

Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)

Мы готовы круглый год (приседания)

Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево )

Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево )

Это рыжая лисичка (прыжки на месте )

Пол кусточком лисий дом.

( Дети проходят к столам)

Заключительная:

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, какие у нас получились лисички. У Кати она как улыбается, а у Миши какой получился красивый хвост,. смотрите вот эта лисичка в красивом сарафане, как наша именинница. Ребята вам понравились ваши лисички?

Дети: да!

Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько разных лисонек у нас получилось, из разных сказок, теперь мы пойдем в гости к нашей лисоньке на день рождения.

Воспитатель: Смотрите, как обрадовалась наша лиса, она хочет с ними поплясать.

Лиска, Лиска, попляши!-
Красоту всем покажи.
Пройдись, лиска, павушкой
По шелковой травушке.
Топни, лиска, лапочкой,
Закружись-ка бабочкой.

Спасибо, дети, на этом наше занятие по лепке закончено. Давайте устроим выставку лисичек и дома придумаем для них новую сказку «На день рождения собрались подружки»